ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923.2
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ПОДЧИНЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ У ДЕВУШЕК СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Т. В. Белых, Е. Б. Князев
Белых Татьяна Викторовна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Князев Евгений Борисович, аспирант кафедры консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
^временные условия развития нашего общества диктуют необходимость постановки новых научных задач, связанных с изучением генезиса таких социально-деструктивных проявлений личности, как: деперсонализация, повышенная внушаемость, склонность к подчинению без критической оценки значения и смысла поведения людей в ситуации межличностного взаимодействия, приводящих к подверженности личности манипулятив-ному воздействию отдельных лиц или групп, преследующих корыстные, противоправные или экстремистские цели. В статье приведены данные эмпирического исследования, позволившего выявить социально-когнитивные факторы проявления подчиняемости личности у девушек студенческого возраста. Наибольший вклад в сформированность социальной установки на подчиняемость в условиях межличностного взаимодействия вносят выработанный зависимый тип межличностных отношений, желание, чтобы собственное поведение контролировалось другими людьми, самообвинительный тип поведения, низкая интернальность в области межличностных отношений. На основе сравнительного анализа социально-когнитивных характеристик девушек с разными социально-психологическими установками на подчинение с помощью дискриминантного анализа построена прогностическая модель склонности личности к подчинению у девушек студенческого возраста, которая может быть использована в практике оказания психологической профилактики и коррекции подчиненного поведения у девушек в период обучения в вузе. Ключевые слова: социально-психологическая установка на подчинение, зависимый/ доминантный тип межличностных отношений, социально-когнитивные характеристики личности, установки в потребностно-мотивационной сфере, локус контроля.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2018-18-3-298-304
Введение
Проблема исследования причин склонности к подчинению в условиях межличностного взаимодействия у девушек студенческого возраста является актуальной для современного этапа развития нашего общества. Это определяется рядом факторов: высокий уровень проявления насилия по отношению к женщине: «5 тыс. женщин ежегодно гибнут от побоев, нанесённых мужьями, а насилие над женщинами фиксируется в каждой четвёртой семье» [1, с. 178]; рост удельного веса преступлений, совершаемых женщинами [2]; сосуществование противоречивых моральных систем как оснований регуляции поведения, когда одновременно средствами массовой коммуникации пропагандируется стремление женщины к автономии, но при этом подкрепляется установка на достижение успеха любой
ценой и любыми средствами. «О нравственном нездоровье свидетельствует увеличение масштабов проституции и секс-трафика (йаТйашех)» [3, с. 5]; наличие целенаправленного информационно-психологического воздействия на женскую часть населения как наиболее внушаемую с целью рекрутирования в деструктивные религиозные, политические и социальные организации. Указанные факторы определяют значимость научной проблемы, которая требует внимания как психологов-исследователей, так и психологов-практиков, которые могут оказывать психологическую помощь девушкам и женщинам, имеющим выраженный стереотип поведения, связанный с преобладанием установки на подчинение в условиях межличностного взаимодействия.
История изучения проблемы подчинения личности восходит к знаменитому эксперименту С. Милгрэма, детально исследовавшему данную проблему и проведшему множество вариаций своего эксперимента. Результаты исследования показали, что количество подчиняющихся приказам авторитета людей превышало 60%. При этом наиболее сильными факторами подчинения, оказывающими влияние на личность, стало ее расстояние до «жертвы», близость авторитета [4]. Не менее знаменито исследование Ч. Хоф -линга, продемонстрировавшего, что в некоторых ситуациях влияние авторитета столь велико, что, несмотря на его удаленность, люди предпочитают безусловное подчинение [5]. Важность ситуации как фактора в подчинении людей наиболее четко показано в исследовании Ф. Зимбардо, когда психически здоровые молодые люди, оказавшись в деструктивной ситуации подчинения, снимали с себя ответственность за дальнейшие свои действия, поскольку становились заложниками ситуации и присущей им в этой ситуации социальной роли [6]. Современное исследование, проведенное группой ученых из Бельгии и Великобритании с применением электроэнцефалографии, показало, что человек в ситуации подчинения не раздумывая снимает с себя ответственность вне зависимости от приказа авторитетного лица [7].
