Научная статья на тему 'Вода как perpetuum mobile центральноазиатской политики'

Вода как perpetuum mobile центральноазиатской политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
239
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЕВРАЗЭС / ШОС / CENTRAL ASIA / WATER RESOURCES / REGIONAL COOPERATION / WATER-ENERGY BALANCE / AQUICULTURAL COMPLEX OF THE CENTRAL ASIA / EURASEC / SCO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боришполец Ксения Петровна

Водохозяйственные проблемы стран Центральной Азии традиционно являются болевой точкой регионального сотрудничества. На пути преодоления государственных противоречий стоит не только неравномерное распределение водных ресурсов между равнинными и горными странами, но и различные подходы к решению водного вопроса как элемента национальных стратегий устойчивого экономического развития. В этой связи 2010 г. пока не принес заметных конструктивных изменений, необходимость которых особенно очевидна на фоне затяжной политической нестабильности в Киргизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water as perpetum mobile of the Central Asian politics

Aquicultural issues traditionally remain to be a sore spot of the regional cooperation. Key issues of the problem are not only in the unequal distribution of water resources between plainlands and highlands, but also in differences in the approaches of the national strategies of the sustainable development to the water issue. 2010 has not brought any remarkable changes in the water issues, that are of vital importance at the background of long political crisis in Kirghizia.

Текст научной работы на тему «Вода как perpetuum mobile центральноазиатской политики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 5

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

К. П. Боришполец

ВОДА КАК PERPETUUM MOBILE ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЙ ПОЛИТИКИ

Водохозяйственные проблемы стран Центральной Азии традиционно являются болевой точкой регионального сотрудничества. На пути преодоления государственных противоречий стоит не только неравномерное распределение водных ресурсов между "равнинными " и "горными " странами, но и различные подходы к решению "водного вопроса " как элемента национальных стратегий устойчивого экономического развития. В этой связи 2010 г. пока не принес заметных конструктивных изменений, необходимость которых особенно очевидна на фоне затяжной политической нестабильности в Киргизии.

Ключевые слова: Центральная Азия, водные ресурсы, региональное сотрудничество, водно-энергетический баланс, центральноазиатский водохозяйственный комплекс, ЕврАзЭС, ШОС.

Водохозяйственные проблемы стран Центральной Азии традиционно являются болевой точкой регионального сотрудничества. Несмотря на преодоление наиболее опасных противоречий в сфере вододе-ления, водопользования и экологии водных ресурсов, обострившихся на рубеже XXI в., конфликтный потенциал "водного вопроса" остается по-прежнему высоким. Кроме того, на современном этапе он приобретает новое измерение в контексте перспектив использования центральноазиат-ских водных ресурсов в интересах КНР, Афганистана и Пакистана.

1. Состояние водного потенциала Центральной Азии

Ценность воды как глобального ресурса человеческого развития широко обсуждается на уровне различных институтов, в публикациях и дискуссиях1. Эти обсуждения демонстрируют, что, как правило, наи-

1 На проходившем в 2007 г. в Брюсселе под эгидой ООН заседании Межправительственной группы по борьбе с изменениями климата был озвучен прогноз о том, что к 2100 г. температура на Земле в зависимости от сценариев демографического и экономического роста повысится на 2—4° С. В связи с этим эксперты предупреждают, что во второй половине нынешнего столетия 1—3 млрд человек начнут испытывать ощутимую нехватку воды. Следовательно, конкуренция за водные ресурсы в обозримом будущем будет нарастать и не исключает возникновения вооруженных конфликтов. Кроме того, со-

большей остротой в контексте международных процессов обладают ситуации, где переплетаются региональные и национальные аспекты водопользования. На фоне быстрорастущих потребностей в воде они создают внушительный спектр конфликтных проблем во взаимоотношениях соседних стран. Нередко их урегулирование затрудняется тем, что внимание общественности, да и самих участников дискуссии, концентрируется на логике обмена формальными аргументами, а специфика природной составляющей водных ресурсов отходит на второй план. Подобное смещение акцентов весьма распространено в международной среде и, к сожалению, периодически воспроизводится и на центральноазиатском направлении. Тем не менее именно общая характеристика водных ресурсов в Центральной Азии является отправной точкой для понимания возможностей, данных Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану, как объективной реальности.

