Научная статья на тему 'Мордва-духоборцы Канады: вопросы истории, религиозного права, образования'

Мордва-духоборцы Канады: вопросы истории, религиозного права, образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
702
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушкова Ю. Н.

Статья содержит данные этнографического изучения мордвы-духоборцев Канады как части зарубежной диаспоры. На базе широкого круга источников и главным образом полевого материала представлен обзор истории их переселения, организации быта, образования, религиозной жизни, борьбы за свободу вероисповедания. На примере духоборцев освещаются уникальные эмпирические сведения о религиозном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордва-духоборцы Канады: вопросы истории, религиозного права, образования»

111!111Й1И1!Ш № 2,

го следят за ходом действий в Государственной Думе» (с. Камаевка Петровского уезда Саратовской губ.); «нужда в газетах невообразимая, крестьяне, несмотря на полевые работы, аккуратно следят за приходом земской почты»19.

Стремление обрести доступ к информации, желание соответствовать новым формам социальной активности, рожденным, в частности, под непосредственным воздействием деятельности партийных организаций, актуализировали в сознании крестьян требование введения всеобщего бесплатного образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Брукс Дж. Когда Россия училась читать. Грамотность и народная литература, 1861— 1917 / Дж. Брукс. Принстон, 1986. С. 56.

2 См.: Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. / А. Г. Рашин // Ист. зап. М., 1973. Т. 37. С. 34—38.

3 Там же.

4 См.: Отзывы корреспондентов текущей статистики по некоторым вопросам сельской жизни Саратовской губ. Саратов, 1902. С. 35—36.

5 См.: Брукс Дж. Указ. соч. С. 193.

6 Отзывы корреспондентов текущей статистики... С. 34.

7 См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1905. № 1. Отд. неофиц. С. 35.

8 Куликов Е. Записки сельского священника / Е. Куликов // Пенз. епарх. ведомости. 1913. № 9.

1 мая. С. 297.

9 Успенский Г. И. Власть земли / Г. И. Успенский // Соч. : в 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 94.

10 ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3783. Л. 55 об.

11 Там же. Л. 92 об.

12 Там же. Л. 228.

13 Пензенские епархиальные ведомости. 1913. № 4. 16 февр. С. 139.

14 Там же. № 16. 16 авг. С. 585.

15 Никольский В. Нравы и обычаи жителей села Владыкино. Обыденная жизнь крестьян / В. Никольский // Там же. 1883. 15 апр. № 8. Ч. н. С. 13.

16 См.: Миронов Б. Н. Социальная история России периода Империи (XVIII — начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства : в 2 т. / Б. Н. Миронов. СПб., 1999. Т. 1. С. 330.

17 Отзывы корреспондентов текущей статистики. С. 39—41.

18 См.: Кирюхина Е. И. Всероссийский Крестьянский Союз в 1905 г. / Е. И. Кирюхина // Ист. зап. М., 1955. Т. 50. С. 135.

19 ГАСО. Ф. 421. Оп. 1. Д. 2979. Л. 25, 73—74.

Поступила 24.10.06.

МОРДВА-ДУХОБОРЦЫ КАНАДЫ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА, ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. Н. Сушкова, доцент кафедры теории и истории государства и права МГУ им. Н. П. Огарева

Статья содержит данные этнографического изучения мордвы-духоборцев Канады как части зарубежной диаспоры. На базе широкого круга источников и главным образом полевого материала представлен обзор истории их переселения, организации быта, образования, религиозной жизни, борьбы за свободу вероисповедания. На примере духоборцев освещаются уникальные эмпирические сведения о религиозном праве.

До последнего времени сведения о зарубежной мордве, за исключением, пожалуй, пребывания знаменитого скульптора С. Д. Эрьзи в Аргентине, были крайне фрагментарны. Из косвенных данных, полученных Н. Ф. Мокшиным от мордвы Армении, стало известно, что часть ее, переселившись в первой половине XIX в. из традиционных мест проживания в Волго-Окском регионе в Закавказье, в конце XIX — начале XX в. иммигрировала оттуда в США и Кана-

ду1. Летом 2004 г. во время стажировки в Университете Британской Колумбии (г. Ванкувер, Канада) мне удалось собрать материалы, позволяющие осветить некоторые неизвестные страницы в судьбе той мордвы, которая более ста лет назад покинула свою историческую родину и проживает на территории Канадского государства.

