Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ЛЕЙТЕНАНТОВ УГПС МЧС РОССИИ'

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ЛЕЙТЕНАНТОВ УГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мотивационная готовность / профессиональная деятельность / Motivational readiness / professional activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ловягина Ксения

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования готовности к профессиональной деятельности младших лейтенантов УГПС МЧС России. В данной работе рассматривается понятие мотивационной готовности и ее взаимосвязь с эмоциональным, волевым компонентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ловягина Ксения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF JUNIOR LIEUTENANTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the readiness for professional activity of Junior lieutenants of the EMERCOM of Russia. This paper examines the concept of motivational readiness and its relationship with emotional and volitional components

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ЛЕЙТЕНАНТОВ УГПС МЧС РОССИИ»

3. Смирнов А. Н. О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности» // Вестник

Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiyah-ya-kontseptsiya-i-kontseptsiya-zhizni-lichnosti (дата обращения: 19.03.2020).

4. Деркач, А. А. (2002). Акмеология: учебник/Под общ. ред. АА Деркача-Москва: РАГС.

5. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Поиск смысла жизни будущими педагогами в контексте

понимания своей профессионально-личностной позиции. Институт эффективных технологий. Москва, 2011. ISSN: 2071-6427

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ЛЕЙТЕНАНТОВ УГПС МЧС РОССИИ

Ловягина Ксения, студентка Санкт-Петербургского университета Противопожарной службы МЧС России, (Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Иванова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.

Аннотация.

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования готовности к профессиональной деятельности младших лейтенантов УГПС МЧС России. В данной работе рассматривается понятие мотивационной готовности и ее взаимосвязь с эмоциональным, волевым компонентами.

Ключевые слова: Мотивационная готовность, профессиональная деятельность

MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF JUNIOR LIEUTENANTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA.

Ksenia Lovyagina, student of the Saint Petersburg University of Fire service of the Russian emergencies Ministry, (Saint Petersburg, Russia)

Scientific Director: Tatyana Ivanova, candidate of psychological Sciences, associate Professor.

Abstract.

The article is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the readiness for professional activity of Junior lieutenants of the EMERCOM of Russia. This paper examines the concept of motivational readiness and its relationship with emotional and volitional components.

Keywords: Motivational readiness, professional activity

В последние годы особую актуальность среди проблем подготовки специалистов приобретает проблема мотивационной готовности курсанта к профессиональной деятельности.

Состояние психологической готовности к деятельности - сложное, целенаправленное проявление целостной личности. Оно имеет динамическую структуру, включающую следующие компоненты, функционально связанные между собой: мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой.

Мотивационная готовность к профессиональной деятельности является компонентом психологической готовности, детерминирующим поведение и профессиональную деятельность специалиста [1].

Профессиональная подготовка обучающихся образовательных учреждений ГПС МЧС России представляет собой широкую область исследований, сосредоточенную на

центральных вопросах обучения, оптимизации прямых и обратных связей, реализации индивидуального и научного подходов, систематичности предлагаемых теоретических знаний и практических умений.

Психологическая подготовка пожарного - система мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психической готовности пожарного к действиям в боевой обстановке тушения пожара [2].

Психическая готовность — это способность мобилизовать психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности.

Исследование проведено с использованием методик:

1. Якоря карьеры Э.Шейн;

2. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса;

3. «Исследование волевой саморегуляции» A.B. Зверькова и Е В. Эйдмана;

4. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.

Выборку составила группа из 41 младших лейтенантов.

Результаты методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной представлены на рис. 1. 80

70

60

50

40

30

20

10

0

Рисунок 1 - Результаты исследования мотивации обучения в вузе младших лейтенантов СПб УГПС МЧС России.

Результаты исследования показали, что у курсантов доминируют 2 группы мотивов (приобретение знаний, получение диплома). Смысл данной ориентации заключается в том, что младшие лейтенанты находятся на этапе написания Выпускной квалификационной работы и все ресурсы направлены на аккумуляцию полученных знаний на протяжении процесса обучения.

По результатам методики «Якоря карьеры» (таблица 1) наибольшие показатели у младших лейтенантов по ориентации на «Стабильность работы» (М - 7,7). Данная ценностная ориентация характеризуется защитой социальных гарантий и стабильным положением на рынке труда. Основными ценностями при данной ориентации являются «потребность в стабильности», «стремление к карьерному росту в профессиональной деятельности», « ответственность за управление своей карьерой». Полученный результат, вероятно, связан с тем, что служба предполагает общение и помощь людям, полную социальную защищенность, возможность управления людьми, нормированный рабочий день.

71

I высоким низкий

риобретение знаний,%

Овладение профессией, %

Получение диплома, %

Таблица 1 - Результаты исследования методики «Якоря карьеры Э.Шейна»

Карьерная ориентация Младшие лейтенанты n =41

М

Профессиональная компетентность 5,7

Менеджмент 7

Автономия (независимость) 6,4

Стабильность работы 7,7

Стабильность места жительства 6,3

Служение 7,4

Вызов 7

Интеграция стилей жизни 7,3

Предпринимательство 6,6

В ходе исследования были выявлены статистически значимые взаимосвязи переменных. Младшие лейтенанты, у которых преобладает мотив "Овладение профессией" характеризуются как настойчивые люди, умеющие контролировать свое психоэмоциональное состояние. Испытуемые пытаются реализовать в своей деятельности ценности, им важно общаться с людьми, приносить пользу обществу и видеть результаты своей работы. Такие люди настойчивы, целеустремлены, склонны планировать свою деятельность, зачастую консервативны.

Мотив "Получение диплома" характеризуется приподнятостью эмоционального состояния, энергичностью, увеличением эффективности деятельности. Младшие лейтенанты в преддверии окончания учебной деятельности оказались готовы к смене места жительства в связи с предстоящим распределением к месту службы. Таким образом, можно сделать вывод, что младшие лейтенанты СПб УГПС МЧС России готовы приступить к исполнению своих обязанностей, используя полученные знания, умения, навыки.

Младшие лейтенанты, у которых преобладает мотив «Получение знаний» характеризуются высоким уровнем самообладания, настойчивости, склонны к достижению поставленных целей. В этом случае заинтересованность в деятельности по специальности наблюдается ниже, чем у испытуемых, у которых преобладает мотив «Овладение профессией». Таким образом, можно сделать вывод, что данная категория испытуемых склонна к профессиональной деятельности, больше направленной на разработку теоретических аспектов, чем на практическую ее часть.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006

2. Осипов A.B. Психологическая готовность специалистов пожарно-спасательных подразделений// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер 6. 2007. Вып. 3

3. Шленков А.В., Коломеец Ю.С., Монахов В.А., Судьин А.А. Основные направления по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов пожарной охраны в Российской Федерации.// Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2018. № 3 (40). С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.