Научная статья на тему 'Соображения инженера о сущности бытия'

Соображения инженера о сущности бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ЖИЗНИ / ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ / ФОРМЫ ЖИЗНИ / РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волков Глеб Юрьевич

Данная статья это попытка осмысления феномена жизни человеком, который ранее не занимался философией ни профессионально, ни как любитель, и публикуется в расчете на эффект «свежей головы». Жизнь видится автору как циклический процесс: хранение информации ее преобразование ее материализация, развивающийся в самоорганизующихся системах. Далее с использованием логики и анализа причинно-следственных связей объясняются явления, свойственные биологической и социальной формам жизни, тенденции развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соображения инженера о сущности бытия»

нальной деятельности офицера-пограничника можно отнести, во-первых, проявление общих нравственных норм в особых моральных императивах, обусловленных спецификой профессиональной деятельности пограничника, непосредственно сталкивающегося с проявлением социального зла на государственной границе и отстаивающего идеалы добра и общественного блага в борьбе с ним. Во-вторых, существует исторически сложившаяся специфическая система моральных ценностей, иерархия которых выстраивается в соответствии с основополагающим нравственным принципом защиты и охраны государственной границы как высшего блага. На этой основе определяется содержание категорий добра, зла, справедливости, долга применительно к профессии офицера-пограничника, формируется своеобразное отношение к определенным социальным ценностям: Отечеству, Родине, государственной границе, государству и др.

В-третьих, в профессиональной среде офицера-пограничника складывается своеобразная система нравственных взаимоотношений, характеризующаяся сложностью, разветвленностью, многоуровневостью. Правила поведения представляют собой специфическую форму служебного этикета как внешнюю форму проявления профессиональной этики офицера-пограничника. В-четвертых, профессиональная этика офицера-пограничника как феномен культуры и ее основной элемент развивается на стыке двух и более культур сопредельных государств. Это влияет на ее формирование, диктует необходимость знания, уважения и учета традиций и этических норм населения приграничных территорий. В-пятых, проявляется более жесткая нормативность в выполнении нравственных требований. Ряд этических норм и правил закреплен в юридических документах (наставлениях, уставах, приказах).

Таким образом, моральное поведение офицера-пограничника - это совокупность поступков профессионала, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Можно различать сферы морального поведения: служебная, общественная (гражданская), семейная. Моральное поведение офицера-пограничника обусловливается его деятельностью и содержит три компонента - мотив, результат и оценку. Именно в содержании этих составляющих проявляется специфика морального поведения офицера-пограничника.

Офицер-руководитель наделен большими полномочиями в принятии решений, от него зависят жизнь и здоровье подчиненных, качество и выполнение государственных, социально значимых задач. Поэтому высокая требовательность в этом случае нравственно оправданна, но в сочетании с заботой и вниманием к подчиненным. Коллективы подразделений, которые осуществляют непосредственное выполнение задач по охране границы, как правило, малочисленны, удалены от дислокации частей, автономны. И поэтому на первое место выдвигается четкий порядок и дисциплинированность в сочетании с целесообразностью действий в тех или иных условиях [4].

Выдержка и уравновешенность незаменимы в боевой обстановке, при решении конфликтных ситуаций. ПС ФСБ России выполняют свои задачи в различных регионах страны и СНГ. Функции, связанные с выполнением задач, опасных для жизни и здоровья человека, определяют наличие таких профессионально моральных качеств, как смелость, самоотверженность, мужество, решительность. Особое значение при выполнении служебно-боевых и специальных задач в зонах межнациональных конфликтов приобретает знание и уважение национальных обычаев и традиций, доброе отношение к местному населению.

Мораль (нравственность), присущие ей нормы, прин-

ципы, ценности объективно обусловлены и играют важную роль в регуляции специфической деятельности офицера-пограничника. Во многих жизненных ситуациях моральные требования помогают осуществлять правильные поступки, находить верные решения.

Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса сотрудника ПО ФСБ России должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний. Система подготовки сотрудников по управлению в пограничных органах ФСБ России включает в большей или меньшей мере изучение этической дисциплины. Так, в пограничных институтах ФСБ России введена дисциплина «Основы профессиональной этики», позволяющая не только развивать у обучаемых профессионально-нравственные знания, но и формировать у них моральные убеждения, ценностные ориентиры, накапливать нравственный опыт будущей практической деятельности, развитие стойкого иммунитета к негативным нравственным явлениям. Кроме того, целью данной дисциплины является привитие будущему сотруднику ПО ФСБ России потребности учитывать морально-этическую составляющую в повседневной деятельности, руководствоваться нормами нравственности в решении служебных задач.

Как мы видим, профессионально-этические знания являются важным и необходимым фактором формирования мировоззрения и нравственного облика сотрудника ПО ФСБ России как представителя профессии, имеющей высокую социально-политическую значимость и глубокое нравственное содержание.

Список литературы

1.Бердяев Н. Русская идея. М.; СПб., 2005.

2.Гуманитарные основы управленческой деятельности в органах и войсках ФПС РФ. М., 2000.

3.Макаров Н.И. Некоторые проблемы формирования нравственной культуры офицера-пограничника. М., 1989.

4.Молчановский В.Ф. Философия и погранология. М., 1999.

Волков Гпеб Юрьевич

СООБРАЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРА О СУЩНОСТИ БЫТИЯ

Аннотация

Данная статья - это попытка осмысления феномена жизни человеком, который ранее не занимался философией ни профессионально, ни как любитель, и публикуется в расчете на эффект «свежей головы». Жизнь видится автору как циклический процесс: хранение информации - ее преобразование - ее материализация, развивающийся в самоорганизующихся системах. Далее с использованием логики и анализа причинно-следственных связей объясняются явления, свойственные биологической и социальной формам жизни, тенденции развития цивилизации.

Ключевые слова: феномен жизни, циклический процесс, самоорганизующиеся системы, формы жизни, развитие цивилизации.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждому из нас хочется знать, а зачем, собственно, живут люди и вообще, что такое жизнь, но найти ответы на эти вопросы трудно, физически трудно. Для изучения серьезных книг у обычного человека нет достаточного времени, да чего греха таить, и желания и подготовки. А с экранов, из репродукторов и со страниц периодики льется поток противоречивой информации, которая нас только путает В моем случае любопытство взяло верх над ленью. Я выписал и прокомментировал, хотя и очень кратко, кажущиеся мне наиболее значимыми понятия, связанные с феноменом «жизнь».

ЧАСТЬ 1. ЖИЗНЬ КАК ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

1. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ

Диалектика материи и сознания, живого и неживого

- это, начиная с древности, основные проблемы философии. Однозначных и общепринятых решений многих из них нет и в наши дни. К темам, продолжающим быть дискуссионными, относится и вопрос: «Что такое жизнь?». Свои определения понятия «жизнь» дают теологи и философы, биологи и кибернетики. Ну и на чем мы все-таки остановимся?

Нашему брату инженеру известно, что «жизненный цикл» технического объекта (возникновение идеи, многоэтапное проектирование, производство, эксплуатация, утилизация) сильно похож на жизненный цикл человека (зачатие, внутриутробное и последующее развитие, работа, смерть). Давайте констатируем: жизнь - это циклический процесс. На одной фазе каждого цикла - информация (яйцо), на другой - ее воплощение (курица). Следовательно, жизнь - это циклический процесс превращения информации в ее материальное воплощение и обратно.

В информационной фазе жизненного цикла реализуются две функции: хранение информации и ее преобразование. Таким образом, весь жизненный цикл схематично можно представить трехступенчатым:

1) хранение информации;

2) преобразование информации;

3) материальное воплощение информации.

Упомянутый циклический процесс, т.е. жизнь, происходит (развивается) в материальных системах, которые потребляют энергию, требуют наличия определенных внешних условий своего существования и обладают свойством самоорганизации.

2. ФОРМЫ (УРОВНИ) ЖИЗНИ

Рассмотрение существенно различных, с нашей точки зрения, форм жизни начнем в порядке от простого к сложному, который, кстати, согласно эволюционному учению Дарвина соответствует историческому (т.е. хронологическому) порядку их развития. Первые формы жизни (или иначе уровни) - биологические.

