ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 35.07 № 3 (6) / 2015, с. 101-104
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ (НА ПРИМЕРЕ УФССП РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В. С. Гончарова
Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области,
Российская Федерация
В статье выявляются проблемы, связанные с исполнительным производством, раскрываются причины, препятствующие эффективно выполнять стоящие перед судебными приставами-исполнителями задачи. Особое внимание уделяется вопросам управления деятельностью судебных приставов-исполнителей, в частности принимаемым мерам, направленным на предотвращение случаев нарушения сроков рассмотрения обращений.
Ключевые слова: судебный пристав-исполнитель, исполнительное производство, профессиональная подготовка.
IMPROVING THE MANAGEMENT OF BAILIFFS' ACTIVITIES (BY THE EXAMPLE OF ADMINISTRATION OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF RUSSIA IN CHELYABINSK REGION)
V. Goncharova
Federal Bailiff Service of Russia in Chelyabinsk region, Russian Federation
The article identifies the problems associated with enforcement proceedings, reveals the obstacles impeding
the bailiffs to perform their duties effectively. Special attention is paid to the management of the court bailiffs’ activities, in particular, the measures aimed
at preventing the violations of terms for applications considering.
Keywords: bailiff, enforcement proceedings, professional training
Сегодня одной из основных проблем правоприменения в Российской Федерации становится реальное выполнение актов юрисдикционных органов. По статистическим данным, на конец 2014 г. фактическим исполнением были окончены всего 40,1% исполнительных производств, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов РФ [2]. То есть интересы значительного числа российских граждан и организаций так и остались незащищенными. Это является прямым нарушением предписаний ст. 2, 45, 46 Конституции РФ и ведет к еще большему недоверию россиян к органам государственной власти. Проблемы исполнительного производства имеют
социально-экономический, правовой и даже культурный характер, однако важную роль в их усугублении играет сложившаяся в России модель организации принудительного исполнения. ФССП, являясь единственным органом принудительного исполнения, явно не справляется с таким объемом исполнительных производств.
Так, в 2014 году на исполнении в УФССП России по Челябинской области (далее -Управление) находилось 2 113 981 исполнительное производство. Нагрузка по находившимся на исполнении исполнительным производствам на одного судебного пристава-исполнителя в месяц составляла 3788 исполнительных производств [1].
В. С. ГОНЧАРОВА
101
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015
Судебные разбирательства, связанные с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя также существенно влияют на ход исполнения и на показатели эффективности работы судебного пристава-исполнителя, поскольку заявитель обращается в суд за приостановлением исполнительного производства. В итоге процесс исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, затягивается.
Несмотря на уменьшение в 2014 году остатка исполнительных производств на 74 290 исполнительных производств, по состоянию на 30.06.2014 в структурных подразделениях на исполнении находилось 1 091 752 исполнительных производства, перешедших с остатка прошлых лет, что является еще одной причиной невыполнения показателей [1].
О проблемах в рассматриваемой области общественных отношений также говорят имеющиеся факты волокиты, допускаемые судебными приставами, нежелание мобильно, эффективно и добросовестно относиться к своим должностным обязанностям, что влечет нарушения прав взыскателей-граждан и организаций и подтверждается данными о совершении судебными приставами должностных проступков и правонарушений, большим количеством жалоб на их действия (бездействие) в судебном порядке, включая Европейский суд по правам человека, а также в порядке подчиненности.
Анализ состояния исполнительской дисциплины показал наличие недостаточной требовательности и контроля со стороны начальников структурных подразделений и начальников отделов аппарата управления за выполнением мероприятий, имеющих конкретные сроки исполнения. Систематическое нарушение исполнительской дисциплины приводит к дезорганизации деятельности Управления в целом.
Так, за 12 месяцев 2014 года Управлением было поставлено на контроль 470 документов с конкретным сроком исполнения, по которым предусмотрено выполнение 3716 мероприятий. Процент исполнения контрольных документов в аппарате управления за период с 01 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. составил 98,5%. С нарушением срока, установленного руководителем Управления либо его заместителями, исполнено 56 поручений, что составляет 1,5% от общего количества исполненных поручений. В аналогичном периоде прошлого года с нарушением срока исполнено 115 поручений (2,7%) [1].
Основными причинами нарушения сроков являются:
отсутствие надлежащего контроля со стороны начальников отделов-старших судебных приставов за сроками рассмотрения обращений;
ненадлежащее исполнение должностных обязанностей судебными приставами-исполнителями в части рассмотрения обращений; текучесть кадров.
С целью предотвращения случаев нарушения сроков рассмотрения обращений Управлением принимаются следующие меры:
отделом по работе с обращениями граждан проводятся камеральные проверки структурных подразделений Управления, в которых допускаются нарушения сроков рассмотрения обращений, оказывается методическая и практическая помощь;
активно используется ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части продления сроков рассмотрения обращений с обязательным уведомлением лиц, направивших обращение, о продлении сроков;
начальники отделов - старшие судебные приставы периодически осуществляют личный прием совместно с представителями общественности, членами органов местного самоуправления, а также с представителями банков и кредитных организаций;
разрабатываются графики выездов зональных кураторов отдела по работе с обращениями граждан в структурные подразделения. В ходе выездов осуществляется проверка организации работы с обращениями граждан и представителей юридических лиц, оказание методической и практической помощи;
посредством Автоматизированной информационной системы ФССП России (АИС ФССП России) зональные кураторы отдела по работе с обращениями граждан ежемесячно осуществляют мониторинг базы данных структурных подразделений на предмет достоверности и полноты регистрации обращений, а также своевременности их рассмотрения.
