Научная статья на тему '"моркинский текст" в марийской прозе (к постановке проблемы)'

"моркинский текст" в марийской прозе (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Litera
ВАК
Ключевые слова
МАРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАРИЙСКАЯ ПРОЗА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / СВЕРХТЕКСТ / ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / МОРКИНСКИЙ ТЕКСТ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО / ПОЭТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмин Григорий Викторович

В работе актуализирована проблема локального (регионального) текста в рамках постановки вопроса о «моркинском тексте» в марийской национальной литературе, дано обоснование термина "моркинский текст" в контексте существующих понятий «петербургский текст», «московский текст», «северный текст» и др., определены ключевые факторы его формирования и развития. Особое внимание уделено географическому фактору в формировании «моркинского текста», определены основные признаки идейного, проблемно-тематического и композиционно-стилевого единства произведений, образующих данный сверхтекст. Статья носит теоретико-методологический характер. В ней актуализированы аналитический, системный и сравнительный методы изучения литературоведческого материала. В статье проанализированы имеющиеся в отечественной филологической науке научные подходы к системному и типологическому исследованию истории формирования, развития и современного состояния локальных сверхтекстов с точки зрения их актуальности и возможностей использования в обосновании понятия «моркинский текст» в марийской национальной прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"моркинский текст" в марийской прозе (к постановке проблемы)»

"Моркинский текст" в марийской прозе (к постановке проблемы)

Кузьмин Григорий Викторович

аспирант, кафедра финно-угорской и сравнительной филологии, Марийский государственный

университет

424000, Россия, республика Республика Марий Эл, г. Йоикар-Ола, ул. Кремлевская, 44, каб. 503

И gri_kuz@mail.ru

Статья из рубрики "Литературоведение"

Аннотация.

В работе актуализирована проблема локального (регионального) текста в рамках постановки вопроса о «моркинском тексте» в марийской национальной литературе, дано обоснование термина "моркинский текст" в контексте существующих понятий «петербургский текст», «московский текст», «северный текст» и др., определены ключевые факторы его формирования и развития. Особое внимание уделено географическому фактору в формировании «моркинского текста», определены основные признаки идейного, проблемно-тематического и композиционно-стилевого единства произведений, образующих данный сверхтекст. Статья носит теоретико-методологический характер. В ней актуализированы аналитический, системный и сравнительный методы изучения литературоведческого материала. В статье проанализированы имеющиеся в отечественной филологической науке научные подходы к системному и типологическому исследованию истории формирования, развития и современного состояния локальных сверхтекстов с точки зрения их актуальности и возможностей использования в обосновании понятия «моркинский текст» в марийской национальной прозе.

Ключевые слова: марийская литература, марийская проза, художественная структура, сверхтекст, локальный текст, моркинский текст, факторы формирования, географический фактор, содержательное ядро, поэтика

DOI:

10.25136/2409-8698.2018.3.26717

Дата направления в редакцию:

27-06-2018

Дата рецензирования:

01-07-2018

Дата публикации:

06-07-2018

Введение

За последние годы значительно вырос исследовательский интерес к локальным литературным сверхтекстам. Так, появились содержательные работы, посвящённые сибирскому тексту русской литературы и алтайскому тексту как его отдельной

составляющей —2—3—Активно исследуются крымский, вятский, московский, лондонский сверхтексты [см., напр.: 30; 33].

Осмысление феномена локального сверхтекста началось с городского - петербургского - текста, но сегодня, наряду с городскими текстами, активно разрабатываются и региональные сверхтексты, к числу которых мы предлагаем отнести и «моркинский текст». Как литературный феномен он никогда еще не изучался в региональной филологической науке. Цель данной статьи - обосновать и определить факторы формирования данного «сверхтекста».

