Научная статья на тему 'Социокультурные и экономические проблемы реэмиграции духоборцев из Канады в Россию в 1917-м -1920-х годах'

Социокультурные и экономические проблемы реэмиграции духоборцев из Канады в Россию в 1917-м -1920-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные и экономические проблемы реэмиграции духоборцев из Канады в Россию в 1917-м -1920-х годах»

© О.Ю. Редькина, 2006

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЭМИГРАЦИИ ДУХОБОРЦЕВ ИЗ КАНАДЫ В РОССИЮ В 1917-м - 1920-х ГОДАХ *

О.Ю. Редькина

Крупнейшей религиозной русской общиной в Канаде в конце XIX - начале XX в. были духоборцы \ насчитывавшие в своих рядах, по различным оценкам, от 7 до 10 тыс. человек 2. В 1917 г. духоборцы владели 42 737 акрами земли 3. Они сумели стать одной из самых богатых и организованных религиозных групп Канады, занимались выращиванием зерновых культур, садоводством, консервным и мукомольным производством. Благодаря широкому применению сельскохозяйственной техники в земледелии, духоборцы засевали огромные площади, получая рекордно высокие урожаи зерна до 550-650 пудов на человека, в то время как в России на одного сельского жители обычно вырабатывалось по 40-50 пудов зерна. Духоборцы были хорошими коневодами, неоднократно получали призы на животноводческих выставках в Канаде. С другой стороны, как убежденные вегетарианцы, они не признавали продажи скота на убой. В связи с этим скотные дворы у них были небольшими, исключительно для производства молока. Несмотря на довольно хорошее материальное положение общины в Канаде, духоборцы не оставляли надежды на возвращение в Россию. Этому способствовал ряд социокультурных и экономических причин.

Религиозные представления духоборцев не давали им безболезненно интегрироваться в канадское общество. Уже в феврале 1901 г. часть духоборцев («свободники») обратились к правительству Канады с заявлением, что они отказываются платить налоги на государственные потребности, от всех гражданских прав и обязанностей. Собственником земли «свободники» признавали только Бога, а сле-

довательно, отрицали частную собственность на землю, использование наемного труда; пропагандировали общность труда и имущества. Активная проповедь нового мировоззрения «свободниками» (отказ от скота, от погребения мертвых, от труда, от семьи, походы «сво-бодников» в обнаженном виде с проповедями своего учения) шокировала канадское общество. Приезд в декабре 1902 г. лидера духоборцев П.В. Веригина на некоторое время разрядил ситуацию. Он убедил духоборцев подписать бланки на 2,5 тыс. гомстедов. Большая часть общины стала вести коммунальный образ жизни под его руководством. В 1907 г., когда правительство стало требовать от духоборцев принятия подданства, угрожая оставить им только по 15 акров земли на душу, П.В. Веригин купил для «Христианской общины всемирного братства» земли в Британской Колумбии 4. Формально собственником земли считался П.В. Веригин. Однако канадские власти не признавали коллективной собственности духоборческой общины, требуя от духоборцев введения частной собственности на землю и принятия подданства. В результате конфликта духоборцы потеряли до 10 тыс. акров освоенных казенных земель. Выселение с казенных земель породило раскол в рядах духоборцев. Часть из них приняла канадское гражданство, выступила против неограниченной власти в общине П.В. Веригина. Отколовшуюся группу стали назвать «независимыми» духоборцами. Они стали вести хуторское хозяйство силами членов семьи с привлечением наемного труда в сезон полевых работ. Сторонники П.В. Веригина - «общинники» - продолжали жить общинами, вес-

* Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта «Моделирование и прогнозирование развития казачьих этносоциальных групп Юга России, исходя из исторического опыта» Лаборатории региональной истории и казачества ЮНЦ РАН.

ти коллективное хозяйство, не применяли наемного труда. В 1917 г. по настоянию правительства движимое и недвижимое имущество «общинников» было признано собственностью кооператива духоборцев. Убежденная пацифистская позиция духоборцев стала причиной их отказа от воинской службы в годы Первой мировой войны, что породило в канадском обществе стремление конфисковать земли у духоборцев, передав ее в собственность демобилизованным солдатам. В целом, несмотря на то, что духоборцы проживали в Канаде свыше двух десятков лет, они продолжали чувствовать себя чужаками, ощущали враждебность властей и общества. Кроме социокультурных проблем стимулировали реэмиг-рантские настроения в среде духоборцев часто повторяющиеся в Канаде сельскохозяйственные кризисы, наносившие огромный ущерб хозяйству духоборцев 5.

Впервые вопрос о реэмиграции духоборцев в Россию встал после Февральской революции 1917 года. Сторонником возвращения был П.В. Веригин. Духоборцы обратились к премьер-министру князю Г.Е. Львову с просьбой разрешить им возвратиться в Россию в полном составе - общиной в 10 тыс. человек. Временное правительство, отнесясь «вполне сочувственно» к желанию духоборцев, передало этот вопрос на заключение Юридического совещания 6. Последнее, рассмотрев этот вопрос, пришло к выводу, что при существующем законодательстве духоборцы должны отбывать воинскую повинность на общем основании. Для решения этой проблемы было необходимо издание специального закона, что вызвало бы ряд уже обоснованных ходатайств от других религиозных общин и отдельных лиц. Удовлетворение же таких ходатайств по условиям военного времени встретило бы затруднения. Поэтому решение данного вопроса откладывалось Юридическим совещанием до окончания военных действий 7.

