Научная статья на тему 'Мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов'

Мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / FUTURE PROFESSIONALS / MOTIVATIONAL READINESS / MEANINGFULNESS OF LIFE / REFLECTION / SELF-EFFICACY / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна

В статье анализируется проблема личностно-профессионального саморазвития, рассматривается структура процесса саморазвития, а также результаты экспериментального исследования мотивационно-смысловых компонентов саморазвития будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL-SEMANTIC COMPONENTS IN THE PERSONALITY-PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

The article analyzes the problem of personalprofessional self-development, discusses the structure of the process of self-development, the results of the pilot study of motivational-semantic components of self-development оf future specialists.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов»

УДК 159.922-057 ББК Ю9

ж. Г. Гаранина

мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие, будущие специалисты, мотивационная готовность, осмылсленность жизни, рефлексия, самоэффективность, самоактуализация.

Zh. G. Garanina MOTIVATIONAL-SEMANTIC COMPONENTS

in the personality-professional self-development of future specialists

Keywords: personal and professional self-development, future professionals, motivational readiness, meaningfulness of life, reflection, self-efficacy, self-actualization.

Современные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов предполагают всестороннее развитие личности в процессе обучения в высшей школе, формирование способности к самостоятельному профессиональному росту и саморазвитию. В связи с этим возрастает необходимость исследования особенностей процесса саморазвития будущих специалистов в процессе их профессионального обучения.

Существующие в отечественной психологии теоретико-методологические подходы к категории саморазвития исследуют различные аспекты данной проблемы. Так, в рамках деятельностного подхода саморазвитие личности рассматривается как одно из проявлений деятельностной сущности человека, направленное на изменение самого субъекта (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и др.).

Суть системного подхода к проблеме саморазвития личности заключается в том, что данный процесс рассматривается как целостное системное образование, состоящее из взаимосвязанных функциональных компонентов, которые не сводятся к аддитивному сложению составляющих. Многообразие связей внутри исследуемого объекта позволяет рассматривать свойства целостной системы интегративно (А. Г. Асмолов, Н. И. Болдырев, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.). На общеметодологическом

уровне личностный принцип, сформулированный С. Л. Рубинштейном, был развит Б. Ф. Ломовым в разработке принципов системного подхода в психологии, где личность выступала и как система, вписывающаяся в социальную систему, и как самоорганизующаяся многоуровневая система [9]. Саморазвитие личности рассматривается в рамках данного подхода как собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала.

С позиций динамического подхода развитие и саморазвитие личности рассматривается Л. И. Анциферовой как процесс, сущность которого заключается в ориентации на качественное изменение личности, которая является автором собственных изменений, преобразований и форм развития. Л. И. Анциферова рассматривает процесс развития через динамизм отношений человека [2, с. 25].

Одним из продуктивных методологических подходов, рассматривающих проблему развития и саморазвития, является субъектный подход, основанный на представлениях С. И. Рубинштейна о человеке как субъекте, как центре организации бытия и субъект-ности, проявляющейся через потребность и способность самосовершенствоваться [11]. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют понятие «саморазвитие» с позиций субъект-

ного подхода как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. При этом такое свойство живых систем, как самоорганизация, уступает место механизму самоконтроля. Здесь впервые возникает отношение к самому себе, субъектность, позволяющая человеку быть субъектом (автором) собственной жизни [12, с. 77].

Наиболее полно проблема саморазвития на основе субъектного подхода рассматривается в работах М. В. Ермолаевой [5]. В рамках указанного подхода представление о человеке как о субъекте анализируется с помощью таких понятий, как «самодетерминация», «саморазвитие», «самообразование» и др., ориентирующих на поиск внутренних источников психического развития человека. Сущность субъектности, по мнению исследователя, состоит в способности человека быть автором своей судьбы, делать осмысленный выбор, максимально мобилизуя свои психические ресурсы. Человек на высшем уровне своего развития выступает как субъект, отличающийся целостностью (системностью), автономностью, индивиду-ализированностью, которого характеризуют определенный способ самоорганизации, саморегуляция личности, согласование внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени.