В настоящее время в контексте данной проблемы изучены: структура интегральной индивидуальности студентов, склонных к подчинению, и способы оказания им психологической поддержки [8]; типология индивидуальных стилей подчинения и способы их диагностики [9]; социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре [10]; психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости [11]; «пови-нуемость» как предмет социально-психологического исследования [12]; характеристики
социального познания у студентов с разным уровнем «доминирования-подчинения» [13].
Целью нашего исследования является построение прогностической модели актуализации подчиненного поведения на основе выявления социально-когнитивных факторов, определяющих наличие социально-психологической установки на подчинение в условиях межличностного взаимодействия у девушек студенческого возраста.
Организация и методы исследования
Для организации и проведения исследования применялись следующие методы: опросник для выявления уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Го -лынкиной, А. М. Эткинда; опросник Р1ЯО-Б В. Шутца в адаптации А. А. Рукавишникова; опросник социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сферы О. Ф. Потемкиной; опросник для диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик; «Пятифакторный опросник личности» (5PFQ) в адаптации А. Б. Хромова; опросник «Авторитарный стереотип» Р. Ф. Баязитова, методика «Диагностика социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е. С. Михайловой (Алешиной); «Тест эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина.
В качестве методов статистической обработки данных применялись факторный анализ, выполненный методом главных компонент, после варимакс-вращения с нормализацией Кайзера, а также дискриминантный анализ, выполненный методом пошагового включения. Для выявления сходств и различий между сравниваемыми группами использовался ^-критерий Манна-Уитни.
В исследовании приняла участие 131 студентка СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Все респонденты были предварительно разделены на четыре группы согласно степени выраженности подчиняемости, обнаруженной в результате применения ДМО Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Проведенные в дальнейшем анализ с применением ^-критерия Краскала-Уоллеса и попарное сравнение каждой группы между собой с применением ¿/-критерия Манна-Уитни показали минимальные различия в выраженности переменных групп с высокой и экстремальной, а также с низкой и умеренной степенями выраженности подчиняемости, поэтому было принято решение об объединении респондентов с экстремальной и высокой степенями выраженности подчиняемости в группу А и, соответственно, объединении респондентов с низкой и умеренной степенями выраженности подчиняемости в группу Б.
Результаты исследования
В ходе применения факторного анализа показателей социально-когнитивных характеристик личности у девушек, вне зависимости от выраженности подчиняемости как социально-психологической установки, были получены данные (табл. 1).
Таблица 1
Результаты факторного анализа социально-когнитивных характеристик личности у девушек вне зависимости от выраженности подчиняемости как социально-психологической установки
Переменные Фактор
1 2 3
Социальная установка на деньги 0,818
Межлично стная авторитарно сть 0,760
Внутрилично стный эмоциональный интеллект 0,802
Подчиняемый тип межличностных отношений -0,688
Социальное верование в опасный мир -0,744
Социальный интеллект (познание систем поведения) 0,742
Дисперсия, % 23,3 20,2 19,4
Анализ данных табл. 1 позволяет говорить, что социально-когнитивные характеристики у девушек были сгруппированы таким образом, что наличие сформированного социального интеллекта снижает вероятность актуализации убеждения личности в опасности окружающего мира. Наличие сформированного внутрилич-ностного эмоционального интеллекта, проявляющегося в способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими, препятствует актуализации подчиненного типа межличностных отношений. Проявление авторитарности в межличностных взаимоотношениях связано с преобладанием стремления к увеличению своего благосостояния, т. е. в исследуемой выборке девушек взаимосвязь представлений и установок в потребностно-мотивационной сфере отражает комплекс актуализируемых и имплицитных социально-когнитивных характеристик, определяющих функциональные, проявляющиеся в поведении особенности личности, с учетом выраженности установки на подчиняемо сть/ неподчиняемость в ситуации межличностного взаимодействия.
Для того чтобы выявить отличия в группировке социально-когнитивных показателей у
девушек с разной выраженностью установки на подчинение, был проведен факторный анализ в группах А и В. Рассмотрим данные факторного анализа в группе А (табл. 2).