Проблема локального текста в отечественной литературной науке

З.Г. Минц «о внутренней связи петербургского текста» пишет: «... несмотря на разнообразные возможности расширения числа текстов, кодирующих петербургскую тему у символистов, список их тяготеет к закрытости, имеет границу. Выделенные произведения русской классики обладают высокой степенью единства - как тематического, так и идейного («маленький человек» в большом городе, «маленький человек» и русская государственность, «противоестественность» и «фантастичность» Петербурга, катастрофизм и т. д.), эстетического («фантастический реализм», гротескность) и эмоционально-оценочного (исторически сложное (Пушкин) или негативное (Гоголь) отношение к «самому умышленному городу в мире») Символизм не только активно формирует свой образ традиции, но и дает ее осмысление — то достаточно субъективное, то раскрывающее в наследии XIX века исторически ему присущее. Так, соединение с петербургской классикой апокалипсических мотивов по-новому, более обобщенно подчеркивает «роковую» катастрофичность жизни в «императорском» Санкт-Петербурге» I32!.

В.А. Кошелев, определяя понятие «северный текст», отмечает, что «это создававшийся преимущественно на протяжении столетия (с начала ХХ века до наших дней) в творчестве многих русских писателей особый северорусский вариант национальной картины мира, наделённый, наряду с индивидуальными, отражающими своеобразие мировидения каждого из авторов, также и общими, типологическими чертами» [25, с- 5].

З.Г. Минц пишет, что «непременным условием принадлежности произведения к разряду «петербургских» считается присутствие черт городской топографии и быта» ^З^.

Художественная картина мира, которая запечатлевается в региональном литературном сверхтексте, «включает в себя совокупность ландшафтных характеристик, образов природы, человека, его места в мире, общие категории пространства, времени,

движения, а также особый склад мышления» [15]. Она отражает особенности менталитета населения, края, территории, «оказывается связанной, с одной стороны, с индивидуально-авторским, субъективно-личностным образом мира (возникающим в творчестве отдельных писателей, как уроженцев этого края, так и «осваивающих» его как «чужую» территорию), а с другой - с общенациональной картиной мира, а её воссоздание является одной из наиболее важных задач при исследовании феномена

каждого регионального сверхтекста» [15]. «Моркинский текст» как локальный текст

Историко-географическая общность и этнографическая схожесть отмечается и между произведениями, которые входят в «моркинский текст».

История моркинского края - основы «моркинского текста» как сверхтекста - уходит далеко вглубь веков. Это история края, населенного людьми, имеющими незримые связи с прошлым своего народа, сохранившими в большей степени его типичные черты, обычаи, быт и нравы. М.Н. Янтемир пишет: «Моркинский район является наиболее марийским. Типичные черты марийского народа, его обычаи, быт и нравы сохранились здесь в большей степени, чем это наблюдается в других районах Республики Марий Эл.

Также обращает на себя внимание язык моркинских мари, который сохранился в наибольшей чистоте и признан литературным. У моркинских мари более устойчиво сохранились марийские нравы и обычаи. Именно здесь соблюдаются национальные праздники Агавайрем, Семык, СШрем, Шорыкйол, Шярня, Кугече, Сорта и др. Кроме того на 1993 г. в Моркинском районе насчитывалась 51 священная роща.

Национальные костюмы моркинских мари также сохранились, не претерпев большого влияния русского или татарского населения» [44, с 31].

Итак, вокруг понятия «моркинский текст» мы объединяем в единое художественное целое произведения писателей моркинской стороны (ныне - Моркинского района Республики Марий Эл) - классиков и современников. Моркинскую землю называют родником талантов народа мари. Здесь родились и выросли поэт, классик марийской литературы Сергей Чавайн; поэт, лауреат Государственной премии СССР Миклай Казаков; драматург, народный писатель Сергей Николаев; поэт, первый лауреат премии им. Олыка Ипая Валентин Колумб; поэт, заслуженный работник культуры Валентин Осипов-Ярча; поэт, председатель Союза писателей Республики Марий Эл Василий Крылов и др.

Объектом исследования в рамках «моркинского текста» может стать и плеяда марийских прозаиков, в творчестве которых Моркинский край «осознает» себя особенно ярко, - это Крисам Алдиар, Г. Алексеев, Ю. Галютин, М. Евсеева, Т. Ефремов, Г. Ефруш, Н. Лекайн, В . Осипов-Ярча, Вл. Мухин-Сави, А. Ток, Арк. Федоров, А. Филиппов-Чончурий, С. Чавайн, Я. Элексейн, С. Элнет, Л. Яндак.

