ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4 С. 52-59. УДК 159.9.075
В. А. Чикер Л. М. Котенко
ЭТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СОБСТВЕННИКОВ БИЗНЕСА КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В статье рассматриваются данные об уровнях этики принятия решений собственников бизнеса города Санкт-Петербурга, полученные в исследовании 2014-2016 годов. Анализ результатов эмпирического исследования показал, какие этические установки выбирают предприниматели в вопросах делового и межличностного взаимодействия. Показаны гендерные и возрастные различия в наборе этических установок. Описаны 3 уровня этики принятия решений собственниками бизнеса: эгоцентрический, социальный и моральный.
Ключевые слова: собственники бизнеса; уровни этики принятия решений; этические установки; гендерные различия; предприниматели; научное исследование.
V. A. Chiker L. M. Kotenko
ETHICAL ATTITUDES OF BUSINESS OWNERS AS A BASIS FOR DECISION-MAKING
The article considers data on the levels of ethical decision-making business owners of the city of St. Petersburg, obtained in the study, 2014-2016. Analysis of the results of the empirical study showed what ethical attitudes are chosen by the entrepreneurs in matters of business and interpersonal interaction. The study showed gender and age differences in a set of ethical guidelines. 3 levels of ethics of decision-making by owners of business are described: egocentric, social and moral
Keywords: the owners of the business; ethical decision making; ethical attitudes; gender differences; entrepreneurs; scientific research.
Актуальность проблемы. 30-летний срок экономических, политических и социальных реформ российского государства заставляет невольно задуматься об этическом компоненте развития нашего общества и, в частности, в такой важной для этого общества сфере как бизнес. Этический аспект экономического поведения на сегодняшний день составляет одно из центральных звеньев всей экономической жизни нашей страны, поскольку так или иначе каждый член общества связан с этим процессом и участвует нем. Особенно актуальны проблемы этических норм бизнеса для сегодняшней России, поскольку затяжной переходный период от социализма к капитализму разрушил традиционные для русской культуры регуляторы нравственного поведения, а искусственное
насаждение западных норм, правил и ценностей результатов дать не может.
В связи с этим возникает острая необходимость изучения психологических компонентов морального экономического поведения, норм, установок и ценностей той части российского бизнеса, которая стоит в основании компаний, поскольку она является главным звеном и служит личным примером как для своих сотрудников, так и для поколения молодых предпринимателей.
Понятие нравственности в отечественной психологии принято рассматривать как целе-полагающий фактор отношения к миру и к другому человеку, как важнейшую характеристику личности (О. Г. Дробницкий [1]; А. Л. Журавлев [2]; С. Л. Рубинштейн, [3]). В отечественной и зарубежной психологической литературе, посвященной вопросам
© Чикер В. А., Котенко Л. М., 2017 52
управления, этические установки и нравственные ценности определяются как необходимые условия успешной предпринимательской деятельности. И это особенно важно сейчас, когда во всем мире происходит затяжной финансовый кризис, когда обостряются все противоречия и обнажаются изъяны общества, когда предприниматели сталкиваются со многими трудностями несовершенной экономической системы. По словам Л. И. Дементий, «ответственную личность характеризует готовность к преодолению трудностей» [4, с. 100]. То, из каких моральных побуждений, опираясь на какие этические установки собственник бизнеса принимает решения, как он справляется с вызовами жизни, характеризует его как ответственного или нет. В своем исследовании мы опирались на работы Б. С. Братуся [5], Л. Колберга [6], представивших концепции нравственного компонента в структуре личности и стадий морального развития, на исследования нравственных категорий в организационной социальной, политической психологии: С.Д. Гу-риева [7], Р. Г. Де Джордж [8], О. С. Дейнека [9], Т. В. Казанцева [10], В. Н. Куницына [11], Л. В. Куликов [12], А. Б. Купрейчено [13], И. А. Переверзева [14], Л. Г. Почебут [15], Ф. Фукуяма [16], П. Н. Шихирев [17], Б. Шо Роберт [18], Е. Шапег [19] и др.
Наше исследование ставило своей целью выявление основных этических установок у собственников бизнеса. Объект исследования - собственники малого и среднего бизнеса г. Санкт-Петербурга. Это мужчины и женщины, имеющие свои собственные организации, наемный персонал и управляющие собственными компаниями. Общее количество обследованных - 151 человек. Предмет исследования - этические установки и ценности собственников бизнеса.
