Научная статья на тему 'Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов'

Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная перцепция / межличностные взаимоотношения / психологические детерминанты / группа / студенты / social perception / interpersonal relations / psychological determinates / Group / Students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокофьева Татьяна Алексеевна

Рассмотрены психологические детерминанты взаимных социометрических предпочтений на студенческой выборке, получены три типа личности в межличностных взаимоотношениях, которые основываются на разных механизмах социальной перцепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокофьева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with basic psychological determinates of student"s sociometric preferences. Three types of personal relationships have been revealed based on different patterns of social perception

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов»

психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов

© т. А. Прокофьева

Рассмотрены психологические детерминанты взаимных социометрических предпочтений на студенческой выборке, получены три типа личности в межличностных взаимоотношениях, которые основываются на разных механизмах социальной перцепции.

Прокофьева

■ . ключевые слова: социальная перцепция, межлич-

татьяна Алексеевна '

ностные взаимоотношения, психологические детер-

преподаватель кафедры пси- минанты, группа, студенты.

хологии управления

самарская Быстрый темп развития и увеличение

гуманитарная академия количества организаций разного рода в на-

tania_prokofeva@mail.ru стоящее время ставят задачу формирования

в коллективах гармоничных межличностных взаимоотношений для достижения эффективности и высокой результативности совместно выполняемой деятельности, а также создания атмосферы доверия внутри коллектива. Впоследствии это поможет предотвратить целый ряд проблем в области психологии труда — снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и ухудшение экономических показателей — и зарекомендует организацию в целом как конкурентоспособную.

Для решения таких задач необходимо тщательно изучать психологические особенности формирования межличностных отношений в группе — особенности взаимных предпочтений людьми друг друга, что зачастую является основой для оформления микрогрупп внутри одной большой группы. Здесь необходимо подробно рассматривать причины выборов между людьми, конечно,

основой будет выступать социальная перцепция, на базе которой создается конечный образ субъекта, где важную роль играют установки личности, ее ценности, механизмы межличностного восприятия и т. д.

Существует несколько подходов, изучающих особенности социальной перцепции, по разным основаниям.

Первый представлен работами 60-х годов, выполненными А. А. Бодалевым и его сотрудниками в рамках традиционной схемы восприятия человека человеком в процессе общения [3].

Второй подход представлен работами А. И. Донцова, В. В. Шпалинского,

A. В. Петровского и др., в основе которых перцептивный аспект межличностных отношений рассматривается опосредованным через совместную деятельность группы. Фактически здесь изучалось влияние групповой деятельности на качество межличностных отношений [10, 15].

Третье направление по изучению закономерностей процессов социальной перцепции представлено такими авторами, как В. А. Барабанщиков,

B. Н. Носуленко и др., где особое внимание исследователей привлекают закономерности формирования образа человека, роль в этом процессе Я-концепции личности, коммуникативного опыта, установок, отношений, состояний воспринимающего, социальной ситуации [1, 2].

Согласно теоретическим положениям В. А. Барабанщикова, существуют четыре основных механизма перцептивного процесса, к их числу относятся редупликация, резонанс, идентификация и каузальная атрибуция.

В процессе жизни люди, так или иначе, обобщают сходства или различия друг с другом, где важную роль в процессе межличностного восприятия играет Я-концепция воспринимающего, то есть это, по сути, призма, на основе которой строится образ партнера или собеседника. Речь идет о редупликации представлений, оценок, способов и стилей поведения индивида и их отнесении к другим людям. Типичным примером личностной редупликации являются феномены проекции. Какие-то личностные качества, состояния, ярко выраженные у людей, часто обнаруживаются ими у тех, кого они оценивают. Фактически это сборка индивидуально-психоло-гических свойств другого на основе собственных. Механизм редупликации обеспечивает возможность бесконечно большого числа представлений о людях. В процессе межличностного взаимодействия часто возникает психическое и духовное единение людей, что является основой идентификации или отождествления одного человека с другим. Эмоциональное погружение одной личности в другую при этом сохраняет ее собственную позицию и содержание. Благодаря идентификации человек склонен обнаруживать в партнере свойства, которыми наделен сам. Возникает резонанс личностных черт воспринимающего и воспринимаемого, их настроенность друг на друга. Открывается возможность дифференциации тех свойств, которые отсутствуют у партнера. Выраженность или, наоборот, слабость резонанса становится условием крайних оценок воспринимаемого: «такой же, как Я», либо «иной, чем Я». Между ними — широкий спектр промежуточных вариантов, которые предполагают смешанные критерии и стратегии оценки личности. Здесь можно наблюдать такой механизм восприятия,

