Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФИЗИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФИЗИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТОРНОЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова Анастасия Альлеровна, Криволапчук Иван Игоревич, Чернова Мария Борисовна, Макарова Людмила Викторовна, Савушкина Елена Васильевна

В исследовании выявлены особенности использования цифровых технологий в режиме дня у мальчиков и девочек 6-7 лет. Мальчики превосходили девочек по величинам показателей экранного времени, времени просмотра телевизора, времени использования компьютерных средств и модифицированного индекса информатизации условий жизнедеятельности. Наряду с этим обнаружены половые различия в отношении ряда показателей физического и моторного развития дошкольников 6-7 лет. Мальчики превосходили сверстниц по объему грудной клетки, массе тела и индексу массы тела. Они опережали девочек по уровню развития скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, силовой и общей выносливости, и в тоже время отставали от них по уровню развития гибкости. Сопоставление величины цифровой нагрузки и уровня двигательной подготовленности показало, что как у мальчиков, так и у девочек, высокая двигательная подготовленность, достигаемая в процессе систематических занятий доступными физическими упражнениями, может явиться фактором оптимизации режима использования цифровых технологий в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова Анастасия Альлеровна, Криволапчук Иван Игоревич, Чернова Мария Борисовна, Макарова Людмила Викторовна, Савушкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES, PHYSICAL AND MOTOR DEVELOPMENT OF BOYS AND GIRLS 6-7 YEARS

The study revealed the features of the use of digital technologies in the daily routine for boys and girls aged 6-7 years old. Boys outnumbered girls in terms of screen time, TV viewing time, computer use and a modified index of informatization of living conditions. Along with this, gender differences were found in relation to a number of indicators of physical and motor development of preschoolers 6-7 years old. Boys outnumbered their peers in chest volume, body weight and body mass index. They were ahead of girls in terms of the development of speed, speed-strength, coordination abilities, strength and general endurance, and at the same time lagged behind them in terms of the development of flexibility. Comparison of the value of digital load and the level of motor readiness showed that both boys and girls, high motor readiness, achieved in the process of systematic lessons with accessible physical exercises, can be a factor in optimizing the mode of using digital technologies in everyday life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФИЗИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ»

циала вуза на рынке образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трансформация практического обучения в дуальное обучение в свете актуализации нормативно-правовой базы в области образования / С.А. Берсенева, Л.И. Проскурина, А.Н. Блов, Н.В. Репш, А.С. Коляда // Ученые записки ун-та П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 44-51.

2. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки унта П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

3. Волкова Л.М. Использование элементов гидропогружения для тренировки будущих специалистов авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 6 (196). - С. 77-80.

REFERENCES

1. Berseneva, S.A., Proskurina, L.I., Blov, A.N., Repsh, N.V. and Kolyada, A.S. (2021), "Transformation of practical training into dual training in the light of updating the regulatory framework in the field of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 61 (196). pp. 44-51.

2. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 27-31.

3. Volkova, L.M. (2021), "The use of elements of hydro-immersion for training future aviation specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196). pp. 77-80.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФИЗИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-7

ЛЕТ

Анастасия Альлеровна Герасимова, доктор медицинских наук, Государственный университет управления, Москва; Иван Игоревич Криволапчук, лаборант-исследователь, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Викторовна Макарова, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Елена Васильевна Савушкина, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы, Гродно, Беларусь

Аннотация

В исследовании выявлены особенности использования цифровых технологий в режиме дня у мальчиков и девочек 6-7 лет. Мальчики превосходили девочек по величинам показателей экранного времени, времени просмотра телевизора, времени использования компьютерных средств и модифицированного индекса информатизации условий жизнедеятельности. Наряду с этим обнаружены половые различия в отношении ряда показателей физического и моторного развития дошкольников 6-7 лет. Мальчики превосходили сверстниц по объему грудной клетки, массе тела и индексу массы тела. Они опережали девочек по уровню развития скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, силовой и общей выносливости, и в тоже время отставали от них по уровню развития гибкости. Сопоставление величины цифровой нагрузки и уровня двигательной подготовленности показало, что как у мальчиков, так и у девочек, высокая двигательная подготовленность, достигаемая в процессе систематических занятий доступными физическими упражнениями, может явиться фактором оптимизации режима использования цифровых технологий в повседневной жизни.

