Научная статья на тему 'Влияние угла удара на морфологические особенности рубленого повреждения свода черепа'

Влияние угла удара на морфологические особенности рубленого повреждения свода черепа Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
671
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рубленое повреждение / свод черепа / угол воздействия / chopped injury / Cranial vault / the angle of impact

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шадымов А. Б., Рыкунов И. А.

Экспериментально получены и исследованы рубленые повреждения костей свода черепа от ударов столярным топором под углами: менее 30°, около 45°, около 60° и близком к 90°. Выявленные морфологические признаки, позволяют предполагать угол воздействия рубящим объектом в интервале около 15°.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimentally obtained and studied the chopped damage of bones of the skull made by blows with carpenter's ax at the woodwork angles: less than 30, 45, 60 and close to 90°. The identified morphological features allow to suppose the angle of attack slashing object to be in the range of about 15°.

Текст научной работы на тему «Влияние угла удара на морфологические особенности рубленого повреждения свода черепа»

УДК: 340.6:572.7:611.714.1:623.444

ВЛИЯНИЕ УГЛА УДАРА НА МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБЛЕНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ свода черепа

А.Б. Шадымов, И.А. Рыкунов

ГОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Барнаул

E-mail: [email protected]

INLUENCE OF THE ANGLE OF IMPACT ON THE MORPHOLOGICAL FEATURES CHOPPED DAMAGE OF THE CRANIAL VAULT

A.B. Shadymov, I.A. Rykunov

Altai state medical university, Barnaul

Экспериментально получены и исследованы рубленые повреждения костей свода черепа от ударов столярным топором под углами: менее 30°, около 45°, около 60° и близком к 90°. Выявленные морфологические признаки, позволяют предполагать угол воздействия рубящим объектом в интервале около 15°.

Ключевые слова: рубленое повреждение, свод черепа, угол воздействия.

Experimentally obtained and studied the chopped damage of bones of the skull made by blows with carpenter's ax at the woodwork angles: less than 30, 45, 60 and close to 90°. The identified morphological features allow to suppose the angle of attack slashing object to be in the range of about 15°.

Key words: chopped injury, cranial vault, the angle of impact.

Введение

Случаи применения рубящих объектов для нанесения телесных повреждений, как в криминальных целях, так и для членовредительства встречаются не редко. Экспертиза рубленых повреждений костей свода черепа является одной из малоизученных тем судебно-медицинской травматологии, а отсутствие четкого алгоритма описания таких переломов вызывает трудности у практических экспертов. При этом, “узнавание” рубленых повреждений зачастую не вызывает у экспертов особых сложностей, так как на исследование помимо объекта поступают сведения об обстоятельствах дела, а иногда и орудие травмы. Все это позволяет эксперту правильно диагностировать вид повреждения, однако, при установлении механизма его нанесения танатологи обычно опираются на заключение экспертов медико-криминалистического отделения, которое основано на исследовании ран кожи и посторонних включений в них, это направлено не столько на установление механизма, сколько на решение вопросов идентификации.

Рубящие объекты обладают сочетанием таких свойств, как более или менее острое лезвие (радиус кривизны режущей кромки 4-80 мкм), являющееся определяющим для острых объектов и сравнительно большая масса (относительно травмируемого объекта), что роднит их с твердыми тупыми объектами. Необходимо понимать, что значительное влияние на морфологию повреждения оказывают и условия травмирования. Так, при неполном погружении лезвия, когда действует только острая кромка, в рубленом повреждении могут найти отображение свойства режущего объекта. При изолированном действии пятки или носка топора, полученное повреждение может

имитировать колото-резаное, а при полном погружении лезвия - колотое. Причем, во всех этих случаях параллельно могут присутствовать признаки характерные для действия ограниченного твердого тупого объекта [5]. Все это в совокупности определяет сложность механизма образования рубленых повреждений.

Публикаций, посвященных повреждениям от действия рубящих объектов достаточно много, однако, почти все они посвящены разрушению одежды, кожного покрова, и лишь не многие касаются проблемы разрушения костной ткани. Хотя, именно повреждение кости является наиболее типичным для рубящих воздействий.

Большинство исследований, посвященных рубленым переломам костей свода черепа, были сделаны в прошлом столетии. Одной из первых была работа А. Веркгартнера [7] о “выклинивании кости” при косом и перпендикулярном ударе, так же он описал ровность и “отполирован-ность” поверхности разруба.

Н.С. Бокариус [1] указал на разницу между прямым и острым углом воздействия, и на образование щелевидного повреждения кости с ровными, гладкими краями при ударах под острым углом.

