СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 1 2008 (выпуск 1)
УДК 340.6:616-001:623.444
Д.А. Карпов*, Б.А. Саркисян*, М.В. Брескун **
E-mail: [email protected]
ПОВРЕЖДЕНИЯ КОЖИ И ПЛОСКИХ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЕЗВИЯ ПРЯМЫХ СТАМЕСОК
*Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул;
**Кемеровское областное бюро судебномедицинской экспертизы
ВВЕДЕНИЕ
В судебно-медицинской науке и практике вопросы изучения морфологии и механизмов образования повреждений на тканях тела человека воздействиями колюще-рубящих объектов освещаются крайне редко. Несмотря на относительно малое количество случаев травмы этими предметами, востребованность таких ис-
следований в настоящее время не вызывает сомнений. Так, в интересах следствия существует объективная необходимость в установлении не только видовых и общих групповых параметров травмирующего объекта, но и в более полной информации об условиях травмирования, узких групповых и индивидуальных особенностях рельефа колюще-рубящих объектов. Кроме того, имеющиеся в настоящее время сведения по морфологическим свойствам колото-рубленых повреждений явно недостаточны [1, 2], что нередко осложняет дифференциальную диагностику повреждений в случаях комбинированной травмы. С целью дальнейшего изучения морфологических признаков повреждений на коже и плоских костях в результате колюще-рубящих воздействий острыми объектами нами проведены экспериментальные исследования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
На препаратах кожи и плоских костей биоманекенов получены экспериментальные повреждения двумя стамесками с «острым» и «тупым» прямолинейным лезвием длиной по 10 мм, с односторонней заточкой под углом 25 градусов, прямоугольным поперечным
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
сечением рабочей части с выраженными ребрами. Лезвие «острой» стамески шириной 0,1 мм, углы в месте его схождения с торцами стержня прямые, с выраженными вершинами. Лезвие «тупой» стамески шириной 0,6 мм, а вершины углов закругленные. Повреждения получены ударными воздействиями под углом 90 градусов по нефиксированному и фиксированному на жесткой опоре макету головы биоманекена: «острой» стамеской - 19 экспериментов и «тупой» стамеской
- 16 экспериментов. После моделирования для исследования нативных и восстановленных препаратов кожи с ранами, фрагментов поврежденных костей использовали методы: визуальное исследование; стереомикроскопию в падающем свете по методу светлого поля (МБС-10, увеличение 8-32), измерение малых линейных величин с помощью линейки и микрометра. Восстановление препаратов кожи проведено по методу А.Н. Ратневского в уксусно-спиртово-водном растворе (1:2:7 - пропись №1). Всего исследовано 35 повреждений мягких тканей головы и 31 повреждение костей свода черепа.
РЕЗУЛЬТАТЫ
От ударов «острой» стамеской, вне зависимости от фиксации макета головы, получены прямолинейные раны длиной по 10 мм. Все волосы в области ран пересечены на одном уровне, у одного из их краев. Концы поврежденных волос овальные, с мелкозубчатой поверхностью отделения. Иногда отсеченные фрагменты волос наблюдались в просвете ран. Со стороны скоса лезвия края сглажены в просвет ран, со сплошным каемчатым осаднением до 1-1,5 мм, плавно убывающим к периферии, с неровными контурами. От отвесной части стамески края ран ровные или относительно ровные, с каемчатым осаднением до 0,1 мм, с нечеткими контурами и с нависанием эпидермиса в просвет ран на 0,1 мм в виде «козырька». Стенки ран соответственно скосу лезвия пологие, мелкобугристые, с вывернутыми из дермы корнями волос. Оставшиеся в дерме корни волос со сплющенными оболочками и луковицами треугольной формы. У некоторых волос луковицы изогнуты «крючками». Корни единичных волос представлены стержнями, лишенными луковичной части, с мелкозубчатой поверхностью отделения. Соответственно отвесной части стамески стенки ран отвесные, в средней трети гладкие, а в приконцевых третях - мелкобугристые. В средней трети ран, в отличие от их приконцевых третей, корни волос внедрены в глубокие слои дермы. Концы ран симметрично или асимметрично Т-образные, иногда Г-образные. Их элементы размерами 0,5-2 мм ориентированы перпендикулярно к оси ран. Ребра раневых каналов отвесные, с соединительно-тканными перемычками.