Ключевые слова: цифровые технологии, моторное, физическое и функциональное развитие, мальчики и девочки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p77-83

FEATURES OF USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES, PHYSICAL AND MOTOR DEVELOPMENT OF BOYS AND GIRLS 6-7 YEARS

Anastasia Allerovna Gerasimova, the doctor of medical sciences, State University of Management, Moscow; Ivan Igorevich Krivolapch.uk, the laboratory assistant-researcher, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Maria Borisovna Cher-nova, the candidate ofpedagogical sciences, Associate Professor, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Lyudmila Viktorovna Makarova, the candidate of medical sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Elena Vasilievna Savushkina, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Belarus

Abstract

The study revealed the features of the use of digital technologies in the daily routine for boys and girls aged 6-7 years old. Boys outnumbered girls in terms of screen time, TV viewing time, computer use and a modified index of informatization of living conditions. Along with this, gender differences were found in relation to a number of indicators of physical and motor development of preschoolers 6-7 years old. Boys outnumbered their peers in chest volume, body weight and body mass index. They were ahead of girls in terms of the development of speed, speed-strength, coordination abilities, strength and general endurance, and at the same time lagged behind them in terms of the development of flexibility. Comparison of the value of digital load and the level of motor readiness showed that both boys and girls, high motor readiness, achieved in the process of systematic lessons with accessible physical exercises, can be a factor in optimizing the mode of using digital technologies in everyday life.

Keywords: digital technologies, motor, physical and functional development, boys and girls.

В настоящее время важной и одновременно до конца не решенной проблемой является учет половых особенностей моторного и морфофункционального развития детей предшкольного возраста в условиях современной информационно-образовательной среды. Известно, что в возрасте 6-7 лет между мальчиками и девочками существуют различия в касающиеся широкого круга показателей готовности к обучению в школе, когнитивного и физического развития, двигательной подготовленности [6, 17, 16, 12, 10, 3, 4 и др.]. Естественно, эти различия не могут не учитываться в процессе обучения и воспитания дошкольников, особенно, при подготовке к систематическому обучению в школе в условиях интенсивного применения цифровых технологий. Однако вопрос выявления особенностей использования цифровых технологий в повседневной жизни с учетом специфики физического и моторного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях современной информационно-образовательной среды требует дальнейшего всестороннего изучения [9, 8, 15, 19].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании участвовали мальчики (n>537) и девочки (n>563) 6-7 лет. Для анализа применения цифровых технологий в режиме дня проводили опрос и хронометраж всех видов деятельности. Время, отводимое на использование цифровых технологий и компьютерных средств, суммировались. Оценивали экранное время (ЭВ), компьютерную нагрузку (КН), время просмотра телевизора (ВПТ) и уровень информатизации (Imod) [14]. Для диагностики сна дети вместе с родителями заполняли специальный дневник.

Для оценки функционального развития анализировали данные о систолическом (СД), диастолическом (ДД), среднем (САД) давлении крови, частоте сердечных сокращений (ЧСС), вегетативном индексе Кердо (ВИК), двойном произведении (ДП), индексе Мызникова (ИМ) и индексе функциональных изменений (ИФИ) [2].

Для оценки физического развития использовали данные о длине тела, массе тела, окружности грудной клетки (ОГК), рассчитывали индекс массы тела (ИМТ).

Диагностировали двигательную подготовленность. Для этого использовали прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за минуту, бег 30 метров, челночный без 3*10 м, бег 6 минут, наклон вперед. Рассчитывали интегральную оценку двигательной подготовленности. Для определения общей двигательной подготовленности выборки мальчиков и девочек были подразделена на 5 групп с низким (<М-1,0с), ниже среднего (от М-1,0с до М-0,5с), средним (М±0,5с) выше среднего (от М+0,5с до М+1,0с), высоким (>М+1,0с) уровнем интегральной оценки двигательной подготовленности. Находили статистические показатели ряда измерений, проверяли статистическую значимость различий. Сравнивались мальчики и девочки 6-7 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ особенностей использования цифровых технологий в режиме дня, обусловленных половой принадлежностью дошкольников 6-7 лет, выявил различия между мальчиками и девочками по ряду показателей (рисунок 1).