Хотя Центральная Азия имеет стойкую репутацию региона с засушливым климатом, здесь протекает несколько крупных и множество мелких рек, расположены сотни естественных и искусственных водоемов, резервуары подземных вод. В целом они создают водные запасы, оценивающиеся примерно в 170—180 тыс. км3, которые обеспечивают условия для проживания более 50 млн человек.

Водный потенциал Центральной Азии формируется прежде всего за счет поверхностного водостока нескольких трансграничных рек2. Кроме трансграничных рек большую роль в системе региональных водных ресурсов играют крупные озера и водохранилища, среди которых особое внимание привлекает Сарезское водохранилище, расположенное на территории Таджикистана. Наряду с естественными водоемами неотъемлемой частью центральноазиатских водных ресурсов являются резервуары искусственного происхождения, такие как Токтогульское водохранилище в Киргизии, Кайраккумское водохранилище в Таджикистане и Чардаринское водохранилище в Казахстане. Значительную роль играет построенный еще в советский период водоканал "Достык", головные сооружения которого находятся на территории Узбекистана. Воды искусственных резервуаров используются как для нужд ирригации, так и для выработки электроэнергии и очень значимы для обеспечения регионального водопользования3.

гласно приводимым в докладе ПРООН за 2006 г. данным, 39 стран мира получают большую часть необходимой им воды из источников, расположенных за пределами их территорий. Среди них — Азербайджан, Латвия, Словакия, Узбекистан, Украина, Хорватия, Израиль, Молдавия, Румыния и Туркмения. Доклад обращает внимание на то, что на Земле достаточно воды, чтобы удовлетворить нужды всего человечества. Однако 1,1 млрд человек не имеют доступа к чистой питьевой воде.

2 Детальные характеристики номенклатуры водных ресурсов бассейна Аральского моря, к которому относится большинство водных артерий Центральной Азии. URL: //http://www.cawaterinfo.net/aral/index.htm

3 Подробнее о характеристике состава водохозяйственного комплекса см.:. URL: http://www.cawater-info.net/aral/figures.htm

В 1992 г. было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменией "О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников", в котором страны договорились уважать "сложившуюся структуру и принципы распределения" и основываться "на действующих нормативных документах по распределению водных ресурсов межгосударственных источников". В 1998 г. было заключено Соглашение между правительствами Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Узбекистан "Об использовании водноэнергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи" (Таджикистан присоединился к Соглашению в 1999 г.), которое призвано выработать механизмы взаимовыгодного использования водных и энергетических ресурсов в бассейне реки Сырдарьи. Однако выраженный трансграничный характер цент-ральноазиатского водопользования осложняет регулирование регионального водного потенциала в режиме, поддерживающем естественное возобновление.

Дисбаланс между природными ресурсами и экономической деятельностью человека самым наглядным образом проявился в связи с кризисом в бассейне Аральского моря, потерявшего к началу нынешнего века три четверти своего объема. Значительную роль в борьбе с последствиями катастрофического уменьшения Аральского моря играют как усилия Казахстана и Узбекистана, так и международные проекты. Несколько десятков гуманитарных программ на этом направлении разработаны при активном участии ЮНИСЕФ, Красного Креста, Всемирного банка и еще более десятка различных организаций. Однако усилия центральноазиатских государств и представителей международных кругов направлены в первую очередь на поддержку населения прибрежных районов, а не на ликвидацию главных причин экологической катастрофы — сокращения стока рек. В целом же ситуация с Аралом является во многом показательной. Она демонстрирует несостоятельность надежд на быстрое решение острых региональных проблем за счет внешних ресурсов и предполагает концентрацию дополнительных усилий на поисках внутренних резервов, в частности на путях модернизации системы орошения сельскохозяйственных угодий, обращения к водосбе-регающим технологиям, повышения внимания к подземным водным резервуарам4.

