Научная статья на тему 'МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВЫСОКОЙ И СРЕДНЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна, Кесель Сергей Антонович, Чичерин Вадим Петрович, Савушкина Елена Васильевна

Введение. Проблема оценки влияния физической активности (ФА) разной интенсивности на функциональное, физическое и моторное развитие детей дошкольного возраста младше 5 лет требует всестороннего изучения. Цель исследования - выявить особенности морфофункционального и моторного развития мальчиков и девочек 4-5 лет с разным уровнем ФА высокой интенсивности в условиях дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. В исследовании участвовали дети 4-5 лет (n=1803). С помощью опросника, разработанного на основе принципов построения шкалы «GPAQ», собирали информацию о ФА и малоподвижном поведении детей. Дополнительно посредством специальной анкеты и хронометража оценивали среднесуточную ФА. Результаты. У мальчиков с высоким и низким уровнем ФА выявлены различия по оценкам таких моторных тестов как ходьба 6 мин (p<0,001, t=5,18), бег 30 м (p<0,001, t=5,43), челночный бег (p<0,001, t=3,40), прыжок (p<0,05, t=2,14), поднимание туловища (p<0,001, t=3,74), наклон (p<0,05, t=2,02), прыжки в длину с увеличением дальности (p<0,01, t= 3,33), стойка в одну линию (p<0,001, t=3,84). У девочек различия касались бега 30 м (p<0,001, t=4,75), челночного бега (p<0,01, t=3,53), наклона (p<0,001, t=4,42), поднимания туловища (p<0,01, t=2,62), прыжков в длину с увеличением дальности (p<0,001, t=3,74) и равновесия (p<0,01, t=2,80). Мальчики с высокой ФА отличались также от сверстников с недостаточным объемом движений меньшей величиной ОГК (p<0,001, t=3,46), а девочки - большими значениями показателей длины (p<0,01, t=2,98) и меньшими - массы тела (p<0,05, t=2,56). Соответствующие различия обнаружены и по большинству относительных показателей моторного и физического развития детей. Полученные данные свидетельствуют, что дети 4-5 лет с высоким уровнем ФА высокой интенсивности характеризуются оптимальными абсолютными и относительными показателями физического развития, двигательной подготовленности, вегетативного баланса и адаптационных возможностей организма. Заключение. Результаты исследования показывают, что адекватная ФА высокой интенсивности в условиях дошкольной образовательной организации оказывает оптимизирующее влияние на процессы морфофункционального и моторного развития детей 4-5 лет. Полученные данные дают основание полагать, что эффективное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, обеспечивающее увеличение доли физической активности высокой интенсивности, будет способствовать достижению высокого уровня здоровья и физической работоспособности, оптимизации морфофункционального и моторного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Чернова Мария Борисовна, Кесель Сергей Антонович, Чичерин Вадим Петрович, Савушкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHOFUNCTIONAL AND MOTOR DEVELOPMENT OF 4-5 YEAR OLD CHILDREN WITH DIFFERENT PHYSICAL ACTIVITY IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction. The problem of assessing the impact of physical activity (PHA) of different intensity on the functional, physical and motor development of preschool children under 5 years of age requires a comprehensive study. The purpose of the study is to identify the features of the morphofunctional and motor development of 4-5 year old boys and girls with different levels of high intensity PHA in a preschool educational institution. Materials and methods. The study involved children 4-5 years old (n=1803). The results of measurements of a complex of indicators of motor, physical and functional development were analyzed. Using a questionnaire developed on the basis of the principles of building the GPAQ scale, information on PHA was collected and sedentary behavior of children. Moreover, by means of a special questionnaire and timing, the average daily PHA was assessed. Data processing was carried out using the Statistica and Microsoft Excel software package. Results. Boys with high and low PHA levels showed differences in assessments of such motor tests as walking 6 min (p<0.001, t=5.18), running 30 m (p<0.001, t=5.43), shuttle running (p <0.001, t=3.40), jump (p<0.05, t=2.14), body lifting (p<0.001, t=3.74), touching one’s toes (p<0.05, t=2.02), long jumps with increasing distance (p<0.01, t= 3.33), standing in one line (p<0.001, t=3.84). In girls, the differences were noted in 30 m running (p<0.001, t=4.75), shuttle running (p<0.01, t=3.53), touching one’s toes (p<0.001, t=4.42), body lifting (p<0.01, t=2.62), long jumps with increasing distance (p<0.001, t=3.74) and balance (p<0.01, t=2.80). Boys with high PHA also differed from their peers with insufficient range of motion in a lower value of TO (p<0.001, t=3.46), and girls in higher values of length (p<0.01, t=2.98) and lower body weight (p<0.05, t=2.56). Corresponding differences were also found in most of the relative indicators of the motor and physical development of children. The data obtained indicate that children 4-5 years old with a high level of high-intensity PHA (more than 6 MET) are characterized by optimal absolute and relative indicators of physical development, motor fitness, vegetative balance and adaptive capabilities of the body. Conclusion. The results of the study show that adequate high-intensity PHA in a preschool educational institution has an optimizing effect on the processes of morphofunctional and motor development of 4-5-year-old children. The data obtained give grounds to believe that the effective implementation of sports and recreational activities in the daily regimen, providing an increase in the proportion of high-intensity physical activity, will contribute to the achievement of a high level of health and physical performance, optimization of the morphofunctional and motor development of boys and girls of preschool age.

Текст научной работы на тему «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 372.8; 796

И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова, С. А. Кесель, В. П. Чичерин, Е. В. Савушкина

Морфофункциональное и моторное развитие детей 4-5 лет с разной физической активностью в условиях дошкольной образовательной организации

Введение. Проблема оценки влияния физической активности (ФА) разной интенсивности на функциональное, физическое и моторное развитие детей дошкольного возраста младше 5 лет требует всестороннего изучения. Цель исследования - выявить особенности морфофункционального и моторного развития мальчиков и девочек 4-5 лет с разным уровнем ФА высокой интенсивности в условиях дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. В исследовании участвовали дети 4-5 лет (п = 1803). С помощью опросника, разработанного на основе принципов построения шкалы «GPAQ», собирали информацию о ФА и малоподвижном поведении детей. Дополнительно посредством специальной анкеты и хронометража оценивали среднесуточную ФА.

Результаты. У мальчиков с высоким и низким уровнем ФА выявлены различия по оценкам таких моторных тестов как ходьба 6 мин (р<0,001, 1=5,18), бег 30 м (р<0,001, 1=5,43), челночный бег (р<0,001, 1=3,40), прыжок (р<0,05, 1=2,14), поднимание туловища (р<0,001, 1=3,74), наклон (р<0,05, 1=2,02), прыжки в длину с увеличением дальности (р<0,01, 1= 3,33), стойка в одну линию (р<0,001, 1=3,84). У девочек различия касались бега 30 м (р<0,001, 1=4,75), челночного бега (р<0,01, 1=3,53), наклона (р<0,001, 1=4,42), поднимания туловища (р<0,01, 1=2,62), прыжков в длину с увеличением дальности (р<0,001, 1=3,74) и равновесия (р<0,01, 1=2,80).