На заседании Временного правительства в мае 1917 г. был заслушан доклад представителей «толстовцев» В.Г. Черткова и К.С. Шо-хор-Троцкого об освобождении от воинской повинности лиц, не приемлющих военной службы по религиозным убеждениям. Правительство, не приняв какого-либо определенного решения, вновь передало его на рассмотрение

Юридического совещания. По поручению П.Н. Милюкова К.С. Шохор-Троцкий составил проект Закона об отношении к лицам, отказывающимся от военной службы по религиозным мотивам. Проект предусматривал использование вышеупомянутых граждан при несении нестроевой службы или же на общественно полезных работах. Решение участи их возлагалось на специальные Комитеты по распределению лиц, по совести не приемлющих военной службы, которые предполагалось учредить в Петрограде, Москве, Казани, Киеве, Ташкенте и Иркутске. Данный проект был рассмотрен и одобрен юристами, а автор, ратовавший за скорейшее решение этой проблемы, полагал, что редактировать его больше не потребуется 8. Однако больше данный вопрос не рассматривался на заседаниях Временного правительства. Авторы проекта В.Г. Чертков и К.С. Шо-хор-Троцкий, пытаясь сдвинуть дело с мертвой точки, не раз писали премьер-министру

А.Ф. Керенскому о трагической участи лиц, отказывающихся от военной службы по религиозным мотивам. А.Ф. Керенский, сочувственно относившийся к данной категории граждан, делал распоряжения относительно их положения, которые, однако, не дошли до властей провинций, да и Управление Генерального Штаба в сентябре 1917 г. опубликовало указ о том, что все «отказывающиеся от военной службы по религиозным убеждениям подлежат законной ответственности»9. Фактически акта, который бы узаконил положение религиозных пацифистов, Временным правительством так и не было принято, что стало непреодолимой преградой для возвращения в Россию духоборцев из Канады.

Ситуация меняется после Октябрьской революции 1917 года. Ряд радикальных христианско-сектантских религиозных групп, пропагандировавших коммунальный образ жизни, приветствовали приход к власти большевиков 10. В обществе дебатировались проекты сотрудничества «сектантов-коммунистов» и большевиков в мирном строительстве коммунизма. При этом, особо ценным представлялся опыт духоборцев Канады, которые на протяжении ряда десятилетий сохраняли общинный уклад жизни. В частности, в апреле 1918 г. община «Трезвая жизнь» обратилась в СНК с предложением пригласить из Канады духоборцев для устройства образцо-

вых показательных земледельческих коммун 11. В 1919-1920 гг. активную пропаганду идеи возможного сотрудничества большевиков и «религиозных коммунистов» вел И.М. Трегубов 12, выступавший в печати, на VII и УШ Всероссийском съездах Советов 13.

Эта идея нашла сторонников и в советском правительстве. В частности, ее поддержал

В.Д. Бонч-Бруевич, курировавший контакты РКП(б) с религиозными диссидентами до революции, занимавший в 1917-1920 гг. пост Управляющего делами СНК. При этом необходимо подчеркнуть, что во взглядах В.Д. Бонч-Бруевича на коммунизм духоборцев произошли перемены. На страницах своей книги «Духоборцы в канадских прериях», написанной по воспоминаниям поездки в Канаду в 1910 г., В.Д. Бонч-Бруевич заявлял, что духоборческий коммунизм представляет собой довольно низкий уровень развития общества, так как в нем царит удушливая атмосфера, огромен контроль общины над поведением отдельных членов 14. Однако в

1919-1920-х гг. он становится активным сторонником возвращения духоборцев из Канады в Рос-сию15. Представляется вероятным, что в условиях пропаганды советской властью идеи внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства, которые были чужды массе российских крестьян, опыт сектантов в организации коммун начинает представляться В.Д. Бонч-Бруевичу ценным. Кроме того, помня о дореволюционном сотрудничестве РСДРП(б) с духоборцами, молоканами, старообрядцами-некра-совцами, он явно считал сектантскую среду восприимчивой к социалистическим идеям, верил в революционный потенциал сектантов.

В годы Гражданской войны, 4 января 1919 г., советское правительство приняло декрет, гарантировавший освобождение от службы в армии по религиозным убеждениям 16. Закон давал возможность для возвращения религиозных пацифистов в Россию. Однако продолжавшиеся военные действия мешали осуществить реэмиграцию на практике. Ситуация изменяется с окончанием Гражданской войны и переходом Советской России к нэпу.

Первыми установили контакты с советским правительством «независимые» духоборцы Канады, обратившиеся с просьбой о разрешении им вернуться в Россию. В 1920-х гг. количество «независимых» достигло 4 500 чело-

век. Их лидерами были Ф. Макасеев 17 и Г.В. Подавинников 18. Однако лидер духоборцев П.В. Веригин был убежденным противником переезда. Советская Россия после Гражданской войны была заинтересована в привлечении на свою территорию материально обеспеченных групп, которые могли принести с собой не только трудовой потенциал, но и значительные капиталы, технику и т. д. Уже в сентябре 1921 г. советское правительство во главе с В.И. Лениным считало переселение духоборцев и молокан из Америки «архиважным делом»19.

Начиная с 1922 г. активные переговоры

о переселении духоборцев из Канады вели Народный комиссариат земледелия РСФСР (далее - Наркомзем), Постоянная комиссия СТО РСФСР по трудовой сельскохозяйственной и промышленной иммиграции и эмиграции (далее - КомСТО) 20, Общество технической помощи Советской России США и Канады (далее - ОТПСР). Наркомзем предполагал, что вывоз капиталов из Америки может стать серьезным фактором восстановления сельского хозяйства21. Монопольное право на перевозку реэмигрантов и паломников имел, согласно циркуляру КомСТО .№4553 от

9 декабря 1924 г., Союзфлот 22, что давало дополнительную прибыль государству.

