3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1. ДУХОБОРЫ КАНАДЫ: К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИКО-ПРАВОВОВЫХ АСПЕКТОВ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сушкова Юлия Николаевна, доктор исторических наук, зав. кафедрой международного и европейского права, декан юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Аннотация: В статье анализируются проблемы изучения историко-правовых аспектов жизнедеятельности духоборов Канады. Автором впервые освещаются ранее неизвестные факты пребывания среди духоборов мордвы.
Ключевые слова: духоборы, Канада, религия, сектантство, религиозно-общественные движения, мордва
CANADIAN DOUKHOBORS: TO THE QUESTION OF THE STUDY OF THE HISTORICAL-LEGAL ASPECTS OF THEIR LIFE
Sushkova Yu. N., doctor of the historical sciences, Chair of the European and International Law Department, Dean of the Law Faculty of the Mordovian State University named after N.P. Ogarev
Annotation: In the article there are analyzed the problems of the study of the historical-legal aspects of Canadian doukhobors’ life. Author for the first time describes previously unknown facts of the Mordovian involvement in doukhobor movement.
Keywords: dukhobor, Canada, religion, sectarianism, religious social movements, mordva
Как отмечал еще полвека назад известный отечественный историк-религиовед А.И. Клибанов, история религиозно-общественных движений в России является слабо исследованной. Она и сейчас продолжает оставаться одним из самых отстающих участков в отечественном религиоведении1. Между тем, без изучения указанных движений, бывших органической составной частью отношений реальной жизни, всенародной освободительной борьбы против абсолютизма невозможно достоверно познать многообразие и единство ее форм, динамики в целом, опыт общественного творчества и участников, их политические, социальные, идеологические и этические интересы.
Понятно, что проблемы исследования религиозного сектантства сопряжены с трудностями, связанными в первую очередь с недостаточной изученностью и разбросанностью источников, хранящихся в центральных и местных архивах, библиографической редкостью публикаций этих источников, как, впрочем, и большинства работ исследователей по этой тематике, в особенности дореволюционных. И все же насчитывающие несколько тысяч книг, брошюр и статей, эти публикации при всей своей тенденциозности, неполноте и зависимости от степени элементарной добросовестности их авторов и составителей поныне сохраняют немалую источниковедческую и историографическую ценность для историка религиозно-общественных движений2.
Хотя большая часть этих работ принадлежит перу деятелей православной церкви, написана в ключе церковно-миссионерской травли сектантов, и в целом характеризуется не только нагромождением в хаотическом беспорядке исторического и современного мате-
1 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). М., 1965. С. 12.
2 Литературу о сектантстве, изданную в России до 1900 г., смотрите в следующих библиографических указателях: Пругавин А.С. Раскол-сектантство. Вып. 1. 1887; Сахаров Ф. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. І-ІІІ. 1887-1900.
риала, извращением и подтасовкой фактов, голословными утверждениями и клеветническими домыслами, тем не менее, по крайней мере некоторые из них, не лишены элементов научного исследования, содержат ценные фактические данные. Даже такой противник сектантов, как правительственный чиновник и писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский), и тот должен был признать, говоря о ритуальных убийствах среди «людей божьих», что «не было случая, чтобы изуверное преступление было вполне обнаружено и юридически доказано»3.
Народническая, а затем марксистско-ленинская историография российского сектантства, как и непосредственная пропагандистская работа в их рядах большевистских агитаторов, таких, к примеру партийных функционеров, как В.Д. Бонч-Бруевич, В.М. Величкина, связана со стремлением вовлечь сектантов, недовольных репрессивными мерами против них царских властей и официального православия, в общий поток революционной борьбы, направленной на их свержение.
В.И. Ленин обращал внимание социал-демократии на необходимость политического просвещения сектантов, считая это дело общепартийной задачей. В ее реализации велика была роль В.Д. Бонч-Бруевича, видного марксистского исследователя сектантства. В письме ему от 27 ноября 1901 года Ленин отмечал: «Само собой, что всякие сведения о преследовании сектантов, тайные циркуляры об их преследованиях... нас крайне интересуют, а потому если вы исполните свое обещание - присылать материал, мы будем вам чрезмерно благодарны»4. Вопрос о работе среди сектантов был включен в повестку дня II съезда РСДРП.