Отдельные компоненты «моркинского текста» (в значении: отдельные авторы и отдельные произведения), безусловно, изучались в марийской литературной науке в самых разных аспектах (тематика, проблематика, образная структура, сюжет и композиция, жанровые, стилевые особенности и т.д.). Из классиков марийской литературы, вышедших из моркинской стороны, в большей степени изучено творчество С.Г. Чавайна [9 12 16 19], Н. Лекайна [8 11; 14; 17; 23; 26; 28; 31] и г. Ефруша [4 5 6 7 20

21; 22], в меньшей - Я. Элексейна [10; 24; 29; 42], Т. Ефремова [21]. Из писателей более позднего времени и современности наибольший интерес исследователей привлекает

творчество Г. Алексеева [13; 18; 27; 34; 35; 36; 37; 43]. Остальные авторы, указанные выше, не получили еще достаточного рассмотрения даже на эмпирическом уровне.

Писатели и их произведения, объединенные нами вокруг понятия «моркинский текст», отличаются высокой степенью общности, позволяющей рассматривать их как некое социокультурное и художественное единство.

Основные черты «моркинского текста» как локального текста видятся нами следующим образом:

- схожая, связанная с моркинской темой проблематика и сходные способы их художественной реализации;

- одинаковая коннотативная направленность (в плане отношения авторов к моркинской стороне, ее народу, истории, укладу жизни, традиционной и современной культуре);

- сходные принципы и приемы создания характеров персонажей;

- одинаковое восприятие моркинского пейзажа и идентичные принципы выстраивания таких описаний в художественном тексте;

- сходные способы использования языковых средств;

- значительное место уделено топонимам. Заключение

Итак, о «моркинском тексте» можно говорить как о некоем «сверхтексте», который обладает ярко выраженными признаками, позволяющими говорить об идейно-художественном единстве, и который прошел специфические стадии формирования и эволюции в рамках истории марийской литературы; при этом каждая новая эпоха вписывает в него новые страницы, новые штрихи. У этого «сверхтекста» есть содержательное ядро, которое, наряду с поэтикой, востребованной данным специфическим содержанием, могут стать предметом конкретного исследования в рамках обозначенной нами проблемы.

Библиография

1. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 1. Барнаул, 2002. 131 с.

2. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 2. Барнаул, 2004. 214 с.

3. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 3. Барнаул, 2006. 236 с.

4. Апатеева Р. Макарсолан уста эргыже // Ончыко. 1996. № 4. С. 134-140.

5. Апатеева Р. Эре чоныштем // Ончыко. 1976. № 4. С. 74-78.

6. Асылбаев А. Георгий Ефруш - ойлымашын мастарже // Асылбаев А. Марий литература нерген. Йошкар-Ола, 1957. С. 105-115.

7. Асылбаев А. Г. Ефрушын драматургийже нерген // Марий коммуна. 1940. 21 апр.

8. Асылбаев А. Сенымаш корнышто // Марий литература нерген. Йошкар-Ола, 1957. С. 149-167.

9. Асылбаев А.А. Сергей Чавайн: очерк жизни и творчества. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1963. 144 с.

10. Асылбаев А. Я.А. Элексейн нерген // Элексейн Я. Ормок. Йошкар-Ола, 1990. С. 104123.

11. Васин К. Калык писатель Н. Лекайн // Ончыко. 1967. № 3. С. 110-112.

12. Васин К.К. Сергей Григорьевич Чавайн: Жизнь и творчество. 2-е изд, доп. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1987. 47 с.

13. Васинкин А. Мутын чеверже, верже, эрже... // Ончыко. 2002. № 8. С. 181-191.

14. Васинкин А. Изображаемая правду жизни: роман Н. Лекайна «В огне великой войны» // Васинкин А. Героические годы. Йошкар-Ола, 1987. С. 47-76.

15. Галимова Е.Ш. Северный текст в системе локальных (городских и региональных) сверхтекстов русской литературы // URL:

https://narfu.ru/ifmk/cen_lab/ntext/files/galimova.pdf (дата обращения: 10.10.2017).

16. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов / пер. с венгерского. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1993. 288 с.

17. Егоров В. Марий мландын онар мурызыжо // Ончыко. 2007. № 5. С. 4-28;

18. Егоров В. Тетла возыдегече омат чыте... // Кугарня. 1997. 16 май.