Таблица 2
Результаты факторного анализа социально-когнитивных характеристик личности у девушек с высоким уровнем выраженности подчиняемости как социально-психологической установки (группа А)
Переменные Фактор
1 2 3
Социальная установка на деньги 0,882
Межлично стная авторитарно сть 0,838
Самокритика -самодостаточность 0,798
Подчиняемый тип межличностных отношений 0,760
Социальный интеллект (познание систем поведения) 0,789
Социальное верование в опасный мир -0,637
Дисперсия, % 25,4 21,5 19,9
Как видно из табл. 2, девушки, воспринимающие себя как подчиняемую личность, склонны актуализировать зависимый тип межличностных отношений, при этом, как правило, занижают самооценку, предъявляя к себе высокий уровень требований. Они переживают угрызения совести из-за своих поступков в прошлом, часто неудовлетворены своей работой и склонны обвинять себя в неудачах, преувеличивая свои ошибки; часто критикуют себя за свои поступки и пытаются переделать себя в лучшую сторону; обидчивы и мнительны; долго переживают свои неудачи; способны испытывать глубокое чувство привязанности к своим близким (согласно интерпретации шкалы «Самокритика - самодостаточность» пятифакторного личностного опросника ТЕСТ 5FPQ). Остальные шкалы, входящие в выделенные факторы по содержанию, не отличаются от аналогичных в общей выборке девушек, демонстрируя устойчивую тенденцию к выявленным взаимосвязям, что может отражать особенности данной возрастной группы: наличие выраженной установки на достижение материального благосостояния при актуализации авторитарного стереотипа поведения и восприятие окружающего мира как более предсказуемого и менее хаотичного при выраженной способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.
Рассмотрим данные факторного анализа в группе девушек с низким уровнем выраженности подчиняемости как социально-психологической установки (группа В) (табл. 3).
Таблица 3
Результаты факторного анализа социально-когнитивных характеристик личности у девушек
с низким уровнем выраженности подчиняемости как социально-психологической установки (группа В)
Переменные Фактор
1 2 3
Подчиняемый тип межличностных отношений -0,836
Межлично стная авторитарно сть 0,676
Социальный интеллект (познание систем поведения) 0,770
Социальное верование в опасный мир -0,721
Интернальность в области межличностных отношений -0,858
Социальная установка на деньги 0,681
Дисперсия, % 23,4 21,8 21,4
Как видно из табл. 3, наибольшие различия в структурировании социально-когнитивных характеристик, в отличие от общей выборки девушек, обнаруживаются в этой группе. Девушки, воспринимающие себя как не склонных к подчинению, демонстрируют увеличение авторитарного стереотипа поведения в сочетании с отсутствием подчиняемости в межличностном взаимодействия. При этом способность понимать значение и смысл поведения других людей (показатель выраженности социального интеллекта), как и во всех сравниваемых группах, связан с изменением представлений о мире, в котором они живут: он воспринимается как более предсказуемый, а ситуация взаимодействия людей в нем как более позитивная. Для девушек этой группы оказалась
актуальной взаимосвязь, определяющая характер проявления установки в потребностно-мотиваци-онной сфере и интернальности, а именно - при уменьшении способности брать ответственность за происходящие события в межличностном взаимодействии усиливается влияние установки на материальное благосостояние.
Указанные взаимосвязи выявленных показателей в трех сравниваемых выборках раскрывают особенности имплицитной картины мира и выработанные стереотипы поведения при реализации межличностного взаимодействия у девушек с разными установками на подчинение.
Для того чтобы выявить вклад наиболее статистически значимых переменных в дифференциацию социально-когнитивных характеристик, связанных с подчиняемостью/неподчиняемостью как социально-психологической установки, был проведен дискриминантный анализ данных. Проведенный с помощью программы Statistical Package for the Social Sciences (ver. 23) дискри-минантный анализ позволил выделить наиболее информативные переменные разделения по группам и построить прогностическую модель склонности личности к подчинению у девушек студенческого возраста.
Дискриминантный анализ выполнен методом пошагового включения, позволяющим определить последовательный вклад переменных в дискриминирующую функцию (табл. 4, 5, 6). Построенная каноническая линейная дискрими-нантная функция (КЛДФ) обладает достаточно высокими показателями собственного значения (0,963), оцениваемого по критерию у} (83,625) со степенью свободы (10) и значимостью ниже 0,05, что говорит об обнаруженном вкладе переменных как значимом. Каноническая корреляция демонстрирует показатель = 0,700, объясненная дисперсия составляет 100%. Построенная КЛДФ верно классифицирует 86,3% объектов (см. табл. 4).
