Научная статья на тему 'Миграция духоборов из России в Канаду'

Миграция духоборов из России в Канаду Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1103
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОБОРЫ КАНАДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушкова Ю. Н.

В статье рассматриваются историко-правовые аспекты эмиграции духоборов из России в Канаду. Автором анализируются причины переселения духоборов, условия их адаптации в Канаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION OF THE DOUKHOBORS FROM RUSSIA TO CANADA

In the article there are analyzed historical-legal aspects of doukhobors’ migration from Russia to Canada. Author discusses reasons of moving of the doukhobors, conditions of their adaptation in Canada.

Текст научной работы на тему «Миграция духоборов из России в Канаду»

1.2. МИГРАЦИЯ ДУХОБОРОВ ИЗ РОССИИ В КАНАДУ

Сушкова Ю.Н., д.ю.н., доцент, зав. кафедрой международного и европейского права, декан юридического факультета ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Аннотация: В статье рассматриваются историко-правовые аспекты эмиграции духоборов из России в Канаду. Автором анализируются причины переселения духоборов, условия их адаптации в Канаде.

Ключевые слова: духоборы Канады

MIGRATION OF THE DOUKHOBORS FROM RUSSIA TO CANADA

Sushkova Yu.N., Doctor of the historical sciences, Associate professor, Chair of the International and European Law Department, Dean of the Law Faculty of the Mordovian State University

Summary: In the article there are analyzed historical-legal aspects of doukhobors’ migration from Russia to Canada. Author discusses reasons of moving of the doukhobors, conditions of their adaptation in Canada.

Keywords: doukhobors of Canada

Противоречия с государственной властью, депортации (в Сибирь, Закаказье и другие регионы) явились основной причиной того, что в 1880-х годах духоборы раскололись на «большую» и «малую» партии, первая из которых включала бедноту, а вторая - зажиточных, состоятельных крестьян, пошедших на сотрудничество с царскими властями. Лидер «большой партии» П.В. Веригин был арестован и отправлен в ссылку сперва в г. Шенкурск Архангельской губернии, затем на Колу, потом в г. Обдорск Тобольской губернии. Сосланы были некоторые наиболее верные его сторонники. Ссылка Веригина вызвала взрыв возмущения в рядах его сторонников и способствовала окончательному размежеванию духоборов на две партии («малую» -сторонников Михаила Губанова, числом около 2 тысяч и «большую», числом около 11 тысяч, сторонников Петра Веригина.

Борьба духоборческой бедноты против своих экс-плуататоров-богачей не могла не переплестись с борьбой против самодержавной власти. Секретная правительственная агентура вела систематическое наблюдение за событиями, происходившими в духоборческих селениях, представители администрации открыто появлялись на собраниях духоборов. Посланец П.В. Веригина И.Е. Конкин по приезду в Закавказье не был допущен властями в Карсскую область, а вслед за тем арестован и сослан. В 1894 году при воцарении Николая II духоборы села Терпение Карской области в знак протеста отказались принять присягу. Тем временем прибыли очередные посланцы Веригина, имевшие поручение, во-первых, призвать к отказу от продолжения службы находившихся в армии духоборов, во-вторых, провести демонстрацию сожжения имевшегося у духоборцев оружия, на что царские власти ответили выселением их участников с насиженных 1

мест .

В создавшейся крайне противоречивой и сложной обстановке, П.В. Веригин, будучи еще в ссылке (освободился в декабре 1902 г.) в августе 1896 г. обратился с письмом на имя императрицы Александры Федоровны, в котором ходатайствовал о разрешении духоборам поселиться компактной группой в какой-нибудь из губерний России, гарантируя в случае согласия исправное несение духоборами государственных пода-

1 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. - С. 109.

тей, при условии освобождения их от воинской повинности. В противном случае он просил разрешения на выезд духоборов за границу, в Англию или Америку.

