Научная статья на тему 'ВЕЛИЧИНА ЦИФРОВОЙ НАГРУЗКИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ'

ВЕЛИЧИНА ЦИФРОВОЙ НАГРУЗКИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова Анастасия Альлеровна, Криволапчук Иван Игоревич, Чернова Мария Борисовна, Макарова Людмила Викторовна, Чичерин Вадим Петрович

В настоящее время весьма актуальны исследования, направленные на анализ использования дошкольниками цифровых технологий в повседневной жизни и выявление в этих условиях особенностей функционального состояния организма с учетом уровня физической активности. Методы исследования. В исследовании участвовали дошкольники 6-7 лет (n>1100). Определяли компьютерную нагрузку, время просмотра телевизора, экранное время, уровень цифровизации условий жизнедеятельности. Для диагностики функционального состояния использовали комплекс показателей физиологического, физического и моторного развития. Проводили сбор данных о двигательной подготовленности и физической активности детей. В процессе математической обработки полученных результатов обследуемая выборка дошкольников была подразделена на 5 групп с низким (<М-1,0а), ниже среднего (от М-1,0а до М-0,5а), средним (М±0,5а) выше среднего (от М+0,5а до М+1,0а), высоким (>М+1,0а) уровнем двигательной активности высокой интенсивности. Сравнивались дети с высоким и низким уровнем физической активности. Результаты исследования. Определена величина цифровой нагрузки и выявлены особенности функционального состояния и двигательной подготовленности дошкольников 6-7 лет с высоким и низким уровнями физической активности. Установлено, что с увеличением уровня физической активности отмечается значимое, хотя и небольшое снижение времени использования цифровых технологий в режиме дня, улучшение вегетативных показателей функционального состояния, показателей физического развития и двигательной подготовленности. Заключение. Полученные результаты дают основание считать, что научно-обоснованное повышение объема физической активности высокой интенсивности может способствовать более рациональному использованию цифровых технологий в режиме дня и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова Анастасия Альлеровна, Криволапчук Иван Игоревич, Чернова Мария Борисовна, Макарова Людмила Викторовна, Чичерин Вадим Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF DIGITAL LOAD AND FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATE OFPRESCHOOLERS WITH HIGH AND LOW PHYSICAL ACTIVITY

Currently, the studies aimed at analyzing the use of the digital technologies by preschoolers in everyday life and identifying in these conditions the features of the functional state of the body, taking into account the level of physical activity, are very relevant. Research methods. The study involved preschoolers aged 6-7 years old (n> 1100). The computer load, TV viewing time, screen time, and the level of digitalization of living conditions were determined. To diagnose the functional state, a set of indicators of physiological, physical and motor development was used. We collected the data on physical fitness and physical activity of children. In the process of mathematical processing of the results obtained, the surveyed sample of preschoolers was subdivided into 5 groups with low ( M + 1.0а) level of high intensity motor activity. Children with high and low levels of physical activity were compared. Research results. The value of the digital load was determined and the features of the functional state and motor fitness of 6-7 years old preschoolers with high and low levels of physical activity were revealed. It was found that with an increase in the level of physical activity, there is a significant, albeit small, decrease in the time of using digital technologies in the daily routine, the improvement in the vegetative indicators of the functional state, indicators of physical development and motor fitness. Conclusion. The results obtained suggest that scientifically grounded increase in the volume of high-intensity physical activity can contribute to more rational use of the digital technologies in the daily routine and improve the health of preschool children.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИЧИНА ЦИФРОВОЙ НАГРУЗКИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ»

пользовать различные тесты и комплексный подход систематично, для определения достоверного уровня выносливости каждого спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - Москва : КНОРУС, 2011. - 368 с.

2. Жилкин А.И. Теория и методика легкой атлетики / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук // Учебник. - Москва : Академия, 2013. - 464 с.

3. Кадыров Р.М. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - Москва : КНОРУС, 2016. - 132 с.

