ш ш ш
НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 1 2011
s ай S u О u
Ы
с
s s
u
О
S
X s и с
и о
а С
О
03
ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА ЗОЗУЛЯ,
соискатель Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, старший специалист Центра профессиональной подготовки УВД по Тульской области
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Содержатся предложения по улучшению профессиональной адаптации сотрудников и формированию у них психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях с использованием полосы специальной психологической подготовки.
Ключевые слова: сотрудники специальных подразделений органов внутренних дел, психологическая подготовка, отбор кадров, «полоса психологической подготовки».
G.A. Zozulya, Candidate, State Tziolkovsky University, Senior specialist, Professional training Center, Chief Police Department (Tula Region); e-mail: [email protected]; tel.:(8-4872) 332-154, 322-400.
Psychological training of special units' personnel aimed at to operate in emergency situation.
Proposals as to perfect officers' professional adaptation and to form psychological preparedness to operate in emergency situation, with the use of «special psychological training path» are discussed.
Key words: special MI units personnel, psychological training, personnel screening, «psychological training path».
Специфика деятельности ОВД заключается в том, что реализация служебных задач нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью сотрудника за принятые им решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием психических и физических перегрузок, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т.д. Эти особенности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов, могут приводить к развитию профессиональной деформации сотрудников.
Поэтому эффективность деятельности правоохранительных органов определяется в первую очередь состоянием кадрового потенциала. В области же кадровой политики немало вопросов до сих пор остаются злободневными, а именно:
1) несоответствие уровня профессиональной и специальной подготовки постоянно растущим требованиям к личному составу;
2) высокий уровень текучести кадров;
3) значительное сокращение доли опытных специалистов-профессионалов в аттестованном составе ОВД.
Современные условия и требования к работнику ОВД диктуют необходимость поиска более совершенных форм и методов отбора кадров, их профессионального обучения и воспитания.
124
Сотрудник силовой структуры овладевает азами службы лишь через 1-2 года, на достижение уровня квалифицированного специалиста уходит 5-7 лет, и лишь через 8-10 лет службы сотрудник правоохранительных органов становится профессионалом высокого класса при условии успешной профессиональной адаптации на первоначальном этапе службы, высокой специальной и морально-психологической подготовки.
В настоящее время социальная и профессиональная адаптация как определенный этап в становлении молодого специалиста ОВД имеет особое значение, так как именно на этапе адаптации определяется «вектор» дальнейшей его жизнедеятельности как человека и профессионала. Социологическое понимание профессиональной адаптации личности включает приобщение к определенной деятельности и среде, в которой протекает эта деятельность.
Важным фактором, влияющим на адаптацию личности, являются ее индивидуальные особенности, которые либо помогают вписаться в сегодняшние условия правоохранительной деятельности, либо ведут к дезадаптации и профессиональной непригодности.
Экстремальные условия деятельности требуют от сотрудников органов внутренних дел большого нервно-психического напряжения и самоотдачи, заключаются в противостоя-
ф ■
нии преступности, имеющем высоким уровень агрессивности и самые разные формы проявления. Специфика несения службы сотрудниками ОВД заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайно высоких нервно-психических и физических нагрузок. Это определяет строгие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоу-стойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.
Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы, травматизации требуют не только хорошей профессиональной подготовленности, но и определенных психологических качеств личности, обусловливающих психологическую адаптацию и готовность к деятельности в экстремальных условиях.
Проблема изучения и формирования психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел, их психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях является профессионально значимой для МВД России, так как от нее зависит не только эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД, но и их безопасность. В связи с этим прогнозирование и формирование психологической адаптации и готовности к деятельности в экстремальных условиях относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессионально-психологической подготовки и психологического обеспечения деятельности сотрудников МВД России.
Анализируя многочисленные направления изучения профессиональной адаптации и подходы к процессу ее становления, можно отметить разнообразие в выделении оснований анализа.
В качестве значимых единиц профессиональной адаптации выделяются:
личность, ее социальные и психологические проявления в процессе адаптации (А.Г Асмолов, М.А. Бобнева, В.С. Магун, А.Л. Свенцицкий и др.);
факторы и условия адаптации, включающие в себя социальную и мотивационную сферы, их взаимосвязь и влияние на успешность хода профессиональной адаптации личности (Е.Ю. Артемьева, В.А. Мерлин, А.К. Маркова, Э.С. Лугунова и др.);
операциональные функции личности, выполняемые в процессе труда (Д.Н. Завалишина, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.);
условия труда, система ценностей, традиций и норм, предъявляемых человеку конкретной профессией (Д.П. Кайдалов, Е.В. Суименко и др); трудовой коллектив, групповые и професси-
ональные отношения специалиста (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.М. Кондаков, А.В. Пана-сюк и др.);
профессиональная деятельность и совокупность образующих ее целей, задач, способов и приемов их решения (С.Д. Артемов, А.Н. Бори-скин, Е.В. Таранов и др.).