Иммиграция мордвы была обусловлена ее принадлежностью к духоборцам. Духоборцы, или духовные христиане, от© Ю. Н. Сушкова, 2007

носились к традиционному русскому сектантству и в связи с неприятием государственной идеологии подвергались со стороны властей частым преследованиям и депортациям. При содействии английских и американских квакерских организаций и поддержке Л. Н. Толстого, пожертвовавшего на это гонорар за роман «Воскресение», с декабря 1898 по апрель 1899 г. духоборцы четырьмя группами отбыли в Канаду. Всего переселилось до 7,5 тыс. чел.2

В царской России принявшая духоборчество мордва, как мокша, так и эрзя, расселялась, главным образом, в Тамбовской и Пензенской губерниях, где это религиозное направление нашло достаточно широкое распространение. Важным фактором восприятия мордвой духоборческой веры являлось заключение смешанных браков. Нередки были случаи, когда русский духоборец брал в жены мордовку, и наоборот, мордвин — русскую духоборку.

О присоединении мордвы к духоборцам сохранились заметки, написанные в 1956 г. одним из активистов этого движения И. А. Поповым, поныне проживающим в Канаде. Автор, в частности, пишет: «...духоборцы проживали, по большей части, среди племени, называемого „Мордва“, и у них со временем получилась тесная связь с Мордвянами. Мордвы были народ простой и бедный, такой же, как и духоборцы. Вера в них не была особо твердая — ни в православие и ни во что особое другое. Между духоборцами и этим племенем Финнов возникла хорошая дружба. Духоборческие девушки стали даже замуж выходить за мордовских парней, духоборческие парни брали в жены мордовок. Иные семьи даже стали ходить на собрания духоборцев. Таким образом, когда по манифесту царя Александра I духоборцы со всех краев России начали свое переселение в Таврию, к ним присоединились и семейства из Мордвян. Многие из них долго не бросали свой мордовский язык и даже песни, передававшиеся из рода в род.

Много лет спустя, когда духоборцы уже жили в Канаде, среди таких обыкновенных духоборческих фамилий, как Озеровы, Василенковы, Ступниковы, Лукьяновы, Курбатовы, были дедушки или бабушки, которые могли чисто говорить и даже петь на наречии этого Финского племени, зовомого „Мордва“»3.

В государственном национальном архиве Канады (г. Оттава), а также рукописном фонде редких источников Университета Британской Колумбии содержатся списки всех иммигрантов-духо-борцев по данным на 1905 г., составленные по материалам официальных записей Канадской таможни представителем этого же религиозного направления С. Лапшиновым. Среди мордовских семей, в дальнейшем обследованных мной в ходе экспедиционной поездки, упоминаются Шерстобитовы, Войкины, Конкины, Василенковы, Лахтины, Озеровы, Гритчины, Курбатовы, Кинякины, Лукьяновы, Ступниковы, Рязанцевы, Лежебо-ковы, Салекины, Поздняковы, Жмаевы, Ковалевы (Назаровы).

Интересен тот факт, что в среде духоборцев существовал обычай, согласно которому лидеры могли давать фамилии произвольно, акцентируя внимание на характерных особенностях той или иной семьи. В этом смысле не случайно происхождение таких распространенных у духоборцев фамилий, как Новокшоновы, Переверзевы, этимологически восходящих к понятиям «новокрещены», «пере-верцы». Этими фамилиями нередко именовалась мордва в материалах русского делопроизводства в период ее крещения. Духоборцы-лидеры стали давать такие фамилии мордовским семьям. На расспросы по этому поводу духоборцы Но-вокшоновы и Переверзевы отвечали, что у них действительно мордовские корни4.

Со времени переселения история канадцев мордовского происхождения неразрывно связана с духоборческим движением. Принадлежность к духоборческой вере объединила представителей различных национальностей (русских,

№ 2, 2007

мордву, армян, ирландцев, немцев и др.) в рамках единой религиозной культуры, что во многом затрудняет изучение их этнических особенностей. Руководители духоборцев еще в Таврии, а затем на Кавказе старались консолидировать их не только на основе религиозного культа и единой обрядности, уравнения имущества, но и посредством регламентации одежды, что привело к формированию единообразного для всех членов особого духоборческого костюма. Людей других национальностей обучали русскому языку, на котором велось богослужение. Полиэтнический состав должен был создавать атмосферу национальной терпимости. Более того, в силу идеи избранности и веры в свою особую миссию духоборцы считали себя особым народом и требовали признания этого от остальных, в том числе и от властей5.