4 Гидрологические исследования в Центральной Азии показали наличие значительных запасов подземных вод в виде потоков грунтовых вод, огромных линз пресных вод и артезианских бассейнов. В некоторых случаях орошение подземными водами оказывается дешевле, чем орошение поверхностными водами, однако чаще освоение ресурсов подземных вод требует существенных капитальных и текущих (энергообеспечение подъема воды на поверхность) затрат // Актуальные вопросы использования водных ресурсов в странах Центральной Азии. URL: http://www.duma.gov.ru/cnature/expert_info/analit_vodresurs.htm

При всей своей драматичности Аральский кризис не исчерпывает всех противоречий в сфере использования водного потенциала Центральной Азии. Нехватка воды для хозяйственных и бытовых нужд становится все более существенной во всех странах региона5. Вторым по значению субъектом регионального водопользования является гидроэнергетика. Но ее развитие сдерживается технологическими параметрами сезонного регулирования стока в интересах аграрного сектора. Крупные гидроэнергоузлы Киргизии и Таджикистана, стран, на территории которых формируется основная часть водного потенциала ре-гиона6, работают главным образом в режиме обеспечения систем ирригации соседних государств. Это препятствует использованию запасов воды киргизских и таджикских водохранилищ для производства электроэнергии в зимний период и не только блокирует перспективы ее экспортных поставок, но создает все большую напряженность в плане удовлетворения внутренних энергетических потребностей обеих стран. В особенно трудном положении уже несколько лет находится население Таджикистана, где в зимний период даже в столице установлено веерное отключение электричества.

Особенно тревожными перспективы использования водного потенциала Центральной Азии выглядят при рассмотрении их через призму человеческого фактора. Если в начале XX в. на душу населения в регионе приходилось почти 0,6 га орошаемых земель, то сегодня эта величина в среднем составляет менее чем 0,2 га, а в Узбекистане — менее 0,17 га. Показательно, что в 1960-2000-е гг. площадь орошаемых земель увеличилась в 1,8 раза, но этого оказалось недостаточно, чтобы снизить перенаселение в сельской местности.

Таким образом, характеристики водного потенциала Центральной Азии не позволяют поддерживать существующую модель освоения его ресурсов. В силу активного таяния ледников Памира, установившихся малоснежных зим и роста демографической нагрузки на природную среду они теряют качества, необходимые для естественного возобновления, и не отвечают задачам консолидации условий устойчивого экономического развития всех стран региона.

5 См.: Мироненков А.П., Сарсембеков Т. Т. Дорожная карта создания механизма взаимодействия государств—членов ЕврАзЭС в водно-энергетическом регулировании в Цент-разии. URL: http://www.analitika.org/article.php?story=2007040101430997&mode=print

6 Экономически обоснованный гидроэнергетический потенциал стран Центральной Азии оценивается в 173 млрд кВт. ч/год, из которых на Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению приходится 84 %. Фактический уровень использования гидроэнергетического потенциала невелик и составляет примерно 14—18 %. Для сравнения: в центральных районах европейской части России, в Поволжье и на Урале соответствующий уровень освоенности составляет примерно 70 %. (Актуальные вопросы использования водных ресурсов в странах Центральной Азии. URL: http://www.duma.gov.ru/cna-ture/expert_info/analit_vodresurs.htm).

2. Противоречия регионального водного баланса

В силу неравномерности распределения водного потенциала Центральной Азии регион четко делится на богатые водными ресурсами страны (Таджикистан и Киргизия) и зависимые от них в поступлении воды (Узбекистан, Туркменистан и Казахстан). Если Киргизия контролирует бассейн реки Сырдарьи, то Таджикистан — Амударьи. Объективная нехватка водных ресурсов и конкуренция в сфере водопользования в последние годы приобрели особую значимость. Целенаправленные усилия по разрешению водных проблем в многостороннем формате позволили предотвратить эскалацию локальных конфликтов, но не привели к преодолению основных межгосударственных противоречий по водному вопросу, несмотря на проекты его "увязки" с энергетической проблематикой.

