Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МНОГОФАКТОРНЫЙ ПОДХОД / АДАПТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / УПРЕЖДАЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукулите Т.Г.

В статье рассматривается адаптация как процесс активного и творческого приспособления индивида к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания в высшем учебном заведении. Раскрывается значение социально-психологической адаптации первокурсников в успешности их обучении в вузе. Обсуждаются факторы эффективности социально-психологической адаптации к вузовскому обучению, механизмы ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

19. Симонов П. В. Теории отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.

20. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

21. Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980.

22. Хмелинина Е. В., Монина Г. Б. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с особенностями общения между супругами и способами их поведения в конфликте // PR и социальное управление: экономика, политика, культура: Мат-лы 8 межвуз. конф. (18 мая 2008 г.) / Изд-во СПб академии управления и экономики. СПб., 2008.

23. Шарухин А. П. Психология менеджмента. СПб., 2005.

24. Salovey P. & Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. № 9.

25. Sutton J., Stewart W. Learning to Counsel. How To Books. Oxford, 2002.

УДК 378.178

Т. Г. Кукулите

Психологические аспекты адаптации первокурсников

к обучению в вузе

T. G. Kukulite. Psychological aspects of freshmen adaptation to Higher educational

establishment education

В статье рассматривается адаптация как процесс активного и творческого приспособления индивида к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания в высшем учебном заведении. Раскрывается значение социально-психологической адаптации первокурсников в успешности их обучении в вузе. Обсуждаются факторы эффективности социально-психологической адаптации к вузовскому обучению, механизмы ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Ключевые слова: вузовское обучение, социально-психологическая адаптация, многофакторный подход, адаптивная потребность, упреждающая адаптация.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; раб. т.: (812) 575-03-21.

The article reviews adaptation as a process of active and creative adjustment of an individual to social environment conditions, particularly, to the conditions of education and up-bringing in higher educational establishment. It develops on the meaning of social and psychological adaptation of freshmen in their success in education. It discusses the factors of social and psychologcal adaptation efficiency in higher educational establishment, mechanisms of speeding up and improvement of freshmen adaptation.

Key words: tertiary education, social and psychological adaptation, multi-factor approach, adaptive need, anticipatory adjustment.

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; office phone: (812) 575-03-21.

Татьяна Геннадьевна Кукулите — доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат психологических наук, доцент. © Т. Г. Кукулите, 2009.

Начало студенческой жизни — это период адаптации к новым социальным условиям обучения в вузе. Студентам необходимо принять новую социальную роль, освоить требования факультета, привыкнуть к новому коллективу, приобщиться к профессии. Это важный этап профессионального становления личности, где происходит развитие интереса к будущей профессиональной деятельности и формирование представлений о будущей профессии.

Изменение социальной ситуации приводит к появлению неуверенности, дискомфорта, растерянности у большинства студентов, поэтому одной из основных проблем современного образования является вопрос о том, какими средствами можно улучшать процесс адаптации и вхождения в профессию первокурсниками. Скорость и степень адаптации в новой для них ситуации во многом влияют на успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность личности профессиональным выбором и, в конечном счете, на эффективность функционирования системы высшего образования.

Сведений, касающихся методически разработанного содержания процесса, облегчающего и поддерживающего эффективную адаптацию первокурсников к условиям вуза, недостаточно, несмотря на то что многие исследователи отмечают значительные трудности адаптационного процесса студентов (Л. Д. Демина, В. В. Лагерев, М. С. Яницкий) [7]. В связи с этим представляется актуальным изучение проблемы адаптации и психолого-педагогической поддержки адаптации студентов в условиях вуза.

Для студентов первого курса характерна личностно-престижная мотивация, заниженная самооценка, неуверенность в поведении, низкая самокритичность. Психологические исследования ценностных ориентаций на первом курсе показало, что ведущей жизненной сферой первокурсников является обучение и образование, желание повысить уровень образованности, расширить кругозор. Включение в новые отношения, необходимость адаптироваться к требованиям вузовского образования обуславливает доминирование ценности активных социальных контактов. Первокурсники стремятся к установлению благоприятных отношений в группе, отличаются желанием войти в социальную студенческую группу и идентифицироваться как студенты [1].

Мы будем исходить из определения адаптации студентов на младших курсах обучения в вузе, данного П. А. Просецким [6], который характеризует ее как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [1].