2.1. Биологический уровень

Простейшие организмы, размножающиеся делением. Первая ступень жизненного цикла - хранение информации в генах. Третья ступень - реализация информации

- рост организма и его жизнедеятельность. Далее снова хранение информации в генах. Вторая ступень жизненного цикла (преобразование информации) отдельной особи простейшего организма представлена очень слабо. Возможно, это только мутации.

По-видимому, простейшие организмы - это «иголь-

ное ушко», в которое жизнь вошла на нашу планету. Окончательного ответа на вопрос: как именно появились первые живые организмы, пока нет.

Появление двуполых организмов (животных и растений), половой отбор - это определенный шаг в направлении интенсификации функции преобразования информации, т.е. усиления второй ступени жизненного цикла.

Животные имеют нервную систему, в том числе головной мозг Мозг способен хранить оперативную информации и обрабатывать (преобразовать) информацию, приходящую из внешнего мира. Однако на генетический уровень информация, прошедшая через нервную систему животного, не проходит и потомству не передается.

Материальной реализацией генетической информации многих животных помимо их собственных тел являются созданные ими предметы или сооружения (птичьи гнезда, муравейники...)

2.2. Биосоциальный уровень

Эта форма жизни целиком базируется на биологических возможностях высших животных, но к этим возможностям добавляется качественно новая компонента - передача информации от одного индивида другому.

В простейшем виде (подражание) эта форма передачи информации есть и среди высших животных. Человеку помогает развитая речь. Информация, передаваемая «из уст в уста», сохраняется во многих поколениях.

Естественный тест на принадлежность живого существа к данному уровню развития - изоляция младенца от стаи (Маугли).

Таким образом, на биосоциальном уровне жизни информация, передаваемая из поколенья в поколенье, помимо генетических «хранилищ», хранится «в головах» людей. Особенно важно, что в это хранилище попадает не только некоторая информация из внешнего мира, но и продукты обработки информации, творчества предшествующих поколений.

В этот период третью материальную ступень жизненного цикла помимо самих людей составляют их орудия труда, жилища, одежда. Биосоциальная форма жизни людей продолжается вплоть до появления письменности.

2.3. Письменность

Следующая «революция» связана с возникновением письменности, т.е. «внешних» носителей информации. С появлением письменности, а в особенности книгопечатания монополия биологических организмов, а именно человека, на хранение информации, полученной в течение жизненного процесса, нарушилась. При этом объем и точность хранимой информации увеличился на порядки.

2.4. Машины

Машины в широком смысле слова - это технические средства, облегчающие или заменяющие труд человека. Они помогают реализовать третью ступень жизненного цикла, получить материальное воплощение информации, но не генетической, а той, которая хранится на внешних носителях или получена путем преобразования исходной информации в головах людей.

Машины становятся все более совершенными. Они освобождают человека от тяжелого физического труда, от монотонного механического труда, от неквалифицированного труда.. При этом работники многих профессий становятся не нужными обществу. Возникает проблема занятости.

За человеком пока остается вторая ступень жизненного цикла - преобразование информации, творчество. Он по-прежнему необходим как главный участник жизненного процесса.

2.5. Эра компьютеров

Уже в настоящее время компьютеры не только превосходят человека в скорости счета и объеме хранимой информации, но способны решать сложные логические задачи, самообучаться. Пока основную часть программирования выполняют все-таки люди. Очевидно, однако, что в недалеком будущем «искусственный интеллект» приобретет большую самостоятельность, а в более отдаленном будущем доля участия человека в преобразовании информации, возможно, сведется к минимуму или даже вовсе исчезнет.

2.6. Заключение

Таким образом, в результате эволюции по всем трем ступеням жизненного цикла к биологическим формам жизни добавляются их техногенные аналоги. Более того, не исключено, что в далекой перспективе техногенные формы жизни могут полностью заменить биологические формы.

Так что же, машины и компьютеры вытеснят человека из жизненного процесса? На самом деле все не так просто. Борьба идет не между людьми и машинами или компьютерами, а за выживание конкретных самоорганизующихся систем.

3. САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (СОС)

Термин «Самоорганизующиеся системы» ввел в обиход английский кибернетик У.Р. Эшби ^.Р абиьу) в 1947 году. Самоорганизация - это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится и совершенствуется организация сложной динамической системы.

Свойства самоорганизации обнаруживают различные объекты: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человек, коллектив и т.д. Все эти объекты относятся к «живому», во всяком случае, в том смысле, который соответствует определению понятия «жизнь», принятому нами. Можно сказать и так: жизнь - это и есть существование и функционирование устойчивых самоорганизующихся систем (СОС). СОС - это носитель, субъект жизни.

В неживой природе можно наблюдать элементы самоорганизации, но развитых, устойчивых самоорганизующихся систем в ней нет Тем не менее, утверждать, что любая СОС является живой, мы не станем.

3.1. Основной закон жизни

Теперь сформулируем Основной закон существования устойчивых СОС, являющийся и Основным законом жизни: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Или иначе: в меняющемся мире сохраняются, воспроизводятся и совершенствуются только те системы, которые «стремятся» к этому.

Неживая природа подчиняется законам физики. «Живые» объекты тоже им подчиняются, но они дополнительно подчиняются Основному закону жизни.

Отдельные СОС находятся во взаимодействии.

3.2. Конкуренция СОС и естественный отбор

В отношениях конкуренции находятся СОС самой разной природы и любых уровней организации. Биологические популяции борются между собой за жизненное пространство и пищевые ресурсы. Производители товаров - за рынки сбыта. Инженерные проекты конкурируют за право материального воплощения.

В процессе конкуренции происходит естественный отбор СОС. Выживают те СОС, которые оказались сильнее в конкурентной борьбе и более приспособлены к существованию в «суровом» окружающем мире.

Любопытно, что ситуация, подобная конкуренции,

возникает и в неживой природе. Например, в процессе кристаллизации молекула вещества войдет в состав только одного из соседних кристаллов. В какой именно - зависит от ряда случайных событий.

3.3. Интеграция и иерархия СОС

Помимо вреда СОС могут находить друг в друге и пользу. Если это обоюдная польза, то уместны термины «симбиоз», «сотрудничество», «партнерство». Если польза преимущественно односторонняя, то это «пищевая цепочка», «порабощение», «кража».

Если взаимодействие СОС становится постоянным, то можно говорить о сращивании, интеграции этих систем. В результате образуются более сложные самоорганизующиеся системы, включающие элементарные СОС в качестве подсистем.

Структура реальных биологических и, тем более, надбиологических СОС очень сложна. Она может включать десятки иерархических уровней, которые сами являются СОС.

Биологическая СОС верхнего иерархического уровня - это биогеоценоз (например, водоема). Его подсистемы - самостоятельные СОС: популяции хищников (щуки, окуни), популяции «травоядных» (караси, пескари), а еще растения, насекомые, микроорганизмы. Отдельные особи животных и растения и даже клетки, входящие в состав организмов, также являются самостоятельными СОС.

Одни самоорганизующиеся системы (растения, животные, люди) подчинены циклам обновления, т.е. «смертны». Другие (клетка, популяция, биогеоценоз) не имеют нормативного временного предела своего существования, хотя это и не означает, что их существование будет продолжаться бесконечно.

Важная оценочная характеристика СОС - ее цельность, степень интеграции, отмобилизованность, коорди-нированость подсистем. Как правило, слабыми и неустойчивыми являются новые СОС, в том числе, самых верхних иерархических уровней.

3.4. Эволюция иерархических СОС

Интегральные СОС находятся в состоянии непрерывного изменения. Самыми массовыми событиями являются вхождение в СОС и выход из нее составляющих элементов (рождение, смерть или переход в другую СОС биологических организмов, начало и завершение отдельных крупных работ, проектов). В иерархических СОС имеет место внутренняя конкуренция ее элементов с последующими «оргвыводами». Трансформацию структуры СОС влекут изменяющиеся внешние условия (даже в неживой природе - рекристаллизация веществ).

Важное значение имеет противоречие «большой и малых» СОС.

