лесостепной, степной, пересеченной местностями.
2.6. Необходимые для наблюдения за местностью умения:
— наблюдать за строениями, в которых находятся материальные ценности, за улицей, перекрестком, жилым домом и профессионально оценивать их особенности;
— наблюдать за горной, лесной, лесостепной, степной, пересеченной местностями и профессионально оценивать их особенности.
3.1. Необходимые при наблюдении за комплексом объектов, в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности знания:
— указанные во всех предыдущих разделах;
— приемов комплексного наблюдения за разноплановыми объектами;
— психологических особенностей типичных ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
3.2. Необходимые при наблюдении за комплексом объектов, в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности умения:
— указанные во всех предыдущих разделах;
— одновременно наблюдать за комплексом разноплановых объектов, представляющих профессиональный интерес.
Приведенный выше первый вариант педагогического содержания профессиональной наблюдательности нуждается в дальнейшей проверке путем анкетирования преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД России, а также практических работников органов внутренних дел, применения ряда других научных методов, что нами в настоящее время и осуществляется.
Создание, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогического содержания профессиональной наблюдательности сотрудника органов внутренних дел поможет уяснить вопрос о том, какие знания нужно передать и какие умения необходимо развить у слушателей и курсантов учебных заведений МВД России, чтобы можно было сформировать у них высокую степень профессиональной наблюдательности, более качественно подготовить их к служебной деятельности.
Литература
1. Васильев В.Л. Психологическая характеристика осмотра места происшествия // Проблемы психологии следственной деятельности. — Красноярск, 1966.
2. Волков А.А. Психологическая подготовка слушателей рядового и младшего начсостава милиции в учебных центрах МВД, УВД: Дис... канд. психолог, наук. — М., 1989.
3. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции. — М., 1990.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М., 1967.
5. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.
6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М., 1995.
Моральная рефлексия и этическая норматизация к деятельности сотрудников органов внутренних дел
Старший преподаватель кандидат исторических наук Т.Р.Бехбутов
Академия полиции МВД Азербайджанской Республики, г. Баку
Исследования в области психологии и этики в деятельности сотрудников органов внутренних дел имеют очень важное теоретическое значение в деле их обучения, подготовки, воспитания.
Азербайджанская Республика встала на путь формирования новых органов управления. В их числе нужно считать и ОВД, для которых одним из важных факторов является комплектование кадрового корпуса полиции, в состав которой должны быть приняты образованные профессионалы, имеющие высокий уровень психологической и этической подготовки.
Вопросами психологии и этики в системе ОВД занимаются кафедры ОРД и общественных наук Академии полиции МВД Азербайджанской Республики.
Научные исследования в области психологии и этических норм поведения сотрудников органов внутренних дел этими кафедрами велись в части проблем взаимосвязи некоторых психологических факторов с оценочными показателями этических норм в поведении сотрудников ОВД.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
60
Поведенческие факторы деятельности сотрудника полиции нуждаются в этической норматизации, основанной на традициях психопедагогики права и общественных нормах этики.
На протяжении тысячелетий человечество стремилось к некоей корпоративной системе общения, поэтому создавались различные своды законов, договоры, нормативные акты, религиозные каноны, дворцовые правила, воинские уставы, клятвы, присяги, моральные кодексы и др. Как и тогда, так и сейчас трудно найти полную адекватность во взглядах, поступках, нравственных позициях, однако люди, как правило, реагируют на различные явления, связанные с категориями этики, с позиций моральной рефлексии. Благодаря этому психологическому явлению мы имеем возможность определять степень взаимоотношений людей между собой.
В настоящее время, после распада психосоциальной среды обитания, когда в обществе зарождаются новые отношения, психология людей подверглась изменениям. На первое место вышли такие типы поведения социально-психологического порядка, как конкуренция, соперничество, соревновательность, предприимчивость и т.д., что всегда присуще рыночным отношениям.
Каждый раз, когда меняются критерии нравственности (благо, добро и зло, справедливость, мораль, социальный идеал), нормативы нравственности начинают соответствовать поступкам.
Установлено, что рефлексивность моральных требований выражается через императивность. Снятие императивности моральных норм посредством поступка ведет к обострению этой императивности, к вине личности и способствует формированию ее нравственного облика, проявляющегося через моральную рефлексию.
Моральная рефлексия выполняет главную функцию интеграции социальной и индивидуальной морали, а также функцию морального развития личности в условиях перехода от тоталитаризма к демократии. Словом, переход от одной социально-политической системы к другой способствует также переходу, отражающемуся на личности индивида, и к изменению моральной рефлексии и нормативной этики.
