УДК 821.161.1.09
Толстоброва Людмила Владимировна
Вятский государственный гуманитарный университет
МОТИВ дороги В ЛИРИКЕ ИВАНА ЕЛАГИНА
В статье рассматриваются особенности одного из важнейших мотивов в лирике Ивана Елагина - мотива дороги. Анализ выполнен на материале поэтических сборников «По дороге оттуда» (1953), «Отсветы ночные» (1963), «Тяжелые звезды»(1986).
Ключевые слова: мотив, лирический герой, метафора, строфа, урбанистическая поэзия.
Мотив - элемент сюжета, служащий раскрытию лирической темы. В основе любого мотива лежит устойчивый словообраз. Для русской поэзии одним из таких ключевых образов является «дорога». Мотив дороги в русской поэзии неотделим от тем странствия, изгнанничества, бегства. Реальная русская дорога не раз вдохновляла поэтов на размышления не только о собственной жизни, но и о судьбе России. В развитии этого мотива можно проследить закономерности взаимоотношений духовного и реального мира в поэтических системах, то есть мотив дороги может рассматриваться как парадигма русской лирики [5, с. 477].
Одним из важнейших мотивов в творчестве Ивана Елагина - поэта второй волны русской литературной эмиграции - является мотив дороги, неразрывно связанный с топосом города. Своеобразие воплощения данного мотива у Елагина состоит в том, что главным для лирического героя его стихотворений является выбор собственного жжсиз— ненного пути. Известно, что лирический герой постоянно находится в движении, часто вынужденно меняя место своего пребывания. Некоторые биографы отмечают автобиографичность поэзии Елагина, хотя сам поэт противился этому мнению [2, с. 7]. Передвижение по многочисленным дорогам связывает пространственно-временные реалии, например улица, дом, степь, сад, река, море и др., в единое целое, дает возможность охватить огромное пространство единым взглядом. Жизненный путь, который проходит лирический герой ранних стихотворений, обусловлен историко-политиче-скими событиями, происходящими в тот или иной период времени. Так, единственное четверостишие, вошедшее в первый сборник под названием «По дороге оттуда» (1953), очень четко обозначает настроение лирического героя: Тупик. И выход ни один Из тупика еще не найден. И так от детства до седин, От первых до последних ссадин [3, т. 1, с. 126].
Но, несмотря на кажущуюся безвыходность, судьба каждой, отдельно взятой личности - высшая ценность у Елагина [1, с. 279]. Лирический герой чувствует, что он загнан в тупик, стал пленником этих дорог, но, вместе с тем, человек - «плоть от плоти» своего века, и с ним закончится его жизнь, а столетие складывается из дней каждого современника:
Плоть от плоти твои,
Шиты твоим покроем
Бурей своей пои!
Кровью своей напоим!
Верности клятву прими,
Ты, мое столетие! [3, т. 1, с. 128].
Дорога уводит лирического героя далеко от родины (известно, что Елагин был вынужден покинуть Россию), поэтому почти все описания данной категории носят ностальгический, безрадостный и непредсказуемый характер. Герой не знает, куда заведут его эти дороги, вернется ли он когда-нибудь на родину, поэтому один из важнейших мотивов, звучащих особенно ярко в ранних его стихотворениях, - мотив тоски по утерянной родине.
Мотив дороги в ранних стихотворениях, вошедших в поэтический сборник под названием «По дороге оттуда» (1953), пронизан огромным чувством потери, и горечь от этой потери лирический герой не в силах пережить. Очень часто, описывая дорогу, поэт использует такие яркие эпитеты, как дорога разлук, перевороченная дорога, шумная и одновременно пустая дорога, чуждая мостовая, бессмысленная дорога, обманывающая и сулящая и др. Настроение лирического героя в последних стихотворениях данного сборника резко ухудшается, очень часто звучит мотив безысходности бытия и даже смерти:
И воробей на фонаре,
И набережная с закатами,
И размышленья о добре,
О смерти, о любви, о фатуме,
Вся жизнь с вопросами проклятыми,
Всё, всё поместится в тире,
Поставленное между датами... [3, т. 1, с. 168].
В сборнике под названием «Отсветы ночные» мотив дороги появляется уже в самых первых стихотворениях («Отпускаю в дорогу, с Богом!») [3, т. 1, с. 178]. Лирический герой здесь становится больше сторонним наблюдателем, нежели участником действия. Он растерян, подавлен, постоянно сомневается и уже даже не понимает отчетливо, в каком времени и пространстве он существует -в реальном или в вымышленном, мифологическом: Я и сам о том уже не ведаю, Что ищу я в шуме городском, За какими отсветами следую И в пространстве двигаюсь каком [3, т. 1, с. 182].
