УДК 340.6:616.5:616-001
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБЛЕНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ КОЖИ И ВОЛОС ГОЛОВЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСТРОТЫ ЛЕЗВИЙ ПЛОТНИЦКИХ ТОПОРОВ
ДА. Карпов, Б.А. Саркисян, МА Шадымов
ГОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Барнаул
E-mail: [email protected]
THE MORPHOLOGICAL PARTICULARITIES OF THE MINCED DAMAGES OF THE SKIN AND HAIR OF THE HEAD DEPENDING ON BLADE SHARPNESS OF CARPENTERS AXES
D.A. Karpov, B.A. Sarkisyan, M.A. Shadymov
Altai State Medical University, Barnaul
Исследованию повреждений, причиненных рубящими орудиями, уделяется постоянное внимание в судебно-медицинской травматологии. Однако остаются недостаточно изученными морфологические особенности рубленых ран кожи и волос головы. Нами проведены экспериментальные исследования таких повреждений, образованных лезвиями топоров разной остроты. Полученные данные позволяют определять морфологическую характеристику рубленых ран и волос от действия острого и тупого лезвия, с учетом анатомических особенностей кожи головы.
Ключевые слова: рубленые повреждения, кожа, волосы головы, острота лезвий, плотницкие топоры.
The study of damages caused by cutting tools attracts permanent attention in circles of judicial-medical traumatology. However morphological features cutting wounds of skin and head hair are still not enough studied. The authors performed experimental study of such damages formed by edges of axes of different sharpness. The obtained data allows to define the morphological characteristics of cutting wounds and hair made by both sharp and blunt edges, taking into account anatomic features of the head skin.
Key words: cutting wounds, the skin, head hair, sharpness of edges, carpenter’s axes.
Введение
На протяжении многих десятилетий экспертные исследования повреждений рубящими предметами не теряют своей актуальности. В первую очередь, это относится к повреждениям, причиненным такими весьма распространенными и доступными орудиями труда человека, как топоры. Хотя по частоте встречаемости они уступают повреждениям возникших от действия колюще-ре-жущих, режущих орудий (предметов), но достаточно регулярно являются объектами экспертизы. Так, например, по данным Барнаульского морга за 2008-2009 гг. рубленые повреждения составили около 2% от общего числа смертельных повреждений острыми объектами [4]. Следует отметить, что особенности рубленых повреждений кожного покрова и костей скелета изучены достаточно хорошо [3, 5]. Однако характеристике повреждений некоторых структур кожного покрова, а именно, волос -до настоящего времени уделено явно недостаточное внимание. Поэтому возникают объективные трудности в комплексном решении традиционных для судебно-медицинской экспертизы вопросов при проведении диагностических и идентификационных исследований, а также в установлении возможных условий травмирования.
Научные исследования и экспертная практика показывают, что повреждения, причиняемые одними и теми же травмирующими объектами, могут иметь отличия в
проявлении и представительности морфологических признаков в зависимости как от конструктивных особенностей травмирующего предмета (форма, размеры, масса, свойства контактной поверхности), так и от анатомических особенностей повреждаемой области (строение, толщина, кривизна поверхности, смещаемость, структура подлежащих тканей и др.) [3].
Общеизвестно, что минимальная смещаемость кожного покрова головы оказывает выраженное влияние на морфологические свойства повреждений. Она обусловлена некоторыми особенностями строения, отличающими его от других участков тела, связанными с наличием “каркаса” из апоневроза с отходящей от него сетью пучков соединительнотканных волокон дермы, образующих дольчатые структуры, в которых располагаются корни длинных волос, окруженные жировыми клетками [1].
Материал и методы
С целью изучения характера и особенностей рубленых повреждений кожи и волос головы нами проведено их экспериментальное моделирование на нативных кожных препаратах. Для имитации головы препараты закрепляли на деревянном манекене массой около 10 кг со сферической поверхностью радиусом кривизны 10,5 см (т.е., соответствующим условно плоским участкам свода черепа). Удары наносили двумя топорами, массой по
Д.А. Карпов и соавт.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБЛЕНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ КОЖИ...