Проблема саморазвития подробно исследовалась В. Г. Мараловым, который рассматривал его как специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, процесс постановки и достижения своих целей посредством изменения собственной деятельности, поведения и самого себя на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний [10]. Единицей саморазвития он считал акт самопостроения личности, в процессе которого человек воссоздает себя либо в прежнем качестве, либо в новом, что, в конечном счете, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне.

Сущность всякого саморазвития, в понимании А. В. Суворова, - как стихийного, так и сознательного - в качественном изме-

нении, перестройке самого себя, своей роли в этом мире; перестройке в поступках, в деяниях, которые субъект начинает активно практиковать [13]. А. В. Суворов отождествляет понятия «развитие личности» и «саморазвитие», поскольку личность сама себя развивает личными усилиями, собственной активностью при участии других людей. По его мнению, первоначальное саморазвитие личности носит стихийный, неосознаваемый характер. Сознание и самосознание формируются только в процессе стихийного первоначального саморазвития. Чтобы подняться до такого уровня сознательного саморазвития, как самотворчество, самосозидание, необходимо рефлексивное, исследовательское отношение к самому себе, без которого невозможна трезвая, адекватная самооценка.

Проблема взаимосвязи профессионального и личностного развития рассматривается Л. И. Анциферовой, которая под личностно-профессиональным развитием понимает процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений. Большое значение здесь придается реализации потенциала личности. Л. И. Анциферова отмечает, что личность - это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции индивида [1, с. 31]. В профессиональной деятельности изменения личности происходят особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений внутри целостной психической организации личности.

Большое внимание проблеме профессионального и личностного саморазвития уделяется в акмеологии, которая изучает закономерности саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах самообразования, самокоррекции и самоорганизации. С позиций акмеологического подхода личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается как достижение высших стандартов в

профессиональном развитии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А. К. Маркова, В. Г. Зазыкин и др.). Так, под профессионально-личностным саморазвитием А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин понимают процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [4, с. 66].

Аксиологический подход, акцентирующий внимание на ценностях, установках и целях профессионально значимой деятельности, рассматривает саморазвитие как ориентацию личности на ценности как феномен, интегрирующий в себе аспекты ценностного освоения личностью окружающей действительности, преобразования субъекта в деятельности и общении, экстраполяции личности в будущее. Так, трактовка профессионального саморазвития педагога на основе аксиологического подхода, предложенная М. И. Кряхтуновым, рассматривает данный процесс как возможность освоения системы ценностей: своей личности, педагогической деятельности и личности ученика. Профессиональное саморазвитие понимается им как процесс ценностного самоопределения, развертывающегося в трех измерениях: личностном, профессиональном и межличностном, которые имеют системное строение, и в каждом из них реализуются ценности личности, деятельности, отношений с другими людьми. Процесс интеграции этих ценностей составляет сущность профессионального саморазвития, которое выполняет функцию преобразования личности и деятельности профессионала [9].

С точки зрения синергетического подхода профессиональное развитие рассматривается как открытая, нелинейная и неравновесная система. Данный подход получил отражение в работах Э. Ф. Зеера, который под профессиональным развитием понимает процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [6, с. 33]. Профессиональное становление Э. Ф. Зеер считает процессом

«формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. По мнению Зеера, профессиональное становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении. При этом с точки зрения синергетического подхода открытость пространства профессионального развития предполагает его самоорганизацию и саморазвитие.

На основе обобщения теоретических подходов к проблеме саморазвития можно выделить наиболее существеннее его особенности. Мы считаем, что процесс личностного и профессионального саморазвития представляет собой целостную, интегратив-ную, информационно открытую систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя [3]. Саморазвитие порождается потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляется в ходе саморегуляции поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей.

Личностно-профессиональное саморазвитие может осуществляться на всех этапах профессионализации специалистов, включая этап профессионального обучения. Реализация данного процесса может происходить в форме самообразования, самосовершенствования, саморегуляции и т. п. Многообразие данных форм указывает на то, что субъект осуществляет сложную деятельность, направленную на познание, преобразование и реализацию самого себя. При этом в структуру саморазвития включается целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, обусловливающих протекание внутренних и внешних процессов, детерминирующих самоизменение.