4. Луценко С. А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения: Легкая атлетика: учебно-методическое пособие / С. А. Луценко. - Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 84 с.

5. Прогноз физической работоспособности при нагрузочном тестировании / А.Л. Поха-чевский, Ю.М. Рекша, А.А. Жарких [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 165-168.

REFERENCES

1. Barchukov, I. S. and Barchukova, G. V. (2011), Theory and methodology of physical education and sports: textbook, KNORUS, Moscow.

2. Zhilkin, A. I., Kuzmin, VS. and Sidorchuk, E. V. (2013), Theory and methodology of athletics, Academia, Moscow.

3. Kadyrov, R.M. and Morzhinina, D.V. (2016), Theory and methodology of physical culture, KNORUS, Moscow.

4. Lutsenko, S.A. (2008), Basic types of motor activity and training methods: Track and field athletics: an educational and methodological manual, Institute of Special Pedagogy and Psychology, St. Petersburg.

5. Pokhachevsky, A.L., Reksha Yu.M. and Zharkikh, A.A. et al (2015), "Prediction of physical performance during load testing", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. No. 4 (130), pp. 165168.

Контактная информация: vostrikovaa@tyuiu.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2021

УДК 796.011.1

ВЕЛИЧИНА ЦИФРОВОЙ НАГРУЗКИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Анастасия Альлеровна Герасимова, доктор медицинских наук, Государственный университет управления, Москва; Иван Игоревич Криволапчук, лаборант-исследователь, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Викторовна Макарова, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой. Государственный университет управления, Москва

Аннотация

В настоящее время весьма актуальны исследования, направленные на анализ использования дошкольниками цифровых технологий в повседневной жизни и выявление в этих условиях особенностей функционального состояния организма с учетом уровня физической активности. Методы исследования. В исследовании участвовали дошкольники 6-7 лет (n>1100). Определяли компьютерную нагрузку, время просмотра телевизора, экранное время, уровень цифровизации условий жизнедеятельности. Для диагностики функционального состояния использовали комплекс показателей физиологического, физического и моторного развития. Проводили сбор данных о двигательной

подготовленности и физической активности детей. В процессе математической обработки полученных результатов обследуемая выборка дошкольников была подразделена на 5 групп с низким (<М-1,0а), ниже среднего (от М-1,0а до М-0,5а), средним (М±0,5а) выше среднего (от М+0,5а до М+1,0а), высоким (>М+1,0а) уровнем двигательной активности высокой интенсивности. Сравнивались дети с высоким и низким уровнем физической активности. Результаты исследования. Определена величина цифровой нагрузки и выявлены особенности функционального состояния и двигательной подготовленности дошкольников 6-7 лет с высоким и низким уровнями физической активности. Установлено, что с увеличением уровня физической активности отмечается значимое, хотя и небольшое снижение времени использования цифровых технологий в режиме дня, улучшение вегетативных показателей функционального состояния, показателей физического развития и двигательной подготовленности. Заключение. Полученные результаты дают основание считать, что научно-обоснованное повышение объема физической активности высокой интенсивности может способствовать более рациональному использованию цифровых технологий в режиме дня и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: уровень физической активности, двигательная подготовленность, цифровые технологии, экранное время, функциональное состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p86-93

VALUE OF DIGITAL LOAD AND FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATE OF PRESCHOOLERS WITH HIGH AND LOW PHYSICAL ACTIVITY

Anastasia Allerovna Gerasimova, the doctor of medical sciences, State University of Management, Moscow; Ivan Igorevich Krivolapch.uk, the laboratory assistant-researcher, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Lyudmila Viktorovna Makarova, the candidate of medical sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Vadim Petrovich Chicherin, the candidate of pedagogical sciences, department chair, State University of Management, Moscow, State University of Management, Moscow

