Научная статья на тему 'МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КНР'

МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
SIPG / порт НинбоЧжоушань / порт Яньтянь / порт Шэкоу / CMG / «Один пояс – Один путь» / «Морской Шёлковый путь XXI века». / SIPG / NingboZhoushan port / Yantian port / Shekou port / CMG / "One belt – One road" / " The 21st Century Maritime Silk Road".

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сячин Валерий Геннадьевич, Эпштейн Виталий Анатольевич

В настоящее время около 90% всей внешней торговли Китая осуществляется при помощи морских перевозок. В связи с этим в статье предпринята попытка анализа функционирования и развития морских портовых комплексов КНР, которое было заложено в рамках VI пятилетнего плана (1980-1985), разработанного на основе предложенного на 12-ой сессии ЦК КПК стратегического курса экономического строительства и утвержденного Всекитайским собранием народных представителей. К 2020 году морские порты Китая в целом прошли этап своего становления и находятся в стадии устойчивого роста, превращаясь в крупнейшие международные транспортные хабы, способные принимать любые типы грузов, дальнейшее распределение которых требует различных способов транспортировки. На примере морских портовых комплексов Шанхая (Восточно-Китайское море), Нинбо-Чжоушаня (Восточно-Китайское море) и Шэньчжэня (Южно -Китайское море) рассмотрены спецификация, географические и экономические преимущества, текущее техническое оснащение и вопрос вовлечённости портов в мировую торговлю. На основании приведенных данных охарактеризованы текущие приоритеты развития каждого из портов и отрасли в целом, а также высказаны предположения о будущих перспективах, связанных с реализации китайским правительством программы «Морского Шёлкового пути XXI века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEAPORT COMPLEXES AS A KEY POINT IN THE FUNCTIONING OF THE TRANSPORT SYSTEM OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Nowadays about 90% of China's foreign trade is carried by sea. In this regard, the article attempts to analyze the functioning and development of China's seaport complexes, that were laid down during the sixth five-year plan (1980-1985), developed on the basis of the strategic direction for economic construction, proposed at the 12th session of the Central Committee of the Communist Party of China and approved by the National People's Congress. By 2020, China's seaports have generally passed the initial phase and entered the stage of sustainable growth, becoming the largest international transport hubs that can accept any type of cargo, the further distribution of which requires different modes of transportation. The article considers specifications, geographical and economic advantages, technical equipment and the role of ports in international trade on the example of the seaport complexes of Shanghai (East China Sea), Ningbo-Zhoushan (East China Sea) and Shenzhen (South China Sea). According to the given data, it describes current development priorities of each port and the industry as a whole, as well as future prospects related to the implementation of the Chinese government's "; The 21st Century Maritime Silk Road" programme.

Текст научной работы на тему «МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КНР»

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ I СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I ¡SPAITAK-T(@MAIL.RÜ / УДК 338.1; 327

МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КНР

SEAPORT COMPLEXES AS A KEY POINT IN THE FUNCTIONING OF THE TRANSPORT SYSTEM OF THE PEOPLES REPUBLIC OF CHINA

Сячин Валерий Геннадьевич,

Институт бизнеса и делового администрирования; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Москва) (1);

Эпштейн Виталий Анатольевич,

Кафедра мировой экономики и международных отношений, Институт бизнеса и делового администрирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Москва)

spartak-t@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В настоящее время около 90% всей внешней торговли Китая осуществляется при помощи морских перевозок. В связи с этим в статье предпринята попытка анализа функционирования и развития морских портовых комплексов КНР, которое было заложено в рамках VI пятилетнего плана (1980-1985), разработанного на основе предложенного на 12-ой сессии ЦК КПК стратегического курса экономического строительства и утвержденного Всекитайским собранием народных представителей. К 2020 году морские порты Китая в целом прошли этап своего становления и находятся в стадии устойчивого роста, превращаясь в крупнейшие международные транспортные хабы, способные принимать любые типы грузов, дальнейшее распределение которых требует различных способов транспортировки. На примере морских портовых комплексов Шанхая (Восточно-Китайское море), Нинбо-Чжоушаня

ABSTRACT

Nowadays about 90% of China's foreign trade is carried by sea. In this regard, the article attempts to analyze the functioning and development of China's seaport complexes, that were laid down during the sixth five-year plan (1980-1985), developed on the basis of the strategic direction for economic construction, proposed at the 12th session of the Central Committee of the Communist Party of China and approved by the National People's Congress. By 2020, China's seaports have generally passed the initial phase and entered the stage of sustainable growth, becoming the largest international transport hubs that can accept any type of cargo, the further distribution of which requires different modes of transportation. The article considers specifications, geographical and economic advantages, technical equipment and the role of ports in international trade on the example of the seaport complexes of Shanghai (East China Sea), Ningbo-Zhoushan (East China Sea) and Shenzhen (South China Sea).

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

(Восточно-Китайское море) и Шэньчжэня (Южно -Китайское море) рассмотрены спецификация, географические и экономические преимущества, текущее техническое оснащение и вопрос вовлечённости портов в мировую торговлю.

На основании приведенных данных охарактеризованы текущие приоритеты развития каждого из портов и отрасли в целом, а также высказаны предположения о будущих перспективах, связанных с реализации китайским правительством программы «Морского Шёлкового пути XXI века».

Ключевые слова: SIPG, порт Нинбо-Чжоушань, порт Яньтянь, порт Шэкоу, CMG, «Один пояс - Один путь», «Морской Шёлковый путь XXI века».