Так, за 12 месяцев 2014 г. отделами аппарата Управления проведено 140 проверок структурных подразделений, из них: 5 комплексных, 69 тематических, 20 контрольных, 46 целевых (из них 28 по линии противодействия коррупции). Проверено 39 структурных подразделений Управления, что составляет 69,6% от их общего количества. Оценка «удовлетворительно» выставлена по результатам 66 проверок, «неудовлетворительно» - по результатам 29 проверок,
102
В. С. ГОНЧАРОВА
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
по результатам 45 проверок деятельность структурных подразделений оставлена без оценки. По результатам проведенных проверок на оперативных совещаниях заместителями руководителя Управления заслушано 60 должностных лиц, поощрено - 3, в отношении 8 лиц инициировано проведение служебных проверок, в отношении 2 должностных лиц направлены материалы в правоохранительные органы в порядке ст. 144-145 УПК РФ. Кроме того, за 2014 г. проведено 45 проверок учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений, по результатам которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности [1].
С целью сокращения обращений, поступающих в территориальные отделы Управления, начальники отделов - старшие судебные приставы принимают следующие меры:
периодически осуществляют личный прием граждан совместно с представителями общественности, членами органов местного самоуправления, журналистами, депутатами;
периодически осуществляют прием граждан в отдаленных от районного центра местностях, закрепленных за отделами;
ставят обращения, поступившие с личного приема, на особый контроль;
по всем фактам нарушения законодательства при рассмотрении обращений инициируют в отношении виновных должностных лиц служебные проверки;
осуществляют контроль за своевременным направлением процессуальных документов сторонам исполнительного производства;
ставят на личный контроль обращения, касающиеся исполнения требований о взыскании алиментов.
К объективным причинам, препятствующим успешному выполнению поставленных задач, можно отнести и текучесть кадров. Фактическая штатная численность судебных приставов-исполнителей на 30 июня 2014 г. составила 572 единицы. За первое полугодие 2014 г. из структурных подразделений уволено 157 сотрудников. Данная ситуация складывается в городских отделах, деятельность которых имеет большое значение для выполнения плановых и прогнозных показателей Управления в целом. Вновь принято на работу - 199 сотрудников [1]. Необходимо отметить, что вновь принятые сотрудники не имеют необходимой правовой подготовки и не обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и, как следствие, имеет
место неполное и несвоевременное принятие судебным приставом-исполнителем мер к исполнению требований исполнительных документов, что отражается на фактическом значении выполняемого показателя.
С целью улучшения профессиональной подготовки судебных приставов-исполнителей на базе Управления создан и функционирует нештатный Учебно-методический центр, который является экспериментальной базой по первоначальной профессиональной подготовке государственных гражданских служащих Управления. Так, на базе данного центра за 12 месяцев 2014 г. прошли обучение по программе первоначальной подготовки 60 сотрудников Управления. В соответствии с утвержденной разнарядкой повышение квалификации прошли 40 сотрудников Управления, из них: 7 человек в Российской правовой академии (г. Москва); 2 человека в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; 31 человек в Учебно-методическом центре Уральского федерального округа на базе УФССП России по Свердловской области (г. Екатеринбург). В рамках договора о стратегическом партнёрстве с Южно-Уральским государственным университетом прошли курсы повышения квалификации 44 сотрудников Управления. По результатам повышения квалификации всем слушателям выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца. В Учебно-методическом центре ГУФСИН прошли обучение по программе первоначальной подготовки 80 сотрудников Управления (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов). Стажировку в аппарате Управления УФССП России по Челябинской области прошли 8 начальников отделов - старших судебных приставов [1]. Еженедельно в пятницу (единый учебный день) в аппарате Управления проходит служебная подготовка сотрудников.
Таким образом, принятые Управлением меры: контроль за организацией работы в структурных отделах Управления по рассмотрению обращений граждан, методическая, практическая помощь структурным подразделениям Управления, контроль за осуществлением личного приёма начальниками отделов - старшими судебными приставами позволяют стабилизировать ситуацию по росту поступления обращений в Управлении.
Существенное значение для реализации Федеральной службы судебных приставов России своих функций, приобретает совершенствование организации их деятельности,
В. С. ГОНЧАРОВА
103
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015
поиск и обоснование наиболее оптимальных путей организации её деятельности.
Наиболее кардинальной представляется модернизация такой специфической сферы деятельности органов государственной власти, как организация и исполнение судебных решений, а также иных юрисдикционных актов, реализуемых службой судебных приставов.
Актуальность рассмотрения вопросов совершенствования организации деятельности службы судебных приставов обуслов-
лена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социальноэкономических преобразований, которые осуществляются в стране на данном этапе социальных реформ.
Примечания
1. Аналитическая записка о результатах организационно-управленческой деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области за 12 месяцев 2014 года [Электронный источник] / Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области. [Электр. дан]. - Челябинск: УФССП по Челябинской области, 2015. - Режим доступа: http://r74. fssprus.ru/a
2. Выполнение Федеральной службой судебных приставов основных показателей деятельности по итогам работы за 2014 год [Электронный источник] / Федеральная служба судебных приставов России. - Электр. Дан. - М: ФССП России, 2015. - Режим доступа: http://fssprus.ru/2117672/
ГОНЧАРОВА Валерия Сергеевна,
специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров УФССП России по Челябинской области, магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).
E-mail: valerochkagoncharova@rambler. ru
GONCHAROVA Valeriya,
expert of the Department of State Service and Personnel, Administration of the Federal Bailiff Service of Russia in Chelyabinsk region, applicant for a Master’s Degree,Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (National Research University).
E-mail: [email protected]
104
В. С. ГОНЧАРОВА