3 Мельников П.И. Счисление раскольников // Русский вестник, 1862, № 2; Он же. Тайные секты // Русский вестник, 1868, № 5; Он же. Белые голуби, рассказы о скопцах и хлыстах // Русский вестник, 1869, №3-5.
4 Цит.: Кривелев И.А. Ленин о религии. М., 1960. С. 132-133.
Изучая сектантство в Канаде (1889 г), а впоследствии совершив несколько поездок в сектантские поселения в Воронежской, Харьковской, Ставропольской губерниях, в Кубанской и Терской областях, в Закавказье, В.Д. Бонч-Бруевич собрал ценные материалы, легшие в основу последующих его публикаций по этой тематике, насчитывающих около 150 названий - книг статей, рецензий5.
В исследовании истории сектантства немаловажное значение имеют работы, написанные самими духоборами. К таковым относится «Рассказ духоборца Васи Позднякова», который был написан в 1898 г Василием Поздняковым, сосланным за отказ от исполнения воинской повинности в Якутскую область на 18 лет. Он был уроженцем духоборческой семьи деревни Богдановка Тифлисской губернии Ахалкалакского уезда, проживавшей в Закавказье с тех пор, как духоборцы были выселены туда Николаем I за их веру. В его семействе было 20 человек: отец, мать, незамужняя сестра, три женатых брата с детьми, в том числе и он, а также холостой брат .
В предисловии к рассказу 3 июля 1901 г сподвижники духоборчества А. и В. Чертковы (Christchurch-Hants, England) оценили его как «безыскусственное повествование», которое по своей драматичности и яркости изложения является звеном «в длинной цепи не менее животрепещущих рассказов из истории гонения духоборцев русским правительством, - гонения, которое с одной стороны представляет одну из самых темных страниц в истории русского государства, а с другой - навсегда останется примером геройского самоотвержения во имя любви и братства». Эти авторы высказали большую благодарность В.Д. Бонч-Бруевичу за его «содействие и горячее участие» в делах духоборов, а также отметили в качестве приоритетного для духоборов постулата: «Не в силе бог, а в правде»7.
После Октябрьской революции в советской литературе появилось немало публикаций, посвященных сектантству. Правда, носили они, в основном, антирелигиозный характер, посвящались критике идеологии и деятельности религиозного сектантства, были нацелены на преодоление в сознании и быту советских людей этого негативного «пережитка прошлого». В годы советской власти ЦК РКП (б), затем КПСС принималось немало директив и постановлений, резолюций, обязывавших советские и партийные органы, всех коммунистов неуклонно бороться с «предрассудками» прошлого, в том числе, разумеется, религиозными.
В своих директивах советским и партийным органам ЦК РКП (б) требовал внимательно изучать существующие группировки сектантских и всякого рода других религиозных организаций как со стороны их социального состава, так и деятельности, особенно внимательно относиться к таким сектантским группировкам, как духоборцы, новоизраильская секта и др. им подобные, среди которых замечалось усиленное стремление создать коллективные формы ведения общественного хозяйства, а «там, где деятельность таких групп не носит враждебного Советской власти характера, всячески воздержаться от какого бы то ни было стеснения
5 Исчерпывающую библиографию их смотрите в книге «Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Материалы к библиографии ученых СССР. М., 1958. С. 31-84.
6 Рассказ духоборца Васи Позднякова. С приложением документов об избиении и изнасиловании духоборческих женщин казаками. Женева, 1901. С. 7.
7 Там же. С. 1.
их хозяйственной деятельности в рамках существующих законоположений»8. Вот некоторые из этих документов: Постановление ЦК РКП (б) «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 Программы» (1921 г.), Постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля 1954 г.), «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 ноября 1954 г.)9.
Однако существенный опыт в изучении религиозного сектантства в СССР наметился лишь со второй половины XX столетия10. В любом случае, чрезмерная зацикленность на антирелигиозной борьбе, скорейшем преодолении сектантства, как «характерного идеологического пережитка капитализма» не лучшим образом сказывалась на объективном исследовании этого самобытного феномена российской действительности, по своему отражавшего думы и чаяния многонационального российского народа.
