Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ССР И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ССР И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ТАДЖИКСКОЙ ССР / СЪЕЗД СОВЕТОВ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА / СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тошев Амиршох Мансурович

В статье рассматривается период становления Таджикской ССР. Автор анализирует правовой статус личности на основе нормы Конституции Таджикской ССР 1931 года и Конституции Таджикской ССР 1937 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ССР И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ»

МОТ: МЕХАНИЗМ И КОНТРОЛЯ

Назаров Д.К.

В данной статье автор рассматривает вопросы механизма МОТ. Анализируя особенности законодательства в некоторых странах, дает оценку механизма контроля МОТ. Автор особо выделяет вопросы обеспечения, контроля, уважения и соблюдения прав человека с усилиями международного сообщества, воздействуя на правотворческую и правоприменительную практику государства.

Ключевые слова: механизм, эффективность, контроль, МОТ, миграция, международное право, национальное законодательство.

ILO: MECHANISM AND CONTROL Nazarov D.Q.

The author reviews the the issues regarding the mechanism of ILO. Having analyzed legislation peculiarities of some countries, the author gives estimation to the mechanism of control over ILO. He points out the insure, control, respects and observation of human rights through international community influencing on law creation and law usage practice of the state.

Key words: mechanism, efficiency, control, ILO, migration, international law, national legislation.

Сведения об авторе: Назаров Давлатхон Курбанмуродович - старший преподаватель кафедры права Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 915 159122. e-mail: davlatxon-1986@mail.ru

Information about the author: Nazarov Davlatkhon Kurbonmurodovich, senior teacher of Law Chair, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 915 159122.

СТАНОВЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ССР И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА

ЛИЧНОСТИ

Тошев А.М.

Академия управления Министерство внутренних дел России

Становление Таджикской Советской Социалистической Республики (далее -Таджикской ССР) в составе СССР в истории таджикского народа является очень крепким и важным шагом в установлении государственности и развитии политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. В апреле 1929 года состоялся II съезд Советов Таджикской АССР, важнейшим актом которого было принятое решение о вхождении Ходжентского округа (Исфаринский, Канибадамский, Науский и Аштский районы) Узбекской ССР в составе Таджикской АССР.

В мае III съезд Советов Узбекской ССР принял решение передать Ходжентский округ Таджикской республике. Ходжентский округ вошел в состав Таджикской АССР в сентябре 1929 г. Присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР в составе СССР постановлением ЦИК СССР от 5 декабря 1929 года. Прав Б. А. Антоненко, который отмечает, что включение более развитого в экономическом и культурном отношении Хаджентского округа в состав Таджикской АССР имело большое значение для последующего развития республики во всех сферах общественной жизни [6].

Таким образом, после создания Таджикской ССР деятельность государства как союзной республики расширялась. Таджикская ССР, как высшая форма национальной государственности таджикского народа, обладала большой правоспособностью в области правотворчества, правоприменения и обеспечения правового статуса личности. Она как суверенное государство в составе СССР на основе всесоюзных нормативно-правовых актов самостоятельно решало внутригосударственные вопросы.

Принятие на основе Конституции СССР 1924 года IV Всетаджикским съездом Советов Таджикистана 25 февраля 1931 года Конституции Таджикской ССР юридически закрепило создание таджикской союзной республики и ее непосредственное вхождение в СССР. Конституция 1931 года как Основной закон республики послужила для дальнейшего развития правового статуса личности. Она, закрепляя права, свободы и обязанности гражданина, обеспечила юридические основы данного института в республике.

Конституция Таджикской ССР 1931 года [7] закрепила программное положение о том, что она имела своей задачей обеспечение диктатуры пролетариата «в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и осуществление коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти» [8].