Для цитирования: Сячин В.Г., Эпштейн В.А. Морские портовые комплексы как ключевое звено функционирования транспортной системы КНР. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(5). 99-113

В настоящее время морской транспорт считается наиболее дешевым и быстрым способом перевозки большого объема грузов по всему миру. Развитая морская транспортная сеть позволяет странам обеспечивать стабильныи товарньш обмен, способствуя развитию и продвижению продукции на мировои рынок. В связи с этим повышается роль портов, как опорных узлов мирового грузо- и пассажиропотока.

Одним из несомненных лидеров в морских грузоперевозках является КНР, обладающая крупнеишим флотом в мире по количеству судов и 3-им по их общему тоннажу. Немаловажно, что на долю КНР приходится чуть больше 40% мирового судостроения [1], кроме того, семь из десяти крупнеиших контеинерных портов мира находятся в Китае [2]. В этои связи не

According to the given data, it describes current development priorities of each port and the industry as a whole, as well as future prospects related to the implementation of the Chinese government's " The 21st Century Maritime Silk Road" programme.

Keywords and phrases: SIPG, Ningbo-Zhoushan port, Yantian port, Shekou port, CMG, "One belt - One road", " The 21st Century Maritime Silk Road".

For citation: Syachin V.G., Epshteyn V.A. Seaport complexes as a key point in the functioning of the transport system of the People's Republic of China. Modern oriental studies. 2020; 2(5). 99-113

является удивительным тот факт, что 60% балкеров и 49% контеинеровозов мира принадлежит китаиским компаниям [1]. Для поддержания подобного лидерства необходимо создание современнои и масштабнои сети портовых комплексов, способнои служить базои национального коммерческого флота и предоставлять возможность в полнои мере использовать его в качестве драивера экономического роста и увеличения товарооборота.

Для реализации подобных задач руководство КНР еще в рамках VI пятилетнего плана (1980-1985) выделила развитие портовых комплексов в качестве однои из основ экономического роста страны. В дальнеишем неоднократно разрабатывались проекты по развитию отдельных портов и превращению их в крупнеи-

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ I СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I ¡SRAITAK-T(@MAIL.RÜ / УДК 338.1; 327

шие международные транспортные хабы. К примеру, в 2005 г., председатель ПК СНП провинции Чжэцзян Си Цзиньпин предложил проект слияния портов в Нинбо и на соседних островах Чжоушань в единъш комплекс. Реализация была окончательно завершена в 2015 г., когда объединенный порт обогнал Гонконг и вышел на 4 место в мире по контеинерному грузообороту с годовым показателем в 20.63 млн. тонн ДФЭ (ДФЭ - двадцати фунтовыи эквивалент) [2, 3]. В настоящее время порты Китая в целом прошли этап своего становления и находятся в стадии устоичивого роста, о чем неоднократно говорится в программных документах их компании-операторов [4, 5].

На сегодняшнии день крупнеишими портовыми комплексами КНР являются порт Шан-хаи, порт Нинбо-Чжоушань (пров.Чжэцзян) и комплекс портов г. Шэньчжэнь (пров. Гуандун).

Порт Шанхай расположен в устье реки Хуанпу, а также на прибрежных островах рядом

Таблица 1*. Инфраструктура порта Шанхай

с городом. Раион порта входит в дельту реки Янцзы, благодаря чему хинтерландом порта может считаться площадь ее бассеина, которая составляет около 1 808,5 тыс, км2 и включает в себя практически весь центральныи Китаи [6]. Климат Шанхая - субтропическии муссон-ныи, вследствие чего портовые воды не замерзают и позволяют обеспечивать круглогодичную навигацию. Из минусов необходимо отметить сезонные таифуны высшеи силы, однако они оказывают влияние и на другие порты региона, в т.ч. на острове Таивань.

Порт Шанхая включает в себя 3 крупных контеинерных терминала: Яншань (#Ш), Ваи-

гаоцяо (^ЬШШ), и Баошань (^Ш). Общее количество причалов превышает 350, из которых 46 являются контеинерными и занимают суммарную площадь в 634 тыс. м2 [7, 6]. Порт Шанхаи разделен на множество рабочих зон, количество причалов и специализация которых приведена в табл.1:

Наименование зоны Количество причалов Специализация

Яншань (#Ш) Всего: 24 (23 - глубоководные, кон-теинерные) Контеинерные перевозки; складирование; доковое обслуживание

Шэндун 9 (все контеинерные) Контеинерные перевозки; складирование

Гуаньдун (ШЖ) 7 (все контеинерные) Контеинерные перевозки; складирование

Автомобильныи терминал Хаитун (Ш®) 1 (с вращающимся оборудованием для погрузки; не-глубоководныи) Транспортировка автомобилеи

Автоматизированный терминал 4 очереди** 7 (все контеинерные) Контеинерные перевозки; складирование

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Таблица 1*. Инфраструктура порта Шанхай. Продолжение

Наименование зоны Количество причалов Специализация

Вайгаоцяо Всего: 14

1 очередь Международныи кон-теинерныи терминал Пудун (ШЖ) 3 (все контеинерные) КонтеИнерные перевозки; Хранение опасных грузов; переработка различных видов грузов

2-3 очередь Чжэньдун (ШЖ) 5 (все контеинерные) Контеинерные перевозки

4 очередь Худун (ГЖ) 6 (4-контеинерные) Контеинерные перевозки

Район реки Хуанпу

Чжанхуабан (З^^Й) 7 (4 - контеинерные) Контеинерные перевозки; насыпные и сборные грузы; транспортировка грузов по ж/д

Цзюньгунлу 8 (4 - контеинерные) Контеинерные перевозки; обработка экспортно-импортных грузов, неметаллических руд, опасных грузов; складирование; транспортировка грузов по ж/д

Лун У 29 (5 - контеинерные) Контеинерные перевозки; обработка экспортно-импортных грузов, расформирование контеинеров, складирование

Синьхуа (неизвестно) Перевалка сыпучих химических удобрении, стали.

