что наш вероятный противник будет стремиться разрушить связь, так как это приведет к нарушению управления, а неуправляемую армию легче победить.
Однако обеспечение устойчивой связи фронта в случае возникновения войны представляло собой большую и сложную задачу. Чтобы решить ее, необходимо было подготовить связь на Прибалтийском театре военных действий <.. .>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»
ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ ИВАНОВ Евгений Александрович — полковник в отставке (Москва) КРИКСУНОВ Яков Самойлович — полковник в отставке (Москва)
МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ТУЛОМУ. ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Представившие редакции нашего журнала свои совместные воспоминания о выполнении не совсем обычного для инженерных войск правительственного задания полковники в отставке Е.А. Иванов и Я.С. Криксунов* — непосредственные участники этого примечательного события. Первый из них являлся ответственным исполнителем проекта и куратором «с самыми широкими полномочиями» от инженерного управления Министерства обороны, а второй — руководителем строительных работ, представителем вместе с полковником А.И. Родионовым Северного военного округа.
По мнению авторов публикации, рассказ о том, как офицеры и солдаты, строившие «сталинский мост», стойко преодолевали трудности суровых заполярных осени, зимы и весны, может послужить поучительным и воспитательным примером для нынешнего поколения воинов. Правда, что касается непростых природных условий и сжатых сроков строительства, то инженерным войскам это было не в новинку. Важнее иное: они, как в мирное время, так и в военную пору, как правило, имели дело с низководными и лишь в крайних случаях с высоководными, но деревянными мостами. А тут — тяжеловесная металлическая конструкция! С подобными работами инженерные войска еще не сталкивались. И все же, даже не имея соответствующего опыта, они справились с ответственнейшей задачей. Об этом и пойдет речь в предлагаемой читателям публикации.
В августе 1952 года у поселка Кола, расположенного в нескольких километрах южнее г. Мурманска, силами инженерных войск Министерства обороны во взаимодействии с гражданскими организациями было закончено строительство однопролетного моста через водную преграду. В постановлении Совета министров он именовался как «Мост через р."Т"». поскольку в этом месте в Кольский залив впадает река Тулома. Однако условия его строительства (колебания уровня воды во время морских приливов и отливов достигали 4,2 м при глубине водной преграды 15 м) ничем не отличались бы, если бы его прокладывали через залив.
Мост под грузы до 60 т с арочной решетчатой фермой из легированной стали, который проектировала организация «Проектстальконструкция» (автор проекта — Г.Д. Попов), имел пролет 162,5 м и наибольшую высоту фермы (в середине пролета) — 24,5 м. Последняя опиралась на береговые бетонные устои, передававшие нагрузку через железобетонные и деревянные сваи на материковую породу (гранит).
Любопытна предыстория появления этого уникального сооружения, рассказанная тогдашним первым секретарем обкома партии Мурманской области В.А. Прокофьевым.
Мурманск из-за отсутствия в то время близкой сухопутной связи через залив с западным берегом развивался только на одном (восточном) берегу. Однако необходимость такой связи остро ощущалась. Вот почему В.А. Прокофьев, встречаясь с председателем Совета министров СССР И.В. Сталиным и докладывая ему о развитии народного хозяйства области, дважды напоминал ему о целесообразности постройки моста. При очередной встрече он вновь затронул эту тему, подчеркнув стратегическое значение будущего объекта. Сталин спросил: «Сколько надо выделить денег?». Не имея проекта, секретарь обкома назвал приблизительную цифру — «миллионов двенадцать—пятнадцать». Позднее, когда был произведен точный расчет, сметная стоимость оказалась меньше — 7 млн рублей, фактически же строителями было затрачено только 3,5 млн.
Постановление Совета министров, подписанное И.В. Сталиным, возлагало строительство моста не на гражданские организации, а на Министерство обороны, что явилось неожиданностью для военных инженеров. Озадачили их и сроки. По указанию И.В. Сталина на строительные работы отводилось 15 месяцев, так как ошибочно учитывалось наличие на месте строительства береговых опор. На самом же деле старые опоры для использования были совершенно непригодны и требовалось возвести новые, причем в очень сложных гидрогеологических условиях.