Согласно Конституции, вся власть на территории Таджикской ССР принадлежала Советам рабочих, дехканских и красноармейских депутатов, через которые пролетариат осуществляет свою диктатуру. Конституции 1931 года, как Конституции РСФСР 1918 год [4], Конституция Туркестанской АССР 1918и 1920 гг. [4], Конституции БНСР 1920 г. [4], Конституции СССР 1924 года [1] и Конституции Таджикской АССР 1929 года [4], исходила из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В связи с этим, Г. Сатторов отмечает, что Конституция 1931 года предоставляла трудящимся Таджикистана полноту прав и возможностей в области общественной и политической жизни и, вместе с тем, лишала всех сторонников старого строя права участия в управлении государством [8].

Конституция 1931 года в значительной мере продублировала первую республиканскую Конституцию. Она гарантировала гражданам свободу слова (ст. 7), свободу совести (ст. 8), права на объединения и организации (ст. 9) права на собрание, митингов, шествий (ст. 10), давала право на образование (ст. 11) и свободное пользование родным языком в государственной, общественной, политической и культурной жизни (ст. 18). Труд признавался обязанностью всех граждан республик (ст. 12), а право служить в таджикских национальных частях Красной Армии признавалось только за трудящимися (ст. 14). Конституция подчеркнула, что право на владение землей и водой для ведения сельского хозяйства имеют все граждане Таджикской ССР и их объединения, обрабатывающие ее своим трудом (ст. 24).

Согласно нормам Конституции 1931 года, все трудящиеся Советского Таджикистана получили возможность принимать широкое участие в управлении государством и осуществлять свои права и свободы. Кроме того, на основе норм Конституции правом избрать и быть избранным в Советы пользовались независимо от вероисповедания, национальности и оседлости граждане обоего пола, проживающие на территории Таджикской ССР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Однако Конституция, как и прежняя Конституция республики, лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, лиц, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов, служащих и агентов бывшей администрации (волостные управители, аульные старшины и т.д.), членов царствовавшего в России дома, бывшего Бухарского эмира и Хивинского хана, всех их близких родственников, а также лиц, руководивших деятельностью полиции, жандармских и карательных органов бывшей Российской империи и всех соответствующих им чиновников бывшего Бухарского эмирата и Хивинского ханства, лиц, признанных в установленном порядке душевнобольными, а равно лица, состоящие под опекой, лиц, лишенных избирательного права судебными приговорами или особым

постановлением высших органов власти на срок, установленный судебными приговорами или постановлениями, а также административно высланные.

Конституция 1931 года в новой редакции с изменениями и дополнениями от 1935 года, утвержденная V съездом Советов Таджикской ССР, не изменила правового статуса личности в республике кроме установления всеобщей воинской обязанности. Конституция Таджикской ССР 1935 года также закрепляла классовый подход, лишив прав эксплуататорские элементы.

1 марта 1937 года Чрезвычайный VI Съезд Советов Таджикистана на основе Конституции СССР, утвердив постановлением Чрезвычайного VIII Съезда СССР от 5 декабря 1936 г., принял новую Конституцию Таджикской ССР. Как и Конституции СССР, Конституция Таджикской ССР исходила из факта победы социалистического строя. В законодательном порядке она закрепила социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; ликвидацию эксплуататорских классов; преобразование Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся; отразила дальнейшую демократизацию избирательной системы.

Центральное место как в Конституции СССР 1936 года, так и в Конституции Таджикской ССР 1937 года [2] занимала глава, посвященная правам и обязанностям гражданина. Глава IX Конституции Таджикской ССР [2] называлось «Основные права и обязанности гражданина». Это - явный показатель эволюции правового статуса личности на территории Таджикистана, поскольку Конституция Таджикской АССР 1929 года и Конституция Таджикской ССР 1931 года не содержали специальной главы, регулирующей права личности. Конституция 1937 года, закрепляя понятие «граждане», не разделяла народ на трудящихся и нетрудовые элементы.

