бедность страны, сильная экономическая зависимость Киргизстана от России и ее помощи, большой государственный долг; сохраняется статус русского языка как языка межэтнического общения в республике. Вместе с тем существуют и некоторые факторы ухудшения образа: значительное сокращение русскоязычного населения, разрушение монополии русскоязычных граждан в культуре, науке, образовании; утрата русским языком статуса непременного фактора вертикальной социальной мобильности.
Устойчивость положительного образа России вовсе не означает, что России не нужно поддерживать и целенаправленно формировать положительный образ в республике - во-первых, потому, что существуют некоторые факторы его ухудшения, во-вторых, потому, что в медиапространстве, как показывает практика, наблюдается жесткая конкуренция и «сам по себе» положительный образ долго сохраняться не может (хотя бы в силу смены поколений). России необходимо доказать привлекательность своей модели интеграции на постсоветском пространстве, эффективность достигнутой «стабильности» и эффективность международных политических, экономических и военных организаций, созданных с ее участием на постсоветском пространстве. Именно от этого, на наш взгляд, во многом зависят устойчивость позитивного образа России в Киргизстане и сохранение страны в «пророссийской» части постсоветского пространства.
«Неполитический потенциал политического»,
М., 2009 г., с. 317-330.
Санобар Шерматова,
востоковед
МОСКВА И ТАШКЕНТ:
ПРИЧИНЫ «ОСОБЫХ» ЗАТРУДНЕНИЙ
Российско-узбекские отношения в последнее время подвергаются серьезным испытаниям. Вопрос о том, останется ли в союзниках Узбекистан после выхода из ЕврАзЭС и отказа участвовать в формировании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), соглашение о которых подписали пять входящих в ОДКБ государств, до конца не прояснен. Более того, двусторонние отношения могут быть осложнены еще больше после появления на юге Киргизии российской базы КСОР, о чем уже договорились прези-
87
денты России и Киргизии. Приведет ли расхождение позиций к смене ориентации Узбекистана на Запад?
До сих пор России удавалось сохранить баланс отношений со своими союзниками в Центральной Азии. Но теперь, кажется, раскол внутри ОДКБ неизбежен. Анонимный источник из узбекского МИДа резко отреагировал на возможность создания военной базы у границ Узбекистана. Эта страна, как известно, отказалась поставить подпись под соглашением о формировании КСОР после того, как выдвинутые узбекской стороной условия не были приняты во внимание. Интересы Узбекистана оказались ущемлены и в другой, чрезвычайно важной для нее позиции. Страна с 27-миллионным населением, половина которого занята в аграрном секторе, выступает против сооружения на трансграничных реках Камбаратинской (в Киргизии) и Рогунской (в Таджикистане) ГЭС из-за опасения сокращения стока воды. Перевес в споре может обеспечить российская поддержка. «Москва должна повлиять на Киргизию и Таджикистан в решении водного вопроса», - заявил Ислам Каримов на пресс-конференции по итогам российско-узбекских переговоров в Ташкенте в январе 2009 г. Поддержка Дмитрием Медведевым узбекской позиции (российский президент пообещал, что его страна воздержится от участия в гидроэнергетических проектах, не согласованных со всеми странами региона) разрушила установившийся баланс сил. Последствия не преминули сказаться: российско-таджикские отношения пережили отмену официального визита президента Рахмона в Москву, что стало знаком беспрецедентного охлаждения.
Но и Узбекистан недолго оставался в победителях. В феврале 2009 г. в Москве заявили о выделении двухмиллиардного кредита Киргизии, предназначенного для возведения Камбаратинской ГЭС. В ответ Ташкент предложил соседям крепить центральноазиатскую интеграцию без внерегиональных игроков, «преследующих свои цели». Конкретные страны не назывались, хотя было понятно, что речь идет о России. Узбекская инициатива результатов не принесла. В основе политики Киргизии и Таджикистана, слабых стран, лишенных запасов энергоносителей, лежит как раз идея привлечения в союзники Москвы против «диктата» Узбекистана. В силу этих и ряда других причин региональная интеграция с отрывом от России не имеет шансов. Ташкент, таким образом, оказался в ситуации, когда ему понадобится внешняя помощь для отстаивания своих интересов. России придется выбирать: потерять Узбекистан,
88
но получить в свои руки «ключи» от водных ресурсов региона, или изобрести новую формулу взаимодействия, исключающую усиление влияния в регионе западных игроков.
