Научная статья на тему 'МОТ: МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ'

МОТ: МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MECHANISM / EFFICIENCY / CONTROL / ILO / MIGRATION / INTERNATIONAL LAW / NATIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Давлатхон Курбанмуродович

В данной статье автор рассматривает вопросы механизма МОТ. Анализируя особенности законодательства в некоторых странах, дает оценку механизма контроля МОТ. Автор особо выделяет вопросы обеспечения, контроля, уважения и соблюдения прав человека с усилиями международного сообщества, воздействуя на правотворческую и правоприменительную практику государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТ: МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ»

юридических фактов имеют место одновременно. Автор говорит о смерти и как о юридически нейтральном и правовом состоянии. Автор вносит предложения, связанные с изменением законодательства по вопросам определения момента возникновения и прекращения правоспособности физических лиц.

Ключевые слова: правовая жизнь, правовая реальность, правовое состояние, смерть, смерть как специфическое правовое явление, личные неимущественные права, нематериальные блага, законодательство, договор, юридический факт, авторское право, наследство, имущество, правоприемство.

LEGAL LIFE AND DEATH AS A LEGAL CONDITION AND SPECIFIC JURIDICAL

PHENOMENON

Bobojonov Isrofil Huseinovich

Legal life and death as a legal condition and specific juridical phenomenon are reviewed in this article. Having analyzing constitutional norms, copyright, civil and other branches of law, the author comes to the conclusion that a deceased person ceases to exist as an element of social activity, as a biological entity but remains a part of legal reality. The death of a person as a biological entity ceases its physical existence while its name, activities, feat and other merits retain its "subjectivity" in law. The death is presented in the article as a right-forming, right-changing and right-terminating juridical fact. The cases when all these three juridical facts take place simultaneously are considered. Besides it, the author speaks about death as a legally neutral and legally valid condition. The author makes proposals related to changes in the legislation on the issues of determining the moment of creation and termination of capacity for physical persons' rights.

Key words: legal life, legal reality, legal condition, death, death as a specific legal phenomenon, personal non-property rights, intangible benefits, legislation, contract, juridical fact, copyright law, inheritance, property, legal succession.

Сведения об авторе: Бабаджанов Исрофил Хусейнович - докторант Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, Тел: (+992) 900093838, e-mail: bobojonov i@mail.ru

Information about the author: Bobojonov Isrofil Huseinovich - doctoral candidate of the Institute of Philosophy, Political Science and Law, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, phone: (+992) 900093838, e-mail: bobojonov i@mail.ru

МОТ: МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ Назаров Д.К.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

Национальная и международная правовые системы «обречены» находиться в тесном взаимодействии. Применительно к отношениям в сфере труда эта связь особенно сильна. Современное международное право в очень значительной степени сформировано под воздействием наиболее удачных образцов национального трудового законодательства.1 Как справедливо писал И. Я. Киселев, международные стандарты в области труда используются как масштаб и мерило при оценке национального трудового законодательства, как международной признанный минимум социальных прав и гарантий.2

По совокупности проблемы международного контроля в области поощрения и защиты прав (в том числе проблема механизма контроля МОТ) и свобод человека

1 Н. Л. Лютов. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2012. -С.10

2 См.: И. Я. Киселев. Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2005.- С. 468.

являются одними из наиболее актуальных в международном праве. Как нам известно, один из общепризнанных принципов международного права - принцип добросовестного выполнения международных договоров. Исходя из этого международный контроль следует рассматривать в качестве одного из основных способов применения, реализации данного принципа на практике.

Однако международный контроль за соблюдением трудовых и социально-обеспечительных прав не подменяет и не заменяет внутригосударственную национальную систему контроля в сфере труда и социального обеспечения. Этот контроль обеспечивает уважение и соблюдение прав человека усилиями международного сообщества, воздействуя на правотворческую и правоприменительную практику государств.3

Обеспечение соблюдение прав человека реализуются национальное законодательства и международной правовые норма. Данный подход для нашего исследования является важной, поскольку для соблюдение государствами принятых обязательств в области прав человека в сфере труда требуется эффективность механизма контроля МОТ.

