Научная статья на тему 'Моральные установки личности и точность понимания другого человека в юношеском возрасте'

Моральные установки личности и точность понимания другого человека в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА / ПОНИМАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / САМООЦЕНКА ПОНИМАНИЯ ЛЮДЕЙ / ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ / ADOLESCENCE / MORAL ATTITUDES / INTERPERSONAL UNDERSTANDING / ABILITY TO UNDERSTAND ANOTHER PERSON / UNDERSTANDING OF NONVERBAL BEHAVIOR / UNDERSTANDING OF THE DEVELOPMENT OF THE SITUATION OF INTERACTION / SELF-ASSESSMENT OF UNDERSTANDING OF PEOPLE / INSIGHT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юшачкова Татьяна Борисовна

Цель проведенного исследования состояла в изучении взаимосвязи моральных установок личности и способности к пониманию других людей в юношеском возрасте. Диагностический блок включал широкий набор средств, среди которых были опросники и полупроективные методики. В ходе исследования было установлено, что большинство молодых людей не всегда следуют моральным принципам и нормам. Молодых людей с высокими моральными установками отличает средний уровень эго-компетентности, высокий самоконтроль, склонность к соблюдению моральных правил и норм, способность к отстаиванию своего мнения и принципов. В юношеском возрасте способность к пониманию других людей может сочетаться с разным уровнем сформированности моральных установок личности. Понимание состояния человека по его невербальному поведению, точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия, а также оценка собственной способности к пониманию людей, проницательности не имеют однозначных связей с моральными установками юношей и девушек. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении связи уровня развития моральных установок личности с различными составляющими способности к пониманию другого человека. Полученные результаты имеют практическую значимость в рамках коррекционнно-развивающей работы с юношами и девушками, имеющими трудности в межличностном познании и общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORAL ATTITUDES OF THE INDIVIDUAL AND THE ACCURACY OF THE UNDERSTANDING OF ANOTHER PERSON AT A YOUNG AGE

The purpose of the study was to study the relationship of the moral attitudes of the individual and the ability to understand other people in adolescence. The analytical unit included a wide range of tools, among which were questionnaires and semi-projective techniques. The study found that most young people do not always follow moral principles and norms. Young people with high moral attitudes tend to be on an average level of ego-competence, high self-control, a tendency to observe moral rules and norms, and the ability to defend their opinions and principles. In adolescence, the ability to understand other people can be combined with different levels of the formation of the moral attitudes of the individual. Understanding the state of a person according to his non-verbal behavior, the accuracy of forecasting the development of a situation of interpersonal interaction, as well as assessing one's own ability to understand people, insight do not have unambiguous connections with the moral attitudes of boys and girls. The scientific novelty of the study is to consider the relationship of the level of development of the moral attitudes of the individual with the various components of the ability to understand another person. The results obtained are of practical importance in the framework of correctional and developmental work with boys and girls who have difficulties in interpersonal cognition and communication.

Текст научной работы на тему «Моральные установки личности и точность понимания другого человека в юношеском возрасте»

Yushаchkova Tatyana Borisovna THE MORAL ATTITUDES ...

psychological science

УДК 159.99

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0099

МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ И ТОЧНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

© 2019

Юшачкова Татьяна Борисовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Социальная психология» Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9, e-mail: tat_yushachkova@mai,ru)

Аннотация. Цель проведенного исследования состояла в изучении взаимосвязи моральных установок личности и способности к пониманию других людей в юношеском возрасте. Диагностический блок включал широкий набор средств, среди которых были опросники и полупроективные методики. В ходе исследования было установлено, что большинство молодых людей не всегда следуют моральным принципам и нормам. Молодых людей с высокими моральными установками отличает средний уровень эго-компетентности, высокий самоконтроль, склонность к соблюдению моральных правил и норм, способность к отстаиванию своего мнения и принципов. В юношеском возрасте способность к пониманию других людей может сочетаться с разным уровнем сформированности моральных установок личности. Понимание состояния человека по его невербальному поведению, точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия, а также оценка собственной способности к пониманию людей, проницательности не имеют однозначных связей с моральными установками юношей и девушек. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении связи уровня развития моральных установок личности с различными составляющими способности к пониманию другого человека. Полученные результаты имеют практическую значимость в рамках коррекционнно-развивающей работы с юношами и девушками, имеющими трудности в межличностном познании и общении.