Основная гипотеза исследования: этические установки собственников бизнеса -социально-психологический конструкт, системообразующими характеристиками которого выступают жизненные ценности, связанные с социальными условиями ведения бизнеса и особенностями профессиональной самореализации, выраженной у собственников бизнеса личной мотивацией морального уровня в самоактуализации.
Результаты исследования: для выполнения поставленных задач, кроме методик САМОАЛ, проективной методики «Прошу совета» и «Якоря карьеры» [20] нами были разработаны специальная авторская анкета, состоящая из двух разделов и 30 вопросов, направленная на изучение установок и мотивов предпринимателей как в деятельности, так и в жизни вообще, а также проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация опросника), выявляющая те или иные этические установки. Методика «Прошу совета» предполагает установление трех уровней этики принятия решений: эгоцентрического (доморального), социального и морального. Эгоцентрический (доморальный) уровень предполагает получение сиюминутной выгоды за счет нарушения этики и моральных норм. Социальный уровень подразумевает отказ от сиюминутной выгоды из страха негативных последствий ради сохранения репутации или выгоды в будущем, а моральный уровень указывает на отказ от сиюминутной выгоды из моральных соображений. За 2012-2016 годы было проведено 3 научных исследования (в 2012 году обследовано 42 предпринимателя, в 2013 году - 35, в 2014-2016 годах - 74). В общей сложности в опросе приняли участие 151 собственник бизнеса г. Санкт-Петербурга (89 мужчин и 62 женщины). В данной статье мы рассмотрим результаты последнего (основного) исследования (2014-2016 годы).
После обработки анкет установлено, что средний возраст выборки 42 года. В группе из 74 человек - собственников бизнеса -41 мужчина и 33 женщины (данные на рис. 1).
Все опрошенные имеют собственное дело, наемный персонал и самостоятельно управляют своими компаниями, их компании относятся к категории малого или среднего бизнеса. Подавляющее количество респондентов имеют высшее образование (61 % мужчин и 63,6 % женщин), а также два и более высших образования (17,1 % и 30,3 %). Среди опрошенных предпринимателей 70,7 % мужчин состоят в браке, а женщин - предпринимательниц, имеющих семью, в нашей выборке всего 48,5 %. Имеют детей примерно одинаковое количество мужчин и женщин (63,4 % и 66,7 %).
Рис. 1. Характеристики выборки в зависимости от пола опрошенных, (%)
С помощью анкетного опроса нами также было проведено исследование ценностей, этических установок, мотивов в бизнесе как основной сфере деятельности. Выделим некоторые ценности из представленных данных. Ответы показывают, что подавляющее большинство предпринимателей занимается бизнесом с целью улучшения материального положения своего и близких (см. табл. 1). Так, например, материальное благополучие как ценность выделяет 63,4 % мужчин и 48,5 % женщин. Также среди опрошенных респондентов 65,9 % мужчин и 39,4 % женщин ценят в людях умение зарабатывать. Порядочность в списке ценимых в людях качеств выбрали только 19,5 % мужчин и 24,2 % женщин. Отметим, что в анкетном опросе вопрос, касающийся ценности денег и материального богатства, мы задавали в разных вариантах, чтобы избежать фактора социальной желательности и получить достоверные данные.
Согласно методике «Прошу совета» было выявлено три уровня этики принятия решений, в основе которых лежат этические установки и нравственные ценности. Полученные данные позволили выявить наличие в общей группе испытуемых людей, относящихся к уровням: эгоцентрическому (доморальному), социальному и моральному. Как мы уже отметили выше, эгоцентрический (домораль-ный) уровень предполагает получение сиюминутной выгоды за счет нарушения этики и моральных норм. В нашей выборке таких оказалось 18 %. Социальный уровень подра-54
зумевает отказ от сиюминутной выгоды из страха негативных последствий, ради сохранения репутации или выгоды в будущем, их большинство - 66 % от общего числа. Моральный уровень указывает на отказ от сиюминутной выгоды из моральных соображений. Респондентов с моральным уровнем оказалось 16 %.