Таблица 4
Группа Точность A Апр. = 0,534 B Апр. = 0,466
Высокая и экстремальная степень выраженности подчиняемости (А) 85,7% 60 8
Низкая и умеренная степень выраженности подчиняемости (В) 86,9% 10 53
Всего 86,3% 70 61
Примечание. Апр. - априорная вероятность.
Информативность переменных и ее оценка для двух групп анализа представлены в табл. 5.
Из табл. 5 видно, что все переменные являются информативными признаками группирования объектов с уровнями значимости
ниже 0,01. Стандартизированные (нормированные) коэффициенты представлены в табл. 6.
Представленные данные показывают, что наиболее весомый вклад в функцию вносит для переменных группы А - шестой октант теста
Независимые вклады переменных в дискриминацию между выборками с различной степенью выраженности подчиняемости (Л = 131)
Таблица 5
№ Переменные Х-Уилкса ^-включения Р
Х1 Доминирование - подчинение 0,741 45,190 <0,01
Х2 Зависимый тип отношений 0,646 35,115 <0,01
Х3 Требуемое поведение в области «контроля» 0,607 27,442 <0,01
Х4 Интернальность в области производственных отношений 0,576 23,147 <0,01
Х5 Социальная установка на свободу 0,556 19,958 <0,01
Х6 Выраженное поведение в области «контроля» 0,543 17,411 <0,01
Х7 Любопытство - консерватизм 0,530 15,580 <0,01
Х8 Напряженность - расслабленность 0,521 14,016 <0,01
Х9 Самокритика - самодостаточность 0,515 12,670 <0,01
Х10 Интернальность в области межличностных отношений 0,509 11,554 <0,01
Коэффициенты канонической линейной дискриминантной функции (нестандартизованные и стандартизованные) Таблица 6
№ Переменные К Кст
Х1 Доминирование - подчинение 0,210 0,484
Х2 Зависимый тип отношений -0,141 -0,358
Х3 Требуемое поведение в области «контроля» -0,242 -0,352
Х4 Интернальность в области производственных отношений 0,183 0,324
Х5 Социальная установка на свободу 0,191 0,318
Х6 Выраженное поведение в области «контроля» 0,113 0,262
Х7 Любопытство - консерватизм 0,102 0,267
Х8 Напряженность - расслабленность 0,082 0,227
Х9 Самокритика - самодостаточность -0,090 -0,213
Х10 Интернальность в области межличностностных отношений -0,107 -0,170
Константа -3,379
Собственное значение 0,963
Примечание. К - нестандартизованные коэффициенты, Кст - стандартизованные коэффициенты.
Т. Лири, отражающий представление студенток этой группы о самих себе как о личностях, склонных к зависимому типу межличностных отношений, а для группы В - шкала «доминирование - подчинение», демонстрирующая представление студенток о самих себе как о личностях, склонных к доминированию.
В группе А (с высокой и экстремальной выраженностью установки к подчинению) более высокие, по сравнению с группой В, показатели переменных для зависимого типа отношений (Х2), требуемого поведения в области «контроля» (Х3), самокритики (Х9) и низкие показатели интернальности в области межличностных отно-
шений (Х10). В группе В (с низкой и умеренной выраженностью установки к подчинению) более высокие, по сравнению с группой А, показатели доминирования (Х1), интернальности в области производственных отношений (Х4), социальной установки на свободу (Х5), выраженного поведения в области «контроля» (Х6), любопытства (Х7) и, наоборот, более низкие показатели напряженности (Х8).
В табл. 5 представлены нестандартизованные коэффициенты для модели. Поскольку мы анализировали две группы, то будет построена одна дискриминантная модель, прогнозирующая отнесение объекта к одной из двух групп подчинения:
D = -3,379-0,210*X1+0,141*X2+0,242*X3--0,183*X4-0,191*X5 -0,113*X6-0,102*X7--0,082*X8+0,090*X9+0,107*X10, где X1-X10 переменные (см. табл. 5, 6).
