Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, КАК ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, КАК ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брянцев Артемий Антонович, Ибрагимов Вадим Рустемович, Лукашевич Ренат Викторович, Фомичев Владимир Дмитриевич, Петренко Яна Сергеевна

Модернизация системы высшего образования требует, прежде всего, повышения эффективности секций физического воспитания: все студенты высших учебных заведений Краснодарского края должны посещать секции физического воспитания. Дать возможность учащимся перейти от обязательного физического воспитания к добровольному и активному участию в занятиях физической культурой и спортом. По результатам опросов общественного мнения была выведена структура ценностей, определяющая стимул студентов к занятиям физической культурой и спортом, а также предложен ряд мер для улучшения уровня физической подготовки и повышения мотивации молодёжи Краснодарского края в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брянцев Артемий Антонович, Ибрагимов Вадим Рустемович, Лукашевич Ренат Викторович, Фомичев Владимир Дмитриевич, Петренко Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATE COMPONENT AS A PART OF STUDENT SPORT DEVELOPMENT IN KRASNODAR REGION

Modernization of the higher education system requires, first of all, the increase in the efficiency of physical education sections: all students of higher educational institutions of the Krasnodar Territory must attend physical education sections. To enable students to move from compulsory physical education to voluntary and active participation in physical education and sports. Based on the results of public opinion polls, the structure of values was derived that determines the incentive of students to be engaged in physical culture and sports, and a number of measures were proposed to improve the level of physical fitness and increase the motivation of youth in the Krasnodar territory as a whole.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, КАК ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

Тверская область, Московская область, Краснодарский край.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюханов Д. А. Хроника достижений волгоградских гребцов: учебное пособие / Д. А. Брюханов. - Волгоград: : Волгоградская гос. акад. физ. культуры, 2017. - 206 с.

2. Лубышева Л.И. Присвоение спортивного звания: типичные ошибки документального оформления / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10. - С. 95.

3. Присвоение спортивных званий в Российской Федерации: проблемы и противоречия / И.Н. Никулин, Н.А. Звягинцева, А.В. Посохов, М.П. Спирин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10. - С. 96-98.

4. Сучилин А.А. Блеск весел волгоградских гребцов / А.А. Сучилин, Ю.К. Шубин. - Волгоград : Принт, 2008 - 244 с.

REFERENCES

1. Bryukhanov, D.A. (2017), Chronicle of the achievements of the Volgograd rowers: tutorial, Volgograd State Physical Education Academy. Volgograd.

2. Lubysheva, L.I. (2020), "Assignment of a sports title: typical mistakes of documentary registration", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 95.

3. Nikulin, I.N., Zvyagintseva, N.A., Posokhov A.V. and Spirin M.P. (2020), "Assignment of sports titles in the Russian Federation: problems and contradictions", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 96-98.

4. Suchilin, A. A. and Shubin, Y. K. (2008), The brilliance of the oars of Volgograd rowers, Print, Volgograd.

Контактная информация: volgak1@narod.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2021

УДК 796.011.1

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, КАК ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Артемий Антонович Брянцев, студент, Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Ренат Викторович Лукашевич, студент, Владимир Дмитриевич Фомичев, студент, Яна Сергеевна Петренко, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Модернизация системы высшего образования требует, прежде всего, повышения эффективности секций физического воспитания: все студенты высших учебных заведений Краснодарского края должны посещать секции физического воспитания. Дать возможность учащимся перейти от обязательного физического воспитания к добровольному и активному участию в занятиях физической культурой и спортом. По результатам опросов общественного мнения была выведена структура ценностей, определяющая стимул студентов к занятиям физической культурой и спортом, а также предложен ряд мер для улучшения уровня физической подготовки и повышения мотивации молодёжи Краснодарского края в целом.

