Научная статья на тему 'Информационные технологии как ресурс совершенствования управленческой деятельности фссп России'

Информационные технологии как ресурс совершенствования управленческой деятельности фссп России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1600
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФССП РОССИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / TASKS AND FUNCTIONS OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF RUSSIA / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречкосий Н. А.

В статье анализируются основные задачи и функции службы судебных приставов в условиях совершенствования информационных технологий. Выявлены проблемы, не позволяющие реализовать потенциальные возможности программного обеспечения и человеческих ресурсов, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the main objectives and functions of bailiffs in terms of improving information technologies. The problems that do not allow to realize the potential of software and human resources are identified and solutions for them are proposed.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как ресурс совершенствования управленческой деятельности фссп России»

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 004+35.07 № 3 (6) / 2015, с. 105-108

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФССП РОССИИ

Н.А.Гречкосий

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Российская Федерация

В статье анализируются основные задачи и функции службы судебных приставов в условиях совершенствования информационных технологий. Выявлены проблемы, не позволяющие реализовать потенциальные возможности программного обеспечения и человеческих ресурсов, предложены пути их решения.

Ключевые слова: информационные технологии, задачи и функции ФССП России, информатизация.

INFORMATION TECHNOLOGY AS A RESOURCE FOR MANAGERIAL IMPROVEMENT OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF RUSSIA

N. Grechkosy

Federal Bailiff Service of Russia in Chelyabinsk region, Russian Federation

The article analyzes the main objectives and functions of bailiffs in terms of improving information technologies. The problems that do not allow to realize the potential of software and human resources are

identified and solutions for them are proposed.

Keywords: information technology, tasks and functions of the Federal Bailiff Service of Russia,

informatization.

В современном обществе невозможна жизнь без информационных технологий (ИТ): во всех сферах деятельности человека используются информационные технологии (образование, юриспруденция, промышленность и т. д.), а некоторые сферы деятельности полностью зависят от развития средств ИТ-индустрии: работа в сети Интернет, а также деятельность, реализация которой возможна только при условии передачи информации на большие расстояния, или удаленная работа.

Органы исполнительной власти и их деятельность также подвергаются воздействию благодаря совершенствованию ИТ-средств, об этом свидетельствуют законодательные акты на различных уровнях, например, Президентом Российской Федерации в 2008 году утверждена стратегия развития информационного общества [6], которое характеризуется высоким уровнем развития инфор-

мационных технологий и их интенсивным использованием гражданами и органами государственной власти. Если рассматривать Федеральную службу судебных приставов (ФССП), то такими предпосылками будут:

регистрация в 2011 году единой автоматизированной системы ФССП в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы [2];

создание банка данных в исполнительном производстве, доступного 24 часа в сутки, семь дней в неделю через портал ФССП любому гражданину или сотруднику иных служб или организаций, с естественным ограничением просмотра частной информации [4];

создание личного кабинета для сторон исполнительного производства (ИП), с возможностью просмотра актуальной информации о ходе ИП в режиме реального времени, посредством доступа к сети Интернет

Н. А. ГРЕЧКОСИИ

105

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

из любого уголка планеты и в любое время (в настоящее время находится на стадии разработки);

разработка и применение административного регламента ФССП по исполнению государственной функции в электронном виде по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам, включая сведения о наличии и ходе исполнительного производства [3]. Благодаря данному регламенту пользователи сети Интернет могут направлять электронные обращение в ФССП, что значительно ускоряет способ доставки данных обращений до конкретного пристава исполнителя. Следовательно, ускоряется получение объективных и полных сведений о ходе ИП, или выполнение конкретных действий: снятие или наложение обременений, арестные мероприятия и иные действия, способствующие исполнению исполнительных документов (ИД). Особенно это актуально для физических и юридических лиц, территориально удаленных от отделов ФССП, в которых находятся на исполнении ИД данных лиц.

Чтобы наиболее полно проследить изменения деятельности ФССП, необходимо сначала рассмотреть функции данной службы и реализуемые задачи в рамках выполняемых функций.

ФССП является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основными задачами ФССП России являются:

обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;

управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России [1].

На основе проведенного анализа деятельности ФССП России попытаемся раскрыть изменения реализации ее задач благодаря совершенствованию информационных технологий.