Ключевые слова: юношеский возраст, моральные установки, межличностное понимание, способность к пониманию другого человека, понимание невербального поведения, понимание развития ситуации взаимодействия, самооценка понимания людей, проницательность.

THE MORAL ATTITUDES OF THE INDIVIDUAL AND THE ACCURACY OF THE UNDERSTANDING OF ANOTHER PERSON AT A YOUNG AGE

© 2019

Yushаchkova Tatyana Borisovna, the candidate of psychological sciences, senior teacher of the department of «Social Psychology» St. Petersburg State University (199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya Emb., 7-9, e-mail: tat_yushachkova@mai,ru)

Abstract. The purpose of the study was to study the relationship of the moral attitudes of the individual and the ability to understand other people in adolescence. The analytical unit included a wide range of tools, among which were questionnaires and semi-projective techniques. The study found that most young people do not always follow moral principles and norms. Young people with high moral attitudes tend to be on an average level of ego-competence, high self-control, a tendency to observe moral rules and norms, and the ability to defend their opinions and principles. In adolescence, the ability to understand other people can be combined with different levels of the formation of the moral attitudes of the individual. Understanding the state of a person according to his non-verbal behavior, the accuracy of forecasting the development of a situation of interpersonal interaction, as well as assessing one's own ability to understand people, insight do not have unambiguous connections with the moral attitudes of boys and girls. The scientific novelty of the study is to consider the relationship of the level of development of the moral attitudes of the individual with the various components of the ability to understand another person. The results obtained are of practical importance in the framework of correctional and developmental work with boys and girls who have difficulties in interpersonal cognition and communication.

Keywords: adolescence, moral attitudes, interpersonal understanding, ability to understand another person, understanding of nonverbal behavior, understanding of the development of the situation of interaction, self-assessment of understanding of people, insight.

В настоящее время в эпоху глобальных социальных перемен, рыночных отношений и индивидуализма процесс познания людьми друг друга нередко протекает в условиях конкуренции, нацеленности на достижение успеха во взаимодействии любой ценой вопреки принципам морали. В связи с этим представляется актуальным изучение проблемы влияния моральных установок личности на понимание другого человека.

Начиная с первых исследований, посвященных проблеме межличностного понимания, ученые связывали способность к постижению индивидуального своеобразия психического склада другого человека с гуманистической направленностью личности.

По данным исследователей, настроенность на понимание, отношение к познаваемому человеку как к ценности сочетаются с высоким уровнем развития основных механизмов понимания другого человека и в итоге помогают достичь точности в суждениях о чертах, свойствах, мотивах поступков присущих ему [1-5].

Выступая важной составляющей межличностного общения, познание людьми друг друга может быть обусловлено самыми разными мотивами и преследовать далеко не всегда гуманные цели [6-9].

На уровне обыденного сознания существует пред-

ставление о том, что люди, которые не придерживаются принципов морали и не останавливаются для достижения своих целей ни перед чем, как правило, являются «знатоками» психологии людей и умеют прогнозировать их поведение.

Исследования по проблеме эгоизма личности, а также макиавеллизма подтверждают, что субъекты познания, относящиеся к другому человеку как к объекту, использующие его в своих целях, достаточно хорошо разбираются в людях [10, 11]. Ведь чтобы управлять человеком, нужно его знать. Данное обстоятельство кажется нам вполне логичным объяснением выявленной закономерности.

По нашему мнению, «манипулятивное» понимание может быть точным, но оно узконаправленно, всегда соотносится с конкретной ситуацией и теми задачами, которые ставит перед собой человек. Речь в этом случае не может идти о «подлинном» понимании, так как оно возможно только в диалоге, доверии, раскрытии и принятии людьми друг друга.

Обращаясь к проблеме моральных установок личности, следует отметить, что исследователи трактуют их как благоприятное либо неблагоприятное отношение к морали и моральным требованиям. При этом в структу-

386

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

психологические науки

Юшачкова Татьяна Борисовна МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ...

ре моральной установки, исходя из общей теории установок, выделяют когнитивную, аффективную и кона-тивную стороны. В частности, речь идет о понимании морали в форме мнений, убеждений, представлений о морали в целом и о моральных принципах и нормах, аффективном отношении к тому, что субъект понял о морали и отдельных ее составляющих, и готовности следовать требованиям, вызывающим позитивное отношение [12, 13].

