Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖЕБНЫЙ СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапшин Виталий Евгеньевич, Галич Татьяна Викторовна

Авторами затрагивается тема развития психологических защит у сотрудников исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. В статье психологические защиты рассматриваются как ответ на внешние стрессогенные обстоятельства. Проявление психологических защит неосознаваемо, позволяет стравиться с напряжением и сохранить дееспособность при первичном столкновении с угрожающей ситуацией, но после этого должно произойти осознание и смена образа действия на более продуктивный. Только в этом случае возможна полноценная адаптация к новой ситуации, снижение травматизации. Для молодого сотрудника среда исправительного учреждения непривычна, агрессивной и враждебной, поэтому вполне логично допустить, что у него появляются некие психологические защиты, позволяющие справиться с волнением и адаптироваться к условиям несения службы. Однако с течением времени на смену этим защитам должна прийти осознанная ответственная позиция и навыки саморегуляции в различных ситуациях. Нами было проведено исследование, целью которого стало выявление уровня выраженности психологических защит у сотрудников с различным стажем службы. Использовались методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика и методика диагностики состояния стресса А. О. Прохорова. В исследовании участвовали сотрудники со стажем службы до одного года и сотрудники со стажем службы от одного года до пяти лет. Итоги исследования были озвучены и обсуждены с респондентами во время профилактической беседы о развитии эмоционального выгорания и профессиональной деформации. По результатам исследования было установлено, что по мере прохождения службы происходит качественное и количественное увеличение психологических защит при снижении уровня стрессоустойчивости. При этом сотрудники чаще всего просто накапливают напряжение или прибегают к деструктивным способам снятия напряжения. В ходе коллективного обсуждения было выявлено, что для многих сотрудников затруднительны само декларирование проблем, открытое обсуждение своих негативных переживаний и возможность обращения за помощью даже при наличии психологической службы в учреждении.The authors touch upon the topic of psychological protection development among employees of correctional institutions of the Federal Penitentiary Service. In the article, psychological defenses are considered as a response to external stressful circumstances. The manifestation of psychological defenses is unconscious, it allows coping with stress and maintaining capacity in the initial encounter with a threatening situation, but after that, there should be awareness and a change of the way of action to a more productive one. Only in this case, it is possible to fully adapt to a new situation and reduce injuries. For a young employee, the environment of a correctional institution is unusual, aggressive and hostile, so it is quite logical to assume that he has some psychological defenses that allow him to cope with excitement and adapt to the conditions of service. However, over time, these defenses should be replaced by a conscious responsible position and self-regulation skills in various situations. We conducted a study aimed at identifying the level of severity of psychological defenses among employees with different service experience. The method “Life Style Index” by R. Plutchik and the method of diagnosing the state of stress by A. O. Prokhorov were used. The study involved employees with service experience of up to one year and employees with service experience of one to five years. The results of the study were announced and discussed with the respondents during a preventive conversation about the development of emotional burnout and professional deformation. According to the results of the study, it was found that as the service progresses, there is a qualitative and quantitative increase in psychological defenses with a decrease in the level of stress resistance. At the same time, employees often simply accumulate tension or resort to destructive ways of relieving tension. During the collective discussion, it was revealed that for many employees it is difficult to declare problems themselves, openly discuss their negative experiences and the possibility of seeking help even if there is a psychological service in the institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лапшин Виталий Евгеньевич, Галич Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.2(55).033-040

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

В. Е. Лапшин, Т. В. Галич

Для цитирования

Лапшин, В. Е. Динамика развития психологических защит у сотрудников исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний / В. Е. Лапшин, Т. В. Галич // Прикладная юридическая психология. - 2021. -№ 2(55). - С. 33-40. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.2(55).033-040.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Авторами затрагивается тема развития психологических защит у сотрудников исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

В статье психологические защиты рассматриваются как ответ на внешние стрессогенные обстоятельства. Проявление психологических защит неосознаваемо, позволяет стравиться с напряжением и сохранить дееспособность при первичном столкновении с угрожающей ситуацией, но после этого должно произойти осознание и смена образа действия на более продуктивный. Только в этом случае возможна полноценная адаптация к новой ситуации, снижение травматизации.

Для молодого сотрудника среда исправительного учреждения непривыч-

© Лапшин В. Е., Галич Т. В., 2021

на, агрессивной и враждебной, поэтому вполне логично допустить, что у него появляются некие психологические защиты, позволяющие справиться с волнением и адаптироваться к условиям несения службы. Однако с течением времени на смену этим защитам должна прийти осознанная ответственная позиция и навыки саморегуляции в различных ситуациях.

