Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхина И.В., Кадуцкая Л.А., Пахомова Л.Э., Коренькова Н.А.

Цель исследования - определение мотивационной готовности будущих учителей физической культуры к маркетинговой деятельности. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2020 гг. на базе педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании использовался анализ научной литературы, анкетирование, наблюдение за активностью и увлеченностью студентов в процессе подготовки к маркетинговой деятельности, констатирующий эксперимент, методы статистической обработки полученных результатов исследования. В исследовании участвовало186 студентов факультета физической культуры. Результаты исследования и выводы. Установлено, что на оптимальном уровне находятся 8% студентов; на допустимом - 31%; на критическом - 46% и 15% были отнесены к недопустимому уровню. Показано, что у студентов с высоким уровнем внутренней мотивации к маркетинговой деятельности есть выраженное понимание ее важности, желание заниматься такой деятельностью, они видят реальную возможность реализации маркетинговой деятельности в своей профессионально-педагогической практике. Студенты допустимого уровня, хотя и понимают важность маркетинговой деятельности, высказывают желание заниматься маркетингом, но проявляют некоторые сомнения в возможности ее реализации в профессионально-педагогической практике. Будущие учителя физической культуры критического уровня не в полной мере понимают значимость маркетинговой деятельности, у них недостаточно желания ею заниматься и они не видят возможности в реализации маркетинга в профессионально-педагогической практике, но тем не менее они будут ее осуществлять при предъявлении требований руководства и создании соответствующих условий. Студенты недопустимого уровня выступают против маркетинга как вида профессиональной деятельности учителя физической культуры, считая ее нецелесообразной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирхина И.В., Кадуцкая Л.А., Пахомова Л.Э., Коренькова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS’ MARKETING BUSINESS MOTIVATIONS SURVEY

Objective of the study was to survey marketing business motivations of future physical education teachers. Methods and structure of the study. The survey was run in 2018-2020 at Belgorod State National Research University. It included an analysis of the scientific literature on the subject, questionnaire survey and observations to rate the marketing business motivations in the sample, and standard statistical data processing toolkit. We sampled for the survey the 3-4-year students (n=186) of the Pedagogical Institute’s Physical Education Department of Belgorod State National Research University. Results and conclusions. Having analyzed the questionnaire survey data, we found 39%, 15% and 46% of the sample giving positive, negative and uncertain responses. It should be emphasized that above 61% of the sample acknowledged being unfit for marketing business responsibilities in their physical education teachers service in the theoretical and technological aspects. A special survey of this subsample found that the key difficulties associated with the still poor marketing business awareness and competence - that cannot but be of hampering effect on their personality and vocational progress agendas. It should be also noted that the sample showed a wide variation in the actual marketing business motivations. Thus 8% of the sample was tested optimal on the marketing business motivations scale i.e. realizing the role and contribution of marketing business motivations in the professional progress and fit for the marketing business in vocational education service; 31% of the sample was tested satisfactory on the marketing business motivations scale i.e. realizing the role and contribution of marketing business motivations in the professional progress albeit unwilling or unfit for the marketing business service for they doubt it can be efficient in their vocational education service.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ Будущих УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 159.9.072

Поступила в редакцию 25.01.2021 г.

Информация для связи с автором: irhina@bsu.edu.ru

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Ирхина1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова1

Н.А. Коренькова1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS' MARKETING BUSINESS MOTIVATIONS SURVEY

Dr. Hab., Professor I.V. Irkhina1 PhD, Associate Professor L.A. Kadutskaya1 PhD, Associate Professor L.E. Pakhomova1 N.A. Korenkova1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - определение мотивационной готовности будущих учителей физической культуры к маркетинговой деятельности. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 20182020 гг. на базе педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании использовался анализ научной литературы, анкетирование, наблюдение за активностью и увлеченностью студентов в процессе подготовки к маркетинговой деятельности, констатирующий эксперимент, методы статистической обработки полученных результатов исследования. В исследовании участво-вало186 студентов факультета физической культуры. Результаты исследования и выводы. Установлено, что на оптимальном уровне находятся 8% студентов; на допустимом - 31%; на критическом - 46% и 15% были отнесены к недопустимому уровню. Показано, что у студентов с высоким уровнем внутренней мотивации к маркетинговой деятельности есть выраженное понимание ее важности, желание заниматься такой деятельностью, они видят реальную возможность реализации маркетинговой деятельности в своей профессионально-педагогической практике. Студенты допустимого уровня, хотя и понимают важность маркетинговой деятельности, высказывают желание заниматься маркетингом, но проявляют некоторые сомнения в возможности ее реализации в профессионально-педагогической практике. Будущие учителя физической культуры критического уровня не в полной мере понимают значимость маркетинговой деятельности, у них недостаточно желания ею заниматься и они не видят возможности в реализации маркетинга в профессионально-педагогической практике, но тем не менее они будут ее осуществлять при предъявлении требований руководства и создании соответствующих условий. Студенты недопустимого уровня выступают против маркетинга как вида профессиональной деятельности учителя физической культуры, считая ее нецелесообразной.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, будущие учителя физической культуры, мотивационная готовность.