19. Живое наследие / МарНИИ яз., лит. и ист. им. В.М. Васильева; науч. ред. А.А. Васинкин. Йошкар-Ола, 1992. 144 с.

20. Иванов А. Георгий Ефруш да тудын сылнымут корныжо // Ончыко. 1975. № 1. С. 9295.

21. Иванов А. Сылнымутлан пелед шуын улмаш // Арслан тукым. Йошкар-Ола, 1985. С. 11-20.

22. Иванов А. У илышым моктен: Г. Ефрушын шочмыжлан - 65 ий // Марий коммуна. 1981. 10 апр.

23. Иванов И. Лекайнын йылмыже нерген // Марий коммуна. 1964. 2 июнь.

24. Китиков А.Е. Калык ойпогылан экертен // Элексейн Я. 0рм0к. Йошкар-Ола, 1990. С. 123-126.

25. Кошелев В.А. «Северный текст» в русской словесности // Северный текст в русской культуре: материалы межд. конф. (Северодвинск, 25-27 июня 2003 г.) / Поморский ун-т. Архангельск, 2003. С. 5-12.

26. Кубаев Г. Художественное своеобразие романа Н. Лекайна «Земля предков» // Проблемы жанра в марийской литературе. Йошкар-Ола, 1981. С. 90-105.

27. Кудрявцева Р.А. Деталь как прием психологизации повествования в марийском рассказе конца ХХ века (на примере рассказа Геннадия Алексеева «Жаркий день») // Вестник Челябинского государственного университета: научный журнал. 2009. № 5. С. 61-66.

28. Кудрявцева Р.А. Ранние рассказы Никандра Лекайна: нарратологический анализ // Художественная словесность финно-угорских народов: от истоков к современности / МарНИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева. Йошкар-Ола, 2008. С. 7392.

29. Кудрявцева Р.А. Этноценностная парадигма художественной структуры марийского рассказа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7. Ч. 2. С. 111-114.

30. Люсый А.П. Крымский текст русской культуры и проблема мифологического контекста: дис. ... канд. культурологии. М., 2003. 188 с.

31. Малинова К.В. Никандр Сергеевич Еремеев (Лекайн)// Очерки истории марийской литературы / Мар. НИИ яз., лит. и ист. при Совете министров МАССР. Ч. 2. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1960. С. 227-273.

32. Минц З.Г. «Петербургский текст» и русский символизм // URL: http://www.ruthenia.ru/mints/papers/pbtekst.html (дата обращения: 10.03.2017).

33. Прохорова Л.С. Лондонский городской текст русской литературы первой трети XIX века: дис. ... канд. филол. н. Томск, 2005. 194 с.

34. Рябинина М.В. Марийская повесть второй половины XX века: поэтика психологизма: дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2014. 185 с.

35. Рябинина М.В. Косвенная форма психологического изображения в повести Г. Алексеева «Осиротевшая душа» // Финно-угорский мир. 2012. № 3/4. С. 90-93.

36. Рябинина М.В. Портрет как средство психологической характеристики персонажа в повестях Г. Алексеева // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 302-306.

37. Рябинина М.В. Форма психологического изображения в повести Г. Алексеева «Осиротевшие души» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (35). Ч. 1. С. 147-150.

38. Сануков К. Тихон Ефремов-автор первого марийского гимна // Морко. Замечательные люди удивительного края: сб. док. очерков. Йошкар-Ола, 2002. С. 154-161.

39. Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Томск, 2002 Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Вып. 2. Томск, 2007. 237 с.

40. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллект. монография. Красноярск, 2010. 237 с.

41. Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27-35.

42. Эман С. Яков Элексейн // Сылнымут нерген мут. Йошкар-Ола, 1971. С. 208-239.

43. Якимова Н.С. Г. Алексеевын повестьлаштыже тужвалтус // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / Мар. гос. ун-т: отв. ред. Р.А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2014. С. 204-207.

44. Янтемир М.Н. Описание Маробласти. Вып. 1-й, II: Моркинский кантон (с приложением списка населенных пунктов кантона). Краснококшайск: УМС Маробоно, 1926. 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.