Международньш пассажирскии терминал 5 Пассажирские перевозки

Буксирныи причал Фусин (ЖХВД 4 Буксировка судов

Баошань (^Ш) 7 (3 - контеинерные) Контеинерные перевозки; насыпные и сборные грузы; перевозка древесины; складирование

Лоцзин (^75) 17 Прием балкерных судов; обработка железнои руды, насыпных и сборных грузов; складирование

Фубао 9 Перевалка грузов химическои промышленности (в т.ч. жидких)

Чжуцзямэнь (^ШТШ^^) 17 Перевалка каменного угля

Миньшэн 4 Перевалка зерновых и масляных грузов, кормовых культур, риса; складирование

Гунцин (ÄW^) 9 Обработка насыпных грузов, промышленного сырья; перевозка сборных грузов; разгрузка и погрузка малых судов.

* Таблица составлена на основе данных [7; 9; 6].

** 4 очередь глубоководного терминала Яншань открыта в конце 2017 г. [10]

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ I СЯЧИИ В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I ¡SPAITAK-T(@MAIL.RÜ / УДК 338.1; 327

Имеется также 6 причалов в районе Цзиньшань (ЙШ), которые принадлежат Si-nopec Shanghai Petrochemical Co., LTD., и используются в ее интересах. Особое место среди терминалов занимает глубоководная зона Яншань, строительство которои началось в 2002 г. и было разбито на 4 очереди. Оно включало комплекс работ по строительству причалов на островах Мальш и Большои Яншань, с глубинои дна от 10 до 17 метров, а также моста Дунхаи длинои в 32 км для соединения терминала с материком. Завершение первои очереди глубоководного терминала позволило Шанхаю принимать самые крупные на тот момент кон-теинеровозы, что уже в 2010 г. вывело порт на лидирующие позиции в мире по грузообороту. Завершение в 2017 г. строительства первого в Китае полностью автоматизированного терминала («Yanshan-4»), численность персонала которого не превышает 260 человек, в свою очередь, сделало порт Шанхая одним из наиболее эффективных контеинерных портов мира [10]. В терминале активно используется беспилотное оборудование (в т.ч. краны и AGV (от англ. «Automatic guided vechicle»), а его функционирование в целом обеспечивается полностью автоматизированнои интеллектуальнои систе-мои управления производством (TOS) и авто-номнои системои управления оборудованием (ECS), разработанными Shanghai Zhenhua Heavy Industries Co., Ltd. (ZPMC), крупнеишим акционером которои является China Communication Construction Co., Ltd. (CCCC) [11, 12]. Эти системы, по оценкам экспертов, позволяют увеличить эффективность обработки грузов на 30%

и сэкономить порядка 10 часов на разгрузку самых крупных грузовых судов мира [13]. Благодаря этому мощности четвертои очереди терминала Яншань способны обрабатывать 1,743 млн. ДФЭ в год, что составляет 35% годового оборота порта Пиреи (Греция) - крупнеишего средиземноморского порта по грузообороту [2; 10]. Стратегия развития терминала опирается на 4 принципа: «Знания, экологичность, высокая технологичность и эффективность» [12].

Из таблицы 1 следует, что шанхаискии порт способен принимать любые типы грузов, дальнеишее распределение которых требует различных способов транспортировки. Для поддержания грузооборота через порт используется система интермодальных перевозок, которая задеиствует как водные (речные и морские), так и железнодорожные и автомобильные пути. Портовые раионы соединены с наци-ональнои сетью скоростных автомагистралеи, среди которых четыре национальные трассы, ведущие в Янтаи (№204), Урумчи (№312), Лхасу (№318) и Куньмин (№320). Таким образом, портовыи комплекс Шанхая расширяет свои хинтерланд вплоть до западных и южных раио-нов КНР. Помимо автомагистралеи порт Шанхая связан сетью из 225 внутренних речных маршрутов, 8 из которых соединяют порт со столицами других провинции. Прибрежные маршруты достигают таких крупных прибрежных городов, как: Циндао, Гуанчжоу, Фучжоу, Далянь и Нинбо [14].

Для обслуживания столь массивных структур необходимо слаженное управление, которое осуществляет группа компании SIPG

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

(Shanghai International Port Group Co., LTD). Компания является государственной, 31,2% акции принадлежат Комитету по контролю и управлению государственным имуществом г. Шанхая, еще 25,2% акции через дочернюю компанию Adroit Investments Ltd. принадлежит China Merchants Group (CMG) - крупнеишему государственному конгломерату Китая, владеющему пакетами акции в портах Шэньчжэня, Нинбо и Гонконга. Помимо этого, компания активно участвует в инициативе «Один пояс - Один путь», что напрямую способствует развитию портов в Китае, посредством установления деловых связеи с полностью или частично подконтрольными конгломерату портами за рубежом: Порт-де-Джибути (Джибути), Кумпорт (Турция), Коломбо (Шри-Ланка), Роттердам (Нидерланды) и др. [15].

Группа компании SIPG уделяет основное внимание развитию четырех отраслей порто-вои обработке, логистике, портовым услугам и торговле. Для этого она провела значительную работу в порту Шанхая для упрощения процедур регистрации грузов, прохождения таможни, ввела систему онлаин-оплаты, и, наконец, в 2015 г. сформировала единую платформу для приема документов (в т.ч. в электронном виде) [7].

