2. Азрилиян А. Н. Новый экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2006. С. 1088.
3. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006. - 464 с.
4. Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: КНОРУС, 2005. С. 302.
5. Белозерова С. Камень преткновения - деформация заработной платы // Человек и труд. 2009. № 8. С. 20-21.
6. Волгин Н. А. Оплата труда - болевая точка сегодняшней экономики // Человек и труд. 2009. № 7. С. 20.
7. Отчет о работе государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге за 1 полугодие 2015 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// git78.rostrud.ru>upload/iblock/455/otchet_git. (дата обращения: 15.04.2016).
Крупнейшие грузовые порты мира
как основные составляющие международной логистики
1 2 Тутова М. О. , Борзенкова Н. О.
1Тутова Маргарита Олеговна / Tutova Margarita Olegovna - студент;
2Борзенкова Наталья Олеговна /Borzenkova Nataliya Olegovna - студент, кафедра логистики, Институт отраслевого менеджмента Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрена инфраструктура крупнейших портов мира. Для наглядности исследования приведён в пример самый крупный порт мира -китайский Шанхай. Представлена структура управления Шанхайским портом, а также таблицы-статистики. На основе цифр выделено и обосновано лидерство морских портов Юго-Восточной Азии. На примере Шанхая можно увидеть, что поддержка отечественных участников рынка морских перевозок может вывести их в число мировых лидеров и сделать примером для подражания во всем остальном мире.
Ключевые слова: порт, грузовые порты, логистика, международная логистика, перевозка, Шанхайский порт, порты Юго-Восточной Азии.
Значение и роль морских портов в международной, трансграничной логистике пространств и границ в настоящее время трудно переоценить [1], особенно в международных товаропроводящих сетях [2] и трансграничной логистики таможенных союзов [3, 4]. Для них разрабатываются инновационные технологии, методы и модели [5, 6]. Анализ внешнеторговой статистики [7] показывает, что необходимо осуществлять комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг для реализации своего потенциала и приближения к мировым лидерам [8].
Ежегодно по морю перевозится не менее 9 миллиардов тонн грузов1, что составляет 80 % от всего мирового грузопотока2. Все морские грузы переваливаются с суши на суда и обратно в 2200 портах мира3, при этом на первую десятку портов
1http://ray-idaho.ru/picture_library/rmt2014_en.pdf (19 декабря 2014).
2http://geographyofrussia.com/morskoj-transport-2/ (25 июля 2014).
3http://www.bygeo.ru/materialy/chetvertyi_kurs/geographiya-mirovogo-okeana-chtenie/2135-morskie-porty-i-ih-tipy.html (19 декабря 2012).
приходится более 40 % всего мирового грузопотока1. Масштабы инфраструктуры любого из крупных портов поражают: порт Роттердама (Нидерланды) расположен на площади в 120 кв. км2, что составляет более 10 % от площади такого крупнейшего мегаполиса мира, как Москва (без учета Новой Москвы)3. Причем акватория порта Роттердама занимает только половину от этой площади, остальное - здания, сооружения, складские помещения, площадки и т. д. При этом Роттердам - это всего лишь 10-й порт в мире по объему переваливаемых грузов и уступает в 2 - 3 раза лидерам топ-10 порто4: Шанхаю, Сингапуру, Гонконгу и т. д. По возможностям обслуживания различных видов морских перевозок (контейнерные перевозки, ро-ро перевозки, перевозки навалочных грузов/судовых партий и т. д.), порты можно разделить на порты общего назначения и специализированные, т. е. обслуживающие конкретный вид перевозок, например, нефтеналивные. Естественно, крупнейшие порты мира как транзитные, так и узловые, по определению являются портами общего назначения. Нетрудно обратить внимание на существенное доминирование китайских портов в этом рейтинге: рейтинг возглавляется китайским Шанхаем, 11 из 30 крупнейших портов расположены в Китае, а в первой десятке их вообще семь. Следует отметить важную особенность морских перевозок: в их общем объеме контейнерные перевозки занимают относительно малую долю, если рассматривать тоннаж перевозимых грузов. Однако если рассматривать удельную стоимость, то контейнерные перевозки сразу начинают доминировать: их доля в стоимостном выражении доходит до 60 % от общего оборота морских грузов5. Т0П-30 грузовых портов в разрезе контейнерных перевозок выглядит несколько иначе, чем Т0П-30 по грузообороту вообще.
При всех отличиях от предыдущих Т0П-30 сохраняется вся та же тенденция: на первом месте китайский Шанхай, в первой десятке семь портов расположены в Китае, в тридцатке - 11 китайских. И вообще, через китайские порты проходит свыше четверти мирового оборота контейнеров (с учетом Гонконга и Тайваня - почти треть), как это показано далее в табл. 16:
1http://www.bygeo.rUmaterialy/chetvertyi_kurs/geograpЫya-mirovogo-okeana-chteme/2135-morskie-porty-i-ih-tipy.html (19 декабря 2012).
