Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морально-психологический климат / адаптация / студенты юридических специальностей / интерактивные методы обучения / психологическая служба в вузе / кураторство / moral and psychological climate / adaptation / law students / interactive teaching methods. psychological service at the university / supervision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Ладыкина

В статье проанализированы основные факторы адаптации студентов юридических специальностей к условиям обучения в вузе. Школа и высшее учебное заведение существенно отличаются формами организации учебного процесса, содержанием учебного материала, требованиями к учащимся. Отсюда вытекает актуальность проблемы адаптации студентов-первокурсников. Молодежь, оказавшись в вузовской образовательной среде сталкивается с рядом субъективных трудностей. Автор характеризует внешние признаки и проявления адаптации и дезадаптации студентов. Отмечена двойственная природа термина «адаптация» – это процесс приспособления человека к определенным условиям и итог этого процесса (адаптивность). К внешним условиям адаптации следует отнести характер взаимоотношений в социальной группе, правила и традиции коллектива, влияние социальной среды в целом. К внутренним – психологические особенности индивида, номы, ценности, воспринятые и усвоенные личностью, самооценку. Существенным психолого-педагогическим фактором адаптации студентов-первокурсников юридического вуза является морально-психологический климат. Выявлены структурные элементы морально-психологического климата, причины и характеристики благоприятного и неблагоприятного морально-психологического климата. Благоприятный морально-психологический климат формируют санитарно-генетические условия обучения, техническая оснащенность учебных аудитория, правильный режим труда и отдыха студентов, устойчивая мотивация учащихся, работа педагогического коллектива и администрации вуза. На состояние морально-психологического климата и, следовательно, адаптацию студентов влияет применение специальных интерактивных методов обучения правовым дисциплинам, активная внеаудиторная работа, участие в жизни студентов специальной психологической службы помощи, институт кураторства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Ладыкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF LAW STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article analyzes the main factors of adaptation of law students to the conditions of study at the university. Schools and higher education institutions differ significantly in the forms of organization of the educational process, the content of educational material, and the requirements for students. This implies the urgency of the problem of adaptation of first-year students. Young people, finding themselves in a university educational environment, face a number of subjective difficulties. The author characterizes the external signs and manifestations of adaptation and maladaptation of students. The dual nature of the term "adaptation" is noted it is the process of adapting a person to certain conditions and the result of this process (adaptability). The external conditions of adaptation include the nature of relationships in a social group, the rules and traditions of the collective, and the influence of the social environment as a whole. Internal ones include the psychological characteristics of the individual, norms, values perceived and assimilated by the personality, self-esteem. An essential psychological and pedagogical factor in the adaptation of first-year law students is the moral and psychological climate. The structural elements of the moral and psychological climate, the causes and characteristics of a favorable and unfavorable moral and psychological climate are revealed. A favorable moral and psychological climate is formed by sanitary and genetic learning conditions, technical equipment of classrooms, proper work and rest regime of students, stable motivation of students, the work of the teaching staff and the university administration. The state of the moral and psychological climate and, consequently, the adaptation of students is influenced by the use of special interactive methods of teaching legal disciplines, active extracurricular work, participation in the life of students of the special psychological assistance service, the institute of curatorship.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ

АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Т.А. Ладынина, канд. филос. наук, доцент

Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-203-209

Аннотация. В статье проанализированы основные факторы адаптации студентов юридических специальностей к условиям обучения в вузе. Школа и высшее учебное заведение существенно отличаются формами организации учебного процесса, содержанием учебного материала, требованиями к учащимся. Отсюда вытекает актуальность проблемы адаптации студентов-первокурсников. Молодежь, оказавшись в вузовской образовательной среде сталкивается с рядом субъективных трудностей. Автор характеризует внешние признаки и проявления адаптации и дезадаптации студентов. Отмечена двойственная природа термина «адаптация» - это процесс приспособления человека к определенным условиям и итог этого процесса (адаптивность). К внешним условиям адаптации следует отнести характер взаимоотношений в социальной группе, правила и традиции коллектива, влияние социальной среды в целом. К внутренним - психологические особенности индивида, номы, ценности, воспринятые и усвоенные личностью, самооценку. Существенным психолого-педагогическим фактором адаптации студентов-первокурсников юридического вуза является морально-психологический климат. Выявлены структурные элементы морально-психологического климата, причины и характеристики благоприятного и неблагоприятного морально-психологического климата. Благоприятный морально-психологический климат формируют санитарно-генетические условия обучения, техническая оснащенность учебных аудитория, правильный режим труда и отдыха студентов, устойчивая мотивация учащихся, работа педагогического коллектива и администрации вуза. На состояние морально-психологического климата и, следовательно, адаптацию студентов влияет применение специальных интерактивных методов обучения правовым дисциплинам, активная внеаудиторная работа, участие в жизни студентов специальной психологической службы помощи, институт кураторства.

Ключевые слова: морально-психологический климат, адаптация, студенты юридических специальностей, интерактивные методы обучения, психологическая служба в вузе, кураторство.

Проблемы изучения адаптационных возможностей учебного процесса, разработки и внедрения новых педагогических технологий, которые позволят студенту-первокурснику оперативно включиться в обучение, начать успешно осваивать программу подготовки специалиста является важной и актуальной. Школа и вуз представляют собой два различных уровня целостной системы российского образования. И хотя главная задача у них общая - формирование гармоничной личности, насыщение субъекта знаниями и навыками, необходимыми для последующей жизни в социуме, но формы организации образовательного процесса, объем и характер учебного

материала, требования к обучающемуся весьма различаются. Именно поэтому проблема адаптации вчерашнего школьника к новой студенческой жизни всегда будет волновать педагогов высшей школы. Особенно остро стоит эта проблема, если речь идет о подготовке будущих юристов. Юридические специальности относятся к группе профессий «человек-человек». Объектом профессиональной деятельности специалиста в области права являются другие люди, их жизни и судьбы. Высокая миссия юриста состоит в том, чтобы обеспечивать законность и правопорядок в обществе, но для этого требуются не только твердые и всесторонние знания

нормативно-правовых актов, но и соответствие нормам профессиональной морали. И то и другое закладываются в высших учебных заведениях. Хорошая социально-психологическая адаптация студента - надежный залог качественной подготовки будущего специалиста-правоведа и его надлежащего нравственного облика [3].

Переход от норм и правил школьной жизни к обучению в вузе для многих, еще не имеющих достаточного опыта, студентов начальных курсов является переломным моментом в жизни, иногда в значительной степени болезненным и стрессо-генным. Поступление в вуз способно привнести в жизнь молодого человека кардинальные изменения: смена города, места проживания, условий быта, самостоятельная жизнь вне родительской семьи, новый учебный коллектив студенческой группы, пока незнакомый преподавательский состав. Существенно уменьшается по сравнению со школой степень повседневного внешнего контроля, при этом серьезно возрастает объем и уровень сложности учебного материала, который должен быть освоен в краткие сроки семестра. Вуз - это, та среда в которой молодые люди постепенно переходят к самостоятельной взрослой жизни поэтому на этом этапе им необходима серьезная социально-психологическая поддержка. Чтобы помочь студенту-первокурснику справится с этими трудностями, освоить новые для него социальные роли университеты и институты работают над улучшением условий для адаптации, оказывают всестороннюю поддержку учащимся в этот непростой период жизни. Внутренние характеристики личности учащегося (мотивация, цели, ценностные установки и др.) должны быть приведены в соответствие с внешней по отношению к студенту средой университета. Таким образом, целью работы является анализ основных условий, способствующих эффективности процесса адаптации студентов-юристов к обучению в вузе. Объект исследования -образовательно-воспитательная среда в высшем учебном заведении, а предмет -влияние благоприятного морально-психологического климата в учебном коллективе на социально-психологическую адаптацию

студентов юридических специальностей к условиям обучения в вузе.