Необходимо отметить, что Шанхаискии порт официально входит в список приоритетных портов для развития «Морского Шелкового пути XXI века», хотя и находится чуть севернее стартовои точки маршрута - городе Цуань-чжоу (ЖМ) (пров. Фуцзянь) [16]. Всего Шанхаискии порт связан 500 линиями морских перево-

зок с более, чем 60 странами мира. Более 2000 рейсов контейнеровозов осуществляется здесь ежегодно. Корабли отправляются в Европу (Бельгия, Германия, Нидерланды и т.д.), Юго-Восточную Азию (Сингапур, Малаизия и т.д.), Америку, Ближнии Восток и т.д. Благодаря наличию двух аэропортов (Пудун (Ш Ж) и Хунцяо (klffi) поддерживается авиасообщение с другими странами мира [6].

Что касается судоходных маршрутов, их список постоянно расширяется: к примеру, в 2019 г. группа компании Ocean Alliance (куда входят крупнеишие судоходные компании мира такие, как: COSCO Container Lines Co.LTD, CMA CGM Group, Evergreen Marine Corp., Orient Overseas Container Line (OOCL) объявила о начале судоходства по 40 новым маршрутам, затрагивающим китаиские порты, в т.ч. порты Шан-хаи, Нинбо-Чжоушань, порт Шэньчжэнь. Основные направления ведут в Северо-Западную Европу, Средиземноморье, Ближнии Восток, Южную и Северную Америку и т.д. Стоит отметить, что маршруты, имеющие западное направление, по возможности затрагивают те или иные порты, подконтрольные китаиским компаниям и включенные в «Морскои Шелковыи путь XXI века». Среди них, к примеру, греческии порт Пиреи (в 2016 г. 67% акции порта приобретено компаниеи COSCO) [17], порт Коломбо (контеинерным терминалом владеет CMPort, дочерняя компания CMG) [18] и Порт-де-Джибути (CMG имеет 23,5%) [19; 15]. Подробные данные о количестве маршрутов альянса, проходящих через упомянутые порты приведена в табл.2:

МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ I СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I SPA ITAK-T@M AIL.RÜ / УДК 338.1; 327

Таблица 2*. Количество маршрутов Ocean Alliance, проходящих через рассматриваемые порты

С.-З. Европа Средиземное море Трансатлантические маршруты Транстихоокеанские маршруты Ближнии Восток и Красное море ИТОГО

Всего маршрутов альянса 7 5 7 12 6 37

Шанхаи 6 5 4 6 4 24

Нинбо-Чжоушань 6 5 4 6 5 25

Шэньчжэнь 6 6 4 9 5 30

Янтань 5 3 3 8 - 19

Шэкоу 1 3 1 1 5 11

Пиреи - 3 - - - 3

Коломбо 1 1 - - - 2

Джибути - - - - 1 1

* Составлено по данным [20].

Подобная схема маршрутов гарантирует Китаю закрепление позиции на ключевых для него морских артериях. Это особенно важно, если учитывать, что 90% всеи внешнеи торговли Китая осуществляется именно морем. Более того, от прочности этих позиции напрямую зависит энергетическая и продовольственная безопасность КНР [21].

На основании табл.2 можно утверждать, что маршруты, идущие на Восток (в т.ч. в рамках «Пояса и пути»), связаны со всеми крупными прибрежными городами КНР. Самым активно задеиствованным портовым комплексом является Шэньчжэнь. Маршруты, проходящие через Тихии океан, преимущественно сосредоточены в его восточнои части - порту Яньтянь для сокращения времени транспортировки.

В то же время Яньтянь «разгружен» для восточного направления, поскольку его часто минуют, направляясь в Средиземное море и Ближнии Восток. Сосед Яньтяня - Шэкоу (западная часть порта г. Шэньчжэнь), напротив, часто является отправнои точкои для реисов на Ближнии Восток, что обусловлено его специализации на перевалке сырья из данного региона [22].

Порт Нинбо-Чжоушань географически расположен несколько южнее шанхаиского порта, в провинции Чжэцзян, в связи с чем их климатические условия практически идентичны. Порт входит в «Экономическии пояс реки Янцзы», что позволяет ему иметь водное и наземное сообщение с центральными раиона-ми КНР. Наземное сообщение представлено прежде всего сетью железных дорог, отходящих

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

от станции терминала Беилун. Станция имеет 10 путеи, оборудованных кранами для погрузочно-разгрузочных работ, и обеспечивает годовои грузопоток в 1 млн. ДФЭ (при годовом обороте порта в 26 млн. ДФЭ) [23]. От порта по ж/д маршруту грузы могут доставляться в соседние прибрежные провинции, центральные и северные раионы КНР. Нинбо-Чжоушань также является ключевои точкои МШП в качестве перевалочного пункта железнои руды и базы для перевалки

сырои нефти. Здесь происходит складирование и распределение жидких химических веществ, угля и зерна для Восточного Китая [23].