Т аб л и ц а 1 Основные ценности собственников бизнеса (мужчин и женщин) (анкета)
Ценности Мужчины (%) Женщины (%)
Умение зарабатывать 65,9 39,4
Материальное благополучие 63,4 48,5
Здоровье и достаток 63,4 63,6
Близкие отношения 61 63,6
Наслаждения и удовольствия 51,2 36,4
Саморазвитие 29,3 30,3
Помощь обществу 19,5 27,3
Порядочность 19,5 24.2
Профессиональный рост 7,3 0
Для получения качественных и количественных результатов были проведены сравнительный, корреляционный, факторный анализы и анализ средних величин. Так, при сравнении данных анкеты с использованием углового преобразования Фишера «морального» и «эгоцентрического» уровней этики принятия решений выявлено, что при создании
бизнеса для представителей группы «эгоцентрического» уровня определяющим было материальное благополучие (ф* = 2,65, при р < 0,01), и, соответственно, желание зарабатывать больше денег (ф* = 2,50, при р < 0,01). Тогда как для представителей группы «морального» уровня важным условием создания бизнеса является возможность самовыражения и творчества (ф* = 4,34, при р < 0,001), а также возможность заняться любимым делом (ф* = 2,29, при р < 0,05). При сравнении «социального» и «морального» уровней выявлено, что для представителей группы «социального» уровня основная цель создания бизнеса была также в достижении материального благополучия (ф* = 2,74, при р < 0,01), тогда как для представителей группы «морального» уровня - в возможности самовыражения и творчества (ф* = 3,93, прир < 0,01).
Методика «Незаконченные предложения» также выявила существенные различия между представителями с разным уровнем этики принятия решений. Респонденты «морального» уровня имеют показатели выше, чем представители групп «эгоцентрического» и «социального» уровней по этическим установкам на совесть, милосердие, патриотизм, честность и ниже - по показателям эгоцентризм, материальное богатство, гедонизм, превосходство над другими. Это может означать, что собственники бизнеса «морального» уровня имеют устойчивую Я-концепцию, личностно более зрелы и потому социально-ответственны, они поняли, что труд на благо других людей и общества приносит большее удовлетворение, чем направленность на себя.
Для изучения взаимосвязей между исследуемыми параметрами проводился корреляционный анализ (использовался коэффициент корреляции Пирсона).
Установлена прямая положительная связь высокого уровня значимости «эгоцентрического» уровня этики принятия решений с показателями материальное богатство (г = 0,43; р < 0,01), эгоцентризм (г = 0,385; р < 0,01), превосходство над другими (г = 0,344; р < 0,01) и предпринимательство (г = 0,262; р < 0,05). Данные связи показывают, что чем ниже моральный уровень принятия решений собственника бизнеса, тем больше стремления к материальному богатству. Эгоцентризм как качество личности побуждает думать только о себе и своих потребностях. Положительная связь показателя
предпринимательство с «эгоцентрическим» уровнем говорит о том, что такие собственники бизнеса в современных условиях экономики и культурных ценностей общества наиболее успешны: чем меньше у них развиты нравственные ценности и соблюдаются моральные нормы, тем активнее они настроены на предпринимательство.
Выявлены отрицательные взаимосвязи с показателями этических установок, самоактуализацией и карьерными ориентациями. Так, например, карьерная ориентация на служение предполагает альтруистическую направленность личности, а поскольку собственники бизнеса эгоцентрического уровня, наоборот, эгоистичны, то у них не возникает потребности заботиться о других, об обществе (г = -0,308; р < 0.01). Этические установки на совесть (г = -0,433; р < 0,01), патриотизм (г = -0,267; р < 0,05), честность (г = = -0,565; р < 0,01) показали также отрицательные корреляции с «эгоцентрическим» уровнем принятия решений. Значимая отрицательная корреляция получена с общим уровнем самоактуализации (г = -0,524; р < 0,01).