как каузальная атрибуция — приписывание причин поведения, включая индивидуально-психологические особенности людей, нередко основанные на случайных ассоциациях субъекта восприятия [1].

Существует большое количество детерминант или причин, на основе которых человек оценивает воспринимаемые им объекты (рис. 1), в числе которых находятся так называемые антропологические эталоны или стереотипы восприятия; этнонациональные стереотипы (раса, этнос); социально-статусные (статус и роли человека); вербально-поведенческие стереотипы (особенности речи, мимики, пантомимики); социально-ролевые (личностные качества); экс-прессивно-эстетические стереотипы, которые определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты») [17]: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными чертами характера, привычками, манерами он наделяется. Причем под внешней привлекательностью подразумевается и физическая красота, и привлекательность в одежде, в экспрессии, в манере двигаться и выражать эмоции. Также не менее важными являются установки личности, личностные ценности [11, 12, 13, 14], пол, возраст и др.

Критерии использования всех этих детерминант для каждого субъекта восприятия строго индивидуальны, и на их основе возникает оценка и образ объекта перцептивного процесса, что приводит или не приводит к межличностной аттракции.

Термин «аттракция»(от лат. а^аЬеге — привлекать) можно определить как привлекательность человека при его восприятии, возникновение положительной установки на него, близость партнера по общению [3].

Так почему люди придерживаются позитивного мнения и установки по отношению к одним и негативного к другим?

Выделяют несколько основных факторов, которые влияют на отношения между субъектами в порядке их обоснования [4, 11, 12].

• Внешняя привлекательность — важным моментом является положительный эффект первого впечатления о человеке. Чаще физически привлекательные и с приятными манерами люди нравятся больше, чем те, которые проявляют себя не с лучшей стороны. Но в данном случае этот фактор нельзя назвать объективным, так как эталоны внешней красоты у каждого человека свои.

• Территориальная близость субъектов — это основа взаимной симпатии, ведь часто находящиеся рядом люди, например, повседневно работая в одном кабинете, с большей вероятностью будут симпатизировать друг другу. Однако существует и другая сторона территориальной близости. Авторы [17] утверждают, что длительное нахождение в непосредственной близости субъектов может стать причиной их недоброжелательных отношений, они пишут о том, что близость в пространстве является необходимым условием межличностной аттракции, еще и причиной неприязни.

• Подкрепление — это третий фактор, который описан практически во всех теориях межличностной аттракции. Основный смысл заключается в том, что в большинстве случаев будут привлекательны те люди, которые хвалят, поддерживают, то есть которые действуют по принципу сотруд-

ничества, чем те, которые постоянно критикуют и вступают в конфликты.

• Сходство — известный факт, что общность интересов, установок и мнений часто рождает симпатию и сближает людей.

• Комплиментарность — это последний фактор, влияющий на межличностные взаимоотношения. Американский психолог Т. Рейк и социолог Р. Уинч пишут, что люди часто имеют тенденцию симпатизировать тем, кто обладает определенными характеристиками, которые у первых отсутствуют, и соответственно взаимодействуют с непохожими на себя людьми чаще [17].