ОТПСР начало свою деятельность в 1919 году. В США и Канаде в это время проживало около 300 тыс. русских и выходцев из России, которые были слабо интегрированы в американское общество 23. К своему I Национальному съезду ОТПСР уже имела 50 локальных отделов. На съезде в июле 1921 г. было избрано Центральное бюро 24 (далее -ЦБ ОТПСР). Одним из направлений его работы стало выявление потенциальных реэмигрантов из числа бывших выходцев из России. К таковым относились духоборцы, молокане, меннониты, проживавшие в США и Канаде 25. ЦБ ОТПСР изучало состояние хозяйств потенциальных реэмигрантов, возникновение разногласий внутри религиозных групп, связи с единоверцами в России 26.

Советское правительство придавало огромное значение возвращению именно духоборцев Канады, которые сумели создать крупную земледельческую коммуну, высокоразвитые фермерские хозяйства. При подготовке масштабного переселения духоборцев из Канады, Нар-

комзем тщательно изучал вопрос рентабельности хозяйства коммуны духоборцев, взаимоотношений духоборцев с канадскими властями, политических и религиозных настроений, прочности позиций лидеров духоборцев.

ЦБ ОПТСР регулярно информировал Ком-СТО о своей работе среди духоборцев и молокан США и Канады. Серьезным препятствием для нее стала жесткая позиция П.В. Веригина, выступавшего категорически против переселения в СССР. Он обладал не только огромным влиянием на духоборцев-«общинни-ков», но к его точке зрения прислушивались и «независимые» духоборцы 27.

Тем не менее, реэмигрантские настроения среди духоборцев были сильны. П.В. Веригин был вынужден вступить в переписку с советским правительством 28. 14 февраля

1922 г. в Наркомзем поступило письмо от «Христианской общины всемирного братства», подписанное лидерами духоборцев-«общинников» П.В. Веригиным, Д. Червяковым, Г. Златоус-товым. В нем говорилось о согласии духоборцев переселиться в Россию на следующих условиях: 1) духоборцы получат земли в хорошем по климату районе для хлебопашества и садоводства; создадут две коммуны, одну - по выращиванию хлеба, вторую - садоводческую;

2) духоборцы переселятся за свой счет, привезут скот и сельскохозяйственный инвентарь;

3) за первые три года духоборцы построят фабрику стоимостью в 1 млн руб. золотом для изготовления земледельческих инструментов и сельскохозяйственной техники, при этом государство должно разрешить торговлю машинами самим духоборцам; 4) государство должно освободить духоборцев на 20 лет от налогов, от регистрации общин; 5) дети духоборцев не будут обучаться в государственной школе. В письме подчеркивался высокий рабочий потенциал духоборцев-«общинников», среди которых насчитывалось около тысячи рабочих рук, причем половина духоборцев имела техническое образование 29. Требования шли явно вразрез с советским законодательством о культах и административно-налоговой практикой. Советские органы не дали четких гарантий выполнения данных требований духоборцев.

В декабре 1923 г. ЦБ ОТПСР отмечало, что вопрос о переселении в основном обсуждался «независимыми» духоборцами, хозяй-

ства которых находились в кризисном состоянии. Не лучше была ситуация и у «общинников». П.В. Веригин скрывал от членов общины реальное положение дел. Финансы находились в критическом состоянии из-за сельскохозяйственного кризиса, высоких налогов. Долги общины зимой 1924-1925 гг. превышали 1 млн долл., у «Нэшенал Траст Компани» был взят заем в размере 350 тыс. долл. под залог 4 тыс. акров земли, консервной фабрики (в Британской Колумбии), 10 тыс. акров земли с имуществом (провинция Альберта), 134 тыс. акров земли с имуществом (Саскачеван). В общине шли внутренние раздоры, стали нарушаться принципы коммунальной жизни (общность столовых и имущества), появились недовольные правлением П.В. Веригина, который пытался вывести общину из кризиса, переселившись на новое место. Он посетил в марте 1923 г. молокан в Калифорнии, предлагал им объединиться с духоборцами и вместе поселиться в штате Орегон 30. Не получив согласия, П.В. Веригин выдвинул идею переезда в Мексику при поддержке мексиканского правительства. На средства, предоставленные последним, для осмотра возможных мест поселения выехало 25 делегатов. В ходе экспедиции обнаружилось, что для этого региона обычными были засухи, что не устраивало духоборцев 31.

ЦБ ОТПСР, обеспокоенное поездкой делегатов духоборцев в Мексику, ставило перед руководящими органами СССР вопрос ребром: необходимо в принципе решить проблему реэмиграции духоборцев - нужны ли они России? ЦБ ОТПСР и КомСТО полагали, что реэмиграция духоборцев в Россию будет чрезвычайно для нее полезна. В защиту своей точки зрения они приводили следующие доводы. Духоборцы обладали высокими агрокультурными знаниями, были хорошими земледельцами, имели опыт проживания и труда коммунами. Отмечались изменения, происходившие в их мировоззрении. Духоборцы разделились на 3 группы: 1) отъезжающие на заработки в город, освободившиеся от религиозного мировоззрения; 2) «независимые» духоборцы, более радикальные по своим взглядам, освободившиеся от влияния религиозного лидера П.В. Веригина; 3) потерявшие веру в П.В. Веригина. ЦБ ОТПСР полагало, что если не ве-

сти среди духоборцев пропаганду, они в скором времени перестанут существовать как группа, растворяться среди остального населения Канады; переселение их станет невозможным. ЦБ ОТПСР считало духоборцев «сырым материалом, из которого можно вылепить прекрасные формы». По сравнению с другими русскими реэмигрантами, они представляли более стойкий, более работящий, более приспособленный и более выносливый трудовой резерв для занятия земледелием. ЦБ ОТПСР считало необходимым: максимально ускорить переселение духоборцев, так как с каждым днем они беднели; идти на материальные уступки духоборцам; дать им специальные льготы; выделить для ЦБ ОТПСР специальные средства на пропаганду среди духоборцев; прислать для ее расширения кого-либо из старого «толстовского» комитета, помогавшего переселиться в Канаду, поддерживающего советскую власть; быстрее решить вопрос с ликвидацией их имущества. Для реализации последней задачи ЦБ ОТПСР собиралось устроить кредитное товарищество при помощи Украинского госбанка. ЦБ ОТПСР полагало, что реэмиграция духоборцев сыграет роль катализатора для переселения остальных сектантов в Россию 32.