Анализ механизмов и структуры профессионально-личностного саморазвития позволяет представить системную

модель данного процесса, образующую совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных между собой структурных составляющих. В модели саморазвития можно выделить мотивационно-смысловой, рефлексивный и деятельностно-практический блоки. Основной функцией мотивационно-смыслового блока является побуждение субъекта к самоизменению, актуализация внутренних устремлений человека к достижению личностно и профессионально значимых целей, осознание смысла и ценностей саморазвития. В структуру данного блока включаются потребностный компонент, определяющийся мотивами и потребностями, побуждающими человека к саморазвитию и самосовершенствованию, и ценностный компонент, включающий в себя ценности отношения субъекта к окружающему миру, людям, самому себе, профессии, а также смысложизненные ориентации. Ценности являются одной из важнейших смысловых структур, формирующих перспективу, модель будущего, имеющего наибольшую значимость для человека. В. В. Знаков рассматривает ценности как осознанное содержание, способное стать реальным мотивом жизнедеятельности человека, который ведет к саморазвитию [7].

Совокупность личностных и профессиональных ценностей определяет процесс саморазвития личности, влияя на динамику его протекания, и является центральным механизмом, детерминирующим саморазвитие на всех этапах личностного и профессионального становления. Личностные и профессиональные ценности влияют на возможные пути и способы саморазвития, формируя цели и внутреннюю программу его реализации.

Рефлексивный блок выполняет функцию отражения субъектом саморазвития своих внутренних качеств и представляет собой сочетание когнитивных и аффективных компонентов. Когнитивный компонент включает в себя самопознание и самопонимание субъектом особенностей своей личности и уровня развития своей профессиональной компетентности и профессионально важных качеств. Аффективный компонент связан с самооценкой, самоотношением, самопринятием своих достоинств и недостатков.

Деятельностно-практический блок

определяется способностью личности к саморегуляции своего поведения, умением осуществлять практические действия, направленные на самоизменение. Он включает в себя гностический компонент, имеющий целью получение знаний о себе с помощью самообразования, самопрогнозирования, самоанализа, а также волевой, связанный с саморегуляцией своего поведения, самореализацией личностных и профессиональных качеств, приобретенных в результате самоизменения и саморазвития.

Мы считаем, что ведущее место в структуре саморазвития принадлежит мотивационно-смысловым составляющим, которые детерминируют процесс саморазвития, побуждая субъекта к внутренней и внешней активности, направленной на самоизменение, самореализцию. К важнейшим из них относятся потребности, ценности и смыслы, которые оказывают определяющее влияние на саморазвитие в связи с их непосредственной включенностью в регуляцию жизнедеятельности, детерминированной направляющим влиянием сознания.

Для исследования особенностей и структуры личностного и профессионального саморазвития нами проводилось эмпирическое исследование среди студентов всех курсов дневного и заочного отделения в количестве 122 чел., проходящих профессиональное обучение по специальности «Психология» МГУ им. Н. П. Огарева, в возрасте 18-21 года.

В процессе исследования использовались следующие методы: авторская анкета, опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамо-вой, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» В. И. Моросановой, тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.

Исследование процесса саморазвития показало, что среди студентов всех курсов данный процесс протекает достаточно интенсивно. С помощью анкетирования было выявлено, что 80 % всей выборки испытуемых активно занимаются саморазвитием.

При этом позитивно оценивают свое самоизменение за период обучения в вузе 100 % студентов II - V курсов.

По результатам исследования уровня саморазвития с помощью опросника «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой было выявлено, что средний показатель выраженности саморазвития у студентов всей выборки составляет 35 баллов, что соответствует неопределенному уровню, т. е. у большинства студентов не выработалась упорядоченная система саморазвития. Изучение мо-тивационной готовности к самопознанию и саморазвитию по тесту «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой показало, что средний уровень готовности к самопознанию составляет 4,9, а готовности к саморазвитию - 4,5. Полученные данные показывают, что готовность к самопознанию в среднем выражена выше, чем готовность к саморазвитию, и в целом для всей выборки данные показатели свидетельствуют о высоком уровнем сформированности мотиваци-онной готовности к самопознанию и саморазвитию.