При воздействии «острой» стамеской на костях макета свода черепа всегда формировались повреждения. В 3 из 19 случаев (16%), когда голова была фиксирована на опоре, получены дырчатые переломы с прямоугольными просветами на поверхности кости,
длиной по 10 мм, шириной до 4 мм. Со стороны внутренней компактной пластинки повреждения приобретали неправильную овальную форму, а их размеры увеличивались до 16х8 мм. На наружной компактной пластинке по всему краю от скоса лезвия выявлены каемчатые сколы компактного вещества, нависающие над просветом перелома скошенными «козырьками», или сколы в виде осколков шириной до 2,5 мм, внедренные в просвет перелома и прикрывающие его стенку. Иногда эти осколки расслоены продольными кортикальными трещинами по типу «террас». В одном случае эти трещины замыкались в углах перелома. Противоположные края от отвесной части стамески мелкозубчатые, с ограниченными сколами компактного вещества на ширину до 1 мм. Стенки переломов соответственно скосу лезвия несколько нависающие, бугристые, а от прямой части - отвесные, мелконеровные. Поэтому раневые каналы в кости у дырчатых переломов имеют форму асимметричной трапеции, основанием обращенной в полость черепа.
В остальных 16 случаях получены несквозные повреждения плоских костей в виде прямолинейных насечек только в пределах наружной компактной пластинки, длиной до 10 мм, либо врубы прямолинейной, треугольной формы, такой же протяженности, с острыми концами, захватывающие наружную компактную пластинку и диплоэ. Просветы у насечек и врубов асимметричные клиновидные. У врубов края от воздействия скоса лезвия ровные, сглажены в просвет повреждений. Противоположные края - с расслоением и вспучиванием компактной пластинки в виде возвышающихся к краям насечек овальных и прямоугольных площадок, ширина которых превышает линейные размеры насечек (12-14 мм). Эти площадки ограничены кортикальными трещинами со скошенными лезвиеобразными краями, замыкающимися в концах насечек. Дырчатые переломы, врубы и насечки возникали при ударах по фиксированной голове. Если же голова не была фиксирована, то успевали формироваться только насечки и врубы.
От ударов «тупой» стамеской также во всех экспериментах раны прямолинейные, сквозные, длиной по 10 мм. Края их от скоса и от отвесной части стамески мелкозубчатые, с ровными участками у раздвоенных концов. Края ран от скоса лезвия сглаженные, с каемчатым осаднением до 1,5 мм, без четких контуров, более выраженным у раздвоенных концов ран, постепенно убывающим до 0,2 мм. Края ран от отвесной части стамески с каемчатым осаднением на ширину до
0,2 мм. В отличие от повреждений «острой» стамеской лишь некоторые волосы пересечены на одном уровне у одного из краев ран. Концы их уплощенные, с поперечной мелкозубчатой поверхностью разделения. Стенки ран ровные только в проекции ровных участков краев у поверхности кожи, а в остальных отделах повреждений - мелкобугристые. От отвесной части лезвия стенки ран несколько нависающие, противоположные стенки - пологие. В нависающих стенках
Д.А. Карпов, Б.А. Саркисян, М.В. Брескун
ПОВРЕЖДЕНИЯ КОЖИ И КОСТЕЙ ЛЕЗВИЕМ СТАМЕСОК
корни волос преимущественно деформированные, со сплющенными и разорванными оболочками, без стержней и луковиц. В центре ран корни некоторых волос изогнуты «крючками», а у концов ран - под прямым углом. На пологих стенках корни волос внедрены в дерму и параллельны друг другу. До 0,2-0,3 мм от поверхности кожи стержни их поперечно разделены, с мелкозубчатыми уплощенными концами. Неразделенные корни волос с уплощенными оболочками, луковицами треугольной формы, с изогнутыми «крючками» или под прямым углом стержнями, с поперечными желобовидными вдавлениями в месте изгиба, шириной до 0,05 мм. Некоторые волосы внедрены в просвет ран без нарушения их целостности. Одни концы ран раздвоенные, асимметричные У-образные, с элементами 0,5-2 мм, с углом их схождения около 160 градусов, с каемчатым П-образным осаднением до 2 мм, без четких контуров. Противоположные концы Г-, Т-образные или асимметрично Т-образные, с элементами 0,5-1,5 мм, без осаднения кожи. Ребра раневых каналов близкие к отвесным.