Как уже отмечалось выше, большой интерес к возвращению в Россию проявляли «независимые» духоборцы. Осенью 1922 г. в КомСТО от них прибыла группа представителей во главе с Потаповым, которая договорилась о выделении им участка в Крыму или на Украине 33. Уезжая в Канаду, духоборцы обратились с просьбой о представительстве их интересов И.М. Трегубова и В.Д. Бонч-Бруевича 34.

Духоборцы мечтали вернуться на свою историческую родину - в район р. Молочные Воды. Советское правительство предлагало отвести реэмигрантам земли в Сальском округе Донской области, которые запустели после Гражданской войны 35. 29 мая 1922 г. коллегия Наркомзема РСФСР приняла решение о восстановлении коневодства для РККА на этой территории. 27 февраля 1923 г. КомСТО приняла решение удовлетворить просьбу И. Тре-губова и Бонч-Бруевича об отводе земли в Сальском округе для духоборцев Канады, не учитывая решения Наркомзема. ЦБ ОТПСР

неоднократно просило изменить условия аренды для духоборцев, которые были убежденными пацифистами и не желали выращивать коней для армии 36. Однако этот вопрос так и оставался открытым на протяжении всего нэпа.

В результате активной работы ЦБ ОТПСР «независимые» духоборцы решились на переезд в Украину. Был создан Центральный переселенческий комитет «независимых» духоборцев Канады (далее - Переселенческий комитет) 37. Он должен был провести регистрацию всех желающих уехать в Россию в 1923 - начале 1924 г., выяснить точно вопрос о наличии инвентаря и денежных средств у групп, сообщить эти сведения в ЦБ ОТПСР. После этого ЦБ ОТПСР ходатайствовало перед КомСТО о выделении земли и содействии переселению 38.

«Независимые» духоборцы через своих представителей Ф. Макасеева и Г. Подавин-никова выдвинули следующие требования: получение земли на 6-7 тыс. душ в одной местности; освобождение от налогов на 3 года, только с тех участков земли, которые будут заняты; право выбрать форму хозяйствования; перевезти скот за счет государства, за что половина скота будет передана ему. Все требования и предложения были приемлемы для КомСТО 39. 11 апреля 1923 г. была отправлена 1-я группа из 22 человек с грузом свыше

3 т на сумму 2 млн долларов. Они везли капитала на сумму 577 538 долларов 40. Группа прибыла в СССР в конце июня - начале июля

1923 г.41, была поселена в Мелитопольском округе Екатеринославской губернии, где им было отведено 11 тыс. дес. земли 42.

23 апреля 1923 г. на заседании ЦБ ОТПСР было принято решение оказать всяческое содействие продаже земли духоборцев в Канаде на максимально выгодных условиях. Через него велись переговоры с фирмами по всем вопросам: как продажи земель и инвентаря, так и по организационным вопросам переезда. Весной 1923 г. к отъезду готовилось 1 300 «независимых» духоборцев. Движимое имущество группы состояло из 50 тракторов, 600 жнеек, по 2 комплекта всех сельскохозяйственных орудий на каждый двор (320 дворов). Земля духоборцев оценивалась по 40-75 долл. за акр, но весной 1923 г. она упала до 25-30 долл. за акр. ЦБ ОТПСР пред-

полагало отправлять духоборцев по 50-100 человек и провести переселение в июле - августе 1923 года 43.

В мае 1923 г. Переселенческий комитет получил от И.М. Трегубова и В.Д. Бонч-Бруевича сообщение, что духоборцам отведена земля в Сальском округе. Комитет ходатайствовал перед ЦБ ОТПСР, чтобы за духоборцами были закреплены оба участка -и в Сальском округе, и на Украине, в районе р. Молочные Воды 44.

В переписке председателя КомСТО и начальника Центрмелиозема Андреева от

9 июня 1923 г. подчеркивалось, что вопрос о переселении духоборцев из Канады очень важный. Необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос об отводе земли духоборцам в Сальс-ком округе. С другой стороны, отмечалось, что среди духоборцев Канады наблюдается широкое стремление переселяться именно в район р. Молочные Воды (Украина) 45, а не в Сальс-кий округ. Осенью 1923 г. об этом заявили 364 семьи духоборцев 46. Препятствием в осуществлении этого плана стали ограниченное количество земли для колонизации на Украине и позиция украинских властей, стремившихся проводить независимую от Центра переселенческую политику. УЦИК постановлением от

10 августа 1923 г. отвел 11 тыс. дес. земли в Мелитопольском уезде Екатеринославской губернии для переселения духоборцев из Канады. Несмотря на это постановление, осенью

1923 г. Наркомзем УССР, без согласования с КомСТО, разрешил 29 октября 1923 г. поселиться в Екатеринославской губернии 75 семьям духоборцев из Закавказья. Это резко сократило и без того ограниченный фонд земли47.