Необходимо подчеркнуть, что между объективностью, полнотой познания людьми друг друга и длительностью контакта нет абсолютной прямой связи. В настоящее время можно считать достоверно установленным, что объективное представление о личности складывается при не слишком длительном, а главное, не очень тесном знакомстве. Существует мнение, что успешная совместная деятельность требует отнюдь не максимума, а специфического оптимума перцептивной точности [17].

Если учесть тот факт, что восприятие — это непрерывный процесс то в новых ситуациях перцепция зависит от ряда сменяющих друг друга детерминант. Смена детерминант служит основанием перехода перцептивного процесса на более высокую ступень, что позволяет создании полного и точного образа воспринимаемого.

Поэтому процесс социальной перцепции можно вполне назвать многоуровневым по причине смены детерминант на каждой стадии восприятия. В противном случае, согласно закону Бунзена-Роско, слабая интенсивность или недостаточное «время жизни» предмета восприятия ограничивает поступательное развертывание причин и следствий, прерывая перцептивный акт [2].

В процессе перцептивной активности человек изначально на основе приоритета определенных причин воспринимает объект, что ведет к определенным эмоциональным реакциям, являющимся предпосылкой формирования в дальнейшем отношения к нему.

Итак, существует целый ряд психологических детерминант процесса социальной перцепции, которые оказывают на него сильное влияние, определяя как способ его организации в целом, так и индивидуально-типоло-гические особенности в виде особого перцептивного стиля. Следовательно, набор психологических детерминант у каждого человека индивидуален на разных стадиях восприятия и зависит от особенностей самого субъекта восприятия, а также от его основного вида деятельности.

Цель работы — изучить психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов.

Объект исследования — социометрические предпочтения.

Предмет — психологические детерминанты социометрических предпочтений.

Гипотезы:

1. Существуют два типа личности в межличностных взаимоотношениях студентов.

2. Психологическими детерминантами типов личности во взаимоотношениях являются личностные ценности, мотивы, интеллект и личностные качества.

Методика

В исследовании психологических детерминант социометрических предпочтений приняли участие 5 студенческих групп первокурсников одного из технических вузов Самары 2007-2008 учебного года, а также использовались данные психологического мониторинга студентов — первокурсников — 29 групп 2000 и 2002 года этого же вуза. Общее число испытуемых 812 человек.

Основные психодиагностические методики: социометрия Дж. Морено, тест личностных ценностей (ТЛЦ) JI. В. Карпушиной, А. В. Капцова [5], тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, опросник мотивов учебной деятельности (ОМУДС) О. А. Чаденковой [16], факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.

Также была разработана методика эмпирического исследования психологических детерминант социометрических предпочтений, которую кратко можно описать в виде последовательности следующих этапов:

• Отбор взаимных социометрических предпочтений.

• Определение абсолютных расстояний между студентами по результатам диагностики личностных ценностей, используя евклидовую метрику иерархического кластерного анализа.

• Преобразование абсолютных расстояний в относительные путем деления их на максимальное значение.

• Вычисление поправочного коэффициента [14] для относительных расстояний для уравнивания относительных расстояний в различных группах.

• Определение взаимосвязи между взаимными социометрическими предпочтениями и личностными ценностями, используя бисериальный коэффициент корреляции Пирсона.

• Выявление типов личности в межличностных взаимоотношениях, используя агломеративный метод древовидной кластеризации.

• Доказательство деления на типы личностей и определение их основных психологических детерминант путем использования дискриминантного анализа.

• Установление значимых различий детерминант в зависимости от типа личности, используя непараметрический критерий U-Манна-Уитни.

При этом была произведена оценка валидности представленной методики эмпирического исследования, по результатам чего сделан вывод о пригодности использования ее в исследовании.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета прикладных программ StatSoft STATISTIC А 6.0, где использовались:

1. Бисериальный коэффициент корреляции Пирсона — метод корреляционного анализа отношения переменных, одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований — результаты социометрической процедуры исследования, а другая — в интервальной шкале отношений —

результаты диагностики личностных ценностей студентов. Следовательно, с помощью данного метода корреляции определялась взаимосвязь между социометрическими предпочтениями студентов и их личностными ценностями.