Мальчики с высокой ФА отличались также от сверстников с недостаточным объемом движений меньшей величиной ОГК (р<0,001, 1=3,46), а девочки - большими значениями показателей длины (р<0,01, 1=2,98) и меньшими - массы тела (р<0,05, 1=2,56). Соответствующие различия обнаружены и по большинству относительных показателей моторного и физического развития детей.

Полученные данные свидетельствуют, что дети 4-5 лет с высоким уровнем ФА высокой интенсивности характеризуются оптимальными абсолютными и относительными показателями физического развития, двигательной подготовленности, вегетативного баланса и адаптационных возможностей организма.

Заключение. Результаты исследования показывают, что адекватная ФА высокой интенсивности в условиях дошкольной образовательной организации оказывает оптимизирующее влияние на процессы морфофункционального и моторного развития детей 4-5 лет. Полученные данные дают основание полагать, что эффективное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, обеспечивающее увеличение доли физической активности высокой интенсивности, будет способствовать достижению высокого уровня здоровья и физической работоспособности, оптимизации морфофункционального и моторного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическая активность высокой и средней интенсивности, морфофункциональное и моторное развитие, абсолютные и относительные показатели, дошкольные образовательные организации

Ссылка для цитирования:

Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Чичерин В. П., Савушкина Е. В. Морфофункциональное и моторное развитие детей 4-5 лет с разной физической активностью в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 304-319. сМ: 10.32744^.2022.5.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 31 June 2022 Published: 31 October 2022

I. A. KRiVOLAPCHUK, M. B. CHERNOVA, S. A. KESEL, V. P. CHiCHERiN, E. V. SAVUSHKiNA

Morphofunctional and motor development of 4-5 year old children with different physical activity in a preschool educational institution

Introduction. The problem of assessing the impact of physical activity (PHA) of different intensity on the functional, physical and motor development of preschool children under 5 years of age requires a comprehensive study.

The purpose of the study is to identify the features of the morphofunctional and motor development of 4-5 year old boys and girls with different levels of high intensity PHA in a preschool educational institution.

Materials and methods. The study involved children 4-5 years old (n=1803). The results of measurements of a complex of indicators of motor, physical and functional development were analyzed. Using a questionnaire developed on the basis of the principles of building the GPAQ scale, information on PHA was collected and sedentary behavior of children. Moreover, by means of a special questionnaire and timing, the average daily PHA was assessed. Data processing was carried out using the Statistica and Microsoft Excel software package.

Results. Boys with high and low PHA levels showed differences in assessments of such motor tests as walking 6 min (p<0.001, t=5.18), running 30 m (p<0.001, t=5.43), shuttle running (p <0.001, t=3.40), jump (p<0.05, t=2.14), body lifting (p<0.001, t=3.74), touching one's toes (p<0.05, t=2.02), long jumps with increasing distance (p<0.01, t= 3.33), standing in one line (p<0.001, t=3.84). In girls, the differences were noted in 30 m running (p<0.001, t=4.75), shuttle running (p<0.01, t=3.53), touching one's toes (p<0.001, t=4.42), body lifting (p<0.01, t=2.62), long jumps with increasing distance (p<0.001, t=3.74) and balance (p<0.01, t=2.80).

Boys with high PHA also differed from their peers with insufficient range of motion in a lower value of TO (p<0.001, t=3.46), and girls in higher values of length (p<0.01, t=2.98) and lower body weight (p<0.05, t=2.56). Corresponding differences were also found in most of the relative indicators of the motor and physical development of children.

The data obtained indicate that children 4-5 years old with a high level of high-intensity PHA (more than 6 MET) are characterized by optimal absolute and relative indicators of physical development, motor fitness, vegetative balance and adaptive capabilities of the body.

Conclusion. The results of the study show that adequate high-intensity PHA in a preschool educational institution has an optimizing effect on the processes of morphofunctional and motor development of 4-5-year-old children. The data obtained give grounds to believe that the effective implementation of sports and recreational activities in the daily regimen, providing an increase in the proportion of high-intensity physical activity, will contribute to the achievement of a high level of health and physical performance, optimization of the morphofunctional and motor development of boys and girls of preschool age.

Keywords: physical activity of high and medium intensity, morphofunctional and motor development, absolute and relative indicators, preschool educational institutions

For Reference:

Krivolapchuk, I. A., Chernova, M. B., Kesel, S. A., Chicherin, V. P., & Savushkina, E. V. (2022). Morphofunctional and motor development of 4-5 year old children with different physical activity in a preschool educational institution. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 59 (5), 304-319. doi: 10.32744/pse.2022.5.18

_Введение

е настоящее время весьма актуальны исследования, касающиеся оздоровительной роли физической активности (ФА) детей дошкольного возраста. Обобщение результатов большого количества научных работ позволяет считать, что ФА обеспечивает важные преимущества для здоровья и развития дошкольников. Вместе с тем материалы, опубликованные в последнее десятилетие, показывают, что у значительной части детей дошкольного возраста уровень физической активности ниже норм, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [26]. Экспертами ВОЗ подчеркивается, что дети, двигательный режим которых не соответствует возрастным нормам, должны постепенно увеличивать свою физическую активность от низкого уровня к среднему, а от среднего к высокому [9]. В этой связи отмечается, что идеальную среду для стимулирования участия детей в реализации рекомендованных объемов физической активности [12] и уменьшения времени бодрствования, проведенного без движения, представляют собой детские дошкольные учреждения [15]. Вместе с тем установлено, что периоды низкой активности детей во время их пребывания в дошкольных образовательных организациях являются излишне продолжительными, а периоды активности повышенной интенсивности - чрезмерно кратковременными [19]. В сложившейся ситуации в качестве важнейшей стратегии по укреплению здоровья и улучшению морфофункционального развития детей дошкольного возраста может выступать повсеместная замена (в тех случаях, когда это возможно) малоподвижного поведения физической активностью средней и высокой интенсивности [23]. Необходимо, чтобы дошкольники, соблюдающие основные рекомендации по оптимальному режиму физической активности, в условиях дошкольной образовательной организации каждый день выполняли физические нагрузки средней и высокой интенсивности [15].

Благодаря имеющимся данным не подлежит сомнению тот факт, что рационально нормированная ФА оказывает положительное воздействие на все стороны развития ребенка. Вместе с тем вопрос оценки влияния уровня физической активности разной интенсивности на функциональное, физическое и моторное развитие дошкольного возраста требует дальнейшего всестороннего изучения.

Цель исследования - выявить особенности морфофункционального и моторного развития мальчиков и девочек 4-5 лет с разным уровнем физической активности высокой интенсивности в условиях дошкольной образовательной организации.

