Научная статья на тему 'Может ли профессиональное становление являться смыслом жизни?'

Может ли профессиональное становление являться смыслом жизни? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Может ли профессиональное становление являться смыслом жизни?»

целью становится во что бы то ни стало найти свою вторую половину, ни за что на свете не остаться одному, отыскать того, кто будет любить тебя, а главное, кого можно будет любить. Чтобы заткнуть внутреннюю пустоту, успешно игнорировать голод и потерянность мы находим предмет обожания и с головой погружаемся в него. При это совсем забывая о себе. Смыслом нашей жизни соответственно становится не столько чувственный опыт, сколько сам по себе факт присутствия любви.

Лично я знаю слишком много людей, которые гонятся за любовью только лишь ради того, чтобы обладать ею, и не считаю это здоровым поведением.

Мы не можем построить счастливую жизнь без устойчивого фундамента, а если фундаментом мы делаем другого человека, а тем более какое-либо чувство относительно него, это неизбежно приведет к катастрофе.

Полагаясь на других, вкладывая в них смысл своей жизни, мы принижаем чувство собственного достоинства, делаем вывод о том, что мы не способны найти свой смысл жизни в нашей деятельности, поэтому будем искать его в других людях.

Конечно, я сейчас не говорю о матерях, для которых после рождения смыслом жизни часто становится их безусловная любовь к своему чаду. Данный процесс является естественным, инстинктом, подаренным нам природой. Но человек, считающий свою жизнь бессмысленной, если его любовь была отвергнута (и на мой взгляд не важно кем: матерью, братом, партнером), не может являться полностью сформированной личностью. Если человек ищет смысл жизни в том, чтобы любить и быть любимым, его кругозор узок, а мысли не развиты, поскольку жизнь, это настолько больше, чем просто привязанность к кому-то.

Чтобы быть любимым кем-то и понимать в принципе, что такое любовь, Фромм утверждает, в начале нужно познать, принять и полюбить себя. Из данного тезиса следует, что смыслом жизни здравомыслящему человеку следует сделать скорее самопознание, развитие, рефлексию, принятие, а не любовь.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, на мой взгляд, делать смыслом жизни любовь - не является здоровым механизмом защиты. Гораздо более продуктивным будет заключить в смысле жизни себя, свои мечты, амбиции и чувства в целом. И только тогда, когда человек будет жить ради себя, он обретет истинную любовь, не только к себе от себя, но и к другим, и от других. Любовь не должна становиться смыслом жизни, а возможно просто не должна становиться ее единственным смыслом.

МОЖЕТ ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЯВЛЯТЬСЯ СМЫСЛОМ

ЖИЗНИ?

Белозерская Алёна, студентка 3 курс, ФГБОУ ВО МГЛУ, (Москва, Россия) Научный руководитель - к.психол.н. Попова Т. А

В современной психологической науке принято выделять три вида деятельности: учебную, игровую и трудовую. Данная классификация была предложена советским психологом А.Н. Леонтьевым в 1920-30 годах и имеет актуальность по настоящее время, ведь среднестатистический россиянин посвящает трудовой деятельности 40-часовую рабочую неделю с 22-23 лет вплоть до ухода на пенсию. Это составляет приблизительно 3035% от всей жизни. Не удивительно, что любой человек задумывается о смысле своей профессиональной деятельности, пытаясь найти в ней себя, своё «я».

Любая деятельность человека, по Леонтьеву, направлена на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Мотивацией к трудовой деятельности является, очевидно, не только финансовая сторона данного вопроса. По данным М.А. Бендюкова, «работа является средством удовлетворения

потребности в самоактуализации» [2]. Многие психологи придерживаются мнения, что в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

Смысл жизни является общетеоретической и общефилософской проблемой и в той или иной степени каждый человек подвергает свой пытливый ум вопросам, относящимся к данной теме. Данный феномен тесно связан с психологической «Я-концепцией», под которой принято понимать систему обобщённого представления индивида о себе, которая формируется по законам логико-речевого мышления [3]. Это значит, что путём размышления о самом себе и своем месте в мире, мы находим или определяем смысл своей жизни. С данной концепцией согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье, действия и ожидания, успех в практической деятельности личности [4].