2. Кластерный анализ — с помощью агломеративного метода древовидной кластеризации на основе значений относительных расстояний между студентами разделили их на два типа личностей во взаимоотношениях, также был установлен так называемый ситуативный тип личностей, которые могли принадлежать как к первому, так и ко второму одновременно. Причем в основе деления на эти типы были относительные расстояния студентов в разных жизненных сферах по опроснику ТЛЦ (сфера профессии, образования, семьи, общественной жизни, увлечений), поэтому одни и те же люди во всех представленных жизненных сферах могли принадлежать то к первому типу, то — ко второму.

3. Дискриминантный анализ служит для проверки адекватности (правильности) классификации испытуемых по типам личности, которые были выделены в кластерном анализе. К тому же при помощи дискриминантного анализа стало возможно определить, к какому из двух типов вероятнее всего будут относиться представители ситуативных типов, которых ранее не учитывали. Для дискриминации были выбраны такие характеристики (детерминанты), как личностные ценности, личностные качества, мотивы, показатель уровня интеллекта во взаимоотношениях между девушками, а также между девушками и юношами. Для начала дискриминация проводилась отдельно по каждой из выбранных детерминант и во всех жизненных сферах (дискриминация в пошаговом режиме на увеличение Forward stepwise) по той причине, что количество выбранных переменных (детерминант) значительно превосходило число испытуемых в каждой группе. В итоге по всем характеристикам, которые прошли дискриминацию по типам, проводился общий анализ, и на его основе по результатам дискриминирующих функций отдельно по сферам определялись названия типов.

4. Непараметрический критерий U-Манна-Уитни применялся для установления значимости различий между полученными типами личностей по результатам дискриминантного анализа в каждой жизненной сфере, исходя из основных дискриминирующих функций.

5. Регрессионный анализ — с помощью этого метода статистического анализа изучалась зависимость между детерминантами по основным дискриминирующим функциям и типами личностей во взаимоотношениях в пошаговом режиме на увеличение Forward stepwise. В качестве зависимой переменной выбраны типы личности во взаимоотношениях, а независимая переменная — это основные детерминанты итоговой дискриминирующей функции в каждой сфере по социометрическим направленностям на учебу и на отдых отдельно.

Результаты и их обсуждение

Выделение типов личности в межличностных взаимоотношениях

С целью выявления типов личности во взаимоотношениях в исследовании применялись данные следующих методик: социометрия по на-

правленности на внешнюю привлекательность, на отдых и на учебу; тест личностных ценностей; тест структуры интеллекта, опросник мотивов учебной деятельности студентов и факторный личностный опросник.

Выборка превышает сто студентов-первокурсников 2007 года, с продолжительностью совместной учебной деятельности три месяца.

Гипотеза исследования: существуют два типа личности в межличностных взаимоотношениях.

Пользуясь методикой эмпирического исследования детерминант социометрических предпочтений, после разделения на типы: к первому типу относятся студенты, которые выбирают не похожих на себя и отвергают похожих, а ко второму типу — студенты, которые выбирают «себепо-добных»и отвергают отличных от себя, по результатам агломеративного кластерного анализа, для статистического подтверждения существования этих типов был вычислен бисериальный коэффициент корреляции Пирсона и ^критерий Стьюдента в жизненных сферах отдельно по каждому типу. Если же количество человек по одному из двух типов было не достаточным для вычисления корреляции, расчет велся только для одного типа.

