Научная статья на тему 'Моральные начала деятельности офицера-пограничника'

Моральные начала деятельности офицера-пограничника Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1983
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / МОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Варшавский Максим Романович

Нравственные принципы нормы, ценности являются важными регуляторами в деятельности офицера-пограничника, специфика которой включает в себя и моральные принципы сферы управления, и особенности профессиональной этики, и специфическое научное мировоззрение. Механизм регуляции профессионально-этического комплекса сотрудника ПО ФСБ России должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний, так как последние являются важным и необходимым фактором формирования мировоззрения и нравственного облика сотрудника ПО ФСБ как представителя профессии, имеющей высокую социально-политическую значимость и глубокое нравственное содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моральные начала деятельности офицера-пограничника»

исходящая из единства, возвращается в единое множество, скреплённая познанием сути каждого из элементов данного множества.

Очевидно, механизм ЭП может (и должен) стать одной из возможных основ организации полноценного Диалога, диалога с позиций «человеческой составляющей» в каждом из субъектов коммуникации.

Но здесь важно помнить и о том, что процесс «вчув-ствования» в Другого, сопереживания ему не включает в себя полное тождество и слияние с иным субъектом коммуникации.

В одной из работ М.М. Бахтина есть размышление по данной проблеме. Он находит в Другом не просто предмет сочувствия, ибо в таком виде происходит его присвоение и колонизация, а равноправного партнёра, взаимодействие с которым определяет становление познавательной, эстетической, нравственной и иных форм социальной и культурной деятельности: «Когда нас двое, то с точки зрения действительной продуктивности события важно не то, что кроме меня есть ещё один... такой же человек (два человека), а то, что он другой для меня человек, и в этом смысле простое сочувствие моей жизни не есть наше слияние в одно существо и не есть нумерическое повторение моей жизни, но существенное обогащение события, ибо моя жизнь переживается им в новой форме, в новой ценностной категории - как жизнь другого человека, которая ценностно иначе окрашена,..по-иному оправдана, чем его собственная жизнь»[1, 78].

Рассмотрение феномена эмпатии в разрезе современной гносеологии позволяет характеризовать его как способ познания, с помощью которого возможно получение более подробной информации о познаваемом объекте (вернее, ещё об одном субъекте познания). Отличительной чертой эмпатии как способа познания является то, что в эмпатии рефлексивное пронизано нерефлексивным. Эмпатическое познание позволяет не просто проникнуть во внутренний мир человека, а ощутить, временно отождествиться с ним, «понять чувством» переживания другого человека, достичь реального когнитивного единения познающего и познаваемого.

И человеческое в Человеке проявляется только в общении с другими людьми, дающем ему возможность почувствовать себя Человеком и познать заново своё «Я» на основе эмпатического понимания Другого.

«Мы совсем не хотим завоевывать космос, мы просто хотим расширить Землю до его пределов.. Мы гуманны и благородны, не стремимся завоевывать другие расы, мы стремимся только передать им наши достижения и получить взамен их наследие. Мы считаем себя рыцарями Святого контакта. Это вторая ложь. Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами. С нас довольно и одного. Мы и так в нем задыхаемся.. Мы прилетели сюда такими, каковы мы есть на самом деле; а когда другая сторона показывает нам нашу реальную сущность, ту часть правды о нас, которую мы скрываем, мы никак не можем с этим смириться»^, 74].

В данной статье речь шла об особенностях ЭП лишь как о познании Человека Человеком, но возможности ЭП как субъект-субъектного взаимодействия значительно шире. В область ЭП входят разные «векторы» действия с началом «Человек». Это могут быть следующие сферы взаимодействия: «Человек - Природа», «Человек - Техника» и др.

Иван Ефремов и Рэй Бредбери, братья Стругацкие и особенно Станислав Лем уже в «предкомпьютерный» период развития виртуальных миров начали широкое и до-

ступное каждому эмоциональное обсуждение всех тех новых проблем, с которыми человечество сталкивается только сейчас из-за всё ускоряющихся темпов научно-технического прогресса. «Исколеси мы всю Галактику, установи Контакт с другими цивилизациями похожих на нас существ - Солярис всегда будет вызовом, брошенным человеку... Эти факты и многие другие - отсутствие общего опыта, единых понятий, которыми можно бы было обменяться, - соляристы отметают, как верующие отметали аргументы, опровергающие их веру Впрочем, на что люди надеются, чего они ожидают от "установления информационной связи" с мыслящими морями? ... Любые поиски ценностей и значения будут напрасны. Впрочем, не таких, скорее поэтичных, чем научных, откровений ожидают сторонники Контакта. Даже не признаваясь себе в этом, они ожидают откровения, которое раскрыло бы перед нами суть самого человека» [5, 151].