Порт состоит из 19 терминалов, с суммарным количеством причалов более 620, из них 160 способны принимать суда с водоизмещением 10 тыс. т., а 90 являются глубоководными, что почти в 2.5 раза превышает глубоководные мощности шанхаиского порта [23]. Специализация каждого терминала приведена в табл.3:

Наименование терминала Специализация

Беилунь (jb^) Контеинерные перевозки, навалочные и сыпучие грузы, сырая нефть, нефтепродукты и жидкие химические вещества, пассажирские перевозки

Яншань** (#Ш) Контеинерные перевозки, перевозка СПГ и нефтепродуктов, таможенное оформление, логистика

Люхэн (AM) Контеинерные перевозки, железная руда, уголь, жидкие и сыпучие грузы

Цюшань (ШШ) Перевалка железнои руды, хранение и транспортировка сырои нефти, химических веществ

Чуаншань (^Ш) Контеинерные перевозки, СПГ, нефтепродукты

Цзиньтан (ЙШ) Контеинерные перевозки

Дасе (±Ш) Контеинерные перевозки, сырая нефть, нефтепродукты и химические вещества

Цэньган (^Ш) Сырая нефть, нефтепродукты и жидкие химикаты, зерно, древесина; хранение судового топлива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мэишань (ШШ) Контеинерные перевозки, транспортировка грузовых автомобилеи, хранение бондовых грузов

Шэнсы деи) Перевалка руды

Даишань (©Ш) Перевозка жидких и сыпучих грузов, круизные перевозки

Чжэньхаи (^Ш) Транспортировка угля, нефтепродуктов и жидких химических веществ, внутренние контеинерные перевозки

Таблица 3*. Специализация терминалов порта Нинбо-Чжоушань

МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ I СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I SPA ITAK-T@M AIL.RÜ / УДК 338.1; 327

Таблица 3*. Специализация терминалов порта Нинбо-Чжоушань. Продолжение

Наименование терминала Специализация

Баицюань (ЙЖ) Транспортировка СПГ, сыпучих грузов, нефтепродуктов и жидких химических веществ; контеинерные перевозки,

Ма'ао Транспортировка нефтепродуктов и жидких химических веществ, насыпных грузов, транспортировка грузовых автомобилеи

Динхаи (ЙШ), Шипу (5Ш), Сяншаньган (^ШЩ Юнцзян (Ш1), Шэньцзямэнь (ЙЖП) Местные грузоперевозки, туристические пассажироперевозки

* Составлена по материалам [24; 23].

** Несмотря на принадлежность терминала Яншань шанхаискому порту, административное управление осуществляется органами провинции Чжэцзян, которые могут задеиствовать мощности терминала в своих интересах.

Как видно из табл.3, порт активно вовлечен в контеинерные перевозки, а также деятельность по транспортировке сжиженного природного газа (СПГ), нефти, нефтепродуктов, и химических веществ. В трех терминалах осуществляется хранение и последующая транспортировка СПГ. Это во многом связано с использованием в порту 600 грузовиков-контеинеровозов на СПГ в рамках программы снижения выбросов углерода в атмосферу. Для этих целеи на территории комплексов порта Нинбо-Чжоушань функционирует 8 заправочных станции СПГ и более 70 точек для зарядки электромобилеи [3].

Порт Нинбо-Чжоушань имеет разветвленную сеть торговых путеи, состоящую из более, чем 250 международных маршрутов в 600 портов по всему миру. Согласно данным на декабрь 2019 г., количество контеинерных маршрутов составило 244, из которых 110 являются трансокеанскими магистралями. Помимо этого, деиствуют 16 интермодальных маршрутов, ве-

дущих в города 15 провинции КНР [3]. Благодаря хорошеи логистике и удобному расположению порт используется в качестве перевалочного пункта для дальнеишеи транспортировки грузов в порты Северного Китая и Дальнего Востока, а также поставок товаров из КНР в Северную и Южную Америку. Суммарньш грузооборот порта в 2018 г. составлял 26.35 млн. ДФЭ, показав рост на 7.1%, по сравнению с предыдущим годом. В этом аспекте Нинбо-Чжоушань обогнал по темпам роста Шанхаи (4.4% за аналогичныи период), что убедило некоторых экспертов в отсутствии необходимости передачи дополнительных мощностеи шан-хаиского терминала Яншань под управление группы Ningbo Zhoushan Port Co. LTD (далее -NZP). Опасения насчет нанесения ущерба развитию порта Нинбо-Чжоушань вследствие «оттягивания» грузопотока глубоководным терминалом Яншань высказывались из-за утраты портом Чжоушань монополии на разгрузку крупнотоннажных контеинеровозов после

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2005 г. Дискуссия по этому вопросу привела к уже упомянутому слиянию комплексов Нинбо и Чжоушань в единую портовую систему. Однако по мере завершения 2-4 очередеи терминала Яншань, стало очевидно, что дальнемаги-стральные суда все чаще предпочитают разгружаться в более удобном Яншане (он расположен в 104 км от международных морских трасс и в 27,5 км от Шанхая - крупного узла дорог). Данныи факт подтолкнул ^Р искать компромисс в виде активного включения порта в маршруты МШП. Ориентация на интермодальные перевозки во внутренние раионы Китая и специализация в качестве базы для перевалки нефти, химикатов и прочих грузов промышленного назначения [25].

В настоящее время, благодаря географическому положению растут объемы грузоперевозок порта Нинбо-Чжоушань. При этом активно задеиствуются экологичные технологии в рамках программы «зеленого развития». Однако все еще стоит вопрос достижения пределов возможностеи порта ввиду близости к Шанхаю. Уклон на транспортировку энерго-носителеи при решении даннои проблемы, по нашему мнению, является правильнои стратегией ибо зависимость КНР от поставок нефти и газа в 2017 г. была равна 69% и 49% соответственно (21% - по газопроводам и 28% - поставки СПГ), а в ближаишее время, импорт нефти в Китаи будет неуклонно расти и составит около 73% от всего потребления нефти КНР в 2020 г. [26]

Порт Шэньчжэнь состоит из 2 больших частеи: Восточную и Западную, основными терминалами которых являются Яньтянь (^ Ш) и Шэкоу (4ЁП) соответственно. Портовыи

комплекс более подвержен сильным ветрам, нежели Шанхай, а потому имеет систему реагирования на ухудшение погодных условии, предполагающую остановку разгрузочно-погрузочных работ и отход пришвартованных кораблеи в зоны, защищенные от ветра [11]. Хинтеланд порта включает в себя бассеин реки Чжуцзян (провинции Гуандун и Гуанси), провинции Ху-нань, Цзянси и Фуцзянь.