Тем временем толстовцы (В.Г. Чертков, П.И. Бирюков, И.М. Трегубов, Д.А. Хилков и др.) при личном участии самого Л.Н. Толстого развернули широкую кампанию в России и за границей за облегчение участи духоборов. Было написано и размножено воззвание «Помогите», взывавшее к содействию духоборам и обличавшее правительственные преследования их, что навлекло репрессии на Черткова, Бирюкова и Тре-губова. В мае 1898 г. последовало согласие Министерства внутренних дел на выезд духоборов из России. С помощью английских и американских квакерских организаций и при материальной поддержке Л.Н. Толстого, пожертвовавшего на переезд духоборов гонорар за роман «Воскресение» с декабря 1898 года по апрель 1899 года духоборы четырьмя партиями отбыли в Канаду. Всего переселилось до 7500 человек. Второй рейс с духоборами на борту (пароход «Супериор») непосредственно сопровождал сын великого писателя С.Л. Толстой, а последний (четвертый) транспорт -В.Д. Бонч-Бруевич и В.М. Величкина2

Уезжавшие от эксплуатации богатых «собратьев», гонений самодержавных властей духоборы были полны надежд на торжество «правды» в своей среде при поселении за океаном. Но в реальной действительности надежды эти оказались в значительной мере призрачными, ибо одни из них везли с собой крупные денежные капиталы, а другие лишь себя в качестве рабочей силы.

В декабре 1902 г., освободившись из ссылки, в Канаду прибыл Петр Васильевич Веригин. И хотя эмигрировавшие туда духоборы (в количестве 7500 человек) не составляли большинства духоборов России, с их отъездом «Духобория» как таковая прекратила своей существование, ибо оставшееся большинство духоборческого населения (12 тысяч) не было связано единством цели и интересов, под знаком которых их община существовала как некий особый мир даже и тогда, когда развитие социальных противоречий делало все более очевидной утопичность их религиознообщественных идеалов. Так или иначе, но именно ре-

2 Там же. - С. 113; Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В двух томах. Т. 2. М., 1978. - С. 172; Мокшина Е.Н. Религиозная

жизнь мордвы во второй половине XIX-начале XXI века. Саранск,

2006. - С. 54.

лигиозно-социальные чаяния низов духоборческой секты поддерживали существование «Духобории».

Чаяния эти, пусть и утопические, имели материальные корни, базировавшиеся на определенных элементах кооперации, коллективизма, создававших в своей время солидарность участников духоборческого движения. Каждый из духоборов понимал нужды другого, поскольку воспринимал их как свои, внося свою посильную лепту в дело денежной, натуральной, трудовой взаимопомощи, взаимовыручки и моральной взаимоподдержки. Отношения солидарности в ранних сектантских общинах идеологически закреплялись среди их участников в осознании того, что они - особые, не как все остальные, что они - «богом избранный народ», а их общины - разбросанные по земле островки «царства божия». С отъездом в Канаду основной части большой партии «Духобория» прекратила свое существование именно потому, что среди оставшихся духоборов возобладали буржуазные собственники, в том числе крупные предприниматели, для которых деловые связи, всевозможные контакты и контракты на стороне, обусловленные нуждами капиталистического развития их хозяйств, были гораздо важнее, чем призрачные духоборческие утопии.

Переселившись за океан не от хорошей жизни, духоборы не оставляли надежды на возвращение назад, предпринимая для этого определенные шаги. Так, в конце 1906 г. в Россию прибывала делегация духоборов из шести человек во главе с П.В. Веригиным, имевшая в Петербурге встречу с министром внутренних дел П.А. Столыпиным и другими министрами. По словам Веригина, П.А. Столыпин разговаривал по телефону об их визите с императором, сожалевшим о миграции духоборов и желавшим, чтобы они переселились обратно в Россию. Столыпин обещал Веригину предоставить им земли на Алтае, как и освобождение от военной службы. Однако происходившие в то время в стране революционные события не способствовали реализации устремлений духоборов. Покидая со своими спутниками в марте 1907 г. Россию, П.В. Веригин писал: «Из Севастополя через Черное море переплыли в Константинополь, там за границей мы все вздохнули свободней от русских беспорядков»3.

Возвращение духоборов из Канады на Родину не состоялось. Напротив, из России в Канаду еще в конце

1905 г. переселилось до 200 духоборов, находившихся в Якутии, куда они были сосланы царским правительством в период между 1897-1900 годами4.