Список литературы

1. Бахтин М.М. Автор и герой//Эстетика словесного творчества. М.:

1969.

2. Цит. по: Всемирная энциклопедия: Философия XXвек/Глав.науч.ред.

и сост. А.А. Грицианов. М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002. 976 с.

3. Джеймс У. Психология. М.: 1991.

4. Коэльо П. Заир / Пер. с португ. А. Богдановского. - М.: Астрель, 2008.

5. Лем С. Солярис. Магелланово облако: Романы / Пер. с польск. М.:

Радуга, 1987.

6. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и

профессиональный апспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:

Прогресс.

8. http/www.empathybox.biz

9. http://www.inauka.ru/biology/article39923.html

Варшавский Максим Романович

МОРАЛЬНЫЕ НАЧАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА-ПОГРАНИЧНИКА

Аннотация

Нравственные принципы, нормы, ценности являются важными регуляторами в деятельности офицера-пограничника, специфика которой включает в себя и моральные принципы сферы управления, и особенности профессиональной этики, и специфическое научное мировоззрение. Механизм регуляции профессионально-этического комплекса сотрудника ПО ФСБ России должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний, так как последние являются важным и необходимым фактором формирования мировоззрения и нравственного облика сотрудника ПО ФСБ как представителя профессии, имеющей высокую социально-политическую значимость и глубокое нравственное содержание.

Ключевые слова: моральные нормы, моральная регуляция, нравственность, профессиональная деятельность, военное образование, профессионально-этические знания.

В настоящее время в российском обществе ощущается необходимость существенных изменений во всех сферах жизнедеятельности - политической, экономической, социальной, военной, но в первую очередь - нрав-

ственной. Слова русского философа Н.А.Бердяева характеризуют состояние современного общества: «Образ человека может еще не раскрыться, человек может быть как бы в потенциальном состоянии. Так бывало в прошлом. Но сейчас совсем другое. Образ человека пошатнулся и начал разлагаться после того, как он раскрылся. Это происходит сейчас во всех сферах. Дегуманизация проникла сейчас во все сферы человеческого творчества. Оказалось, что самообоготворение человека ведет к дегуманизации» [1, 491]. Поэтому для России, которая осуществляет сложный переход к демократическому государству, задача духовно-нравственного возрождения является одной из наиболее приоритетных, и если ее не решить, тогда мир будет находиться не только в нестерпимом экономическом и политическом положении, но, прежде всего, в нестерпимом духовном положении.

В деятельности пограничных органов Россия имеет свои особенности. Новая концепция охраны Государственной границы РФ и усложнившиеся задачи оперативно-служебной деятельности пограничных органов, ближайшая и отдалённая перспективы их развития предъявляют исключительно высокие требования к профессиональной деятельности офицера-пограничника. Они должны иметь основательные теоретические знания и прочные практические навыки, обладать диалектическим, творческим мышлением, уметь в самой сложной обстановке принять оптимальное решение.

Нравственные принципы, нормы, ценности являются важными регуляторами социальных отношений, поведения и деятельности людей в различных сферах деятельности, в том числе в военном деле, пограничной службе. Чем более они укоренены в сознании и убеждениях людей, а тем более руководителей, тем добропорядочнее общественная атмосфера, стабильнее обстановка в воинских коллективах. Пограничная служба объективно основывается на понятиях добра, долга, чести, закономерно требуют последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых норм и принципов морали.

Стремление к духовным началам военной и пограничной службы на Руси - закономерно сформировавшаяся традиция, характерная для всех этапов нашего исторического развития. Она имеет объективную природу и вытекает, во-первых, из разумной организации мира, общественного бытия; во-вторых, из апробированных всей исторической практикой предпосылок прогрессивного развития; в-третьих, из органической связи с государственной организацией, создаваемой и функционирующей в интересах общественного блага; в-четвертых, из необходимости совершенствования общественных отношений и борьбы с различными проявлениями социального зла, в том числе на государственной границе и в пограничном пространстве [2].