В педагогике и психологии социальная адаптация понимается двояко: это, одновременно, процесс приспособления человека к условиям социально среды, так и сам результат этого процесса - личность в итоге приобретает свойства адаптивности, то есть способности менять свое поведение в зависимости от условий внешней обстановки, управлять своим психоэмоциональным состоянием [7]. Понятие «адаптация» возникло первоначально в естественных науках и трактовалось как способность организма приспосабливаться к условиям среды обитания. Однако впоследствии стало широко применяться и в социально-гуманитарных науках, став общенаучным понятием. Социально-психологическая адаптация предполагает вовлеченность личности в окружающую ее общественную среду, в коллектив, частью которого является личность. Адаптируясь, индивид активно приспосабливается к условиям жизни современного ему общества, к правилам, установкам, традициям той группы, частью которой он является путем усвоения целей, норм, ценностей, принятых в коллективе. Человек может менять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями, не переживая глубокого внутреннего конфликта или разлада. Это сложный, многофакторный и динамичный процесс. Успешная адаптация позволяет личности реализовать свои интересы, потребности, ценностные устремления, без конфликта с окружающими проявить себя в различных социальных ролях, самоутвердиться, добиться высокого социального статуса.

Адаптация личности обучающегося к учебному процессу - это одно из проявлений различных адаптационных процессов, в которые включен индивид на протяжении всей жизни. Социальная адаптация студента-первокурсника происходит через выстраивание связей с новой социальной средой: преподавательским коллективом, другими студентами, администрацией вуза. В рамках такого процесса студент на первом году обучения сталкивается с различными субъективными трудностями: отсутствие навыка работы с обширной базой учебной

и научной литературы, недостаточно развитый самоконтроль и одновременно слабый контроль со стороны преподавателей (по сравнению со школой), специфика вузовских методов обучения, слабо развитая на данном этапе жизненного пути мотивация к получению профессиональных знаний, невысокий интерес к будущей профессии, несоответствие ожиданий и реальности, неуверенность в собственных силах, неразвитая культура мышления и речевая культура, боязнь перед публичным выступлением, тревожное ожидание первой сессии и страх провала и т.д.

Результатом и внешним проявлением приспособления или адаптированности учащихся к новым для них условиям образовательной среды учебного заведения будет продуктивная учебная деятельность, высокие баллы по всем предметам, включенность студента в научную, творческую, спортивную жизнь вуза, формирование устойчивых позитивных мотивационных ориентиров, оптимистическое мироощущение. И наоборот, о дезадаптации будут свидетельствовать низкая успеваемость, спад в учебной деятельности, отсутствие мотивации к обучению, стресс, тревожность.

Задачей первостепенной важности для учебных заведений является создание условий для адаптации студентов-юристов. Вузы способны активно формировать такие условия, организуя для студента особую социальную среду, в которой процесс адаптации будет протекать успешно и быстро. Что же необходимо, чтобы «запустить» алгоритмы адаптации студентов к новым условиям обучения? Рассматривая адаптацию как процесс, исследователи традиционно выделяют необходимые для нее внешние объективные и внутренние субъективные предпосылки или факторы. К внешним условиям относят общую или совместную деятельность, получение конечных результатов, адаптирующие возможности группы, характер взаимоотношений в коллективе, правила и традиции социальной группы, а также влияние на адаптирующегося субъекта более широкой социальной среды. К внутренним условиям адаптации относят свойства присущие самой личности, включенной в адаптационные

процессы - моральные нормы, ценности, общую направленность личности, уровень самооценки [4].

Мощным психолого-педагогическим фактором адаптации студентов-первокурсников юридического вуза к образовательному процессу является морально-психологический климат внутри учебного заведения в целом и определенной студенческой группы, в частности. Это важный фактор, имеющий особую природу, его можно одновременно характеризовать и как внутреннее и как внешнее условие адаптации студентов. Морально-психологический климат в учебной группе определяет систему отношений студентов друг к другу (требовательность, соревновательность, взаимопомощь и т.д.), к учебе, к вузу, к текущим, окружающим студентов событиям на основании индивидуальных ценностей, личностных ориентаций. Понятие «ценностные ориентации» в психологии и педагогике выражает позитивную и негативную значимость для человека тех или иных событий, факторов. Ценностные ориентации личности определяют способ отношения человека к различным проявлениям материального и духовного [6]. Подчеркнем логику данной закономерности: общий характер внешнего по отношению к учащимся морально-психологического климата задается внутренними установками, ценностями индивидов, образующих коллектив.