Корреляции «морального» уровня принятия решений и этических установок, стремления к самоактуализации с карьерными ориентациями значительно отличаются от связей «эгоцентрического» уровня. Так, взаимосвязь с общим уровнем самоактуализации (г = 0,474; р < 0,01) говорит о направленности собственников бизнеса данного уровня на саморазвитие и раскрытие потенциала. Поскольку для них важны и ценны человеческие отношения, а также человек как личность, то и деятельность их связана с направленностью на служение (г = 0,446; р < 0,01) и милосердие (г = 0,362; р < 0,01). «Моральный» уровень связан положительно с этическими установками совести (г = 0,368; р < 0,01), патриотизма (г = 0,399; р < 0,01), честности (г = 0,518; р < 0,01). Отрицательные связи установлены с эгоцентризмом (г = = -0,431; р < 0,01), материальным богатством (г = -0,454; р < 0,01), гедонизмом (г = -0,349; р < 0,01), превосходством над другими (г = -0,523; р < 0,01). Самое важное, на что хочется обратить внимание, поскольку мы исследуем группу собственников бизнеса, а бизнес и прибыль - это неразделимые понятия, - на наличие отрицательной связи между «моральным» уровнем и материальным богатством. Чем больше предприниматель стре-
мится к материальному обогащению, тем меньше в нем морально-нравственных качеств и слабее выражены этические установки. И наоборот, чем ярче у него выражены этические ценности и установки, тем меньше потребность в материальном богатстве.
Корреляции «социального» уровня принятия решений и этических установок, стремления к самоактуализации карьерными ори-ентациями во многом схожи с «эгоцентрическим» уровнем. Здесь самое меньшее количество связей. Отрицательные связи на уровне р < 0,05 с показателями самоактуализации: ценностями (-0,278) и креативностью (-0,287) и с этической установкой на патриотизм (-0,238), которые говорят о том, что для собственников бизнеса данного уровня не являются важными творчество, ценности добра, истины, справедливости и любовь к Родине. Вместе с тем, положительные связи на уровне р < 0,05 обнаружены с эгоцентризмом (0,231), превосходством над другими (0,279) и интеграцией стилей жизни (0,253), что показывает эгоцентрическую направленность данного уровня и стремление обрести баланс в жизни. С другими показателями связей не обнаружено.
Результаты факторного анализа выявили существенные связи (см. табл. 2).
Было выделено три значимых фактора: самоактуализации, этических установок высшего уровня, профессиональной активности. Фактор самоактуализации объясняет 27,9 % общей дисперсии и показывает ценностное отношение к жизни в целом как важного качества личности, стремящейся к самоактуализации. Фактор этических установок высшего уровня объясняет 14,7 % общей дисперсии и показывает этическую направленность к другим людям и миру. Фактор профессиональной активности объясняет 11,3 % общей дисперсии и показывает значимость профессиональных умений и качеств личности предпринимателя.
Обсуждение результатов. Наше исследование показывает, что подавляющее большинство собственников бизнеса имеют высшее образование и возраст старше среднего. Сегодня примерно одинаковое количество мужчин и женщин занимаются бизнесом. Выделенные три уровня этики принятия решений в выборке собственников бизнеса показывают их разнонаправленность в бизнесе и жизни. Установлено, что в выборке пред-
ставителей «морального» уровня этики принятия решений меньше всего - 16 %, а 84 % -это представители эгоцентрического и социального уровней, этические установки которых схожи: стремление к материальному богатству, эгоцентризм, гедонизм и превосходство над другими. Направленность на материальное благосостояние данных групп побуждает выстраивать и жизнь, и бизнес таким образом, чтобы благосостояние росло, а окружающие стали источником этого роста. Отсюда и ценность тех людей, которые умеют зарабатывать, и основной смысл жизни -благосостояние свое, а также родных и близких им людей, желание наслаждений и отсутствие патриотической направленности.