Несмотря на вариативность точек зрения, многие исследования объединяет то, что авторы считают необходимым изучать процесс профессиональной адаптации в связи с включенностью личности в реальную деятельность.
Относительное обилие специальных научных исследований в отечественной психологии оставляет все-таки недостаточно разработанной проблему адаптации в морально-психологической подготовке сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях (формирование психологической готовности); не учитывается фактор соответствия личностных особенностей конкретным видам служебной деятельности, формирования и отработки стрессоустойчивости к физическим и социальным раздражителям, реально и вероятно действующим, так как умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на психические характеристики личности, является позитивной адаптивной реакцией, вызывающий реакцию мобилизации организма.
По нашему мнению, большая текучесть кадров, непрофессионализм сотрудников, нервно-психические расстройства, быстрая профессиональная деформация и т.д. тесно связаны с низким уровнем психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях и невысоким уровнем психологической подготовки.
На основании результатов наших психологических исследований и примеров из практики можно сделать предположение, что временной границей, за которой может начаться активная профессиональная адаптация и в пределах которой решается вопрос о помощи сотруднику в этом процессе, являются 1-2 годы службы. И немаловажное значение здесь имеет профессиональная, морально-психологическая подготовка по формированию психологической готовности к экстремальной деятельности в период первоначального профессионального обучения в центрах профессиональной подготовки. Эта значимость обусловливается, во-первых, продолжительностью срока обучения (6 месяцев), во-вторых, перспективой налаживания в центрах профессиональной подготовки занятий с сотрудниками по формированию и развитию у них важных профессиональных качеств не только с помощью психологических методов, но и ис-
5 ай 5 и
О
и
$
И С
5 5 и
О §
X 5 и С
и О а С О оз
ш ш ш
НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 1 2011
5 ай 5 и
О
и
$
И С
5 5 и
О §
X 5 и С
и О а С О оз
пользуя моделируемые экстремальные ситуации, реализуемые на практических занятиях.
В связи с этим необходимым условием для повышения психологической подготовки сотрудников к экстремальным условиям деятельности и их профессионализма является организация и проведение специальных занятий с элементами моделирования экстремальности. Данную задачу можно решить, используя полосу психологической подготовки, имеющую цель не только отследить воздействие экстремальных ситуаций на психическое состояние, но и отработать поведенческую рефлекторную реакцию на воздействие моделируемых ситуаций. «Опасность есть, но ее можно избежать или уменьшить, если ты это умеешь», - так говорил великий полководец Суворов. В экстремальных ситуациях наш мозг действует на рефлекторном уровне, т.е. так, как нас учили.
В настоящее время для профессионального обучения и повышения профмастерства используется целый ряд методов: теоретический, практический, модульные (с элементами моделируемых ситуаций). Но задача организации занятий по формированию психологической готовности и профессиональной адаптации к экстремальной деятельности до сих пор остается нерешенной.
Полоса специальной психологической подготовки является составной частью комплекса морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях. Служебная деятельность личного состава органов внутренних дел, сопряженная с повышенной ответственностью, риском, высокими психическими и физическими перегрузками, является экстремальной ситуацией. Понятие экстремальности предполагает неопределенность, опасность, внезапность (неожиданность) ситуации, новизну обстановки, повышенный риск в деятельности, ответственность за принимаемые решения. Постоянное нахождение в ситуации экстремальности и напряженности без специальной психологической подготовки негативно влияет на поведенческие реакции сотрудников и их эмоциональное состояние.
Выполнение профессиональных задач в этих условиях требует от сотрудников не только наличия профессиональных и тактико-специальных знаний, отработанных до автоматизма, но и психологической подготовки, направленной:
на повышение стрессоустойчивости;
развитие способности действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасностью и критическими ситуациями обстановке;
выработку психической устойчивости, решительности, уверенности в своих знаниях и силах.
Поэтому целью использования полосы психологической подготовки является:
выявление уровня психологической готовности и профессиональной адаптации сотрудников к экстремальным действиям в быстроменяющихся ситуациях;
формирование и развитие основных личностных особенностей, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач, а именно: проведения оперативных мероприятий, задержания и обезвреживания преступников, пресечение групповых нарушений общественного порядка, освобождение заложников и т.д.
