Научная статья на тему 'СПЛОЧЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

СПЛОЧЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / STUDENT GROUP / СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА / TEAM BUILDING / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ / PSYCHOLOGICAL GAMES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ГРУППЕ / INTERACTION OF STUDENTS IN A GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Браташова Роза Викторовна

В статье рассматривается вопрос помощи студентам-первокурсникам в адаптации к условиям вуза. В основе адаптации - роль сплоченного коллектива учебной группы, способы ее формирования и влияние психологического климата академической группы на адаптацию студентов в целом. Предлагаются примеры воздействия на группу, направленные на образование коллектива студенческой группы и способствующие ускорению адаптации первокурсников к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cohesion of the Student Group as a Factor in the Success of Adaptation of Students to Learning in the Higher Education Institution

This article considers the problem of help to first-year students in adaptation to the conditions of the higher education institution. At the heart of the adaptation there is the role of a cohesive team in the training group, the methods of its formation and the influence of psychological climate within the academic group to adaptation of the students in general. The author offers examples of impact on the group aimed at the formation of the body in the student group and accelerating the freshmen's adaptation to learning in the higher education institution.

Текст научной работы на тему «СПЛОЧЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

Р.В. Браташова

Сплоченность студенческой группы как фактор успешной адаптации студентов к обучению в вузе

В статье рассматривается вопрос помощи студентам-первокурсникам в адаптации к условиям вуза. В основе адаптации — роль сплоченного коллектива учебной группы, способы ее формирования и влияние психологического климата академической группы на адаптацию студентов в целом. Предлагаются примеры воздействия на группу, направленные на образование коллектива студенческой группы и способствующие ускорению адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе; студенческая группа; сплочение коллектива; психологические игры; взаимодействие студентов в группе.

Молодой человек, входя в вузовскую среду, попадает в совершенно новый для него мир взаимоотношений с курсом, группой и преподавателями. На учебных занятиях, переменах, во время зачетно-экзаменационных сессий происходит постоянное межличностное общение. От того, насколько бывший абитуриент сможет приспособиться к общению с новыми для него людьми с различными взглядами, интересами и опытом, сможет влиться в студенческую группу, во многом зависит его успешность в обучении и, в частности, социализации вообще [9; 11].

Целью нашей работы было ускорить процесс адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников Педагогического института физической культуры и спорта, помочь им в образовании коллектива студенческой группы, в развитии дружеских взаимоотношений в коллективе, повысить интерес к вузовской среде.

Осуществление проекта предусматривается через совместную работу трех основных составляющих:

- психологические тренинги;

- служба психологической помощи студентам;

- психологические игры на сплочение коллектива.

О сплоченности студенческой группы писали А.Г. Асмолов, Л.И. Божо-вич, О.С. Газман. Это обусловлено тем, что становление студенческой группы как коллектива является актуальной проблемой для любого вуза. Успешный студент — не цель, а средство для формирования успешного компетентного специалиста [1; 4].

Особенностью нашей работы со студентами-первокурсниками было введение в рамки учебных занятий по физической культуре коллективных игр на сплочение группы. Коллективные игры на сплочение студенческой группы представляют собой комплекс мер, направленных на:

• усиление сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы», формирование навыков успешного взаимодействия членов группы;

• развитие доверия между студентами в студенческой группе, понимания и принятия индивидуальных особенностей однокурсников;

• переход от состояния конкуренции к сотрудничеству членов группы;

• переключение внимания студента с себя на «команду»;

• создание мотивации на совместную деятельность (как учебную, так и на внеучебную);

• создание опыта высокоэффективных совместных действий;

• повышение неформального авторитета лидеров группы;

• развитие лояльности студентов-первокурсников по отношению к себе, группе и вузовской среде;

• повышение командного духа группы, получение заряда позитивного настроения [5; 7].

Суть всех коллективных игр, проводимых в стенах Педагогического института физической культуры и спорта, заключается в организации эффективных совместных действий по преодолению искусственно созданной проблемной ситуации. Игры направлены на улучшение взаимодействия членов студенческой группы, на приобщение студента к коллективным ценностям группы, на создание у каждого участника группы чувства «причастности».

Игры проводились в рамках учебных занятий по физической культуре на двух первых курсах (обучающихся по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», профиль подготовки «Физическая реабилитация» и «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка») в Педагогическом институте физической культуры и спорта ГБОУ ВПО МГПУ Занятия с применением игр проводились один раз в неделю, и всего за учебный год было проведено 30 учебных пар с перерывами на зачетно-экзаменационную сессию и студенческие каникулы.