Вместе с тем на примере мордвы-духоборцев подтверждается, что этническая идентичность в людях весьма сильна. Так, канадец Петр Николаевич Войкин поведал мне несколько историй из жизни своего деда Ильи Яковлевича, чья мама была «исконной» мордовкой. Вспоминая о деде, он по существу рассказывал об истории поселения духоборцев в Канаде, поскольку его семья сыграла существенную роль в этом процессе. Приехав в провинцию Саскачеван в 1899 г., духоборцы потребовали от канадского правительства сохранения своей общины, ибо видели в ней основу жизнедеятельности и укрепления веры. Правительство же, убежденное в том, что с упразднением общины будет гораздо проще ассимилировать духоборцев, напротив, стремилось как можно быстрее укрепить в них представления о преимуществах индивидуального хозяйства. Обе стороны были непреклонны, в связи с чем правительство стало принуждать иммигрантов покинуть предоставленные им в пользование земли. Петр Васильевич Веригин — первый лидер канадских духоборцев (Господний) — решил всех духоборцев с Саскачевана переселить на

приобретенные у своего друга немца Хирама Лэндиса участки в провинции Британская Колумбия.

В помощники П. В. Веригин взял мордвина Илью Яковлевича Войкина, знавшего немецкий язык, которым овладел, будучи воспитанником меннонитов (протестантов немецких колонистов Поволжья). С тех пор Войкин стал правой рукой Веригина и на все переговоры с Лэндисом они ходили вдвоем. Сохранилась одна быль, ставшая для духоборцев легендой основания поселения в Британской Колумбии. После покупки земельного надела в районе Вотерло Флэтс (Waterloo Flats) встретились на скале Лэндис, Веригин и Войкин и стали обсуждать название нового поселения духоборцев. Веригин хотел назвать эти земли Кавказом (откуда была значительная часть духоборцев), чтобы природа красотой горной местности напоминала о родине. Лэндис ответил: «Я не советую вам называть свои земли Кавказом, так как вокруг много англосаксов, ни им, ни правительству это не понравится! Посмотрите на журчащую в долине реку, она же сверкает, как бриллиант!» С тех пор и поныне это место называется Бриллиантом.

По словам жены П. Н. Войкина Лукерьи Васильевны (в девичестве Стре-ляевой), весь участок Луговое в районе Бриллианта всегда называли мордовским, а ее саму зовут мордовкой. Их сосед Иван Животков нередко провожает семью Войкиных фразой: «Вон, мордва идет!», а его дядя Иван Зайцев утверждает: «Там, где Луговое, одна мордва!» В семье Стреляевых вспоминают праде-да-мордвина, звавшегося Вакулой, и прабабушку Вакулиху. «Добрые были Вакул и Вакулиха, люди большой души, всегда приносили в школу детям яблоки и сливы, сушеные фрукты», — рассказывает Л. В. Войкина.

Отдельные селения (участки) — Пазморо (Passmore), Салмо (Salmo) — даже официально носят мордовские ой-конимы, причем уникальные, связанные

с традиционным мордовским мировиде-нием и миропониманием6. Например, этимология ойконима участка Пазморо, бесспорно, восходит к эрзя-мордовским словам «паз» — бог, «моро» — песня и связана с дохристианскими традициями богослужения, сопровождавшегося песнями-молитвами в адрес того или иного языческого божества.

В других духоборческих деревнях люди, по крайней мере, слышали о мордве. Многие духоборцы (Шерстобитовы, Новокшоновы, Рязанцевы, Озеровы) на расспросы об их этнической принадлежности отвечали, что в них течет «мордовская кровь». Нередко назывались конкретные семьи и фамилии, предки которых когда-то говорили на мордовском языке. Так, Василий Михайлович Нич-володов рассказывал, что его прапрабабушка, по мужу Гритчина (девичью ее фамилию он не помнил), всегда разговаривала и пела со своими подругами по-мордовски. Как говорили родители Василия Михайловича, которые уже не общались на этом языке и даже плохо его понимали, он чем-то напоминал им китайский. Иосиф Алексеевич Назаров, ведущий свою мордовскую родословную от деда по матери, также рассказывал мне, как его родная и двоюродные бабушки Татьяна, Ганя и Маша Назаровы пели по-мордовски.

