11. Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / Институт славяноведения и балканистики РАН; под ред. Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 1995. - Т. 1: А-Г.
12. Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии. В изложении святителя Димитрия Ростовского. - [Электронный ресурс]: http://www.idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib 174 (дата обращения: 01.02.2014).
Дегтярева О. Н.
Мотив памяти в элегии А. Лиханова «Родительская суббота»: к вопросу о спектре школьных мотивов
В статье анализируется воспитательный педагогический потенциал произведения А. Лиханова «Родительская суббота»; исследуется мотив памяти на содержательном и стилистическом уровне текста.
Ключевые слова: А. Лиханов, мотив воспитания чувств, образ учителя, библейский мотив, «труд души», «памятливость», нравственная память.
В русской и зарубежной традиции элегия - это жанр поэтического творчества, основными характеристиками, которого является интимность, искренность, исповедальность. Элегия - это лирическое произведение с характером задумчивой грусти, это песнь скорби, жалобная песнь или песнь о безответной ушедшей любви, об утратах и т.д. Исстари повелось считать элегию плачем над умершими - античная традиция (Каллин, Тир-тей, Феогнид). Удивительное поэтическое слово Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Лермонтова и других - яркий пример элегий, исполненных меланхолической, торжественной и задушевной грусти.
Пушкинские строки стали эпиграфом к прозаической элегии советского и постсоветского детского писателя А. Лиханова и звучат отнюдь не назидательно и не монументально, а разворачивают весь спектр школьных мотивов, которые в жизни каждого человека имеют место быть.
Спектр школьных мотивов - это, прежде всего, отражение всех связующих нравственно-философских, общечеловеческих понятий о добре и зле, которые даются в школе и связаны со школой как учебным заведением, так и школой жизни. Такие категории, как учитель - ученик, школяр -школярство, наставничество - ученичество, урок - занятие, наставление -учение, обучение, жизненный урок, наказание, порицание, оценка и т.д. есть в памяти каждого. Без них невозможно уяснить, осознать сиюминутно, немедленно что-то очень явственно важное: должно настать время, появиться опыт, определенное представление о людях и о жизни. Не менее важным в понимании этого обозначения является и оценочная, избирательная человеческая память. Юные и повзрослевшие читатели А. Лиханова понимают, что такие мотивы, как мотив памяти/беспамятства,
56
воспитания чувств/лжечувств, счастливого/поруганного детства и других понятий представляют спектр школьных мотивов в художественнопублицистическом творчестве автора.
В элегии «Родительская суббота» А. А. Лиханова спектр школьных мотивов реализуется в заглавии, эпиграфе и в тексте произведения. Центральным является мотив памяти: все нити художественно-
публицистического слова автора направлены на то, чтобы дать оценку-переосмысление всей сумме знаний, умений, навыков, которые были переданы людьми, которых вспоминают и поминают. Воспоминанием и припоминанием А.А. Лиханов продолжает традицию, заложенную самим ходом человеческой жизни - от отца сыну, от деда внуку. Детство, отрочество, юность, молодость, зрелость - важные пороги человеческой жизни. Каждый этап подготавливает следующий для того, чтобы человек сквозь призму воспоминаний мог о них говорить оценочно. Какие уроки он вынес, какие выучил так, что не забыл и вспоминает с благодарностью и пониманием как доброе и вечное, так и постыдное, вызывающее грусть сердца, что непременно хотел бы исправить (постыдное, неприятное). Таким образом, спектр школьных мотивов включен автором во все линии текста.
Диалог с читателем начинается с заглавия произведения. Что такое родительская суббота, что значит историческая родительская суббота (происхождение названия), почему именно родительская и т.д.? Этими и другими вопросами задается автор, ведя неспешный разговор-монолог с читателем. Автор признается, что приходит для каждого человека свое время родительских суббот.