Анализ литературы (А. Г. Асмолов, Д. В. Василенко, Н. В. Гришина, И. В. Дубровина, И. Е. Лилиенталь и др.) и практического опыта работы в вузе позволяет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности [8]. К отличительным чертам статуса можно отнести:

• осознание нового качества в своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства;

• стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;

• стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую, более высокую позицию;

• интерес и старательность в выполнении учебной и иной другой работы в стенах вуза;

• многообразие учебных и внеучебных интересов.

Признаками реализации нового социального статуса можно считать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий и поведения, характеризующих ту или иную профессиональную группу в целом. Будучи процессом сознательного саморегулирования, познавательная сторона адаптации существенно затрагивает как операциональную, так и личностную сферу студента. Можно предположить, что она совершается через преодоление психолого-дидактических барьеров, возникающих у студента, начинающего обучение в вузе, из-за несоответствия привычных способов учения и способов, требуемых высшей школой. Включение в контекст анализа познавательного компонента адаптации предметной деятельности неизбежно заставляет ставить вопрос не только о тормозящем адаптацию влиянии психологических и других барьеров, но и о поддерживающем ее влиянии, обусловленном предметом познания, целью познания. И более широко вопрос о соотношении активности и адаптивности в психике индивида. Это соотношение наиболее рельефно выступает в «динамической парадигме» анализа деятельности, предложенной А. Г. Асмоловым и В. А. Петровским.

Установки исходного уровня деятельности и связанные с ними адаптивные интересы субъекта, «барьеры внутри нас», как бы пытаются удержать деятельность в наперед заданных границах, а надситуативная активность — «движение поверх барьеров» — рождается и обнаруживается в борьбе с этими установками [6].

Адаптация личности студента к обучению — это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

Вузовская адаптация — процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы: деятельность, общение, самосознание.

Ряд авторов выделяет несколько этапов адаптации, отличающихся по своему психологическому содержанию [6]:

1. Предадаптация. На этом этапе происходит приспособление к будущим, воображаемым ситуациям, становление психологической установки на адаптацию.

2. Дезадаптация. Личность на этом этапе отвыкает от привычных условий, в которых находилась до сих пор.

3. Реадаптация. Происходит переход от одних, когда-то новых, а теперь уже ставших привычными, условий к другим.

4. Десадаптация. На этом этапе наступает неадаптированность, личность оказывается неспособной приспособиться к новым условиям среды.

Для рассмотрения проблемы адаптации студентов первого курса вуза необходимо раскрыть специфику всех составляющих ее элементов.

Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. В процессе адаптации студент должен осознать цель системы обучения, включиться в нее и овладеть ее специфическими методами учебной работы.

Адаптирующийся элемент. В роли такого элемента может выступать либо студент, либо студенческая группа или микрогруппа, не обязательно связанная учебными рамками.

Адаптивная ситуация вызвана новизной самой деятельности и условий, в которых она протекает. Если рассматривать это положение более подробно, то можно выделить:

• новизну целей студента;

• новизну деятельности, протекающей в рамках учебно-воспитательного процесса вуза;

• новизну ближайшего его социального окружения;

• для тех студентов, которые приехали в город из другой местности, новизну более широкой социальной городской среды, к которой они также должны адаптироваться.

Адаптивная потребность может быть осознана студентом или нет. В последнем случае студент, видя, что прежние способы деятельности и поведения уже невозможны, ищет другие способы стихийно, методом проб и ошибок, в результате чего адаптация протекает медленно и со значительными трудностями. Удовлетвориться адаптивная потребность может для студента на двух уровнях:

• уровень вузовский, на котором создаются необходимые внешние условия реализации адаптивной потребности;

• уровень личностный, когда адаптивная потребность становится движущей силой самовоспитания и саморазвития личности.

В ходе развития адаптивной потребности можно выделить следующие фазы:

• возникновение рассогласования между личностью и социальной средой. Оно может наступить как в результате предметной деятельности или личностной среды адаптации, так и на различных подструктурах личности (мотивы, направленность, знания, умения, навыки);

• переживание индивидом этого рассогласования, в форме психического напряжения, беспокойства, когнитивного диссонанса;

• осознание личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установка на адаптацию;

• конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации [1].

Необходимо отметить, что адаптация не только дает возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, создает возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

В настоящее время накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих о деструктивном воздействии особых условий на деятельность и функциональное состояние человека, вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между его возможностями и объективными требованиями деятельности.

