А.А. Ахматгатин
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассмотрены психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников полиции в экстремальных ситуациях. На основе их анализа предложены направления психологической подготовки сотрудников полиции к указанной деятельности.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, психологические процессы, направления психологической подготовки
A.A. Akhmatgatin
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS IN EXTREME SITUATIONS
In the article psychological aspects of the professional activities of police officers in extreme situations are considered. On the basis of the analysis of these aspects the main directions of psychological training of police officers for such activities are proposed
The key words: extreme situation, psychological processes, directions of psychological training
В процессе служебной деятельности сотрудникам полиции часто приходится решать оперативно-служебные задачи в экстремальных ситуациях.
Под экстремальной ситуацией в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних понимается ситуация возникшая в условиях решения оперативно-служебной задачи, связанная с повышенными умственными, психическими и физическими нагрузками, а также опасностью для жизни и здоровья.
Деятельность сотрудника полиции в экстремальной ситуации включает в себя следующие основные компоненты:
1. Психический, представляющий собой психическую деятельность, осуществляемую под воздействием, оказываемым на сотрудников создавшимися при возникновении экстремальной ситуации условиями.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
48
2. Двигательный или предметно-деятельностный, представляющий собой целесообразную двигательную деятельность, направ-ленную на решение оперативно-служебных задач в конкретной ситуации.
При этом психический компонент является управляющим,
обеспечивающим выработку решения, заключающегося в форме конкретной программы действий, а двигательный - исполнительным звеном, функция которого состоит в обеспечении реализации принятого решения, направленного на достижение поставленной цели посредством организации целенаправленной двигательной деятельности.
В экстремальной ситуации сотруднику полиции необходимо:
1. Максимально полно и объективно воспринять совокупность информации, характеризующей создавшуюся ситуацию.
2. На основе воспринятой информации максимально объективно оценить имеющуюся обстановку на предмет наличия и характера угрозы жизни и здоровью сотрудника полиции и других людей, возможности наступления иных тяжких последствий, наиболее вероятных направлениях изменения обстановки и возможных способов предотвращения имеющихся угроз.
3. Принять решение на выполнение конкретных действий, оптимально соответствующих создавшейся обстановке, направленных на ликвидацию угрозы жизни и здоровью сотрудника полиции и других людей, возможности наступления иных тяжких последствий, при наличии лиц, совершающих противоправные действия, их обезвреживание и задержание.
Указанные действия зачастую могут включать в себя применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Рассмотренная последовательность действий является достаточно условной потому, что «... переработка информации всегда осуществляется не после восприятия, а в ходе восприятия» [3, с. 372].
Недостаточно правильно и полно воспринятая информация может привести к необъективной оценке обстановки, а неправильная оценка обстановки, в свою очередь, обусловит принятие неправильных решений, результатом которых будет значительное снижение эффективности деятельности сотрудника полиции в создавшейся экстремальной ситуации.
Значительное количество случаев гибели и ранений сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей связано с неправильной оценкой обстановки и непринятием или несвоевременным принятием решения на выполнение конкретных действий, связанных с применением огнестрельного оружия.
В свою очередь неадекватная оценка обстановки, выражающаяся в завышении опасности противоправного посягательства, может привести к неправомерному применению сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Отмечается, что необоснованное применение физической силы сотрудниками органов внутренних дел является следствием недостаточной как профессиональной, так и психологической подготовленности, а также
--- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ---
49
наличия специфичных профессиональных стрессовых нагрузок [1].
При этом, в частности, в деятельности подразделений специального назначения МВД России отмечается наличие множества фактов профессиональной некомпетентности, включающей в себя неадекватные экстремальным условиям деятельности восприятия, оценки и реагирования сотрудников на складывающуюся оперативную обстановку [4].
Рассмотренные выше действия выполняются в рамках психического компонента (психической деятельности), включающего в себя происходящие в сознании сотрудника психические процессы, обусловленные во многом его психическим состоянием и психическими свойствами.
При этом отмечается, что прогнозирование и формирование психологической готовности к деятельности в чрезвычайных
обстоятельствах относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессионально-психологической подготовки и психологического обеспечения деятельности сотрудников МВД России [2].
Психические качества, сформированные в ходе психологической подготовки позволяют адекватно оценить обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладание в опасных ситуациях [5].