В элегии А. Лиханова понятие родительская суббота - это некий вечный символ времени, вечный библейский мотив разбрасывания /собирания камней - время переоценки, пересмотра, одним словом, большой ревизии души. В центре элегии - личность самого автора, который, вступая в совершенно иную фазу жизни (жизни на волоске...), выстраивает свои размышления так, как их подает ему его память. Память - главное действующее лицо, она подвигает взрослого, много повидавшего на своем веку мужчину проводить ревизию своей души, жизни.
«Родительская суббота» А. Лихановым была создана во второй половине XX века, опубликована в мартовском номере «Смены» в 1983 году. Автор называет элегией прозаический текст: автобиографической прозе присуща предельная откровенность пережитого, монолог от первого лица, исповедальность, боль и счастье жизни, тревоги и горестные переживания, поминания и обещания, если «все кончится благополучно, я буду совсем по-новому любить свой дом.» [1, VII, с. 42], но и невымышленные имена дорогих сердцу автора людей (бабушки, деда, учительницы, врача, спасшего жизнь). «Родительская суббота» - лихановская жалобная песнь о самом сокровенном и дорогом: о детстве, о поре взросления и о людях,
57
сделавших это детство счастливым, о способности детской памяти понимать главный урок, полученный раз и навсегда.
Открывается «Родительская суббота» посвящением: «Посвящаю моей дорогой бабушке Марии Васильевне, моей первой учительнице Аполлинарии Николаевне Тепляшиной и моему деду Ивану Петровичу Созонову» и пушкинским эпиграфом:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, -Залог величия его [1, VII, с. 7].
Человек, как и могучее дерево, - глубок и силен корнями своими. Именно крепость этих самых корней определяется силой оценочной, зачастую избирательной человеческой памяти и помогает человеку выстоять в трудную годину, переоценить, поминутно осознать дороги и пути прожитой жизни.
Мотив памяти/беспамятства как один из ведущих в лихановской элегии развивается на разных уровнях текста. Через них нам становится ясна особая лихановская мерка жизни, главный лихановский урок, который раннее до Лиханова определил А.С. Пушкин, когда «обретает сердце пищу», через «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Снова и снова мотив воспитания чувств развивается на основе мотива памяти, как общекультурный, общечеловеческий контекст - первый уровень постижения авторского замысла. Именно поэтому разговор писателя с читателем начинается с заглавия. Что такое родительская суббота? Автор уверен, что на слуху само словосочетание, но «спроси-ка хоть одного, почему так называется, никто не скажет. «Поминают Дмитриев?» Пожмут плечами». <...> А ведь Дмитриевская родительская суббота - в честь Дмитрия Донского, в память Куликовской битвы. Поминовение воинов, легших там, у Непрядвы» [1, VII, с. 7]. А. Лиханову важно обозначить истоки этого дня как вечного символа людской светлой памяти.
В христианском энциклопедическом словаре «родительские субботы. - это «некоторые из суббот, в которые, по установлению церкви, совершается поминовение умерших: суб. мясопустная, Троицкая суббота, субботы второй, третьей, четвертой седмиц Великого поста. Первые две называются вселенскими, п.ч. в эти дни поминаются все вообще от века умершие православные христиане; родительскими же все эти субботы называются оттого, что каждый, в частности, поминает преимущественно своих родителей. Дмитриевская суббота (п/д 26 октября) - поминальный день» [2, II, с. 491]. Писатель сохраняет историческую верность и точность, говоря о родительской субботе. «Я вспоминаю не Куликово поле, а
58
чувство...». Для Лиханова память - это истина о том, что «они живы, пока живы мы» [1, VII, c. 8].