_Материалы и методы

Популяционное исследование проходило в 5 регионах Российской Федерации. Собран эмпирический материал о двигательной активности, морфофункциональном и моторном развитии мальчиков и девочек 4-5 лет, посещающих дошкольные образовательные организации (п=1803).

В процессе исследования анализировали результаты измерений длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК). На основании этих измерений рассчитывали относительные показатели физического развития: индекс массы тела (ИМТ),

относительную величину окружности грудной клетки (ОВОГК), относительный прирост длины тела (ОПДТ), относительный прирост массы тела (ОПМТ), удельную скорость набора массы тела (УСНМТ) [4].

Батарея тестов двигательной подготовленности включала: бег 30 метров, челночный бег 3х10 м, наклон вперёд, поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за минуту, прыжок в длину с места, шестиминутную ходьбу в быстром темпе в сочетании с бегом, прыжки в длину с места с минимальным увеличением дальности в очередной попытке, контрольное упражнение «стойка в одну линию», задание на воспроизведение точности временных отрезков. Определяли также относительные показатели двигательной подготовленности: удельную длину прыжка (УДП), скорость спринта (СкСп), удельную скорость спринта (УСкСп), скорость стайа (СкСт), удельную скорость стайа (УСкСт) [4].

Регистрировали систолическое и диастолическое давление крови по Короткову в соответствии с рекомендациями ВОЗ, определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС). По общеизвестным формулам рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Мызникова (ИМ) и индекс функциональных изменений (ИФИ), характеризующий адаптационный потенциал организма [1].

На основе принципов построения шкалы «Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ)», предложенной ВОЗ и адаптированной в разных странах [6], разработали

V» W л

опросник и демонстрационные карты для родителей и воспитателей. С его помощью собирали информацию о ФА (активность в условиях дошкольной образовательной организации; активность при передвижении из одного места в другое; активность при рекреационных мероприятиях в свободное время) и малоподвижном поведении. Оценивали объем ФА средней и высокой интенсивности [20].

Дополнительно с помощью специальной анкеты и хронометража собирали информацию о среднесуточной физической активности разной интенсивности за неделю. Хронометраж использовали также для оценки суточного режима. Методика хронометража предусматривает регистрацию физической активности ребенка в режиме дня. С помощью хронометража собирали информацию о непрерывной продолжительности конкретного вида активности, чередовании нагрузок разной интенсивности и отдыха, суммарной продолжительности двигательного компонента. Фиксировалось время реализации 8 видов активности ребенка: активность в положении лежа; активность в положении сидя; активность в положении стоя; прогулка и медленная ходьба; ФА низкой, средней, высокой интенсивности и другие виды активности. В настоящем исследовании преимущественно использовали информацию о физической активности высокой интенсивности, поскольку по имеющимся данным именно она оказывает наибольшее положительное влияние на здоровье и функциональное состояние организма детей [20].

Обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ Statistica и Microsoft Excel. Результаты статистической обработки представлены в виде средних

V W V ^ V

значений показателей и средней ошибки. Значимость различий определялась посредством расчета t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Различия считались статистически существенными при уровне значимости p<0,05. В ходе статистической обработки полученных данных осуществлена градация всей выборки испытуемых по

уровням ФА высокой интенсивности на 5 функциональных классов: низкий (<М-1,0о), ниже среднего (от М-1,0о до М-0,5о), средний (М±0,5о) выше среднего (от М+0,5о до М+1,0о) и высокий (>М+1,0о).

_Результаты исследования

На основе полученных результатов дети были распределены по уровню ФА. Сопоставлялись показатели морфофункционального и моторного развития дошкольников 4-5 лет с высоким и низким уровнями ФА высокой интенсивности.

Установлено, что мальчики, подразделенные на группы по уровню ежедневной физической активности высокой интенсивности, отличались по результатам выполнения большинства используемых моторных тестов, за исключением теста на «воспроизведение точности временных отрезков» (табл. 1). Выявлены различия по оценкам таких моторных тестов как ходьба 6 мин (р<0,001, t=5,18), бег 30 м (р<0,001, t=5,43), челночный бег (р<0,001, t=3,40), прыжок в длину с места (р<0,05, t=2,14), поднимание туловища (р<0,001, t=3,74), наклон вперед (р<0,05, t=2,02), «стойка в одну линию» (р<0,001, t=3,84), «прыжки в длину с места с увеличением дальности прыжка в очередной попытке» (р<0,01, t= 3,33). Соответствующие различия обнаружены и по большинству относительных показателей моторного развития детей (см. табл. 1). Они касались СкСп (р<0,001, t=5,94), УСкСп (р<0,001, t=4,69), СкСт (р<0,001, t=5,8), УСкСт (р<0,001, t=9,37) и УДП (р<0,05, t=2,51). По всем этим показателям дошкольники с высоким уровнем физической активности превосходили своих сверстников с относительно низким объемом движений.

Выявлены различия по физическому развитию. Мальчики с высокой физической активностью отличались от сверстников с недостаточным объемом движений меньшей абсолютной величиной ОГК (р<0,001, t=3,46). По отношению к относительным показателям они характеризовались также меньшими значениями ИМТ (р<0,05, t=3,05), ОВОГК (р<0,001, t=3,58) и более высокими - ОПМТ (р<0,001, t=6,55) и УСНМТ (р<0,001, 1=3,56).

Таблица 1

Особенности морфофункционального и моторного развития мальчиков 4-5 лет с разным уровнем физической активности высокой интенсивности

Показатель Уровень ФА

Низкий (п>141) Высокий(п>127)

ОГК, см 55,80±0,36 53,61±0,52***

СД, мм.рт.ст. 98,35±0,92 93,47±0,87***

ДД, мм.рт.ст. 65,51±0,81 58,37±0,80***

САД, мм.рт.ст. 74,52±0,85 69,10±0,80***

ЧСС, уд/мин. 98,07±0,81 94,39±0,85**

ВИК, % 41,37±1,13 33,02±1,24***

ДП (индекс Робинсона), % 95,87±1,14 90,88±0,97**

ИМ (Индекс Мызникова), % 160,6±2,1 148,27±1,92***

ИФИ, отн. ед. 1,91±0,02 1,79±0,02***

Бег 30 м, с 9,49±0,14 8,58±0,12***

Челночный бег 3х10 м, с 13,1±0,19 12,04±0,22***

Прыжок в длину с места, см 84,19±1,56 89,21±1,65*

6-минутная ходьба с бегом, м 549,6±18,1 683,6±18,6***

Поднимание туловища, раз 11,2±0,65 14,8±0,71***

Наклон вперед, см 4,01±0,34 4,98±0,34 *

Стойка в одну линию, с 18,01±2,64 29,70±1,53***

Прыжки с увеличением дальности, раз 2,52±0,19 3,40±0,17**

ИМТ, кг/м2 15,93±0,12 15,39±0,13**

Относительная величина ОГК (ОВОГК), отн.ед. 52,09±0,24 48,88±0,86 ***

Относительный прирост массы тела (ОПМТ), отн.ед. 6,44±0,4 11,05±0,6***

Удельная скорость набора массы тела (УСНМТ), отн.ед. 2,08±0,25 3,19±0,19***

Скорость спринта (СкСп), м/с 3,05±0,04 3,43±0,05 ***

Удельная скорость спринта (УСкСп), отн. ед. 2,93±0,04 3,23±0,05 ***

Скорость стайа (СкСт), м/с 1,52±0,04 1,89±0,05***

Удельная скорость стайа (УСкСт), отн ед. 1,35±0,04 1,95±0,05 ***

Удельная длина прыжка (УДП), отн.ед. 0,75±0,01 0,80±0,02*

Примечание:

*, **, *** - статистически значимые различия при р<0,05, 0,01, 0,001, соответственно.