В связи с этим можно сказать, что профессиональное становление действительно может являться смыслом жизни человека. Однако здесь остро встаёт вопрос самоопределения - ему необходимо точно понимать, на что он хочет направлять свои силы, какая деятельность будет приносить ему чувство значимости и смысл. Этот процесс зачастую происходит во время получения человеком высшего образования. По данным исследования центра теории воспитания Учреждения Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» у студентов 1 курса социально-педагогического факультета на данном этапе профессионального развития преобладает обыденное (у 32%), а у студентов 4 курса геоэкологов — профессионально-ориентированное содержание смысла жизни (также в пределах 32%) [5]. Это лишь один из примеров того, как может меняться отношение к профессии с течением времени или же в зависимости от выбранной им специальности.

Будет ли являться профессиональная деятельность смыслом жизни человека, на самом деле зависит от множества факторов, таких как, к примеру:

1. Насколько осознанным был выбор профессии?

2. Соответствуют ли его ожидания с реальностью?

3. Насколько человек в целом стремится трудиться? Является ли это для него важной целью, приоритетом?

4. Получает ли он удовлетворение от выбранного дела?

5. Имеет ли он дополнительные источники мотивации к работе? - социальные, финансовые, личные и т.д.

Стоит заметить, однако, что трудовая деятельность не может полностью определять жизнь индивида. Для успешной самоактуализации человеку необходимо удовлетворять большое количество потребностей, относящихся к различным жизненным сферам - любовь и общение, физиология и т.д. Маслоу считал, что иерархия потребностей человека представляет собой пирамиду, на вершине которой находится самоактуализация. Но самоактуализация подразумевает собой развитие способностей и это не всегда связанно именно с профессиональной деятельностью.

Помимо этого, для успешной реализации своих способностей человеку необходимо также удовлетворить потребности более низких уровней пирамиды - потребности в безопасности; в признании и уважении; в любви и принадлежности. Маслоу отмечал, что нередко встречаются исключения из этого правила - случаи, в которых иерархия ценностей имеет индивидуальные особенности - это зависит от жизненных приоритетов личности, его стремлений и убеждений. Именно поэтому профессиональная деятельность может быть напрямую связана со смыслом жизни для одних людей и быть лишь его частью для других.

Литература

1. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: учебник для бакалавров — М.: Издательство

Юрайт, 2016.

2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Питер, 2011.

3. Смирнов А. Н. О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности» // Вестник

Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiyah-ya-kontseptsiya-i-kontseptsiya-zhizni-lichnosti (дата обращения: 19.03.2020).

4. Деркач, А. А. (2002). Акмеология: учебник/Под общ. ред. АА Деркача-Москва: РАГС.

5. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Поиск смысла жизни будущими педагогами в контексте

понимания своей профессионально-личностной позиции. Институт эффективных технологий. Москва, 2011. ISSN: 2071-6427

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ЛЕЙТЕНАНТОВ УГПС МЧС РОССИИ

Ловягина Ксения, студентка Санкт-Петербургского университета Противопожарной службы МЧС России, (Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Иванова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.

Аннотация.

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования готовности к профессиональной деятельности младших лейтенантов УГПС МЧС России. В данной работе рассматривается понятие мотивационной готовности и ее взаимосвязь с эмоциональным, волевым компонентами.

Ключевые слова: Мотивационная готовность, профессиональная деятельность

MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF JUNIOR LIEUTENANTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA.

Ksenia Lovyagina, student of the Saint Petersburg University of Fire service of the Russian emergencies Ministry, (Saint Petersburg, Russia)

Scientific Director: Tatyana Ivanova, candidate of psychological Sciences, associate Professor.

Abstract.

The article is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the readiness for professional activity of Junior lieutenants of the EMERCOM of Russia. This paper examines the concept of motivational readiness and its relationship with emotional and volitional components.

Keywords: Motivational readiness, professional activity

В последние годы особую актуальность среди проблем подготовки специалистов приобретает проблема мотивационной готовности курсанта к профессиональной деятельности.

Состояние психологической готовности к деятельности - сложное, целенаправленное проявление целостной личности. Оно имеет динамическую структуру, включающую следующие компоненты, функционально связанные между собой: мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой.

Мотивационная готовность к профессиональной деятельности является компонентом психологической готовности, детерминирующим поведение и профессиональную деятельность специалиста [1].

Профессиональная подготовка обучающихся образовательных учреждений ГПС МЧС России представляет собой широкую область исследований, сосредоточенную на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.