Функция по обеспечению установленного порядка деятельности судов меньше всего подверглась изменениям, так как средства контроля пропускных пунктов и системы слежения (камеры) сильно не изменялись в последнее десятилетие, регламенты действий сотрудников также прописаны четко и однозначно указывают на то, какие действия должны быть произведены сотрудниками в случае наступления нештатных ситуаций. Однако и данная функция ФССП подверглась изменениям: в обучении сотрудников все чаще применяются информационные технологии удаленного доступа (ежедневные указания и поручения, при условии наличия нескольких охраняемых объектов, все чаще передаются по средствам электронной связи и Интернет-брифинга). Конечно же, это не заменяет проверок готовности к нештатным ситуациям с реальным посещением охраняемых объектов. Но упрощает работу руководящим сотрудникам и подчиненным.

Вторым изменением в данной функции стала возможность съема нештатных ситуаций на камеры сотовых телефонов и в оперативном режиме передачи отснятого материала в вышестоящие инстанции или соответствующие службы посредством сети Интернет, что также улучшает работу сотрудников, ответственных за обеспечение установленного порядка деятельности судов. В будущем, возможно, сотрудников экипируют специальными мини-камерами, которые используются вневедомственной охраной при выезде на объекты в случае срабатывания сигнализации, для четкого и объективного записывания происходящих событий и исключения случаев необоснованного обвинения приставов по ОУПДС в превышении ими должностных полномочий, а также случаев попыток правонарушителей уклониться от правомерного наказания.

Функция организации принудительного исполнения судебных актов судов и актов иных специально уполномоченных органов видоизменилась намного больше остальных.

106

Н. А. ГРЕЧКОСИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Начиная от извещения сторон исполнительного производства посредством смсоповещения и обзвона роботизированными программными комплексами, до значительного ускорения процесса исполнения исполнительных документов, за счет ускоренного получения сведений из различных регистрирующих органов и кредитных организаций, а также непосредственной электронной отправки различных постановлений судебных приставов-исполнителей.

В будущем планируется перевод исполнительного производства полностью в электронную форму Уже в настоящее время осуществляется поступление электронных постановлений из налоговой службы и иных органов, подписанных электронными ключами. Также в «пилотном» режиме осуществляется поступление электронных судебных актов из судов различных инстанций. Все это в будущем позволит создать электронные архивы исполнительных производств и практически полностью перевести исполнительное производство из бумажного вида в электронное. Все эти изменения сократят время судебных приставов-исполнителей на подготовку архива и распечатывание различных документов, что в свою очередь повлияет на повышение эффективности их деятельности и ускорение исполнения исполнительных документов.

Уже в настоящее время сведения о наличии счетов у должников, месте работы, наличии автомобилей или недвижимого имущества, а также об ИНН, СНИЛС и действующих паспортах поступают к приставам-исполнителям в течение нескольких дней с даты отправки электронных запросов. Если сравнивать с обычными бумажными запросами, то ответы поступали в течение нескольких недель, а то и месяцев. Все это произошло благодаря реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [5].

Функция исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов, так же, как и функция по обеспечению установленного порядка деятельности судов, не сильно подверглась изменениям. Информационные технологии позволяют быстрее передавать какую-либо информацию в другие инстанции или службы, увеличивают возможность получения консульта-

ций сотрудниками отделов для выполнения своих функций.

Функция управления территориальными органами ФССП России и, в свою очередь, конкретными районными отделами судебных приставов, так же, как и функция организации принудительного исполнения судебных актов судов и актов иных специально уполномоченных органов подверглась сильным изменениям. В частности, это касается добавления возможности контроля в режиме реального времени, благодаря удаленному подключению к любой базе любого отдела в абсолютно любое время сотрудниками управления и проверки предоставляемых сведений данным отделом или хода конкретного исполнительного производства. Эта возможность появилась благодаря развитию интернет-технологий и использованию единого, специально разработанного программного обеспечения на территории всей РФ всеми отделами судебных приставов, сбору сведений в единую базу в территориальных управлениях со всех отделов судебных приставов, а далее - из всех территориальных управлений в единую базу в центральном аппарате службы. Данный контроль дисциплинирует деятельность конкретных судебных приставов и не позволяет представлять недостоверные или искаженные данные, что делает деятельность службы более эффективной и прозрачной.