Для исследования структуры жизненных ценностей студентам предлагалось проран-жировать личностные и профессиональные ценности в порядке убывания их значимости. Результаты показали, что первые три места отводятся таким жизненным ценностям, как семья, любовь и здоровье. Саморазвитие занимает четвертое место в этой структуре, опережая по значимости успех в профессии и материальное благополучие. На последних местах в списке - уважение окружающих и популярность. Из полученных данных можно сделать вывод, что саморазвитие как ценность занимает промежуточное положение между основными жизненными и профессиональными ценностями, поскольку рассматривается студентами в качестве необходимого условия достижения профессионального успеха.

Исследование уровня осмысленности жизни с помощью теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева показало, что в среднем по выборке у студентов он составляет 103 балла, что является средним показателем для юношей и выше среднего - для девушек. Данные результаты свидетельствуют о том, что в целом испытуемые воспри-

нимают свою жизнь как осмысленную и эмоционально насыщенную и испытывают удовлетворенность процессом и результатом. Выявленные средние показатели уровня самоактуализации с помощью опросника А. Шострома составили 39,4, что соответствует среднему уровню выраженности данного свойства в целом по выборке испытуемых.

Проведенный корреляционный анализ показал, что существуют прямые статистически значимые взаимосвязи между такой ценностью, как саморазвитие, и уровнем саморазвития (г = 0,62), а также готовностью к саморазвитию (г = 0,337). Выявлены также статистически значимые взаимосвязи между уровнем саморазвития и самоактуализацией (г = 0,432) и смысложизненными ориентаци-ями (г = 0,409). Данные взаимосвязи можно объединить в единый ценностно-смысловой блок, в котором уровень саморазвития определяется мотивационной готовностью к нему и осуществляется на основе имеющихся ценностей личностного и профессионального саморазвития.

Для снижения размерности полученных связей между выявленными свойствами нами использовался факторный анализ, позволяющий определить наиболее значимые блоки факторов.

В первый фактор, получивший название «Мотивационная готовность к саморазвитию», с наибольшим факторным весом и дисперсией 27,7 % вошли такие показатели, как готовность к саморазвитию (0,914), саморегуляция (0,840), самоотношение (0,832), самоэффективность (0,769).

Такой показатель, как готовность к саморазвитию, имеет максимальный факторный вес. Вокруг него объединяются такие действенно-практические компоненты, как саморегуляция, самоэффективность. Полученные взаимосвязи можно объяснить тем, что готовность к саморазвитию определяется наличием развитой системы саморегуляции, которая ориентирует их на саморазвитие своих личностных и профессиональных качеств. Лица с развитой системой саморегуляции обладают сформированными волевыми качествами, определяющими их целеустремленность и настойчивость, умение регулировать свое поведение. Поскольку в состав

данного фактора с большим весом вошел показатель самоотношения, можно сделать вывод, что уровень самоотношения определяет мотивационную готовность к саморазвитию, направленность на самосовершенствование.

Вошедшие в данный фактор показатели самоэффективности можно интерпретировать как действенно-практическую основу для формирования мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию. Под самоэффективностью понимается сочетание у будущих психологов представлений о наличии профессионально важных качеств и уверенности в том, что в ситуациях профессиональной деятельности они смогут использовать эти качества как инструмент для успешного выполнения стоящих перед ними задач. Этим можно объяснить тот факт, что высокий уровень самоэффективности определяется стремлением развивать у себя профессиональную компетентность и добиваться жизненно важных целей. Готовность к саморазвитию реализуется с помощью сформированных психологических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих психологов.

Во второй фактор, определяемый нами как «Уровень саморазвития», с дисперсией 21,8 % вошли следующие переменные: саморазвитие (0,885), ценность саморазвития (0,782), самоконтроль в общении (0,682), готовность к самопознанию (0,505), самоэффективность (0,453).

