Научная статья на тему 'Most important issues of the Federal service of bailiffs development'

Most important issues of the Federal service of bailiffs development Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / NORMATIVE DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Aleksandrov A. A.

the author considers the issues of the Federal Service of Bailiffs development and offers some ways of their solving

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Aleksandrov A. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Most important issues of the Federal service of bailiffs development»

A.A. ALEKSANDROV

MOST IMPORTANT ISSUES OF THE FEDERAL SERVICE OF BAILIFFS DEVELOPMENT

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье освещены проблемы развития Федеральной службы судебных приставов

и предложены пути их решения.

Ключевые слова: нормативное обеспечение.

Важной проблемой развития Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) является создание действенного и эффективного механизма принудительного исполнения судебных решений и решений иных органов. От этого зависит признание Федеральной службы судебных приставов широкими слоями общественности, доверие ей государства и населения, деятельность механизмов правозащиты. Нельзя считать нормальным положение, когда каждое пятое судебное решение исполняется в стране несвоевременно и не в полном объеме.

Общепризнанным является мнение о необходимости повышения уровня управления деятельностью судебных приставов. Так, в резолюции, принятой в Москве 24-й Конференцией европейских министров юстиции, посвященной проблемам исполнения судебных решений в соответствии с международным стандартом, отмечается, что при разработке на европейском уровне общих стандартов и принципов, регулирующихисполне-ние судебныхрешений, особое внимание должно быть уделено следующим вопросам:

а) в отношении исполнительного производства - роли сторон (кредиторов, дебиторов, третьих лиц):

- активы (продажа, распределение, арестованное имущество, освобождение активов) и другие виды гарантий и обязательств;

- процедуры (урегулирование, право на судебное разбирательство и пересмотр судебно-

го решения, роль судей, пропорциональность);

- затраты (процентные ставки, судебные сборы, расходы на исполнительное производство, выплата судебным приставам жалованья);

- особое судопроизводство( семейные и трудовые споры, споры по вопросам аренды, исполнение судебных запретов и трансграничные споры);

б) в отношении судебных приставов или любых других сотрудников, обеспечивающих принудительное исполнение:

- отбор и профессиональная подготовка;

- роль, компетентность и полномочия;

- взаимодействие со сторонами и специалистами в области права (включая посредников);

- использование новых информационных технологий и способов сокращения затрат;

- контроль со стороны судей за деятельностью судебных приставов;

- профессиональные кодексы поведения (включая обязанности, ответственность и меры дисциплинарного воздействия).

Согласно данным нашего исследования, 31,7 % опрошенных одним из факторов, влияющих на качество управленческой деятельности руководителей ФССП России субъектов РФ, указали на недостаточный уровень знаний основ управления, психологии управления и др., 56,1 - увеличение объема выполняемых функций, 29,3 -изменение законодательства России; 53,7 -трудности в финансировании и ресурсном обес-

А. А. АЛЕКСАНДРОВ,

государственныкюветник 3 класса (Государственнажлужба правовой и воспитательной работы Министерства финансов Рязанской области)

Человек: преступление и наказание. 2009. № 1

143

печении, 34,1 - недостаточное научное и информационное обеспечение деятельности, 22,0 -низкий уровень взаимодействия с иными правоохранительными органами и ведомствами, 7,3 % - иное.

Основной проблемой является разработка комплексного подхода к построению системы управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов как единого целого.

Следует провести анализ внешней среды и взаимодействия с ней ФССП России, который выявит группы непосредственного окружения (с какими организациями, учреждениями ФССП России взаимодействует напрямую, а с какими - опосредованно) и их влияние на условия ее функционирования, а также оперативной обстановки, чтобы обеспечить стабильность работы системы управления ФССП России в условиях воздействия внешних факторов.

На эффективность деятельности судебных приставов отрицательно влияет нечеткое формулирование предмета исполнения, особенно это касается исполнительных документов неимущественного характера.

На практике возникают вопросы на всех эта -пах совершения исполнительных действий, прежде всего это относится к аресту имущества, его оценке, срокам исполнения, отложения и приостановления исполнительных действий. Сложилась парадоксальная ситуация, когда выгоднее быть должником, чем взыскателем, а это не может быть признано нормальным в правовом государстве.

Для решения указанных проблем необходимо разработать методические рекомендации по вопросам исполнения исполнительных документов, касающихся права на общение с ребенком родственников, проживающих отдельно от ребенка, порядку оформления процессуальных документов, принимаемых в рамках исполнительных производств по исполнению постанов -лений об административном приостановлении деятельности, и действий судебного пристава-исполнителя по аресту и реализации изделий из драгоценных металлов.

