Научная статья на тему 'Боевые действия авиаторов-тихоокеанцев'

Боевые действия авиаторов-тихоокеанцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валентин Петрович Воробьев

В статье описываются действия Военно-Воздушных сил Тихоокеанского Флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fighting Actions of the Pacific Pilots

The article of Military journalist V. Vorobiev "Fighting Actions of the Pacific Pilots" is on the part of Military Air Forces of the Pacific Fleet during the Great Patriotic war of 1941-1945.

Текст научной работы на тему «Боевые действия авиаторов-тихоокеанцев»

К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ АВИАТОРОВ-ТИХООКЕАНЦЕВ

Валентин Петрович ВОРОБЬЕВ, журналист, участник

Великой Отечественной войны

Во время войны с империалистической Японией авиация Тихоокеанского флота организационно имела два оперативных объединения: Военно-Воздушные силы Тихоокеанского флота (командующий генерал-лейтенант авиации П.Н. Лемешко) и Военно-Воздушные силы Северной Тихоокеанской флотилии (командующий генерал-майор авиации Г.Г. Дзюба). Всего авиация флота насчитывала 1 549 самолетов, из них авиация флотилии — 287 машин.

Морской авиации в ходе боевых действий пришлось решать одновременно четыре основные задачи: вести воздушную разведку; нарушать морские коммуникации противника и уничтожать его корабли и транспорты в портах и на базах; обеспечивать десантные действия; осуществлять противовоздушную оборону объектов флота и конвоев.

За время боев было сделано 835 самолето-вылетов на воздушную разведку, для нарушения морских сообщений — 68, для нанесения ударов по портам Северной Кореи — 968, по железнодорожным станциям и мостам — 154, в интересах морских десантов — около 800, для решения задач ПВО — 595 самолето-вылетов. В результате боевых действий морские летчики потопили и повредили 15 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 78 450 т, уничтожили бронепоезд, свыше 30 железнодорожных эшелонов, 6 депо, 4 моста, 22 зенитные и артиллерийские батареи, нанесли другие ощутимые повреждения военным объектам врага. От ударов с воздуха противник потерял около 1 000 солдат и офицеров. В четырех воздушных боях было сбито три вражеских самолета.

Родина высоко оценила боевые дела авиаторов-тихоокеанцев. Восемь авиационных полков получили наименования гвардейских, три авиационные дивизии и четыре авиационных полка награждены орденами Красного Знамени, две авиадивизии и пять авиаполков удостоены почетных наименований: Сахалинский, Юкинский, Расинский, Сейсин-ский, Рананский и Портартурский. Тысячи авиаторов были награждены орденами и медалями, а 15 офицеров удостоены звания Героя Советского Союза.

12-Я КРАСНОЗНАМЕННАЯ ШТУРМОВАЯ

Весомый вклад в разгром империалистической Японии внесла 12-я штурмовая авиационная дивизия Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота, командовал которой полковник Макар Власович Барташов, начальником политотдела был майор Александр Иванович Абанин, начальником штаба — подполковник Федор Иванович Сергутин. В состав дивизии входили 26-й штурмовой авиационный полк, 14-й и 38-й истребительные авиационные полки.

Штурмовые авиационные полки имели на вооружении боевые самолеты Ил-2 и Ил-10. Они были широко известны в военные годы и сочетали в себе высокие аэродинамические качества, устойчивость в управлении с мощным двигателем и рациональной схемой бронирования всех жизненно важных частей машины. Самолеты обладали сравнительно большой скоростью и хорошей маневренностью, достаточной дальностью и солидной бомбовой нагрузкой. Ил-2 построен в 1939 г., быстро прошел испытания и уже в 1940 г. был готов к запуску в серийное производство. Одна из модификаций Ил-2 — Ил-10 — выпущен в 1944 г. В годы Великой Отечественной войны промышленность страны выпустила более 41 000 самолетов Ил-2 и его модификаций.