Граждане Таджикской ССР имели право на труд: гарантированное получение работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Это обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства, ликвидацией безработицы, ростом производительных сил (ст. 105). Граждане Таджикской ССР имели права на отдых, что обеспечивалось сокращением рабочего дня до шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы, на установление ежегодных отпусков с сохранением зарплаты, предоставление сети санаториев, домов отдыха (ст. 106). Граждане Таджикской ССР имели право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 107); имели право на бесплатное образование (ст. 108); женщинам предоставлялись равные права с мужчинами во всех областях общественно-политической жизни (ст. 109); все граждане были равноправны независимо от национальности и расы (ст. 110); имели право на свободу совести (ст. 111); гарантировалось свобода слова, печати, собраний и митингов, демонстраций (ст. 112); право на объединений (ст. 113); обеспечивалась неприкосновенность личности (ст. 114), жилища и тайны переписки (ст. 115); предоставлялось право убежища иностранным гражданам (ст. 116). Исходя из вышеизложенной нормы Конституции, можно классифицировать закрепленные права и свободы на социально-экономические права, политические и личные права.

Наряду с правами и свободами, Конституция 1937 года закрепила следующие обязанности: соблюдение Конституции СССР и Конституции Таджикской ССР, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст. 117); беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность (ст. 118); всеобщая воинская обязанность (ст. 119) и защита Отечества (ст. 120).

Конституция 1937 года предусматривала широкие демократические права и свободы граждан. Конституция устанавливала демократическую избирательную систему, основным принципом который являлось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция не ограничивалась фиксированием формальных прав граждан, она переносила центр тяжести на гарантии этих прав, на средства их

осуществления.

В период действия Конституции Таджикской ССР 1937 года в нее был внесен ряд изменений и дополнений. Все изменения и дополнения в основном были направлены на укрепление государственной структуры. В области прав личности были внесены некоторые изменения в избирательные права касающиеся выборов в органы власти и возрастного ценза, произошло уточнение права граждан на отдых. В связи с этим, Г. Сатторов, исследовав изменения и дополнения Конституции 1937 года, отмечает, что по содержанию и кругу затрагиваемых вопросов эти изменения и дополнения касались: предметов ведения Таджикской ССР; избирательной системы (изменение норм представительства при выборах в органы власти, возрастного ценза); состава Таджикской ССР (образование и ликвидация областей); порядка избрания народных районных (городских) судов; системы центральных и местных органов государственного управления (образование, реорганизация, ликвидация и переименование органов управления); правового статуса граждан (уточнение права граждан на отдых) [8].

Таким образом, хочу отметить, что Конституция 1931 года, в значительной мере продублировала первую республиканскую Конституцию 1929 года. Она предоставляла трудящимся Таджикистана полноту прав и возможностей в области общественной и политической жизни и, вместе с тем, лишала всех сторонников старого строя права участия в управлении государством. Но Конституция 1937 года, закрепляя понятие «граждане» не разделяла народ на трудящихся, и нетрудовые элементы обеспечил правового статуса личности. Кроме того, Конституция 1937 года обеспечила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив все ограничения избирательного права для лиц, эксплуатировавших в прошлом чужой труд. Было установлено, всеобщее и равное избирательное право, многостепенные выборы заменены прямыми при тайном голосовании. В Конституции 1937 г. впервые появилось специальная глава об «Основные права и обязанности гражданин». Это явный показатель развитие права личности на территории Таджикистана.

Литература:

1. Конституция СССР 1924 года [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации / Гарант. 2003-2008. URL: http://constitution.garant.ru/DOC 3996920.htm;

2. Конституция (основной закон СССР), Конституции (основные законы) Союзных Советских Социалистических Республик. - М., - 1937. - С. 279-307.

3. Конституция (Основной Закон) Таджикской ССР от 1 марта 1937 года. - Душанбе, «Ирфон», - 1977.