В структуру подготовки психологической полосы входят такие психологические элементы, как: усвоение экстремально-психологических знаний и умений (когнитивная сфера), приобретение экстремально-психологических навыков (мотивационно-операциональная сфера) и контроль над регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях (эмоционально-волевая сфера). Благодаря развитию этих элементов активизируются профессиональные функциональные процессы сотрудников: поисковые, организационные, прогностические, деятельно-регулятивные, социальные, реконструктивные, коммуникативные, удостоверительные.
Общими психологическими задачами обучения сотрудников с использованием психологической полосы являются:
совершенствование психологической подготовленности и мастерства, умений и навыков, связанных с использованием оружия;
повышение уровня личной безопасности; улучшение психологического взаимодействия между сотрудниками;
отработка психологических приемов саморегуляции.
В процессе экстремально-психологической подготовки решаются следующие частные задачи:
обучение быстрой адаптации к экстремальным условиям;
формирование психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях;
выработка навыков грамотных тактических решений;
умение выявлять максимальное количество достоверной информации в напряженной обстановке.
Цель обучения на полосе психологической подготовки:
выработка психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе;
126
ф ■
тренировка профессионально важных качеств: памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции;
адаптация к быстроменяющейся обстановке;
развитие волевых качеств, умения владеть собой до уровня, позволяющего успешно решать оперативно-служебные задачи в критических ситуациях.
В процессе разработки полосы специальной психологической подготовки концепция проекта строилась нами с учетом тезиса психоаналитической парадигмы: «считается общепринятым, что сознательные процессы не образуют непрерывного самодостаточного ряда», - принадлежащего Зигмунду Фрейду.
В данном варианте полосы использованы следующие элементы психологического воздействия: непрерывность, внезапность, регулируемый риск и опасность, психогенные факторы (имитация крови, плач детей, призывы о помощи, крики толпы, внезапное загорание автомобильных фар, «визг» тормозов машины, лай собаки, стрельба из оружия); помехи (шум вентиляторов, воды, вой сирены, темнота, ограниченное пространство, различные препятствия); дефицит времени.
Вышеперечисленный комплекс раздражителей в совокупности предполагает воздействие на все ведущие стратегии восприятия: ауди-альную (слуховую), визуальную (зрительную), кинестетическую (телесно-чувственную). Большинство перечисленных раздражителей представляют собой сигналы тревоги, опасности для человека, на которые он может отреагировать иррациональным паттерном поведения. Иррациональность поведения, ошибочность действий определенной части субъектов обусловлены воздействием перечисленных раздражителей на бессознательную сферу психики.
В работе «Психопатология обыденной жизни» З. Фрейд, говоря об иррациональности поведения, отмечает, что «симптоматические действия... можно наблюдать в неисчерпаемом изобилии как у здоровых, так и у больных людей». «Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательной сфере невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов».
По замыслу проведения занятий с использованием полосы специальной психологической подготовки имеется возможность выявления стиля реагирования обучаемых в моделируемых экстремальных условиях. С этой целью за достаточно короткий срок нужно вызвать то состояние психики, при котором могут проявляться нагляд-
но ошибочные действия. Как указывает З. Фрейд, эти ошибочные действия «не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл. Они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». С целью определения адекватности поведения либо выявления количественной и качественной сторон иррациональности поведения на полосе необходимо установление видеокамер с терминалом на пульте оператора.
Цветовое решение полосы построено на основе цветового теста Макса Люшера. Цветовые сочетания фона на полосе отражают психологическое состояние бессознательной сферы психики, находящейся в экстремальной ситуации. Сочетание красного цвета с черным возбуждает у субъектов с наличием невротических конфликтов страх смерти, так как ассоциируется с красным цветом гроба и траурными лентами на похоронных процессиях. Красный цвет - отражение охотничьих инстинктов (возможно использование в зонах активного действия: наезд автомобиля, стрельба и т.д.). Серый цвет трактуется как разделяющий, отгораживающий, означает освобождение от привычных норм, укрытие от внешних воздействий (использование в отсеках-лабиринтах). Зеленый цвет - цвет эластичной напряженности, символ защиты, выявляет упорство, сопротивляемость изменениям, логическую последовательность. Следование зеленого цвета после серого имеет свое логическое предназначение: эмоциональное отгораживание, возникающее при наличии серого цвета, рассеивается при зеленом цвете. Наличие сине-серого тона (отсек «ночной город») воздействует на подсознательную сферу как индикатор успокоения после стрессогенных факторов и влияет на повышение внимания, собранности во время выполнения поставленной задачи на данном этапе. Сочетание камуфляжной расцветки в «тире» не случайно: коричнево-зеленый цвет одновременно приводит в боевую готовность внутренние резервы организма (коричневый настораживает, зеленый в данном вариативном сочетании - обо-ронительность, агрессивность защитного характера, упругость воли). Важный элемент - натуральный цвет светлого дерева при переходах из одного отсека в другой. Данный выбор не случаен: наличие яркого света с цветом натурального дерева приводит в баланс внутреннее состояние эмоционального фона после стрессогенно-го воздействия темноты и психотравмирующих факторов.