По существу совсем не изученным оставались и в значительной мере поныне остаются российские духоборы, молокане, хлысты и другие, еще до Октябрьской революции мигрировавшие в силу ряда причин, особенно дискриминационных, за рубеж, преимущественно в США и Канаду. В числе наиболее известных по этой тематике работ следует назвать книгу доцента Берклийского университета (США) Уильяма Мура, посвященные анализу жизнедеятельности американских молокан, и старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН С.А. Иниковой о духоборах Канады11.
Проблемы духоборчества обсуждаются на международных конференциях, проходящих, в основном, за рубежом, прежде всего, в Канаде. К примеру, 14 октября 2005 года в г. Оттава (провинция Онтарио) состоялась 18 Конференция Ассоциации этнографических исследований Канады, в рамках которой работала секция «Этничность и социальное правосудие: случай духоборов» с участием ведущих канадских и американских ученых, занимающихся духоборчеством в различных его проявлениях, профессора Нью-Йоркского
8 Директивы ЦК РКП (б) советским и партийным органам по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще (1922 г.) // О религии и церкви. Сборник документов. М., 1965. С. 62.
9 О религии и церкви. Сборник документов. М., 1965; Лукачевский А.Т. Сектантство прежде и теперь. М., 1925; Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930; Путинцев Ф.М. Политическая роль и тактика сект. М., 1935; Гладков П.А., Корыгин Г.Я. Христианские секты, бытующие в Азербайджане. Баку, 1961; Яковлев В.Г. Формирование научного мировоззрения и христианское сектантство. Алма-Ата, 1965; Федоренко Ф. Секты, их вера и дела. М., 1965; Мокшин Н.Ф. На далеком озере Севан (о мордовском населении Армении) // Созвездие. Саранск, 1973; Он же. Современное мордовское население Армянской ССР и его этническая история // Вопросы финно-угроведения. Вып. 4. Саранск, 1975; Казмина О.Е. Духоборцы. Духовные христиане. Молокане // Народы и религии мира. М., 1998; Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX-начале XXI века. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. Саранск, 2006.
10 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965; Он же. Религиозное сектантство и современность. М., 1969; Духоборы и молокане в Закавказье. М., 1992.
11 Moore W. Molokan oral tradition legends and memorates of an ethnic sect. Berkley and Los Angeles, 1973; Inikova S. Doukhobor
Incantations Through the Centuries. New York, Ottawa, Toronto. 142
p. Мокшина Ю.Н. Мордва Канады // Национальное самосознание мордовского (мокшанского и эрзянского) народа: настоящее и будущее. Материалы докладов IV съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа 22-25 ноября 2004 г. Саранск, 2005. С. 99-101.
государственного университета, Университета Торонто Джона Стейплса, профессора Университета Виктории (провинция Британская Колумбия) Джона Макларена, профессора Университета Калгари (провинция Альберта) Джона Фризена. Руководителем секции был известный исследователь духоборов, сам исповедующий эту веру Кузьма Тарасов. Так, Джон Стейплс рассмотрел на примере духоборов проблему «официальной национальности» в контексте российского сектантства. Он предложил идеологему, что курс на формирование «официальной национальности» как политической идеологии царя Николая I конца 1830-х гг., провозглашавший ортодоксальность, автократию и славянскую национальность в качестве необходимых условий «русскости», использовался не только в борьбе с радикализмом, но и с религиозным инакомыслием. Этнокультурные особенности духоборов Канады, их многоэтапная борьба за право на своеобразие обсуждались Джоном Маклареном и Джоном Фризеном, которые обратили внимание на необходимость разобраться в причинах, мотивации, исторических традициях духоборов, прежде чем патологизировать и криминализировать те или иные формы их гражданского неповиновения12.
Что же касается изучения этнического состава духоборов, то этот аспект практически не был исследован. Можно отметить лишь отдельные работы, в которых имеются некоторые фрагментарные упоминания о духоборах мордовского происхождения. Вместе с тем принципиальная значимость этих публикаций не может быть умалена, поскольку они послужили отправным пунктом, первым шагом в проведении дальнейших изысканий автора данной книги.