В настоящее время мордовский язык в среде духоборцев не функционирует. По словам большинства опрошенных, их родители уже не говорили по-мордовски. Только в двух семьях — Кинякиных и Лахтиных — мне заявили, что их родители общались между собой на «непонятном языке» (надо полагать, на мордовском).

В Бриллианте до сегодняшнего дня сохранились некоторые мордовские произведения устного творчества, в частности, зафиксированные мной песня и молитва, слова в которых очень сильно искажены. Проведенный мной анализ показывает, что песня сложена на основе мокша-мордовского языка и ее главным

мотивом является тревога о выборе в будущем правильного пути. Скорее всего она связана с переездом в другую страну — далекую для мордвы Канаду. Песня объяснялась канадцами так: «Мачеха выдает свою падчерицу-красавицу за боярина-богача. Падчерица его не любит и не желает выходить за него замуж. Он приезжает за ней и старается увезти силой на коне. Она сопротивляется и вступает в борьбу с ним, употребляя „бу-сатную иголку“ (иглу, с помощью которой нанизываются бусинки). Эту иглу ей дала мама, наставляя пойти по своему пути, не слушать отца, велевшего ей выйти замуж за богача».

Полина Михайловна Холодинина помнит мордовскую молитву, которую она произносила на ночь. По ее словам, ложилась больная, к утру же чувствовала себя гораздо лучше. К этой молитве ее приобщила бабушка-мордовка Назарова, жившая по соседству. О бабушке Назаровой Полина рассказывала: «Она очень певчая, от нее много отростков пошло, ведь у нее дюже большое семейство было, как собрание. Но в семье жили дружно, она была сильной и милостивой, всем вокруг помогала».

Несмотря на то что мордовские песни духоборцами забыты, в их песнопении очень прочно прижилась традиция мордовского многоголосия, применяемая ими и к русскоязычным текстам и мотивам.

Мордовский заговор был зафиксирован во время экспедиции видным отечественным этнологом С. А. Иниковой. В работе «Духоборческие заговоры через века», изданной на двух языках (русском и английском), она пишет о своем посещении в Ленгаме (провинция Саскачеван) одной из старейших духоборок, которую родители привезли в Канаду ребенком перед Первой мировой войной. В разговоре духоборка упомянула о своем знании заговора на мордовском языке, которому ее научила свекровь-мордовка. По словам старожилки, заговор этот от ушиба, пореза, да и вообще от всего.

№ 2, 2007

В дальнейшем исследовательница совместно со специалистами перевела заговор, в котором речь шла о старом баране, покрывавшем молодую овцу. Этот заговор ею же был записан на русском языке от кавказских духоборцев, правда, здесь он предназначался для извлечения занозы или соринки из глаза. Данный заговор на мордовском языке автор впервые услышала в Канаде. С. А. Ини-кова высказала предположение, что первоначально заговоры эти были предназначены для увеличения плодовитости, но со временем смысл забылся, и каждый использовал их по своему усмотрению7.

Если многие духоборцы ныне лишь хранят память о своих мордовских предках, то отдельные их представители утверждают, что они — мордва. Одной из наиболее ярких личностей духоборческого движения, перенявших от своих родителей мордовское этническое самосознание, является Джордж (Григорий Васильевич) Кинякин.

Род Кинякиных, представляющий фактически единственную среди духоборцев Канады исконно мордовскую фамилию, в основе которой лежит мордовское дохристианское личное имя Киня-ка, был одним из наиболее многочисленных. В истории поселений в районе Бриллианта даже была деревня, названная в честь Кинякиных (Kinakin village). Духоборцы уже не живут в этой деревне, однако там и поныне сохранился их общинный дом, приобретенный кем-то из англоязычных канадцев.