Язык элегии метафоричен, нежен, лиричен, как песнь любви тем, кого с нами нет, призыв: «Помянем и чаркой, и словом, кто как может, согреем свою душу воспоминанием, сошьем из невыцветших лоскутов пестрый платок недавней жизни» [1, VII, с. 8]. Память - это некий итог, пора взросления, обретения дедовской мудрости. Память - это вечный библейский мотив - это время собирания камней. Память - это очищение совести через осмысление своих поступков. Дедовское «Здравствуй-здравствуешь...» -это серьезный урок в жизни мальчика, осознание того, чего вернуть никак нельзя и исправить уже нельзя. Чувство вины остается на всю жизнь, если оно пережито и принесено из детства: «.нет, никак не могу я простить себе, что однажды, ставши уже вполне сознательным - и все-таки не вполне! - совершил я поступок - впрочем, и поступком-то это не назовешь! -совершил я глупость, пусть и детскую, а все же бестактность, как бы украв у деда - но оказалось у себя! - одну черточку, одну теплинку, какой уж никогда, нигде, ни за что не найду» [1, VII, с. 10].
Надо сказать, что память является в элегии не только главным действующим лицом, но и неким мерилом совести: «Есть время подумать о тех, кого нет, но кто был жив в нашей памяти....вот ты споткнулся, вот ты остановился, вот ты ждешь испытания, и вдруг вспоминаешь, что у тебя не только что-то есть в этой жизни, но еще что-то было, и, может, это бывшее уже гораздо больше, чем то, что у тебя есть сегодня.<...>...как же ты жалок и беден, коли вспоминаешь редко тех, кого нет, но кто был у тебя. Как мелеет речка, по которой плывет твоя лодка - от забвения, от непамяти. И сколько богаче ты, мудрей и сильней, ежели память твоя свежа и ясна» [1, VII, с. 30]. Без памятливости не было бы не только ни одной родительской субботы, но и вообще родительской субботы, как таковой. Именно мотив-ный спектр памяти в «Родительской субботе» рождает особое отношение к жизни своей., к жизни прошлой, настоящей и будущей. Тяжелый недуг автора - причина обращения к родительской субботе, как к чему-то совершенно иному, нежели просто приход в родительскую субботу на кладбище.
Элегию Лиханова можно условно поделить на три части, каждая из которых посвящение и поминание-воспоминание о дедушке - первая, о бабушке - вторая и о первой учительнице - третья, а четвертая часть обрамляет и прерывает все остальные. Момент тяжелого испытания -нездоровье, которое выпало на долю писателя. Воспоминание о военном детстве, о болезни, о «трудном годе» - некая расплывшаяся, вплетенная в первые три, особая часть размышлений автора.
Воспоминание продлевает жизнь, воспоминание о близких людях, какими они были, чем запомнились, чему учили, что отдали - вот главная составляющая мотива памяти «.мой путь по кладбищу становится все длинней с годами» [1, VII, с. 15]. Макарье - особое место в жизни писателя, сюда он стремился, чтобы успеть произнести у родных могил:
59
« - Здравствуйте, мои дорогие! Вас нет, но без вас не было бы меня. Вас нет, но вы помогаете жить. Вы - во мне...» [1, VII, с. 100]. Предчувствие смерти, ухода к предкам ведет в лабиринтах памяти свой диалог о гармонии и соразмерности бытия, воспевая грусть невысказанного.
Композиция элегии не строгая, прерывистая, что приближено к истинному представлению о том, какой может быть человеческая память. Она выдает целые картины, хроники, перепутываясь, прерываясь то думами о настоящем, то думами о прошлом и всегда устремлена в будущее, даже, если будущее неопределенно и возможно не наступит никогда. Это русская прозаическая элегия. Она часть русской души, потребности выговориться, когда на душе что-то накопилось, поэтому особую исповедаль-ность придает повествование от первого лица. Русская лихановская элегия - самостоятельный жанр в творчестве писателя.
В элегии раскрывается мотив памяти как один из ведущих в творчестве А. Лиханова. Этот мотив получает художественную завершенность, включаясь в целостную картину мира жизни человека от рождения до мудрых седых лет. В то же время указанный мотив приобретает новое звучание в элегической прозе писателя через близкие по значению понятия светлая память, воспоминания, ожившие картины детства. Светлый образ матери, бабушки, деда, первой учительницы раскрывают весь спектр чувств через название элегии «Родительская суббота», что проявляется в повышенной символичности и в формировании особого отношения к миру детских, юношеских и взрослых чувств и «противочувствий» воспоминания. Природа разного рода воспоминаний - «это время долга и собирания камней», критическое состояние сердца и душевный призыв: «Надо успеть до..». «И день, и ночь, и утро - вся жизнь нужна для непрестанного труда души - памяти, памятливости, воспоминаний» [1, VII, с. 99].