Происшедшая в России Февральская революция вновь оживила интерес духоборов зарубежья к вопросу об их реэмиграции на историческую Родину. «Духоборцы в количестве десяти тысяч желают возвратиться в Россию как хорошие земледельцы и садоводы», -уже 23 марта 1917 г. телеграфировал их лидер П.В. Веригин министру внутренних дел Временного правительства. Но этому правительству нужны были не земледельцы и садоводы, а солдаты для продолжения войны «до победного конца», между тем как духоборы настаивали на освобождении их от несения военной службы, и телеграмма Веригина осталась без последствий. Издававшаяся в Нью-Йорке газета «Русское слово» уже 2 апреля 1917 г. известила своих читателей об отказе Временного правительства удовлетво-

3 Клибанов А.И. Указ раб. - С. 118.

4 Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVIII- начало XX вв.). Якутск, 1961. - С. 129-135.

рить просьбу Веригина, что не помешало верхам духоборческой общины в Канаде 30 апреля 1917 г. направить в Петроград обращение, содержавшее сердечное поздравление российскому народу с новым правлением. «Просим всех тех, от кого это будет зависеть, - говорилось в нем, - чтобы как самого Николая, а также и всю Романову фамилию и всех бывших министров, а также и отжившее ложное духовенство... если они склоняют свои буйные головы перед правдой, то всем без исключения надо дать полную пощаду от смерти. И представить суд на волю божью»5.

Прибытие духоборцев в Канаду с 1898 по 1928 г. осуществлялось несколькими «волнами». Духоборцами Стивом Лапшиновым и Джонотаном Калмаковым на базе материалов государственных архивах Канады (National Archives of Canada) были составлены списки пассажиров тех пароходов, на которых был произведен переезд. Главным образом, оригинальные записи произведены на корабле бухгалтером и переданы таможенным и миграционным органам по прибытии в канадские порты. Им удалось зафиксировать более 5200 имен пассажиров, взятых из более чем 30 списков. Списки, в которых были записаны имена более 3200 духоборов, потеряны либо не заполнены по установленной форме. Со временем обнаруживаются новые данные, привлекающие внимание исследователей, так что число возможных списков возрастает6.

Основные волны иммиграции духоборов в Канаду были в 1898-1899, 1902-1906, 1910-1912 и 1925-1928 годах. В течение 1898 по 1899 - более 7,500 духоборов отплыли из черноморского порта в Батуми и прибыли в канадские порты Галифакс и Квебек. Переезд был осуществлен при финансовой помощи Л.Н. Толстого и Обществом друзей (квакеров) (Society of friends (Quakers)) в Англии и Америке. Это было самой крупной массовой миграцией в канадской истории. В 1902-

1906 гг. более 200 духоборов прибыли из России в порты Ливерпуля и Бремена, где они пересели на трансатлантические пароходы до Канады. Это были духоборы, которые не могли выехать до того времени из-за не истекших обязательств военной службы. Их путешествие было осуществлено духоборческим сообществом Канады. В 1910-1912 гг. более 670 кораблей с духоборами из России прибыли в порты Ливерпуля, Сауфамптона, Бристола, Глазгоу, Антверпена и Гамбурга, где они пересели на трансатлантические корабли до Канады. Эта волна «поздних прибытий», вызванных, возможно, страхом перед военными действиями между Германией и Россией. Иммиграция духоборов была прекращена с 9 июня 1919 года, когда канадский парламент принял приказ (Order-in-Council P.C. 1204), запрещающий эмиграцию в Канаду представителей Духобории, гуттеритов, меннонитов из-за их «странных обычаев, форм хозяйствования, способов содержания имущества». Ко времени, когда приказ был отменен 1 марта 1925 года, установившийся в России советский режим строго ограничил эмиграцию за пределы СССР. Отдельные случаи эмиграции были с 1925 по 1928 г.7.

Изучив списки пассажиров, автору удалось при последующем уточнении в ходе экспедиционной поездки

5 Клибанов А.И. Указ. раб. - С. 118.

6 Doukhobor ship passenger lists 1898-1928 by Steve Lapshinoff and Jonathan Kalmakoff. Copyright, 2001 // Rare Books and special Collections - SP, FC 106, D76, L353, 2001. - P.1.

