Научная статья на тему 'Мотив дороги в лирике Ивана Елагина'

Мотив дороги в лирике Ивана Елагина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1042
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / МЕТАФОРА / СТРОФА / УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / LYRICAL NARRATION / MEMORY / NATIVE HEATH / CHILDHOOD / RUSSIAN CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Толстоброва Людмила Владимировна

В статье рассматриваются особенности одного из важнейших мотивов в лирике Ивана Елагина мотива дороги. Анализ выполнен на материале поэтических сборников «По дороге оттуда» (1953), «Отсветы ночные» (1963), «Тяжелые звезды»(1986).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road motif in Ivan Elagin’s lyrics

The article is a review of the features of the most important motif in the lyrics by Ivan Elagin motif of the road. The analysis is based on the material of poetical books «Journey from There» (1953), «Nocturnal Reflections» (1963), «Tiazhelye zvezdy» (1986). Keywords: motif, lyrical hero, metaphor, stanza, urban poetry.

Текст научной работы на тему «Мотив дороги в лирике Ивана Елагина»

УДК 821.161.1.09

Толстоброва Людмила Владимировна

Вятский государственный гуманитарный университет

[email protected];

МОТИВ дороги В ЛИРИКЕ ИВАНА ЕЛАГИНА

В статье рассматриваются особенности одного из важнейших мотивов в лирике Ивана Елагина - мотива дороги. Анализ выполнен на материале поэтических сборников «По дороге оттуда» (1953), «Отсветы ночные» (1963), «Тяжелые звезды»(1986).

Ключевые слова: мотив, лирический герой, метафора, строфа, урбанистическая поэзия.

Мотив - элемент сюжета, служащий раскрытию лирической темы. В основе любого мотива лежит устойчивый словообраз. Для русской поэзии одним из таких ключевых образов является «дорога». Мотив дороги в русской поэзии неотделим от тем странствия, изгнанничества, бегства. Реальная русская дорога не раз вдохновляла поэтов на размышления не только о собственной жизни, но и о судьбе России. В развитии этого мотива можно проследить закономерности взаимоотношений духовного и реального мира в поэтических системах, то есть мотив дороги может рассматриваться как парадигма русской лирики [5, с. 477].

Одним из важнейших мотивов в творчестве Ивана Елагина - поэта второй волны русской литературной эмиграции - является мотив дороги, неразрывно связанный с топосом города. Своеобразие воплощения данного мотива у Елагина состоит в том, что главным для лирического героя его стихотворений является выбор собственного жжсиз— ненного пути. Известно, что лирический герой постоянно находится в движении, часто вынужденно меняя место своего пребывания. Некоторые биографы отмечают автобиографичность поэзии Елагина, хотя сам поэт противился этому мнению [2, с. 7]. Передвижение по многочисленным дорогам связывает пространственно-временные реалии, например улица, дом, степь, сад, река, море и др., в единое целое, дает возможность охватить огромное пространство единым взглядом. Жизненный путь, который проходит лирический герой ранних стихотворений, обусловлен историко-политиче-скими событиями, происходящими в тот или иной период времени. Так, единственное четверостишие, вошедшее в первый сборник под названием «По дороге оттуда» (1953), очень четко обозначает настроение лирического героя: Тупик. И выход ни один Из тупика еще не найден. И так от детства до седин, От первых до последних ссадин [3, т. 1, с. 126].

Но, несмотря на кажущуюся безвыходность, судьба каждой, отдельно взятой личности - высшая ценность у Елагина [1, с. 279]. Лирический герой чувствует, что он загнан в тупик, стал пленником этих дорог, но, вместе с тем, человек - «плоть от плоти» своего века, и с ним закончится его жизнь, а столетие складывается из дней каждого современника:

Плоть от плоти твои,

Шиты твоим покроем

Бурей своей пои!

Кровью своей напоим!

Верности клятву прими,

Ты, мое столетие! [3, т. 1, с. 128].

Дорога уводит лирического героя далеко от родины (известно, что Елагин был вынужден покинуть Россию), поэтому почти все описания данной категории носят ностальгический, безрадостный и непредсказуемый характер. Герой не знает, куда заведут его эти дороги, вернется ли он когда-нибудь на родину, поэтому один из важнейших мотивов, звучащих особенно ярко в ранних его стихотворениях, - мотив тоски по утерянной родине.

Мотив дороги в ранних стихотворениях, вошедших в поэтический сборник под названием «По дороге оттуда» (1953), пронизан огромным чувством потери, и горечь от этой потери лирический герой не в силах пережить. Очень часто, описывая дорогу, поэт использует такие яркие эпитеты, как дорога разлук, перевороченная дорога, шумная и одновременно пустая дорога, чуждая мостовая, бессмысленная дорога, обманывающая и сулящая и др. Настроение лирического героя в последних стихотворениях данного сборника резко ухудшается, очень часто звучит мотив безысходности бытия и даже смерти:

И воробей на фонаре,

И набережная с закатами,

И размышленья о добре,

О смерти, о любви, о фатуме,

Вся жизнь с вопросами проклятыми,

Всё, всё поместится в тире,

Поставленное между датами... [3, т. 1, с. 168].