Поиск мордвы в Канаде начался с работы Н.Ф. Мокшина «Мордовский этнос» (Саранск, 1989), в которой он впервые в этнографической науке осветил ряд аспектов географии мордовского сектантства, в том числе духоборов, которая в связи с вынужденными миграциями как в пределах территории отечественного государства, так и далеко за ее пределами неоднократно изменялась. «Постоянные столкновения с собственной разбогатевшей верхушкой и самодержавными властями привели к тому, что рядовые молокане стали готовиться к эмиграции из России. К этой мысли они, видимо, пришли не без влияния духоборов, которые, получив согласие Министерства внутренних дел, выехали в 1898-1899 годах в Канаду (всего переселилось 7500 человек). В течение 1901-1911 годов свыше 3500 молокан эмигрировали в Калифорнию (США) и около 1000 в окрестности Сан-Франциско. Основная их миграция шла из Закавказья. В настоящее время большинство молокан в США проживает в Лос-Анджелесе («прыгуны») - около 15 тысяч и в Сан-Франциско («постоянные») - около 2 тысяч. Как рассказывали мне старожилы-шоржинцы (с. Шоржа Красносельского района Армянской ССР, ныне Армения. -Ю.С.), среди молокан, отправившихся за границу, было немало мордвы. Некоторые из них или из их потомства за последнее время стали приезжать в качестве туристов в СССР, чтобы встретиться с родными, посетить собрания молокан, ведут с ними переписку и т.д.»13.
12 Ethnicity and Social Justice: the Case of the Doukhobors // ISKRA. November 16, 2005. № 1976. P. 55-57.
13 Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989. С. 78-79.
Продолжатель исследований Мокшина в области религиозных верований, включая сектантство, Е.Н. Мокшина также отмечает, что среди духоборов, главным образом, состоявших из этнических русских, которые иммигрировали в Канаду в 1898-1899 гг., была и мордва. Подводя некоторые итоги по исследованию духоборчества, она подчеркивает, что в целом «сведений о мордве в рядах секты духоборов мало»14.
В отделе редких книг и специальных коллекций (Rare books and Special Collections) Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) сложился наиболее полный фонд в мире по изучению зарубежного духоборчества. С.А. Иникова в своей монографии «Духоборческие заговоры чрез века» (пер. с англ.), опубликованной в Канаде на двух языках (русском и английском) описывает интересные наблюдения относительно сохранения мордовских способов народной медицины: «...Для меня очень ценно найти людей, которые сами помнят заговоры, могут их прочитать: услышать рассказы не только о прошлом, но и о сегодняшнем дне. Правда, порой возникала мысль, что настоящего у заговоров уже нет, что они также забыты, как многое другое из фольклора и обрядов духоборцев. В Ленгаме в провинции Саскачеван мы посетили одну из старейших духоборок, которую родители привезли в Канаду ребенком перед Первой мировой войной. В разговоре она упомянула, что знает заговор на мордовском языке. Среди духоборцев была мордва из Тамбовской губернии, которая более полутора веков сохраняла свой язык.»15.
Работа С.А. Иниковой в некоторой степени добавляет сведения в копилку знаний о мордве, проживавшей в Саскачеване, где находились первые поселения духоборов с момента переезда в Канаду. К сожалению, автор не сообщает имени той старожительницы, которая рассказала об этом заговоре, что сужает круг поиска для проведения последующих исследований. В монографии также не приводится текст заговора на мордовского языке, как в подлинном (адаптированном) варианте, так и в варианте, проанализированном специалистами.
Значительную ценность для изучения этнических аспектов духоборчества представляет книга «Рассказы из истории духоборцев», написанная на русском языке в 1956 г духобором по вере и крупным знатоком духоборческой культуры Ильей Алексеевичем Поповым16. Илья Алексеевич родился в 1921 г. на ферме около города Блэйн Лэйк (Blaine Lake) в Саскачеване. Его отец был ветераном духоборческой борьбы против милитаризма в имперской России в 1895 г., проведшем семь лет в Сибири перед тем, как прибыл в Канаду в 1905 г. Ныне И.А. Попов проживает в Грэнд Форксе (Grand Forks) в Британской Колумбии. «Рассказы.» Попова были изданы в Канаде малым тиражом на рус-
14 Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX-начале XXI века. Саранск, 2003. С. 52-53.
15 Перевод с русского языка осуществлен известным духобором, автором ряда работ о духоборах Кузьмой Тарасовым. Inikova S. Doukhobor Incantations Through the Centuries. New York, Ottawa, Toronto. P. 46.