Многие отечественные исследователи по-разному определяют понятие «морально-психологический климат». К.В. Андреева в своей работе приводит такую характеристику психологического климата «целостное состояние коллектива, отличающееся относительно устойчивым для него эмоциональным настроем и отражающее как реальную ситуацию трудовой (учебной) деятельности (характер, условия, организация), так и характер межличностных отношений» [1]. Морально-психологический климат представляет собой качественный аспект межличностных отношений, проявляющийся в виде совокупности условий, способствующей или, наоборот, препятствующей продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности обучающегося в учебном коллективе. К таким

условиям следует отнести эмоциональное состояние, преобладающее настроение членов коллектива, отношения к преподавателям (по вертикали), между самими учащимися (по горизонтали), отношение к учебе (удовлетворенность или неудовлетворенность учебой, эффективность в освоении учебной программы и т.п.). Морально-психологический климат, как этого следует из самого названия, состоит из двух основных компонентов. Моральный компонент включает в себя нормативные правила, ценности, нравственные установки, традиции, принятые и одобряемые в группе. Психологический - систему межличностных отношений, то есть действий, мотивации, оценок, чувств, суждений членов коллектива. Высокая значимость морально-психологического климата как фактора адаптации студентов-юристов обусловлена тем, что он отражает преобладающее внутренне состояние учебного коллектива, его психологическую атмосферу. А поскольку в учебном заведении молодые люди проводят несколько часов практически каждый день, то можно также отметить, что особенности морально-психологического климата в студенческой группе существенно влияют и в целом на качество жизни каждого учащегося.

В зависимости от характера морально-психологического климата его воздействие на личность студента будет различным: либо стимулировать к учебе, поднимать настроение, вселять уверенность, мотивировать к овладению новыми знаниями либо, наоборот, угнетать, побуждать снижать активность. Эффект воздействия будет различным, в зависимости от того, какая эмоциональная оценка морально-психологического климата преобладает у членов коллектива. Неблагоприятный морально-психологический климат деструктивно влияет на процесс обучения, о нем свидетельствуют конфликты на разных уровнях, общая напряжённость. раздражительность, отрицательная учебная мотивация. Признаками, свидетельствующими о благоприятном морально-психологическом климате, будут: доверие членов группы друг к другу, доброжелательность, взаимопомощь, свободное выражение

собственного мнения при обсуждении совместных проблем и вопросов, удовлетворенность учащихся принадлежностью к коллективу, информированность студентов о различных аспектах учебного процесса, высокие учебные результаты, принятие на себя ответственности за состояние дел.

Однако благоприятный морально-психологический климат, как правило, не является итогом спонтанного развития учебной группы, не достигается сам собой. Это результат длительного труда всего коллектива учебного заведения, продукт спланированной и организованной деятельности. Для то, что чтобы помочь студенту адаптироваться к новой вузовской среде, сформировать желательный морально-психологический климат университеты могут использовать широкий спектр средств.

В первую очередь на состояние климата в группе влияют санитарно-гигиенические и технические условия обучения, правильно организованный режим чередования труда и отдыха. Светлое, чистое помещение, оборудованное хорошей учебной мебелью, технически оснащенное будет создавать положительный эмоциональный настрой студентов.