В целях решения практических задач рационального управления центральноазиатскими водными ресурсами, в частности увязки водно-энергетических режимов бассейнов рек с режимом потребления электроэнергии и инвестициями, дополнительного внимания заслуживают прежде всего моменты, отражающие углубление кризиса всего цент-ральноазиатского водохозяйственного комплекса. К настоящему времени в хозяйственный оборот включено до 90% водных ресурсов, которые расходуются главным образом в аграрном секторе. С учетом роста населения потребность в воде к 2015 г. может увеличиться на 20% по сравнению с первой половиной нынешнего десятилетия. Другими словами, в абсолютных показателях водные ресурсы в Центральной Азии в ближайшие годы будут сокращаться, а сохранение современного уровня годового потребления воды в размере 5—6 тыс. литров на человека превратится в невыполнимую задачу. Одновременно в силу неравномерности распределения формирующих источников 80% регионального водостока и ряд крупных гидротехнических сооружений сосредоточены на территории Киргизии и Таджикистана. Каждая из этих "горных" стран использует для собственных нужд менее 10% от общего количества воды и стремится к существенным материальным компенсациям со стороны "равнинных" потребителей (прежде всего Узбекистана и Казахстана). Нарастающая на этой основе конкуренция гидроэнергетических и аграрных приоритетов трансграничного водопользования тормозит переход к рациональной эксплуатации водных ресурсов7.

Гидроэнергоузлы Киргизии и Таджикистана, регулирующие основной режим подачи воды, в основном ориентированы на потребности аграрного сектора соседних стран, что сдерживает реализацию их национальных планов относительно существенного прироста про-

7 http://www.tpp-inform.ru/analytics/publication/publication_15.html

изводства электроэнергии и ее крупных экспортных поставок. Хотя в фокусе главных противоречий регионального водопользования находится Узбекистан, которому адресованы основные претензии Киргизии и Таджикистана, и Туркмения, и Казахстан с все большей настороженностью следят за развитием "водного диалога" и предпринимают дополнительные шаги для укрепления своего водного потенциала в одностороннем порядке.

Специфика водноэнергетического баланса Центральной Азии обусловила острые дискуссии относительно введения рыночных механизмов управления региональным взаимодействием на этом направлении. Тем не менее они не привели к существенному сближению интересов аграрного и энергетического секторов региональной экономики. Все вопросы водноэнергетического баланса — аккумуляция гидроресурсов для их дальнейшего использования в ирригационный период, использование запасов воды для ГЭС и потенциальные проекты расширения водопользования каждой из центральноазиатских стран используются в качестве рычага давления на соседей.

Пробуксовка достижения договоренностей связана с политическим контекстом профильного диалога. На фоне низкого жизненного уровня населения системный кризис водопользования не рассматривается правящими кругами центральноазиатских государств как непосредственный вызов политической стабильности. Гипотетические варианты обострения обстановки в связи с нехваткой воды или электричества традиционно будут "переадресованы" соседним странам. Стратегические риски, в частности ускоренное истощение всех видов природных источников воды (как наземных, так и подземных), беспрецедентные потери в сфере водопользования (от четверти до половины поступающей в аграрный сектор воды), ухудшающаяся экология (Арал, таяние ледников, опустынивание, засоление почв), рост цен на энергоносители и некоторые другие проблемы учитываются в системе принятия решений, но носят пока факультативный характер, тем более что необходимые материальные средства для их преодоления отсутствуют. В то же время состояние хронического дисбаланса регионального водно-энергетического комплекса ведет к ухудшению перспектив разработки соглашений. Нарастающая на его основе конкуренция гидроэнергетических и аграрных приоритетов центральноазиатских государств создает предпосылки стихийного расширения эксплуатации водных ресурсов всеми государствами региона и, следовательно, сокращения сроков исчерпания природных источников.

Пока ситуация продолжает развиваться в режиме "отложенных катастроф", причем возможности торможения кризиса целиком лежат в плоскости управленческих решений. При этом необходимо учитывать, что речь идет не о спектре конкретных противоречий, а о конфликте национальных программ развития всех центральноазиатских государств.

3. Национальные подходы и интеграционные начинания

Энергетика и вода являются объективной основой интеграции в Центральной Азии. Межгосударственное сотрудничество в этой сфере выступает необходимым условием повышения продовольственной независимости, энергетической самодостаточности, расширения экспортного потенциала, концентрации инвестиционных ресурсов. Однако решения, достигнутые в рамках ЕврАзЭС, о формировании механизма взаимодействия в освоении потенциала Сырдарьи и Аму-дарьи и регулировании водноэнергетического режима этих трансграничных водных артерий пока полностью не реализованы.