16 Popov I.A. Rasskazy iz istorii dukhobortsev. Изложенные для преподавания в воскресных собраниях для детей и на вечерних собраниях союза молодежи. Издание Совета союза молодежи, Союза духовных общин Христа. Гранд Форкс, Б.К., Канада, 25 февраля, 1956.
ском и английском языках. В варианте, который имеется в архивах Университета Британской Колумбии, даже не указывается издательство. По словам самого И.А. Попова, в последние годы было организовано, правда, с «множеством ошибок» переиздание на русском языке в Екатеринбурге. В его работе есть один небольшой параграф, который называется «Почему в духоборцы попали люди Финнского племени».
«Духоборчество - не есть племя, а оно есть мировоззрение или вера людей. Поэтому в эту веру входили люди из много разных племен. В то время когда духоборцев в России сильно наказывали и ссылали в отдаленные края, - одна большая группа из них была сослана на север в русскую часть Финляндии. К ним после досылались и их семейства. В одно время, в последней четверти 18-го столетия, в годах между 1775 и 1790 годами, здесь насчитывалось таких 90 семейств. Финны - это племя людей, которые еще очень, очень давно откололись от монгольской расы и ушли с южных стран сюда на север. Они здесь жили много столетий и сами уже разделялись на несколько племен.». Попов отметил, что духоборы расселялись среди мордвы, которая также стала принимать их веру17. Данная монография, а в последующем личное знакомство, общение и переписка с ее автором в значительной степени помогли мне в 2004 г. провести полевое исследование, в результате чего по крупицам удалось восстановить ранее неизвестные страницы истории той части мордвы, которая уехала в далекую страну Канаду.
В целом юридико-антропологические аспекты русского, а точнее российского, сектантства поныне остаются недостаточно исследованными проблемами как его исторического прошлого, так и настоящего. Это обусловлено несколькими причинами, в ряду которых наиболее существенными были не только сугубо методические затруднения, связанные с получением соответствующей информации из относительно замкнутых сектантских общин, но и теоретико-методологические установки, по существу начисто отрицавшие все позитивное в их бытности, однозначно нацеленные на «скорейшее преодоление в умах людей этого идеологического пережитка капитализма».18
Как показывают мои наблюдения над правовыми традициями духоборов Канады, несмотря на то, что нормы религиозного (сектантского) права распространялись на носителей того или иного вероисповедания независимо от различий в их этнической принадлежности, и религиозная (сектантская) идентичность доминировала над этнической, как, соответственно, религиозные нормы над собственно этническими, в том числе обычно-правовыми, тем не менее традиционный менталитет народов, даже исповедующих единую религию, воздействует на формирование и развитие новых общесектантских религиозных представлений и норм, включая юридико-антропологические их аспекты. Правовые воззрения духоборов - один из убедительных примеров такого порядка.
Исследование правовых обычаев различных групп традиционного российского сектантства представляет уникальный опыт адаптации к сложившемуся государственному общественно-политическому укладу и борьбы за сохранение права на инаковость, связанной
17 Там же. С. 19.
18 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. С. 32.
с формированием самобытных норм поведения, в том числе сектантского права. Актуальность данной тематики в настоящее время в немалой степени детерминирована особенно животрепещущими проблемами поиска оптимальных моделей разрешения конфликтов этнических и религиозных сообществ, укрепления правопорядка в многополярном социуме. Этнический фактор, наряду с религиозным, все чаще представляется движущей мотивационной силой как массовых, так и индивидуальных противоправных акций, содержание которых обусловлено воздействием традиционных форм саморегуляции и выражением гражданского протеста. Практика применения юридических обычаев среди духоборов мордовского происхождения также прослеживается в деятельности и ее отдельных представителей, которая во многом определяла и определяет судьбу этого движения вплоть до настоящего времени.
Список литературы:
1. Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Материалы к библиографии ученых СССР. М., 1958.
2. Гладков П.А., Корыгин Г.Я. Христианские секты, бытующие в Азербайджане. Баку, 1961.
3. Директивы ЦК РКП (б) советским и партийным органам по вопросу об отношении
4. к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще (1922 г.) // О религии и церкви. Сборник документов. М., 1965.
5. Духоборы и молокане в Закавказье. М., 1992.