Мальчики с высоким уровнем физической активности отличались от сверстников, ведущих малоподвижный образ жизни, по средним величинам ряда показателей функционального развития (см. табл. 1). У них наблюдались более низкие значения СД (р<0,001, t=3,84), ДД (р<0,001, t=6,23), САД (р<0,001, t=5,63), ЧСС (р<0,01, t=3,13), ВИК (р<0,001, t=4,97), ДП (р<0,01, t=3,33), ИМ (р<0,001, t=4,33), ИФИ (р<0,001, t=3,89).

Эти различия могут указывать на то, что дошкольники, реализующие повышенные объемы физической активности высокой интенсивности, характеризуются оптимально сниженной фоновой активированностью, «легким» сдвигом вегетативного баланса в сторону повышения тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) и хорошим адаптационным потенциалом организма. Мы рассматриваем небольшое преобладание активности парасимпатического отдела ВНС в состоянии относительного покоя в качестве важного фактора повышения стрессоустойчивости детей.

Результаты исследования девочек 4-5 лет показали, что уровень физической активности высокой интенсивности оказывает существенное влияние на их функциональное, физическое и моторное развитие. Установлено, что между дошкольницами, различающимися по суточному объему движений, имеются статисти-

чески значимые различия, касающиеся бега 30 м (р<0,001, t=4,75), челночного бега (р<0,01, t=3,53), наклона (р<0,001, t=4,42), поднимания туловища (р<0,01, t=2,62), прыжков в длину с «прибавками» (р<0,001, t=3,74) и статического равновесия (р<0,01, t=2,80) (см. табл. 2).

Таблица 2

Особенности морфофункционального и моторного развития девочек 4-5 лет с разным уровнем физической активности высокой интенсивности

Показатель Уровень ФА

Низкий (п>137) Высокий(п>122)

Длина тела, см 109,2±0,41 110,9±0,40**

Масса тела, кг 18,92±0,26 18,05±0,22 *

СД, мм.рт.ст. 98,50±0,82 95,29±0,81**

САД, мм.рт.ст. 74,61±0,61 71,53±0,70**

ЧСС, уд/мин. 96,00±0,77 93,35±0,86*

ВИК, % 35,32±1,11 31,55±1,16*

ДП (индекс Робинсона), % 95,1±1,1 90,5±0,97**

ИМ (Индекс Мызникова), % 152,01±2,69 143,75±1,99*

ИФИ, отн. ед. 1,91±0,02 1,85±0,02 **

Бег 30 м, с 10,21±0,16 9,18±0,15***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челночный бег 3х10 м, с 13,5±0,21 12,5±0,19***

Поднимание туловища за 1 минуту, раз 11,22±0,64 13,65±0,66**

Наклон вперед, см 4,15±0,35 6,22±0,31***

Стойка в одну линию, с 19,37±1,7 26,08±1,7 **

Прыжки с увеличением дальности, раз 2,77±0,2 3,71±0,2 ***

ИМТ, кг/м2 16,75±0,14 15,93±0,14***

Относительная величина ОГК (ОВОГК), отн. ед. 50,64±0,26 48,9±0,51**

Скорость спринта (СкСп), м/с 3,11±0,05 3,37±0,05***

Удельная скорость спринта (УСкСп), отн.ед. 2,82±0,05 3,03±0,05**

Скорость стайа (СкСт), м/с 1,31±0,03 1,96±0,04***

Удельная скорость стайа (УСкСт), отн.ед. 1,17±0,04 2,23±0,04 ***

Примечание:

*, **, *** - статистически значимые межгрупповые различия при р<0,05, 0,01, 0,001, соответственно.

Девочки с высоким уровнем физической активности имели преимущество и по большинству относительных показателей моторного развития. Различия касались СкСп (р<0,001, t=3,51), УСкСп (р<0,01, t=2,96), СкСт (р<0,001, t=13,0), УСкСт (р<0,001, t=18,6).

Наблюдались статистически значимые различия по морфометрическим показателям физического развития (см. табл. 2). Девочки с высоким уровнем физической активности отличались большими значениями абсолютных показателей длины (р<0,01, t=2,98) и меньшими - массы тела (р<0,05, t=2,56). Выявлены различия и по таким относительным показателям как ИМТ (р<0,001, t=4,14) и ОВОГК (р<0,01, t=2,80). Полученные результаты показали, что соответствующая потребностям растущего организма ФА, может способствовать оптимизации физического развития девочек дошкольного возраста.

Функциональное развитие также зависело от физической активности (см. табл. 2). Девочки с повышенным суточным объемом движений высокой интенсивности отличались относительно низкими величинами СД (р<0,01, t=2,75), САД (р<0,01, t=3,32), ЧСС (р<0,05, t=2,30), ДП (р<0,01, t=3,19), ВИК (р<0,05, t=2,34), ИМ (р<0,05, t=2,55) и ИФИ (р<0,01, t= 2,85) по сравнению со сверстницами, ведущими малоподвижный образ жизни.

_Обсуждение результатов

Сегодня актуальны исследования, ориентированные на выявление особенностей состояния здоровья [10], морфофункционального [21], моторного [25] и когнитивного [27] развития детей дошкольного возраста, связанных с индивидуальными различиями в реализации биологической потребности в движении. Как известно, процессы роста и развития представляют собой единое целое, где количественные изменения переходят в качественные [3]. При этом процесс развития является результатом сложного взаимодействия не только биологических, но и социокультурных и психологических факторов, что требует реализации комплексного подхода к анализу каждого его этапа и выявления основных закономерностей становления организма ребенка в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте трудно провести границу между функциональным, физическим и моторным развитием [2].