Основное правило существования иерархических СОС: хорошо частям - хорошо целому. В отдельных ситуациях для СОС оказывается выгодным пожертвовать малым (т.е. подсистемами) ради большого. «Части» также легко отступятся от «целого», если это будет выгодно и возможно.

Существуют два противоположных стереотипа эволюции СОС: интенсивный и экстенсивный. Первый характеризуется нацеленностью на абсолютное первенство, агрессивностью. Второй - выживанием, приспосабливае-мостью к тяжелейшим внешним условиям (вспомните животных, обитающих в Антарктиде).

Один из объективных законов эволюции СОС интенсивного типа - тенденция их иерархизации. На биологическом уровне - это образование пищевых цепочек; на социальном - классовое расслоение и выстраивание

структур управления обществом. Впрочем, параллельно идет несколько менее интенсивный процесс распада слабых СОС.

4. ОСОБЕННОСТИ СОС НАДБИОЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

4.1. Внешние отличия

Внешне отличия надбиологических СОС проявляются в наличии большого количества материальных, рукотворных объектов, не являющихся телами биологических живых организмов, - машин, приборов, зданий, сооружений. Многократно и на порядки возрастает быстрота эволюционных процессов. Изменения, произошедшие в результате эволюции вида, становятся заметны через тысячелетия. Уклад жизни людей, а в особенности техника (орудия, машины, приборы) меняются гораздо быстрее (считанные годы). Причем процесс эволюции в этих сферах стремительно ускоряется. Такое ускорение обеспечивается усилением второй ступени жизненного цикла - развитием средств преобразования информации. В человеческом обществе по мере его развития неуклонно возрастает доля занятых умственным трудом.

4.2. Категория «цель»

В условиях СОС надбиологических уровней естественный природный эксперимент, происходящий по схеме: мутации - естественный отбор, дополняется, а во множестве ситуаций заменяется, логическими построениями, исследованием информационных моделирующих систем. В ход идут все интеллектуальные достижения современной цивилизации. С развитием аппарата преобразования информации (вторая ступень жизненного цикла) появляется возможность « предугадывать» результаты естественного отбора и осознанно двигаться в соответствующем направлении. При этом объективный «Основной закон жизни» временно заменяется логическим понятием «цель» - цель существования данной СОС (доминантная ценность, смысл жизни) и более мелкие частные цели.

В силу неизбежных упрощений моделирующей системы цель может быть поставлена неточно, ошибочно, а выполнена неполно или некорректно, поэтому «решающее слово» остается за естественным отбором. Тем не менее, функционирование СОС надбиологического уровня происходит именно на основе логических построений, имеющих в качестве базы систему целей. Таким образом, «миром правит слово», а «природа» - это «верховный судия».

4.3. Основная проблема управления СОС

Управление - это одна из функций второй ступени жизненного цикла, т.е. преобразования информации.

Основная проблема биосоциальной формы жизни -это фрагментарность, раздробленность системы управления интегральных СОС (т.е. общества). Процессоры, преобразующие информацию, в том числе выполняющие функцию управления, находятся в черепных коробках отдельных индивидов. Обмен информацией, координация интеллектуальных усилий остается «узким местом» в силу объективных обстоятельств.

Во-первых, затруднения вызывает несовершенство средств общения, языков («Мысль изреченная есть ложь»). Программисты знают, что написать программу в три раза быстрее, чем довести ее до уровня, понятного другим.

Во-вторых (и это главное), общему делу мешают личные интересы конкретных индивидов (т.е. людей - других мыслящих модулей мы пока не знаем), выполняющих функции управления. Людям свойственно, прежде всего,

блюсти интересы малых СОС («Я», семья, может быть фирма), а уже в четвертую очередь заботиться о нуждах нации и человечества. Такова природа коррупции и халатности.

В результате система управления биосоциальными СОС (т.е. обществом) имеет очень низкий КПД (броуновское движение - куда уклон, туда ползем). Однако нет худа без добра, у фрагментарных СОС есть достоинство - их живучесть в случае катастрофы (в каждом осколке - солнце).