Помимо острой конкуренции по поводу потребления трансграничных водных стоков, существующей между Узбекистаном и Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, сохраняются разногласия в отношениях Казахстана с Киргизией, Узбекистана с Туркменией, периодически расходятся позиции Киргизии и Таджикистана. При этом сближение позиций, как это имело место между Казахстаном и Киргизией, а также Узбекистаном и Туркменией, является важным, но не исчерпывающим условием продвижения многосторонних договоренностей. Характерно, что бедные углеводородными ресурсами Таджикистан и Киргизия постоянно демонстрируют готовность резко сократить размеры водостока для нужд земледелия, причем урегулировать очередной виток конфликта удается только в самый последний момент. В целом все страны региона предъявляют свои права на воду, которая пока остается бесплатным ресурсом с неурегулированными представлениями о его топливном эквиваленте.

Межстрановые расчеты по энергетическим поставкам выступают самым существенным камнем преткновения при решении водных вопросов, причем особенно жесткую позицию занимает Узбекистан, который с трудом идет на компромиссы со своими соседями. Но в целом противостояние между ключевыми "поставщиками" воды (Таджикистан и Киргизия) и ее основными "потребителями" (Узбекистан, Казахстан и Туркмения) не привело к формированию устойчивых коалиций по водной проблематике, что усложняет ее конфликтную конфигурацию. Особенно тревожным признаком является ориентация стран региона на разные правовые модели регулирования водных ресурсов: киргизская и таджикская стороны ориентируются на положения Дублинской конвенции 1992 г. в противовес принятому на региональном уровне "бассейновому" (интегрированному) принципу, приоритет которого особенно жестко отстаивает Узбекистан.

Противоречия между странами Центральной Азии путем многосторонней координации пока преодолеваются медленно. Достигнуть сбалансированного соглашения при сохранении существующих объемов потребления водных ресурсов невозможно. В то же время любой

проект по изменению природных или хозяйственных факторов потребует не только крупных инвестиций, но и, как минимум, трех-пятилет-него срока для реализации, и все это время разновекторность позиций центральноазиатских стран будет сохраняться. При этом существующее положение дел "работает" преимущественно на интересы Узбекистана и укрепление роли президентской группировки в среде его правящих кругов. В то же время поэтапный путь к более сбалансированному региональному управлению водными ресурсами усиливает внутриполитическое давление на президентские команды Таджикистана и Киргизии.

Противоречия водопользования Центрально-Азиатского региона сохранятся в среднесрочной перспективе как политический фактор. Более того, продолжение существующей неопределенности повсеместно подпитывает конкуренцию различных группировок национальных элит. Часть правящих кругов сохраняет иждивенческие настроения по отношению к российским ресурсам. В то же время существуют настроения в пользу поиска внерегиональной поддержки. Другими словами, конфликтные предпосылки водопользования все более тесным образом соединяют внутриполитические и внешнеполитические вызовы развития в Центральной Азии.

4. Препятствия на пути принятия стратегических решений

Опыт многостороннего сотрудничества в вопросах водопользования центральноазиатских стран противоречив. Часть центральноази-атских экспертов полагают, что ряд вопросов в отношении справедливого раздела водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии уже решен в двустороннем порядке, а решение других в недалеком будущем будет достигнуто в рамках ЕврАзЭС8. Однако спектр проблем, которые нуждаются в сбалансированном регулировании, как и список невыполненных решений, остается еще значительным.

Наметившиеся перспективы расширения профильного сотрудничества центральноазиатских стран по линии ЕврАзЭС сложны в плане практической реализации. К числу их уязвимых моментов следует отнести, во-первых, попытки достигнуть жесткого нормативного регулирования всего комплекса вопросов создания регионального водно-энергетического баланса, а во-вторых, высокую степень ориентации на представления крупного бизнеса об оптимизации своего участия в реализации проекта.