Применительно к рассматриваемому вопросу следует отметить, что существует концепция о возможности естественной стимуляции процессов роста и развития детей в оптимальных условиях, когда рационально нормированная ФА сочетается с другими благоприятными факторами [6]. Рассматривая степень соответствия наличной физической активности человека его биологической потребности в движении, выделяют 3 уровня интенсивности (легкая - от 1,1 до 2,9 МЕТ, средняя -от 3,0 до 5,9 МЕТ, высокая - более 6 МЕТ) [20]. Эта классификация полезна тем, что каждый из выделенных уровней отражает определенные особенности влияния физической активности на здоровье и функциональное состояние организма детей. Согласно имеющимся сведениям, наиболее выраженное воздействие оказывает ФА высокой интенсивности [11]. Выявлены причинно-следственные связи, отражающие влияние физической активности на моторное и когнитивное развитие дошкольников [27]. Установлено, что формирование психомоторных навыков в дошкольном возрасте позволяет детям 3-6 лет организовывать внешний мир «через движение», что способствует не только физическому, но и интеллектуальному, эмоциональному, социальному развитию [8]. Анализ большого числа качественно выполненных научных работ продемонстрировал доказательства по-

ложительной корреляции между физической активностью, двигательным и когнитивным развитием детей дошкольного возраста. На этом основании делается заключение о необходимости проведения дальнейших исследований детей в возрасте до 5 лет, направленных на оценку зависимости доза-реакция между физической активностью, здоровьем и развитием в раннем детстве [25].

Полученные нами данные о том, что дети 4-5 лет с высоким уровнем физической активности повышенной интенсивности характеризуются оптимальными абсолютными и относительными показателями физического и моторного развития, вегетативного баланса и адаптационных возможностей организма, согласуются с информацией, содержащейся в научной литературе.

В ходе лонгитудинального исследования взаимосвязей физической активности и малоподвижного поведения с составом тела и двигательной подготовленностью на основе регрессионного анализа было установлено, что более высокий уровень физической активности средней и высокой интенсивности в возрасте 4,5 лет связан с более высоким индексом безжировой массы тела и более высокими показателями кардиореспираторной выносливости, мышечной силы и моторной подготовленности. Авторы полагают, что поощрение высокоинтенсивной физической активности в дошкольном возрасте может оказывать долгосрочное благотворное влияние на состав тела и двигательную подготовленность детей, особенно, на силовые способности [17].

При анализе взаимозависимости между физической активностью, составом тела и двигательной подготовленностью детей 6-8 лет получены данные, что ФА легкой, средней и высокой интенсивности положительно связана с индексом безжировой массы. Наряду с этим ФА высокой интенсивности коррелирует с кардиореспираторной выносливостью и является хорошим предиктором лучшей двигательной подготовленности при последующем наблюдении. Делается заключение, что увеличение объема физической активности высокой интенсивности и снижение периодов времени малоактивного поведения в дошкольном возрасте может иметь долгосрочные последствия для состава тела и двигательной подготовленности детей в первом классе [21].

Оценка состояния питания, физической активности и уровня двигательной подготовленности у детей дошкольного возраста 3-4 лет показала, что дошкольники имели высокий уровень избыточной массы тела и ожирения, а также низкий уровень физической активности по сравнению с международными стандартами. Уровень двигательной подготовленности девочек был ниже, чем у мальчиков [16].

Анализ уровня физической активности разной интенсивности у дошкольников 4-5 лет с учетом пола, возраста и времени года, показал, что с возрастом ФА увеличивается, при этом мальчики более активны, чем девочки. Важно отметить, что весной и летом как у мальчиков, так и у девочек, наблюдались более высокие уровни физической активности средней и высокой интенсивности [18]. По имеющимся данным ФА средней и высокой интенсивности, превышающая 60 минут в день, может обеспечить дополнительную пользу для здоровья детей. Поэтому дети, величина ФА которых превышает рекомендованные значения, должны поддерживать высокий уровень своей физической нагрузки, меняя при этом виды мышечной деятельности [11].

Отдельного обсуждения требуют результаты настоящего исследования, показывающие, что рациональное увеличения уровня физической активности высокой интенсивности может способствовать оптимизации фоновой активированности, «умеренному» сдвигу вегетативного равновесия в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС, расширению адаптационного потенциала и стрессоустойчивости мальчиков и девочек 4-5 лет. Сделанное заключение согласуется с результатами ранее опубликованных работ. В нескольких исследованиях, выполненных в последние десятилетия, продемонстрировано улучшение веге-

V I I V V I V

тативной регуляции физиологических функций детей под влиянием физической активности высокой интенсивности. Так, например, при оценке влияния физических тренировок преимущественно аэробной направленности на вариабельность сердечного ритма у детей было установлено снижение ЧСС при субмаксимальной нагрузке и процентного содержания жира в организме, повышение тонуса блуждающего нерва, уменьшение мощности низкочастотного компонента вариабельности сердечного ритма, индекса симпатико-парасимпатического баланса [14]. Делается заключение, что у детей с избыточным весом физические тренировки благоприятно изменяют вегетативную регуляцию сердечного ритма, оптимизируя активность симпатической и парасимпатической систем. Еще в одном исследовании, посвященном оценке влияния нагрузок преимущественно аэробного характера, показано, что краткосрочные интервальные тренировки высокой интенсивности превосходят непрерывные тренировки средней интенсивности в отношении улучшения вегетативной регуляции сердечного ритма у детей [24].

В недавно выполненном обзоре исследований было показано, что физические упражнения являются важным компонентом модификации образа жизни в целях улучшения регуляции вегетативной нервной системы (ВНС) и кардиометаболическо-го здоровья детей. Установлено, что доза физической нагрузки важна для улучшения регуляции парасимпатической нервной системы в покое. Наряду с этим предполагается, что систематическое использование физических упражнений в детстве является необходимым условием поддержания оптимального вегетативного баланса [22].

Имеются сведения, что силовая тренировка у детей с избыточной массой тела также способствует повышению активности парасимпатической системы и оптимизации вегетативного баланса [13]. Авторы указывают, что необходимы дополнительные исследования для дальнейшего уточнения влияния упражнений на регуляцию ВНС, особенно исследования, посвященные различным режимам физических тренировок аэробной и силовой направленности. Таким образом, ФА высокой интенсивности, особенно аэробной направленности, способствуют повышению в состоянии покоя тонуса парасимпатической и снижению активности симпатической системы, что хорошо согласуется с результатами настоящего исследования.

В заключение необходимо отметить, что дошкольные образовательные организации представляет собой идеальную среду для стимулирования участия детей в подвижных играх и физических упражнениях в целях достижения рекомендуемого оптимального объема физической активности и уменьшения времени малоподвижного поведения [19]. Подчеркивается необходимость более широкого включения физической активности в образовательные стандарты дошкольных учреждений для укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности

детей [7]. Подавляющее большинство мальчиков и девочек, как правило, проводит в дошкольных образовательных организациях по несколько часов в день. В этой связи рекомендуется отводить не менее четверти всего этого времени для выполнения разных видов физической активности (не менее 15 мин в час) [15]. Полученные нами данные показывают, что дети 4-5 лет с высоким уровнем физической активности высокой интенсивности в условиях дошкольного образовательного учреждения, вследствие эффективной организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, затрачивают на все виды физической активности более 20-25 минут в час, что значительно выше рекомендованных значений.