Под рефлексией в различных системах научного и философского знания обычно понимаются разные явления.
Это понятие — одно из древнейших орудий духовной жизни человека и его позна-
ния - по широте спектра своих значений. Для психологов рефлексия — это размышление за другое лицо, способность понять, как думают другие люди. Для философов - форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление собственных действий и законов.
Одним из сложных и мало разработанных вопросов моральной рефлексии являются психологический и этический ее аспекты. Ведь рефлексия, как отмечалось, это не только операция мышления, но и психологический акт, выявляющий одну из важнейших черт психического и этического состояния человека.
Моральной рефлексией можно назвать способность человека, которая обеспечивает выполнение всех важнейших функций морали применительно к индивидуальному моральному сознанию. Рефлексия прежде всего причастна именно моральному сознанию, и в этой своей причастности она больше всего известна. Размышляет ли индивид о правильном и достойном, о добре и долге, сравнивает ли свои мотивы с теми требованиями, которые предъявляет мораль, выносит ли на суд поведение других людей, высказывает ли оценки, ведет ли напряженный духовный поиск своего идеала и смысла жизни или впадает в пустое резонерство — во всех этих случаях налицо деятельность моральной рефлексии, ее “норма” или “патология”.
Регулятивная способность моральной рефлексии характеризуется, как выяснено еще античной этикой, тем, что наибольшей волепринудительной силой обладает сама нравственная истина, отыскиваемая с помощью размышления, сопоставления, сомнений, анализа и установок.
К условиям формирования моральной рефлексии относятся не только психологические и интеллектуальные факторы.
Рефлексия — это коренное свойство человеческой психики, но степень его развития и содержание различны. Есть люди, которые, совершая “грязные” дела, не испытывают угрызений совести, не чувствуют чужой боли.
Рефлексия в сфере морали способствует также решению некоторых особых задач, вытекающих из того, что мораль по отношению к индивиду выступает фактором социализации и совершенствования, а рефлексия — собственным средством познания в деятельности индивида.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
61
Научный анализ привел к выводу, что моральная рефлексия, кроме того, есть средство в структуре совершенствования морального облика индивида, а инструментом этого совершенствования является этическая нор-матизация.
Моральное сознание, теряющее качество рефлексивности, перестает быть моральным и действует на сознание человека способом регуляции поведения через непосредственные правила этической нормативности.
Таким образом, этическая норматизация и моральная рефлексия имеют общие корни. В связи с этим в общей проблематике этико-психологической норматизации можно выделить основополагающие формы норматизации: психолого-педагогическую; социально-психологическую; этико-психологическую; этико-правовую.
Все эти формы норматизации охватывают поиск наиболее перспективных приемов индивидуально направленного воздействия, применимых для сотрудников ОВД в их служебной и внеслужебной деятельности. Практика показывает, что соблюдение форм норматизации способствует совершенствованию стиля работы, ее высокой культуре, создает условия для эффективности деятельности.
Моральная рефлексия и этическая норматизация, применимая как метод в деятельности ОВД, предусматривает вопросы профотбора кадров, повышение общего уровня, знание и соблюдение ими положений, регламентирующих организацию работы коллектива подразделения, его членов.
Этическая норматизация проявляется практически во всех случаях деятельности сотрудника ОВД через определенный этикет поведения в различных предусмотренных и непредусмотренных психологических и этических ситуациях.
Отсутствие того или иного закона, норматива, который детально регламентировал бы деятельность органов внутренних дел в борьбе против различных видов преступлений, оказывает отрицательное влияние, тормозит и ограничивает сферу деятельности сотрудников полиции. Однако, оказавшись в этом двойственном положении, полиция прибегает к применению “неписаных” законов, основанных на моральной рефлексии и этической норматизации.
Наглядным примером могут служить обычаи и традиции, существующие в обществе, которые уже в некотором смысле приобрели норму закона.
Эти “неписаные” законы включают в себя основы моральной рефлексии и этики: понятия, правила, принципы, идеалы, чувства
62
удовлетворения и неудовлетворенности, радости и огорчения, любви и ненависти, зла и добра. Все эти понятия ярко проявляют себя в психо-этических нормах различных профориентаций. Возникновение профессиональной психо-этической норматизации обусловлено реальным разделением труда, реальными отношениями людей на производстве, службе, в быту и т.п. На почве профессиональной деятельности между людьми складываются своеобразные, не повторяющиеся в других сферах жизни нравственно-психологические отношения, которые требуют соответствующих решений и поступков. Специфические профессиональные отношения неизбежно порождают своеобразные формы моральных психологических требований, предписаний и оценок, которых нет в других сферах деятельности. Особенности и объем этих требований, предписаний формируются на основе существовавших и несуществующих правил.