Кроме того, развязки, предпринимаемые в формате технократического решения, не учитывают многие актуальные внутриполитические

8 См., например: Технические решения политических проблем // Эксперт Казахстан. 2007. 09.04-16.04. № 14(116). URL: http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2007/ 14/vodnye_resursy_editorial

риски, с которыми сталкиваются центральноазиатские лидеры. В каждой из стран Центральной Азии сложились группы интересов, делающих ставку на получение чисто корпоративных преимуществ как в нынешних условиях, так и в процессе интеграционных изменений. Это обстоятельство наряду с недостаточной подготовленностью профильных учреждений сохранится на протяжении длительного времени. Несмотря на жесткость административной вертикали, многосторонние компромиссные договоренности в формате президентских команд будут вызывать недовольство со стороны "среднего звена" правящих кругов и проецироваться на клановую конкуренцию в высших эшелонах власти. Соблюдение квот, расценок и сезонных схем регионального водопользования оказывается, таким образом, в зависимости не только от технических противоречий перехода к рыночным расчетам за воду и топливо, но и от баланса внутриполитических сил в каждой из центральноазиатских стран, прежде всего в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. В случае активизации действий по достижению многосторонних договоренностей в особенно сложном положении может оказаться "ташкентская группировка" в руководстве Узбекистана, которая является одной из наиболее влиятельных в среде правящих кругов этой страны.

К трудностям многостороннего регулирования центральноазиат-ского водопользования следует отнести и различия в представлениях внешнеполитических партнеров стран Центральной Азии о направлениях инвестиционной поддержки. Инвестиционные проекты, предлагаемые по линии США и ЕС, не отражают потребности выстраивания "горизонтальных" торгово-экономических связей между соседними странами и в среднесрочной перспективе ведут к усилению дифференциации национальных стратегических интересов государств Центрально-Азиатского региона.

Трудности, характерные для проведения стратегической линии ЕврАзЭС в сфере водноэнергетического баланса Центральной Азии, многоплановы. Кроме того, многие связанные с ними вызовы возникнут в повестке дня и в случае активизации поисков многосторонних договоренностей в формате ШОС. Тем не менее инициатива И. Каримова, выдвинутая им на Бишкекском саммите ШОС (2007 г.)9, во-первых, существенно продлевает состояние status quo в водном вопросе, а во-вторых, переводит гидроэнергетическую проблематику в плоскость преимущественно национального регулирования10. Новая переговорная площадка с участием Китая позволяет расширить спектр источников материальных средств для модернизации ирригационных систем цент-ральноазиатских стран. С одной стороны, усиливаются предпосылки сдерживания экстенсивного роста регионального водопользования, а с

9 http//www.regnum.ru/news/871998.html

10 См., например: Аскоров А. Даст ли ООН добро? URL: http://www.gazeta.kz/ art.asp?aid=128003

другой — весомость аргументов в пользу консервативных вариантов перевода гидроэнергетики "горных" стран на экспортные рельсы. Однако участие ШОС в процессах установления водноэнергетического баланса Центрально-Азиатского региона не является решающим шагом к достижению стратегического прорыва. Ориентация правящих кругов и экспертного сообщества стран Центральной Азии на разные правовые модели регулирования трансграничного водопользования остается формальным и неформальным препятствием для достижения многосторонних договоренностей в краткосрочной перспективе11.

5. "Водный вопрос" в год Белого тигра (2010 г.)

Нынешняя аномальная жара в регионе в очередной раз подтвердила, что водная проблематика является perpetuum mobile центрально-азиатской политики. К слову сказать, синоптики предрекали ее12.

Дополнительную остроту водному вопросу придали киргизские события, на фоне которых перед Казахстаном возникла реальная перспектива повторения случившегося два года назад. Тогда из-за сокращения подачи воды киргизской стороной пострадали посевные площади трех районов Жамбылской области Казахстана, засеянные свеклой. Эти опасения еще больше возросли, поскольку один из членов Временного правительства Киргизии А. Атамбаев прозрачно намекнул в одном из интервью, что "Казахстан быстро открыл границы, когда мы показали свои козыри"13. Причем, судя по всему, краткосрочная остановка подачи воды все-таки состоялась.

Примечательно также, что весной нынешнего года появилась во многом знаковая статья узбекского публициста Шарапа Уснатдинова, в которой автор, апеллируя к региональным традициям, шариату, классикам литературной и философской мысли, документам ООН, опыту европейских стран, по территории которых протекает Рейн, настойчиво критикует позиции Таджикистана и Киргизии в вопросе распределения центральноазиатских водных ресурсов: "Международные эксперты утверждают, что государства, расположенные в верхнем течении Аму-дарьи и Сырдарьи, под предлогом нехватки энергетических ресурсов поступают неправильно — Киргизстан намеревается отнять Нарын у Сыр-дарьи, Таджикистан — отнять Вахш у Амударьи — и ведут работы по

11 См.: Боришполец К., БабаджановА. Водные ресурсы Центральной Азии в контексте регионального сотрудничества // Аналитические записки МГИМО(У) МИД России. 2007. Декабрь. Вып. 9(29). С. 12.