6. Казмина О.Е. Духоборцы. Духовные христиане. Молокане // Народы и религии мира. М., 1998.
7. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в Рос-
сии (60-е годы XIX в. - 1917 г.). М., 1965.
8. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность.
М., 1969.
9. Кривелев И.А. Ленин о религии. М., 1960.
10. Лукачевский А.Т. Сектантство прежде и теперь. М., 1925.
11. Мельников П.И. Счисление раскольников // Русский вестник, 1862, № 2.
12. Мельников П.И. Тайные секты // Русский вестник, 1868, № 5.
13. Мельников П.И. Белые голуби, рассказы о скопцах и хлыстах // Русский вестник, 1869, №3-5.
14. Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX-начале XXI века. Саранск, 2003.
15. Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX-начале XXI века. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. Саранск, 2006.
16. Мокшина Ю.Н. Мордва Канады // Национальное самосознание мордовского (мокшанского и эрзянского) народа: настоящее и будущее. Материалы докладов IV съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа 22-25 ноября 2004 г. Саранск, 2005. С. 99-101.
17. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
18. Мокшин Н.Ф. На далеком озере Севан (о мордовском населении Армении) // Созвездие. Саранск, 1973.
19. Мокшин Н.Ф. Современное мордовское население Армянской ССР и его этническая история // Вопросы финноугроведения. Вып. 4. Саранск, 1975.
20. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.
21. О религии и церкви. Сборник документов. М., 1965.
22. Пругавин А.С. Раскол-сектантство. Вып. 1. 1887.
23. Путинцев Ф.М. Политическая роль и тактика сект. М., 1935.
24. Рассказ духоборца Васи Позднякова. С приложением документов об избиении и изнасиловании духоборческих женщин казаками. Женева, 1901.
25. Сахаров Ф. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. МИ. 1887-1900.
26. Федоренко Ф. Секты, их вера и дела. М., 1965.
27. Яковлев В.Г. Формирование научного мировоззрения и христианское сектантство. Алма-Ата, 1965.
28. Ethnicity and Social Justice: the Case of the Doukhobors // ISKRA. November 16, 2005. № 1976. P. 55-57.
29. Inikova S. Doukhobor Incantations Through the Centuries. New York, Ottawa, Toronto. 142 p.
30. Moore W. Molokan oral tradition legends and memorates of an ethnic sect. Berkley and Los Angeles, 1973.
31. Popov I.A. Rasskazy iz istorii dukhobortsev. Изложенные для преподавания в воскресных собраниях для детей и на вечерних собраниях союза молодежи. Издание Совета союза молодежи, Союза духовных общин Христа. Гранд Форкс, Б.К., Канада, 25 февраля, 1956.
РЕЦЕНЗИЯ
До последнего времени в этнологии, истории государства и права России, а также Канады практически не рассматривался этнический состав духоборов, поскольку сформировалось представление о них как об особой группе русского этноса. Лишь в немногих исследованиях говорилось об этнической неоднородности духоборов, объединивших в своих рядах не только русских, но и мордву, поляков, цыган, татар, украинцев и др. Сама духоборческая идеология способствовала тому, что в их общинах, как в своеобразном плавильном котле, представители различных этносов становились единым целым. Они верят в свою избранность и особую миссию, считают себя отдельным народом и требуют не только от окружающего населения, но и от властных структур признания их в качестве такового. Духоборы действительно постепенно обретали черты этнической общности и уже давно на вопрос о национальной принадлежности отвечали: не русский, а духобор. Однако процесс формирования их особой этнической идентичности не завершен, что подтверждается и полевыми материалами, собранными автором данной статьи среди духоборов канадской провинции Британская Колумбия. Несмотря на множество общих присущих всем канадским духоборам черт, возникших на основе религиозного культа, а также в результате совместной жизнедеятельности, одного языка (русского) и общей многотрудной судьбы, духоборы-мордва, давно проживая за пределами своей исторической родины, и поныне помнят об этнических корнях, сохраняя и некоторые черты мордовской традиционной культуры. В статье автор рассматривает не только историю изучения духоборчества в целом, но и обнаружения ранее неизвестных данных о пребывании среди духоборов и мордвы.
Профессор кафедры этнологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
д.и.н. О.Е. Казьмина