Помимо этого, на морально-психологический климат влияют мотивы деятельности участников учебного процесса. В качестве мотивов могут выступать интересы и потребности, убеждения и стремления, эмоции, установки, влечения. Формирование единства мотивации у студентов-юристов должно стать важной задачей для преподавательского состава. Эта задача решается путем применения различных интерактивных форм и методов обучения. Например, выполнение схожих учебных задач позволит студентам обмениваться опытом, давать оценку способам решения у одно-группников, поддерживать друг друга, что в конечном счете приведет к формированию в учебном коллективе чувств ответственности и взаимопомощи. Для того, чтобы создать благоприятную атмосферу в студенческой группе преподавателям юридических дисциплин следует прибегать на занятиях к специальным педагогическим приемам, а именно, знакомить студентов друг с другом с помощью различных

поручений, использовать коллективные задания, которые подтолкнут студентов к активному взаимодействию, распределению ролей между собой, предлагать упражнения или учебные проекты, предполагающие творческое выполнение [5]. Участие в деловых играх, учебных конференциях, совместное решение ситуационных задач или самостоятельное составление процессуальных документов сблизят студентов-юристов, создадут положительный эмоциональный настрой в группе, а добившись даже незначительных успехов учащиеся поверят в свои силы, сформируют устойчивую учебную мотивацию.

Активная и хорошо организованная внеаудиторная работа, проводимая на различных уровнях, к основным формам которой можно отнести кружковую работу, участие студентов в работе юридической клиники, подготовку докладов на студенческие научные конференции, прохождение учебной практики, экскурсии в суды (посещение судебных заседаний), участие в общевузовских мероприятиях и др. также будет способствовать снятию психологических трудностей, облегчению вхождения студента в вузовское образовательное пространство, повышению учебной мотивации [8].

Деятельность специальной психологической службы поддержки студентов, которая осуществляет консультации офлайн и онлайн через специальные сайты психологической помощи для студентов, анкетирование с последующим выявлением и решением психологических проблем, проводит специальные тренинги с учащимися и преподавателями, организует работу «телефона доверия» для студентов способна активно воздействовать на процессы адаптации. Студенты, пришедшие в вуз из средних образовательных учреждений привыкли, как правило, видеть в лице психолога своего помощника по решению проблем в общении с преподавателями и сверстниками. Перед учащимися первых курсов остро стоят вопросы, связанные с новыми для них условиями организации учебы, психологического дискомфорта, вызванного оторванностью от привычной среды, они часто переживают по поводу того, что не смогут отвечать новым

требованиям вуза или насколько соответствует выбранная ими профессия их личным способностям и талантам, будет ли у них возможность в дальнейшим применить полученные знания в трудовой деятельности. Эти и другие вопросы, и трудности студенты смогут решить совместно с психологом, если работа психологической службы в вузе будет надлежащим образом организована и налажена. Психолог-консультант, социальный психолог способен оказать действенную помощь руководству и преподавательскому составу университета в создании благоприятного морально-психологического климата, необходимого для успешного овладения знаниями студентами и формирования гармоничной личности обучающегося [2].

Еще один существенный элемент вузовской среды, способствующий комфортной адаптации студентов в новом для них образовательном пространстве - процесс кураторства. Главная цель института кураторства или наставничества - помочь студентам в адаптации к новым условиям обучения. На состоянии морально-психического климата сказываются все достижения или, наоборот, ошибки, просчеты в работе куратора. Преподаватели, выполняющие роль кураторов, оказывают помощь студентам не только в решении учебных вопросов, но и во внеучебной деятельности, делая переход из вчерашней школьной жизни в новую более легким, интересным, безболезненным. Куратор помогает студенту в установлении эффективных коммуникаций с преподавателями, в разрешении возможных конфликтных ситуаций, ведет необходимую воспитательную работу со студентами и их родителями. Кураторы способны оказывать влияние на мотивацию к учебной деятельности, воспитывать ответственное отношение к учебе, организуя учебную, культурно-творческую, научную, спортивную жизнь студенческого коллектива. От качественной работы куратора зависит успеваемость студентов, их сплоченность, характер межличностных отношений в группе. Работа куратора или наставника проставляет собой эффективный инструмент формирования в группе благоприятного морально-психологического климата

поскольку является очень разноплановой, деятельности достигается при условии сла-охватывает все сферы деятельности сту- женной работы преподавательского со-денческого коллектива. Куратор личным става и администрации вуза, кураторов, примером воспитывает у студентов-юри- специальной психологической службы постов такие значимые в будущей професси- мощи студентам. Благоприятный мо-ональной деятельности качества как ответ- рально-психологический климат в учебной ственность, справедливость, гуманность, группе способствует развитию потенциала честность. каждого учащегося, формирует гармонич-