ЧАСТЬ 2. СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ

5. СОС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Рассмотрим объективно сложившиеся виды СОС человеческого социума, мотивы их образования и тенденции развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую очередь это целый иерархический спектр биомотивированных СОС:

- индивидуум (я);

- семья (ближайшие родственники);

- племя (дальние родственники);

- народ;

- человечество;

- экосфера.

Геомотивированные СОС.

Их образуют люди, живущие на одной территории, соседи («Помоги ближнему», а не кому-нибудь). Присутствует два мотива единения:

- союз с целью сотрудничества и укрепления безопасности ;

- люди, живущие на одной территории, - это потенциальные родственники, элементы СОС - «популяция».

Корпоративные СОС. Это достаточно устойчивые союзы, основанные на общих интересах, образуемые людьми и группами людей, главным образом, в сфере производства.

«Фантомные» СОС, основанные на общих идеях, увлечениях, пристрастиях. Они легко возникают и также легко разрушаются.

В реальности происходит наложение (интерференция) человеческих СОС различной мотивации. В настоящее время основной организационной (вербально-детер-минированной) формой интегральных СОС общества является государство.

Доминирующая историческая тенденция эволюции надбиологических СОС - это их укрупнение (княжества соединяются в царства, царства - в империи). Хотя идет и обратный процесс (распад империй).

В будущем (да отчасти уже и в настоящем), с развитием средств коммуникации (транспорта и связи) географические границы и расстояния будут иметь все меньшее значение. Теряют силу и национальные связи. Грядет глобализация. Остаются «Я», семья и имущественные (производственные) мотивы единения. Известные в настоящее время организационные формы новых СОС - транснациональные корпорации и международные институты типа Евросоюза.

Подчеркнем еще раз, что природа «живых» систем, в том числе биосоциального уровня, такова, что любая их подсистема является СОС. Самоорганизующиеся системы - это не только народы и государства, но и семья, и отдел учреждения, и научная школа. Основной закон СОС гласит: каждая СОС «заботится» в первую очередь о себе самой, своем существовании, воспроизводстве и развитии. В силу этого закона любой структурный элемент общества, как только он организовался (стихийно

или как следствие благих намерений) начинает «грести под себя». В этом жизнестойкость и слабость «живых» систем.

6. ЧЕЛОВЕК

6.1. Личность как элемент общества

Один человек, личность - полновластный хозяин своего тела и, отчасти, мозга. Основная же роль человека в современной цивилизации состоит в том, что он является главным функциональным модулем, процессором всех надбиологических СОС. В более крупные СОС он входит лишь как исполнитель социальных ролей: «Весь мир -театр и люди в нем актеры».

Средний человек - это не гениальный артист, способный к полному перевоплощению (в жизни такими свойствами обладают беспринципные люди, подлецы), а так - характерный актер или просто статист. В сознании и подсознании человека формируется некоторая, достаточно стабильная гистограмма, наложенная на иерархический спектр ценностей и установок: для себя, для семьи, для земляков и свояков, для страны, для человечества и планеты.

Для себя - еда, питье, сон и прочие физиологические потребности. Инстинкты, связанные с продолжением рода, объективно подчинены не системе «Я», а системе «популяция». Обязательность и честность - для общества, в том числе корпоративных сообществ.

Кое-что остается и для верхнего уровня СОС: для народа, общества в неопределенно широком смысле -самореализация в творчестве, способность к самопожертвованию, подвигу.

У разных людей пик приоритета расположен в разных областях спектра ценностей и установок. На это влияют: генетическая программа, традиции семьи и окружения, получаемое образование, религия.

Генетическая программа, главным образом, склоняет человека отдать предпочтение низшим уровням СОС. Все институты надбиологических СОС, напротив, формируют нацеленность на социум: «Раньше думай о Родине, а потом - о себе!». В любой национальной культуре и религии «добро» - это то, что делается в интересах общества.

В отношении корпоративных СОС и других социальных новаций традиционные нормы морали работают слабо.

Субъективное восприятие человеком соответствия действительности его внутренней шкале ценностей и установок - это и есть индекс его самооценки: счастье, норма, депрессия. Процесс такой юстировки происходит на подсознательном, эмоциональном уровне. Человек не просто принимает пищу а стремится получить удовольствие от еды. Он не просто отслеживает свое участие в продолжении рода, а испытывает счастье, наслаждение или страдает от любви. В «звериной» силе эмоций человека заключена гарантия жизнестойкости его популяции.