Таким образом, при увеличении выраженности показателей по переменным X2, X3, X9 и X10, которые относятся к группе A, существенно повышается риск включения субъекта в группу с высокой и экстремальной степенью выраженности подчиняемости, а при их снижении повышаются показатели X1, X4 - X8 и уменьшается вероятность включения субъекта в группу A.
Обсуждение результатов и выводы
Выявленная дискриминантная модель позволяет осуществлять прогнозирование возможности актуализации подчиненного поведения в условиях межличностного взаимодействия у девушек на основе анализа совокупности социально-когнитивных характеристик личности. Для студенток с высокой и экстремальной степенью выраженности установки к подчинению характерно представление о себе как о зависимой личности. Вступая в межличностные отношения, они предпочитают предоставлять окружающим право контролировать и оказывать влияние на их жизнь, к тому же они более самокритичны по отношению к самим себе, склонны занижать свою самооценку, испытывать угрызения совести за свои поступки, преувеличивая свои ошибки. Студентки с низким и умеренным уровнями выраженности установки к подчинению, напротив, проявляют склонность к доминированию в ситуации общения, интернальность в области производственных отношений, при этом у них сформирована социальная установка на свободу, они способны осуществлять эффективный контроль поведения, имеют разносторонние интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными в разных областях жизнедеятельности, обладают высокой самооценкой и аутосимпатией.
Список литературы
1. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психоло-
гия нравственности / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М., 2010. С. 177-209.
2. Неустроев Е. А. Вовлечение женщин в криминальный наркотизм : криминологическая характеристика, причины, меры предупреждения : дис. ... канд. юрид. наук. Чебоксары, 2007. 273 с.
3. Варнакова Л. А. Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2006. 183 с.
4. Milgram S. Obedience to authority : an experimental view. London, 1974. 224 p.
5. Hofling Ch., Brotzman E., Dalrymple S., Graves N., Pierce Ch. An experimental study in nurse-physician relationships // Journal of Nervous and Mental Disease. 1966. Vol. 143, iss. 2. P. 171-180.
6. Haney C., Banks W. C., ZimbardoP. G. Study of prisoners and guards in a simulated prison // Naval Research Reviews. 1973. Vol. 26, no. 9. P. 1-17.
7. Caspar E., Christensen J., Cleeremans A., Haggard P. Coercion Changes the Sense of Agency in the Human Brain // Current Biology. 2016. Vol. 26, iss. 5. P. 585-592.
8. Бердиева П. Х. Психологическая поддержка становления интегральной индивидуальности студентов, склонных к подчинению : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008. 219 с.
9. Раскумандрина М. Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 231 с.
10. Смирникова О. В. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре : дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 179 с.
11. Паков М. М. Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости : дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 147 с.
12. Ершова Р. В. «Повинуемость» как предмет социально-психологического исследования (повторение эксперимента А. Поскоцила в России) // Экспериментальная психология в России : традиции и перспективы / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2010. С. 803-807.
13. Князев Е. Б. Специфика интеграции характеристик социального познания в пространстве дихотомии «доминирование-подчинение» у студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 303-307. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-303-307.
Образец для цитирования:
Белых Т. В., Князев Е. Б. Прогностическая модель выявления склонности к подчиняемости личности у девушек студенческого возраста // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 298-304. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-298-304
Predictive Model for Identifying the Inclination to Subordinate in Girls of Student Age
T. V. Belykh, E. B. Knyazev
Tatyana V. Belykh, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Evgeniy B. Knyazev, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Modern conditions for the development of our society dictate the need for new scientific tasks related to the study of the genesis of such socio-destructive manifestations of the personality as: depersonaliza-tion, increased suggestibility, a tendency to subordinate without a critical assessment of the meaning and sense of people's behavior in the situation of interpersonal interaction, leading to the susceptibility of the person to manipulative the impact of individuals or groups pursuing mercenary, unlawful or extremist purposes. The article presents the data of an empirical study that made it possible to reveal the socio-cognitive factors of the manifestation of the subordination of the personality in girls of student age. The greatest contribution to the formation of a social attitude toward subordination in the conditions of interpersonal interaction is made by the developed dependent type of interpersonal relations, the desire to control one's own behavior by other people, a self-incriminating type of behavior, low internality in the field of interpersonal relations. Based on a comparative analysis of the socio-cognitive characteristics of girls with different socio-psychological attitudes to submission, a prognostic model of the propensity of the individual to subordinate to girls of student age was constructed using discriminant analysis, which can be used in the practice of providing psychological prevention and correcting the subordinate behavior in girls in the period of study at the university. Key words: socio-psychological orientation to subordination, dependent/dominant type of interpersonal relations, social-cognitive characteristics of the individual, attitudes in the need-motivational sphere, the locus of control.