1200 г, протяженностью лезвия 14,3 см, с заводской заточкой лезвий под углом 40°. Лезвие одного топора “острое” с шириной кромки 0,0014 мм, другого - “затупленное” с шириной кромки - 0,0392 мм [2]. Затупление лезвия проводили на абразивном бруске и с последующим раскалыванием деревянных плашек. Значения кинетической энергии определены расчетным методом и реализованы отведением маятника с закрепленными на нем травмирующими объектами на 90°. Удары наносили средней частью лезвия топоров по не фиксированной преграде.
Проведено 2 серии экспериментов (по 10 каждым топором). Всего получено и исследовано 20 повреждений.
Результаты и обсуждение
От топора с “острым” лезвием все раны сквозные, прямолинейные, со щелевидным просветом, длиной 45100 мм (в среднем - 72,5 мм). Края их по характеру разделения кожи на всем протяжении относительно ровные, по форме - прямолинейные, у некоторых ран с незначительной извилистостью в “носочной” трети. Осаднение по краям сплошное, неравномерное, более выражено в средней и “пяточной” третях, шириной до 0,3 мм. Концы остроугольные, отдельные - близкие к остроугольным. Ребра у концов пологие, иногда близкие к отвесным. Соединительнотканные перемычки у ребер могут либо отсутствовать, либо различной выраженности (тонкие, средние или в виде толстых тяжей). Концы “пяточной” трети на коже могут продолжаться поверхностными “желобовидными” вдавлениями длиной до 3 мм. Стенки отвесные; в ряде наблюдений с некоторой скошенностью со стороны более выраженного осаднения. Почти на всю толщину кожи стенки мелкозернистые, а на уровне апоневроза - мелкобугристые. Соединительнотканные волокна, образующие ячеистую структуру дермы, расположены вертикально, дугообразно изогнуты в направлении “носочного” конца раны, а горизонтально ориентированные волокна в области ребра “носочного” конца вытягиваются слабовыраженными параллельными нитями.
В большинстве наблюдений волосы на поверхности пересечены по одному краю по всей длине ран, часть стержней втянута пучками в просвет. Однако часть волос может оставаться непересеченными, а и их стержни дугообразно втянуты в просвет. Плоскость разделения волос располагается или поперечно или под острым углом, поверхность мелкобугристая или в виде “ступенек”. В просвете раны волосы могут быть пересечены вдоль стенок, плоскость разделения поперечная, поверхность -относительно ровная, с вытянутыми в просвет фрагментами, хаотично лежащими на стенках. Некоторые, не потерявшие анатомической структуры, но отделенные от дермы, корни волос, целиком втянуты в просвет. Часть стержней, сохранивших связь с дермой, лишена оболочек, со стороны просвета. В некоторых случаях у концов или на всем протяжении ран имеются немногочисленные не пересеченные корни волос, образующие “мостики”. На стенках луковицы волос изогнуты под тупым углом, открытым к “пяточному” концу раны, либо загнуты в виде “крючков”. Часть луковиц сплющена в виде сим-
метричных или асимметричных треугольников с выраженными углами (более острый их угол направлен к “пяточному” концу). Встречаются корни волос и с размятыми луковицами.