Ключевые слова: студенческий спорт, физическое воспитание, образовательные организации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p55-58

MOTIVATIONAL COMPONENT AS PART OF THE DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS IN THE KRASNODAR TERRITORY

Artemy Antonovich Bryantsev, the student, Vadim Rustemovich Ibragimov, the student, Renat Viktorovich Lukashevich, the student, Vladimir Dmitrievich Fomichev, the student, Yana Ser-

geevna Petrenko, the student, Evgeny Anatolyevich Mazurenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

Modernization of the higher education system requires, first of all, the increase in the efficiency of physical education sections: all students of higher educational institutions of the Krasnodar Territory must attend physical education sections. To enable students to move from compulsory physical education to voluntary and active participation in physical education and sports. Based on the results of public opinion polls, the structure of values was derived that determines the incentive of students to be engaged in physical culture and sports, and a number of measures were proposed to improve the level of physical fitness and increase the motivation of youth in the Krasnodar territory as a whole.

Keywords: student sports, physical education, educational organizations.

ВВЕДЕНИЕ

Для изучения мотивационно-потребительской сферы в занятиях по физической культуре проведен опрос общественного мнения 812 студентов вузов Краснодарского края. Задачи опроса предусматривали сравнение и анализ изменения мнений студентов от младших к старшим курсам, (опрос и заполнение анкет проводились методом неформализованного интервью на занятиях физической культурой). При разработке и реализации методики исследования учитывались и условия, в которых организован процесс занятий физической культурой и спортом непосредственно в вузах. В вузах Краснодарского края на январь 2020 года обучалось более 109 000 студентов, из них на дневном отделении -57%. 61% студентов посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 16 % студентов относились к спецмедгруппе. Результаты анкетирования направленного на определение реальной посещаемости главных вузов Краснодарского края представлены на рисунке.

КубГТУ КубГУ КубГАУ КубМУ

Посещаяют занятия физической культурой ■ Относятся к спецмедгруппе

Рисунок - Посещаемость занятий физической культуры главных вузов Краснодарского края согласно результатам анкетирования.

В вузах действуют собственные спортивные объекты для организации занятий физической культурой и спортом, в том числе спортивные залы, стадионы, лыжные базы, спортивно-оздоровительные лагеря, спортивные площадки. В КубГТУ рамках учебной и в неучебной работы функционируют 27 секции. Наиболее популярными видами спорта среди студентов являются такие виды как: баскетбол, настольный теннис, футбол, армспорт, ритмическая гимнастика, мини-футбол, волейбол, регби. В КубГАУ проводится работа по 22 видам спорта, как для студентов, так и для преподавателей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате опроса по каждому вузу наблюдались и систематизировались две группы респондентов:

1) занимаются спортом в вузе и после занятий;

2) не занимаются спортом ни в вузе ни после занятий.

Это позволило нам понять ценности и мотивацию каждой группы в области спорта и определить потребности респондентов, чтобы повысить их интерес к физической культуре.

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

При анализе мотивации студентов к занятиям физкультурой наблюдались следующие факторы: на старших курсах повышалась критичность оценки респондентами всех вопросов анкеты. Только когда студенты КубГАУ изучают физкультуру на третьем курсе, мотивация «получать физическое и моральное удовольствие» усиливается (рост на 16,8%). Для респондентов снижение значимости мотивации как цели участия в курсах физического воспитания «требует оценки» является положительной тенденцией. Следует отметить, что для некоторых респондентов университетов потребность в получении оценки выше других целей. Таким образом, мотивация «нуждаются в оценке» в некоторой степени выше, чем мотивация «получение физического и морального удовольствия» (на 1,58%): при определении ценности спортивной культуры и спорта прослеживается общая тенденция: основном фактором для студентов являются «Хорошая форма тела» и «Здоровье», эти значения фактически имеют количественное выражение. Кроме того было замечено, что «Самоутверждение» преобладает над фактором «эстетического удовольствия». По результатам опросов общественного мнения выводится иерархия ценностей, определяющая мотивацию студентов заниматься спортом в учебное и свободное время. Структура ценностей основана на оценке респондентами важности каждой ценности, предложенной в анкете. По результатам опроса можно сформулировать и спланировать методологию и информационную работу в каждом университете на основе этой ценностной структуры. Большинство поступающих от студентов предложений по улучшению спортивных условий в университетах являются традиционными. Их суть сводится к желанию респондентов использовать современный спортивный инвентарь для занятий физическими упражнениями в современных условиях. Результаты опроса показывают, что у каждого вуза есть общие проблемы и тенденции:

- интерес студентов к спорту снизился от младших курсов к старшим.