4. Съезди Советов Союза ССР, Союзных и автономных Советских Социалистических Республик (1917-1936). Т. I. - М., - 1959. - С. 70-84, 445-463, 566-579.

5. Съезди Советов Союза ССР, Союзных и автономных Советских Социалистических Республик (1923-1937). т. II. - М., - 1965.

6. Антоненко, Б. А. История Таджикской ССР. - Душанбе, Маорф, 1983. - С. 222.

7. Имомов А. Укрепление государственности и создание гражданского общества в Таджикистане. - Душанбе, Деваштич, 2003. - С. 334-336.

8. Сатторов, Г. Развитие Конституции Таджикской ССР : дис. ... канд. юрид. наук. -Душанбе, 1989. - С. 45, 46, 109.

9. Хакимов, Ш. К. Становление и развитие Конституции как политико - правового института в Таджикистане. - Душанбе, Деваштич, 2002. - С. 85-93

СТАНОВЛЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ССР И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА

ЛИЧНОСТИ

Тошев А.М.

В статье рассматривается период становления Таджикской ССР. Автор анализирует правовой статус личности на основе нормы Конституции Таджикской ССР 1931 года и Конституции Таджикской ССР 1937 года.

Ключевые слова: СССР, Таджикской ССР, Съезд Советов, Конституция, права, свободы и обязанности.

FORMATION OF TAJIK SSR AND PERSONAL LEGAL STATUS DEVELOPMENT

Toshev A.M.

This article deals with the period of formation of the Tajik SSR. The author analyzes the personal legal status based on the norms of Constitution of the Tajik Soviet Socialist Republic of 1931 and the Constitution of the Tajik Soviet Socialist Republic of 1937.

Key words: USSR, Tajik SSR, Soviet Congress, Constitution, rights, freedoms and responsibilities.

Сведения об авторе: Тошев Амиршох Мансурович - адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академия управления МВД России, тел.: (+992) 98 5610027; e-mail: TAM300986@mail.ru

Information about the author: Toshev Amirshoh Mansurovich -postgraduate of the Chair of State and Legal Disciplines of the Academy of Department of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, tel.: (+992) 98 5610027; e-mail: TAM300986@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВТОНОМНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ

Расулов Ф.М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Основой всего законодательства о финансово-контрольной деятельности ТАССР являлась Конституция СССР 1924г., Конституция УзССР и Конституция ТАССР. Все эти акты закрепляют правовые основы финансово-контрольной деятельности и служили базой для развития финансово-контрольного законодательства ТАССР. Известно что, во всех советских конституциях большое внимание уделялся бюджетному праву (в частности бюджетному контролю), так как «бюджет - это финансовая основа деятельности государства»1.

Основы финансово-бюджетного контроля были закреплены в Договоре об образовании СССР, а затем в Конституции СССР 1924 года. Принципиальные положения, определяющие бюджетное устройство СССР нашли свое закрепление в первой его Конституции. Непосредственно вопросам бюджетного контроля был посвящен п. «л» ст. 1 Конституции СССР, определявшей права Союза в лице его верховных органов власти. К компетенции Союза в области финансового контроля Конституцией СССР было отнесено утверждение единого Государственного бюджета СССР, в состав которого входили: а) союзный бюджет и б) государственные бюджеты союзных республик2. Здесь финансовый контроль имел место при утверждении единого государственного бюджета что, по мнению авторов, является не только стадией бюджетного планирования (процесса), но одним из методов осуществления бюджетного контроля3.

1 Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. -С. 25-26.

2 Подробно о бюджетных правах СССР и союзных республик в тех лет см.: Коган М.Л. Бюджетные права союзных республик. М., 1960. С. 52-75.; Бесчеревных В.В. Развитие советского бюджетного права. М., 1960. -С. 26-35.

3 Гурвич М.А. Советское финансовое право. М., 1952. С. 314-315; Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть: Учебник. Алматы: ТОО «Издательство НОРМА-К», 2002. -С. 76-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.