A.A. ALEKSANDROV
MOST IMPORTANT ISSUES OF THE FEDERAL SERVICE OF BAILIFFS DEVELOPMENT
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация: в статье освещены проблемы развития Федеральной службы судебных приставов
и предложены пути их решения.
Ключевые слова: нормативное обеспечение.
Важной проблемой развития Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) является создание действенного и эффективного механизма принудительного исполнения судебных решений и решений иных органов. От этого зависит признание Федеральной службы судебных приставов широкими слоями общественности, доверие ей государства и населения, деятельность механизмов правозащиты. Нельзя считать нормальным положение, когда каждое пятое судебное решение исполняется в стране несвоевременно и не в полном объеме.
Общепризнанным является мнение о необходимости повышения уровня управления деятельностью судебных приставов. Так, в резолюции, принятой в Москве 24-й Конференцией европейских министров юстиции, посвященной проблемам исполнения судебных решений в соответствии с международным стандартом, отмечается, что при разработке на европейском уровне общих стандартов и принципов, регулирующихисполне-ние судебныхрешений, особое внимание должно быть уделено следующим вопросам:
а) в отношении исполнительного производства - роли сторон (кредиторов, дебиторов, третьих лиц):
- активы (продажа, распределение, арестованное имущество, освобождение активов) и другие виды гарантий и обязательств;
- процедуры (урегулирование, право на судебное разбирательство и пересмотр судебно-
го решения, роль судей, пропорциональность);
- затраты (процентные ставки, судебные сборы, расходы на исполнительное производство, выплата судебным приставам жалованья);
- особое судопроизводство( семейные и трудовые споры, споры по вопросам аренды, исполнение судебных запретов и трансграничные споры);
б) в отношении судебных приставов или любых других сотрудников, обеспечивающих принудительное исполнение:
- отбор и профессиональная подготовка;
- роль, компетентность и полномочия;
- взаимодействие со сторонами и специалистами в области права (включая посредников);
- использование новых информационных технологий и способов сокращения затрат;
- контроль со стороны судей за деятельностью судебных приставов;
- профессиональные кодексы поведения (включая обязанности, ответственность и меры дисциплинарного воздействия).
Согласно данным нашего исследования, 31,7 % опрошенных одним из факторов, влияющих на качество управленческой деятельности руководителей ФССП России субъектов РФ, указали на недостаточный уровень знаний основ управления, психологии управления и др., 56,1 - увеличение объема выполняемых функций, 29,3 -изменение законодательства России; 53,7 -трудности в финансировании и ресурсном обес-
А. А. АЛЕКСАНДРОВ,
государственныкюветник 3 класса (Государственнажлужба правовой и воспитательной работы Министерства финансов Рязанской области)
Человек: преступление и наказание. 2009. № 1
143
печении, 34,1 - недостаточное научное и информационное обеспечение деятельности, 22,0 -низкий уровень взаимодействия с иными правоохранительными органами и ведомствами, 7,3 % - иное.
Основной проблемой является разработка комплексного подхода к построению системы управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов как единого целого.
Следует провести анализ внешней среды и взаимодействия с ней ФССП России, который выявит группы непосредственного окружения (с какими организациями, учреждениями ФССП России взаимодействует напрямую, а с какими - опосредованно) и их влияние на условия ее функционирования, а также оперативной обстановки, чтобы обеспечить стабильность работы системы управления ФССП России в условиях воздействия внешних факторов.
На эффективность деятельности судебных приставов отрицательно влияет нечеткое формулирование предмета исполнения, особенно это касается исполнительных документов неимущественного характера.
На практике возникают вопросы на всех эта -пах совершения исполнительных действий, прежде всего это относится к аресту имущества, его оценке, срокам исполнения, отложения и приостановления исполнительных действий. Сложилась парадоксальная ситуация, когда выгоднее быть должником, чем взыскателем, а это не может быть признано нормальным в правовом государстве.
Для решения указанных проблем необходимо разработать методические рекомендации по вопросам исполнения исполнительных документов, касающихся права на общение с ребенком родственников, проживающих отдельно от ребенка, порядку оформления процессуальных документов, принимаемых в рамках исполнительных производств по исполнению постанов -лений об административном приостановлении деятельности, и действий судебного пристава-исполнителя по аресту и реализации изделий из драгоценных металлов.
В целях повышения уровня методического обеспечения территориальных органов следует как можно быстрее разработать:
- инструкцию о несении службы судебными
приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в зданиях судов;
- единый комплекс по физической и боевой подготовке судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Очевидно, что территориальные органы нуждаются в методических рекомендациях по подготовке групп быстрого реагирования. Для этого необходимо проанализировать практику применения групп быстрого реагирования территориальных органов ФССП России, а также организацию их работы.