Представленные материалы о специфике морфофункционального и моторного развития мальчиков и девочек 4-5 лет с разным уровнем физической активности высокой интенсивности, могут найти применение в процессе физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях для нормирования нагрузок оздоровительной направленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. В целях достижения выраженного оздоровительного эффекта целесообразно, чтобы в физкультурные занятия урочного типа, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, подвижные игры и физические упражнения в перерывах между занятиями, имеющими малоподвижный характер, физкультурные праздники, утреннюю гигиеническую гимнастику, а также в различные формы физического воспитания в семье, включались повышенные объемы физической активности высокой интенсивности.

Необходимо отметить, что материалы исследования могут быть использованы для разработки действенных педагогических и физиолого-гигиенических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и прогрессивное развитие детей 4-5 лет. Особое значение они имеют для обоснования адекватных двигательных режимов и эффективных средств оздоровительной «тренировки», способствующих моторному, физическому и функциональному развитию дошкольников. В дальнейшем необходимо обратить пристальное внимание на изучение влияния физической активности высокой интенсивности на разные стороны процесса развития дошкольников в условиях рандомизированных лонгитудинальных исследований.

Заключение

Результаты исследования показывают, что адекватная физическая активность оказывает стимулирующее влияние на морфофункциональное и моторное развитие детей 4-5 лет. Полученные данные дают основание полагать, что эффективное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, обеспечивающее увеличение доли физической активности высокой интенсивности, будет способствовать достижению высокого уровня здоровья и физической работоспособности, оптимизации функционального, физического и моторного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста. Решающую роль в этом процессе может играть рациональная организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, учитывающая биологическую потребность детей в движении и закономерности влияния физических упражнений различной направленности, объема и интенсивности на функциональное состояние организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья / Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 119-165.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2007. 992 с.

3. Никитюк Б.А. Основные закономерности роста и развития / Морфология человека. М.: Изд-во МГУ. 1990. С. 36-37.

4. Сонькин В.Д., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Орлов К.В., Левушкин С.П. Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8-17 лет по данным популяционного исследования // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. № 1. С. 71-79.

5. Сухарев А.Г. Формирование адаптационных возможностей организма детей и подростков // Вестник Российской академии медицинских наук. 2008. № 8. С. 15-19.

6. Ács P., Betlehem J., Oláh A., Bergier B., Morvay-Sey K., Makai A., Prémusz V. Cross-cultural adaptation and validation of the Global Physical Activity Questionnaire among healthy Hungarian adults // BMC Public Health. 2020. Vol. 20(Suppl 1). P. 1056. doi: 10.1186/s12889-020-08477-z.

7. Alhassan S., St Laurent C.W., Burkart S., Greever C.J., Ahmadi M.N. Feasibility of Integrating Physical Activity Into Early Education Learning Standards on Preschooler's Physical Activity Levels // J Phys Act Health. 2019. Vol. 16(2). P. 101-107. doi: 10.1123/jpah.2017-0628.

8. Borrego-Balsalobre F.J., Martínez-Moreno A., Morales-Baños V., Díaz-Suárez A. Influence of the Psychomotor Profile in the Improvement of Learning in Early Childhood Education // Int J Environ Res Public Health. 2021. Vol. 18(23). P. 12655. doi: 10.3390/ijerph182312655.

9. Bull F.C., Al-Ansari S.S., Biddle S., Borodulin K., Buman M.P., Cardon G., Carty C., Chaput J.P., Chastin S., Chou R., Dempsey P.C., DiPietro L., Ekelund U., Firth J., Friedenreich C.M., Garcia L., Gichu M., Jago R., Katzmarzyk P.T., Lambert E., Leitzmann M., Milton K., Ortega F.B., Ranasinghe C., Stamatakis E., Tiedemann A., Troiano R.P., van der Ploeg H.P., Wari V., Willumsen J.F. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior. Br J Sports Med. 2020. vol. 54(24). pp. 1451-1462. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bjsports-2020-102955

10. Carson V., Lee E.Y., Hewitt L., Jennings C., Hunter S., Kuzik N., Stearns J.A., Unrau S.P., Poitras V.J., Gray C., Adamo K.B., Janssen I., Okely A.D., Spence J.C., Timmons B.W., Sampson M., Tremblay M.S. Systematic review of the relationships between physical activity and health indicators in the early years (0-4 years) // BMC Public Health. 2017. Vol.17(Suppl 5). P. 854. doi: 10.1186/s12889-017-4860-0.

11. Chaput J.P., Willumsen J., Bull F., Chou R., Ekelund U., Firth J., Jago R., Ortega F.B., Katzmarzyk P.T. 2020 WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour for children and adolescents aged 5-17 years: summary of the evidence // Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. Vol. 17(1). P. 141. doi: 10.1186/ s12966-020-01037-z.

12. Christian H.E., Cross D., Rosenberg M., Schipperijn J., Shilton T., Trapp G., Trost S.G., Nathan A., Maitland C., Thornton A., Wenden E.J., George P. Development of physical activity policy and implementation strategies for early childhood education and care settings using the Delphi process // Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. Vol. 17(1). P. 131. doi: 10.1186/s12966-020-01034-2.

13. Farinatti P., Neto S.R., Dias I., Cunha F.A., Bouskela E., Kraemer-Aguiar L.G. Short-Term Resistance Training Attenuates Cardiac Autonomic Dysfunction in Obese Adolescents // Pediatr Exerc Sci. 2016. Vol. 28(3). P. 374-80. doi: 10.1123/pes.2015-0191.

14. Gutin B., Owens S., Slavens G., Riggs S., Treiber F. Effect of physical training on heart-period variability in obese children // J Pediatr. 1997. Vol.130(6). P. 938-943. doi: 10.1016/s0022-3476(97)70280-4.

15. Koepp A.E., Gershoff E.T., Castelli D.M., Bryan A.E. Total Play Time Needed for Preschoolers to Reach Recommended Amount of Non-Sedentary Activity // Int J Environ Res Public Health. 2022. Vol. 19(6). P. 3354. doi: 10.3390/ijerph19063354.

16. Latorre Román P.Á., Mora López D., García Pinillos F. Feeding practices, physical activity, and fitness in

Spanish preschoolers: influence of sociodemographic outcome measures // Arch Argent Pediatr. 2016. Vol. 114(5). P. 441-447. doi: 10.5546/aap.2016.441.

17. Leppänen M.H., Henriksson P., Delisle Nyström C., Henriksson H., Ortega F.B., Pomeroy J., Ruiz J.R., Cadenas-Sanchez C., Löf M. Longitudinal Physical Activity, Body Composition, and Physical Fitness in Preschoolers // Med Sci Sports Exerc. 2017. Vol. 49(10). P. 2078-2085. doi: 10.1249/MSS.0000000000001313.

18. Nilsen A.K.O., Anderssen S.A., Ylvisaaker E., Johannessen K., Aadland E. Physical activity among Norwegian preschoolers varies by sex, age, and season // Scand J Med Sci Sports. 2019. Vol. 29(6). P. 862-873. doi: 10.1111/sms.13405.