Цель проведенного нами исследования состояла в изучении связи между уровнем сформированности моральных установок субъекта познания и точностью пониманием им других людей в юношеском возрасте.

Изучение способности к пониманию других людей проводилось на основе анализа следующих параметров: понимания состояния другого человека по его невербальному поведению, самооценке понимания людей, оценке собственной проницательности, дальновидности, умения разбираться в людях, точности прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия.

Блок используемых методик включал как самооценочные опросники, так и полупроективные методики, среди них: созданные В.Н. Куницыной опросники СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения) и КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), полупроективный тест «Притчи», тест «Самооценка» (СО-14), тест «Экспрессия», являющийся модифицированным вариантом субтеста «группы экспрессии» методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, а также 16-фактор-ный опросник Р.Кеттелла.

Об уровне сформированности моральных установок свидетельствовали показатели по шкале «моральные установки» опросника КОСКОМ, отражающие знание субъектом принципов и норм морали, положительное отношение к ним, а также следование им во взаимодействии с другими людьми.

Максимальное значение выраженности изучаемых параметров по методикам составило 12 баллов.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета SPSS 17.0. и заключалась в расчете достоверности различия средних величин (t-критерий Стьюдента) и проведении корреляционного анализа Пирсона.

В группу испытуемых вошли студенты Магнитогорского государственного технического университета, в количестве - 125 человек.

Как показало исследование, моральные установки у большинства респондентов сформированы не на высоком уровне - среднегрупповой показатель равен 4,43 баллам. Полученный результат свидетельствует о том, что молодые люди не всегда следуют принципам морали в своей повседневной жизни.

Статистически значимых связей между моральными установками личности и точностью понимания другого человека выявлено не было. Так, низкие коэффициенты корреляции установлены между показателями моральных установок и понимания людей (r=0,035), понимания состояния человека по его невербальному поведению (r=-0,056), самооценки проницательности, дальновидности, умения разбираться в людях (r=-0,047).

На уровне тенденции можно говорить только об отрицательной связи моральных установок личности с точностью прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающей понимание мотивов поведения ее участников (r=-0,122).

Таким образом, высокие моральные установки личности, руководство ими в отношениях с другими людьми не всегда сочетаются с проницательностью, пониманием людей, точностью распознавания состояния другого человека по его невербальным реакциям. При этом можно предположить, что скорее не следование общепринятым принципам морали, наличие опыта нестандартного разрешения ситуаций может приводить к

развитию способности к точному прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия.

В соответствии с целями исследования нами были сформированы группы респондентов с высоким и низким уровнем развития моральных установок. В каждую вошло по 15 человек.

Сопоставление результатов данных групп показало наличие различий между ними по ряду параметров (таблица 1).

Таблица 1 - Статистически значимые различия между респондентами с высоким и низким уровнем развития моральных установок

Показатели Показатели Высокий уровень развития моральных установок Низкий уровень развития моральных установок t-t-крнтернй

Нонконформизм (фактор 02+) М а М о 2.420*

Нонконформизм (фактор <32+) 5,87 2,56 3,87 1,92 2,420*

Эго-компетентностъ 6,53 2,44 4.6 2.44 2,166*

Самооценка влиятельности 6,93 2,81 8.87 2,1 -2.132*

Высокий самоконтроль (фактор С?3-) 7,33 2,47 5,47 2,32 2,131*

Предрассудки 1,99 8,67 1.29 -2,066*

Агрессивная стратегия поведения в сложных межличностных ситуациях 4,8 1,32 3,8 1,42 1,994

Мечтательность (фактор М+) 5,0 2,36 6,8 2,6 -1,987

Высокая нормативность поведения (фактор (3+) 8,8 1,82 7,47 1,92 1,95

ситуаций 3,8 1,57 4,87 1,46 -1,93

Экспрессивность (фактор Г—) 6,53 2,67 4.S 2,24 1,926

Самооценка уверенности 7,73 2,22 9.13 1.99 -1.817

Имидж 8,53 1,77 7,2 2,37 1.748

*р<0,05; М - среднее значение; а - величина стандартного отклонения

Согласно полученным данным, респонденты с высокими моральными установками на уровне статистической значимости более эго-компетентны, осведомлены о своих достоинствах и недостатках, обладают умением контролировать свои эмоции и поведение, способны к отстаиванию собственного мнения и принципов.