Все имеющиеся в прошлом и разрабатываемые сегодня правила, традиции, нормативы не могут полностью решить проблему психологической, этической, нравственной подготовленности сотрудников ОВД. Однако они дают возможность объединить усилия в этом направлении. Так, средством проявления моральной рефлексии и этической норматизации служат этикет и такт сотрудника ОВД. Знание этикета есть показатель понимания красоты и пользы принятых жестов, движений и манер. Нарушение этикета по причине его незнания или неуважения ведет к нарушению моральной рефлексии и недееспособности этической норматизации. Ломается вся схема традиционной культуры поведения. А нам известно, что в культуре поведения сотрудника ОВД должны выражаться лучшие черты современного человека, его мировоззрение, моральная чистота и физическое совершенство. Этикет и такт сотрудников имеют такие черты, которые свойственны сотрудникам всех рангов. В этих правилах традиционно выражаются внутренняя и внешняя культура человека: чувство меры, сдержанность, предусмотрительность и приличие.
Такт — это умение сказать или сделать что-нибудь кстати. Осознание такой меры исключает из взаимоотношений неприличие, неловкость, растерянность, непринятые жесты и неуместные суждения. Бестактность — свидетельство отсутствия культуры у данного человека, показатель его грубости и невоспитанности. Сознание такта несовместимо с необдуманностью действий и высказываний. Такт требует выдержки и терпения.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
Под этикетом понимается принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет охватывает те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
В данной статье мы покажем некоторые правила поведения, требования, которые долж-ны предъявляться к сотрудникам полиции.
На службе
Правило 1. Для сотрудников полиции дружеские отношения не должны отражаться на служебных. Полицейский должен уметь разграничивать взаимоотношения с товарищами по службе и дружеские взаимоотношения.
Правило 2. Сотрудник полиции на работе должен вести себя уравновешенно, избегать всего, что может потревожить товарищей. Не следует громко говорить, хлопать дверьми, делать двусмысленные замечания. Надо выработать корректный тон разговора. Говорить следует вполголоса.
Правило 3. По телефону принято говорить коротко, только по делу. Прежде чем ответить, надо выслушать собеседника. Если попросят что-либо передать, следует записать просьбу и положить на стол того, кому это адресовано.
Правило 4. Помнить, что специфика служебной деятельности работников органов внутренних дел требует особой лаконичности и четкости в разговоре, осмотрительности, строгого соблюдения служебной тайны.
Правило 5. Сотрудник полиции должен знать, что при возникновении спора надо проявить особое терпение и выдержку. Всегда надо дать высказаться собеседнику. Аргументы и доказательства следует выдвигать твердо, корректно и без эмоций.
Правило 6. В своей работе необходимо проявлять точность, организованность, аккуратность. Надо уметь ценить и беречь время свое и чужое. Опоздание на деловую встречу есть недисциплинированность. Пунктуальность и аккуратность экономят время, не только вызывают уважение, но и положительно влияют на окружающих, приучают их быть такими же точными, обязательными и внимательными.
Правило 7. Сотрудник полиции должен принимать активное участие в жизни коллектива. Уметь разделять успехи и промахи коллектива, его удачи и неудачи, радости и огорчения.
Правило 8. Необходимо всегда и всюду оказывать уважение, внимание страшим по званию, возрасту или общественному положению. Всегда первым приветствует младший — старшего, мужчина - женщину, подопечный — начальника.
Правило 9. Всегда держитесь чувства собственного достоинства, это вызывает уважение и заставляет людей внимательнее относится к вашим словам и делам.
Правило 10. В порядке уважения к начальнику или старшему по званию следует уступать ему дорогу, пропустить вперед в коридоре или на улице, при входе или выходе из лифта, здания и пр. Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником, то подчиненный обязан уступить дорогу и, отдавая честь, пропустить его, при необходимости пройти мимо начальника(старшего) или обогнать его надо спросить разрешения.
Правило 11. При обращении к гражданину или при обращении к вам приложите руку к головному убору, представьтесь ему, назвав фамилию, должность и наименование подразделения. Обращайтесь к гражданам на “Вы”.