Здесь автор указывает на отсутствие какого-то конкретного пространства, теряется оформлен-
© Толстоброва Л.В., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
145
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ность, исчезают границы. Постоянный и бесконечный поиск, зародившийся в душе человека вследствие неоформленности пространства, приводит к тому, что лирический герой попросту теряется среди городских пейзажей и ощущает себя в совершенно ином измерении - в некой вертикальной плоскости. Вместо привычных слуху глаголов, обозначающих перемещение человека в пространстве, Елагин использует такие метафоры, как течь, проскальзывать, скользить, плыть и др., что невероятно усиливает эффект неопределенности, неуверенности и некой безысходности. Осознавая необратимость, неизменность бытия, лирический герой принимает решение смириться с обстоятельствами и плыть по течению.
Мотив дороги в лирике Елагина является не только сюжетообразующим звеном, но и организует композицию стихотворений. Важно отметить, что рассматриваемый нами мотив задает одну из основных тем - тему жизненных странствий поэта. Более подробно рассмотрим это на примере стихотворения «Нынче я больше уже не надеюсь на чудо...» (сб. «Тяжелые звезды»), относящегося к зрелому периоду творчества, в котором Елагин упоминает название всех его лирических сборников, словно подводя итог своей творческой деятельности:
Нынче я больше уже не надеюсь на чудо, Бога прошу, чтоб меня не сломила беда, Всё, что я мог, я сказал по дороге оттуда, Только теперь я уже по дороге туда
[3, т. 2, с. 219].
Пространство и время здесь переплетаются настолько тесно, что у читателя возникает ощущение полного отсутствия временных и топографических примет. Лирический герой, только что находившийся «на последнем мосту на границе России», навсегда покидая родину, тут же оказывается «в детстве у дома», где «сугроб подымался саженный». В этом стихотворении вектор движения времени направлен от прошлого к будущему и наоборот, подчеркивая тем самым особенности хронотопа, облаченного в форму воспоминания автора. Время здесь полностью подчиняется воле героя: то течет направленно и прямо - от прошлого к будущему, то петляет, повинуясь мысли лирического героя и возвращаясь к воспоминаниям из прошлого. Постепенно временные рамки стихотворения расширяются до стремительного и всеобъемлющего масштаба вселенной. Наряду с этим появляется не менее важный мотив вечности в творчества Елагина, неразрывно связанный с мотивом дороги и постоянного перемещения в пространстве лирического героя. Отмеченный выше мотив вечности, на пороге которой стоит герой стихотворения, является основополагающим мотивом зрелого периода творчества поэта.
Остановимся подробнее на пространственной организации в рассматриваемом нами стихотворе-
нии. Если в начале мы видим «осатанелый» вагон, стремительно покидающий родину лирического героя, то далее закрытое пространство меняется и обретает черты масштаба вселенной. И снова перед нами Россия - горячо любимая поэтом, только здесь уже возникает образ родительского дома, обращая читателя к событиям еще более ранним. Затем пространство стихотворения перемещается в американский город, ставший его новым домом. И, наконец, обретая просторы вселенной, пространство стихотворения переходит в пространство вечности, сливаясь со временем в единое целое.
Лейтмотив стихотворения звучит и в заключительных строках:
Что же, - пора написать мне последнюю книгу -
Книгу о том, что сбылось ПО ДОРОГЕ ТУДА
[3, т. 2, с. 219].
Нельзя не отметить также и оригинальность, яркость и точность метафор, используемых Елагиным. Рисуя сложный жизненный путь героя - «все, что я мог, я сказал по дороге оттуда», автор подразумевает не только свой нелегкий путь из родной страны, но и годы, проведенные в Америке. Теперь же, по мнению поэта, он идет по дороге туда, а именно в вечность, в «прощальный миг». Данная метафора открывает определенный философский смысл стихотворения - размышления поэта о жизни и смерти, о прошлом и будущем, его обращение к Богу, которым начинается данное стихотворение.
Всё лирическое произведение очень насыщенно и с эмоциональной точки зрения: начало пронизано ощущением грусти и неверия, далее появляется тяжелое чувство тоски и некой обреченности, которое лишь усиливается в основной части стихотворения. В финальных строках лирический герой подводит итог не только жизненного, но и творческого пути, на котором многое из задуманного все же сбылось.
Стихотворение Елагина «Нынче я больше уже не надеюсь на чудо», вошедшее в поздний поэтический сборник поэта «Тяжёлые звезды», стало своеобразным переосмыслением поэтом собственного жизненного пути. Подводя итог, поэт еще раз обращается к тем нравственным ценностям, которым был верен всю жизнь. Именно поэтому, как важнейшие вехи на жизненном и творческом пути, Елагин, как было сказано выше, мастерски включает в стихотворение названия своих поэтических сборников: «По дороге оттуда», «Отсветы ночные», «Косой полёт», «Дракон на крыше», «В зале Вселенной», «Под созвездием Топора». Таким образом, рассматриваемый нами мотив дороги, мотив выбора жизненного пути очень ярко отражен в этом лирическом произведении.