В качестве тенденции следует также отметить их большую добросовестность, развитое чувство долга и ответственности, следование нормам социального поведения, ориентацию в первую очередь на внешнюю реальность, повышенное внимание к своему имиджу, активность в процессе общения, склонность к агрессивной стратегии разрешения сложных межличностных ситуаций, чем к их избеганию.

В отличие от них, молодых людей с низким уровнем развития моральных установок характеризует неглубокое знание себя, не склонность к анализу собственного поведения, наличие большого количества предрассудков, низкий самоконтроль, зависимость от собственного настроения, других людей и обстоятельств, несамостоятельность, при этом убежденность в способности оказывать влияние на других людей.

На уровне тенденции можно говорить о том, что они более сдержанны и осторожны, ориентированы на свой внутренний мир, мечтательны, уверенны в себе. Им более свойственно избегать сложных ситуаций во взаимодействии с людьми, чем предпринимать какие-то активные действия по их решению.

На рисунке 1 представлены показатели уровня развития отдельных параметров способности к пониманию других людей у респондентов с высоким и низким уровнем сформированности моральных установок.

Примечание: ПЛ - понимание людей; ЭКСП - понимание состояния человека по его невербальному поведению; СО ПР - самооценка проницательности, дальновидности, умения разбираться в людях; ПР - точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия; В МУ - высокий уровень развития моральных установок; Н МУ - низкий уровень развития моральных установок.

Как видно из рисунка, респонденты с высокими моральными установками средне оценивают собственную способность к пониманию людей. В отличие от них, испытуемые с низким уровнем развития моральных установок считают, что способность к пониманию людей у них сформирована не очень хорошо, они часто ошибаются.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)

387

YushHchkova Tatyana Borisovna THE MORAL ATTITUDES ...

psychological

science

Примерно на одинаковом среднем уровне у респондентов обеих групп находятся показатели распознавания состояния человека по его невербальному поведению. Крайне низко развита способность к точному прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающая понимание мотивов поведения ее участников.

6,8 7,2

5,93 6

5

3

1

ТТЛ ЖСТТ СО ПР ТТР

Рисунок 1 - Показатели уровня развития отдельных параметров способности к пониманию других людей в баллах

Как показал подсчет t-критерия Стъюдента, выявленные между группами различия в успешности понимания других людей не являются статистически значимыми.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1) У большинства юношей и девушек моральные установки сформированы не на очень высоком уровне. Они не всегда следуют устоявшимся требованиям, руководствуются моральными принципами и нормами.

2) Молодых людей с высокими моральными установками отличает средний уровень эго-компетентно-сти, умение контролировать свои эмоции и поведение, склонность к соблюдению установленных правил и норм, ориентация на собственное мнение и принципы, способность к их отстаиванию.

3) В юношеском возрасте точность понимания другого человека может сочетаться с разным уровнем развития моральных установок. Точность понимания состояния человека по его невербальному поведению, способность прогнозировать развитие ситуации межличностного взаимодействия, оценка собственной способности к пониманию людей, проницательности напрямую не связаны с моральными установками юношей и девушек.

Полученные в исследовании результаты расширяют представление о связи моральных установках личности и способности к пониманию других людей в юношеском возрасте.

В дальнейшем представляется актуальным изучение проблемы с учетом гендерного аспекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.

2. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005. 322 с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

4. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. 479 с.

5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В.,Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 544 с.

7. Матьяш О.И., Погольша В.М., Казаринова Н.В., Биби С., Зарицкая Ж.В. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / под науч. ред. О. И. Матьяш. СПб.: Речь, 2011. 560 с.

8. Bohl V. We read minds to shape relationships // Philosophical Psychology. 2014. V. 3.

9. Plana I., Lavoie M-A., Battaglia M., Achim A.M. A meta-analysis and scoping review of social cognition performance in social phobia, posttraumatic stress disorder and other anxiety disorders // Journal of Anxiety Disorders. 2014. № 28. P. 169-177.

10. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопр. психол. 2002. № 6. С. 45-54.

11. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. № 2. С. 22-39.

12. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. 300 с.

13. Терешкин А.Ф. Моральные установки в системе отношений субъекта: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 241 с.

Статья поступила в редакцию 14.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

388

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.