Abstract

Currently, the studies aimed at analyzing the use of the digital technologies by preschoolers in everyday life and identifying in these conditions the features of the functional state of the body, taking into account the level of physical activity, are very relevant. Research methods. The study involved preschoolers aged 6-7 years old (n> 1100). The computer load, TV viewing time, screen time, and the level of digi-talization of living conditions were determined. To diagnose the functional state, a set of indicators of physiological, physical and motor development was used. We collected the data on physical fitness and physical activity of children. In the process of mathematical processing of the results obtained, the surveyed sample of preschoolers was subdivided into 5 groups with low (<M - 1.0а), below average (from M - 1.0а to M - 0.5а), medium (M ± 0.5а) above average (from M + 0.5а to M + 1.0а), high (> M + 1.0а) level of high intensity motor activity. Children with high and low levels of physical activity were compared. Research results. The value of the digital load was determined and the features of the functional state and motor fitness of 6-7 years old preschoolers with high and low levels of physical activity were revealed. It was found that with an increase in the level of physical activity, there is a significant, albeit small, decrease in the time of using digital technologies in the daily routine, the improvement in the vegetative indicators of the functional state, indicators of physical development and motor fitness. Conclusion. The results obtained suggest that scientifically grounded increase in the volume of high-intensity physical activity can contribute to more rational use of the digital technologies in the daily routine and improve the health of preschool children.

Keywords: level of physical activity, physical fitness, digital technologies, screen time, functional

state.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья детей дошкольного возраста не может рассматриваться без учета процессов адаптации организма к современной информационно-образовательной

среде. Цифровые технологии, широко используемые в последние годы в системе образования и в быту, обеспечивают широкий доступ к удаленным информационным ресурсам, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и многое другое [1]. В значительном количестве исследований показано, что использование цифровых технологий тесно связано с ведением малоподвижного образа жизни и снижением физической активности (ФА) детей [2, 8, 15]. В связи с вышеизложенным не теряют своей новизны и научной значимости исследования, касающиеся оздоровительной роли физической активности дошкольников в условиях современной информационно-образовательной среды [4, 5, 13]. Как известно, последствиями малоподвижного образа жизни детей дошкольного возраста являются снижение работоспособности и общей реактивности организма, рост детской патологии и увеличение заболеваемости. Гипокинезия, по-прежнему, не компенсируется организацией физического воспитания в дошкольных учреждениях [3, 4, 18]. Кроме опосредованного влияния на работоспособность и здоровье детей через снижение двигательной активности, избыточное использование современных цифровых технологий может оказывать и непосредственное отрицательное воздействие на функциональное состояние организма [6, 7, 19, 20].

Указанное делает актуальными исследования, направленные на анализ специфики использования цифровых технологий в повседневной жизни и выявление особенностей функционального состояния организма дошкольников с разным уровнем физической активности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании участвовали дошкольники 6-7 лет (п>1100). Анализ применения цифровых технологий в режиме дня проводился на основе опроса и хронометража деятельности. Виды деятельности, связанные с использованием цифровых технологий, суммировались. Оценивали компьютерную нагрузку (КН), время просмотра телевизора (ВПТ), экранное время (ЭВ). Уровень цифровизации изучали на основе расчета предложенного нами модифицированного индекса информатизации условий жизнедеятельности (1шоф. Этот индекс равен отношению количества часов использования электронных устройств в течение суток к общему времени бодрствования, выраженному в процентах [12]. Для диагностики продолжительности и качества сна дети вместе с родителями заполняли специальный дневник.

В ходе исследования анализировали данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическом (СД) и диастолическом (ДД) давление крови. Рассчитывали среднее давление (САД), вегетативный индекс Кердо (ВИК), двойное произведение (ДП), индекс Мызникова (ИМ) и индекс функциональных изменений (ИФИ). Измеряли длину и массу тела, окружность грудной клетки (ОГК), рассчитывали индекс массы тела (ИМТ).