Abstract

Objective of the study was to survey marketing business motivations of future physical education teachers.

Methods and structure of the study. The survey was run in 2018-2020 at Belgorod State National Research University. It included an analysis of the scientific literature on the subject, questionnaire survey and observations to rate the marketing business motivations in the sample, and standard statistical data processing toolkit. We sampled for the survey the 3-4-year students (n=186) of the Pedagogical Institute's Physical Education Department of Belgorod State National Research University.

Results and conclusions. Having analyzed the questionnaire survey data, we found 39%, 15% and 46% of the sample giving positive, negative and uncertain responses. It should be emphasized that above 61% of the sample acknowledged being unfit for marketing business responsibilities in their physical education teachers service in the theoretical and technological aspects. A special survey of this subsample found that the key difficulties associated with the still poor marketing business awareness and competence - that cannot but be of hampering effect on their personality and vocational progress agendas. It should be also noted that the sample showed a wide variation in the actual marketing business motivations. Thus 8% of the sample was tested optimal on the marketing business motivations scale i.e. realizing the role and contribution of marketing business motivations in the professional progress and fit for the marketing business in vocational education service; 31% of the sample was tested satisfactory on the marketing business motivations scale i.e. realizing the role and contribution of marketing business motivations in the professional progress albeit unwilling or unfit for the marketing business service for they doubt it can be efficient in their vocational education service.

Keywords: marketing business motivations, future physical education teacher, vocational education service.

Введение. В современных социально-экономических условиях существует объективная потребность в учителе физкультуры нового типа, способного эффективно осуществлять маркетинговую деятельность, которая представляет собой систему действий педагога, направленную на реализацию продвижения новых образовательных технологий и услуг, учебно-методической продукции, на распространение и обмен передовым педагогическим опытом, а также на повыше-

ние конкурентоспособности и рост престижа образовательного учреждения и профессионализма самого учителя [3]. Цель исследования - определение мотивационной готовности будущих учителей физической культуры к маркетинговой деятельности.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2020 гг. на базе педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании использовался

№4 • 2021 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

анализ научной литературы, анкетирование, наблюдение за активностью и увлеченностью студентов в процессе подготовки к маркетинговой деятельности, констатирующий эксперимент, методы статистической обработки полученных результатов исследования. В исследовании участвовало 186 студентов факультета физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения уровня мотивации будущих учителей физической культуры к маркетинговой деятельности на основе анализа научной литературы [2, 4] была проведена опытно-экспериментальная работа на базе факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании приняли участие студенты 3-4-го курсов направления «Педагогическое образование» факультета физической культуры. Данный эксперимент проводился в 2018-2020 гг. поэтапно. На начальном этапе проводился сбор сведений о фактическом состоянии исследуемой проблемы, где ставилась задача изучения осведомленности студентов о сущности и содержании маркетинговой деятельности учителя физической культуры, а также выявления реального уровня мотивационной готовности будущих учителей физической культуры к маркетинговой деятельности. В ходе решения поставленной задачи студентам были предложены различные диагностические онлайн-формы, позволяющие объективно оценить исследуемую ситуацию. Для изучения уровня мотивации будущих учителей физической культуры к маркетинговой деятельности за основу были взяты следующие взаимодополняющие методики: «Самооценка профессионально значимых качеств» (Г. Волковиц-кий), «Диагностика уровня мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию» (Н. Фетискин), «Методика диагностики учебной мотивации» (Т. Д. Дубовицкая) [4]. При разработке авторских анкет мы основывались на структурно-содержательном подходе к анкетированию студентов, обоснованном В. И. Андреевым [1]. Следующей ступенью стал комплексный этап, включающий в себя два подэтапа: а) обработка и классификация материала; б) проектирование выводов. В ходе онлайн-анкетирования определялась степень выраженности будущими учителями физической культуры своих желаний осуществлять маркетинговую деятельность в условиях реальной педагогической практики. Анализ полученных материалов свидетельствует о том, что 39 % из общего числа респондентов дали положительные ответы, отрицательно ответили 15 %, оставшиеся 46 % затруднялись с ответом. В то же время по теоретическому и технологическому компонентам процентный показатель будущих учителей физической культуры, не готовых, по их мнению, к маркетинговой деятельности в рамках учебного заведения на профессиональном уровне, составляет свыше 61 % от общего числа. В результате анализа материалов выявлено, что основные затруднения по данному направлению, отмеченные студентами, основывались на их недостаточной осведомленности и сформированности компетентности в области маркетинговой деятельности, что, безусловно, препятствует личностному росту и ведет к потере стимула для профессионального становления будущих педагогов [3]. У респондентов разных групп был выявлен ряд значимых различий в мотивации к маркетинговой деятельности. Так, 8 % студентов были отнесены к оптимальному уровню, поскольку они понимают важность маркетинговой деятельности, есть желание заниматься такой деятельностью и видят реальную возможность реализации маркетинговой деятельности в профессионально-педагогической практике. На допустимом уровне оказались 31% респондентов, которые понимают важность маркетинговой деятельности, есть желание