Таблица 1

Типы личности во взаимоотношениях студентов

Ценность сферы Профессия Образование Семья Увлечения

Пол взаимно выбравших студентов Юноша- девушка Юноша- девушка Юноша- девушка Юноша- девушка Юноша- девушка

1 тип 1 тип 1 тип 2 тип 1 тип

коэффициент корреляции группы№1 0,96 0,93 -0,99 0,96

^критерий Стьюдента 3,44 3,41 -15,7 4,75

уровень значимости р<0,10 р<0,10 р<0,05 р<0,05

п 4 4 3 4

коэффициент корреляции группы№2 0,93 0,94 0,43 0,97

^критерий Стьюдента 3,46 3,87 0,67 6,99

уровень значимости р<0,10 р<0,10 р<0,01

п 4 4 4 5

Так, по социометрическим выборам по направленности на внешнюю привлекательность получены следующие результаты (Таблица 1): во всех сферах оказалось большее количество человек, относящихся к первому типу [17], то есть студенты чаще выбирают друг друга на основе значительных различий, то есть в сферах профессии и образования, семьи и увлечений для них важна взаимодополняемость по личностным ценностям этих сфер. Но также были выявлены студенты, которые выбирают друг друга на основе сходства во взглядах, касающихся семьи, что подтверждает существование также второго типа личностей во взаимоотношениях.

Рассмотрим основные детерминанты выборов юношей и девушек по разным направленностям.

Во взаимоотношениях между юношами и девушками первого типа факторами, по которым они должны отличаться в случае взаимного выбора

для совместного отдыха, должны быть уровень экстраверсии и ценность психической активности в профессии и увлечениях, ценность социальных контактов и духовного удовлетворения в семье, креативности в общественной жизни и различия в стремлениях прикладывать усилия для достижения намеченного результата. Для совместной учебной деятельности они выбирают не похожих на себя во взглядах на ценность достижения в общественной жизни, духовного удовлетворения в увлечениях, также по развитию математического и пространственно-логического интеллекта, мотива воли и достижений.

Студенты, относящиеся ко второму типу, предпочитают вместе отдыхать с теми, кто схож с ними по волевому мотиву, с теми, кто разделяет ценность психической активности в семье, престижа в общественной жизни, физической активности в увлечениях, при совпадении также мотива в общении и в познании. В учебной деятельности чаще взаимодействуют со студентами, равными по уровню математического интеллекта, мотиву достижения и общения, а также с теми, кто разделяет ценности духовного удовлетворения в профессии, ценность социальных контактов в образовании, креативность в увлечениях и ценности саморазвития и достижений в общественной жизни, важна степень схожести по уровню общительности.

По аналогии проанализируем основные детерминанты во взаимоотношениях девушек. Представительницы первого типа выбирают для отдыха тех сокурсниц, с которыми отличаются по значимости ценности психической активности в профессии, саморазвития и физической активности в образовании, во взглядах, касающихся ценности материального положения, духовного удовлетворения и сохранения индивидуальности в семье, к тому же ценности достижения в увлечениях, а также различных по уровню стремлений добиваться своих целей деятельности и желанием иметь широкий круг знакомств. И они предпочитают вместе учиться со студентками, с которыми отличаются взгляды, касающиеся ценностей креативности и саморазвития в сфере профессии, материального положения в образовании, различны в ценностях сохранения индивидуальности, престижа, саморазвития, креативности в семье, а также в ценностях социальных контактов и духовного удовлетворения в увлечениях, они вместе предпочитают учиться также с теми, кто отличен в стремлениях прикладывать все усилия в своей деятельности и по уровню общительности с окружением.

Для студенток, принадлежащих ко второму типу, значима общность ценностей материального положения, духовного удовлетворения, престижа и креативности в сфере профессии, образования и в семье, а также общность в стремлениях к постижению нового, в умениях добиваться своей цели и иметь примерно равный уровень гуманитарного интеллекта и наличие чувствительности необходимы для их взаимного выбора с целью совместного отдыха. Эти же студентки предпочитают учиться вместе с сокурсницами, у которых схожи взгляды по ценностям креативности и саморазвития в профессии, достижений и физической активности в семье, престижа и материального положения в общественной жизни и духовного удовлетворения в увлечениях, также необходима схожесть в стремлении

к общению с новыми людьми, сходство уровня математического и про-странственно-логического интеллекта.

Для установления достоверности различий между детерминантами типов в сферах использовался непараметрический критерий Ц-Манна-Уитни. Пример установления различий данным методом приведен в табл. 2.