Годовои грузооборот порта в 2018 г. составил 27.74 млн ДВЭ, что на 10% выше показа-телеи 2017 г. Для сравнения, грузооборот соседнего порта Гонконг в 2018 г. упал на 6.5% и составил лишь 19.6 млн ДФЭ [2].

В западнои части порта расположено 50 глубоководных причалов, из которых 13 являются специализированными контеинерны-ми. Восточная часть располагает 20 глубоководными причалами [6]. В сумме порт Шэньчжэнь имеет более 170 причалов для судов с водоизмещением более 500 тонн.

Терминал (порт) Шэкоу специализируется на перевозке сыпучих грузов, таких как зерно, удобрения, руда и т.д. Здесь происходит обработка грузов стали, дерева, камня и других видов навалочных грузов, также производится транспортировка импортнои рулоннои стали. Имеется пассажирскии терминал. Порт ежедневно обслуживает грузы из порта Гонконга, прибывающие как по суше, так и по воде. Помимо этого, Шэкоу поддерживает водное сообщение с такими прибрежными городами, как Шанхаи, Сямынь, Гуан-джоу и Хаикоу. С портом сотрудничают лидирующие в отрасли судоходные компании такие, как: MAERSK, K'LINE, PIL, COSCO, CNC и другие. Всего Шэкоу связан 90 международными маршрутами с более, чем 180 портами по всему миру [22].

МОЛОДЫЕ УЧЁДЫЕI СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I SPA ITAK-T@M AIL.RÜ / УДК 338.1; 327

Терминал (порт) Яньтянь специализируется на контеинерных перевозках, перевозке химическои продукции, а также на перевозке сырои нефти, нефтепродуктов и природного газа, в т.ч. СПГ [27]. Как и порт Шэкоу, Яньтянь активно участвует в инициативе «Один пояс -Один путь». Через него проходит более 100 международных маршрутов 40 крупнеиших мировых морских перевозчиков таких, как: COSCO, OOCL, KMTC и др. Группа YTP («Yantan Port Group») активно инвестирует в инфраструктурные проекты на территории Египта, Малаизии и Таиланда, расширяя тем самым сферу международного сотрудничества.

Стоит отметить, что на функционирование и развитие портов наибольшее влияние оказывает уже упомянутая China Merchants Group. Компании, через те или иные дочерние предприятия (прежде всего CMPort) принадлежат акции портов по всему Китаю и не только. Порты Нинбо, Даляня, Шанхая, Шэньчжэня и Циндао являются фундаментом для деятельности компании на материке. Помимо этого, во владении многопрофильного конгломерата находится контеинерныи терминал в Гонконге и терминал Каомин на Таиване. Благодаря сотрудничеству рассмотренных портов Шанхаи, Нинбо-Чжоушань и Шэньчжэнь с крупнеишеи китаискои судоходнои компаниеи COSCO (как и CMPort, имеющеи доли участия в иностранных портах), возможности дальнеишего развития портов Шанхаи, Нинбо-Чжоушань и Шэньчжэнь достаточно широки. Постоянныи грузопоток обеспечен им и благодаря правитель-ственнои инициативе МШП, которая гарантирует их включение в основные международные судоходные маршруты на долгие годы.

В связи с этим, можно сделать вывод, что данные портовые комплексы будут являться надежнои базои для китаискои торговои экспансии в течение следующего десятилетия. Подобное положение обусловлено значительными преимуществами, как экономического, так и географического характера, выраженными удобным расположением данных портов в дельтах крупных рек и их непосредственнои близости к промышленным центрам КНР, а также к основным раионам потребления энергоресурсов. Именно эти факторы будут служить основным стимулом развития китаи-ских портовых комплексов.

ЛИТЕРАТУРА

1. UNCTAD - Review of Maritime Transport 2019. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ rmt2019_en.pdf (Дата обращения: 08.06.2020).

2. World Shipping Council - Top 50 World Container Ports. - [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.worldshipping.org/ about-the-industry/global-trade/top-50-world-container-ports (Дата обращения: 08.06.2020).

3. ^М^ШЖ. - [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.zjseaport.com/ jtww/ (Дата обращения: 08.06.2020).

4. China Merchants Port Holdings Company Limited Annual Report 2019. -[Электронныи ресурс]. URL: // http:// www.cmport.com.hk/UpFiles/bpic/2020-04/20200428043431195.pdf (Дата обращения: 08.06.2020).

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

5. Ш # (ftffl) ЮТК^ 13. 2019 ^ ЩШ - [Электронныи ресурс]. URL: // http:// www.portshanghai.com.cn/jtwbs// download/4/770027513766822.pdf (Дата обращения: 06.08.2020). 14.

6. ФШШП^Н. - [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.chinaports.com/ports (Дата обращения: 08.06.2020).

7. - [Электронныи ресурс]. 15. URL: // http://www.sipg.com.cn (Дата обращения: 08.06.2020).

8. Группа компании «Vector Trade Limited» -Порт Шанхаи. - [Электронныи ресурс]. 16. URL: // http://sapsan-logistics.ru/shanhay (Дата обращения: 08.06.2020).

9. ЮТК^ - ± ff^^. - [Электронныи ресурс]. URL: //

17

http://www.portshanghai.com.cn/jtwbs/ .

webpages/about_yw.html (Дата обращения: 08.06.2020).

10. к®^

18.