Дошкольники 6-7 лет

шмжжжттмж1(ж......

штттттттт^ .......

штттттттт^ ..........

(тштштшшя.......

20 30 40 50 60 70 80 90 100 110

> девочки 11 мальчики

Рисунок 1 - Показатели интенсивности использования цифровых технологий в режиме дня у мальчиков и девочек 6-7 лет

Примечание. Представлены статистически значимые различия (р<0,05-0,001). За 100 % приняты средние величины показателей у мальчиков.

Сопоставление «экранного времени» (ЭВ) - показателя суммарного времени, проведённого у экранов телевизоров и таких устройств как смартфон, планшет, компьютер, ридер, выявило существенные различия между мальчиками и девочками. Мальчики больше времени проводили, наблюдая за экранами видеотерминалов (р<0,01). Время применения компьютера для обучающих и развивающих игр у мальчиков было больше, чем у девочек (р<0,05-0,001). По продолжительности просмотра телевизора за неделю девочки и мальчики значимо не отличались (рис.). Отдельно следует отметить, что во все дни недели мальчики больше времени уделяли компьютерным играм, используемым для развлечения, по сравнению с девочками (р<0,005). Аналогичные различия, обусловленные половой принадлежностью детей 6-7 лет, выявлены и в отношении модифицированного индекса информатизации (1шоф, учитывающего продолжительность бодрствования. Мальчики характеризовались большей величиной Imod по сравнению с девочками (р<0,05).

Анализ полученных данных не выявил существенных различий, связанных с полом дошкольников 6-7 лет, в отношении рассматриваемых функциональных показателей. Мальчики и девочки статистически значимо не отличались по средним значениям СД, ДД, САД, ЧСС, ДП, ВИК, ИМ, ИФИ.

Показатели физического развития, напротив, имели различия (р<0,01-0,001), обусловленные половой принадлежностью детей. Мальчики превосходили сверстниц по ОГК, массе тела и ИМТ (рисунок 2). Получены материалы, свидетельствующие, что показатели двигательной подготовленности дошкольников имеют половые особенности

1то4 % ВПТ, мин КН, мин ЭВ, мин

(рисунок 2). У мальчиков значительно (р<0,01-0,001) выше, чем у девочек результаты выполнения таких моторных тестов как бег 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3^10 м, поднимание туловища «лежа на спине», шестиминутный бег. Девочки в свою очередь намного опережали (р<0,001) мальчиков по средней величине наклона вперед.

Дошкольники 6-7 лет

140

ИМТ, ОГК, см Масса тела, Бег 30 м, с Бег 6 мин, мПоднимание Прыжок, см Наклон, см отн.ед. кг туловища,

^ Мальчики - Девочки раз

Рисунок 2 - Физическое и моторное развитие мальчиков и девочек 6-7 лет. Примечание. Представлены статистически значимые различия (р<0,05-0,001). За 100% приняты средние величины показателей у мальчиков

В ходе дальнейшей работы сопоставлялась величина цифровой нагрузки у дошкольников, различающихся по двигательной подготовленности. Анализ полученных результатов показал (рис. 3), что с увеличением интегральной оценки двигательной подготовленности как у мальчиков, так и у девочек наблюдается тенденция снижения ЭВ, КН, ВПТ и 1шо^ В обеих выборках детей дошкольного возраста по мере перехода от низкого к высокому уровню двигательной подготовленности происходит постепенное уменьшение доли мальчиков и девочек, экранное время у которых превышает 2-3 часа в сутки. Полученные нами данные находятся в соответствии с результатами других работ, показавших существенные половые различия в уровне двигательной подготовленности, физического развития и готовности к обучению детей предшкольного возраста. В последнем случае, девочки по основным показателям опережают мальчиков.

Мальчики 6-7 лет Девочки 6-7 лет

1шо4 % ^^^^...... 1шо4 % ......