От топора с “затупленным” лезвием раны прямолинейные, со щелевидным просветом, длиной 42-78 мм (в среднем - 62,0 мм), преимущественно сквозные. В некоторых наблюдениях апоневроз оставался не поврежденным. Края прямолинейной формы, по характеру разделения кожи мелкозубчатые. Осаднение по краям каемчатое, прерывистое, без четких контуров, более выраженное в “пяточной” трети, шириной до 1 мм, и менее выражено в средней и “носочной” третях - до 0,5 мм. Концы преимущественно закруглены, но могут быть и заостренными. Ребра у концов пологие, длиной до 5 мм. Соединительнотканные перемычки и “мостики” волос образуются у обоих концов. “Мостики” волос со стороны “пяточного” конца выражены на более протяженном участке, а соединительнотканные перемычки здесь более редкие и толстые, в виде тяжей. Стенки отвесные во всех третях, в некоторых наблюдениях отмечается их переменная скошенность в “носочной трети”. Почти на всю толщину кожи стенки мелкобугристые по характеру разделения и волнистые по форме - “ячейки” вокруг волос, сформированные волокнами дермы, образуют выступающие участки, а более рыхлые промежутки - западают. Поэтому на всем протяжении стенки имеют выраженный “мраморный” рисунок за счет хаотичного сгущения волокон дермы.
В “пяточной” трети на стенках корни волос с сохраненными оболочками, расположены рыхло, за счет раздвигания волокон дермы и, как следствие, ослабления связи с кожей. Корни некоторых волос на уровне луковиц слегка изогнуты или загнуты “крючками” в направлении к “пяточному” концу. В просвете одни волосы пересечены вдоль стенок, другие без оболочек и луковиц, из-за последующего вытягивания - представлены стержнями, свисающими в просвет до 4,0 мм. Концы этих стержней сплющенные, фрагментированные, изогнутые, с мелкозубчатой поверхностью отделения. В средней трети ран волосы так же могут быть отделены от дермы вместе с оболочками, некоторые с сохраненными, но сплющенными оболочками. Пересеченные корни волос вытянуты из дермы, оголены, лишены оболочек и луковиц. Луковицы некоторых волос сплющены, имеют вытянутую симметричную треугольную форму, со сглаженными углами и “желобовидным” поперечным смятием у основания или в средней части. Единичные волосы остаются с не разделенными стержнями, которые между стенками дугообразно пересекают просвет в виде “мостиков”. В “носочной” трети большинство волос рыхло расположено в дерме. Луковицы и стержни волос на стенках сплющены, вытянутой асимметричной треугольной формы, со сглаженными углами, некоторые луковицы с поперечно отсеченным основанием. Луковицы волос с плавным изгибом к “носочному” концу или изогнуты “крючками”. На коже волосы пересечены по одному краю. В просвет могут быть внедрены пучки стержней пересеченных волос. Стержни волос пересечены либо поперечно, либо под острым углом, с овальными концами и мелкобугристой
поверхностью разделения.
Заключение
Проведенный анализ экспериментальных исследований позволил установить следующие особенности:
- различная острота лезвий рубящих орудий, при одинаковом угле заточки, оказывает влияние на возникновение повреждений кожи волосистой части головы, формируя группы морфологических признаков, характерные для действия, как “острого”, так и “тупого” лезвия,
- своеобразие анатомического строения кожи волосистой части головы, практически исключающее ее смещение, обусловливает образование морфологических признаков, отсутствующие в рубленых повреждениях кожи других частей тела человека, обладающих выраженной подвижностью и смещением относительно подлежащих тканей.
Выявленные морфологические особенности рубле-
ных повреждений кожи и волос головы необходимо учитывать при определении их пригодности для последующих идентификационных исследований.
Литература
1. Елисеев В.Г. Гистология. - М. : Медицина, 1972. - С. 402420.
2. Карпов Д.А., Саркисян Б.А. Удостоверение на рационализаторское предложение №654 от 14.05.1999.
3. Леонов С.В. Рубленные повреждения кожного покрова и костей. - Хабаровск, 2006. - 263 с.
4. Саркисян Б.А., Филиппов М.П., Шалданова А.В. Количественная и качественная оценка повреждений, причиненных острыми объектами, по городу Барнаулу за 2008-2009 гг. // Актуальные вопросы судебной медицины и практики. -Новосибирск, 2010. - С. 176-181.
5. Скопин И.В. Судебно-медицинское исследование повреждений рубящими орудиями. - Саратов : Изд-во Саратов. унта, 1960. - 212 с.
Поступила 02.11.2010