Для примера приведем несколько игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, внутригрупповых взаимоотношений.

Игра «Поздороваться за руку». Проводилась в начале учебного года, когда студенты еще малознакомы друг с другом. Правила игры: каждый студент должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством однокурсников. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку, при рукопожатии оба участника обязательно называют свое имя [3].

Игра «Расскажи о себе». Играющие разбиваются по парам и в течение определенного времени (около 30 сек.) рассказывают о себе своему напарни-

Науки о физической культуре и спорте в системе межнаучных связей

25

ку. Затем по одному человеку из пары садятся лицом в круг, а за их спинами становятся напарники, которые за определенное время (около 15 сек.) должны рассказать от своего лица то, что они только что услышали от напарника. Потом напарники меняются местами [6].

Игра «Любимое занятие». Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий находится в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.). Относящие ее к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим [3].

Такие игры проводились в сентябре - октябре, когда члены студенческой группы только знакомились и привыкали друг к другу.

Далее были введены игры, связанные с прямым физическим контактом между студентами, например, игры на поддержку и опору, на выполнение заданий, где студенты держатся за руку товарища. Если участники группы оказываются в ситуации, когда справиться с условиями игры в одиночку невозможно, они начинают понимать преимущества работы в команде. В результате таких игр растет доверие между членами группы, а ситуации взаимной поддержки и помощи переносятся в повседневную студенческую жизнь [2; 11]. Например, игра «Три пальца»: Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга — внутренний и внешний). По команде ведущего, на счет «три» участники показывают человеку, стоящему напротив, пальцы от 1 до 3: 1 палец — просто постояли, посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца — пожали друг другу руки, 3 пальца — обнялись; в случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие, соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 — просто пожали друг другу руки). Ведущий, после того как участники выполнили действия, дает команду «Переход», и внешний круг смещается на одного человека вправо. После этого ведущий снова считает: «раз, два, три. Переход» и так до тех пор, пока участники не пройдут полный круг, оказавшись снова в паре с тем же человеком, с которым они и начинали данный этап [12].

Игра «Дотронуться до одежды, до цвета». Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, который укажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становится водящим [8].

Игра «Носок-пятка». Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать — получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели — нужно попробовать так немного продержаться [8].

Игра «Все на борт». Группа делится на команды. Для игры необходим лист ватмана. Задача участников: уместиться всей командой на листе ватмана, представив его маленьким корабликом во время кораблекрушения. Нужно поставить обе

ноги на лист ватмана, не выходя за его пределы, и удержаться так как минимум пять секунд. Далее нужно сделать то же самое на площади меньшей величины [6].

Всего в эксперименте учувствовало 37 студентов, поступивших в Педагогический институт физической культуры и спорта в 2012 году. В процессе работы с первокурсниками проводилась диагностика, для чего использовались следующие тесты и методики:

- тест «Диагностика общей самооценки личности» (Г.Н. Казанцева);

- Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина);

- опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» (О.Н. Родина, адаптация М.А. Дмитриевой);

- методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзен-ку) [10].

Исследование показало, что в целом результаты работы, направленной на ускорение адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе с помощью применения коллективных игр на сплочение группы, а также психологических тренингов, дали положительную динамику. В качестве иллюстрации приведем результаты, полученные после работы студентов с тестом «Диагностика общей самооценки личности» (Г.Н. Казанцева).

В начале нашего эксперимента мы выявили заниженную самооценку у 32 % студентов. Однако после проведенных нами мероприятий, направленных на оказание помощи студентам в адаптации к условиям обучения в вузе результаты тестирования сильно изменились. Уровень самооценки студентов значительно повысился. Так, на конец учебного года процент студентов в группе с заниженной самооценкой снизился на 21 %, и составил всего 11 %.

Результаты, выявленные по методике «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, показали, что 16 % испытуемых студентов обладают повышенной ситуативной тревожностью, а 63 % — повышенным уровнем личностной тревожности. После эксперимента мы провели повторное тестирование, которое показало, что уровень тревожности в испытуемых группах значительно снизился. У тех студентов, у которых были выявлены высокие показатели по обеим шкалам, уровень тревожности снизился до умеренного или остался на прежнем уровне. Таким образом, к концу 2012/2013 учебного года осталось всего 5 % студентов с повышенной ситуативной тревожностью, и 37 % студентов с повышенными показателями личностной тревожности, что на 11 % и 26 % соответственно выше первичных показателей.

Опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» О.Н. Родиной помог нам выявить студентов профессионально дезадаптированных, что помогло нам разработать комплекс психолого-педагогических мер, направленных на помощь в сплочении студенческого коллектива.

В испытуемых группах на начало учебного года высокий уровень дезадаптации показали 11 % студентов, умеренный уровень дезадаптации оказал-

ся у 31 % обследуемых студентов, низкий — у 58 %. В конце учебного года высокий уровень дезадаптации не показали ни один студент, умеренный уровень оказался у 27% студентов. По приведенным данным видно, что в целом большинство студентов продемонстрировало достаточно высокий уровень адаптации еще в начале учебного года. Однако подобный уровень требует проведения специальной программы, оптимизирующей процесс адаптации, роль которой и сыграло проведение занятий с элементами тренинга и коллективных игр.

Также в нашей работе мы использовали методику Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний», с помощью которой можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.

По полученным результатам у 54 % опрошенных выявлен высокий уровень тревожности, 26 % имеют средний уровень. Большинство опрошенных студентов тревожны, что свидетельствует об их неуверенности в себе, в своих успехах, об эмоциональном дискомфорте, связанном с ожиданием неблагополучия.

В конце 2012/2013 учебного года при проведении повторного тестирования было выявлено, что тревожность снизилась: высокий уровень тревожности показали 34 % испытуемых, 22 % — умеренный уровень, и 46 % имеют низкий уровень тревожности. Полученные данные позволяют судить о том, что у студентов достаточно уверенности в себе, в успехах в обучении и в своей значимости в группе. Студенты имеют «чувство плеча» и могут рассчитывать в случае неудач на помощь и опору со стороны одногруппников.

По полученным результатам уровня агрессивности можно проследить следующее: у 41 % испытуемых высокий уровень агрессивности, что говорит о враждебности по отношению к окружающим их людям. У 32 % — низкий, и 27 % имеют умеренный уровень, что говорит о несдержанности, трудностях в общении с людьми, демонстрации превосходства по отношению к сверстникам.

Результаты методики могут говорить о психоэмоциональном напряжении студентов-первокурсников в начале обучения в вузе на фоне высоких требований к их учебным способностям, а также к нормам поведения в высшем учебном заведении.

В конце эксперимента нами были получены следующие данные: у 6 % высокий уровень агрессивности, 32% имеют умеренный уровень агрессивности, и 62 % студентов имеют низкий уровень агрессивности.

Таким образом мы видим, что к концу нашего эксперимента для студентов не характерно проявление агрессии, направленной на других (сплетни, злобные шутки в адрес одногруппников), или агрессии, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, хлопанья дверьми аудитории, вспышки гнева).

Также для выявления трудностей, с которыми студенты столкнулись в условиях вуза, в процессе работы нами была разработана анкета первокурсника. Данную анкету студенты заполняли дважды: в сентябре, на первых неделях

обучения, и в мае, то есть к концу первого курса. Анкета состояла из 7 несложных вопросов, таких как: «Есть ли у Вас трудности во взаимоотношениях с сокурсниками?», «Комфортно ли Вы чувствуете себя в институте?», на которые были предложены варианты ответов.

После обработки полученных данных мы выявили, что в начале учебного года 11 % студентов-первокурсников имели трудности во взаимоотношениях с однокурсниками, 47 % отметили, что имеются совсем небольшие трудности, и 42 % ответили, что вовсе не испытывают трудностей в общении с одногруппниками.

В конце учебного года процент студентов, у которых улучшились взаимоотношения с однокурсниками, значительно увеличился. 68 % испытуемых ответили, что не имеют трудностей во взаимоотношениях внутри академической группы, у 26 % остались небольшие трудности, и всего 6 % испытуемых ответили, что трудности в общении еще остались.

На вопрос «Как Вы чувствуете себя в институте» в начале эксперимента 21 % ответили, что им «очень комфортно», 73 % — «комфортно», и 6 % студентов оказалось совсем «некомфортно» в группе.

К концу учебного года после проведенных нами мероприятий, направленных на коллективообразование и сплочение академической группы, студентам гораздо комфортнее стало пребывание в институте. 68 % испытуемых отметили, что находиться в стенах института им очень комфортно, 26 % ответили, что им достаточно комфортно, и совсем некомфортно осталось 6 % студентам-первокурсникам.