Специфика моральной регуляции профессиональной деятельности офицера-пограничника заключается в том, что она, помимо общих этических норм и правил, включает в себя и моральные принципы сферы управления, и нравственные требования к военнослужащим, и особенности профессиональной этики сотрудников специальных государственных служб. Это обусловлено тем, что в современных условиях ПС ФСБ России решает большой спектр жизненно важных для государства, общества, граждан функций и задач, предполагает широкий диапазон форм служебно-боевой деятельности, включающий различные способы и приемы действий.

Нельзя не отметить значимость основополагающих моральных норм и принципов, регламентирующих поведение и деятельность офицера-пограничника. При этом следует иметь в виду что в нормах находят выражение

важнейшие этические требования к сотрудникам, а также к приграничному населению и тем гражданам и иностранцам, которые находятся в пограничном пространстве, а принципы характеризуют непреложные правила поведения, помогающие нравственно действовать в различных штатных и нештатных ситуациях. Инструкцией службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи от 1913 года к ним предъявлялись следующие нормативные нравственные требования, сохранившие свое значение и в современных условиях: «служить в поле и в осадах не щадя жизни,... с усердием, нелицемерно и добровольно, по существующим учреждениям и уставам,. не позволяя себе ни из вражды, ни из свойств дружбы, а тем более из корысти и взяток ничего противного долгу присяги. Посему лени, нерадения и неприлежности к порученному делу не должно быть. Никто не должен простирать власти своей за пределы, представленные законом»[3].

История неоднократно учила нас: если человек, его интересы забываются, в ходе решения общественных проблем либо тех или иных социальных преобразований, то сами эти преобразования теряют смысл и становятся фактором, тормозящим общественный прогресс. Признание роли морального фактора постепенно превращается в объективно-необходимый и обязательный элемент реализации потребностей государственной безопасности. В условиях активизации деятельности иностранных спецслужб, усиления угрозы терроризма, контрабанды, незаконной миграции, наркотрафика и роста преступности на государственной границе России необходимо сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников ПО ФСБ России.

Практическая сторона профессиональной деятельности офицера-пограничника проявляется в совокупности конкретных моральных норм, нравственных требований, правил, традиций, привычек, оценок, в которых реализуется профессионально-этический потенциал офицера-руководителя ПС ФСБ России. Необходимо выделить основные черты моральной регуляции профессиональной деятельности офицеров-пограничников. Это специфическое научное мировоззрение, которое формируется в процессе подготовки и профессиональной деятельности офицера-пограничника. Система образования предполагает получение офицером высшего специального военного образования, что позволяет ему в дальнейшем научно обоснованно (адекватно) определять отношение к своему и сопредельному государству, обществу, ПС ФСБ Рос -сии, профессиональному коллективу семье, лично к себе.

Корпоративность и преемственность обусловлены совместной профессиональной деятельностью и выражаются в общих для всех специалистов нравственных мыслях, идеях, убеждениях. В пограничных коллективах складываются своеобразные моральные кодексы поведения, которые вбирают в себя этический опыт пограничников и воспроизводятся в ходе реализации их профессиональных отношений. Высокая степень стабильности проявляется в относительной устойчивости моральных идеалов, системы ценностей, нравственных оценок, несмотря на изменения внешних условий и факторов. Так для большинства офицеров-пограничников непреходящую нравственную ценность имеет святость и неприкосновенность государственной границы. Моральное сознание включает в себя и осознание высокой ответственности за выполнение служебных задач по охране государственной границы, понимание важности выполнения своего профессионального долга. Это находит отражение в самоотверженной, добросовестной службе подавляющего большинства офицеров.

К особенностям моральной регуляции профессио-

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5

7

нальной деятельности офицера-пограничника можно отнести, во-первых, проявление общих нравственных норм в особых моральных императивах, обусловленных спецификой профессиональной деятельности пограничника, непосредственно сталкивающегося с проявлением социального зла на государственной границе и отстаивающего идеалы добра и общественного блага в борьбе с ним. Во-вторых, существует исторически сложившаяся специфическая система моральных ценностей, иерархия которых выстраивается в соответствии с основополагающим нравственным принципом защиты и охраны государственной границы как высшего блага. На этой основе определяется содержание категорий добра, зла, справедливости, долга применительно к профессии офицера-пограничника, формируется своеобразное отношение к определенным социальным ценностям: Отечеству, Родине, государственной границе, государству и др.