7 Там же. - P.1-2.

(2004 г.) выявить ряд мордовских семей, среди которых были: Василенковы, Войкины, Гритчины, Жмаевы, Кинякины, Ковалевы (Назаровы), Конкины, Курбатовы, Лахтины, Лежебоковы, Лукьяновы, Озеровы, Рязанцевы, Салекины, Ступниковы, Поздняковы, Шерстобито-вы и др.

Многие семьи переселялись целиком, численность каждой из них нередко превышала десяток человек, что было характерно для мордовских больших патриархальных семей. Интересен и тот факт, что в среде духоборов был распространен обычай, согласно которому лидеры могли давать фамилии произвольно, акцентируя внимание на характерных особенностях той или иной семьи. В этом смысле неслучайно происхождение таких распространенных у духоборов фамилий, как Новокшоновы, Переверзевы, этимологически восходящих к понятиям «новокрещены», «переверцы». Так нередко именовалась мордва в материалах русского делопроизводства в период ее крещения. Видимо, в силу этого духоборы-лидеры стали давать такие фамилии мордовским семьям. На расспросы по этому поводу духоборы Новокшоновы и Переверзевы отвечали, что действительно у них мордовские корни.8

В результате регистрации эмигрантов в Канаде на английском языке одна и та же фамилия могла иметь различия в правописании. К примеру, фамилия Ново-кшонов писалась в 13 вариантах: Novokshonoff, Nevok-shoneff, Nevokshonoff, Nevacshonoff, Novokshoneff, N0-vakshonoff, Nevakshonoff, Novoshonoff, Nowakshonoff, Niwakshonoff, Navakshonoff, Novokshonow, Novok-shonove. Фамилия Озеров писалась как 02его1Г, Ozoroff, А2егоИ, Oseroff, Ozerow, Ozerove, а мордовская фамилия Вяткин также имела в правописании несколько фариантов: Vatkin, Vyatkin, Wetkin, Wiatkin9.

Одним из вождей, осуществлявших переименование духоборов, был Савелий Капустин. Для многих переселенцев, пришедших на Молочную реку в Таврию, жизнь в духоборческой общине представлялась началом «совершенно новой эры». Многие люди, недавно принявшие духоборчество, даже «стыдились» своей прежней жизни и не хотели оставаться с прежними именами. По мнению И.А. Попова, отдельные духоборы «стыдились, если племя, от которого они произошли, было в презрении». Духоборы боялись преследований, призыва парней в армию, поэтому регистрировали под своей фамилией только одного сына, а другим детям давали новые фамилии. В то же время сохранилось множество фамилий, передававшихся из поколения в поколение от предков еще со времени проживания в Таврии. К их числу относятся Борисовы, Евдокимовы, Митины, Дорофеевы, Трофименковы, Василенковы, Тарасовы, Лазаревы, Филиповы, Ванины, Потаповы, Денисовы, Самойловы, Федосовы и

8 Мокшина Ю.Н. Мордва Канады // Национальное самосознание мордовского (мокшанского и эрзянского) народа: настоящее и будущее. Материалы докладов IV съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа 22-25 ноября 2004 г. Саранск, 2005. -С. 99.

9 http://www.doukhobors.org/sumames.htm

10 Popov I.A. Rasskazy iz istorii dukhobortsev. Изложенные для преподавания в воскресных собраниях для детей и на вечерних собраниях союза молодежи. Издание Совета союза молодежи, Союза духовных общин Христа. Гранд Форкс, Б.К., Канада, 25 февраля, 1956. - С. 24-25.

Духобор Николай Иванович Денисов, имеющий мордовские корни, отмечал, что многие его родственники носили фамилию Черненковы, но поскольку она была чрезвычайно распространенной, отдельные семьи решили взять фамилию по имени своего предка и стали обозначаться Денисовыми. «Черненковых было столько, что кинешь камень и удавишь кого-нибудь из

них, поэтому многие решили обрести новую фами-

11

лию» .

В истории переселения духоборцев были известны факты, когда под предлогом их веры уезжали люди, не связанные этими причинами. Отмечались эпизоды, когда в Канаду прибывали преступники, в том числе сбежавшие из тюрем12.