Родители Дж. Кинякина — Василий Кинякин и Анюта Чевельдеева. Для Василия брак был вторым, первый раз он женился еще будучи в России, по словам Джорджа, на дочери князя, у них родилось двое детей. Князь не пустил свою дочь с зятем в Канаду, за попытку побега его солдаты три дня стегали плетками Кинякина и двух друзей-сообщников. Василий выехал из России в Канаду вместе со своими братьями и сестрой в 1899 г. Вспоминая детали из жизни отца, Джордж отмечал, что тот был задиристым и даже хулиганом. Когда на паро-

ходе духоборцы приняли решение стать вегетарианцами, а также бросить употреблять спиртное и курить, Василий продолжал курить втайне от всех. Эта привычка могла даже стать причиной несчастного случая, ибо курить он вынужден был в трюме для мусора и однажды его чуть не выбросили в море. Уже в Канаде отец женился на женщине с ребенком, с которой у них родилось еще шестеро детей (Петр, Вася, Ваня, Миша, Гриша, Поля).

Василий Кинякин разговаривал со своими родными, а также с двумя друзьями, Андрюшей Лежебоковым и Федей Жмаевым, только по-мордовски. «Отец мой не мог говорить и тем более писать ни по-русски, ни по-английски. Гутарил только по-мордовски, он ведь на нем общался с нами и в детстве. Но мы, дети, все позабыли, правда, иногда в моем разговоре выскакивают непонятные слова, в деревне здесь подмечают, что, наверное, они мордовские», — рассказывал мне Джордж.

В беседах о прошлой жизни Дж. Ки-някин спрашивал у меня относительно достоверности мордовского обычая женитьбы мальчика на взрослой девице, о котором он узнал из рассказов своего отца. Мордовской традицией, долгое время существовавшей в среде духоборцев, было внесение женихом выкупа («питне») за невесту. Этот обычай входил в противоречие с духоборческим представлением о браке, когда обе стороны считались равными и никто не должен был вносить никаких денежных сумм, кроме небольших свадебных подарков, сделанных своими руками. Но отцы, по рассказам старожилов, упорно требовали платы за дочь и брали ее в тайне от лидеров духобо-рии, запрещавших такие поступки. Любопытно, что в качестве своеобразной кока-колы у духоборцев выступает мордовский хлебный квас, который они до сих пор называют «чаповым» (от морд. «чапамо» — кислый).

История рода Кинякиных уникальна и тем, что в ней отражается судьба духоборчества не просто как религиозного

феномена, а целого конфессионально-политического движения, не имеющего аналога в мире. С переездом в Канаду духоборцы связывали надежды на появление возможности открыто исповедовать свою веру, а также свободно следовать пацифистским взглядам, заключающимся, в частности, в отказе от ношения оружия и участия в вооруженных конфликтах. Свое противостояние государственной власти, ведущей войны, духоборцы выражали отказом присягать в России — императору, в Канаде — английской королеве, давать клятву их именами. В России они за это подвергались многочисленным преследованиям, ссылкам на окраины империи. Старожилы рассказывают, что английская королева в беседе с русским императором Николаем II будто бы сказала ему, что через несколько лет духоборчество перестанет существовать и все общинники станут обыкновенными ее подданными, как и другие канадцы.

Канадское правительство стало проводить политику ассимиляции российских духоборцев, задачами которой были, прежде всего, разрушение общины, расселение ее членов среди англо-канадцев, светское образование духоборческих детей (для них были организованы специальные реформаторские школы). Эти мероприятия вызвали массовые протесты, участниками которых были представители радикального крыла духоборцев, называвшие себя сыновьями свободы или свободниками (Ргееёотке8). Основной формой протеста явились демонстрации в обнаженном виде, взрывы и поджоги своего имущества (домов, автомобилей, духоборческих деревень), а также школ, когда в них не было людей. «Нам ничего не нужно, кроме покоя и понимания. Нам не нужно одежды — берите ее. Нам не нужны дома и машины — берите их. Мы можем обойтись без всего! Вы отняли у нас земли, но вы не можете отнять у нас наши убеждения!» — эти слова можно считать лозунгами свободников.