Тесты двигательной подготовленности: прыжок в длину с места, бег 30 метров, поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за минуту, шестиминутный бег, наклон вперед, челночный без 3*10 м.

Проводили анкетирование и хронометраж физической активности детей. Виды физической активности разной интенсивности сгруппированы в 4 раздела: физическая активность в условиях дошкольного учреждения; физическая активность при передвижениях из одного места в другое; физическая активность в свободное время и при занятиях физическими упражнениями; физическая активность в быту. Анкета содержала эти 4 раздела и дополнительно раздел, касающийся малоподвижного поведения. С помощью специальной методики определяли затраты времени на физическую активность высокой интенсивности (6,0 и более метаболических единиц - МЕТ).

В процессе математической обработки полученных материалов рассчитывали статистические характеристики ряда измерений, проверяли статистические гипотезы. Вся выборка была подразделена на 5 групп с низким (<М-1,0с), ниже среднего (от М-1,0с до

М-0,5с), средним (М±0,5с) выше среднего (от М+0,5с до М+1,0с), высоким (>М+1,0с) уровнем двигательной активности высокой интенсивности. Сравнивались дети с высоким и низким уровнем физической активности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования у дошкольников 6-7 лет с высокой и низкой физической активностью сопоставлялись двигательная подготовленность, морфофункциональное развитие и средняя величина цифровой нагрузки. Полученные результаты показали (рисунок 1), что дети с высоким уровнем ФА высокой интенсивности превосходили (р<0,05-0,001) детей с низкой физической активностью по результатам выполнения бега 30 м, челночного бега, прыжка, шестиминутного бега, поднимания туловища, наклона вперед.

Различия касались и ряда морфологических показателей (рисунок 2). Дошкольники, реализующие большой недельный объем ФА высокой интенсивности, отличались относительно низкими (р<0,0-0,01) значениями массы тела и ИМТ.

Выявлены межгрупповые различия (р<0,05-0,01) в отношении вегетативных показателей ФС организма (рисунок 2). Дети, реализующие в неделю большой объем физической активности высокой интенсивности, отличались оптимальными значениями ЧСС, СД, ДП, ИМ, ИФИ. В ходе исследования оценивали суммарную цифровую загруженность дошкольников с разной физической активностью при использовании сотовых телефонов, компьютеров, игровых приставок, ридеров, электронных досок, телевизоров и др. в быту и в учебной деятельности.

Наклон вперед, см Прыжок в длину, см Поднимание туловища, раз Челночный бег 3х10 м, с Бег 30 м, с -10

Дети 6-7 лет

Ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 132

100

122,6

146,5

150

30 50 70

^ Высокий = Низкий

Примечание. Представлены показатели, в отношение которых выявлены статистически значимые различия (р<0,05-0,001). За 100% приняты средние величины показателей у детей с низким уровнем ФА Рисунок 1 - Показатели двигательной подготовленности (в %) дошкольников с высоким и низким уровнями

ФА высокой интенсивности

Анализ полученных результатов показал, что дети с повышенным уровнем физической активности высокой интенсивности отличались (р<0,01-0,001) от школьников с низкой физической активностью меньшими значениями ЭВ, КН, ВПТ и Imod (рисунок 3).

Таким образом, дети с высоким уровнем физической активности высокой интенсивности характеризовались допустимой величиной цифровой нагрузки в сочетании с хорошей двигательной подготовленностью, оптимальными вегетативными показателями функционального состояния и физического развития.

В ряде исследований выявлена связь между суммарным временем использования цифровых технологий в режиме дня и снижением физической активности детей разного возраста, в то время как данные других исследований не подтверждают наличия такой взаимосвязи. Наши результаты выступают в поддержку первой точки зрения. Мы полагаем, что разноречивость мнений в значительной степени обусловлена тем, что в рассматриваемых работах, как правило, не учитывается структура физической активности и её интенсивность. Вместе с тем хорошо известно, что выраженность и направленность функциональных эффектов физической активности в значительной степени зависят от

соотношения основных её параметров.