Озаботившись этим, в Министерстве обороны стали решать кому поручить выполнение поставленное задачи — Управлению по строительству и расквартированию войск или Управлению инженерных войск? Впрочем, производство таких работ выходило за рамки возможности обоих. В конце концов министр обороны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков приказал строить мост инженерным войскам.
Многие, даже руководящие лица, стали поговаривать, что проект может оказаться «провальным». Объяснялась такая их позиция многими причинами. В любом, а тем более крупном строительстве существует строгая исполнительская последовательность с использованием соответствующих специалистов. При этом сначала разрабатываются проект самого объекта и проект производства работ по его возведению, затем заказываются необходимые строительные материалы и оборудование, и только после этого решается вопрос о сроках. Возведение же «сталинского моста» происходило с нарушением последовательности каждого этапа строительства. Не было проектов ни объекта в целом, ни береговых опор в частности, тем более что и время возведения моста было задано без проекта производства работ. А без проектной документации нельзя было своевременно заказать все необходимые строительные материалы и оборудование. К тому же для руководителей и кураторов стройки поставленная задача не совмещалась с их основной специальностью. Начальником строительства, к примеру, был назначен командир понтонно-мостового полка полковник И.Ф. Цветков, главным инженером — преподаватель кафедры дорог Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева инженер-подполковник Г.И. Майборода**. Не отличались нужным опытом и мы — кураторы проекта и работ.
Учитывая это обстоятельство, Инженерное управление назначило консультантами руководителей строительства начальника кафедры мостов Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева генерал-майора С.А. Ильясевича и преподавателя этой же кафедры инженер-полковника В.А. Ключарева <.. .>
* Е.А. Иванов и Я.С. Криксунов по своей основной военной специальности были фортификаторами, получившие некоторый опыт мостостроительства в годы Великой Отечественной войны при наведении низководных деревянных переправ. Перед получением ответственного задания в 1951 году оба только закончили Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. Е.А. Иванов получил направление в Инженерное управление Министерства обороны СССР, а Я.С. Криксунов — в штаб инженерных войск Северного военного округа и, по его словам, «уже успел проявить себя за два месяца при строительстве в Карелии высоководного 100-метрового моста через бурную реку Шуя с 20-метровыми деревянными фермами ригельно-раскосной системы».
** В самом начале строительства он заменил в этой должности другого преподавателя той же кафедры.
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»
ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ
ЛИСЕНКОВ Владимир Сергеевич —
инженер (Санкт-Петербург)
ТРИ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ ЛИСЕНКОВА
В апреле 1944 года командирам 47 штурмового авиационного полка входившего в состав 11 штурмовой дивизии ВВС Балтийского флота, был назначен Герой Советского Союза подполковник Нельсон Георгиевич Степанян. Сформированный в 1942 году под Оренбургом и успевший повоевать на Черном море, полк сразу же включился в боевую работу: всего на Балтике летчики-штурмовики потопили свыше 50 кораблей и судов противника, в воздушных боях сбили 13 вражеских самолетов. Боевой настрой личному составу задавал сам командир: Нельсон Георгиевич лично совершил около 240 боевых вылетов, но, к сожалению, погиб в неравном воздушном бою 14 декабря 1944 года. Второй медалью «Золотая Звезда» подполковник Степанян был награжден уже посмертно 3 марта 1945 года.
Вместе с Н.Г. Степаняном служил и мой отец — старший сержант Сергей Родионович Лисенков. Он был авиатехником обслуживавшим командирский Ил-2 и связной полковой «кукурузник».
На войну отец попал сразу после окончания Пермского военно-морского авиационно-технического училища. В звании сержанта, имея специальность авиамеханик, он направился к месту службы — в 40 бомбардировочный авиаполк, что располагался в районе г. Джанкоя в Крыму. Едва успел добраться до места назначения — началась война.