Со времени переселения история канадцев мордовского происхождения неразрывно связана с духоборческим движением. Принадлежность к духоборческой вере объединила представителей различных национальностей в рамках единой религиозной субкультуры. Руководители духоборов еще в Таврии, а затем на Кавказе, старались консолидировать их не только на основе религиозного культа и единой обрядности, но и правовых обычаев, регламентировавших личные, имущественные, брачно-семейные, земельные и иные отношения. Людей другой национальности обучали русскому языку, на котором велось богослужение. Полиэтнический состав духоборов должен был создавать атмосферу национальной терпимости. Более того, в силу идеи избранности и веры в свою особую миссию, духоборы считали себя особым народом, требовали признания этого от остальных, в том числе и от вла-стей13. На примере духоборов мордовского происхождения подтверждается, что этническая идентичность весьма сильна в людях, и что этнические традиции оказывают существенное влияние на формирование единой религиозной идентичности.

Список литературы:

1. Иникова С.А. Взаимоотношения и хозяйственнокультурные контакты кавказских духоборцев с местным населением // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992.

2. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). М.: Наука, 1965.

3. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В двух томах. Т. 2. М., 1978.

4. Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX-начале XXI века. Саранск, 2006.

5. Мокшина Ю.Н. Мордва Канады // Национальное самосознание мордовского (мокшанского и эрзянского) народа: настоящее и будущее. Материалы докладов IV съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа 22-25 ноября 2004 г. Саранск, 2005.

6. Полевые материалы автора: Денисов Н.И., 1933 г.р., у. Плодородное.

7. Полевые материалы автора: Денисова А.А., 1930 г.р., у. Плодородное.

8. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVIII- начало XX вв.). Якутск, 1961.

9. Doukhobor ship passenger lists 1898-1928 by Steve Lap-shinoff and Jonathan Kalmakoff. Copyright, 2001 // Rare Books and special Collections - SP, FC 106, D76, L353, 2001. P.1.

11 ПМА: Денисов Н.И., 1933 г.р., у. Плодородное.

12 ПМА: Денисова А.А., 1930 г.р., у. Плодородное.

13 Иникова С.А. Взаимоотношения и хозяйственно-культурные контакты кавказских духоборцев с местным населением // Духоборцы и молокане в Закавказье. М., 1992. С. 51.

10. Popov I.A. Rasskazy iz istorii dukhobortsev. Изложенные для преподавания в воскресных собраниях для детей и на вечерних собраниях союза молодежи. Издание Совета союза молодежи, Союза духовных общин Христа. Гранд Форкс, Б.К., Канада, 25 февраля, 1956.

11. http://www.doukhobors.org/surnames.htm

Reference list:

1. Inikova S.A. Relations and cultural contacts of the Caucasian doukhobors with local population // Doukhobors and molocans of the Transcaucasia. M., 1992.

2. Klibanov A.I. History of the religious sectants in Russia (60-s of the XIX c. - 1917 г.). М.: Nauka, 1965.

3. L.N. Tolstoy in memories of the contemporaries. In two volumes. V. 2. M., 1978.

4. Mokshina E.N. Religious life of the Mordovins in the second half of the XIX- beginning of the XXI century. Saransk, 2006.

5. Mokshina Yu. N. Mordvins of Canada // Ethnic identity of the Mordvinian (Moksha and Erzya) ethnos: present and future. Materials of the reports on the IV gathering of the Mordovinian (Moksha and Erzya) 22-25 November, 2004. Saransk, 2005.

6. Field materials: Denisoff N.I., born in 1933, Glade.

7. Field materials: Denisoff А.А., born in 1930, Glade.

8. Safronov F.G. Russian peasants in Yakutia (XVIII- beginning XX centuries). Yakutsk, 1961.

9. Doukhobor ship passenger lists 1898-1928 by Steve Lapshinoff and Jonathan Kalmakoff. Copyright, 2001 // Rare Books and special Collections - SP, FC 106, D76, L353, 2001. P.1.

10. Popov I.A. Rasskazy iz istorii dukhobortsev. Grand Forks, BC, Canada, 25 of February, 1956.

11. http://www.doukhobors.org/surnames.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.