На костях макета свода черепа лишь в 12 наблюдениях из 16 (75%) получены только несквозные повреждения в виде насечек или врубов длиной до 10 мм, с асимметричным клиновидным просветом. Концы их П-образные, шириной 0,2-0,8 мм, с пологими ребрами. От концов могут отходить кортикальные трещины, со скошенным к центру изломом. Трещины соединяются по извилистой дуге и образуют сколы компакты с лезвиеобразными краями, превышающие по ширине линейные размеры врубов. От отвесной части лезвия края мелкозубчатые на всем протяжении, со сколами, а в центре - с выкрашиванием компакты до 2 мм. Противоположные края (от скоса лезвия) относительно ровные, сглажены в просвет повреждений, с каемчатым уплощением или смятием шириной до 5 мм. На стенках врубов компакта расщеплена продольными извилистыми дугообразными трещинами, выпуклостью обращенными к центру повреждений.
ОБСУЖДЕНИЕ
Установленный комплекс морфологических признаков в повреждениях кожи и костей свода черепа более полно характеризует колюще-рубящий вид воздействия острыми объектами. Выявлены группы морфологических признаков (форма, размеры, строение краев, стенок и концов), отображающих в следах-повреждениях основные конструктивные особенности колюще-рубящих объектов (форма, протяженность и характер заточки лезвия). Также отмечается определенная зависимость ряда морфологических признаков повреждений от выраженности остроты лезвия травмирующих объектов. Полученные данные позволять улучшить диагностические и идентификационные судебно-медицинские экспертные исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скопин И.В. Судебно-медицинское исследование повреждений рубящими орудиями. - Саратов.: Издательство Саратовского университета, 1960. - 210 с.
2. Солохин А.А., Гужеедов В.Н., Назаров Г.Н., Процен-ков М.Г Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми предметами: Учебное пособие.
- Москва, 1988. - 40 с.
INJURES OF THE SKIN AND FLAT BONES OF THE SCULL AS A RESULT OF DIRECT CHISEL BLADE IMPACT
D.A. Karpov, B.A. Sarkisyan, M.V. Breskoon
SUMMARY
Based upon experimental investigations, the complex of morphological signs was obtained allowing to improve diagnosis of leather and flat bones injures of skull which were formed by chopping action of blade direct chisels. The data obtained allow more exact judge about the group signs of injuring objects and some peculiarities of traces forming (the direction of influence, influence on fixed or non-fixed head).
Key words: morphology, injuries, skin, bones, blade, to steb, to cut.
УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ СТАТЕЙ!
Убедительная просьба соблюдать требования к рукописям, представляемым в СМЖ. Обращаем Ваше внимание, что работы, оформленные с нарушением требований к рукописям, представляемым в СМЖ, не будут приниматься к рассмотрению. Единые требования к рукописям, представляемым в «Сибирский медицинский журнал», публикуются ежегодно в первом номере журнала и могут быть запрошены авторами по e-mail: [email protected]
Редакционная коллегия СМЖ