А.В. Скопин [4] утверждал, что края костного повреждения при воздействии под прямым углом образованы мелкими, а иногда и крупными костными дефектами и отломками, окруженными дугообразными трещинами. С одной из сторон каждый отломок окружен дугообразной трещиной, с другой его края имеют форму, соответствующую первичной линии рассечения. Оставшиеся целыми участки края костного повреждения стираются и уплотняются боковыми поверхностями рубящего орудия -щеками топора. В результате этого образуется “дефект” ткани, края которого сохраняют свою прямолинейность.

'

Рис. 1. Дефект НКП при ударе под углом менее 30°

При действии под острым углом край дефекта, расположенный со стороны острого угла между костью и топором рассекается, противоположный (со стороны тупого угла) надламывается и стирается подобно тому, как описано для случаев отвесных ударов. Скошенный край обладает четко выраженной плоскостью рассечения, на которой хорошо видны следы скольжения. Внутренняя пластинка бывает, как правило, сколота на значительном протяжении.

В.Э. Янковский, А.Б. Шадымов, Д.С. Григорович [6] в своей работе разделяют переломы костей свода черепа при перпендикулярном воздействии на “рублено-вдавленные” и “рублено-дырчатые”, связывая их образование с выраженностью компактных пластинок и диплоэ. Указывая на щелевидную форму с острыми концами на наружной компактной пластинке и наличие “шатровидного” вспучивания на внутренней у “рублено-вдавленного” перелома, а у “рублено-дырчатого” на форму усеченной призмы с широким основанием внутри, грубо волнистые края дефекта и закругленные концы.

Работы последних лет в основном направлены на изучение влияния остроты лезвия топора [2, 3] на морфологические особенности повреждений.

Целью нашей работы было установление зависимости морфологических особенностей повреждений костей свода черепа от угла воздействия рубящего объекта.

Для этого были произведены эксперименты на биоманекенах лиц обоего пола, разного возраста, без видимых патологий и повреждений скелета головы, в первые сутки постмортального периода. Травмирующим объектом нами был выбран столярный топор. Для контроля за углом удара кожно-апоневротический лоскут удалялся. Топор фиксировался к поверхности свода черепа под нужным углом, при помощи транспортира, удар наносился кувалдой по его обуху. Угол атаки в экспериментах составлял: менее 30°, около 45°, около 60° и близкий к 90°. После нанесения повреждений свод черепа спиливался листовой пилой, механически очищался от оставшихся мягких тканей и изымался для дальнейшего изучения.

Экспериментально полученные повреждения изучались визуально и при непосредственной микроскопии с помощью стереомикроскопа МБС-10 при небольшом увеличении (х8-32).

Повреждения, которые наносились под углом менее 30° на черепах с толщиной кости менее 7 мм, с выражен-

Рис. 2. Радиальное растрескивание на ВКП при ударе под углом менее 30°

ными по толщине наружной и внутренней компактными пластинками и слабо выраженным слоем диплоетичес-кого вещества, представляли собой поверхностный дефект наружной компактной пластинки неправильной овальной формы с обнажением губчатого вещества (рис. 1).

Край, со стороны первичного контакта, ровный. Скошенная стенка переходила в плоскость разруба, которая захватывала наружную компактную пластинку и часть диплое. Его длина в центральной части составляла 0,7 см, в концах - 0,1-0,2 см. На этой плоскости определялись трещины параллельные наружной поверхности кости на границе наружной компактной пластинки и диплоети-ческого вещества, а так же хорошо выраженные следы динамического воздействия (трассы). Противоположный край был представлен дугой, имелся скол и отщеп поверхностных слоев наружной компактной пластинки. На внутренней компактной пластинке отмечались радиально расходящиеся трещины различной длины и степени зияния (рис. 2).

Место пересечения этих трещин проецируется на наружную поверхность кости в точку, которая значительно смещена от центра дефекта к месту первоначального контакта, и на плоскости разруба соответствует границе между наружной компактной пластинкой и диплоэ.

В экспериментах на черепах с толщиной кости более 7 мм, за счет хорошо выраженного слоя губчатого вещества, при ударах под углом менее 30° на наружной поверхности кости образовывались повреждения аналогичные вышеописанным. Длина плоскости разруба в центральной части была равна 0,4 см, в концах - 0,1 см. Внутренняя компактная пластинка в этих случаях обычно оставалась интактной.

Повреждения, сформированные от удара под углом близким к 45° существенно отличались от предыдущих. Они представляли собой обширный дырчатый перелом в виде неправильно овального дефекта всех слоев кости (рис. 3).