«Эффективности механизма контроля МОТ является предметом исследований проводимых в прошлом веке в рамках самой МОТ и отдельными авторами, которые приходили к достаточно положительным выводам. В современном исследованиях например, Н. Валтикос, утверждает, что механизм контроля МОТ является наиболее развитым и остаётся моделью для других международных организации».4 Как справедливо отмечает Д. В. Черняева «она (МОТ) имеет одну из эффективных систем международного контроля за соблюдением норм международного трудового права».5

На сегодняшний день международно-правовые нормы в области прав человека является эффективным механизмом защити прав. Данная норма в особенности распространяется на трудовых прав человека. Особе выделение трудовых прав взначимо здесь тем, что само МОТ было создано более 90 лет назад и с тех пор пользуется колоссальным авторитетом в мире. Доказанному тому примеру можно привести тот факт, что МОТ в 1969 г. была присуждена Нобелевская премия мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся.Сегодня почти все государства мира состоят в этом организации.

Вопроси эффективности механизма контроля МОТ многие авторы (например: С. Ю. Марочкин, Л. Х. Мингазов, Р. М. Валеев) рассматривают в общем контексте эффективности норм международного права.

На наш взгляд, более логичен автор статьи «Эффективность деятельности МОТ: наднациональный уровень (Н. Л. Лютов)» по данному вопросу. Н. Л. Лютов считает, что «При рассмотрении вопроса об эффективности международных трудовых стандартов следует говорить о двух ее аспектах.

Во-первых, очевидно, что эффективность заключается в принятии международных норм и в контроле за соблюдением государствами - участниками МОТ принятых на себя обязательств по ратифицированным Конвенциям. Можно сказать, что эффективность МОТ в данном случае проявляется на наднациональном уровне.

Во-вторых, эффективность проявляется в воздействии на национальное законодательство: внутренние законы принимаются с учетом существующих фундаментальных принципов в сфере труда и конкретных международных актов, даже если они не были ратифицированы конкретной страной. Кроме того, организация оказывает консультативную помощь при принятии внутреннего законодательства. Соответственно, оценку эффективности деятельности МОТ в этом направлении можно назвать национальным уровнем. В первом случае влияние МОТ можно «измерить» с помощью анализа количества принимаемых актов, их ратификаций и соответствующей динамики во времени, а также обзора жалоб в адрес контрольных органов и замечаний,

3 См.: И.И. Лукашук . Международное право: Особенная часть. М., 2007. -С. 21.

4 О. А. Востретцова, диссертации канд. юрид, наук. М., 2006 г.

5 Д. В. Черняева. Международные стандарты труда. М., 2010. -С. 100-107.

сделанных ими. Во втором случае анализ носит более оценочный характер, поскольку точно определить, что именно послужило поводом к принятию того или иного закона или изменению действующего трудового законодательства, достаточно затруднительно».6

Характерной чертой эффективности контроля МОТ заключается особенно в воздействии на национальное законодательство. Методы контроля здесь разные. Это исходит от контроля в сфере принятия национального трудового законодательства с учетом существующих фундаментальных принципов в сфере труда и конкретных международных актов, даже если они не были ратифицированы конкретной страной. Данный аспект включает в себе; отмена норм национального законодательства, противоречащего обязательствам, принятым Уставом МОТ, конвенциям и рекомендациям МОТ. Эта сфера контроля позволит прегрешение подобной политике государство в сфере труда, разработка и принятие новых национальных законов или иных актов для обеспечения соблюдения прав человека в сфере труда и принятием госорганами власти необходимых программ для обеспечение соблюдение и практической реализации на национальном уровне принятых обязательств.