Reference
1. Yurevich A. V., Ushakov D. V. Nravstvennoye sos-toyaniye sovremennogo rossiyskogo obshchestva [The moral condition of modern Russian society]. In: Psikhologiyanravstvennosti [Psychology of morality]. Eds. A. L. Zhuravlev, A. V. Yurevich. Moscow, 2010, pp. 177-209 (in Russian).
2. Neustroev E. A. Vovlechenie zhenshchin v kriminal-nyy narkotizm: kriminologicheskaya kharakteristika, prichiny, mery preduprezhdeniya [Involving women in criminal narcotics: criminological characteristics, causes, prevention measures]. Dis. Cand. Sci. (Yur.). Cheboksary, 2007. 273 p. (in Russian).
3. Varnakova L. A. Dukhovno-nravstvennyy potentsial sovremennoy rossiyskoy zhenshchiny v kontekste sot-
siokulturnoy obuslovlennosti ee statusa i roley [Spiritual and moral potential of the modern Russian woman in the context of the sociocultural conditionality of her status and roles]. Dis. Cand. Sci. (Soc.). N. Novgorod, 2006. 183 p. (in Russian).
4. Milgram S. Obedience to authority: an experimental view. London, 1974. 224 p.
5. Hofling Ch., Brotzman E., Dalrymple S., Graves N., Pierce Ch. An experimental study in nurse-physician relationships. Journal of Nervous and Mental Disease, 1966, vol. 143, iss. 2, pp. 171-180.
6. Haney C., Banks W. C., Zimbardo P. G. Study of prisoners and guards in a simulated prison. Naval Research Reviews, 1973, vol. 26, no. 9, pp. 1-17.
7. Caspar E., Christensen J., Cleeremans A., Haggard P. Coercion Changes the Sense of Agency in the Human Brain. Current Biology, 2016, vol. 26, iss. 5, pp. 585-592.
8. Berdieva P. Kh. Psikhologicheskaya podderzhka stanov-leniya integralnoy individualnosti studentov, sklonnykh k podchineniyu [Psychological support for the emergence of the integral individuality of students inclined to submission]. Dis. Cand. Sci. (Psychol.). Stavropol', 2008. 219 p. (in Russian).
9. Raskumandrina M. E. Tipologiya individualnykh stiley podchineniya i ikh diagnostika [Typology of individual submission styles and their diagnostics]. Dis. Cand. Sci. (Psychol.). Yaroslavl', 2005. 231 p. (in Russian).
10. Smirnikova O.V. Sotsialno-psikhologicheskie osoben-nosti dominirovaniya-podchineniya v supruzheskoy pare [Socio-psychological features of domination-subordination in a married couple]. Dis. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 2005. 179 p. (in Russian).
11. Pakov M.M. Psikhologicheskie svoystva lichnosti s raznym urovnem vnushaemosti [Psychological traits of a person with varying levels of suggestibility]. Dis. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 2013. 147 p. (in Russian).
12. Ershova R.V. «Povinuemost» kak predmet sotsialno-psikhologicheskogo issledovaniya (povtorenie eksperi-menta A. Poskotsila v Rossii). In: Eksperimentalnaya psikhologiya v Rossii: traditsii i perspektivy [Experimental psychology in Russia: traditions and perspectives]. Ed. by V. A. Barabanshchikov. Moscow, 2010, pp. 803-807 (in Russian).
13. Knyazev E. B. Spetsifika integratsii kharakteristik sotsialnogo poznaniya v prostranstve dikhotomii «dominirovanie-podchinenie» u studentov [Specifics of integration of characteristics of social cognition in dichotomy space «domination-obedience» of students]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 303-307. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-303-307 (in Russian).
Cite this article as:
Belykh T. V., Knyazev E. B. Predictive Model for Identifying the Inclination to Subordinate in Girls of Student Age. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 298-304. DOI: 10.18500/18197671-2018-18-3-298-304