Таблица 2

Значимые различия детерминант типов личности в выборах девушек по направленности на отдых (р<0.01)

Сфера Детерминанты ^критерий Стьюдента

Профессия Ценность материального положения 4,56

Образование Ценность духовного удовлетворения і "--Л оо

Семья Ценность престижа 4,17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественная жизнь Мотив познания 8,12

Увлечения Ценность достижения 2,57

Мотив общения 5,99

Так, девушки, принадлежащие к первому и второму типам, в предпочтениях по отдыху различаются, прежде всего, в стремлениях иметь работу или профессию, гарантирующую высокую заработную плату и другие виды материального благополучия, а также заинтересованностью в оценке себя как личности, своих знаний и умений. Противоположны они во взглядах по поводу построения своей семейной и обеспечения признания со стороны окружающих, а также во взглядах на хобби как на возможность реализации своих планов и целей. Таким образом, студенты, относящиеся к первому типу, более прагматичны в своих намерениях, нацелены на будущее саморазвитие в отличие от второго типа.

По предпочтениям в учебе типы отличаются в стремлениях к высокому уровню достатка своей семьи и получению различных видов материальных благ в процессе обучения. Стремление внести элементы творчества в свою профессиональную деятельность и уровень развитости математического интеллекта — также признак дифференциации типов личности в отношениях девушек.

Иные детерминанты являются различающим фактором в межличностных отношениях девушек и юношей. По предпочтениям в отдыхе типы различны, прежде всего, по уровню общительности, по стремлению к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, а также по желанию реализации своих творческих возможностей во всех сферах жизни.

В учебе типы отличаются друг от друга уровнем развитости математического и пространственно-логического интеллекта, а также стремлением к самосовершенствованию себя и к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни.

Для того, чтобы проанализировать процентное соотношение применимости полученных результатов по исследуемым характеристикам

(личностные ценности, мотивы, личностные качества, интеллект), был вычислен коэффициент детерминации (табл. 3). Установлено, что основную долю составляют личностные ценности студентов (от 60% и более) в разных жизненных сферах.

Таблица 3

Коэффициент детерминации в жизненных сферах по направленности на отдых

Жизненные сферы личностных ценностей Направленность на отдых

Сфера профессии 0,83

Сфера образования 0,72

Сфера семьи 0,81

Сфера обществ, жизни 0,78

Сфера увлечений 0,74

п 29

Хотелось бы отметить, что студенты не всегда выбирают друг друга по принципу принадлежности к одному и тому же типу, поэтому все представленные результаты справедливы не для всех студентов, представленных в выборке. Возможно, здесь происходит ошибка или искажение при восприятии студентами друг друга. Перцептивные искажения могут происходить по трем причинам [1]: 1) искажения, источник которых заключается в субъекте восприятия; 2) искажения, обусловленные проводящей средой между субъектом и объектом восприятия; 3) искажения, которые можно отнести на счет свойств объекта восприятия.

В рамках данной работы все-таки учитывались именно те случаи, когда студенты выбирают друг друга и, действительно, оказываются представителями одного и того же типа, например, студент первого типа выбирает студента также первого типа и т. д. Ведь если происходит взаимный выбор между представителями первого и второго типов, то это будет противоречить характеристике по каждому из этих типов.

Так, если рассматривать по сферам в убывающем порядке, то в сфере семьи наши результаты характерны для 94,4% всех представленных выборов, 5,6% — это те случаи, когда студенты разного типа выбрали друг друга. В сфере увлечений результаты справедливы для 72,2% выборов и 27,8% приходится на несовпадения в выборах. 61,1% описывает результаты сферы общественной жизни, а 38,9% — несовпадения. Наконец, около 50% совпадений предпочтений по типам пришлось на сферу профессии, в свою очередь — 27% это несовпадения по типам и 27% приходится на взаимные выборы тех студентов, которые так и не отнесли ни к одному из типов и оставили в ряду ситуативных. Судя по приведенным данным, все полученные результаты и выводы в данной работе справедливы для большей половины исследуемой выборки.