2https://www.portofrotterdam.com/en/the-port/facts-figures-about-the-port (1 июля 2012).
3http://www.vesti.ru/doc.html?id=835485&cid=7 (1 июля 2012).
4http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyiy-bolshoy-port-v-mire.html9 декабря 2014).
5http://www.statista.com/topics/2251/water-transportation-industry/ (9 декабря 2014).
6 UNCTAD, http://unctad.org/en/PublicationChapters/rmt2015ch4_en.pdf.
Таблица 1. Пропускная способность контейнерного порта для 80 стран с переходной экономикой 2012-2014 (ТЕШ)
№ Страна Оборот контейнеров, TEU
2012 2013 2014
1 China 161 318 524 170 858 775 181 635 245
2 Singapore 32 498 652 33 516 343 34 832 376
3 Republic of Korea 21 609 746 22 588 400 23 796 846
4 Malaysia 20 873 479 21 168 981 22 718 784
5 Hong Kong (China) 23 117 000 22 352 000 22 300 000
6 United Arab Emirates 18 120 915 19 336 427 20 900 567
7 Taiwan Province of China 14 976 356 15 353 404 16 430 542
8 Indonesia 9 638 607 11 273 450 11 900 763
9 India 10 279 265 10 883 343 11 655 635
10 Brazil 9 322 769 10 176 613 10 678 564
Остальные 302 724 861 313 693 006 327 580 017
Всего 624 480 174 651 200 742 684 429 339
Инфраструктура крупнейших портов мира приблизительно одинакова, и ее логично рассмотреть на примере самого крупного порта мира - китайского Шанхая. Сразу следует отметить, что с точки зрения расположения своих сооружений этот порт резко отличается от других старых, традиционных портов, поскольку его глубоководная терминальная зона расположена не на материке в рамках естественного рельефа береговой зоны, а специально построена на двух прибрежных островах (Большой и Малый Яншань), которые соединены с материковой частью Донгайхским мостом длиной в 32 км. Исторически порт возник на материковой части Китая рядом с г. Шанхай как речной и морской порт на месте впадения рек Янцзы, Хуангпу и Куатанг в Восточно-Китайское море. Однако порт не был глубоководным и не мог принимать контейнерные суда тяжелого класса, поэтому в 1995 г. Госсовет КНР принял решение о строительстве нового глубоководной порта Яншань в составе Шанхайского портового комплекса. Собственно строительство началось в 2002 г., проходило в четыре этапа и на сегодняшний день в основном завершено - сейчас достраивается полностью автоматизированная четвертая очередь Яншанского контейнерного порта12.
В целом порт располагает 125 причалами, 82 из которых способны принять суда классом 10,000 дедвейтов и выше. Для погрузки-разгрузки в порту используется 5,143 единиц такелажного оборудования. Порт включает в себя3:
1) глубоководные контейнерные терминалы Яньшанского порта для обслуживания грузов, пришедших из или отправляемых в Европу и Средиземноморье, на Восточное побережье США, в Африку, Южную Америку;
2) контейнерные терминалы портовой зоны Вайгаокао, которые обслуживают грузы, пришедшие из или отправляемые в страны ЮВАО и Австралию, на Западное побережье США и в ближневосточные страны;
1http://www.ship-technology.com/projects/portofshnaghai/ (26 октября 2015).
2http://www.portshanghai.com.cn/en/channel2/channel21.html (22 декабря 2014).
3http://www.portshanghai.com.cn/en/channel2/channel21.html (22 декабря 2014).
3) контейнерные терминалы портовой зоны Вусонг, которые обслуживают каботажные перевозки;
4) терминалы для генеральных грузов, насыпных и наливных грузов, особо опасных и взрывчатых веществ, расположенные в портовых зонах Зангхуабанг, Луоджинг, Луову и Лонгву;
5) специализированный терминал в портовой зоне Зангхуабанг, предназначенный для обслуживания тяжелых и сверхтяжелых негабаритных грузов типа оборудования для атомных электростанций, тяжелого машиностроительного оборудования и т. д.;
6) пассажирский терминал площадью 160 км2 (четыре причала, общая длина причальной зоны - 850 м; пассажиропоток - 1 млн./год).
Такая структура позволяет Шанхайскому порту принимать и отгружать практически любые мыслимые и немыслимые грузы за исключением весьма специфических типа сжиженного природного газа. В настоящий момент весь порт управляется китайской ShanghailnternationalPortGroup (SIPG) (формально, через свои разнообразные дочерние предприятия); планирование и оперативный контроль за всеми операциями на всех этапах работы порта осуществляется в единой комплексной компьютерной системе управления «TOPS», которая совмещена с системой подачи заявок и трекинга грузов «lgangtong e-commerceplatform»1. При таком подходе фактор потери информации и, как следствие, возможность возникновения сбоев в работе порта из-за несогласованности действий портовых служб сведен к минимуму.
