Научная статья на тему 'МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
фольклор / мордовский фольклор / коммуникативные навыки / формирование коммуникативных навыков / дети старшего дошкольного возраста / folklore / Mordovian folklore / communication skills / formation of communication skills / older preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелуканова Светлана Витальевна

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORDOVIAN FOLKLORE AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE SKILLS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

We live in an interesting and difficult time, when we begin to look at many things differently, rediscover and overestimate many things. First of all, this applies to our past, which most people know superficially. To turn to your origins means to restore the connection of times, to return lost values. Folklore will help in this, because its content is the life of the people, human experience, the spiritual world of a person, his thoughts, feelings, experiences.It is better to start getting acquainted with folklore from an early age, since young children absorb new, interesting, useful material faster and more actively.

Текст научной работы на тему «МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

5.8. - ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01 ББК 74.00

Щелуканова С.В.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Серикова Л.А.

МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

MORDOVIAN FOLKLORE AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE SKILLS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

ЩЕЛУКАНОВА Светлана Витальевна — студент 5 курса факультета педагогического и художественного образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевье-ва», г. Саранск, Россия (e-mail: larisaserikoval@yandex.ru).

Научный руководитель:

СЕРИКОВА Лариса Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия (e-mail: larisaserikova1@yandex.ru).

SHCHELUKANOVA Svetlana Vitalievna — 5thyear student at the Pedagogical and Art Education Faculty, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia (e-mail: larisaserikova1@yandex.ru).

Scientific supervisor:

Larisa SERIKOVA — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia (e-mail: larisaserikova1@yandex.ru).

Аннотация. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, пережива-

ния. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Ключевые слова: фольклор, мордовский фольклор, коммуникативные навыки; формирование коммуникативных навыков, дети старшего дошкольного возраста.

Abstract. We live in an interesting and difficult time, when we begin to look at many things differently, rediscover and overestimate many things. First of all, this applies to our past, which most people know superficially. To turn to your origins means to restore the connection of times, to return lost values. Folklore will help in this, because its content is the life of the people, human experience, the spiritual world of a person, his thoughts, feelings, experiences.It is better to start getting acquainted with folklore from an early age, since young children absorb new, interesting, useful material faster and more actively.

Keywords: folklore, Mordovian folklore, communication skills; formation of communication skills, older preschool children.

На современном этапе образования большинству детей дошкольного возраста становится непонятным смысл многих слов, составляющих структуру фольклора. Леших и домовых заменили «покемоны» и «чере-пашки-ниндзя», былинных героев — «роботы-трансформеры». Но стоит отметить, что отход от изучения прошлого не позволяет полноценно овладеть настоящим.

Фольклор — это устное народное творчество, которое складывается из обрядов и обычаев любого народа. В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.

Особенностью фольклора являются его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность [1]. Так и мордовский фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, существовавшее ранее, и отражая новые социальные изменения. Республика Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других этносов.

Мордовский фольклор с незапамятных времен начал впитывать в себя эстетические и моральные ценности различных народов, с которыми был налажен социальный и бытовой контакт. Однако, помимо всего прочего, в народном творчестве мордвы отображен уникальный взгляд на окружающую действительность. При обращении к мордовской культуре и фольклору мы сможем воспитать в умах подрастающего поколения очень

важные для социума качества, а именно: доброту, верность, упорство, трудолюбие, заботу о себе, своих близких, своем народе, а также уважение к различным нациям [6].

Национальный фольклор является одним из важных средств развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Особую роль в этом играют пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — это широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.

При использовании в речи пословиц и поговорок у ребенка формируются умения лаконично и емко выражать свои мысли, образно и по-творчески описывать какой-либо предмет, давать ему ясную и конкретную характеристику, а также яркую стилистическую окраску какому-либо событию или явлению [5].

Еще одним жанром фольклора, который используют в речи, является загадка. Загадка — выражение, которое требует разгадывания. В них выражается стремление людей познать мир, открыть неизвестные его стороны. Загадки обогащают словарный запас детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает у детей умение анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы, четко выделять наиболее характерные, выразительные черты предмета или явления, четко и передавать образы предметов.