КН за неделю, ч. ......... КН за неделю, ч.

ЭВ за неделю, ч. Г^^^Ш...... ЭВ за неделю, ч. ......

ВПТ за неделю, ч. ........... ВПТ за неделю, ч. ......

0 20 40 60 80 100 0 1 20 40 60 80 100

^ Высокий 11 Низкий V Высокий 11 Низкий

Рисунок 3 - Показатели цифровой нагрузки (в %) у дошкольников с высоким и низким уровнями интегральной

оценки двигательной подготовленности. Примечание. Представлены показатели, в отношение которых выявлены статистически значимые различия (р<0,05-0,01). За 100% приняты средние величины показателей у детей с низким уровнем двигательной подготовленности.

Эти различия, по-видимому, связаны с тем обстоятельством, что различные функциональные системы формируются в онтогенезе у мальчиков и девочек нелинейно и ге-терохронно. Гетерохрония характерна и для элементов отдельных функциональных систем, при этом, ускорено созревают те из них, которые к определенному этапу

индивидуального развития интегрируются в состав функциональных систем, имеющих основное значение для полноценной адаптации [1, 7, 5]. Все это не может не отразиться на моторном и морфофункциональном развитии дошкольников разного пола в условиях современной информационно-образовательной среды.

В соответствии с международными рекомендациями более продолжительное, чем 2 часа в сутки, использование цифровых технологий рассматривается как угроза физическому, психическому и социальному благополучию детей дошкольного возраста [13, 11, 18, 20]. Результаты исследования дают основание полагать, что повышение двигательной подготовленности мальчиков и девочек 6-7 лет, вовлечение их в активную физкультурно-спортивную деятельность может явиться важным фактором, ограничивающим чрезмерно продолжительное, несоответствующее их возрасту использование цифровых технологий в свободное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявлены особенности использования цифровых технологий в режиме дня, обусловленные половой принадлежностью дошкольников 6-7 лет. Мальчики превосходили девочек по величинам показателей экранного времени, времени просмотра телевизора, времени использования компьютерных средств и модифицированного индекса информатизации условий жизнедеятельности.

В условиях современной информационно-образовательной среды выявлены существенные половые различия в отношении ряда показателей физического и моторного развития дошкольников 6-7 лет. Мальчики превосходили сверстниц по объему грудной клетки, массе тела и индексу массы тела. Они опережали девочек по уровню развития скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, силовой и общей выносливости, и в тоже время отставали от них по уровню развития гибкости. Результаты исследования подтверждают классическое представление, что двигательная подготовленность мальчиков в целом выше, чем девочек.

В заключение необходимо отметить, что у мальчиков и девочек высокая двигательная подготовленность, достигаемая в процессе систематических занятий доступными физическими упражнениями, является фактором оптимизации режима использования цифровых технологий в повседневной жизни.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 20-013-00119).

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем: избранные труды / П.К. Анохин. -Москва : Медицина, 1996. - 400 с.

2. Баевский Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья / Проблемы адаптации и учение о здоровье // Р.М. Баевский. - Москва Изд-во РУДН, 2006. - С. 119-165.

3. Готовность мальчиков и девочек предшкольного возраста к обучению / И. А. Криволап-чук, С.А. Кесель, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XVII международной научно-практической конференции. -Москва, 25-26 июня 2014 г. - С. 94-97.

4. Особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет / А.А. Герасимова, С.А. Кесель, М.Б. Чернова, М.М. Герасимов // Новые исследования. - 2016. - № 3. - С. 53-60.

5. Судаков К.В. Функциональные системы / К.В. Судаков. - Москва : Изд-во Российской академии наук, 2011. - 320 с.

6. Терещенко М.Н. Особенности готовности к обучению в школе мальчиков и девочек / М.Н. Терещенко // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 5. - С. 20-23.

7. Фарбер Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 8-16.

8. Associations of screen time, sedentary time and physical activity with sleep in under 5s: A systematic review and meta-analysis / X. Janssen, A. Martin, A.R. Hughes, C.M. Hill, G. Kotronoulas, K.R. Hesketh // Sleep Med Rev. - 2020. - Vol. 49. - URL:

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7034412/ (дата обращения: 01.09.2021).

9. Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children / M. Potter, J.C. Spence, N. Boulé, J.A. Stearns, V. Carson // Pediatr Exerc Sci. - 2018. - Vol. 30, № 1. - P. 132-141.

10. Berenbaum, S.A. Sexual differentiation of human behavior: effects of prenatal and pubertal organizational hormones/ S.A. Berenbaum, A.M. Beltz // Front Neuroendocrinal. - 2011. - Vol. 32. - № 2. - P. 183-200.

11. Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behaviour, and sleep / M.S. Tremblay, V. Carson, J-P. Chaput, S. Connor Gorber, T. Dinh, M. Duggan // Appl Physiol Nutr Metab. - 2016. - Vol. 41(6 Suppl 3). - P. 311-327.

12. Hahn, N. Preschoolers' mental rotation: sex differences in hemispheric asymmetry / N. Hahn, P. Jansen, M. Heil // J Cogn Neurosci. - 2010. - Vol. 22, № 6. - P. 1244-1250.

13. Is spending time in screen-based sedentary behaviors associated with less physical activity: a cross national investigation / O. Melkevik, T. Torsheim, R.J. Iannotti, B. Wold // Int J Behav Nutr Phys Act. - 2010. - Vol. 7. - P. 46.

14. Krivolapchuk, I. Modified Informatization Index of Children's Life / I. Krivolapchuk, M. Chernova, A. Gerasimova, V. Chicherin, V. Myshyakov // Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) "Smart Technologies" for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. - Vol. 155. - pp. 548-557.

15. Przybylski A.K. Digital Screen Time Limits and Young Children's Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study / A.K. Przybylski, N. Weinstein. - doi: 10.1111/cdev.13007 // Child Dev. - 2019. - Vol. 90 (1). - P. e56-e65.

16. Rosselli M. Gender differences and cognitive correlates of mathematical skills in school-aged children / M. Rosselli, A. Ardila, E. Matute, O. Inozemtseva // Child Neuropsychol. - 2009. - Vol. 15, № 3. - Р. 216-231.

17. Sex differences of event-related potential effects during three-dimensional mental rotation / Q. Yu, Y. Tang, J. Li, Q. Lu, H. Wang, D. Sui, L. Zhou, Y. Wang, M. Heil // Neuroreport. - 2009. - Vol. 7, № 20. - P. 43-47.

18. Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth: an update / V. Carson, S. Hunter, N. Kuzik, G. Gray, V. Poitras, J. Chaput // Appl Physiol Nutr Metab. - 2016. - Vol. 41 (6 (Suppl. 3). - P. 240-265.

19. The functional state of girls with high motor fitness in the conditions of digitalization / I. Krivolapchuk, M. Chernova, A. Gerasimova, V. Chicherin // The 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity", Issue SHS Web of Conferences, Vol. 117, 02004 (2021), 7 p. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111702004.

20. Webster E.K. Fundamental motor skills, screen-time, and physical activity in preschoolers / E.K. Webster, C.K. Martin, A.E. Staiano // J Sport Health Sci. - 2019. - Vol. 8 (2). - P. 114-121.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1996), Cybernetics of Functional Systems: Selected Works, Medicine, Moscow.

2. Baevsky, R.M. (2006), Basic principles of measuring the level of health, Problems of adaptation and the doctrine of health, RUDN University, Moscow.

3. Krivolapchuk, I.A., Kesel, S.A., Chernova, MB, Gerasimova, A.A. (2014), "Readiness of boys and girls of preschool age for learning", Theoretical and methodological problems of modern education: Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 94-97.

4. Gerasimova, A.A., Kesel, S.A., Chernova, MB, Gerasimov, M.M. (2016), "Features of the physical condition of boys and girls 5-6 years old", New research, No. 3, pp. 53-60.

5. Sudakov, K.V. (2011), Functional Systems, Publishing House of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

6. Tereshchenko, M.N. (2007), "Learning Readiness Features for Boys and Girls", Primary School Plus Before and After, No. 5, pp. 20-23.