Гитлеровцы называли штурмовик Ил-2 «черной смертью», потому что считали его грозным оружием. Ведя огонь из пушек и пулеметов, применяя реактивные снаряды и бомбы, эти боевые машины уничтожали живую силу и технику противника, сеяли страх и смятение в стане врага. Уже зимой 1941 г. при контрнаступлении под Москвой штурмовики Ил-2 участвовали в разгроме танковых соединений противника. В июле 1943 г. шесть штурмовых самолетов под командованием летчика Витру-ка одним заходом на вражескую колонну вывели из строя 15 танков. Ил-2 преследовали и уничтожали вражеские бомбардировщики, а при окружении немецких группировок занимались патрульной службой. Ил-2 был великолепным оружием переднего края и не имел себе равных среди боевых самолетов этого класса. Не случайно под Москвой на берегу р. Истры воздвигнут памятник самолету Ил-2, увековечивший труд его создателей и героизм советских летчиков-штурмовиков.

На суше и на море, самостоятельно и во взаимодействии с другими родами авиации сражались с противником штурмовики. Много славных дел было на счету летчиков.

Летчики-штурмовики Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота бдительно охраняли дальневосточные рубежи нашей Родины, настойчиво изучали технику и оружие, фронтовой опыт и внедряли его в практику боевой подготовки. А когда и для них настал час испытаний — встретили его во всеоружии. Летчики 26-го штурмового авиационного полка, на вооружении которого были новейшие самолеты Ил-10, совершили 132 самолето-вылета, летчики 37-го штурмового авиационного полка, летая на Ил-2, осуществили 83 самолето-вылета. Два этих штурмовых авиационных полка наносили бомбово-штурмовые удары по базировавшимся во вражеских портах кораблям, по железнодорожным станциям противника, подавляли его зенитные средства и уничтожали

живую силу. Штурмовики потопили 22 транспорта, танкер, эсминец и сторожевой корабль врага.

Важное значение в боевых действиях Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота имели удары по портам противника в Северной Корее — Юки, Расину и Сейсину, через которые проходила значительная часть грузов, предназначенных для снабжения Квантунской армии. Эти порты являлись также передовыми маневренными базами легких сил флота противника. Для нашего флота, а также войск 1-го Дальневосточного фронта эти порты представляли большую проблему в осуществлении наступательной операции. Поэтому командование флота сосредоточило на них удары кораблей и авиации. Для нашей авиации порты стали одними из основных объектов. Командующий флотом адмирал И.С. Юмашев, в частности, поставил перед авиацией такие задачи: в ночь на 9 августа и днем самостоятельными действиями уничтожить боевые корабли и транспорты в портах Юки, Расин, Сейсин, а в дальнейшем наносить систематические удары и сделать невозможным базирование там боевых кораблей и транспортов противника.

Для выполнения задания, носившего характер самостоятельной операции, привлекались все виды авиации флота. Решающая роль при этом отводилась дневным сосредоточенным ударам штурмовиков. Части 12-й штурмовой авиационной дивизии утром 9 августа нанесли удар по кораблям в порту Юки. В вылете участвовали 28 Ил-2 под прикрытием 22-х Як-9 и 6-ти ЛаГГ-3. Вечером 9 августа 20 самолетов Ил-2 сделали новый налет на порт Юки, а через сутки 15 Ил-2 под прикрытием 22-х Як-9 и 6-ти ЛаГГ-3 вновь нанесли удар по транспортам и военным объектам. В результате этого были потоплены 5 транспортов.

10 августа дивизия нанесла удары по порту Расин. Утром в налете участвовали три группы по 6 Ил-10 в каждой (26-й штурмовой авиационный полк майора А.М. Николаева) в сопровождении 32 истребителей Як-9. Вечером 6 Ил-2 37-го штурмового авиационного полка под прикрытием 6-ти Як-9 38-го истребительного авиаполка вновь атаковали транспорты в порту Расин. Здесь авиацией было потоплено четыре транспорта и один поврежден.