Правило 12. Подскажите людям, как им поступить, проявите искреннее желание помочь им. Люди должны считать, что лучше всех поможет им сотрудник полиции.
Правило 13. Любой поступок сотрудника полиции, его слова, тон, манеры, внешний вид — все обращает на себя внимание окружающих.
Правило 14. Помните, что когда Вы выполняете репрессивные функции, стремитесь к тому, чтобы ваши действия находили понимание у нарушителя и окружающих.
Достаточно ограничиться этим неполным перечнем правил, которые можно назвать “Кодексом этических норм сотрудника ОВД”, или “Этическим уставом сотрудника полиции”. Этот кодекс (устав) можно разделить на разделы:
Раздел I — на службе;
Раздел И — вне службы;
Раздел III — для сотрудника ОВД;
Раздел IV — для начальника ОВД.
Например, для начальника подразделения в разделе IV можно определить следующую этическую норматизацию:
Правило 1. Будь компетентным: руководитель, плохо разбирающийся в специальных проблемах, подобен слепому, взявшемуся быть проводником.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
63
Правило 2. Начальник должен быть смелым и решительным: ничто так не компрометирует начальника, как безынициативность и трусость.
Правило 3. Помни, что обучение подчиненного определенной работе всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим руководителем.
Правило 4. Объективно характеризуйте человека, даже если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего.
Правило 5. Брань и ругань — признак бессилия.
Правило 6. Требуя выполнения тех или иных предписаний, проверь, выполняешь ли ты их сам.
Правило 7. Хороший начальник делает замечания по обнаружению недостатков в работе подчиненных, плохой — копит из для публичного разноса.
Правило 8. Будь немногословен, не злоупотребляй терпением своих подчиненных и вместо ста скажи десять таких слов, которые запомнятся.
Правило 9. Не бойся талантливых подчиненных.
Правило 10. Объективно и всесторонне оценивай предложения, исходящие от всех сотрудников, в том числе и неприятных для тебя.
Правило 11. Не забывай о юморе, добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд привлекательнее и производительнее.
Правило 12. Не давай пустых обещаний.
Правило 13. Убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства.
Правило 14. Умей отказаться от своего неверного решения.
Правило 15. Каждое достижение подчиненного отмечай, по возможности, в присутствии других сотрудников, чтобы возбудить у них желание работать лучше.
Правило 16. Не кричи — кричащего плохо слышно.
Правило 17. Предпочитай покладистому, но безынициативному работнику “ершистого”, но инициативного.
Правило 18. Старайся сдержать раздражение.
Правило 19. Руководитель должен создать все условия для повышения квалификации подчиненных, их продвижения по службе. 64
Правило 20. Необходимо интересоваться состоянием здоровья, условиями труда, семейными и материальным положением, бытом подчиненных.
Правило 21. Считай каждого сотрудника необходимым и полезным членом коллектива, постоянно давай почувствовать это.
В заключение можно выделить главное: все эти этические нормы в качестве условно принятых уставов, кодексов, правил должны быть не только неписаными, но и писаными нормативами. В системе ОВД это необходимо прежде всего для того, чтобы, если моральная рефлексия при определенной ситуации, т.е. при экстремальных ситуациях, конфликтах, в процессе деградации и деформации сотрудника ОВД не будет проявляться, то на смену должна прийти этическая нор-матизация в качестве уставов, кодексов или правил.
Подводя итоги этого небольшого исследования, мы ставим перед собой определенную задачу создать такой свод этических правил для сотрудников ОВД, чтобы эти правила служили для них ориентиром, компасом в их служебной деятельности.
Литература
1. Авксентьев Г.С. Служебный этикет офицера внутренних войск. — Л., 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.
3. Горелев И. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
4. Жерир де Моннелл, Поль Фресс, Жан Пиа-те. Экспериментальная психология. — М.,1973.
5. Китов А.И. Психология управления. — М., 1979.
6. Крутецкий В.А. Психология. — М., 1986.
7. Петровский А.В. Общая психология. — М., 1986.
8. Решетина А.М. Общественно-психологические закономерности социализации личности. — Омск, 1974.
9. Столяренко А. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. — М., 1982.
10. Туманов Г.А. О психологии управления в системе органов внутренних дел. — М., 1970.
11. Чалин М.А. Этика и такт сотрудника милиции. — М,, 1977.
12. Шепель В.М. Управленческая психология. — Ярославль, 1984.
13. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М., 1974.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)