19. O'Brien K.T., Vanderloo L.M., Bruijns B.A., Truelove S., Tucker P. Physical activity and sedentary time among preschoolers in centre-based childcare: a systematic review // Int J Behav Nutr Phys Act. 2018. Vol. 15(1). P. 117. doi:10.1186/s12966-018-0745-6

20. Piercy K.L., Troiano R.P., Ballard R.M., Carlson S.A., Fulton J.E., Galuska D.A., George S.M., Olson R.D. The Physical Activity Guidelines for Americans // JAMA. 2018. Vol. 320(19). P. 2020-2028. doi: 10.1001/ jama.2018.14854.

21. Reisberg K., Riso E.M., Jürimäe J. Associations between physical activity, body composition, and physical fitness in the transition from preschool to school // Scand J Med Sci Sports. 2020. Vol. 30(11). P. 22512263. doi: 10.1111/sms.13784.

22. Speer K.E., Naumovski N., Semple S., McKune A.J. Lifestyle Modification for Enhancing Autonomic Cardiac Regulation in Children: The Role of Exercise // Children (Basel). 2019. Vol. 6(11). P. 127. doi: 10.3390/children6110127.

23. Tremblay M.S., Chaput J.-P., Adamo K.B., Aubert S., Barnes J.D., Choquette L., Duggan M., Faulkner G., Goldfield G.S., Gray C.E., et al. Canadian 24-Hour Movement Guidelines for the Early Years (0-4 years): An Integration of Physical Activity, Sedentary Behaviour, and Sleep // BMC Public Health. 2017. Vol.17. P. 874. doi: 10.1186/s12889-017-4859-6.

24. van Biljon A., McKune A.J., DuBose K.D., Kolanisi U., Semple S.J.. Short-Term High-Intensity Interval Training Is Superior to Moderate-Intensity Continuous Training in Improving Cardiac Autonomic Function in Children // Cardiology. 2018. Vol. 141(1). P. 1-8. doi: 10.1159/000492457.

25. Veldman S.L.C., Chin A. Paw M.J.M., Altenburg T.M. Physical activity and prospective associations with indicators of health and development in children aged <5 years: a systematic review // Int J Behav Nutr Phys Act. 2021. Vol. 18(1). P. 6. doi: 10.1186/s12966-020-01072-w.

26. Willumsen J., Bull F. Development of WHO Guidelines on Physical Activity, Sedentary Behavior, and Sleep for Children Less Than 5 Years of Age // J Phys Act Health. 2020. Vol.17(1). P. 96-100. doi: 10.1123/ jpah.2019-0457.

27. Zeng N., Ayyub M., Sun H., Wen X., Xiang P., Gao Z. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review // Biomed Res Int. 2017. Vol. 2017. 2760716. doi: 10.1155/2017/2760716.

REFERENCES

1. Baevsky R.M. Basic principles of measuring the level of health. Problems of adaptation and the doctrine of health. Moscow, Publishing House of RUDN University, 2006. pp. 119-165. (In Russian)

2. Craig G. Psychology of development. St. Petersburg, Peter Publ., 2007. 992 p. (In Russian)

3. Nikityuk B.A. Basic patterns of growth and development. Human Morphology. Moscow. Publishing House of Moscow State University. 1990. pp. 36-37. (In Russian)

4. Sonkin V.D., Paranicheva T.M., Makarova L.V., Orlov K.V., Levushkin S.P. Age dynamics of the motor abilities of schoolchildren aged 8-17 years according to a population study. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21(1), pp. 71-79. (In Russian) DOI: 10.14529/hsm210109.

5. Sukharev A.G. Formation of the adaptive capabilities of the organism of children and adolescents.

Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences, 2008, no. 8, pp. 15-19. (In Russian)

6. Ács P., Betlehem J., Oláh A., Bergier B., Morvay-Sey K., Makai A., Prémusz V. Cross-cultural adaptation and validation of the Global Physical Activity Questionnaire among healthy Hungarian adults. BMC Public Health. 2020. vol. 20(suppl 1). pp. 1056. doi: 10.1186/s12889-020-08477-z.

7. Alhassan S., St Laurent C.W., Burkart S., Greever C.J., Ahmadi M.N. Feasibility of Integrating Physical Activity Into Early Education Learning Standards on Preschooler's Physical Activity Levels. J Phys Act Health. 2019. vol. 16(2). pp. 101-107. doi: 10.1123/jpah.2017-0628.

8. Borrego-Balsalobre F.J., Martínez-Moreno A., Morales-Baños V., Díaz-Suárez A. Influence of the Psychomotor Profile in the Improvement of Learning in Early Childhood Education. Int J Environ Res Public Health. 2021. vol. 18(23). pp. 12655. doi: 10.3390/ijerph182312655.

9. Bull F.C., Al-Ansari S.S., Biddle S., Borodulin K., Buman M.P., Cardon G., Carty C., Chaput J.P., Chastin S., Chou R., Dempsey P.C., DiPietro L., Ekelund U., Firth J., Friedenreich C.M., Garcia L., Gichu M., Jago R., Katzmarzyk P.T., Lambert E., Leitzmann M., Milton K., Ortega F.B., Ranasinghe C., Stamatakis E., Tiedemann A., Troiano R.P., van der Ploeg H.P., Wari V., Willumsen J.F. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior. Br J Sports Med. 2020. vol. 54(24). pp. 1451-1462. DOI: 10.1136/bjsports-2020-102955

10. Carson V., Lee E.Y., Hewitt L., Jennings C., Hunter S., Kuzik N., Stearns J.A., Unrau S.P., Poitras V.J., Gray C., Adamo K.B., Janssen I., Okely A.D., Spence J.C., Timmons B.W., Sampson M., Tremblay M.S. Systematic review of the relationships between physical activity and health indicators in the early years (0-4 years). BMC Public Health. 2017. vol. 17(suppl 5). pp. 854. doi: 10.1186/s12889-017-4860-0.

11. Chaput J.P., Willumsen J., Bull F., Chou R., Ekelund U., Firth J., Jago R., Ortega F.B., Katzmarzyk P.T. 2020 WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour for children and adolescents aged 5-17 years: summary of the evidence. Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. Vol. 17(1). P. 141. doi: 10.1186/ s12966-020-01037-z.

12. Christian H.E., Cross D., Rosenberg M., Schipperijn J., Shilton T., Trapp G., Trost S.G., Nathan A., Maitland C., Thornton A., Wenden E.J., George P. Development of physical activity policy and implementation strategies for early childhood education and care settings using the Delphi process. Int J Behav Nutr Phys Act. 2020. vol. 17(1). pp. 131. doi: 10.1186/s12966-020-01034-2.

13. Farinatti P., Neto S.R., Dias I., Cunha F.A., Bouskela E., Kraemer-Aguiar L.G. Short-Term Resistance Training Attenuates Cardiac Autonomic Dysfunction in Obese Adolescents. Pediatr Exerc Sci. 2016. vol. 28(3). pp. 374-80. doi: 10.1123/pes.2015-0191.