6.2. Культ человека

Исключительное положение человека в современной цивилизации дает почву для образования множества СОС, преимущественно «фантомного» типа, основанных на доминантной ценности - «личность». Это различные гуманистические учения и общества, идея социализма, многие направления в искусстве. Наряду с несомненными положительными результатами категорическое и одностороннее следование только такой доминантной ценности имеет свои минусы. Так, например, похоже, что в современной

европейской цивилизации это уже привело к невосполнимому демографическому упадку.

7. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ

7.1. Приемы управления обществом

Управление системой, в широком смысле, - это координация функций ее элементов. Для того чтобы процесс управления был эффективен, система должна быть четко иерархически структурирована. Человеческое же общество - это изначально «рыхлая», противоречивая система, управлять которой очень сложно. В общих чертах характер требуемой структуры очевиден. Задача состоит в том, чтобы обеспечить реальную иерархическую подчиненность элементов системы.

Существует три приема решения этой задачи:

- принуждение;

- убеждение, воспитание, идеологическая « накачка», т.е. формирование личностной шкалы ценностей и установок;

- создание условий для гармоничной увязки жизненных интересов подсистем - «охота пуще неволи». Самые очевидные интересы людей связаны с собственностью. В наиболее развитом варианте реализации этого пути сама иерархия общества строится как иерархия собственностей.

На практике эти три приема «гармонизации» общества применяются одновременно, однако, в разные времена и в разных землях - в различных пропорциях.

Особое значение приобрел расчетный эквивалент собственности - деньги.

7.2. Капитал

В основе капитализма (в настоящее время победившего практически повсеместно) лежат товарно-денежные отношения: товар - деньги - товар. Но это же и есть циклический процесс превращения материального в информацию и обратно, т.е. в нашем понимании - жизнь! Новая форма жизни или квазижизнь, «вирус»?

«Не важно, какого цвета корова...», капитализм очень эффективен.

А проблемы такие.

Во-первых, если доминантная ценность - деньги, то это именно деньги, а даже не их владелец, все-таки человек, и функционирование СОС выстраивается вокруг этой ценности, т.е. цели. С развитием производительных сил (а в нашем понимании второго этапа жизненного цикла СОС) роль людей в осуществлении цикла: деньги - товар - деньги, неизменно снижается. Впрочем, подобный прогноз дают и сценарии развития, основанные на других доминантных ценностях.

Деньги - это не исчерпывающая информация о реальном объекте (товаре), а лишь его стоимостный эквивалент, символ, своего рода игрушка, причем в некоторых ситуациях не безобидная. Вместо нормального цикла товар - деньги - товар сплошь и рядом возникают финансовые пирамиды деньги - деньги - деньги.

7.3. Коммуна

Социалистическую систему управления обществом сейчас у нас модно осмеивать, а она имеет большие резервы. «Реальный» социализм, в частности, имевший быть в Советском Союзе, основывался не столько на гуманистической доминанте, сколько на бюрократии (т.е. иерархической вертикали, не опирающейся на право собственности). На данном историческом этапе эта система не выдержала конкуренции, ее разворовали.

Говорят, что плановая система не может все учесть. Это плохая плановая система не может. В свое время Марк

Твен говорил: «Самая лучшая власть - абсолютная монархия, но при условии, что монарх большой умница». Этим «умницей» в принципе может стать не человек, а компьютер, а точнее - бюрократическая система человек-машина. Возможности преобразования информации растут чрезвычайно быстро.

Очень даже жизнеспособными могут оказаться этакие государства-муравейники с централизованными компьютерными системами управления. А муравьям не нужно ни собственности, ни денег - им это лишнее.

7.4. Другие модели

Рабовладение. Это крайний прагматизм. Человек легко становится зверем и во времена древнего Рима, и в сравнительно недавней Америке, и в сталинской России.