Дети 6-7 лет

кг ст. рт. ст. отн.ед.

= Низкий Л Высокий

Примечание. Представлены показатели, в отношение которых выявлены статистически значимые различия (р<0,05-0,001). За 100% приняты средние величины показателей у детей с низким уровнем ФА

Рисунок 2 - Морфофункциональные показатели (в %) дошкольников с высоким и низким уровнями ФА высокой интенсивности

Полученные результаты хорошо согласуются с выводами большого числа научных работ. Экранное время и уровень физической активности оказывают решающее влияние на развитие и здоровье, в том числе, психосоциальное благополучие детей младше 5 лет [6]. Известно, что чрезмерное время получения информации с экранов технических средств (>2 часа), независимо от уровня физической активности детей, связано с повышенным риском развития кардиометаболических заболеваний и психологических проблем [6, 19]. Показано, что увеличение затрат времени на использование цифровых технологий до 2-х часов или более в день, приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на физическую активность [6, 11].

100 90 80 70 60 50

Примечание. Представлены показатели, в отношение которых выявлены статистически значимые различия (р<0,05-0,01). За 100% приняты средние величины показателей у детей с низким уровнем ФА

Рисунок 3 - Показатели цифровой нагрузки (в %) у дошкольников с высоким и низким уровнями ФА высокой

интенсивности.

Изучение ассоциаций между экранным временем, физической активностью и индексом массы тела у дошкольников, выявило увеличение процента детей с избыточным весом и высоким экранным временем (>2 часов в день). Использование многофакторного дисперсионного анализа обнаружило значимую взаимосвязь между экранным временем и физической активностью. Установлено, что высоким уровнем физической активности характеризуются только те дошкольники, экранное время у которых не превышает 1-го часа в день [15]. Снижение в условиях современной информационно-образовательной среды общего объема физической активности, по мнению ряда авторов, является важным фактором, способствующим развитию ожирения у детей и возникновению проблем, связанным с физическим и психическим здоровьем [8, 16, 22]. Растет количество доказательств

Дети 6-7 лет

69,3

ВПТ за неделю, ч.

73,8

ЭВ за неделю, ч. = Низкий

83,5

КН за неделю, ч. V Высокий

75,4

1шоА %

неблагоприятного воздействия гипокинезии, обусловленной избыточным использованием цифровых технологий в режиме дня, на опорно-двигательный аппарат [14], состояние кардиореспираторной системы, процессы метаболизма и другие аспекты физического здоровья [7, 20].

В работах, ориентированных на изучение взаимосвязи между физической активностью и интенсивностью использования цифровых технологий в повседневной жизни, продемонстрировано её значимое влияние на величину экранного времени и поведение в процессе применения компьютерных средств [2, 9, 10, 17, 21]. В одном из исследований показано, что «ограничение» чрезмерного продолжительного использования компьютерных средств и обеспечение того, чтобы в структуре экранного времени наиболее значительное место занимал процесс образования, может способствовать повышению уровня физической активности детей и сократить время малоподвижного поведения [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определена величина цифровой нагрузки и выявлены особенности функционального состояния и двигательной подготовленности дошкольников 6-7 лет с высоким и низким уровнями физической активности. Установлено, что с увеличением уровня физической активности отмечается значимое, хотя и небольшое снижение времени использования цифровых технологий в режиме дня, улучшение вегетативных показателей функционального состояния, показателей физического развития и двигательной подготовленности. Полученные результаты дают основание считать, что научно-обоснованное повышение объема физической активности высокой интенсивности может способствовать более рациональному использованию цифровых технологий в режиме дня и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 20-013-00119).

ЛИТЕРАТУРА

1. Благополучие детей в цифровую эпоху / А. А. Бочавер, С.В. Докука, М.А. Новикова, Е.В. Сивак, И.Б. Смирнов. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 34 с.