Т аб л и ц а 2 Результаты факторного анализа (матрица повернутых компонент)
ПОКАЗАТЕЛИ Факторная структура
1 фактор 2 фактор 3 фактор
Спонтанность 0,82
Автономность 0,78
Гибкость 0,76
Аутосимпатия 0,74
Контактность 0,74
Ценности 0,71
Стабильность -0,67
Креативность 0,67
Потребность в познании 0,55
Самопонимание 0,52
Взгляд на природу человека 0,46
Превосходство над другими -0,83
Поступки, основ. на совести 0,81
Материальное богатство -0,77
Эгоцентризм -0,76
Патриотизм 0,75
Честность 0,75
Милосердие 0,73
Гедонизм -0,72
Самоактуализация 0,70
Ориентация во времени 0,48
Менеджмент 0,83
Предпринимательство 0,71
Вызов 0,70
Автономия 0,66
Интеграция стилей жизни 0,60
Проф компетентность 0,47
Представители «морального» уровня этики принятия решений - это пример зрелого нравственного сознания личности: цель создания бизнеса - творчество и возможность заняться любимым делом; акцентом деятельности является социальная направленность бизнеса - желание помогать людям и обществу; в отличие от представителей «эгоцентрического» и «социального» уровней они видят для себя бизнес как честную работу на основе морали и законов и опираются на свою совесть при принятии решений. Стремление к самоактуализации, милосердие, ориентация на служение и патриотизм являются ведущими этическими установками данного уровня.
Выводы. Таким образом, наше исследование показало существующие различия поведения в бизнес-среде представителей разных уровней этики принятия решений. В нашей выборке представителей «морального» уровня этики принятия решений 16 % от общего числа участников исследования, и цели их деятельности отличаются от целей участников других групп. «Эгоцентрический (до-моральный)» уровень предполагает получение сиюминутной выгоды за счет нарушения этических и моральных норм. В нашей выборке таких респондентов оказалось 18 %. «Социальный» уровень подразумевает отказ от сиюминутной выгоды из страха негативных последствий ради сохранения репутации или выгоды в будущем. В выборке их -большинство - 66 % от общего числа. Выраженность этических установок собственников бизнеса описывается кривой нормального распределения признака и совпадает с распределением по стадиям морального развития Л. Колберга. Это может также говорить об общей человеческой природе, поскольку этические установки и в жизни, и в области бизнеса как в западной культуре, так и в российской действительности описываются одними и теми же законами.
Было установлено, что в зависимости от уровня этики принятия решений представители «эгоцентрического», «социального» и «морального» уровней опираются на разные установки: так, собственники бизнеса «эгоцентрического» уровня выбирают получение сиюминутной выгоды любой ценой, в обход моральных норм; собственники бизнеса «морального» уровня при принятии решений опираются на этические установки высшего
уровня и свои нравственные ценности, а собственники бизнеса «социального» уровня принимают решения, исходя из личных интересов.
Представители «морального» уровня принятия решений основной задачей жизни и деятельности видят реализацию своих ценностей - «работа с людьми», «служение стране и людям». Для собственников бизнеса «социального» и «эгоцентрического» уровней характерна эгоцентрическая направленность: важность собственного мнения, получение чувственных удовольствий, желание власти и превосходства над другими. Основное отличие их от представителей «морального» уровня принятия решений - желание материального богатства, в этом они видят смысл жизни и деятельности. Ради достижения этой цели они готовы к нарушению нравственных законов.
Установлена положительная взаимосвязь высокого уровня значимости между «моральным» уровнем этики принятия решений и стремлением к самоактуализации личности. Выявлено, что собственники бизнеса «морального» уровня принятия решений в жизни и деятельности опираются на такие этические установки, как стремление к самоактуализации, совесть, милосердие, честность, ориентация на служение и патриотизм, в отличие от представителей групп «социального» и «эгоцентрического» уровней, которые ориентированы на желание материального богатства, эгоцентризм, превосходство над другими и гедонизм. Мы предполагаем, что поскольку предприниматели «морального» уровня живут высшими ценностями (добро, любовь, справедливость, истина, целостность, совершенство, бескорыстие), материальные ценности низшего порядка являются для них менее значимыми.
Заключение. Мы приходим к выводу, что этические установки субъекта - это отражение его внутреннего мира, в основе которого лежат усвоенные морально-нравственные ценности семейного окружения, социальной среды, общества, проявляющиеся в поведении в различных жизненных ситуациях. Это устойчивое явление и мало меняется в течение жизни, если субъект лич-ностно не развивается, не познает себя, не следует самодисциплине и формированию воли, а сфера бизнеса - это область, где закономерно будут сталкиваться интересы нрав-
ственности и безнравственности, это область, которая со всей остротой показывает проблемы и уровень морально-нравственного развития части общества, посвятившей себя предпринимательству.