Ю.Г. Илларионова утверждает, что использование загадок в работе с детьми 5-7 лет способствует формированию у них таких навыков, как речь-доказательство и речь-описание. При это следует научить детей воспринимать предметы и явления мира, который их окружает. Для этого необходимо заранее знакомить дошкольников с теми предметами и явлениями, которым будут посвящены загадки, только тогда доказательства будут более обоснованными и полными [4].

Мордовские народные песни как жанр устного народного творчества обладают огромным потенциалом для развития коммуникативных навыков старших дошкольников. Их использование в педагогическом процессе способствует развитию грамматического строя речи у детей, формированию навыков образования однокоренных слов.

В речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, многие педагоги обращаются к языковым особенностям мордовских сказок. Они, в свою очередь, содержат прекрасные образцы художественно-изобрази-

тельного богатства мордовского языка. К.Д. Ушинский говорил, что сказки являются «блестящими попытками народной педагогики» и о том, что никто не в силах сравнится с ними как с проявлениями педагогического гения народа того или иного этноса [2]. Так, к примеру, такие сказки, как «Диль-диль, дедынька», «Как собака друга искала», «Пяльхкяня (Мальчик с пальчик)» и многие другие обогащают речь дошкольников новыми словами, знакомят их с традициями мордовского народа, моральными ценностями и нормами.

В сказках детей знакомят с такими мифологическими персонажами, как Вирява (Богиня Леса), Ведява (Богиня Воды), Варма-ава (Богиня Ветра). Мордовские сказки содержат в себе множество незнакомых детям слов, значение которых необходимо раскрывать в ходе занятия. Для выполнения данной задачи педагогу необходимо каждый раз перед чтением сказки расшифровать название, дать понятное и наиболее полное определение новых слов. Также стоит уточнить, с какими еще мордовскими сказками дети уже познакомились ранее. В группе старшего дошкольного возраста воспитатель должен побуждать ребенка не только отвечать на заданные вопросы, но и делиться своим мнением о произведении в целом, а также о героях, встречающихся в нем.

Благодаря сказкам у дошкольников развивается чуткость к языку, они учатся использовать различные языковые средства, подбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка [3].

Как и любая другая игра, народная выполняет различные функции (развивающую, познавательную, занимательную, диагностическую, кор-рекционную), может также служить средством приобщения дошкольников к массовой культуре. Это, в свою очередь, представляет собой важнейший аспект формирования системы нравственных, эстетических и общечеловеческих ценностей.

При организации мордовских подвижных игр воспитатель учит детей соблюдать правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. В данных игр лежат эпизоды из жизни мордовского народа («В базар», «В редьку», «Тканье полотна»), подражание повадкам птиц и животных («В волков», «В журавлей»). Такие игры обычно проводятся со всей группой или небольшой подгруппой. При объяснении правил игры, необходимо добиваться того, чтобы дети представляли себе весь ее ход, характер и способы действия персонажей, осознавали правила, пользовались различными способами организации и проведения игры [3].

Таким образом, использование устного народного творчества при работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию речевых образов, обогащению словарного запаса детей, успешному формированию у них словообразования. Оно создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, развитие фонематического слуха и др. Овладевая фольклорным языком, ребенок не только приобщается к знаниям предыдущих поколений, но и получает возможность закрепить в собственной речи естественные и необходимые формы общения, избранные народом.

Список литературы:

1. Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии. Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития / Ш.М. Арсалиев. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 185 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - Москва: Академия, 2000. - 175 с.

3. Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. Управление дошкольным образовательным учреждением / Г.Н. Гришина. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 2010. С. 67-73.

4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. - Москва: Просвещение, 1985. - 160 с.

5. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. 1983. №5. С. 34-35.

6. Краснова С.В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста / С.В. Краснова, О.В. Никонорова, С.В. Черемных // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 2 (5). С. 42-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.