Человеку в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания — субъективного образа мира. Такое искажение сигнализирует о глубинном рассогласовании базисного механизма бытия и развития личности. В качестве глубинной психологической защиты наблюдается отчуждение и нарушается адаптация к жизни. Психологи выделяют основные группы критериев адаптированности личности:

а) относящиеся к субъекту (самооценка, удовлетворенность, ориентированность);

б) относящиеся к субъекту и опосредованные деятельностью, т. е. существующие и вне его (производительность, работоспособность, поведение в коллективе);

в) не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты (профессиональный рост, изменение социального статуса) [7].

Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности. Она включает в себя совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают в новых условиях

жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, в единстве с положительным самоотношением и отношением к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственной удовлетворенностью профессиональным обучением в целом.

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект — дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе [5]. Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе — явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов: профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать в трех аспектах:

• медико-биологический аспект (результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения);

• психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса);

• социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности) [1].

Профессиональная адаптация — предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

• адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

• адаптация общественная, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

• адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, т. е.

должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель — создавать для этого условия.

Показателями адаптации являются и результаты успеваемости (аттестации, результаты сессии); результаты самооценки студентов (удовлетворенность студентов выбранной специальностью; удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность положением в группе; желание продолжить обучение; интерес к выбранной специальности); личностная активность при обучении и в студенческом коллективе; оценка адаптации студентов преподавателями и кураторами.

В процессе оценки адаптации будущих специалистов выделено четыре уровня: высокий, средний, низкий, отрицательный [3].

Высокий уровень — у студентов высокая успеваемость. «Отличные» и «хорошие» оценки в семестре. Высокая и очень высокая самооценка собственных способностей. Уверенность в правильном выборе профессии. Интерес к профессии, желание работать по специальности. Адекватная оценка своих профессиональных умений. Удовлетворенность процессом обучения. Активная общественная деятельность, наличие профессионально значимых черт характера. Широкий круг делового и неофициального общения в группе и вне ее границ. Высокий уровень общественной активности и самостоятельности.

Средний уровень — у студентов хорошая успеваемость. «Отличные», «хорошие» и «удовлетворительные» оценки в семестре. Уверенность в правильном выборе профессии. Сомнения в успехах будущей профессиональной деятельности. Интерес к профессии. Недостаточная уверенность в своих профессиональных умениях. Средний уровень общественной активности и самостоятельности, наличие черт характера, которые мешают обучению.

Низкий уровень — у студентов средняя успеваемость. «Хорошие» и «удовлетворительные» (в основном «удовлетворительные») оценки в семестре. Несистематическая работа в течение семестра. Неуверенность в правильности выбора профессии. Нежелание работать по специальности, пассивность в работе. Индивид проявляет себя «я как все». Неадекватная оценка своих профессиональных умений. Отсутствие существенных профессионально значимых черт характера или наличие большого количества отрицательных. Минимальное деловое общение в группе.

Очень низкий уровень — у студентов не все экзамены сданы в сессию. Несистематическая работа в течение семестра. Неправильный выбор профессии. Отрицательное отношение к профессии. Неудовлетворительная общественно-профессиональная деятельность. Неадекватная самооценка своих профессиональных умений, отсутствие большого количества профессионально значимых черт характера. Пассивность. Неудовлетворенность своим положением в группе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, т. е. должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель — создавать для этого условия.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель развивающих занятий с первокурсниками: психологическая и социальная адаптация к вузовскому обучению, в результате которой студент начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы. Цель подразумевает решение следующих задач [2]:

1. Знакомство сокурсников, создание комфортной атмосферы, снятие тревоги, внедрение норм взаимовыручки.

2. Улучшение взаимодействия между студентами-первокурсниками, сплочение группы, осознание новых норм и правил, характерных для учебного процесса естественно-географического факультета.

3. Формирование учебной мотивации, выделение профессионально важных качеств студентов и учителей естественнонаучного цикла, необходимых для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности.

Одним из направлений эффективного решения проблемы адаптации является создание комфортного микроклимата в учебной группе, формирование настроя на общий результат, обретение уверенности, стремятся учиться. С этой целью в первые месяцы обучения необходимо проводить тренинговые занятия, направленные на знакомство, раскрепощение и командообразование. Участие в тренинге сплочения развивает у первокурсников единодушие, единомыслие, стремление к совместной работе, чувство принадлежности к одной команде, ощущение комфортности в группе. Мероприятия, направленные на знакомство и сплочение, учат прислушиваться к людям, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Такие занятия дают возможность проявить активность, инициативу и самостоятельность, что развивает интеллектуально-волевую сферу и способствует освоению специфики вузовского обучения.