В сборнике под названием «Отсветы ночные» мотив дороги появляется уже в самых первых стихотворениях («Отпускаю в дорогу, с Богом!») [3, т. 1, с. 178]. Лирический герой здесь становится больше сторонним наблюдателем, нежели участником действия. Он растерян, подавлен, постоянно сомневается и уже даже не понимает отчетливо, в каком времени и пространстве он существует -в реальном или в вымышленном, мифологическом: Я и сам о том уже не ведаю, Что ищу я в шуме городском, За какими отсветами следую И в пространстве двигаюсь каком [3, т. 1, с. 182].

Здесь автор указывает на отсутствие какого-то конкретного пространства, теряется оформлен-

© Толстоброва Л.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014

145

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ность, исчезают границы. Постоянный и бесконечный поиск, зародившийся в душе человека вследствие неоформленности пространства, приводит к тому, что лирический герой попросту теряется среди городских пейзажей и ощущает себя в совершенно ином измерении - в некой вертикальной плоскости. Вместо привычных слуху глаголов, обозначающих перемещение человека в пространстве, Елагин использует такие метафоры, как течь, проскальзывать, скользить, плыть и др., что невероятно усиливает эффект неопределенности, неуверенности и некой безысходности. Осознавая необратимость, неизменность бытия, лирический герой принимает решение смириться с обстоятельствами и плыть по течению.

Мотив дороги в лирике Елагина является не только сюжетообразующим звеном, но и организует композицию стихотворений. Важно отметить, что рассматриваемый нами мотив задает одну из основных тем - тему жизненных странствий поэта. Более подробно рассмотрим это на примере стихотворения «Нынче я больше уже не надеюсь на чудо...» (сб. «Тяжелые звезды»), относящегося к зрелому периоду творчества, в котором Елагин упоминает название всех его лирических сборников, словно подводя итог своей творческой деятельности:

Нынче я больше уже не надеюсь на чудо, Бога прошу, чтоб меня не сломила беда, Всё, что я мог, я сказал по дороге оттуда, Только теперь я уже по дороге туда

[3, т. 2, с. 219].

Пространство и время здесь переплетаются настолько тесно, что у читателя возникает ощущение полного отсутствия временных и топографических примет. Лирический герой, только что находившийся «на последнем мосту на границе России», навсегда покидая родину, тут же оказывается «в детстве у дома», где «сугроб подымался саженный». В этом стихотворении вектор движения времени направлен от прошлого к будущему и наоборот, подчеркивая тем самым особенности хронотопа, облаченного в форму воспоминания автора. Время здесь полностью подчиняется воле героя: то течет направленно и прямо - от прошлого к будущему, то петляет, повинуясь мысли лирического героя и возвращаясь к воспоминаниям из прошлого. Постепенно временные рамки стихотворения расширяются до стремительного и всеобъемлющего масштаба вселенной. Наряду с этим появляется не менее важный мотив вечности в творчества Елагина, неразрывно связанный с мотивом дороги и постоянного перемещения в пространстве лирического героя. Отмеченный выше мотив вечности, на пороге которой стоит герой стихотворения, является основополагающим мотивом зрелого периода творчества поэта.

Остановимся подробнее на пространственной организации в рассматриваемом нами стихотворе-

нии. Если в начале мы видим «осатанелый» вагон, стремительно покидающий родину лирического героя, то далее закрытое пространство меняется и обретает черты масштаба вселенной. И снова перед нами Россия - горячо любимая поэтом, только здесь уже возникает образ родительского дома, обращая читателя к событиям еще более ранним. Затем пространство стихотворения перемещается в американский город, ставший его новым домом. И, наконец, обретая просторы вселенной, пространство стихотворения переходит в пространство вечности, сливаясь со временем в единое целое.

Лейтмотив стихотворения звучит и в заключительных строках:

Что же, - пора написать мне последнюю книгу -

Книгу о том, что сбылось ПО ДОРОГЕ ТУДА

[3, т. 2, с. 219].

Нельзя не отметить также и оригинальность, яркость и точность метафор, используемых Елагиным. Рисуя сложный жизненный путь героя - «все, что я мог, я сказал по дороге оттуда», автор подразумевает не только свой нелегкий путь из родной страны, но и годы, проведенные в Америке. Теперь же, по мнению поэта, он идет по дороге туда, а именно в вечность, в «прощальный миг». Данная метафора открывает определенный философский смысл стихотворения - размышления поэта о жизни и смерти, о прошлом и будущем, его обращение к Богу, которым начинается данное стихотворение.

Всё лирическое произведение очень насыщенно и с эмоциональной точки зрения: начало пронизано ощущением грусти и неверия, далее появляется тяжелое чувство тоски и некой обреченности, которое лишь усиливается в основной части стихотворения. В финальных строках лирический герой подводит итог не только жизненного, но и творческого пути, на котором многое из задуманного все же сбылось.