Одна из форм протеста духоборцев выражалась в отказе от официальной системы образования. Духоборцы считали, что дети должны быть защищены от знаний о вооруженных столкновениях, насильственных акциях, войнах, т. е. сведений, которые предусматривались традиционной школьной программой. «Мы не пустим своих детей в школы, где их будут учить насилию и другой вере!» — заявляли они. Пацифистские воззрения духоборцев сопровождались вегетарианскими традициями, которые способствовали, по их мнению, воспитанию здорового и нравственно чистого духа. Из рациона исключались мясные продукты, алкогольные напитки, курение. Однако сотрудники школьных учреждений, зная о вегетарианском образе жизни духоборцев, насилием пытались заставить детей нарушать привычные им традиции питания. В наказание за отказ есть мясные продукты учителя ставили ребенка на уличную площадку, чтобы он смотрел на солнце с открытыми глазами. Узнав об этих фактах от своих детей, духоборцы окончательно решили забрать их из школ и организовать собственные учебные заведения. В ответ канадские власти приняли радикальные меры: стали отбирать детей у родителей и определять их в отдельные воспитательные дома.

Кинякины, как и многие другие мордовские семьи (Жмаевы, Лежебоковы, Новокшоновы, Шерстобитовы, Лахтины, Ковалевы (Назаровы), Рязанцевы и др.), были свободниками, причем очень активными. Продолжавшиеся до 90-х гг. XX в. акции протеста, отчаянной борьбы за самосохранение буквально до настоящего времени представлялись прессой как «преступные акты», за которые многие духоборцы-свободники, как и последовавшие за ними жены, десятки лет содержались в тюрьмах.

Одним из ярких деятелей свободни-чества был Василий Кинякин, передавший страсть борьбы своим сыновьям и внукам. Во время судебного процесса на вопрос судьи: «Почему вы не хотите при-

№ 2, 2007

сягать королеве?», он ответил: «Мы на Родине своему русскому царю не присягали, тем более не будем присягать вашей королеве!» Судья несколько раз пытался иронизировать над Кинякиным, высмеивая его неграмотность. По словам Джорджа, отец был очень честным человеком, за что пользовался большим уважением среди духоборцев, поэтому его назначили хранителем общинных денег. Узнав об этом, судья попросил его объяснить, как, будучи незнакомым с арифметикой и письмом, он распределял деньги. «Придет человек, спросит нужную сумму, я ему дам!» — пояснил Василий. «Ты бы и мне дал деньги просто так, поверив на слово?» — продолжал любопытствовать судья на фоне всеобщего смеха в зале. «Я спросил бы вас, зачем нужны деньги. Если причина веская, то,конечно, поверил бы слову и обязательно дал!» — сказал В. Кинякин.

Дж. Кинякин, его братья, жена и дети продолжали отстаивать идеи свободни-чества, обостренные не раскрытым до сих пор убийством в начале 60-х гг. прошлого века духоборческого лидера П. В. Веригина. Джордж отсидел в различных канадских тюрьмах в общей сложности более 20 лет, но и там вместе со своими единомышленниками не отказался от духоборчества, сохранив человеческие представления о правде и справедливости. В архиве Университета Британской Колумбии сохранился дневник одного арестанта-свободника, где очень подробно описаны тяготы лишений в тюрьмах. Находясь в заключении, духоборцы в течение нескольких месяцев отказывались от еды, а некоторые даже умерли в тюрьме от истощения.

Наверное, нет ни одного духоборца, судьба которого не была бы затронута драматизмом многолетней борьбы. Большинство людей со слезами вспоминают то, еще недалекое, время. По существу, совсем недавно, только с 1980-х гг., детям духоборцев стали давать нормальное образование, до этого же никто из них не поднимался выше 3—

4 начальных классов. Вместе с тем, наблюдая за нынешним поколением борцов-свободников, а также других духоборцев, можно лишь удивляться тому, что они, будучи самоучками, свободно владеют русским и английским языками, грамотой, многие из них стали успешными бизнесменами.

Выращивая различные виды сельскохозяйственных культур, чему способствовал благоприятный климат Западной Канады, духоборцы «на зависть» англоканадским соседям получают богатые урожаи. Именно духоборцами в Канаде были открыты первые магазины «здоровой пищи», куда овощи и фрукты поступали с их огородов. Семье Стреляевых принадлежит пекарня, где готовят хлеб «по старинным бабушкиным рецептам». «Хлеб раскупается в течение нескольких часов», — с гордостью говорила мне Элейн Стреляева.