Вторым направлением успешной адаптации студентов является осознание профессиональной ориентации, формирование положительного отношения к учебе и мотивационного компонента психической регуляции учебной деятельности. Для этого целесообразно проводить занятия по введению в будущую профессию студента. Цель таких занятий в осознании студентами своих профессиональных интересов, выявление способностей, выделение и обсуждение качеств, которыми, по их мнению, необходимо обладать специалисту. Информационный блок включает в себя знакомство с особенностями организации внеучебной работы в вузе и на факультете. Необходима также работа над личностными профессиональными планами студентов, определение стратегии их реализации и необходимых для этого ресурсов и условий. На протяжении занятия студенты являются активными участниками, что позволяет первокурсникам по окончании адаптационного периода овладеть более эффективными способами психической регуляции.

Таким образом, программа адаптационно-психологического тренинга позволяет студентам осознать новое качество своей социальной позиции, овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности, осознать необходимые профессиональные и личностные качества, скорректировать собственные планы на период обучения в вузе.

Дополнительный эффект проявляется в запуске механизмов группообразо-вания, создании благоприятного психологического климата как в отдельных учебных группах, так и на факультете в целом. Это потребует от кураторов и преподавателей-предметников проведения ряда адаптационных мер, носящих психологический и общеметодический характер. Студентам необходимо с первых дней рассказать о тех моральных ценностях, нормах поведения, традициях, которые приняты в учебном заведении. Первым наставником студентов в таких случаях является куратор. Он призван помочь первокурсникам в распределении своего времени, в планировании личного развития, в создании атмосферы, способствующей сплочению коллектива, овладению студентами профессионально-значимыми знаниями, умениями и навыками.

В начале первого года обучения имеет место реализация функций упреждающей адаптации (УА) [4]. Упреждающая адаптация интерпретируется как управляемый процесс введения первокурсников в вузовскую и конструируемую преподавателем профессиональную реальность. Этот процесс обеспечивает позитивное функционирование личностных механизмов студентов на когнитивном,

эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях. Упреждающая адаптация отражает три взаимосвязанных направления профессиональных действий преподавателей по управлению данным процессом: сопровождение, проектирование ситуаций кризиса учебно-профессионального развития студентов, предупреждение негативных проявлений переживаемых ими адаптационных кризисов.

Содержание функций упреждающей адаптации их диктует необходимость: а) изучения особенностей личности первокурсников кураторами групп; б) формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе вузовского обучения; в) организации досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями; г) прогнозирования процесса и результата адаптации.

Диагностическое обеспечение этого этапа включает анализ учебной документации, медицинских карт, личных дел студентов; методики изучения мотивов выбора профессии, внеучебных интересов и предпочтений студентов, психологических особенностей типа темперамента, уровня самооценки; тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; методики КОС-1 по изучению контактности и организаторских способностей, «Желание учиться», анкеты по изучению удовлетворенности студентов профессиональным выбором, представлений о выбранной профессии, а также удовлетворенности во взаимоотношениях в группе.

Как итог использования адаптирующих средств, можно предположить готовность куратора к комплексному прогнозу адаптации студентов; повышение уровня адапти-рованности студентов к дидактической ситуации вузовского обучения; определение группы «риска» (студентов, продолжающих переживать кризисы в адаптации).

Выход на первый план вопросов психологической поддержки личности студента, содействия ее развитию, становлению и самореализации является одной из основных задач в период адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Литература

1. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Куратору, работающему с первокурсниками: Методич. пособие / Сост. Л. И. Стани-славчик. Барановичи: БГВПК, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Монахова Л. Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых: [Сб.] / Ин-т образования взрослых. СПб., 2002.

4. Мирзаянова Л. Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Науч. ред. Т. М. Савельева. Минск: Беларуская навука, 2003.

5. Муравьева О. С. Некоторые пути оптимизации процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — вуз»: Мат-лы междунар. научно-методич. конф. / Гл. ред. И. М. Елисеева. Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2003. Ч. 1.

6. Просецкий П. А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. Минск, 1976.

7. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России: (По материалам социол. исслед.) / В. И. Уварова, В. Г. Шуметов, Т. Н. Афонина, Т. А. Иваненко. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001.

8. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость / В. А. Аверин, Ж. К. Дандарова, А. А. Деркач и др.; Под ред. А. А. Реана. СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Олма-Пресс, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.