Соответственно, гипотеза о том, что существуют два типа личности во взаимоотношениях, в ходе исследования частично подтвердилась. При этом, возможно, основными факторами, позволяющими дать оценку студентами друг другу, являются такие механизмы перцептивного процесса, как резонанс — его слабость в случае предпочтений похожих на себя сту-150

дентов, то есть представителями второго типа, а также такой механизм, как идентификация. В предпочтениях студентами не похожих на них сокурсников (первый тип личности), видимо, главную роль сыграла выраженность резонанса по личностным характеристикам. Что касается испытуемых, которые были отнесены к ситуативному типу (третий тип личности), то здесь их неопределенность в предпочтениях может свидетельствовать об ошибке или искажении восприятия на основе механизмов каузальной атрибуции или проекции [1, 2]. При этом наличие ситуативного типа личности также свидетельствует о существовании третьего типа, который характеризуется нестабильностью в выборах людей того или иного типа.

Исследование психологических детерминант типов личности

Выборка состоит из пяти групп 2007 года, (более ста студентов), время жизни которых — три месяца.

Гипотеза исследования: психологическими детерминантами типов личности во взаимоотношениях являются личностные ценности, мотивы, интеллект и личностные качества.

По методике эмпирического исследования психологических детерминант социометрических предпочтений использовался алгоритм установления основных психологических детерминант в соответствии с типами личности по направленности на отдых и учебу.

Применяемые данные в ходе исследования — социоматрицы по направленностям на отдых и учебу, результаты дискриминантного анализа по типам в жизненных сферах в отношениях девушек и юношей и девушек.

Основные психологические детерминанты типов личности устанавливались с помощью регрессионного анализа, пример в таблице 4.

Таблица 4

Основные психологические детерминанты типов личности во взаимоотношениях девушек по направленности на отдых

Коэффициенты регрессии Beta t-критерий Стьюдента Уровень значимости

Значение свободного члена -1,59 0,13

Ценность материального положения 0,63 4,56 0,00

Г уманитарный интеллект 0,35 2,56 0,02

По полученным результатам деления студентов на типы по направленности на отдых, можно сделать следующие выводы: у девушек в детерминантах разделения на типы преобладают прагматические личностные ценности в отличие от детерминант типов девушек совместно с юношами, такие как ценность материального положения и престижа во многих жизненных сферах, ценность достижений в общественной жизни.

В то время как для юношей в этой же сфере важнее ценность креативности. В сфере увлечений для девушек определяющей является ценность достижений, а у юношей — духовное удовлетворение и физическая активность (табл. 5).

Таблица 5

Ведущие психологические детерминанты во взаимоотношениях девушек и девушек с юношами по направленности на отдых

Девушки Девушки и юноши

Ценность материального положения в сферах профессии и семьи Ценность духовного удовлетворения в сферах образования, семьи и увлечений

Ценность престижа в семье Ценность креативности в сфере общественной жизни

Ценность достижений в увлечениях Ценность физической активности в увлечениях

Мотивы познания и переживания Волевой мотив

Экстраверсия

Также во многих сферах по результатам юношей и девушек важную роль для них играют ценности социальных контактов и экстраверсия. Заметно, что отдых в кругу девушек, а также совместный отдых девушек и юношей кардинально отличается по набору психологических детерминант в разных сферах.

По предпочтениям в учебе в разделении на типы важную роль играет их зависимость от уровня развития чаще математического интеллекта, ценность социальных контактов и экстраверсия, что является совершенно справедливым, исходя из особенностей исследуемой выборки, тем более что у студентов в их возрасте существуют два ведущих вида деятельности — учебная и общение, что и подтвердили полученные результаты (табл. 6).