Отъезд «независимых» духоборцев из Канады задерживался. Внезапно возник вопрос о крайне небольших размерах земельных наделов на Украине. В связи с этим Переселенческий комитет духоборцев выступил против изменения украинскими властями в октябре 1923 г. статьи договора с духоборцами. В новом варианте прежние 32 дес. на домохозяина были сокращены до 16 дес. в трудовое пользование и 16 дес. - в аренду48. В письме от 7 декабря 1923 г. КомСТО разъяснила ЦБ ОТПСР порядок наделения землей на Украине. Норма надела в степной полосе Юга Украины - 16 дес. на двор. По этому расчету

производилось наделение землей меннонитов на Украине, при отрезках от хозяйств которых и образовались излишки земли, коими теперь и наделяются духоборцы. При этих условиях Наркомзем считал, что наделение духоборцев более 16 дес. на двор вызвало бы нежелательные последствия. Наркомзем УССР сообщал КомСТО и Наркомзему, что духоборцы об условиях землепользования на Украине знали, были согласны с правилами. Кроме того, Наркомзем Украины обращал внимание на неправильное понимание духоборцами принципов землепользования: она давалась не в собственность, а в трудовое пользование 49.

Еще одной проблемой, задержавшей переезд, стала большая задолженность хозяйств «независимых» духоборцев. ЦБ ОТПСР выяснило, что на каждое хозяйство приходилось долгов на сумму от 500 до 5 тыс. долл., всего долгов - на сумму 3 млн долларов. Около 80 % хозяйств были заложены местным банкирам и ростовщикам из духоборческой среды. ЦБ ОТПСР отмечало, что в случае массового неорганизованного переселения кредиторы воспользуются положением и смогут оказать давление на должников. Кроме того, серьезным недостатком при организации переезда «независимых» духоборцев стало отсутствие у них лидера, подозрительное отношение их друг к другу 50.

13 февраля 1924 г. в Россию на Украину выехала еще одна группа «независимых» духоборцев, состоявшая из 13 взрослых и 10 детей. Личный багаж стоимостью в 5 тыс. долларов занимал 45 мест. Кроме того, группа везла капитал на сумму 5 тыс. долларов 51.

21 марта 1924 г. был отправлен и груз, который состоял из сеялки, тракторного плуга, грабель и косилки с запчастями, сноповязалки, бороны, плугов, трактора «Фордзон». Стоимость груза составляла 1 605 долларов 52. Вместе с этой группой отправились на осмотр новых участков и представители Переселенческого комитета А.С. Попов и А. Горьков 53.

А.С. Попов, вернувшись в Канаду, 19 мая 1924 г. обратился в Президиум ЦИК СССР с письмом, в котором просил правительство, во-первых, выдать за подписью всех членов Президиума ЦИК СССР постановление, освобождающее духоборцев от воинской службы, во-вторых, разрешить духоборцам воспитывать

детей в своих школах, приглашать учителей по своему выбору и обучать детей религии 54. Все это свидетельствовало о неуверенности представителя «независимых» духоборцев в реальном существовании в СССР религиозных свобод, желании получить индивидуальные гарантии для собственной группы. Тем не менее ответа на свое письмо А.С. Попов не получил. И вероятно, данное обстоятельство стало еще одним моментом, сделавшим невозможным масштабное переселение духоборцев в СССР. Об этом свидетельствовала неудачная попытка ЦБ ОТПСР изолировать А.С. Попова от массы духоборцев, не допустить его агитации среди них против возвращения в Россию 55. Тем не менее дальнейшее переселение было приостановлено. На 1 июля 1925 г. группа «независимых» духоборцев Мелитопольского округа Екатеринославской губернии все еще состояла только из 56 членов 56.

Не суждено было осуществиться и проекту возвращения в Россию духоборцев-«общин-ников», который упорно в 1923-1924 гг. продолжали отстаивать ЦБ ОТПСР, КомСТО и Нар-комзем. Летом 1923 г. П.В. Веригин посетил СССР. ЦБ ОТПСР сообщало КомСТО, что он шлет духоборцам-«общинникам» письма, сеявшие в их среде разногласия. П.В. Веригин советовал в случае переселения избрать для жительства Сальский округ, где уже проживали духоборцы, переселенные из Закавказья 57. Тем не менее КомСТО не получила ходатайств от духоборцев-«общинников», хотя по собственной инициативе летом 1923 г. за духоборцами-«об-щинниками» зарезервировала 40 тыс. дес. в Сальском округе. КомСТО просила ЦБ ОТПСР сообщить какие-либо сведения о положении с переездом группы П.В. Веригина, в противном случае она собиралась распределить фонд:

24 тыс. дес. - молоканам и 16 тыс. дес. - «независимым» духоборцам 58.

В январе 1924 г. ЦБ ОТПСР планировало развернуть агитацию среди духоборцев-«общинников» за сближение их с «независимыми» духоборцами, распространение на них влияния Переселенческого комитета 59. Чтобы ускорить реэмиграцию, 5 февраля 1924 г. ЦБ ОТПСР просило КомСТО разрешить вопрос о въезде в СССР группам лиц для занятия земледелием без предварительной отправки ходоков для осмотра участков. В первую

очередь это касалось духоборцев и немцев, желавших вернуться в Поволжье 60. 11 февраля 1924 г. на заседании КомСТО рассматривался вопрос о переселении духоборцев-«об-щинников» из Канады. Отмечалось, что Наркомзем не возражает против переселения, выделяет участки либо на Юге России, либо в Поволжье. Условия отведения участков были следующие. Земля могла быть отведена на основе трудового пользования в размере нормы трудового надела для данного района; сверх этой нормы духоборцы могут получить землю на началах трудовой аренды, в размере трудовой нормы на хозяйство. Все налоги духоборцы должны нести наравне с гражданами СССР, но могут быть даны льготы по сельскохозяйственному налогу на равных условиях со всеми переселенцами в СССР. Льготами по воинской повинности духоборцы могут пользоваться на основе существующих законов. В случае согласия на эти условия, 2-3 представителя от духоборцев должны приехать в СССР для окончательных переговоров 61.