В целях повышения уровня методического обеспечения территориальных органов следует как можно быстрее разработать:

- инструкцию о несении службы судебными

приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в зданиях судов;

- единый комплекс по физической и боевой подготовке судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Очевидно, что территориальные органы нуждаются в методических рекомендациях по подготовке групп быстрого реагирования. Для этого необходимо проанализировать практику применения групп быстрого реагирования территориальных органов ФССП России, а также организацию их работы.

В целях повышения профессионального мастерства судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов следуеторганизовать проведение региональных учебно-методических сборов начальников специализированных межрайонных (районных) отделов (подразделений) по организации оперативного дежурства территориальных органов ФССП России.

Предстоит серьезно подумать и о повышении образовательного уровня судебных приста -вов-исполнителей К сожалению, большинство из них не имеют базового юридического образования, хотя применяют ежедневно сложные нормы материального и процессуального права.

Общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебных приставов-исполнителей, должны соответствовать задачам, возложенным на Федеральную службу судебных приставов. Обязательное условие для замещения должностей судебных приставов -наличие высшего юридического образования. При этом необходимо установить 5-7-летний переходный период для разработки и согласования с Министерством образования и науки Российской Федерации новой специализации в рамках специальности «Юриспруденция», связанной с исполнительным производством и присвоением выпускникам вузов квалификации «юрист - судебный пристав-исполнитель».

Необходимотакже разработать инструкцию о порядке взаимодействия судебныхприставов-дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания.

Для более эффективной работы, полного и четкого выполнения поставленных перед службой задач следует регулярно проводить учеб-

Человек преступление и наказание. 2009. № 1

144

но-методические семинары с руководителями юридических подразделений территориальных органов ФССП России по вопросам организации защиты интересов Минюста России, ФССП России и территориальных органов в судах, а также при обжаловании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, семинары-совещания с участием руководителей подразделений обеспечения работы с кадрами по вопросам безопасности территориальных органов ФССП России.

Целесообразно также унифицировать методику ведения расчетов в системе оценки.

В связи с открытием в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, и изменением порядка учета денежных средств в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России необходимо подготовить и направить в территориальные органы инструкцию о порядке зачисления и выдачи денежных средств с лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение отделов судебных приставов территориальных органов ФССП России.

На наш взгляд, следует подготовить предложения о целесообразности функционирования учебно-методических центров ФССП России в качестве учреждений (школ), осуществляющих специальное первоначальное обучение специалистов территориальных органов ФССП России; продолжить работу по дальнейшему улучшению взаимодействия с государственными органами; разработать и заключить совместные соглашения о взаимодействии с территориальными органами в субъектах Российской Федерации ФНС России, ФТС России, Пенсионным фондом, Росрегистрацией, Российским фондом федерального имущества, ГИБДД.

Федеральная служба судебных приставов развивается динамично, с присущими периоду становления трудностями и противоречиями. Проведенный нами анализ показал, что служба судебных приставов в целом эффективно работает в определенной сфере деятельности. Об этом свидетельствует количество выявленных административных правонарушений и результаты рассмотрения протоколовоб административных правонарушениях в судебных органах.

Однако остается ряд проблем в осуществлении вновь полученных полномочий. Они по-

рождены конкуренцией норм законов. Для устранения этих недостатков необходимо соответствующее дополнение в диспозицию ст. 315 УК РФ в части расширения круга субъектов уголовной ответственности. Требуются разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по проблемам правовой конкуренции ст. 17.8 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности судебных приставов-исполнителей» и диспозиции ст. 315 УК РФ в части совершения деяния в форме воспрепятствования исполнению вступивших в законную силу приговора суда, решения или иного судебного акта. Необходимо также решить вопрос о принятии единых правил поведения граждан в суде, отсутствие которых затрудняет квалификацию административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 КоАП РФ.

Служба судебных приставов, безусловно, необходима и востребована обществом и государством. Перспективы развития данного института связаны с взаимодействием Федеральной службы судебных приставов с другими органами учреждений - юстицией и иными государственными органами. Следует решить вопрос о наделении ФССП России правом осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, что зависит от принятия Федерального закона «О правоохранительной службе» и включения Федеральной службы судебных приставов в состав правоохранительных органов. После принятия названного Закона появится возможность подготовить соответствующие изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон «О судебных приста-вах», который нуждается в значительных изменениях, прошел рассмотрение в Государственной Думе РФ в первом чтении и на время был «заморожен», в связи с тем что возникла необходимость увязать его новую редакцию с Законом РФ «О правоохранительной службе», определяющим правовой статус сотрудников службы как субъектов закона о правоохранительной деятельности. Закон РФ «О судебных приставах» предусматривает нормы правового положения судебных приставов-исполнителей и сотрудников которые занимаются обеспечением установленного порядка деятельности судов, расследованием и проведением дознаний по уголовным делам.

----------^ -------------------------

Человек: преступление и наказание. 2009. № 1

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.