Первый вариант. До недавнего времени все выглядело так, как будто Россия решила, без оглядки на сомневающихся (Узбекистан и Белоруссию, не подписавших документ о создании КСОР), крепить военный союз. А также извлечь пользу от участия в водных проектах, пренебрегая позицией Узбекистана. Хотя на пути дальнейшего сотрудничества с Таджикистаном нагромождены огромные завалы проблем. Начнем с того, что таджикский парламент запретил акционировать Рогунскую гидроэлектростанцию, таким образом, будущие инвесторы не смогут иметь свою долю в этом предприятии (напомним, Россия участвует в двух гидроэнергетических проектах в Центральной Азии, строительстве таджикской Сангтудинской ГЭС и киргизской Камбаратинской ГЭС, получив блокирующие пакеты акций). Сделано это, конечно, намеренно: таджикская сторона, опираясь на устные договоренности с Москвой, пытается выбить российские инвестиции под расположенные на территории республики российские военные объекты. Отказ заплатить за Рогун может быть чреват изменением статуса 201-й дивизии и центра космического слежения «Окно» и переводом их на платную основу пребывания. О настроениях в таджикских верхах свидетельствовали вброшенные в местную прессу сведения о предполагаемом свертывании российского военного присутствия в республике и открытии дверей для сил НАТО. Местные СМИ серьезно обсуждали версию о якобы готовящемся со стороны 201-й дивизии государственном перевороте в Таджикистане. В ответную атаку пошли российские средства массовой информации, обвинившие Эмомали Рахмона в «предательстве» интересов союзника, которому он лично обязан приходом к власти. Вся эта информационная кампания затихла к моменту, когда в Душанбе в конце июля 2009 г. с рабочим визитом прибыл Дмитрий Медведев. В результате двусторонних переговоров президенты дали поручение российскому министру обороны и таджикскому министру иностранных дел подготовить предложения по развитию равноправного военно-технического сотрудничества. Ожидается, что в новом соглашении будут прописаны условия размещения российских военных на платной основе. Москва, таким образом, согласилась пойти на уступки давнему союзнику Таджикистану. Но в то же время, как стало очевидно, разрыва с Узбекистаном не произойдет.
89
Второй вариант. Для понимания взлетов и падений российско-узбекских отношений важно определить их истинные причины. Принято считать, что Ташкент в 90-х годах пренебрег сотрудничеством с Москвой ради установления близких отношений с Западом. И только угроза международной изоляции после трагических событий в Андижане в мае 2005 г. якобы заставила И. Каримова идти на сближение с Россией. В какой-то мере это действительно так: возвращение в ЕврАзЭС и ОДКБ произошло именно на фоне принятых западными странами санкций в отношении Узбекистана. Однако принципиальный разворот узбекской внешней политики к Москве случился до всех этих событий. В 2004 г. в Ташкенте было подписано межгосударственное соглашение, выводившее отношения на новый уровень. В дипломатических кругах заговорили о «духе Самарканда», имея в виду неформальную встречу президентов В. Путина и И. Каримова в этом древнем городе, прошедшую под знаком дружбы двух стран. Основой для сближения стало согласие Москвы сотрудничать с узбекскими службами в борьбе против религиозных экстремистских организаций. Исламское движение Узбекистана, предпринимавшее в 1999 и 2000 гг. нападения на узбекскую территорию (и заподозренное в том, что сотрудничало с таджикскими властями и российскими пограничниками), было занесено в черный список организаций, запрещенных в России. Запрет распространялся и на подпольную Партию исламского освобождения («Хизб ут-Тахрир»), имевшую ячейки в центрально-азиатских республиках. Впоследствии при содействии России эти организации были запрещены также в Киргизии, Казахстане и Таджикистане. Фактор исламского радикализма в разные годы сближал Москву и Ташкент и в то же время становился причиной разлада. В 1992 г. начавшаяся в Таджикистане гражданская война подстегнула военную интеграцию России с Центральной Азией. В Ташкенте было подписано соглашение о создании ДКБ - договора о коллективной безопасности, сыгравшего решающую роль в победе таджикского Народного фронта (чей кандидат Эмомали Рахмонов занял впоследствии президентский пост) над силами Исламской партии Возрождения. Узбекистан вышел в 1999 г. из рядов ДКБ и круто развернулся на Запад, когда российское руководство в силу ряда обстоятельств отказалось содействовать в зачистке горных таджикских районов от базировавшихся там боевиков Исламского движения Узбекистана.
