Учитывая это обстоятельство, Инженерное управление назначило консультантами руководителей строительства начальника кафедры мостов Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева генерал-майора С.А. Ильясевича и преподавателя этой же кафедры инженер-полковника В.А. Ключарева <.. .>
* Е.А. Иванов и Я.С. Криксунов по своей основной военной специальности были фортификаторами, получившие некоторый опыт мостостроительства в годы Великой Отечественной войны при наведении низководных деревянных переправ. Перед получением ответственного задания в 1951 году оба только закончили Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. Е.А. Иванов получил направление в Инженерное управление Министерства обороны СССР, а Я.С. Криксунов — в штаб инженерных войск Северного военного округа и, по его словам, «уже успел проявить себя за два месяца при строительстве в Карелии высоководного 100-метрового моста через бурную реку Шуя с 20-метровыми деревянными фермами ригельно-раскосной системы».
** В самом начале строительства он заменил в этой должности другого преподавателя той же кафедры.
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»
ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ
ЛИСЕНКОВ Владимир Сергеевич —
инженер (Санкт-Петербург)
ТРИ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ ЛИСЕНКОВА
В апреле 1944 года командирам 47 штурмового авиационного полка входившего в состав 11 штурмовой дивизии ВВС Балтийского флота, был назначен Герой Советского Союза подполковник Нельсон Георгиевич Степанян. Сформированный в 1942 году под Оренбургом и успевший повоевать на Черном море, полк сразу же включился в боевую работу: всего на Балтике летчики-штурмовики потопили свыше 50 кораблей и судов противника, в воздушных боях сбили 13 вражеских самолетов. Боевой настрой личному составу задавал сам командир: Нельсон Георгиевич лично совершил около 240 боевых вылетов, но, к сожалению, погиб в неравном воздушном бою 14 декабря 1944 года. Второй медалью «Золотая Звезда» подполковник Степанян был награжден уже посмертно 3 марта 1945 года.
Вместе с Н.Г. Степаняном служил и мой отец — старший сержант Сергей Родионович Лисенков. Он был авиатехником обслуживавшим командирский Ил-2 и связной полковой «кукурузник».
На войну отец попал сразу после окончания Пермского военно-морского авиационно-технического училища. В звании сержанта, имея специальность авиамеханик, он направился к месту службы — в 40 бомбардировочный авиаполк, что располагался в районе г. Джанкоя в Крыму. Едва успел добраться до места назначения — началась война.
Полк, имевший на вооружении самолеты СБ, здорово потрепали, и весной 1942 года оказавшийся «безлошадным» технический состав был направлен под Саранск, в один из запасных авиаполков. Оттуда отца командировали под Оренбург, где формировался 47 штурмовой авиаполк. Отец не раз пытался переквалифицироваться из механика в пилота, но медицинские комиссии выносили неутешительный вердикт — к летной работе не годен.
После Победы служба и жизнь отца круто изменились. В связи с расформированием 47 авиаполка он был переведен в 8 гвардейский авиаполк той же 11 дивизии. Свободного времени стало больше, и 26-летний старший сержант поступил в вечернюю среднюю школу. В 1951 году он ее окончил и всем на удивление поступил в Ленинградскую военно-инженерную академию. В 1957 году лейтенанта С.Р. Лисенкова направляют в 10 НИИ ВМФ на должность помощника ведущего инженера. Другой, уже имея к тому времени семью, двух сыновей, может быть, и успокоился бы на достигнутом, но отец, одаренный от природы пытливым умом и колоссальным трудолюбием, начал заниматься научной работой, в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию, за годы службы в институте получил 11 авторских свидетельств на изобретения и был награжден медалью.
В 1974 году С.Р. Лисенков в звании подполковника уволился из Вооруженных Сил. Однако трудиться продолжал и окончательно ушел на отдых лишь в 1988-м. Впрочем, отдыхом это можно было считать лишь условно. Кандидат технических наук увлекся архивной деятельностью и за несколько лет собрал весьма значительный материал об истории 47 штурмового авиаполка. Он написал ряд статей о летчиках и техниках полка, активное участие принимал — вместе с советом ветеранов 11 -й авиадивизии — в восстановлении справедливости по отношению к летчику-штурмовику, своему боевому другу Виктору Яковлевичу Глухареву. Хлопоты увенчались успехом: за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, В.Я. Глухареву в апреле 1995 года было присвоено звание Героя Российской Федерации. Увы, сам герой этого уже не узнал: его жизнь оборвалась в 1978 году. А в 1999 году умер и мой отец, воин и труженик, человек, как бы проживший три жизни, и каждую с максимальной пользой на благо Отечества.
ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА РОЗАНОВ Олег Николаевич —
генерал-лейтенант запаса, кандидат исторических наук (Москва) ЯПОНСКАЯ НАГРАДНАЯ СИСТЕМА В 1914—1920 ГГ.
С последней четверти XIX века среди приоритетных направлений государственной политики Японии важнейшее место заняли планы вооруженной экспансии и захвата соседних территорий. Для их успешной реализации японское руководство разработало эффективную систему политико-идеологического воздействия и на элитарные слои, и на население страны в целом. Одним из важнейших механизмов реализации государственной политики и идеологии стала наградная система. Ордена и медали вскоре после их учреждения приобрели характер авторитетных символов чести и славы в глазах японского народа. Особое внимание было уделено тому, чтобы они стимулировали представителей разных слоев к военным подвигам во славу императора и государства.