При массированном воздействии различных стрессоров в условиях экстремальной ситуации (при ее имитации на полосе психологической
5 ай 5 и
О
и
$
И С
5 5 и
О §
X 5 и С
и О а С О оз
НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 1 2011
5 ай 5 и
О
и
$
И С
5 5 и
О §
X 5 и С
и О а С О оз
подготовки) могут демонстрироваться образцы инфантильного поведения (например, упасть на колени и заплакать; отказаться от продолжения выполнения задания без объяснения причины и т.п.), что обусловлено регрессом психики в ранней стадии развития (возникновение регрессивного поведения). «Регрессивное поведение проявляется в стрессогенных ситуациях, адекватное поведение в которых оказывается невозможным для индивида в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида».
«Регрессивное поведение рассматривается как неэффективная защита, поскольку индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности, возвращаясь к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия». Так, например, могут выявляться субъекты с клаустрофобией (клаустрофобия - страх замкнутых пространств, синдром истерии, тревоги или фобии) и боязнью темноты (которая восходит к детским инфантильным представлениям о ночи с населяющими ее злыми силами, является одним из проявлений страха смерти).
Вид крови расчлененных трупов у некоторых субъектов провоцирует резкое снижение внимания и памяти: они не могут вспомнить, сколько было трупов и т.д. (избирательная забывчивость), так как имели негативный опыт психотравмы, связанной с видом крови и телесных повреждений. В то же время они в состоянии воспроизвести детально номера автомобилей и словесный портрет преступников по вывешенным фотографиям.
Крики о помощи, плач, воспроизводимые на полосе через акустические системы, также воздействуют на бессознательную сферу психики, вызывая чувства тревоги и безотчетного страха у тех субъектов, которые имели опыт психотравми-рующих переживаний, связанных с подобными криками. Данные крики и плач «опознаются» бессознательными структурами, сличаясь с той же забытой, имевшей место в прошлом, психотрав-мирующей ситуацией субъекта, переводя его поведение от адекватного уровня до иррационального и ошибочного.
Звуки сирены у людей с детства ассоциируются с негативными ситуациями, связанными с движением спецавтомобилей скорой помощи, пожарной службы, милиции.
Комплексное воздействие таких специфичных стрессоров позволит:
выявить среди испытуемых сотрудников лиц с неправильными формами поведения и реагирования в экстремальных ситуациях и обеспечить более качественный отбор личного состава в специальные формирования;
128
обучить навыкам поведения в экстремальных ситуациях, быстрой адаптации к ним;
выработать психологическую устойчивость к экстремальным ситуациям;
сформировать профессионально важные психологические качества.
Профессиональная адаптация молодых сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности обусловлена целенаправленным конструированием комплекса взаимодействующих внутренних социально-психологических условий, а именно: личностными особенностями, влияющими на данный процесс; уровнем внутренней готовности к экстремальным условиям деятельности правоохранительных органов, а успешность процесса профессиональной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел и адекватность их профессиональной самоидентификации - определенными внешними социально-психологических условиями, а именно: спецификой профессиональной деятельности сотрудника; системой организационных форм и методов, влияющих на процесс профессиональной адаптации.
Это значит, что система целенаправленной профессиональной подготовки молодых сотрудников на полосе специальной психологической подготовки позволит сотруднику не только адаптироваться к экстремальной деятельности, но и выработать у него психологическую готовность к действиям в условиях дефицита времени.
ЛИТЕРАТУРА
Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях / В.В. Авдеев: Учеб. пособие. - М.: ВЮЗШ, 1988.
Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 1989.
Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. -М.: Наука, 1989.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989.
Люшер М. Сигналы личности / М. Люшер. -М., 1994.
Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. - М., 1994.
Бибихин В. Философские взгляды В. Паули: рациональное и иррациональное в современном сознании / В. Бибихин. - М., 1987. Вып. 4.
Розум С. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. Розум. - СПб., 2007.
Селье Г. Стресс без дистресса / Г Селье. -Рига: Виеда, 1992.