12 См.: Шпаков А. Центральную Азию ждет аномальная жара. Синоптики предрекают самое жаркое лето за всю историю метеонаблюдений. URL: http://www.centrasia.ru/ne-wsA.php?st= 1276009920

13 Датов Д. Вода раздора. Она же оружие киргизского пролетариата? URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1275282780

3 ВМУ, политические науки, № 5

строительству Камбаратинской и Рогунской ГЭС. Их действия и проекты являются непродуманными и поспешными, что в будущем станет угрожать безопасности всей Центральной Азии. Также они отмечают, что без согласия Узбекистана, Казахстана и Туркменистана они не вправе строить гидроэлектростанции"14. Менее эмоционально, но также однозначной критике подвергает таджикские позиции и доцент Каракалпакского государственного университета им. Бердаха Р. Баллиева, которая акцентирует внимание на негативных последствиях расширения сработки водохранилищ в пользу электроэнергетики для ситуации вокруг Арала15.

Со своей стороны Таджикистан также все более активно стремится привлечь внимание к национальным подходам к водному вопросу, прежде всего в том, что касается завершения строительства Ро-гунской ГЭС — бывшего советского долгостроя16. Когда в начале июня в Душанбе приступила к работе Международная конференция высокого уровня по среднесрочному обзору хода реализации Международного десятилетия действий "Вода для жизни" 2005—2015 гг., то на одном из заседаний между официальными представителями Таджикистана и Узбекистана развернулся столь жесткий диспут, что некоторые специалисты сравнивали его с прениями на судебном заседании17. Узбекистан опасается прежде всего возможного сильного землетрясения, которое не выдержит плотина, и последующей волны высотой 4—8 м, способной докатиться до узбекского город Нукус (гарантии сохранения объемов водостока сейчас как бы отодвинуты им на второй план). Таджикская сторона апеллирует к авторитету западных экспертов и результатам экологических экспертиз, проводимых зарубежными фирмами, ссылается на свои неоднократные обращения к Узбекистану по вопросу создания международного консорциума для завершения строительства ГЭС, подчеркивает взятые обязательства по обеспечению водоснабжением соседей.

14 Уснатдинов Ш. Мир и спокойствие Центральной Азии зависит от справедливого распределения водных ресурсов. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1273937100

15 См.: Баллиева Р. Проблемы пользования трансграничной водой в Центрально-Азиатском регионе. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1275997440

16 Стройплощадки Рогунской ГЭС расположены в 110 км восточней Душанбе. На завершение строительства первой очереди станции, предполагающего запуск двух агрегатов, необходимо около 700 млн долл. США. Всего планируется установить шесть агрегатов суммарной мощностью 3,6 тыс. МВт. По разным оценкам, на завершение строительства станции с высочайшей в мире плотиной необходимо 2,5-3 млрд долл. США. В соответствии со среднесрочной программой правительства Таджикистана в 2011-2013 гг. на строительство объекта планируется направить более 1,21 млрд долл. США бюджетных средств. В настоящее время, согласно правительственному постановлению, каждый гражданин Таджикистана должен купить акции ОАО "Рогунская ГЭС".

17 См.: ПирназаровН. Водная конференция: Рахмон, Каримов и Рогун. Отношения накалились. URL: — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1276065240

Так или иначе, ведущиеся уже несколько лет переговоры между Таджикистаном и Узбекистаном не привели стороны к консенсусу. Они обмениваются хотя и "невоенными", но все же ощутимыми ударами на пропагандистском и экономическом уровне. Например, некоторые специалисты связывают регулярные блокировки Узбекистаном таджикского железнодорожного транзита именно с активизацией строительства Рогуна. По данным таджикистанской стороны, на станциях в соседней республике задержано до двух с половиной тысячи вагонов.