7. Farber, D.A. and Bezrukikh, M.M. (2001), "Methodological Aspects of Studying the Physiology of Child Development," Human Physiology, Vol. 27, No. 5, pp. 8-16.

8. Janssen, X., Martin, A., Hughes, A.R., Hill C.M., Kotronoulas, G. and Hesketh, K.R. (2020), "Associations of screen time, sedentary time and physical activity with sleep in under 5s: A systematic review and meta-analysis", Sleep Med Rev, Vol. 49: 101226. doi: 10.1016/j.smrv.2019.101226.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Potter, M., Spence, J.C., Boule, N., Stearns, J.A., Carson, V. (2018), "Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children", Pediatr Exerc Sci, Vol. 30, No 1, pp. 132-141, doi: 10.1123/pes.2016-0239.

10. Berenbaum, S.A. and Beltz, A.M. (2011), "Sexual differentiation of human behavior: effects of prenatal and pubertal organizational hormones", Front Neuroendocrinal, Vol 32, No. 2, pp. 183-200.

11. Tremblay, M.S., Carson, V., Chaput, J-P, Connor Gorber, S., Dinh, T., Duggan, M., et al. (2016), "Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behaviour, and sleep", Appl Physiol Nutr Metab., Vol. 41 (6 Suppl 3), pp. 311-327, DOI: 10.1139/apnm-2016-0151.

12. Hahn, N., Jansen, P. and Heil, M. (2010), "Preschoolers' mental rotation: sex differences in hemispheric asymmetry", J Cogn Neurosci., Vol. 22, No. 6, pp. 1244-1250.

13. Melkevik, O., Torsheim, T., Iannotti, R.J. and Wold, B. (2010), "Is spending time in screen-based sedentary behaviors associated with less physical activity: a cross national investigation", Int J Be-hav Nutr Phys Act, Vol. 7, pp. 46, doi: 10.1186/1479-5868-7-46.

14. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B., Gerasimova, A.A., Chicherin, V.P., Myshyakov, V.V. (2020), "Modified Informatization Index of Children's Life", Smart Technologies for Society, State and Economy, Ed. Elena G. Popkova, Bruno S. Sergi., Springer Nature, pp. 245-247.

15. Przybylski, A.K. and Weinstein, N. (2019), "Digital Screen Time Limits and Young Children's Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study", Child Dev., Vol. 90 (1), pp. e56-e65, doi: 10.1111/cdev.13007.

16. Rosselli, M., Ardila, A., Matute, E. and Inozemtseva, O. (2009), "Gender differences and cognitive correlates of mathematical skills in school-aged children", Child Neuropsychol., Vol.15, No. 3, pp. 216-231.

17. Yu, Q., Tang, Y., Li, J., Lu, Q., Wang, H., Sui, D., Zhou, L., Wang, Y. and Heil, M. (2009), "Sex differences of event-related potential effects during three-dimensional mental rotation", Neuroreport, Vol. 7, No. 20, pp. 43-47.

18. Carson, V., Hunter, S., Kuzik, N., Gray, G., Poitras, V. and Chaput, J. (2016), "Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth: an update", Appl Physiol Nutr Metab, Vol. 41 (6 (Suppl. 3), pp. 240-265.

19. Krivolapchuk, I. A., Chernova, M.B., Gerasimova, A. A., Chicherin, V.P. (2021), "The functional state of girls with high motor fitness in the conditions of digitalization", The 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity", Issue SHS Web of Conferences, vol. 117, 02004 (2021), 7 p. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111702004.

20. Webster, E.K., Martin, C.K. and Staiano, A.E. (2019), "Fundamental motor skills, screen-time, and physical activity in preschoolers", J Sport Health Sci., Vol. 8 (2), pp. 114-121.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2021

УДК 37.035.6:37.037.1

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация

В исследовании актуализируется значение педагогических условий семейного физического воспитания и школьной физкультурно-спортивной среды для формирования у китайских подростков межкультурной и межнациональной толерантности. Рассматривается проблематика проявления толерантности в возрастном аспекте, учитываются различия в толерантных проявлениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, находящихся в единой этногруппе (китайские школьники народно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.