заниматься такой деятельностью, но проявляют некоторые сомнения в возможности ее реализации в профессионально-педагогической практике. Было выявлено 46 % студентов критического уровня, так как они не в полной мере понимают значимость маркетинговой деятельности, у них недостаточно желания ею заниматься и они не видят возможности в реализации маркетинга в профессионально-педагогической практике, но тем не менее они будут ее осуществлять при предъявлении требований руководства и создании соответствующих условий. На недопустимом уровне находятся 15 % студентов, выступающих против маркетинга как вида профессиональной деятельности учителя физической культуры. Как показал анализ материалов исследования, недостаточно четкое понимание некоторыми студентами значимости и сущности маркетинговой деятельности, отсутствие соответствующего мотива не только мешают в будущем ставить задачи по реализации маркетинга внутри учебного заведения, но и затрудняют в целом процесс профессионального становления будущего учителя физической культуры.

Вывод. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что основная часть студентов факультета физической культуры сориентирована на маркетинговую деятельность в своей будущей профессионально-педагогической практике, что создает условия для развертывания целостной подготовки (мотивационной, теоретической, технологической) будущих учителей физической культуры в образовательном процессе.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога».

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.

2. Битюкова С.С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений / С.С. Битюкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 32 (270). - С. 20-23. - URL: https://moluch.ru/archive/270/61928/ (дата обращения: 28.01.2021).

3. Ирхина И.В. Маркетинговая деятельность педагога в условиях инновационной образовательной системы / И.В. Ирхина, Н.А. Ко-ренькова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - № 21 (270), Вып. 35. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 37. - № 4. - С. 643-650.

4. Крылова А.В. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов / А.В. Крылова, И.А. Игнаткова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-2. - С. 323-326; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 (дата обращения: 04.02.2021)

References

1. Andreev V.I. Pedagogika vysshey shkoly. Innovatsionno-prognos-ticheskiy kurs [Higher education pedagogy. Innovative prognostic course]. Study guide. Kazan: Center for Innovative Technologies publ., 2013. 500 p.

2. Bityukova S.S. Motivatsiya i stimulirovanie personala obrazovatelnykh uchrezhdeniy [Motivation and stimulation of teaching personnel]. Molodoy ucheny. 2019. No. 32 (270). pp. 20-23. Available at: https:// moluch.ru/archive/270/61928/ (date of access: 28.01.2021).

3. Irkhina I.V., Korenkova N.A. Marketingovaya deyatelnost pedagoga v usloviyakh innovatsionnoy obrazovatelnoy sistemy [Teacher's marketing activity in context of innovative educational system]. Nauchnye ve-domosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 21 (270), is. 35. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2018. V. 37. No. 4. pp. 643-650.

4. Krylova A.V., Ignatkova I.A. Metodika issledovaniya motivatsii i ustanovki na professionalnuyu deyatelnost u studentov [Research methodology of students' motivation and attitude to professional activity]. International Journal of Applied and Basic Research. 2017. No. 1-2. pp. 323-326; Available at: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=11192 (date of access: 04.02.2021)

54

http://www.teoriya.ru

№4 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.