2. Криволапчук И.А. Функциональное развитие детей 6-7 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - №. 5. - С. 121-135.

3. Криволапчук И.А. Влияние средств информатизации на физическую активность детей школьного возраста (обзор зарубежных исследований) / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, И.И. Криволапчук // Новые исследования. - 2019 - № 2. - С. 5-14.

4. Криволапчук И.А. Некоторые аспекты физической активности детей в дошкольных учреждениях (обзор зарубежных исследований) / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова // Новые исследования. - 2019. - № 2. - С. 64-75.

5. Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children/ M. Potter, J.C. Spence, N. Boule, J.A. Stearns, V. Carson // Pe-diatr Exerc Sci. - 2018. - Vol. 30, № 1. - P. 132-141.

6. Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behavior, and sleep / M.S. Tremblay, V. Carson, J-P. Chaput, S. Connor Gorber, T. Dinh, M. Duggan // Appl Physiol Nutr Metab. - 2016. - Vol. 41 (6 Suppl 3). - P. 311-327.

7. Conflicting Guidelines on Young Children's Screen Time and Use of Digital Technology Create Policy and Practice Dilemmas / L. Straker, J. Zabatiero, S. Danby, K. Thorpe, S. Edwards // J Pediatr. -2018. - Vol. 202. - P. 300-303.

8. Cross sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children / T. Hinkley, H. Brown, V. Carson, M. Teychenne // PLoS One. - 2018. - Vol. 13 (4). - e0193700.

9. Effectiveness of a multicomponent intervention on the screen time of Brazilian/ J.A. Vieira, L.R. de Lima, D.A. Silva, E.L. Petroski // Motriz, Rio Claro. - 2018. - Vol.24, Issue 3. - P. 1-9.

10. Exploring changes in physical activity, sedentary behaviors and hypothesized mediators in the NEAT girls group randomized controlled trial / D. Dewar, P. Morgan, R. Plotnikoff, A. Okely, M. Batter-

ham, D. Lubans // J Sci Med Sport. -2014. - Vol. 17 (1). - P. 39-46.

11. Is spending time in screen-based sedentary behaviors associated with less physical activity: a cross national investigation / O. Melkevik, T. Torsheim, R.J. Iannotti, B. Wold // Int J Behav Nutr Phys Act. - 2010. - Vol. 7. - P. 46.

12. Krivolapchuk I.A. Modified Informatization Index of Children's Life / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova, A.A. Gerasimova // "Smart Technologies" for Society, State and Economy / Ed. Elena G. Popkova, Bruno S. Sergi. - Springer Nature, 2020. - P. 245-247.

13. Mitchell J.A. Screen-based sedentary behavior and cardiorespiratory fitness from age 11 to 13/ J.A. Mitchell, R.R. Pate, S.N. Blair // Med Sci Sports Exerc. - 2012. - Vol. 44, № 7. -P. 1302-1309.

14. Objectively measured patterns of sedentary time and physical activity in young adults of the Raine study cohort / J.A. McVeigh, E.A. Winkler, E.K. Howie, M.S. Tremblay, A. Smith, R.A. Abbott, P.R. Eastwood, G.N. Healy, L.M. Straker // Int J Behav Nutr Phys Act. - 2016. - Vol. 13. - P. 41.

15. Physical activity in pre-school children: Trends over time and associations with body mass index and screen time / F. Venetsanou. A. Kambas, V. Gourgoulis, M. Yannakoulia // Ann Hum Biol. -2019. - Vol. 46, № 5. - P. 393-399.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Physical activity, leisure-time screen use and depression among children and young adoles-cents/ P. Kremer, C. Elshaug, E. Leslie, J.W. Toumbourou, G.C. Patton, J. Williams //J Sci Med Sport. -2014. - Vol. 17 (2). - P. 183-187.