90
Москва учла уроки 1990-х годов - сегодня отношения двух стран в сфере безопасности - на высоком уровне. Однако причины считать Узбекистан трудным партнером остаются. Внешняя политика этой страны построена на принципе незыблемости суверенитета. Ташкент предпочитает двустороннее сотрудничество членству в интеграционных организациях с их обязательными процедурами. В ельцинскую пору узбекский лидер тормозил интеграционные проекты в рамках СНГ, если предполагался хотя бы частичный отказ от суверенитета. Так происходит и сейчас. Вхождение Узбекистана в ЕврАзЭС, проходившее с большим трудом, в конце концов закончилось отказом от участия в организации. Та же проблема и с КСОР: предлагаемые условия формирования коллективных сил не устраивают Ташкент.
* * *
Вопрос, как Москва будет строить отношения с Узбекистаном, останется актуальным на ближайшее будущее. Но уже сейчас наметились направления, по которым возможны компромиссы. Отказа от полного участия в возведении гидроэнергетических сооружений в Таджикистане, скорее всего, не произойдет. Россия заинтересована в проектах по переброске электричества из Центральной Азии в Афганистан и Пакистан. Во время визита в Душанбе Медведев обсуждал с Эмомали Рахмоном, а также с главами двух южноазиатских соседей Таджикистана Хамидом Карза-ем и Асифом Али Зардари вопросы соединения энергетических сетей четырех государств. Проект СЛ8Л-1000 - строительство региональной линии электропередачи - оценивается в 680 млн. долл. и позволит экспортировать излишки электроэнергии в летнее время из Таджикистана и Киргизстана в Кабул и на северо-запад Пакистана. Этот проект был одобрен Всемирным банком в начале мая 2009 г.
В регионах Центральной и Южной Азии создается электроэнергетический рынок, привлекательный для участия России. Следовательно, строительство новых ГЭС, в том числе Рогунской, оказывается вопросом времени. И самой большой проблемой в этой ситуации становится поиск вариантов совмещения интересов России и Таджикистана с узбекской позицией. Искомый вариант может заключаться в компромиссах и разменах, к слову, о них уже заговорили во время саммита в Душанбе. Замминистра экономического развития и торговли А. Клепач заявил журналистам, что
91
проект строительства Рогунской ГЭС договорились скорректировать. Речь, скорее всего, идет о снижении параметров плотины, на чем настаивает Ташкент. Российский чиновник признал, что рассматривается участие Узбекистана в проекте строительства Рогун-ской ГЭС. Кстати говоря, несколько месяцев назад И. Каримов предлагал подобный вариант таджикскому президенту, однако положительного ответа не получил. Тот факт, что теперь эту идею озвучил российский чиновник, означает, что Москва намерена учитывать интересы Узбекистана в очень чувствительных для него вопросах использования водных ресурсов. Ответным компромиссом, вполне вероятно, может стать ослабление неуступчивой позиции Узбекистана в отношении усиления российского военного присутствия у своих границ, что, в свою очередь, сохранит баланс российского влияния в Центральной Азии.
«Вестник аналитики», М., 2009 г., № 3, с. 42-45.
Ирина Дубовицкая, журналист (Таджикистан) РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ: ВЗГЛЯД ИЗ ТАДЖИКИСТАНА
Реалии современного мира, не выдерживающего схемы од-нополярности, со все большей очевидностью проявляются в ходе нынешнего масштабного финансового кризиса, что ставит задачи поиска новых систем политической и цивилизационной интеграции. Особую актуальность эта задача имеет для Старого Света, а еще точнее - для Евразии, являющейся базовым вместилищем цивилизационных архетипов, сформированных на этой территории на протяжении последних 5 тыс. лет. Одним из перспективных направлений здесь является интеграция пространства, объединяемого на протяжении тысячи с лишним лет восточно-христианской (православной) цивилизацией в рамках Исторической России. Последние 17 лет она подвергается смертельно опасным испытаниям, угрожающим самому ее существованию. Одним из важнейших элементов, скрепляющих цивилизацию, является общий язык ее культур, и в последнем случае - это русский язык. Доказывать важность его коммуникационной или какой-либо другой роли для участников нашего «круглого стола» - излишне. Остановлюсь
92