В 1924 г. при взрыве вагона поезда неподалеку от г. Бриллианта (Британская Колумбия, Канада) погибает П.В. Веригин. Его сын П.П. Веригин открыто заявил, что террористический акт подготовлен большевиками, с целью устранения влияния на духоборцев отца, мешавшего их возвращению в Россию 62. Действительно, советская сторона была убеждена, что гибель П.В. Веригина ускорит переезд духоборцев-«общинников» в Россию 63. Но эти ожидания не сбылись. П.Н. Малов полагал, что «общинники» не решились на переезд в СССР в 1924 г. из-за провала организации реэмиграции «независимых» духоборцев, которые в январе 1924 г. вели переговоры о продаже своей земли за 2 млн долл. с Чикагской компанией. Предполагалось, что весной

1924 г. в Россию переселится первая партия в

50 чел., осенью - еще одна группа, а в случае удачной сделки переедут 2 тыс. человек. Однако сделка сорвалась, переселение не осуществилось, в нем также разочаровались и «общинники»64.

Вопрос о переезде духоборцев неоднократно обсуждался в КомСТО во второй половине 1920-х гг., но организационные трудности стали непреодолимой преградой для массового пере-

селения. 2 февраля 1925 г. КомСТО требовала от ЦБ ОТПСР согласовать вопрос об обмене сельскохозяйственных машин, которые духоборцы получат от американских фирм при ликвидации своих хозяйств, на строительные материалы для них. Подчеркивалось, что кредит на переселение духоборцев правительство предоставить не может 65. Представляется вероятным, что все же одна группа «независимых» переехала в Сальский округ. Ее торжественную встречу в Новороссийске описывал в своей брошюре К. Петрус: был устроен митинг нескольких тысяч человек, играл оркестр, были цветы, фото, приветствия представителей власти. За короткий срок духоборцы создали образцово-показательную коммуну, которую власти демонстрировали иностранным делегациям 66.

Экономическое состояние группы «“Независимые” духоборцы» в Украине в 1923-

1924 гг. было тяжелым. Она занимала 1 440 дес. земли, но осенью 1923 г. было вспахано только 100 дес., из них лишь 50 дес. засеяно. Весной 1924 г. духоборцы вспахали еще 40 дес., засеяли - 90. В апреле 1924 г. группа имела 12 лошадей, 7 голов крупного рогатого скота, 3 головы мелкого рогатого скота, 50 шт. птицы. В кратком отчете обследования КомСТО деятельности иммигрантских коммун от 4 марта 1925 г. этот коллектив отнесен к отмирающим, подлежащим либо ликвидации, либо коренному преобразованию 67. В качестве одной из мер предлагалось переведение группы на соответствующий ее размерам участок 68. Однако, согласно записке «Данные о составе иммигрантских сельскохозяйственных групп на 1 июля

1925 г.» КомСТО под № 17, состояние хозяйства группы «Независимые» духоборцы остается прежним: по форме хозяйствования -это община из 56 членов, занимающая

1 440 дес. земли 69. Постепенно броня на землю была снята, территория распределена между местными жителями. В связи с этим, когда зимой 1927 г. в Мелитопольский округ (почтовое отделение «Высокое») прибыла группа «независимых» духоборцев из 57 человек под руководством Ф.И. Макасеева, они уже не сумели вернуть отведенную ранее для них землю. По новому землеустройству им выделили земли только для двух поселков (100 семей). Духоборцы, переселившиеся на

Украину из Закавказья, образовали 8 сел и вели индивидуальное хозяйство. Группа Ф.И. Макасеева до приезда в Мелитопольский округ побывала в Сальском округе, убедилась, что и там хозяйство ведется духоборцами индивидуально 70. Тем не менее канадцы решили жить коммуной, так как вести индивидуальное хозяйство на 16 дес. земли на двор с тракторной обработкой земли было неудобно. Они привезли с собой семена, машины, трактора. Коллектив стал называться «Общество “независимых” духоборцев земледельческой помощи Советской России». Девизом ее работы стал призыв: «Владыкой мира будет труд»71. Это была последняя группа реэмигрантов-духоборцев в Россию.

П.Н. Милюков считал, что из Канады реэмигрировало в СССР не более 100 семей сектантов 72. М.Ю. Крапивин полагал, что к лету

1926 г. на Украину переехало из Канады и Закавказья 297 духоборческих семей, за которыми были закреплены 5 тыс. дес. земли 73. Полагаем, что численность канадских духоборцев, переехавших в СССР в 1923-1927 гг., колеблется в пределах 100-150 человек.

Судьба духоборцев-реэмигрантов в Советской России была трагичной, так же как в целом всех без исключения религиозных групп, активно создававших сельскохозяйственные кооперативы на религиозной основе. Насильственные хлебозаготовки, диктат со стороны властей в аграрной сфере, раскулачивания породили в среде сектантов стремление покинуть пределы СССР. Осенью 1929 - в июне 1931 г. сектанты неоднократно обращались во ВЦИК с просьбами об эмиграции. Желающих было довольно много: 5 тыс. духоборцев, 10 тыс. молокан, 10 тыс. украин-цев-«малеванцев»74. Однако все просьбы такого рода были отклонены властями. Аресты активистов, массовые репрессии уничтожили эмигрантское движение.

В 1929 г. власти предложили коммуне духоборцев-реэмигрантов Сальского округа Северо-Кавказского края немедленно стать колхозом. Духоборцы пытались найти защиту у Н.К. Крупской, М.И. Калинина, но везде получили отказ. В течение двух недель коммуна была превращена в колхоз, из центра прислали председателя и несколько его заместителей - вооруженных комсомольцев.