Край, со стороны первичного контакта ровный, скошенная стенка, переходила в плоскость разруба, который захватывал уже всю толщу кости. На всей поверхности плоскости разруба выявлялись более выраженные трещи-

Рис. 3. Дырчатый дефект от удара под углом около 45°

Рис. 5. Вдавленный перелом от удара под углом близким к 90°

ны, отделяющие губчатое вещество от наружной компактной пластинки, а так же в преломленном свете выявлялись следы динамического воздействия (трассы). Противоположный край дефекта на наружной компактной пластинке неровный, формируется скол и отщеп поверхностных слоев, на изломе скошенный, бугристый. На внутренней компактной пластинке неровный, на изломе отвесный, на всю толщину компактного вещества. Образовавшийся фрагмент неправильной многоугольной формы после нанесения повреждения всегда был отогнут кнаружи. Со стороны действия топора край на его наружной компактной пластинке неровный, не сопоставимый с плоскостью разруба на своде, из-за отгибания поверхностных слоев кнаружи и отсутствия части костного вещества, которое теряется в виде мелкой крошки. Этот край перелома подрыт, плоскость разруба неровная, с расслоением наружной компактной пластинки и внедрением костной стружки в диплоэ. На внутренней компактной пластинке плоскость излома отклонялась и была почти параллельна поверхности кости, начиная от прилежащих к губчатому веществу слоев она постепенно утолщалась и либо отщепом (при уплощении кривизны), либо плавно (если кривизна не менялась) сходила на нет. Противоположный край на наружной компактной пластинке неровный, лезвиеобразный, на изломе скошенный, бугристый. На внутренней - неровный, на изломе отвесный, на всю толщину пластинки.

Повреждения, образовавшиеся от удара под углом около 60°, были представлены щелевидным переломом. На наружной компактной пластинке со стороны острого угла между костью и топором край ровный, стенка скошенная, на ней в поверхностных слоях в преломленном свете выявлялись слабо выраженные следы динамического воздействия (трассы), подлежащие слои были расслоены, за счет продольно расположенных кортикальных трещин, придающих им террасовидную форму (рис. 4).

Противоположный край неровный, был представлен сколами и отщепами поверхностных слоев, с отгибанием глубжележащих слоев кнаружи, стенка подрытая. Кон-

цы острые. Со стороны внутренней компактной пластинки обнаруживалось либо “шатровидное” вспучивание, либо растрескивание, что зависело от глубины повреждения.

Повреждения, формирующиеся от удара под углом близким к 90°, представляли собой переломы щелевидной формы различной глубины, что зависело от силы воздействия. Мы разделили их на три группы. К первой группе был отнесен вруб, который проникал не глубже наружной компактной пластинки. Одна из его стенок всегда ровная отвесная, другая скошена. При этом внутренняя компактная пластинка оставалась не поврежденной. Вторая группа - это щелевидной формы вдавленные переломы с острыми концами. По краям повреждения на наружной компактной пластинке наблюдались несимметричные осколки ланцетовидной формы, погруженные внутрь (рис. 5).

Со стороны внутренней компактной пластинки при этом всегда возникало “шатровидное” вспучивание. Третий вид повреждения - это дырчато-вдавленый перелом. Края такого повреждения на наружной компактной пластинке грубо волнистые с несколькими параллельными дугообразными трещинами по одному из краев, которые формировали осколки, погруженные внутрь с образованием ступенек - терассы. Концы повреждения закруглены. Со стороны внутренней компактной пластинки размер дефекта значительно превышал размеры на наружной.

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были выявлены морфологические признаки рубленых переломов костей свода черепа, позволяющие с определенной точностью предполагать угол удара рубящим объектом в интервале около 15°.

Литература

1. Бокариус Н.С. Судебная медицина для медиков и юристов.

- Харьков, 1930.

2. Гречишников Р.К. Актуальные вопросы судебной медици-

ны и экспертной практики / под ред. В.П. Новоселова, Б.А. Саркисяна, В.Э. Янковского. - Новосибирск : Межрегиональная ассоциация “Судебные медики Сибири”, 2004. - Вып. 9.

- С. 170-172.

3. Леонов С.В. Дифференциальная диагностика рубленых повреждений кожи и плоских костей черепа по признаку остроты лезвия : дис. ... докт. мед. наук. - М., 2007. - 250 с.

4. Скопин И.В. Судебно-медицинское исследование повреждений рубящими орудиями. - Саратов : Изд-во Саратов. унта, 1960. - 2І2 с.

5. Шадымов А.Б. Актуальные вопросы судебно-медицинской науки и практики: Материалы межрегион. научно-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 75-летию судебно-мед.

службы Киров. обл.: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Колкутина, А.Е. Мальцева, И.В. Шешунова. - Киров, 2010. - С. 250-252.

6. Янковский В.Э., Шадымов А.Б., Григорович Д.С. Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики / под ред. В.П. Новоселова, Б.А. Саркисяна, В.Э. Янковского. -Новосибирск : Межрегиональная ассоциация “Судебные медики Сибири”, 2004. - Вып. 9. - С. 231-233.

7. Werkgartner A. - Hiebverletzung. Handwörterbuch der gerichtl Med. und naturwissenschaftl. Kriminal. - Berlin, 1940. - P. 345346.

Поступила 14-10.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.