^^М^. - [Электронныи ресурс]. URL: // http://sh.sina.com.cn/news/rn/2018-12-11/ detail-ihmutuec8037024.shtml (Дата обращения: 08.06.2020). 19.

11. Shanghai Zhenhua Heavy Industries Company Limited. - [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.zpmc.com/gsjies.aspx (Дата обращения: 08.06.2020). 20

12. ФШ/ШН—Ж^—

- [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.zjseaport.com/ jtww/ (Дата обращения: 08.06.2020). 21.

- [Электронный ресурс]. URL: // https://baijiahao.baidu.eom/s? id=1615292931893048970&wfr=spider&for =pc (Дата обращения: 08.06.2020).

- [Электронный ресурс]. URL: // http://www.lcchina.org.cn/ public/faci/detail/12338 (Дата обращения: 08.06.2020).

China Merchants Port Holdings Company Limited Official Website [Электронный ресурс]. URL: // http://www.cmport.com.hk/ en/ (Дата обращения: 08.06.2020).

- [Электронный ресурс]. URL: // http://www.jingbian.gov.cn/gk/ ghjg/fzgh/50230.htm (Дата обращения: 08.06.2020).

Китаи приобрел порт Пиреи [Электронныи ресурс]. URL: // https:// chinalogist.ru/book/news/kitay-priobryol-port-pirey (Дата обращения: 08.06.2020). Комиссина И.Н. Морскои Шелковьш путь XXI в. — глобальныи геополитически проект Китая // Проблемы национальнои стратегии. 2017. №1. С. 60-81. Шелухин А.А. Участие ТНК КНР в реализации стратегии «Морского Шелкового пути XXI века» // Россииское предпринимательство. 2016. Т.17. № 13. С. 1549-1568.

[Электронныи ресурс]. URL: // https:// www.sohu.com/a/289750220_468675 (Дата обращения: 08.06.2020). Игнатьев С.В. Юго-Восточная Азия в про-

VOL.2 №5 2020

ISSN: 2686-9675

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ I СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I SPA ITAK-T@M AIL.RÜ / УДК 338.1; 327

екте КНР «Морской Шёлковый путь XXI века»: Аспекты безопасности // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2018. Т.1. № 2. С. 40-49.

22. ЖДЁЙ1И—ШЛ1Ж. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://www.ufsoo.com/port/ cn-shenzhen-ports.html (Дата обращения: 02.06.2020).

23. - [Электронныи

ресурс]. URL: // http://

www.nbport.com.cn/ (Дата обращения: 08.06.2020).

24. ^М^ШЖ. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://baike.baidu.com/item/% E5%AE%81%E60/oB3%A2%E8%88%9F% E5%B1%B1%E6%B8%AF/1368442? fr=aladdin (Дата обращения: 08.06.2020).

25. t

М : -

[Электронныи ресурс]. URL: // https:// baijiahao.baidu.com/s? id=1667730905983203363&wfr=spider&for =pc (Дата обращения: 08.06.2020).

26. BP Statistical Review of World Energy. June 2018. 67th Edition [Электронныи ресурс]. URL: // https://www.bp.com/content/dam/ bp/business-sites/en/global/corporate/ pdfs/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2018-full-report.pdf (Дата обращения: 08.06.2020).

27. ^ШЖ^Ш^Й. - [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.ytport.com/jtgk/ jtjs/201810/t20181026_39.html (Дата обращения: 08.06.2020).

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. UNCTAD - Review of Maritime Transport 2019 [YUNKTAD - Obzor morskogo transporta 2019]. - [Electronic edition]. URL: // https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ rmt2019_en.pdf (Date of access: 08.06.2020).

2. World Shipping Council - Top 50 World Container Ports [Vsemirnyj sovet sudohodstva -50 krupnejshih kontejnernyh portov mira]. -[Electronic edition]. URL: // http:// www.worldshipping.org/about-the-industry/global-trade/top-50-world-container-ports (Date of access: 08.06.2020).

3. ^tM^m [Zhejiang Seaport -Ningbo Zhoushan Port]. - [Electronic edition]. URL: // http://www.zjseaport.com/ jtww/ (Date of access: 08.06.2020).

4. China Merchants Port Holdings Company Limited Annual Report 2019 [Godovoy otch-et China Merchants Port Holdings Company Limited za 2019 god]. - [Electronic edition]. URL: // http://www.cmport.com.hk/ UpFiles/bpic/2020-

04/20200428043431195.pdf (Date of access: 08.06.2020).

5. № m # (ftffl) 2019 ¥ äR [Shanghai guoji gangwu (jituan) gufen youxian gongsi 2019 nian niandu

baogao zhaiyao]. - [Electronic resource]. URL: / / http://www.portshanghai.com.cn/ jtwbs//download/4/770027513766822.pdf (Date of access: 06.08.2020).

6. ^ HP tN [Zhongguo gangkou guanwang]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.chinaports.com/ports (Date of access: 08.06.2020).

7. [Shanghai International Port Group Official Website]. - [Electronic re-

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

source]. URL: // http://www.sipg.com.cn (Date of access: 08.06.2020).

8. Группа компании «Vector Trade Limited» -Порт Шанхаи [Gruppa kompanij «Vector Trade Limited» - Port Shanhaj]. - [Electronic resource]. URL: // http://sapsan-logistics.ru/shanhay (Date of access: 14. 08.06.2020).

9. ЮТК^ — ± ff^^ [Shanghai guoji gangwu (jituan)

15

gufen youxian gongsi — zhu ying yewu]. -[Electronic resource]. URL: // http:// www.portshanghai.com.cn/jtwbs/ webpages/about_yw.html (Date of access: 08.06.2020).