Вначале духоборцы покорно трудились, выполняя все свои обязательства перед государством. Содержание бригадиров, табельщиков, полеводов, зоотехников, агрономов, учителей, фельдшеров, бухгалтера, уполномоченных по дорожному строительству, по заготовке пуха, кожи, яиц, молока, мехов вызвало их негодование. Всех чиновников нужно было кормить, давать жилье, выполнять бесчисленные приказания и всем записывать трудодни и оплачивать их труд натурою и деньгами. Огромные хлебные и мясные поставки в голодный 1932-1933 гг. коммунисты постановили выполнить сверх плана в полтора раза. Коллектив отдал практически весть свой хлеб и значительную часть скота, птицы, меда, молочных продуктов и корнеплодов. К коммуне приписали несколько десятков детей-сирот из голодающих районов, расселив их в общежитии духоборцев. В 1933 г. духоборцы послали представителей в Москву. Они отказывались от своего имущества, от всего, что они привезли из-за границы, лишь бы им разрешили выезд из СССР. Москва отговаривала их от этого решения, предупреждая, что все это может кончиться плачевно. Весною 1935 г. духоборческие руководители были арестованы, следствие в подвалах НКВД длилось 4 месяца. После этого общавшиеся с духоборцами заключенные Ростовской тюрьмы отмечали, что только один из них еще интересовался религиозными вопросами, а остальные - морально разложились 75. Также в 1930-х гг. были уничтожены и другие трудовые коллективы духоборцев Северного Кавказа 76.

На рубеже 1920-1930-х гг. происходило угасание в среде русского сектантства за границей реэмигрантских настроений. Этому способствовала вновь возникшая религиозная эмиграция из СССР (меннонитов, духоборцев и молокан), информация о преследованиях в СССР верующих, о раскулачивании, коллективизации. На прекращение реэмиграции также повлияло международное коммунистическое движение. В частности, ее крайне негативно оценивали коммунисты Америки, так как она, по их мнению, ослабляла «революционный потенциал» в США и Канаде 77. Духоборческий съезд, проходивший в 1934 г., в котором участвовали и представители «независимых» духоборцев, принял Декларацию «Со-

юза духовных общин Христа». Она была утверждена правительством Канады, что свидетельствовало о нормализации отношений духоборцев и властей Канады 78.

Таким образом, сохранение в России в

1917-1930-х гг. не приемлемых для духоборцев социокультурных и политических условий (отсутствие гарантий соблюдения принципа свободы совести, альтернативной службы для религиозных пацифистов, возможности детям получать религиозное образование, репрессии против верующих), экономические трудности переезда, нормализация положения духоборческой общины в Канаде не позволили осуществиться окончательной реэмиграции духоборцев в 1917-1920 гг. на родину.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ДУХОБОРЦЫ - течение в духовном христианстве; резко выступали против государства и Русской Православной Церкви, считая их гонителями свободного духа и веры. Они неоднократно подвергались депортациям со второй половины XVIII в. При Александре I им был отведен Мелитопольский уезд; при Николае I духоборцев переселили в Ахалкалацкий уезд Грузии. В 1898-1899 гг. часть духоборцев эмигрировала в Канаду. (См.: Христианство: Слов. / Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1994. С. 138-139).

2 О причинах и ходе эмиграции духоборческой общины в Канаду, численности духоборцев см. подробно: Бонч-Бруевич В.Д. Духоборцы в канадских прериях. Ч. I. Пг., 1918; Малов П.Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. Париж, 1948; Рыбин С.Ф. Труд и мирная жизнь: История духоборцев без маски. Сан-Франциско, 1952; Woodсock G., Avakumov I. The Doukhobors. L., 1968; Нитобург Э.Л. Русские религиозные сектанты и староверы в США // Новая и новейшая история. 1999. N° 3. С. 34-55.

3 Российский государственный архив экономики. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 30. (Далее - РГАЭ).

4 О деятельности «свободников» см. подробно: Иникова С.А. Учение Л.Н. Толстого и «сыны свободы» в Канаде // Религиоведение. 2002. N° 3. С. 49-69.

5 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 30.

6 Юридическое совещание при Временном правительстве занималось юридической оценкой постановлений, указов Временного правительства и распоряжений министерств, представление юридических заключений по отдельным вопросам деятельности органов Временного правительства. (О его деятельности в вероисповедной сфере см.

подробнее: Редькина О.Ю. Февраль 1917 г. в России: рождение и становление светского государства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. N° 1-2 (13-14). С. 50-51).

7 Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 13 апр.

8 См.: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 321. Л. 1-4об. (Далее - ГАРФ).

9 ГАРФ. Ф. 1778. Оп. 1.

10 См. подробно: Крапивин М.Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (окт. 1917 - конец 1920-х гг.): дис... д-ра ист. наук : 07.00.02. СПб., 1999. С. 243, 228; Редькина О.Ю. Илиодор в Советской России:

1918-1921 гг. // Стрежень: Науч. ежегод. Вып. 1. Волгоград, 2000. С. 164-168; Она же. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м - 1930-х гг.: на материалах Европейской части РСФСР: Монография. Волгоград, 2004.

С. 115-122; и др.

11 ГАРФ. Ф. 130. Оп. 1. Д. 2. Л. 24.

12 Трегубов Иван Михайлович (1853-1931) -член МВО, общины-коммуны «Трезвая жизнь»; в

1920-1921 гг. - инструктор по организации сектантских общин в НКЗ, с 1923 г. - официальный уполномоченный духоборческих общин Северного Кавказа и Украины; арестован в 1931 г.; умер на территории Казахстана.

13 Трегубов И.М. Сектанты-коммунисты // Коммунисты и сектанты. М., 1919. С. 1-9; Он же. Выступление на VII Всероссийском съезде Советов члена этого съезда, делегата от сектантов-ком-мунистов. М., 1919. С. 1-4; Он же. Письмо к сектантам // Беднота. 1920. 19 февр. (№ 561). С. 3; ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 7. Д. 3. Л. 317-318.