В целях повышения профессионального мастерства судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов следуеторганизовать проведение региональных учебно-методических сборов начальников специализированных межрайонных (районных) отделов (подразделений) по организации оперативного дежурства территориальных органов ФССП России.
Предстоит серьезно подумать и о повышении образовательного уровня судебных приста -вов-исполнителей К сожалению, большинство из них не имеют базового юридического образования, хотя применяют ежедневно сложные нормы материального и процессуального права.
Общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебных приставов-исполнителей, должны соответствовать задачам, возложенным на Федеральную службу судебных приставов. Обязательное условие для замещения должностей судебных приставов -наличие высшего юридического образования. При этом необходимо установить 5-7-летний переходный период для разработки и согласования с Министерством образования и науки Российской Федерации новой специализации в рамках специальности «Юриспруденция», связанной с исполнительным производством и присвоением выпускникам вузов квалификации «юрист - судебный пристав-исполнитель».
Необходимотакже разработать инструкцию о порядке взаимодействия судебныхприставов-дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания.
Для более эффективной работы, полного и четкого выполнения поставленных перед службой задач следует регулярно проводить учеб-
Человек преступление и наказание. 2009. № 1
144
но-методические семинары с руководителями юридических подразделений территориальных органов ФССП России по вопросам организации защиты интересов Минюста России, ФССП России и территориальных органов в судах, а также при обжаловании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, семинары-совещания с участием руководителей подразделений обеспечения работы с кадрами по вопросам безопасности территориальных органов ФССП России.
Целесообразно также унифицировать методику ведения расчетов в системе оценки.
В связи с открытием в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, и изменением порядка учета денежных средств в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России необходимо подготовить и направить в территориальные органы инструкцию о порядке зачисления и выдачи денежных средств с лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение отделов судебных приставов территориальных органов ФССП России.
На наш взгляд, следует подготовить предложения о целесообразности функционирования учебно-методических центров ФССП России в качестве учреждений (школ), осуществляющих специальное первоначальное обучение специалистов территориальных органов ФССП России; продолжить работу по дальнейшему улучшению взаимодействия с государственными органами; разработать и заключить совместные соглашения о взаимодействии с территориальными органами в субъектах Российской Федерации ФНС России, ФТС России, Пенсионным фондом, Росрегистрацией, Российским фондом федерального имущества, ГИБДД.
Федеральная служба судебных приставов развивается динамично, с присущими периоду становления трудностями и противоречиями. Проведенный нами анализ показал, что служба судебных приставов в целом эффективно работает в определенной сфере деятельности. Об этом свидетельствует количество выявленных административных правонарушений и результаты рассмотрения протоколовоб административных правонарушениях в судебных органах.
Однако остается ряд проблем в осуществлении вновь полученных полномочий. Они по-
рождены конкуренцией норм законов. Для устранения этих недостатков необходимо соответствующее дополнение в диспозицию ст. 315 УК РФ в части расширения круга субъектов уголовной ответственности. Требуются разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по проблемам правовой конкуренции ст. 17.8 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности судебных приставов-исполнителей» и диспозиции ст. 315 УК РФ в части совершения деяния в форме воспрепятствования исполнению вступивших в законную силу приговора суда, решения или иного судебного акта. Необходимо также решить вопрос о принятии единых правил поведения граждан в суде, отсутствие которых затрудняет квалификацию административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 КоАП РФ.
Служба судебных приставов, безусловно, необходима и востребована обществом и государством. Перспективы развития данного института связаны с взаимодействием Федеральной службы судебных приставов с другими органами учреждений - юстицией и иными государственными органами. Следует решить вопрос о наделении ФССП России правом осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, что зависит от принятия Федерального закона «О правоохранительной службе» и включения Федеральной службы судебных приставов в состав правоохранительных органов. После принятия названного Закона появится возможность подготовить соответствующие изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Федеральный закон «О судебных приста-вах», который нуждается в значительных изменениях, прошел рассмотрение в Государственной Думе РФ в первом чтении и на время был «заморожен», в связи с тем что возникла необходимость увязать его новую редакцию с Законом РФ «О правоохранительной службе», определяющим правовой статус сотрудников службы как субъектов закона о правоохранительной деятельности. Закон РФ «О судебных приставах» предусматривает нормы правового положения судебных приставов-исполнителей и сотрудников которые занимаются обеспечением установленного порядка деятельности судов, расследованием и проведением дознаний по уголовным делам.
----------^ -------------------------
Человек: преступление и наказание. 2009. № 1
145