В боях с противником отличился 37-й штурмовой авиаполк. Как свидетельствуют архивные документы, летчики полка в войне с империалистической Японией потопили 14 транспортов, 1 танкер, 1 эсминец, 1 сторожевой корабль, уничтожили 3 зенитные батареи, 4 железнодорожных эшелона и много другой военной техники и оружия. Уже в первый день войны, 9 августа, летчики полка в порту Юки потопили 7 транспортов, повредили сторожевой корабль, подавили береговую батарею, разрушили многие портовые сооружения. 10 августа полк в составе 25 самолетов вылетел для нанесения штурмовых ударов по транспортам и кораблям, находившимся в порту Расин.

В тот день вылет возглавлял командир дивизии полковник М.В. Барташов, опытный летчик. Тогда ему было 36 лет. Еще в феврале 1943 г. М.В. Барташов с группой летчиков выезжал на Черноморский флот, где воевал в составе 119-го авиационного полка. Боевой опыт очень пригодился в войне с Японией. Всего 12-я штурмовая авиадивизия под

командованием Барташова совершила за время боевых действий 532 самолето-вылета. Примером для подчиненных всегда был командир дивизии. Так, уже 1О августа полковник М.В. Барташов потопил вражеский танкер водоизмещением около 8 ООО т, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Героизм и мастерство во время налета на порт Расин 1О августа проявили и другие летчики. Командир 37-го штурмового авиационного полка майор М.Н. Барбашинов потопил два транспорта. На счету капитана Матвеева, младшего лейтенанта Крапивного и других летчиков было по одному транспорту. Однако полк понес потери. В тот день зенитной артиллерией был подбит самолет младшего лейтенанта М.Е. Янко. Отважный летчик направил падавший, объятый пламенем самолет на вражеский военный объект. М.Е. Янко мог спастись, выбросившись на парашюте, но тогда попал бы в руки противника. Он предпочел плену смерть. Вместе с ним погиб и воздушный стрелок И.М. Бабкин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. младшему лейтенанту М.Е. Янко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Успешно действовали и летчики 26-го штурмового авиаполка. За время войны с империалистической Японией они потопили восемь транспортов, уничтожили три зенитные батареи, две батареи полевой артиллерии, разбили пять железнодорожных эшелонов, взорвали три склада с боеприпасами, ряд других военных объектов. Командир авиаполка майор А.М. Николаев потопил два транспорта, умело организовал нанесение удара по пехоте противника, в результате чего были уничтожены две полевые батареи и до 8ОО вражеских солдат и офицеров.

Командир авиаэскадрильи старший лейтенант Трушкин также уничтожил транспорт противника, поджег железнодорожный эшелон. Он умело организовал боевую деятельность эскадрильи, которая показала высокую выучку в бою. На ее счету три потопленных транспорта, взорванные цистерны с горючим, три уничтоженных железнодорожных эшелона.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 15 сентября 1945 г. дивизии присвоено наименование Расинская. Приказ Народного комиссара Военно-Морского флота в конце августа 1945 г. объявил 26-й и 37-й штурмовые авиаполки 12 дивизии гвардейскими.

Многие авиаторы были награждены орденами и медалями, а командиру 37-го гвардейского штурмового авиаполка майору М.Н. Барбаши-нову, заместителю командира этого полка капитану Я.И. Матвееву, командиру 1-й авиаэскадрильи капитану И.Ф. Воронину, командиру звена младшему лейтенанту Ф.А. Крапивному (посмертно), командиру 26-го гвардейского штурмового авиаполка майору А.М. Николаеву, командирам авиаэскадрилий этого полка гвардии старшим лейтенантам И.А. Серову и В.Ф. Трушкину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

SUMMARY. The article of Military journalist V. Vorobiev “Fighting Actions of the Pacific Pilots” is on the part of Military Air Forces of the Pacific Fleet during the Great Patriotic war of 1941—1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.