В данном факторе показатели коммуникативного самоконтроля, самоэффективности и готовности к самопознанию объединяются вокруг показателей уровня саморазвития и ценности саморазвития. Полученные результаты можно объяснить тем, что к активному личностно-профессиональному саморазвитию склонны лица, рассматривающие его как важную жизненную ценность, с высоким уровнем коммуникативного самоконтроля, способные успешно осуществлять профессиональную деятельность в сфере общения, готовые к самопознанию и уверенные в собственной эффективности.

В третий фактор с дисперсией 16,9 %, названный нами «Самоактуализация», вошли следующие параметры: самоактуализация (0,882), осмысленность жизни (0,828), самоконтроль в общении (0,484).

В связи с тем, что самоактуализация имеет в данном факторе наибольший факторный вес, можно сделать вывод, что высокий уровень данного качества определяет осмысленность жизни в целом, а также высокий коммуникативный самоконтроль.

В четвертый фактор с дисперсией 13,7 %, определяемый как «Рефлексивный компонент саморазвития», вошли такие параметры, как рефлексия (0,960), готовность к самопознанию (0,567), ценность саморазвития (0,468), саморегуляция (0,425).

Рефлексия имеет в данном факторе максимальный факторный вес и объединяет вокруг себя мотивационную готовность к самопознанию, осознание ценности саморазвития и саморегуляцию. Взаимосвязь между рефлексией и готовностью к самопознанию наиболее очевидна, поскольку данные показатели входят в единый рефлексивный блок саморазвития, определяя такие его когнитивные компоненты, как самопознание и самосознание. Также в рефлексивный блок входят ценности саморазвития, поскольку их осознание формирует у будущих специалистов мотива-ционную готовность к самопознанию и самосовершенствованию. Кроме того, в структуру данного блока включается такое волевое качество, как саморегуляция, которое на основе рефлексии, осознанного самопознания предполагает работу над собой, регуляцию собственного поведения и состояний.

Таким образом, проведенное исследование факторов профессионального и личностного саморазвития студентов-психологов показало, что данный процесс протекает на всем протяжении профессионального обучения в высшей школе и является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит от осознания своих профессиональных и личностных качеств.

В структуре саморазвития главное место занимает мотивационно-смысловой блок, определяющий готовность к саморазвитию, его ценность и непосредственно влияющий на уровень саморазвития. Мотивационная готовность к саморазвитию определяется наличием развитой системы саморегуляции, которая способствует актуализации у будущих специалистов действенно-практических механизмов саморазвития личностных и профессиональных качеств.

Библиографический список

1. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 426-433.

2. Анциферова Л. И. Системный подход в психологии личности / Л. И. Анциферова // Принцип системности в психологических исследованиях. - М., 1990. - С. 24-36.

3. Гаранина Ж. Г. Профессиональное саморазвитие будущих специалистов в процессе обучения в высшей школе / Ж. Г. Гаранина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 40-48.

4. Деркач А. А. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. - М. : Педагогика, 1993. - 382 с.

5. ЕрмолаеваМ. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. - 200 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 240 с.

7. Знаков В. В. Психология понимания : Проблемы и перспективы / В. В. Знаков. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 448 с.

8. Кряхтунов М. И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога / М. И. Кряхтунов. - Ставрополь, 1999. - 382 с.

9. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. - 1975. -№ 2. - C. 20-38.

10. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М. : Academia, 2002. -250 с.

11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1957. - 338 с.

12. Слободчиков В. И. Психология человека : Введение в психологию субъективности / В. И. Сло-бодчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

13. Суворов A. B. Человечность как фактор саморазвития личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А. В. Суворов. - М., 1996. - 57 с.

Поступила в редакцию 2 февраля 2014 г.

Сведения об авторе

Гаранина жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: личностное и профессиональное саморазвитие, психологическая компетентность специалистов социономической сферы. Автор более 100 научных публикаций.

Тел.: +7 987 991-36-88

E-mail: garanina23@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.