Стихотворение Елагина «Нынче я больше уже не надеюсь на чудо», вошедшее в поздний поэтический сборник поэта «Тяжёлые звезды», стало своеобразным переосмыслением поэтом собственного жизненного пути. Подводя итог, поэт еще раз обращается к тем нравственным ценностям, которым был верен всю жизнь. Именно поэтому, как важнейшие вехи на жизненном и творческом пути, Елагин, как было сказано выше, мастерски включает в стихотворение названия своих поэтических сборников: «По дороге оттуда», «Отсветы ночные», «Косой полёт», «Дракон на крыше», «В зале Вселенной», «Под созвездием Топора». Таким образом, рассматриваемый нами мотив дороги, мотив выбора жизненного пути очень ярко отражен в этом лирическом произведении.

Говоря о мотиве дороги у Елагина, необходимо отметить одно из наиболее известных его стихотворений - «Небо», включенное в сборник «Отсветы ночные» (1963). В нем отмечается относительное

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

внешнее сходство со стихотворениями В. Маяковского. Действительно, некоторые исследователи творческого и жизненного пути Елагина не просто отмечают влияние Пастернака, Цветаевой и Маяковского, особенно в ранний период творчества поэта, но и называют их его учителями [4, с. 123]. По точному замечанию Т.П. Буслаковой, в лирике Елагина заметна «опора на традицию урбанистической поэзии В.В. Маяковского» [1, с. 282]. Например, как и у Маяковского, образ города у Елагина создается на основе реальных деталей: «сияние атомных ламп», «гигантская антенна», алюминиевые строения, космические ракеты, которые поэт сравнивает не с чем иным, как с гробами, и др. С поэзией Маяковского стихотворения Елагина сближает еще и использование гротеска, саркастических интонаций и острое ощущение того, что он последний, кто «понимает» красоту и неповторимость мироздания. Еще одним немаловажным, но уже внешним проявлением общего у Маяковского и Елагина является использование так называемого акцентного стиха. Так, в стихотворении «Послушай, я все скажу без утайки...», так же, как и в рассматриваемой нами поэме «Небо», использование Елагиным акцентного стиха напоминает о стилистике произведений Маяковского. В поэме «Небо» строки располагаются характерной для Маяковского «лесенкой»:

Я знаю, что неба не хватит. Немного

у неба

осталось

времени.

Потомки

какой-нибудь паклей законопатят

Прорву космической темени [2, т. 1, с. 200].

Достаточно, например, взглянуть на строфы, разорванные строки, которые использует Елагин: Был я

едва подростком, когда землю

с обеих сторон

от меня отсекли,

Оставив

Узкой дороги полоску. Ничего у меня не было, Только одна дорога [3, т. 1, с. 200]. Такая организация строфы впервые была использована Елагиным, возможно в качестве эксперимента, и в дальнейшем не была замечена более. В стихотворении мотив дороги неразрывно связан с еще одним важным пространственно-временным

образом-символом в поэзии Елагина - небом. Под ним поэт подразумевает мир, спокойствие, уверенность, отсутствие войны и вражды между людьми. Небо - как вера в светлое, безмятежное будущее, как нечто огромное, необъятное, космических размеров и у каждого человека это небо свое, личное. Но современный город, в котором лирический герой ощущает себя лишним, ненужным, чужим, «город с гигантской антенной. / Город, построенный из алюминия» [3, т. 1, с. 201], безжалостно вторгается в души людей, заставляет жить по определенным правилам, установленным «министерствами санитарии и гигиены» [3, т. 1, с. 201]. Для современного человека небо - всего лишь «область канализации и мифологии» [3, т. 1, с. 202]. Понятие же дороги поэт отождествляет здесь с понятием жизненного пути, а точнее возможности выбора этого пути, и хорошо, если на этом пути не встречается никаких преград и обстоятельств, безжалостно ломающих судьбы людей, превращая их в «гайки и винтики» огромной машины, называемой Елагиным «Вселенной».

Таким образом, в мировосприятии Елагина дорога - категория неоднозначная, что связано с личным представлением автора. Дорога - выбор собственного жизненного пути человека, предопределяющий его дальнейшую судьбу. С другой стороны, дорога, имеющая лексический оттенок безысходности и тупика, свидетельствует о невозможности вернуть навсегда утерянную родину. Отметим, что понятие дороги, как рационального пространства со специфическим набором всем известных качеств, как пространства, имеющего четкую закономерность, фиксированные правила, не находит отражения в ранней лирике Елагина.

Библиографический список

1. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья (курс лекций): учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русская литература». - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. - С. 279.

2. Витковский Е.В. Состоявшийся эмигрант // Елагин И. Собр. соч.: в 2 т. - М.: Согласие, 1998. - С. 7.

3. Елагин И.В. Собрание сочинений: в 2 т.: Стихотворения / сост., подготовка текста, вступит. статья, примеч. Е. Витковского. - М.: Согласие, 1998.

4. Фесенко Т.П. «46 лет дружбы с Иваном Елагиным» (воспоминания). - Париж: Альбатрос, 1991. - С. 123.

5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 477.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.