Нами было проведено исследование, целью которого стало выявление уровня выраженности психологических защит у сотрудников с различным стажем службы. Использовались методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчи-ка и методика диагностики состояния стресса А. О. Прохорова. В исследовании участвовали сотрудники со стажем службы до одного года и сотрудники со стажем службы от одного года до пяти лет. Итоги исследования были озвучены

и обсуждены с респондентами во время профилактической беседы о развитии эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

По результатам исследования было установлено, что по мере прохождения службы происходит качественное и количественное увеличение психологических защит при снижении уровня стрес-соустойчивости. При этом сотрудники чаще всего просто накапливают напряжение или прибегают к деструктивным способам снятия напряжения.

В ходе коллективного обсуждения было выявлено, что для многих сотрудников затруднительны само декларирование проблем, открытое обсуждение своих негативных переживаний и возможность обращения за помощью даже при наличии психологической службы в учреждении.

Ключевые слова: сотрудник исправительного учреждения, исправительное учреждение, уголовно-исполнительная система, служебная деятельность, служебный стресс, профессионально значимые качества личности, профессиональная деформация, психологическая защита, исследование особенностей личности, коррекция личности сотрудника.

Понятие психологической защиты было привнесено в психологию З. Фрейдом, который описал механизм действия и причины формирования психологических защит, связав его с депривацией глубинных потребностей. В дальнейшем психологические защиты активно изучались последователями психоаналитических и гуманистических теорий (А. Фрейд, Ф. Перлз, К. Роджерс, Р. Лазарус, В. Райх, Р. Плут-чик и др.). Традиционно, защитные механизмы рассматривались как непро-

дуктивная неосознаваемая стратегия адаптации личности к новым травмирующим условиям.

Психологическая защита - это регулятивная система психической стабилизации личности, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта, вызванного каким-либо пси-хотравмирующим воздействием. Она защищает человека от психотравмиру-ющих переживаний, в частности, переводя их в бессознательные ощущения, чувства и идеи [15].

В отечественной психологии идея психологических защит получила развитие в виде изучения совлада-ющего поведения (копинг-поведе-ния) (Р. М. Грановская, И. М. Никольская, М. В. Богданова, Е. Л. Доценко, Е. А. Сергеенко). Отличительной чертой отечественного подхода к этой проблеме является выход на осознание и переработку травмирующей ситуации. Так, Р. М. Грановская, анализируя организацию защиты психики человека [6], выделяла следующую иерархию:

1) уровень коллективного бессознательного;

2)уровень подсознательной психологической защиты;

3) осознаваемые стереотипы, формирующие копинг-поведение.

Для эффективной деятельности важен выход на третий уровень, поскольку именно на нем происходит осознание объективно существующих обстоятельств и формирование своих возможностей управления ситуацией.

Целью действия психологических защит является сохранение целостности Я-концепции и самооценки через недопущение травмирующей информации в область осознания. С одной стороны, можно говорить о том, что психологические защиты помогают со-

хранить благополучие личности и стабильность психического состояния, но с другой - не позволяют всесторонне и объективно оценить ситуацию и свои возможности по управлению ситуацией.

Если мы говорим о несении службы в исправительном учреждении, то именно оперативная и объективная оценка происходящего позволяет продуктивно и своевременно реагировать на внештатные ситуации. В случае если сотрудник попадает под действие какой-либо психологической защиты, он теряет способность к учету всех деталей происходящего (некоторые, например, могут быть вытеснены или отрицаемы), к осознанию своих личных ресурсов и ограничений (попадает под действие проекции) или к оценке возможных последствий принятых решений (оправдание себя через рационализацию).

Первый год службы является для молодого сотрудника наиболее сложным, поскольку в этот период происходит его адаптация к условиям несения службы. Как отмечают современные исследователи, наиболее сложные аспекты адаптации - это необходимость ежедневного взаимодействия с осужденными, их родственниками, а также столкновение с негативным отношением современного общества к службе в уголовно-исполнительной системе. Сотруднику постоянно приходится чувствовать себя объектом возможной физической и психологической агрессии, критики, жалоб, провокаций [10].

При поступлении на службу молодой сотрудник встречается с такими жизненными явлениями и дисциплинарными требованиями, к которым он не был готов, так как подобного не было в его личном жизненном опыте. Поскольку

уголовно-исполнительная система, как и любая закрытая силовая структура, не поощряет открытого выражения чувств, особенно негативных переживаний, то сотрудник, не имея возможности своевременно отреагировать на сложные стрессовые ситуации, остается один на один со своим эмоциональным состоянием и не получает вовремя поддержку. На этой почве начинается процесс формирования и развития психологических защит.