Таблица 6

Ведущие психологические детерминанты во взаимоотношениях девушек и девушек с юношами по направленности на учебу

Девушки Девушки и юноши

Математический интеллект Математический, гуманитарный и пространственно-логический интеллект

Ценность креативности в профессии Ценность психической активности в профессии

Ценность материального положения в сферах образования, семьи и общественной жизни Экстраверсия

Разница между ведущими детерминантами типов девушек и совместно их с юношами по направленностям в отдыхе и учебе во всех жизненных сферах очевидна.

Соответственно, в ходе исследования гипотеза о том, что психологическими детерминантами типов личности во взаимоотношениях являются личностные ценности, мотивы, интеллект и личностные качества, доказана.

Выводы

В ходе исследования получены три типа личности во взаимоотношениях: первый тип личности предпочитает взаимодействовать с не похожими на себя сокурсниками и отвергает одинаковых, второй тип выбирает «се-

беподобных», соответственно не принимает отличных от себя, к тому же выявлен третий тип личности, который не стабилен в своих предпочтениях и может одновременно выбирать и отвергать людей, принадлежащих и к первому, и ко второму типам. Также установлены причины взаимных выборов студентами друг друга по направленности на учебу, а также на отдых. За основу детерминант предпочтений взяты личностные ценности, интеллект, мотивы и личностные качества.

В ходе работы выявлено психологическое содержание предпочтений людьми друг друга на примере студенческой выборки, поэтому разработанную методику эмпирического исследования психологических детерминант социометрических предпочтений можно использовать как инструмент для прогнозирования вероятности предпочтений в группах на этапе их формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщиков,В. А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М. : Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. 240 с.

2. Барабанщиков,В. А. Системность. Восприятие. Общение / В. А. Барабанщиков, В. Н. Носуленко. М. : Институт психологии РАН, 2004. 480 с.

3. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 265 с.

4. Капцов,А. В. Детерминанты взаимных социометрических предпочтений студентов / А. В. Капцов, Т. А. Прокофьева // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Матер. IV Национальн. научно-практ. конф. М. : ФПОР, 2007. С. 198—200.

5. Карпушина,Л. В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. Самара : ООО «ИПК «Содружество»», 2007. 60 с.

6. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн. : ТетраСистемс, 2001. 416 с.

7. Кричевский,Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, С. М. Дубовская. М. : Аспект Пресс, 2001. 318 с.

8. Майерс,Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2007. 794 с.

9. Мясищев,В. Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.400 с.

10. Петровский,А. В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. М. : «Просвещение», 1978. 176 с.

11. Прокофьева,Т. А. Проблема социометрических предпочтений среди студентов // Студенты в научном поиске: тезисы докладов 5-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Набережные Челны : Изд-во НОУ ВПО «Институт управления». 2008. С. 78—79.

12. Прокофьева,Т. А. Роль личностных ценностей во взаимоотношениях студентов // Тезисы X Российской студенческой научной конференции «Студент и будущее России». Самара : Изд-во «Новая техника», 2007. С. 57—58.

13. Прокофьева, Т. А. Типы социометрических предпочтений в студенческих группах // Гражданское общество в современном мире: матер, международ. студ. науч. конф. Самара : Самар, гуманит. акад., 2008. С. 154—156.

- исіНіктіии .1ІННКІМ

Рис. 1. Структурная схема зависимости социальной перцепции

14. Прокофьева,Т. А. Роль личностных ценностей в социометрических предпочтениях студентов / Т. А. Прокофьева, А. В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 122—133.

15. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1979. 240 с.

16. Чаденкова, О. А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. Самара : Самар, гуманит. акад., 2004. 36 с.

17. Gamble, Teri Kwal,Gamble,М. Communication works. New York. McGraw — Hill, Inc. 1990. 495 p.

PSYCHOLOGICAL DETERMINATES OF STUDENT'S SOCIOMETRIC PREFERENCES T. A. Prokofeva

The article deal with basic psychological determinates of student's sociometric preferences. Three types of personal relationships have been revealed based on different patterns of social perception.

Key words: social perception, interpersonal relations, psychological determinates, group, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.