Респонденты всех групп (общая, по полу, возрасту), принявшие участие в нашем исследовании, считают невозможным быть этически направленной личностью и стремиться к материальному богатству. Наши данные подтверждает исследования, проведенное среди россиян: 75 % опрошенных считают, что Россия - особая цивилизация, и в ней никогда не привьется западный образ жизни [21]. Отрицательное отношение к предпринимательству в России среди опрошенных показывает, что представители российского общества, обладающие высокими нравственными идеалами, этическими установками, заняться бизнесом в настоящее время не спешат и потому дальнейшее развитие страны невозможно до тех пор, пока не будут на государственном уровне пересмотрены условия осуществления предпринимательской деятельности, которые предполагают отсутствие коррупции, равные права для всех членов класса предпринимателей, деятельность на основе этики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дробницкий О. Г. Понятие морали. - М. : Наука, 1974. - 388 с.
2. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция деловой активности. - М., Институт психологии РАН, 2003. - 436 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии // отв. ред. Шорохова Е. В. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
4. Дементий Л. И. Особенности ответственности у спортсменов разных видов спорта // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2016. - C. 100-102.
5. Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 613.
6. Kohlberg L. Essays on moral development. The psychology of moral development. -N. Y. Harper & Row. - Toronto. Fitzhenry & whitesicle, 1984. - P. 236.
7. Гуриева С. Д., Тарарухина Н. В. Проблема изучения межличностных отношений в ор-
ганизации: сборник научных статей. -Пермь. - C. 103-106.
8. Де Джордж Р. Т. Деловая этика. - СПб. : М. : Экономическая школа, 2001. - 1052 с.
9. Дейнека О. С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы, психологические теории и практики // под ред. А. А. Крылова
- СПб., 1995. - 127 с.
10. Казанцева Т. В. Действенность родительских наказаний как метода формирования структуры ценностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Семья в современном мире / сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. - с. 77-89.
11. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголь-ша В. М. Межличностное общение. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.
12. Куликов Л. В. Душевный и духовный потенциалы как составляющие человечности // Образование и саморазвитие. - № 3. -2015. - С. 37.
13. Купрейченко А. Б. Индивидуальные особенности межличностного доверия // Психология управления в современной России: материалы научной конференции 2001 г. (1718.05). - С. 66-68.
14. Переверзева И. А. Проблема доверия в сфере бизнеса // Иностранная психология. -2000. - № 12. - С. 84-93.
15. Почебут Л. Г. Доверие как позитивный фактор в практике менеджмента / Позитивная психология менеджмента: монография / Р. А. Березовская, М. М. Борисова, Л. А. Верещагина [и др.]; под ред. Г. С. Никифорова. - М. : Проспект, 2017. - 320 с.
16. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. - М. : Издательство ACT : Ермак, 2006. - 736 с.
17. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. - М., Финансы и статистика, 1999. - 248 с.
18. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность, проявление заботы. - М. : Дело, 2000. - 272 с.
19. Uslaner E. M. The moral foundations of Trust.
- Cambridge Yniv. Press, 2002. - p. 97.
20. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
21. Исследования ВЦИОМ - URL: https://wciom. ru/fileadmin/file/monitoring/2016/135/2016_ 135_12_Anikin.pdf (патриотизм) (дата обращения: 30.05.2017).
Информация о статье
Дата поступления 6 октября 2017 Дата принятия в печать 19 октября 2017
Сведения об авторах
Чикер Вера Александровна - канд. пси-хол. наук, доц. кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: [email protected].
Котенко Лариса Михайловна - аспирант кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: [email protected].
Для цитирования
Чикер В. А., Котенко Л. М. Этические установки собственников бизнеса как основа принятия решений // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 52-59.
Article info
Received October 6, 2017 Accepted October 19, 2017
About authors
Chiker Vera A. - docent of Science in Psychology, Professor of Social Psychology Department of Federal State Budget Institution of Higher Professional Education "Saint-Petersburg University", St. Petersburg. E-mail: vchiker@ yandex.ru.
Kotenko Larisa M. PhD student of the social psychology department Saint-Petersburg University. E-mail: [email protected].
For citations
Chiker V. A., Kotenko L. M. Ethical attitudes of business owners as a basis for decision-making Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 4, pp. 52-59 (in Russian).