В рамках контролирующих функций используются веб-конференции, посредством которых проводятся единые заседания территориально удаленных отделов. Кроме того, веб-конференции позволяют обобщить имеющийся в активе подразделений опыт и реализовывать мероприятия по повышению эффективности деятельности судебных приставов.

Таким образом, деятельность ФССП сильно видоизменилась благодаря информационным технологиям: повысилась эффективность работы судебных приставов-исполнителей и контроля за их деятельностью, совершенствуются способы и средства передачи оперативной информации. Скорость и качество исполнения функций службы улучшаются благодаря совершенствованию и применению современных информационных технологий, что в свою очередь повышает эффективность исполнительной власти в РФ и необходимость соблюдения законодательства физическими и юридическими лицами.

Однако все еще существуют проблемы, мешающие реализовать весь потенциал программного обеспечения и человеческих ресурсов:

Н. А. ГРЕЧКОСИИ

107

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

неприспособленность приобретаемой техники к объемам работы, которую на ней выполняют (особенно оргтехники), вследствие чего данная техника выходит из строя раньше, чем ей приобретается замена;

недостаточное обучение сотрудников отделов всем изменениям, которые происходят с программным комплексом АИС ФССП РФ, что в свою очередь приводит к снижению производительности деятельности данных сотрудников;

обслуживание программного комплекса производится удаленно, что невозможно в случае выхода из строя сетевого оборудования или иной используемой техники, что приводит к «излишнимя» командировкам сотрудников отдела информатизации и обеспечения информационной безопасности: на месте в удаленном порядке они могут выполнить за один день несколько заявок из различных подразделений. Для разрешения вышеуказанных проблем можно воспользоваться следующими рекомендациями: осуществлять закупки оргтехники с учетом затрат расходных материалов в каждом отделе индивидуально, что в итоге приведет к меньшим затратам на ремонт данной техники;

создавать подробные обучающие курсы со скриншотами последовательностей выпол-

няемых действий в добавляемых и изменяемых процедурах реализации выполняемых функций ПК АИС ФССП РФ каждого обновления программного комплекса;

проводить ежемесячное анкетирование или интервьюирование сотрудников отделов, с целью выявления существующих недочетов или дефектов в работе ПК АИС ФССП РФ, обобщение и уточнение полученных данных на ежемесячных заседаниях, проходящих в УФССП по Челябинской области, для согласования необходимых изменений со всеми начальниками структурных отделов, и обобщения уже имеющегося опыта между отделами;

добавить должность штатного сотрудника отдела информатизации и обеспечения информатизации в территориально удаленных подразделениях, хотя бы одну на несколько подразделений, расположенных территориально удаленно от областного центра, но в радиусе 100 км друг от друга, или преобразовать данную должность из имеющихся штатных должностей районных отделов. Это позволит повысить производительность районных отделов, за счет снижения необходимого времени на ремонт технических средств, а также приведет к снижению затрат, связанных с командировками сотрудников отдела информатизации.

Примечания

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 07 февраля 2008г. № Пр-212 // Российская газета. - 18 февраля 2008 г. - № 4591.

2. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 2011 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 // СЗ РФ. - 9 октября 2006 г. - №41. - Ст. 4248.

3. Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде : приказ Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) от 12 мая 2012 г. № 248 // Российская газета. - 05 сентября 2012 г. - № 5876.

4. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица : приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 23 апреля 2014 г. № 86 // Российская газета. - 04 июля 2014 г. - № 6420.

5. Вопросы Федеральной службы судебных приставов : указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 // СЗ РФ. - 18 октября 2004 г. - № 42. - Ст. 4111.

6. Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия : постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 // СЗ РФ. - 2010. - № 38. - Ст. 4823.

ГРЕЧКОСИЙ Николай Александрович,

УФССП России по Челябинской области, магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: sayrusvip@rambler.ru

GRECHKOSY Nikolay,

Administration of the Federal Bailiff Service of Russia in Chelyabinsk region, applicant for a Master’s Degree, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (National Research University).

E-mail: sayrusvip@rambler.ru

108

Н. А. ГРЕЧКОСИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.