Само по себе образование психологической защиты не является деструктивным, так как позволяет сотруднику мобилизовать силы и подготовиться к осознанному управлению травмирующей ситуацией и своими эмоциями. О возникновении проблемы можно говорить в том случае, если психологическая защита становится доминирующей стратегией поведения и не позволяет адекватно оценивать служебную ситуацию и свою роль в ее развитии.

Нами было проведено исследование среди сотрудников исправительных учреждений, заочно обучающихся на 3-м курсе юридического факультета ВЮИ ФСИН России. В исследовании принимали участие 60 сотрудников исправительных учреждений (30 сотрудников - имеют стаж трудовой деятельности в данной структуре свыше 5 лет и 30 сотрудников исполняют свои служебные обязанности меньше года). Возраст респондентов - от 31 до 46 лет.

Для исследования особенностей психологической защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы нами были отобраны две методики:

1. «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика.

2. Методика диагностики состояния стресса А. О. Прохорова.

Первая методика позволила оценить выраженность психологических защит, вторая - определить уровень управления стрессом.

Обобщенные итоги исследования были представлены респондентам во время общей профилактической беседы об эмоциональном выгорании и профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений.

Рассмотрим кратко полученные результаты. Логично было бы предположить, что у начинающего сотрудника психологические защиты имеют высокую степень выраженности, но постепенно, по мере адаптации к условиям исправительного учреждения и требованиям службы, их выраженность снижается. Соотношение уровня возникновения защитных механизмов обе-

их категорий сотрудников представлено на рисунке 1, где можно увидеть, что наша гипотеза о снижении уровня психологических защит по мере прохождения службы не подтверждается. С увеличением стажа службы уровень психологических защит повышается.

Так, показатель «рационализация» в одинаковой степени присущ обеим группам респондентов, то есть сотрудникам важно находить логичное объяснение своим действиям и необходимости пребывания на службе.

Сотрудники, имеющие стаж работы до одного года, более подвержены возникновению механизма «проекция». В ходе беседы они объяснили это тем, что в начале службы еще не имеют достаточного опыта для того, чтобы правильно оценивать действия осужден-

70,00

Ряд1

8 7

6 -

5 -

4 3

2 -

1 -

0

Стаж службы до 1 года Стаж службы до 5 лет

Рис. 2. Результаты исследования состояния стресса по методике А. О. Прохорова

ных или занимать безоценочную позицию, поэтому начинают проецировать свои импульсы на других. Такой механизм снимает тревожность, связанную с непониманием всех тонкостей отношений внутри исправительного учреждения и позволяет находить понятные для сотрудника объяснения и быстрее ассимилировать со средой исправительного учреждения.

Показатели по другим защитам (гиперкомпенсация, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение) выше у сотрудников, имеющих стаж службы от одного года до пяти лет.

Этот процесс можно объяснить тем, что по мере увеличения стажа расширяется круг исполняемых обязанностей, повышается ответственность, растут требования к личности самого сотрудника, а также происходит накопление служебного стресса. Сотрудник не умеет справляться с постоянным высоким напряжением и начинает уходить в дополнительные психологические защиты, тем самым ускоряя процесс эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

Результаты примененной методики позволяют говорить о том, что показатели уровня сформированности на-

выка регуляции в ситуации стресса и готовности к стрессовому состоянию у сотрудников, имеющих более длительный стаж работы, значительно выше, чем у сотрудников с меньшим стажем.

Так, уровень готовности к стрессовому состоянию у молодых сотрудников является умеренным (средний балл 5,3 при максимальном 9). Сотрудники данной группы не всегда правильно и адекватно ведут себя в стрессовой ситуации, но умеют сохранять самообладание.

Уровень готовности к стрессовому состоянию у сотрудников, стаж которых превышает 5 лет, - слабый (средний балл 7,6 при максимальном 9). Это означает, что по мере прохождения службы сотрудники «работают на износ». Психологическое напряжение накапливается, подрывая общее психическое состояние, что приводит к усилению психологических защит. Такое положение дел явно снижает эффективность сотрудника и приводит к формированию деструктивных и аутоде-структивных форм поведения (рис. 2).