14 Бонч-Бруевич В.Д. Указ. соч. С. 271-274.

15 См. подробно: Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: Проект Владимира Бонч-Бруевича // Минувшее: Ист. альм. Вып. 19. М., СПб., 1996. С. 272-319; Редькина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м -1930-х гг... С. 142-153.

16 Декреты Советской власти. Т. IV. 10 нояб. 1918 - 31 марта 1919 г. М., 1968. С. 282-284.

17 В документах встречается написание фамилии: Мокосеев, Макосеев, Мокасеев - и различные инициалы (см.: РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 30-41). Под «Программой объединенных духоборцев» Мелитопольского округа Таврической губернии стояла подпись Ф.И. Макасеева (см.: Ма-лов П.Н. Указ. соч. С. 306). В монографии С.Ф. Рыбина есть фотография группы, которую возглавил во время переезда в СССР Ф. У. Макосеев (см.: Рыбин С.Ф. Указ. соч. Фото № 52. С. 184-185).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 30-41.

19 Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России. СПб., 2003. С. 79.

20 О деятельности КомСТО по реэмиграции русских религиозных групп см. подробно: Редьки-на О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м - 1930-х гг... С. 285-316.

21 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 1856. Л. 12.

22 Бывший Русфлот. ГАРФ. Ф. 364. Оп. 8. Д. 9. Л. 71.

23 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 24. Л. 8.

24 Там же. Л. 54.

25 Там же. Д. 11. Л. 221, 244, 246, 300.

26 Там же. Л. 244.

27 Там же. Оп. 8. Д. 2. Л. 127.

28 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 30-37.

29 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 8. Д. 2. Л. 128.

30 Малов П.Н. Указ. соч. С. 137, 154-155.

31 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 23. Л. 35-36.

32 Там же. Л. 31-34.

33 Там же. Д. 11. Л. 166.

34 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 1528. Л. 1 об.

35 О переезде из Закавказья групп старого русского сектантства в 1920-х гг. в Сальский округ см. подробно: Редькина О.Ю. Переселенческая политика Народного комиссариата земледелия РСФСР и старое русское сектантство Закавказья в

1921-1927 гг. // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегод. Вып. 6. М.; Волгоград, 2004. С. 322-335.

36 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 1528. Л. 1-1 об.

37 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 8. Д. 2. Л. 127.

38 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 1528. Л. 4.

39 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 11. Л. 100.

40 Там же. Л. 79.

41 Там же. Д. 24. Л. 186 об.; Д. 11. Л. 186, 233.

42 В других документах - 10 тыс. дес.; но в официальных документах все же называются 11 тыс. десятин. (ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 24. Л. 186 об.). Встречается и другая цифра отведенных земель Президиумом ВУЦИК - 18,2 тыс. десятин. (Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г Указ. соч. С. 204.)

43 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 11. Л. 101.

44 Там же. Л. 166.

45 Иногда желаемым местом поселения назывался Мариупольский уезд Таврической губернии (РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 1528. Л. 9).

46 Там же.

47 Там же. Л. 10.

48 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 11. Л. 302.

49 Там же. Д. 24. Л. 252 об.

50 Там же. Д. 11. Л. 91.

51 Там же. Д. 23. Л. 99.

52 Там же. Л. 122.

53 Там же. Л. 119.

54 ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 57. Л. 54-54 об.

55 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 1. Д. 23. Л. 173.

56 Там же. Оп. 8. Д. 9. Л. 212.

57 Там же. Оп. 1. Д. 11. Л. 216.

58 Там же. Д. 24. Л. 186 об.

59 Там же. Д. 23. Л. 92.

60 Там же. Л. 97-98.

61 Там же. Оп. 8. Д. 2. Л. 98.

62 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2, ч. I. М., 1994. С. 143.

63 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 40-41.

64 Малов П.Н. Указ. соч. С. 140.

65 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 8. Д. 6. Л. 247.

66 Petrus K. Religious communes in the USSR. N. Y., 1953. С. 53-55. Точно локализовать данную коммуну и установить ее название не удалось. Возможно, К. Петрус имел в виду коммуну «Калифорния» Донского округа, среди членов которой были духоборцы. (О ней см. : Редькина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м - 1930-х гг... С. 418-419).

67 РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2940. Л. 44 об.

68 ГАРФ. Ф. 364. Оп. 8. Д. 2. Л. 244.

69 Там же. Д. 9. Л. 212.

70 В Сальском округе Северо-Кавказского края действовало Объединение духоборческих общин, переселившихся из Закавказья. 95 % населении было объединено в сельскохозяйственное кредитное товарищество «Труд и мир». (См. о нем подробнее: Редь-кина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м - 1930-х гг... С. 420-421).

71 Малов П.Н. Указ. соч. С. 306-309.

72 Милюков П.Н. Указ. соч. С. І43.

73 Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Указ. соч. С. 204.

74 ГАРФ. Ф. І235. Оп. І4І. Д. 2І9І. Л. 8-9, 13-І5, 67-69, 87-88; Д. 2І95. Л. 58, 62, 64-69; Отдел рукописей российской государственной библиотеки. Ф. 648. К. І2. Ед. І5. Л. 3-4, 5-6.

75 Petrus K. Указ. соч. С. 59-61.

76 См. подробно: Редькина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м - 1930-х гг... С. 575-585.

77 ГАРФ. Ф. 364. Оп. І. Д. 24. Л. 49.

78 Родионов А.А. Записки посла СССР в Канаде в І983-І99І гг.: Встречи с духоборцами II Новая и новейшая история. І998. N° 3. С. І47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.