Водохозяйственные проблемы остаются и на повестке дня политической жизни Киргизии. В конце мая нынешнего года декретом Временного правительства в Киргизии образован Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации. В наследие новому ведомству достались, как впрочем и другим киргизским структурам, очень трудные проблемы. Для киргизской общественности особенно важны вопросы рационального использования средств, привлекаемых на основе профильного сотрудничества с международными донорами. Например, в рамках продолжавшегося восемь лет проекта "Таза суу" (Чистая вода), осуществлявшегося Министерством сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности КР при поддержке Азиатского банка развития и Всемирного банка, а также с привлечением средств местного населения (киргизские сельские жители внесли пять процентов от стоимости проекта деньгами и пятнадцать процентов — своим трудовым участием), была обводнена только половина запланированных первоначально сел, причем за период реализации проекта 45 сел на юге и 39 на севере республики вообще остались без воды из-за "безалаберности и равнодушия не только иностранных специалистов из DFID, но и местных подрядчиков, занимавшихся строительством"18, не говоря уже о хищениях, которые послужили основой для открытия полусотни уголовных дел еще в 2007 г. Представители киргизских общественных организаций со знанием дела подробно перечисляют конкретные ошибки, допущенные представителями АБР и ВБ. По сути дела в руках иностранных специалистов оказалась стратегическая информация о водных источниках, а каждое село, куда "проведена" питьевая вода, должно выплатить уже в нынешнем году по 360 тыс. сомов, взятых в качестве кредита19. Учитывая уровень жизни и современную обстановку в Киргизии, эта ситуация не нуждается в комментариях.

В нынешнем году проблема нехватки поливной воды остро встала перед казахстанскими земледельцами. Согласно предложениям Министерства сельского хозяйства, ввиду повышения цен на воду (в четыре раза за последние два года) предполагается сократить посевы хлопчат-

18 Осмонгазиева Т. В Киргизстане без воды ни туды и ни сюды. URL: http://www.cent-rasiaru/newsAphp?st= 1276202700

19 Там же.

ника, перепрофилировав хозяйства на посадки других культур. Ранее посевные площади хлопчатника в Казахстане уже были сокращены примерно на 20%, однако предстоящее сокращение может оказаться еще более болезненным, особенно с учетом особенностей разделения труда между различными национальными группами сельского населения.

Таким образом, год Белого тигра пока не принес заметных позитивных изменений, необходимых для решения водохозяйственных проблем Центральной Азии. Как на трансграничном, так и на внутриполитическом уровне вода по-прежнему остается болезненным вопросом. В этой связи представляется целесообразным проводить линию на поэтапное достижение двусторонних договоренностей центральноазиат-ских государств по стабильному регулированию режима Сырдарьи и Амударьи. В повестке дня остается также вопрос об активизации усилий ЕврАзЭС в области экспертизы технических вопросов водноэнер-гетического баланса Центральной Азии на основе расширения сотрудничества представителей среднего звена административного аппарата и специалистов-эксплуатационщиков стран региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боришполец К.П., БабаджановА.Я. Водные ресурсы Центральной Азии в контексте регионального сотрудничества // Аналитические записки НКСМИ МГИМО(У). Вып. 9(29). 2007. Декабрь.

2. Баллиева Р. Проблемы пользования трансграничной водой в Центрально-Азиатском регионе. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1275997440

3. ДатовД. Вода раздора. Она же оружие киргизского пролетариата? URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1275282780

4. Каримова Д. Повышение цен на воду лишило Казахстан хлопка. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1276289160

5. Ли Ю. В поисках эффективного решения. В восстановлении казахстанской части Аральского моря наметился комплексный подход. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1276664520

6. Осмонгазиева Т. В Киргизстане без воды ни туды и ни сюды. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1276202700

7. Пирназаров Н. Водная конференция: Рахмон, Каримов и Рогун. Отношения накалились. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1276065240

8. Уснатдинов Ш. Мир и спокойствие Центральной Азии зависит от справедливого распределения водных ресурсов. URL: http://www.centrasia.ru/ne-wsAphp?st=1273937100

9. Шпаков А. Центральную Азию ждет аномальная жара. Синоптики предрекают самое жаркое лето за всю историю метеонаблюдений. URL: http://www.centrasiaru/newsAphp?st=1276009920

10. Эргашева З. Таджикистан все еще готов вести переговоры с Узбекистаном по Кайраккумскому водохранилищу. URL: http://www.centrasia.ru/ne-wsAphp?st=1276548660

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.