В совокупности результаты показывают, что проведение комплексной адаптационной программы, включающей психологические тренинги и коллективные игры на сплочение, помогают созданию благоприятного климата в студенческой группе и в институте, положительно влияют на процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям вузовской среды, значительно ускоряя его. В результате формируется адаптивная и саморазвивающаяся личность студента, способная в дальнейшем активно входить во все новые сферы жизнедеятельности.

Литература

1. Азарова Т.В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общ. ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 96 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.

4. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. С. 180-205.

5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота - поддержка - консультирование. Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н.Б. Крыловой. Вып. 6. М.: Инноватор, 1996. С. 11-38.

6. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 230 с.

7. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики. М.: Эконом-Про, 2004. 370 с.

8. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. 184 с.

9. РодионовВ.А., Морозова Т.Ю., СтупницкаяМ.А. Студенческая жизнь: инструкция по применению: методическое пособие. Адаптационный тренинг для студентов 1 курса психологических и педагогических факультетов. М.: МГПУ, 2010. 102 с.

10. Романова Е.С. Психодиагностика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

11. Уварова М.В. Коллектив как форма сплочения студенческой группы // Молодежь и наука: реальность и будущее: мат-лы II Междунар. научн.-практ. конф.: в 9-ти т. Невинномысск: НИЭУП, 2009. С.467-469.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: пер. с нем. М.: Генезис, 1998. 160 с.

Literatura

1. Azarova T.V. Praktikum po psixologicheskim igram s det'mi i podrostkami / T.V. Azarova, O.I. Barchuk, T.V. Beglova, M.R. Bityanova, E.G. Koroleva, O.M. Pyatkova; pod obshh. red. M.R. Bityanovoj. SPb.: Piter, 2002. 304 s.

2. AsmolovA.G. Psixologiya individual'nosti. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1986. 96 s.

3. Bityanova M.R. Organizaciya psixologicheskoj raboty' v shkole. M.: Sovershen-stvo, 1997. 298 s.

4. Bogomolova N.N. Situacionno-rolevaya igra kak aktivny'j metod social'no-psi-xologicheskoj podgotovki // Teoreticheskie i metodologicheskie problemy' social'noj psixologii / Pod red. GM. Andreevoj, N.N. Bogomolovoj. M.: MGU, 1977. S. 180-205.

5. Gazman O.S. Pedagogika svobody': put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu XXI veka // Zabota - podderzhka - konsul'tirovanie. Seriya «Novy'e cennosti obrazovaniya» / Pod red. N.B. Kry'lovoj. Vy'p. 6. M.: Innovator, 1996. S. 11-38.

6. DonczovA.I. Psixologiya kollektiva: metodologicheskie problemy' issledovaniya. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1999. 230 s.

7. Karyakin A.M. Komandnaya rabota: osnovy' teorii i praktiki. M.: E'konom-Pro, 2004. 370 s.

8. Platonov Yu.P. Psixologiya kollektivnoj deyatel'nosti: teoretiko-metodologicheskij aspekt. L.: Izd-vo Leningradskogo un-ta, 1990. 184 s.

9. Rodionov V.A., Morozova T.Yu., Stupniczkaya M.A. Studencheskaya zhizn': ins-trukciya po primeneniyu: metodicheskoe posobie. Adaptacionny'j trening dlya studentov 1 kursa psixologicheskix i pedagogicheskix fakul'tetov. M.: MGPU, 2010. 102 s.

10. Romanova E.S. Psixodiagnostika. 2-e izd. SPb.: Piter, 2009. 400 s.

11. UvarovaM.V. Kollektiv kak forma splocheniya studencheskoj gruppy' // Molodezh' i nauka: real'nost' i budushhee: mat-ly' II Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf.: v 9-ti t. Nevinnomy'ssk: NIE'UP, 2009. S.467-469.

12. Fopel' K. Kak nauchit' detej sotrudnichat'? Psixologicheskie igry' i uprazhneniya: per. s nem. M.: Genezis, 1998. 160 s.

R.V. Bratashova

The Cohesion of the Student Group as a Factor in the Success of Adaptation of Students to Learning in the Higher Education Institution

This article considers the problem of help to first-year students in adaptation to the conditions of the higher education institution. At the heart of the adaptation there is the role of a cohesive team in the training group, the methods of its formation and the influence of psychological climate within the academic group to adaptation of the students in general.

The author offers examples of impact on the group aimed at the formation of the body in the student group and accelerating the freshmen's adaptation to learning in the higher education institution.

Keywords: adaptation of first-year students to learning in higher education institution; student group; team building; psychological games; interaction of students in a group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.