В-третьих, в профессиональной среде офицера-пограничника складывается своеобразная система нравственных взаимоотношений, характеризующаяся сложностью, разветвленностью, многоуровневостью. Правила поведения представляют собой специфическую форму служебного этикета как внешнюю форму проявления профессиональной этики офицера-пограничника. В-четвертых, профессиональная этика офицера-пограничника как феномен культуры и ее основной элемент развивается на стыке двух и более культур сопредельных государств. Это влияет на ее формирование, диктует необходимость знания, уважения и учета традиций и этических норм населения приграничных территорий. В-пятых, проявляется более жесткая нормативность в выполнении нравственных требований. Ряд этических норм и правил закреплен в юридических документах (наставлениях, уставах, приказах).

Таким образом, моральное поведение офицера-пограничника - это совокупность поступков профессионала, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Можно различать сферы морального поведения: служебная, общественная (гражданская), семейная. Моральное поведение офицера-пограничника обусловливается его деятельностью и содержит три компонента - мотив, результат и оценку. Именно в содержании этих составляющих проявляется специфика морального поведения офицера-пограничника.

Офицер-руководитель наделен большими полномочиями в принятии решений, от него зависят жизнь и здоровье подчиненных, качество и выполнение государственных, социально значимых задач. Поэтому высокая требовательность в этом случае нравственно оправданна, но в сочетании с заботой и вниманием к подчиненным. Коллективы подразделений, которые осуществляют непосредственное выполнение задач по охране границы, как правило, малочисленны, удалены от дислокации частей, автономны. И поэтому на первое место выдвигается четкий порядок и дисциплинированность в сочетании с целесообразностью действий в тех или иных условиях [4].

Выдержка и уравновешенность незаменимы в боевой обстановке, при решении конфликтных ситуаций. ПС ФСБ России выполняют свои задачи в различных регионах страны и СНГ. Функции, связанные с выполнением задач, опасных для жизни и здоровья человека, определяют наличие таких профессионально моральных качеств, как смелость, самоотверженность, мужество, решительность. Особое значение при выполнении служебно-боевых и специальных задач в зонах межнациональных конфликтов приобретает знание и уважение национальных обычаев и традиций, доброе отношение к местному населению.

Мораль (нравственность), присущие ей нормы, прин-

ципы, ценности объективно обусловлены и играют важную роль в регуляции специфической деятельности офицера-пограничника. Во многих жизненных ситуациях моральные требования помогают осуществлять правильные поступки, находить верные решения.

Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса сотрудника ПО ФСБ России должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний. Система подготовки сотрудников по управлению в пограничных органах ФСБ России включает в большей или меньшей мере изучение этической дисциплины. Так, в пограничных институтах ФСБ России введена дисциплина «Основы профессиональной этики», позволяющая не только развивать у обучаемых профессионально-нравственные знания, но и формировать у них моральные убеждения, ценностные ориентиры, накапливать нравственный опыт будущей практической деятельности, развитие стойкого иммунитета к негативным нравственным явлениям. Кроме того, целью данной дисциплины является привитие будущему сотруднику ПО ФСБ России потребности учитывать морально-этическую составляющую в повседневной деятельности, руководствоваться нормами нравственности в решении служебных задач.

Как мы видим, профессионально-этические знания являются важным и необходимым фактором формирования мировоззрения и нравственного облика сотрудника ПО ФСБ России как представителя профессии, имеющей высокую социально-политическую значимость и глубокое нравственное содержание.

Список литературы

1.Бердяев Н. Русская идея. М.; СПб., 2005.

2.Гуманитарные основы управленческой деятельности в органах и войсках ФПС РФ. М., 2000.

3.Макаров Н.И. Некоторые проблемы формирования нравственной культуры офицера-пограничника. М., 1989.

4.Молчановский В.Ф. Философия и погранология. М., 1999.

Волков Гпеб Юрьевич

СООБРАЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРА О СУЩНОСТИ БЫТИЯ

Аннотация

Данная статья - это попытка осмысления феномена жизни человеком, который ранее не занимался философией ни профессионально, ни как любитель, и публикуется в расчете на эффект «свежей головы». Жизнь видится автору как циклический процесс: хранение информации - ее преобразование - ее материализация, развивающийся в самоорганизующихся системах. Далее с использованием логики и анализа причинно-следственных связей объясняются явления, свойственные биологической и социальной формам жизни, тенденции развития цивилизации.

Ключевые слова: феномен жизни, циклический процесс, самоорганизующиеся системы, формы жизни, развитие цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.