Результативность деятельности сотрудника полиции в экстремальной ситуации во многом определяется характером протекающих в его сознании психических процессов: познавательных и волевых.
Отправным моментом деятельности является восприятие сотрудником условий, характеризующих конкретную экстремальную ситуацию, складывающееся из конкретных ощущений, в первую очередь зрительных, слуховых, осязательных и болевых.
В данной ситуации большую роль играют характеристики внимания, в первую очередь ее концентрированность и объем. При этом концентрированность внимания будет характеризовать сосредоточенность на конкретном источнике опасности (субъекте или группе субъектов правонарушения). Объем внимания позволяет воспринять определенное количество информации, характеризующей возникшие условия, их опасность, основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
От объема восприятия в целом зависит дальнейшее течение мыслительных процессов, эффективность которых определяется главным образом быстротой и гибкостью мышления. В ходе осмысления ситуации сотрудник принимает решение на выполнение конкретных исполнительных (двигательных) действий.
Особенность протекания познавательных процессов заключается в дефиците времени и количества воспринимаемой информации, что затрудняет ее качественное и полное осмысление, позволяющее правильно оценить ситуацию. Проблемы мыслительной деятельности сотрудника связаны с эмоциональными проявлениями, обусловленными угрозой его жизни, других людей и ответственностью, связанной с решением оперативно-служебной задачи, и последствиями, которые могут возникнуть
--- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ----
50
при принятии неправильного решения.
Волевые процессы в данном случае обусловливают преодоление страха за свою жизнь, физических трудностей, взятие сотрудником на себя ответственности за последствия своих действий. Особенность протекания волевых процессов в данном случае заключается в необходимости быстрого принятия решения, основываясь на недостаточном количестве информации, характеризующей ситуацию, осуществлении его быстрого исполнения.
Характер протекания волевых процессов в сознании сотрудника полиции во многом обусловливается совокупностью имеющихся у него мотивов. При этом в экстремальной ситуации у него проявляются следующие основные мотивы:
- профессиональный мотив, побуждающий его к выполнению действий, направленных на эффективное решение оперативно-служебной задачи. Мотив может эффективно формироваться и усиливаться в процессе специальных морально-психологических и воспитательных воздействий, оказываемых на сотрудника в процессе его оперативно-служебной деятельности;
- мотив, формируемый потребностями безопасности, проявляясь в
виде страха за свою жизнь, может мешать успешно решить поставленную задачу, но с другой стороны, представляет собой фактор, побуждающий сотрудника на выбор тактического способа решения задачи,
обеспечивающего наиболее возможную в данной ситуации безопасность и, как следствие, большую вероятность успешного решения задачи.
Таким образом, совокупность проявлений мотивов, с одной стороны, определяет направленность деятельности, с другой - ее способы и, соответственно, результат.
На основании вышеизложенного видятся следующие основные направления психологической подготовки сотрудника полиции к действиям в экстремальных ситуациях:
1. Формирование и совершенствование способности воспринимать максимально возможный объем информации, характеризующей создавшуюся ситуацию в условиях дефицита времени, а также быстро и объективно анализировать ее для принятия правильного решения и выполнения дальнейших эффективных и правомерных действий, направленных на устранение угрозы жизни и здоровью сотрудника полиции и других людей, возникновения иных тяжких последствий, а также обезвреживанию и задержанию правонарушителей.
2. Развитие способности к эффективной мыслительной деятельности в условиях наличия сбивающих факторов в форме негативных эмоциональных проявлений, обусловленных экстремальными условиями деятельности.
3. Совершенствование морально-волевых качеств, обеспечивающих деятельность человека в условиях повышенных психических и физических нагрузок.
4. Формирование убежденности в необходимости и важности своей профессиональной деятельности, а также устойчивой мотивации на
--- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ---
51
эффективное решение оперативно-служебных задач в любых (в том числе экстремальных) условиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Воробьева Л.А. Психологические факторы незаконного применения физической силы сотрудниками ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С. 27-29.
2. Дунин Г.С. Проблемы и результаты оценки психологической готовности сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 33-38.
3. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
4. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 61 с.
5. Шевелева Е.П. Психологические особенности подготовки сводных отрядов полиции, направляемых для осуществления служебного задания в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С. 96-99.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
52