- увеличение критического отношения к негативным оценкам спортивного состояния вузов и других спортивных объектов, принадлежащих университетам.

- желание заниматься спортом в учреждениях, не связанных с университетом.

Только 34,76% опрошенных студентов занимаются спотом во внеучебное время, а

24,8% студентов занимались бы в необходимых условиях (полностью оборудованные спортзалы, спортивные площадки, приемлемая ценовая политика для спортзалов за пределами университета и т. д.). Сегодня в студенческом спорте Краснодарского края (как впрочем, и на общероссийском уровне) имеется ряд факторов и комплекс проблем, отрицательно влияющих на вовлечение студентов в занятия физической культурой и спортом, требующих неотложного решения [4, 5]. Согласно приказу «Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта» от 27.11.2019 г. предлагается руководствоваться тем, что:

- акцент будет сделан на развитии массового студенческого спорта в вузах во внеучебное время;

- основным направлением работы будет развитие массового студенческого спорта в высших образовательных учреждениях и по месту жительства студентов в общежитиях вузов;

- направление финансовых ресурсов, в первую очередь, на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры, а также на организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом среди студентов как составляющей части здорового образа жизни;

- развитие спорта высших достижений, поддержка команд по игровым видам спорта в вузах со стороны государственных органов управления физической культурой и спортом будет осуществляться путем создания системы традиционных ежегодных соревнований, модернизации специализированной инфраструктуры.

ВЫВОДЫ

Основываясь на результатах, проведённого нами исследования, а также на его анализе, выявлено, что большинство респондентов считают, что для повышения мотивации студентов Краснодарского края для занятий спортом необходимо:

1. Создание в каждом вузе спортивного клуба, имеющего самостоятельное финансирование.

2. Вовлечение в межвузовские соревнования филиалов государственных вузов, как потенциальных участников развития мотивационно-спортивного движения.

3. Совершенствование и расширение календаря студенческих соревнований, повышение их статуса увеличение финансирования студенческого спорта в целом.

4. Улучшение спортивной инфраструктуры в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патрушева Л.В. Исследование физического развития и подготовленности студенток, занимающихся в секции чирлидинга / Л.В. Патрушева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 22-27.

2. Вычегжанина Е.В. Дыхательные практики в прикладной физической культуре как средство снятия стресса и улучшения когнитивных функций у студентов высшей школы / Е.В. Вычегжанина, Е.А. Мазуренко, В.Н. Ниживенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 7 (197). - С. 52-56.

3. Сопоставление выполнения студентами контрольных нормативов по физической культуре за период обучения в вузе / Т.А. Леонова, Е.А. Мазуренко, Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 118-121.

4. Влияние физической культуры на формировании личности человека / Н.П. Федорова, Е.А. Мазуренко, Ю. Л. Шарапова, Н.Г. Иванова // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция, Ереван, 25-26 октября 2019 года. - Ереван: Российско-Армянский университет, 2020. - С. 796-801.

5. Скобликова Т.В. Физическая культура студентов - важный фактор их социализации / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 2. - С. 31-32.

REFERENCES

1. Patrusheva, L.V. (2014), "Research of physical development and fitness of female students engaged in the cheerleading section", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 3, pp. 22-27.

2. Vychegzhanina, E.V., Mazurenko, E.A. and Nizhivenko V.N. (2021), "Respiratory practices in applied physical culture as a means of relieving stress and improving cognitive functions in high school students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 52-56.

3. Leonova, T.A., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. and Voroshilova I.S. (2020), "Comparison of students' fulfillment of control standards in physical culture during the period of study at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 118-121.

4. Fedorova, N.P., Mazurenko, E.A., Sharapova, Yu.L. and Ivanova N.G. (2019), "The influence of physical culture on the formation of a person's personality", Problems of personality development in the context of globalization: psychological and pedagogical aspects: II International scientific-practical conference, Russian-Armenian University, Yerevan, pp. 796-801.

5. Skoblikova, T.V. and Skripleva, E.V. (2005), "Physical culture of students is an important factor of their socialization", Physical culture and health, No. 2, pp. 31-32.

Контактная информация: Bryantsev_1975@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.