Данные элементы уже давно практикуется в международных отношениях. «По рекомендациям контрольных органов МОТ, например, Дания усилила социальный диалог по вопросам политики в области занятости; в Казахстане внесены изменения в Закон о занятости; в Китае разработан и начал внедрятся комплексный программный подход к созданию занятости; в Пакистане был достигнут трехсторонний консенсус по осуществлению национальной стратегии занятости; в Республике Корея, Таиланде, Филиппинах разработаны отраслевые стандартные требования к профессиональной квалификации; на Украине проведена реформа системы профессиональной подготовки и введена оценка профессиональной квалификации и профессионального обучения; в двадцати государствах (преимущественно африканских) имело место переориентация инвестиций со стороны правительства, доноров, банков на создание рабочих мест. В 38 государствах были приняты меры по развитию малых предприятии (принятие законов о малых предприятиях, пропагандистская деятельность радио и телевидения, улучшившие обмен информацией и доступ на рынки труда), а в Беларуси, Грузии, РФ, Украине имела место социально-направленная реструктуризация предприятий. Контрольные органы МОТ отметили, что за последние годы многие государства привели национальное законодательство в соответствие с нормами МОТ по безопасности и гигиене труда (Азербайджан, Беларусь, Польша, США, Эстония, Молдова и др.), созданы национальные трехсторонние органы по вопросам безопасности и гигиены труда (Бангладеш, Пакистан). Бельгия в региональном законодательстве учла заключения контрольных органов МОТ по вопросам дискриминации. Правительство Индонезии представило парламенту законопроект о защите рабочей силы, включающий всеобъемлющие меры по защите трудящихся мигрантов. Во Вьетнаме, Индии, Китае и Таиланде начато осуществление программ против силикоза. В Болгарии, Вьетнаме, Мальте, Чехии, Шри-Ланке созданы современные системы инспекции труда. В африканских государствах, Филиппинах, Пакистане, Колумбии, Индии, Беларуси, РФ повысилась эффективность сбора статистических данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. В Индонезии, Эстонии приняты и вступили в силу законы о профсоюзах, в Боснии и Герцеговине -новый закон о производственных советах».7

6 «Н. Л. Лютов. Эффективность деятельности МОТ: наднациональный уровень. Журнал «Трудовое право» №2. 2008 год.

7 О. А. Востретцова, диссертация канд. юрид, наук. М.. , 2006 г.

МОТ: МЕХАНИЗМ И КОНТРОЛЯ

Назаров Д.К.

В данной статье автор рассматривает вопросы механизма МОТ. Анализируя особенности законодательства в некоторых странах, дает оценку механизма контроля МОТ. Автор особо выделяет вопросы обеспечения, контроля, уважения и соблюдения прав человека с усилиями международного сообщества, воздействуя на правотворческую и правоприменительную практику государства.

Ключевые слова: механизм, эффективность, контроль, МОТ, миграция, международное право, национальное законодательство.

ILO: MECHANISM AND CONTROL Nazarov D.Q.

The author reviews the the issues regarding the mechanism of ILO. Having analyzed legislation peculiarities of some countries, the author gives estimation to the mechanism of control over ILO. He points out the insure, control, respects and observation of human rights through international community influencing on law creation and law usage practice of the state.

Key words: mechanism, efficiency, control, ILO, migration, international law, national legislation.

Сведения об авторе: Назаров Давлатхон Курбанмуродович - старший преподаватель кафедры права Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 915 159122. e-mail: davlatxon-1986@mail.ru

Information about the author: Nazarov Davlatkhon Kurbonmurodovich, senior teacher of Law Chair, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 915 159122.

СТАНОВЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ССР И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА

ЛИЧНОСТИ

Тошев А.М.

Академия управления Министерство внутренних дел России

Становление Таджикской Советской Социалистической Республики (далее -Таджикской ССР) в составе СССР в истории таджикского народа является очень крепким и важным шагом в установлении государственности и развитии политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. В апреле 1929 года состоялся II съезд Советов Таджикской АССР, важнейшим актом которого было принятое решение о вхождении Ходжентского округа (Исфаринский, Канибадамский, Науский и Аштский районы) Узбекской ССР в составе Таджикской АССР.

В мае III съезд Советов Узбекской ССР принял решение передать Ходжентский округ Таджикской республике. Ходжентский округ вошел в состав Таджикской АССР в сентябре 1929 г. Присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР в составе СССР постановлением ЦИК СССР от 5 декабря 1929 года. Прав Б. А. Антоненко, который отмечает, что включение более развитого в экономическом и культурном отношении Хаджентского округа в состав Таджикской АССР имело большое значение для последующего развития республики во всех сферах общественной жизни [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.