Духоборцы активно занимаются различными промыслами: строительством домов, огородничеством, рыболовством, декоративно-прикладным искусством, плотничеством. Основными мастерами по дереву являются мордвины Киняки-ны, Лахтины, Денисовы, Ничволодовы. Как известно, промыслы по обработке дерева исстари составляют важную отрасль не только хозяйственной деятельности мордвы, но и ее декоративно-прикладного искусства. Джордж Кинякин открыл семейную мастерскую, где вместе с сыном изготовляет мебель, очень популярную в Западной Канаде.

Известным мастером по дереву является и Николай Лахтин, за его работами приезжают из Японии, Франции, России, Англии. Одним из его уникальных произведений являются деревянные руки-прихваты, использующиеся в процессе приготовления пищи. На эту идею его натолкнула фраза, часто произносимая занятыми людьми: «Рук не хватает на все!» Лахтин своей работой как бы отвечает: «Рук не хватает, возьмите еще парочку», предлагая деревянные ладошки.

Николай Денисов — инициатор ряда выставок, состоявшихся в Канаде и США. Его по праву можно назвать основателем школы мастеров, поскольку он руководит курсами по резьбе, которые с удовольствием посещают и духоборцы, и англо-канадцы. Вместе со своей женой Анастасией, детьми и внуками он изготовляет деревянную утварь, вяжет и вышивает. Этому, по словам Денисова, их учили родители и деды. За мастерство, умение вести сельское хозяйство соседи англо-канадцы называют духоборию «отдельной страной», в которой царят успех и благополучие, а долгожительство обитателей этой «страны» объясняют здоровым образом жизни, высокой духовностью.

В настоящее время каждая духоборческая семья ведет индивидуальное хозяйство, но общинные традиции до сих пор сильно выражены. Хозяйственные и социальные вопросы духоборцы продолжают решать сообща, во всем помогая друг другу.

Сегодня в Канаде отношение к духоборчеству значительно изменилось. Их перестали клеймить как «преступников», а особенностями культуры стали даже гордиться. Нередкостью стали публикации в газетах о духоборах, информирующие о проведении фестивалей, использовании ими традиционных костюмов, поездках в Россию, особенно в Ясную Поляну, где, по замыслу В. М. Ничволо-дова и его коллег, предполагается возведение Центра отдыха им. Л. Н. Толстого — в знак его заслуг перед духоборцами.

Большинство своих убеждений духоборцы отстояли. Теперь их не привлекают к службе в армии, им разрешают оформлять свидетельства о рождении и

смерти, заключении брака, давать клятву в судах на хлебе, соли и воде в соответствии с традиционными духоборческими обрядами. Они принимают активное участие во всех пацифистских движениях. О них снимают фильмы, с ними заключают договоры на строительство домов, покупку предметов промыслов, особенно изделий декоративно-прикладного искусства. Духоборчество признали, хотя едва ли еще в полной мере оценили то, что за этим явлением стояли сотни жизней духоборцев, в том числе из мордвы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. Саранск, 1989. С. 78.

2 См.: Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.) / А. И. Клибанов. М., 1965. С. 113 ; Казьмина О. Е. Духоборцы / О. Е. Казьмина // Народы и религии мира : энцикл. М., 1998. С. 715 ; ТимковскийН. И. Мое личное знакомство с Л. Н. Толстым / Н. И. Тимковский // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т. М., 1978. Т. 1. С. 430.

3 Popov I. A. Rasskazy iz istorii dukhobortsev. Изложенные для преподавания в воскресных собраниях для детей и на вечерних собраниях союза молодежи / I. A. Popov. Гранд Форкс, Б. К., Канада, 1956. C. 19.

4 См.: Мокшина Ю. Н. Мордва Канады / Ю. Н. Мокшина // Национальное самосознание мордовского (мокшанского и эрзянского) народа: настоящее и будущее : материалы докл. IV съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, 22—25 ноября 2004 г. Саранск, 2005. С. 99.

5 См.: Иникова С. А. Взаимоотношения и хозяйственно-культурные контакты кавказских духоборцев с местным населением / С. А. Иникова // Духоборцы и молокане в Закавказье М., 1992. С. 51.

6 См.: Table of the Doukhobor villages 2005 // Iskra. 2005. № 1972. July 27th. P. 29.

7 См.: InikovaS. Doukhobor Incantations Through the Centuries / transl. from Russian and ed. by Koozma I. Tarasoff ; forew. by Robert B. Klymasz / S. Inikova. New York ; Ottawa ; Toronto, 2000.

Поступила 12.05.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.