10. ШЙН—к®^

^ 16. ^^^^ [Xinlang wang—yang shan

shenshui gang si ql kai gang yl zhounian shi yunying chengguo xianzhu]. - [Electronic resource]. URL: // http://sh.sina.com.cn/ news/m/2018-12-11/detail-ihmutuec8037024.shtml (Date of access: 08.06.2020).

17

11. Shanghai Zhenhua Heavy Industries Company Limited [Shanghai Zhenhua Heavy Industries Company Limited]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.zpmc.com/ gsjies.aspx (Date of access: 08.06.2020).

12. 12. ФШ/ШН—ЖИ—18.

Ш РШ® Ф [Zhongguo

shuiyun wang—tansuo weizhi linghang weilai—shanghai gang zhicheng guoji hangyun zhongxin jianshe zongshu]. -[Electronic resource]. URL: // http:// 19 www.zjseaport.com/jtww/ (Date of access: 08.06.2020).

13.

[Taipingyang diannao

wang—shanghai gang, shijie shang zui fanmang di gangkou jing "kong wu ylren"?]. -[Electronic resource]. URL: // https:// baijiahao.baidu.com/s? id=1615292931893048970&wfr=spider&for =pc (Date of access: 08.06.2020). H^f^HfÖ [Wuliu chanye da shuju pingtai]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.lcchina.org.cn/public/faci / detail/12338 (Date of access: 08.06.2020). China Merchants Port Holdings Company Limited Official Website [Ofitsial'nyy veb-sayt China Merchants Port Holdings Company Limited]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.cmport.com.hk/en/ (Date of access: 08.06.2020).

«MAK«—1

[Jing bian xian renmin zhengfu— zhongguo"yldai yllu"gulhua zhengshi gongbu (quanwen)]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.jingbian.gov.cn/gk/ghjg/ fzgh/50230.htm (Date of access: 08.06.2020).

Kitay priobrol port Pirey [China acquired the port of Piraeus]. - [Electronic resource]. URL: // https://chinalogist.ru/book/news/ kitay-priobryol-port-pirey (Date of access: 08.06.2020).

Komissina, I.N. (2017) Morskoy Sholkovyy put' XXI v. — global'nyy geopoliticheskiy proyekt Kitaya [Maritime Silk Road of the XXI century - China's global geopolitical project] // Problemy natsional'noy strategii. №1. pp. 60-81.

Shelukhin, A.A. (2016) Uchastiye TNK KNR v realizatsii strategii «Morskogo Shelkovogo puti XXI veka» [Participation of TNC of China in the implementation of the strategy of the "Maritime Silk Road of the XXI century"] //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ I СЯЧИН В.А., ЭПШТЕЙН В.А. I SPA ITAK-T@M AIL.RÜ / УДК 338.1; 327

Rossiyskoye predprinimatel'stvo. Volume number 17. №13. pp. 1549-1568.

20. № ft [Cong 40 tiao hangxian fenbu zhong kan zhong guo 9 da gangkou di diwei]. -[Electronic resource]. URL: // https:// www.sohu.com/a/289750220_468675 (Date of access: 08.06.2020).

21. Ignat'yev, S.V. (2018) Yugo-Vostochnaya Azi-ya v proyekte KNR «Morskoy Sholkovyy put' XXI veka»: Aspekty bezopasnosti [Southeast Asia in the PRC project "Maritime Silk Road of the XXI century": Security aspects] // Yugo -Vostochnaya Aziya: Aktual'nyye problemy razvitiya. Volume number 1. №2. pp. 40-49.

22. ffi^S^N—[Tongyong yunfei wang—shenzhen gang]. - [Electronic resource]. URL: // https://www.ufsoo.com/ port/cn-shenzhen-ports.html (Date of access: 02.06.2020).

23. tM^^M^PI^ [Ningbo zhoushan gang gufen youxian gongsl]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.nbport.com.cn/ (Date of access: 08.06.2020).

24. [Ningbo zhoushan gang]. -[Electronic resource]. URL: // https:// baike.baidu.com/item/%E5%AE%81%E6% B3%A2%E8%88%9F%E5%B1%B1%E6% B8%AF/1368442?fr=aladdin (Date of access: 08.06.2020).

25. t M: [Chengshi bamai—weile yu shanghai jingzheng hebing zhoushan gang? Ningbo: Zai duo ylge yang shan gang ye bu suan shi]. - [Electronic resource]. URL: // https://baijiahao.baidu.com/s? id=1667730905983203363&wfr=spider&for= pc (Date of access: 08.06.2020).

26. BP Statistical Review of World Energy. June 2018 [Statisticheskiy obzor mirovoy ener-getiki BP. Iyun' 2018 g.]. 67th Edition. -[Electronic resource]. URL: // https:// www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (Date of access: 08.06.2020).

27. ^ШЖ^Ш^Н [Yantian gang jituan

guanwang]. - [Electronic resource]. URL: // http://www.ytport.com/jtgk/jtjs/201810/ t20181026_39.html (Date of access: 08.06.2020).

INFORMATION ABOUT AUTHORS

3rd year student, Syachin Valeriy Gennad'evich

International Relations department, Institute of Business Studies (IBS-Moscow), Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow) 119571, Moscow, prospekt Vernadskogo, 82, str.1 Russia

spartak-t@mail.ru

Associate Professor, Ph.D. in Sociology, Epshteyn Vitaly Anatolievich

International Relations department, Institute of Business Studies (IBS-Moscow), Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow) 119571, Moscow, prospekt Vernadskogo, 82, str.1 Russia

epshteinv@gmail.com

Принята к публикации: 09.09.2020 Submission Date: 09.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.