Говоря о мотиве дороги у Елагина, необходимо отметить одно из наиболее известных его стихотворений - «Небо», включенное в сборник «Отсветы ночные» (1963). В нем отмечается относительное
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014
внешнее сходство со стихотворениями В. Маяковского. Действительно, некоторые исследователи творческого и жизненного пути Елагина не просто отмечают влияние Пастернака, Цветаевой и Маяковского, особенно в ранний период творчества поэта, но и называют их его учителями [4, с. 123]. По точному замечанию Т.П. Буслаковой, в лирике Елагина заметна «опора на традицию урбанистической поэзии В.В. Маяковского» [1, с. 282]. Например, как и у Маяковского, образ города у Елагина создается на основе реальных деталей: «сияние атомных ламп», «гигантская антенна», алюминиевые строения, космические ракеты, которые поэт сравнивает не с чем иным, как с гробами, и др. С поэзией Маяковского стихотворения Елагина сближает еще и использование гротеска, саркастических интонаций и острое ощущение того, что он последний, кто «понимает» красоту и неповторимость мироздания. Еще одним немаловажным, но уже внешним проявлением общего у Маяковского и Елагина является использование так называемого акцентного стиха. Так, в стихотворении «Послушай, я все скажу без утайки...», так же, как и в рассматриваемой нами поэме «Небо», использование Елагиным акцентного стиха напоминает о стилистике произведений Маяковского. В поэме «Небо» строки располагаются характерной для Маяковского «лесенкой»:
Я знаю, что неба не хватит. Немного
у неба
осталось
времени.
Потомки
какой-нибудь паклей законопатят
Прорву космической темени [2, т. 1, с. 200].
Достаточно, например, взглянуть на строфы, разорванные строки, которые использует Елагин: Был я
едва подростком, когда землю
с обеих сторон
от меня отсекли,
Оставив
Узкой дороги полоску. Ничего у меня не было, Только одна дорога [3, т. 1, с. 200]. Такая организация строфы впервые была использована Елагиным, возможно в качестве эксперимента, и в дальнейшем не была замечена более. В стихотворении мотив дороги неразрывно связан с еще одним важным пространственно-временным
образом-символом в поэзии Елагина - небом. Под ним поэт подразумевает мир, спокойствие, уверенность, отсутствие войны и вражды между людьми. Небо - как вера в светлое, безмятежное будущее, как нечто огромное, необъятное, космических размеров и у каждого человека это небо свое, личное. Но современный город, в котором лирический герой ощущает себя лишним, ненужным, чужим, «город с гигантской антенной. / Город, построенный из алюминия» [3, т. 1, с. 201], безжалостно вторгается в души людей, заставляет жить по определенным правилам, установленным «министерствами санитарии и гигиены» [3, т. 1, с. 201]. Для современного человека небо - всего лишь «область канализации и мифологии» [3, т. 1, с. 202]. Понятие же дороги поэт отождествляет здесь с понятием жизненного пути, а точнее возможности выбора этого пути, и хорошо, если на этом пути не встречается никаких преград и обстоятельств, безжалостно ломающих судьбы людей, превращая их в «гайки и винтики» огромной машины, называемой Елагиным «Вселенной».
Таким образом, в мировосприятии Елагина дорога - категория неоднозначная, что связано с личным представлением автора. Дорога - выбор собственного жизненного пути человека, предопределяющий его дальнейшую судьбу. С другой стороны, дорога, имеющая лексический оттенок безысходности и тупика, свидетельствует о невозможности вернуть навсегда утерянную родину. Отметим, что понятие дороги, как рационального пространства со специфическим набором всем известных качеств, как пространства, имеющего четкую закономерность, фиксированные правила, не находит отражения в ранней лирике Елагина.
Библиографический список
1. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья (курс лекций): учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русская литература». - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. - С. 279.
2. Витковский Е.В. Состоявшийся эмигрант // Елагин И. Собр. соч.: в 2 т. - М.: Согласие, 1998. - С. 7.
3. Елагин И.В. Собрание сочинений: в 2 т.: Стихотворения / сост., подготовка текста, вступит. статья, примеч. Е. Витковского. - М.: Согласие, 1998.
4. Фесенко Т.П. «46 лет дружбы с Иваном Елагиным» (воспоминания). - Париж: Альбатрос, 1991. - С. 123.
5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 477.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
147