17. Preventing obesity among Brazilian adolescent girls: Six-month outcomes of the Healthy Habits, Healthy Girls-Brazil school-based randomized controlled trial / A. Leme, D. Lubans, P. Guerra, D. Dewar, E. Toassa, S. Philippi // Prev Med. - 2016. - Vol. 86. - P. 77-83.

18. Screen-Time Policies and Practices in Early Care and Education Centers in Relationship to Child Physical Activity / A.E. Staiano, E.K. Webster, A.T. Allen, A.R. Jarrell, C.K. Martin // Child Obes. -2018. - Vol. 14 (6). - P. 341-348.

19. Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth: an update / V. Carson, S. Hunter, N. Kuzik, G. Gray, V. Poitras, J. Chaput // Appl Physiol Nutr Metab. - 2016. - Vol. 41 (6 (Suppl. 3). - P. 240-265.

20. Systematic review of the relationships between sedentary behaviour and health indicators in the early years (0-4 years) / V.J. Poitras, C.E. Gray, X. Janssen, S. Aubert, V. Carson, G. Faulkner, G.S. Goldfield, J.J. Reilly, M. Sampson, M.S. Tremblay // BMC Public Health. - 2017. - Vol. 17(Suppl 5). - P. 868.

21. The effectiveness of a physical activity and nutrition education program in the prevention of overweight in schoolchildren in Criciùma, Brazil / L. da Silva, M. Fisberg, M. de Souza Pires, S. Nassar, C. Sottovia // Eur J Clin Nutr. - 2013. - Vol. 67, №11. - P.1200-1204.

22. The negative effects of digital technology usage on children's development and health. Addicta: The Turkish / R. Mustafaoglu, E. Zirek, Z. Yasaci, A. Razak Ozdinçler // Journal on Addictions. - 2018. - № 5. - P. 227-247.

REFERENCES

1. Bochaver, A. A. Dokuka, S. V., Novikova, M. A., Sivak, E.V. and Smirnov, I.B. (2019), Children's well-being in the digital age, Publishing House of the Higher School of Economics, Moscow.

2. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Gerasimova, A.A. (2020), "Functional development of children 6-7 years old with different levels of informatization of living conditions", Siberian Pedagogical Journal, No. 5, pp. 121-135.

3. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Krivolapchuk, I.I. (2019), "The Influence of Informatization Tools on Physical Activity of School-Age Children (Review of Foreign Studies)", New Research, No. 2, pp. 5-14.

4. Krivolapchuk, I.A, Chernova, M.B. and Gerasimova, A.A. (2019), "Some Aspects of Physical Activity of Children in Preschool Institutions (Review of Foreign Research", New Research, No. 2, pp. 64-75.

5. Potter, M., Spence, J.C., Boulé, N., Stearns, J.A. and Carson, V. (2018), "Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children", Pediatr Exerc Sci., Vol. 30, No 1, pp. 132-141.

6. Tremblay, M.S., Carson, V., Chaput, J-P., Connor Gorber, S., Dinh, T., Duggan, M., et al. (2016), "Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behavior, and sleep", Appl Physiol Nutr Metab., Vol. 41 (6 Suppl 3), pp. 311-327.

7. Straker, L., Zabatiero, J., Danby, S., Thorpe, K., and Edwards, S. (2018), "Conflicting Guidelines on Young Children's Screen Time and Use of Digital Technology Create Policy and Practice Dilem-

mas", JPediatr., Vol. 202, pp. 300-303.

8. Hinkley, T., Brown, H., Carson, V. and Teychenne, M. (2018), "Cross sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children", PLoS One, Vol. 13(4), e0193700.

9. Vieira, J.A., de Lima, L.R., Silva, D.A. and Petroski, E.L. (2018), "Effectiveness of a multi-component intervention on the screen time of Brazilian", Motriz, Rio Clar, Vol. 24, Issue 3, pp. 1-9.

10. Dewar, D., Morgan, P., Plotnikoff, R., Okely, A., Batterham, M. and Lubans, D. (2014), "Exploring changes in physical activity, sedentary behaviors and hypothesized mediators in the NEAT girls group randomized controlled trial", J Sci Med Sport, Vol. 17 (1), pp. 39-46.