Таким образом, школьные мотивы в элегии А. Лиханова «Родительская суббота» - это мотивы, которые раскрывают суть понятий воспитание, обучение, педагогика в целом (и в узком и широком смыслах), ученик, учитель, одним словом, что может быть связано с понятием «школить, обучать». Особую нишу, тонкую грань понятия «спектр школьных мотивов», выставленного в заглавии, занимает мотив воспоминания, мотив памяти. Это особый мир противочувствий человека, который способен вытягивать из самых потаенных уголков человеческой души как безобразное, постыдное, так и прекрасное, светлое. Родительское начало есть во всяком учителе, которым может быть, как профессиональный человек, с которым встречается ребенок, придя в учебное заведение, так и непрофессиональный, к которым относятся родители, бабушки, дедушки и любые взрослые, способные личным примером, словом, особым влиянием составить краеугольный камень растущей судьбы. В «Родительской субботе» Лиханова есть все, кто так или иначе определял, определил и по сей день определяет в человеке человеческое. И бабушка Мария Васильевна, и первая учительница Аполлинария Николаевна Тепляшина, и дед Иван Петро-
60
вич Созонов, и сильная и преданная жена, сын, и врач Савельев составили лихановскую родительскую субботу. Автор обращаяет читателя к собственному опыту, ища отклика на вопрос о собственной родительской субботе. Автобиографическая элегия Лиханова призвана напомнить читателям о самом сокровенном, на что в суете сует не хватает времени, «чтобы помнить, мало одной субботы» [1, VII, с. 100], призвана сказать правду о человеке по-пушкински: «Самостоянье человека, - залог величия его». Наше самостоянье в истоках памяти, поминания, памятливости. Вся наша жизнь - это родительская суббота. Эта мысль особенно дорога автору, таковой становится и для читателя.
Список литературы
1. Лиханов А.А. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Книжный Клуб книговек, 2010.
2. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. - М., 1995.
Смышляев Е. А.
Система жанров в лирике Н. Ф. Болдырева
В статье анализируются жанровые особенности философской и пейзажной лирики Н.Ф. Болдырева - русских аналогов японских поэтических жанров. Взаимодействие жанров в художественной системе поэта демонстрирует специфический характер региональной литературы, находящейся на стыке разных культурных традиций.
Ключевые слова: современная русская поэзия, жанр, философская лирика, восточная поэзия, хокку, танка, пейзажная лирика, мотив, образ, поэтика.
Задача данной статьи - описать систему жанров, в которой работает челябинский поэт Н.Ф. Болдырев, и показать их взаимосвязь друг с другом.
Болдырев Николай Федорович - поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Родился 30 октября 1947 года в городе Серове Свердловской области. Жил в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе. С 1972 живет в Челябинске. В 1997 первым из южноуральцев стал номинантом Букеровской премии за книгу эссе «Ностальгия по пейзажу», написанной в 1996 году. Н.Ф. Болдырев является автором четырёх стихотворных книг: «Медленное море», «Возвращение восточного ветра», «Имена послов», «Вотчина».
Поэзия Н.Ф. Болдырева философична: в ней есть черты как восточной философской мысли (идеи дзен-буддизма, созерцательность, умиротворение от осознания себя в этом мире), так и европейской (от Гёлдерлина к Рильке, Траклю и Целану). Философская лирика, по мнению Р. С. Спивак, представляет собой структурную содержательную общность, «обнаруживающую определённую близость с философией в предмете познания» [7, с. 7]. Философская лирика имманентно складывается как один из структурных вариантов лирики. Важнейшие особенности структуры «философ-
61