Структура управления Шанхайским морским портом во многом уникальна: в мире есть только один крупный оператор, управляющий целиковым портом (он же лидер рынка - PSAInternational), все остальные операторы специализируются на каком-то виде морских перевозок и управляют отдельными терминалами, как это показано в таблице далее для глобальных операторов терминалов на рынке морских контейнерных перевозок в табл. 22:
2 UCTAD, http://unctad.org/en/PublicationChapters/rmt2015ch4_en.pdf (23 сентября 2015).
№ Наименование Головной офис Оборот в млн. TEU, 2015 г. Комментарии (выручка за 2014 г.)
1 PSA International (Port of Singapore Authority) Сингапур 64 Является оператором порта Сингапура; половина оборота (33,6 млн. ТЕи) приходится на Сингапур, оставшаяся половина - на другие порты; является не только лидером рынка по обороту контейнеров, но и по доходности (выручка 3,8 млрд. долларов, прибыль 1,4 млрд. долларов)
2 DP World ОАЭ 60 Самый диверсифицированный оператор, присутствует на всех шести континентах, управляет 65 терминалами (выручка 3,4 млрд. долларов, прибыль 0,675 млрд. долларов
3 APM Terminals Бельгия 38,3 Присутствует в 56 странах (170 портов и наземных служб), в т. ч. в России, где владеет 30,75 % лидера российского рынка контейнерных перевозок GlobalPorts (выручка 4,5 млрд. долларов, прибыль 0,9 млрд. долларов)
4 Hutchison Port Holdings Trus Китай 24,2 Является оператором терминалов в портах Китая, в т. ч. имеет долю в одном из терминалов порта Шанхая (выручка 1,63 млрд. долларов, прибыль 0,54 млрд. долларов)
В целом, приведенные в данной работе цифры позволяют сделать вывод о том, что морские порты Юго-Восточной Азии в целом, и китайские в частности, лидируют по всем показателям. При этом компании-операторы из ЮВАО также лидируют по всем натуральным и финансовым показателям. Также, на примере Шанхая можно видеть, что грамотная поддержка отечественных участников рынка морских перевозок может вывести их в число мировых лидеров данной отрасли и сделать их примером для подражания во всем остальном мире.
Литература
1. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. С. 168.
2. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.
3. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент». 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. М.: ГУУ. 2013. С. 173.
4. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. М.: ГУУ. 2014. С. 158.
5. Воронов В. И. «Имитационная модель управления работой морского порта». Вестник Самарского государственного университета им. академика С. П. Королева (НИУ) 2005. № 1 (7). С. 42-45.
6. Воронов В. И., Кривоносов Н. А., Савостьянок Г. Н., Кожанова В. В. Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции». 2015. № 4. С. 2-4.
7. Воронов В. И., Воронов А. В., Ермаков А. А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90-96.
8. Лазарев В. А., Воронов В. И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008. № 3. С. 5-10.
9. Тутова М. О., Перекатов Е. В. Эффективность складской логистики // Современные инновации. 2015. № 1(1). С. 8-12.
10. Liner Shipping Connectivity Index. United, New York and Geneva, 2014. [Электронный ресурс]: Review of maritime transport 2014. URL: http://ray-idaho.ru/picture_library/rmt2014_en.pdf. (дата обращения: 19. 12. 2014).
11. География мирового океана. [Электронный ресурс]: Морские порты и их типы. URL: http://www.bygeo.ru/materialy/chetvertyi_kurs/geographiya-mirovogo-okeana-chtenie/2135-morskie-porty-i-ih-tipy.html. (дата обращения: 19. 12. 2012).
12. ААРА (Ассоциация портов Северной, Центральной и Южной Америки). [Электронный ресурс]: Port Industry Statistics. URL: http://www.aapa-ports.org/Industry/content.cfm?ItemNumber=900. (дата обращения: 9. 12. 2014).
13. Water Transport. [Электронный ресурс]: Statistics and Facts about the Water Transportation Industry. URL: http://www.statista.com/topics/2251/water-transportation-industry. (дата обращения: 21. 12. 2015).
14. ААРА (Ассоциация портов Северной, Центральной и Южной Америки). [Электронный ресурс]: Port Industry Statistics. URL: http://www.aapa-ports.org/Industry/content.cfm?ItemNumber=900. (дата обращения: 9. 12. 2014).
15. Review of Maritime Transport 2015. [Электронный ресурс]: UNCTAD, 4 Ports. URL: http://unctad.org/en/PublicationChapters/rmt2015ch4_en.pdf. (дата обращения: 22. 09. 2015).
16. Shanghai International Port(Group), CO, LTD. [Электронный ресурс]: Port Handling; URL: http://www.portshanghai.com.cn/en/channel2/channel21.html. (дата обращения: 22 12. 2015).
17. Review of Maritime Transport 2015. [Электронный ресурс]: UNCTAD, 4 Ports. URL: http://unctad.org/en/PublicationChapters/rmt2015ch4_en.pdf. (дата обращения: 22 09. 2015).