В ходе обсуждения итогов исследования респондентам было предложено перечислить те стороны службы, которые вызывают наибольшее напряже-

Таблица 2

Оценка эффективности методов снижения служебного стресса

Таблица 1

Стрессогенные факторы в деятельности сотрудника исправительного учреждения

Стрессогенный фактор Стаж до года Стаж до 5 лет

Большой объем служебных обязанностей при ограниченном времени на выполнение 4 8

Рутинность, однообразие несения службы 3 5

Текучесть кадров, необходимость выхода на замену 3 7

Социально-психологический климат в учреждении 4 6

Давление со стороны общества, низкий престиж службы 7 3

Высокая степень ответственности 5 4

Несправедливая система поощрений и наказаний со стороны руководства 3 8

Метод снижения стресса Стаж до года Стаж до 5 лет

Физические нагрузки, занятия спортом 7 8

Посещение культурно-массовых мероприятий 8 4

Сон 4 8

Встреча с друзьями, посещение досуговых заведений(клубы,рестораны) 7 6

Употребление спиртных напитков 3 6

Дыхательные практики и аутотренинг 2 3

Просто потерпеть 3 7

ние, а затем оценить степень значимости по 10-балльной шкале. Результаты представлены в таблице 1.

Как можно видеть, сотрудники, имеющие стаж службы от одного года до пяти лет, выделяют большее количество стрессогеных факторов. В последние годы в силу кадровой недоукомплектованности исправительных учреждений и большого числа информационных скандалов, связанных с уголовно-исполнительной системой, увеличивается служебная и моральная нагрузка на сотрудника.

Респондентам было предложено оценить также по 10-балльной шкале эффективность методов снятия слу-

жебного стресса (табл. 2). Как видно из итогов опроса, у сотрудников по мере увеличения стажа службы происходит увеличение психической нагрузки и при этом основной стратегией снижения стресса становится его игнорирование, то есть уход в психологические защиты. Именно поэтому в современных условиях требуется пересмотр привычных способов работы по профилактике и коррекции психологических защит.

Во-первых, профилактику накопления эмоционального напряжения целесообразно проводить с первых месяцев службы сотрудника. В этот период важно вести информирование о

деструктивных последствиях психологических защит и накопленного напряжения.

Важно обращать внимание на то, что признаки явного неблагополучия (повышение агрессии, снижение иммунитета, ощущение потерянности и изоляции от всего остального мира и пр.) требуют внимания и не должны замалчиваться.

Важно также создавать доверительные отношения с наставниками и психологами исправительного учреждения, чтобы у сотрудников была возможность обсуждения своего состояния и безопасного выражения чувств.

Во-вторых, актуальной остается работа по снятию психоэмоционального напряжения в течение рабочего дня. Основными средствами традиционно являются сеансы релаксации. Эта практика может быть дополнена сеансами активных техник снятия напряжения (двигательные и дыхательные техники), возможностью добровольного участия в спортивных и творческих занятиях.

В-третьих, важно своевременно обращать внимание на проявление психологических защит в образе мышления сотрудника и проводить работу, направленную на повышение осознанности, оказывать помощь в выборе и закреплении продуктивной модели совладающего поведения.

Библиографический список

1. Аминов И. И. Предупреждение профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор профилактики коррупционных рисков // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 1. С. 100-106.

2. Буланова Е. А. Психологические аспекты подготовки управленческих

кадров для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы управления персоналом УИС : сб. материалов межрегион. науч. круглого стола. 2018. № 1. С. 18-22.

3. Бабкина Н. А. Устойчивость сотрудника ОВД в сложных профессиональных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4. С. 56-57.

4. Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Психология. 2019. № 1. С. 61-69.

5. Буланова Е. А. Психологические аспекты подготовки управленческих кадров для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы управления персоналом УИС : сб. материалов межрегион. науч. круглого стола. 2018. № 1. С. 18-22.

6. Грановская Р. М. Психологическая защита. СПб. : Речь, 2017. 340 с.

7. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 56-58.

8.Зауторова Э. В. К вопросу о формировании морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения к несению службы // Пенитенциарная наука. 2016. № 2(34). С. 25-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Киселева Р. Н. Практика психологического сопровождения резерва кадров уголовно-исполнительной системы на современном этапе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 10(173). С. 13-17.

10. Литвишков В. М. Психология деятельности сотрудников исправитель-

ных учреждений в экстремальных ситуациях : курс лекций. М. : М-Инфра, 2017. 216 с.

11. Мишин А. А. Особенности психологических защит сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. №2(6). С. 56-59.

12. Пантилеев С. Р. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. № 1. С. 45-49.

13. Петрова А. Г Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления в процессе профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 23-29.

14. Стеблянко Ю. В. Роль и значение защитных механизмов в процессе стрессоустойчивости // Мир современной науки. 2016. № 3. С. 32-39.

15. Тухужева Л. А. Механизмы психологической защиты // Вопросы науки и образования. 2020. № 2(86). С. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.