В заключении отметим, что адаптацион- ную, компетентную и нравственно разви-ные процессы индивидуальны, протекают с тую личность будущего юриста, а сам учеб-различной скоростью, ярко личностно ный коллектив становится при этом спло-окрашены. Однако существует ряд факто- ченной командой, нацеленной на достиже-ров, которые объективно способствуют ния. Успешная адаптация на начальных приспособлению молодых людей к изменя- курсах обучения- это залог того, что сту-ющимся условиям жизни. Теоретический дент будет в дальнейшем готов преодоле-анализ проблемы позволяет определить, нию различных проблем, трудностей, кото-что эффективная адаптация студентов- рые будут возникать в общении со сверст-юристов к новой образовательной среде, а никами и в процессе обучения, а затем и в затем и к предстоящей профессиональной профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Андреева К.В. Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению / К.В. Андреева // Бюллетень науки и практики. - 2019. - №5, Т. 5.

2. Величко Г.А., Лизунова Г.Ю. Таскина И.А. Психологическая служба вуза: круг проблем и направления развития / Г.А. Величко, Г.Ю. Лизунова, И.А. Таскина // Вестник университета. - 2021. - № 12. - С. 179-184.

3. Калинкина Л.И. Адаптация студентов к обучению в юридическом вузе / Л.И. Калин-кина // Вестник Самарского государственного университета. - 2006. - № 10/3 (50). - С. 3545.

4. Ковригина И.С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования / И.С. Ковригина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 9. - С. 1-6.

5. Кулагина Н.П., Ладыкина Т.А. Интерактивные методы преподавания дисциплин гуманитарного цикла в юридическом вузе / Н.П. Кулагина, Т.А. Ладыкина// Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. - 2023. - № 10. - С. 77-83.

6. Ладыкина Т.А. Юридическая этика: учебное пособие. - Омск: Омский юридический институт, 2010. - С. 37.

7. Скитейкина Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе / Ю.А. Скитейкина // Молодой ученый. - 2012. - № 41 (383). - С. 303-307.

8. Чечик И.В. Внеаудиторная работа как эффективное средство адаптации иностранных учащихся в российской социокультурное среде / И.В. Чечик // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 4. - С. 72-75.

THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF LAW STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF

THE UNIVERSITY

T.A. Ladykina, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor North Caucasus branch of the Russian State University of Justice (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article analyzes the main factors of adaptation of law students to the conditions of study at the university. Schools and higher education institutions differ significantly in the forms of organization of the educational process, the content of educational material, and the requirements for students. This implies the urgency of the problem of adaptation of first-year students. Young people, finding themselves in a university educational environment, face a number of subjective difficulties. The author characterizes the external signs and manifestations of adaptation and maladaptation of students. The dual nature of the term "adaptation" is noted - it is the process of adapting a person to certain conditions and the result of this process (adaptability). The external conditions of adaptation include the nature of relationships in a social group, the rules and traditions of the collective, and the influence of the social environment as a whole. Internal ones include the psychological characteristics of the individual, norms, values perceived and assimilated by the personality, self-esteem. An essential psychological and pedagogical factor in the adaptation of first-year law students is the moral andpsychological climate. The structural elements of the moral and psychological climate, the causes and characteristics of a favorable and unfavorable moral and psychological climate are revealed. A favorable moral and psychological climate is formed by sanitary and genetic learning conditions, technical equipment of classrooms, proper work and rest regime of students, stable motivation of students, the work of the teaching staff and the university administration. The state of the moral and psychological climate and, consequently, the adaptation of students is influenced by the use of special interactive methods of teaching legal disciplines, active extracurricular work, participation in the life of students of the special psychological assistance service, the institute of curatorship.

Keywords: moral and psychological climate, adaptation, law students, interactive teaching methods. psychological service at the university, supervision.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.