11. Melkevik, O., Torsheim, T., Iannotti, R.J. and Wold, B. (2010), "Is spending time in screen-based sedentary behaviors associated with less physical activity: a cross national investigation", Int J Be-hav Nutr Phys Act, Vol. 7, pp. 46.

12. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B., Gerasimova, A.A., Chicherin, V.P. and Myshyakov, V.V. (2020), "Modified Informatization Index of Children's Life", Smart Technologies for Society, State and Economy, Ed. Elena G. Popkova, Bruno S. Sergi, Springer Nature, pp. 245-247.

13. Mitchell, J.A., Pate, R.R. and Blair, S.N. (2012), "Screen-based sedentary behavior and cardiorespiratory fitness from age 11 to 13", Med Sci Sports Exerc, Vol. 44, No. 7, pp. 1302-1309.

14. McVeigh, J.A., Winkler, E.A., Howie, E.K., Tremblay, M.S., Smith, A., Abbott ,R.A., Eastwood, P.R., Healy, G.N. and Straker, L.M. (2016), "Objectively measured patterns of sedentary time and physical activity in young adults of the Raine study cohort", Int J Behav Nutr Phys Act, Vol. 13, pp. 41.

15. Venetsanou, F., Kambas, A., Gourgoulis, V. and Yannakoulia, M. (2019), "Physical activity in pre-school children: Trends over time and associations with body mass index and screen time", Ann Hum Biol, Vol. 46, No. 5, pp. 393-399.

16. Kremer, P., Elshaug, C., Leslie, E., Toumbourou, J.W., Patton, G.C. and Williams, J. (2014), "Physical activity, leisure-time screen use and depression among children and young adolescents", J Sci Med Sport, Vol. 17, No. 2, pp. 183-187.

17. Leme, A., Lubans, D., Guerra, P., Dewar, D., Toassa, E. and Philippi, S. (2016), "Preventing obesity among Brazilian adolescent girls: Six-month outcomes of the Healthy Habits, Healthy Girls-Brazil school-based randomized controlled trial", Prev Med, Vol. 86, pp. 77-83.

18. Staiano, A.E., Webster, E.K., Allen, A.T., Jarrell, A.R. and Martin, C.K. (2018), "Screen-Time Policies and Practices in Early Care and Education Centers in Relationship to Child Physical Activity", Child Obes, Vol. 14(6), pp. 341-348.

19. Carson, V., Hunter, S., Kuzik, N., Gray, G., Poitras, V. and Chaput, J. (2016), "Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth: an update", Appl PhysiolNutrMetab, Vol. 41( 6 (Suppl. 3), pp. 240-265.

20. Poitras, V.J., Gray, C.E., Janssen, X., Aubert, S., Carson, V., Faulkner, G., Goldfield, G.S., Reilly, J.J., Sampson, M. and Tremblay, M.S. (2017), "Systematic review of the relationships between sedentary behaviour and health indicators in the early years (0-4 years)", BMC Public Health, Vol. 17(Suppl 5), pp. 868.

21. da Silva, L., Fisberg, M., de Souza Pires, M., Nassar, S. and Sottovia, C. (2013), "The effectiveness of a physical activity and nutrition education program in the prevention of overweight in schoolchildren in Criciuma, Brazil", Eur J Clin Nutr, Vol. 67, No. 11, pp. 1200-1204.

22. Mustafaoglu, R., Zirek, E., Yasaci, Z. and Razak Ozdinfler, A. (2018), "The negative effects of digital technology usage on children's development and health. Addicta: The Turkish", Journal on Addictions, No. 5, pp. 227-247.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2021

УДК 799.31

О ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОГНЕВОЙ

ПОДГОТОВКИ

Антон Михайлович Гилёв, старший преподаватель, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, мастер спорта России, Рязань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.