14. Gutin B., Owens S., Slavens G., Riggs S., Treiber F. Effect of physical training on heart-period variability in obese children. J Pediatr. 1997. vol.130(6). pp. 938-943. doi: 10.1016/s0022-3476(97)70280-4.

15. Koepp A.E., Gershoff E.T., Castelli D.M., Bryan A.E. Total Play Time Needed for Preschoolers to Reach Recommended Amount of Non-Sedentary Activity. Int J Environ Res Public Health. 2022. vol. 19(6). pp. 3354. doi: 10.3390/ijerph19063354.

16. Latorre Román P.Á., Mora López D., García Pinillos F. Feeding practices, physical activity, and fitness in Spanish preschoolers: influence of sociodemographic outcome measures. Arch Argent Pediatr. 2016. vol. 114(5). pp. 441-447. doi: 10.5546/aap.2016.441.

17. Leppänen M.H., Henriksson P., Delisle Nyström C., Henriksson H., Ortega F.B., Pomeroy J., Ruiz J.R., Cadenas-Sanchez C., Löf M. Longitudinal Physical Activity, Body Composition, and Physical Fitness in Preschoolers. Med Sci Sports Exerc. 2017. vol. 49(10). pp. 2078-2085. doi: 10.1249/MSS.0000000000001313.

18. Nilsen A.K.O., Anderssen S.A., Ylvisaaker E., Johannessen K., Aadland E. Physical activity among Norwegian preschoolers varies by sex, age, and season. Scand J Med Sci Sports. 2019. vol. 29(6). pp. 862-873. doi: 10.1111/sms.13405.

19. O'Brien K.T., Vanderloo L.M., Bruijns B.A., Truelove S., Tucker P. Physical activity and sedentary time among preschoolers in centre-based childcare: a systematic review. Int J Behav Nutr Phys Act. 2018. vol. 15(1). pp. 117. doi: 10.1186/s12966-018-0745-6

20. Piercy K.L., Troiano R.P., Ballard R.M., Carlson S.A., Fulton J.E., Galuska D.A., George S.M., Olson R.D. The Physical Activity Guidelines for Americans. JAMA. 2018. vol. 320(19). pp. 2020-2028. doi: 10.1001/ jama.2018.14854.

21. Reisberg K., Riso E.M., Jurimae J. Associations between physical activity, body composition, and physical fitness in the transition from preschool to school. Scand J Med Sci Sports. 2020. vol. 30(11). pp. 22512263. doi: 10.1111/sms.13784.

22. Speer K.E., Naumovski N., Semple S., McKune A.J. Lifestyle Modification for Enhancing Autonomic Cardiac Regulation in Children: The Role of Exercise. Children (Basel). 2019. vol. 6(11). pp. 127. doi: 10.3390/children6110127.

23. Tremblay M.S., Chaput J.-P., Adamo K.B., Aubert S., Barnes J.D., Choquette L., Duggan M., Faulkner G., Goldfield G.S., Gray C.E. Canadian 24-Hour Movement Guidelines for the Early Years (0-4 years): An Integration of Physical Activity, Sedentary Behaviour, and Sleep. BMC Public Health. 2017. vol. 17. pp. 874. doi: 10.1186/s12889-017-4859-6.

24. van Biljon A., McKune A.J., DuBose K.D., Kolanisi U., Semple S.J.. Short-Term High-Intensity Interval Training Is Superior to Moderate-Intensity Continuous Training in Improving Cardiac Autonomic Function in Children. Cardiology. 2018. vol. 141(1). pp. 1-8. doi: 10.1159/000492457.

25. Veldman S.L.C., Chin A. Paw M.J.M., Altenburg T.M. Physical activity and prospective associations with indicators of health and development in children aged <5 years: a systematic review. Int J Behav Nutr Phys Act. 2021. vol. 18(1). pp. 6. doi: 10.1186/s12966-020-01072-w.

26. Willumsen J., Bull F. Development of WHO Guidelines on Physical Activity, Sedentary Behavior, and Sleep for Children Less Than 5 Years of Age. J Phys Act Health. 2020. vol.17(1). pp. 96-100. doi: 10.1123/ jpah.2019-0457.

27. Zeng N., Ayyub M., Sun H., Wen X., Xiang P., Gao Z. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review. Biomed Res Int. 2017. vol. 2017. 2760716. doi: 10.1155/2017/2760716.

Информация об авторах Криволапчук Игорь Альлерович

(Российская Федерация, Москва) Доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской

академии образования»

***

Профессор Государственный университет управления E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8628-6924 Scopus Author ID: 56406490800 ResearcherlD: N-2363-2016

Чернова Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Российская Федерация, Москва) Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» E-mail: mashacernova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1253-9842 Scopus Author ID: 55241336100

Information about the authors Igor A. Krivolapchuk

(Russian Federation, Moscow) Dr. Sci. (Biolog.), Cand. Sci. (Educ.), Head of Laboratory of

Physiology of Muscular Activity and Physical Training Institute of Developmental Physiology, Russian Academy

of Education

***

Professor State University of Management E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8628-6924 Scopus Author ID: 56406490800 ResearcherlD: N-2363-2016

Maria B. Chernova

(Russian Federation Moscow) Cand. Sci. (Educ.), Senior Researcher of Laboratory of Physiology of Muscular Activity and Physical Training Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education E-mail: mashacernova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1253-9842 Scopus Author ID: 55241336100

Кесель Сергей Антонович Sergey A. Kesel

(Беларусь, Гродно) (Belarus, Grodno) Доцент кафедры спортивных дисциплин Associate Professor of the Department of Sports

Уреждение образования «Гродненский Disciplines

государственный университет имени Янки Купалы» Yanka Kupala State University of Grodno

E-mail: srigopal.nrs@mail.ru E-mail: srigopal.nrs@mail.ru

ОRCID ID: 0000-0003-4226-3581 ОRCID ID: 0000-0003-4226-3581

Чичерин Вадим Петрович Vadim P. Chicherin

(Российская Федерация, Москва) (Russian Federation, Moscow) Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Cand. Sci. (Educ.), Head of the Department of Physical

физической культуры Education

Государственный университет управления State University of Management

E-mail: vp_chicherin@guu.ru E-mail: vp_chicherin@guu.ru

ОRCID ID: 0000-0003-4884-4635. ОRCID ID: 0000-0003-4884-4635

Савушкина Елена Васильевна Elena V. Savushkina

(Беларусь, Гродно) (Belarus, Grodno) Старший преподаватель кафедры экспериментальной Senior Lecturer, Department of Experimental and Applied

и прикладной психологии Psychology

Учреждение образования «Гродненский Yanka Kupala State University of Grodno

государственный университет имени Янки Купалы» E-mail: Iesav68@gmaiI.com

E-mail: Iesav68@gmaiI.com ОRCID ID: 000-0001-5459-4391 ОRCID ID: 000-0001-5459-4391

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.