Гуманистическое общество. Реальными, жизнеспособными системами могут быть социализм или капитализм с более или менее «человеческим лицом». При всем сочувствии - не верю, что гуманизм «в одиночку» долго сможет конкурировать с уже показавшими свои очертания в истории и грядущими техногенными формами цивилизации. Это экстенсивный путь развития общества.

Впрочем, экстенсивные системы меньше рискуют сами сломать себе шею.

Есть еще такие оставленные нами без внимания экстенсивные живые системы, как трава и тараканы, которые появились задолго до человека с его машинами и компьютерами, и, вероятно, намного его переживут.

7.5 «Производительные силы определяют производственные отношения»

Очень верную мысль сформулировал Карл Маркс: отношения в обществе определяются развитием средств производства. Биосоциальный уровень (см. раздел 2) -это первобытнообщинный строй. Использование письменности и развитых орудий труда совпадает по времени с феодальным общественным строем. С появлением большего количества машин и развитых технологий, представляющих значительную материальную ценность, восторжествовал капитализм.

Экономический базис определяет форму власти. Власть - это сила.

В первобытной стае - сила мышц и мозга. Все на виду, а ситуация быстро меняется. Преобладает демократия.

Феодализм - это собственность на землю и все, что на ней находится. Направление развития СОС в соответствии с законом жизни нехитрое - захватывай как можно больше этих самых земель. В таких условиях развиваются монархии, абсолютизм.

При капитализме сила в производстве, в деньгах. Это материя тонкая и гибкая, в неволе не размножается. Сила распылена среди многих богатых людей. Стало быть -демократия.

В пределах одного уровня развития цивилизации возможны флюктуации производственных отношений, систем управления обществом, но борьба за место под солнцем, идет не непосредственно между социальными формациями, а между конкретными, выраженными СОС (см. раздел 5), в которой выживают сильнейшие.

О будущем с уверенностью можно сказать лишь то, что ускоряющийся научно-технический прогресс, который, в сущности, и определяет лицо цивилизации, будет вносить коррективы в производственные отношения и формы управления обществом.

РЕЗЮМЕ

1. Что такое жизнь? - Это особый циклический процесс.

2. Зачем живет конкретный человек? - Любая СОС живет затем, чтобы жить. Человек входит сразу в несколько СОС. Поэтому он живет чтобы жить самому, чтобы оставить потомство - это практически незыблемо, т.к. заложено на генетическом уровне, а также чтобы жила его страна, чтобы принести пользу обществу. - этому тоже есть генетические предпосылки, но основное: среда, воспитание, обстоятельства - и здесь диковинное многообразие в спектрах ценностей и установок.

3. Что есть успешная, гармоничная СОС: цивилизация, страна, партия, семья, человек? - Это такая самоорганизующаяся система, которая «знает» законы природы и жизни СОС и следует им. «Предупрежден - значит вооружен!»

Калюжина

Елена Владимировна

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ С ПОЗИЦИЙ КОНЦЕПЦИИ «ТРЕХ ВОЛН»

Аннотация

В данной статье рассматривается эволюция социокультурного института высшего образования с позиций синтеза концепций «Трех волн» Э.Тоффлера, «индустриального общества» Д.Белла, «трех типов культур» М. Маклюэна. Автор, опираясь на описанный Э.Тоффлером код индустриальной цивилизации, формулирует коды доиндустриального и информационного общества, анализируя характерные черты института образования, детерминированные кодом соответствующей исторической волны.

Ключевые слова: высшее образование, модели высшего образования, социокультурный институт, информационное общество, исторический процесс.

В современной литературе много внимания уделяется проблемам образования, в том числе и высшего. Приводятся различные подходы к рассмотрению института высшего образования, его типологии и структуры. Однако многие авторы стоят на позициях изучения западного высшего образования, порой ограничиваясь только университетом. Встречается и противопоставление либеральной модели университета с акцентом на его гуманитарной миссии (Д.Белл) и прагматистской модели высшего профессионального образования (К.Керр) [3, 13].

В основе предлагаемых разными авторами моделей образования лежат различные подходы: институциональный, структурный, системный, функциональный, феноменологический, антропологический и даже сциентистский.

При рассмотрении эволюции системы образования многие исследователи данного феномена склонны выделять классический, неклассический и постнеклассический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.