Научная статья на тему 'Психолого-трудовые аспекты профессионального этикета сотрудников ОВД Республики Беларусь'

Психолого-трудовые аспекты профессионального этикета сотрудников ОВД Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MORAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS FOR THE CHALLENGES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ / PROFESSIONAL ETIQUETTE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пекарский Ф. В.

Статья посвящена анализу ключевых положений Правил профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь в контексте задач совершенствования системы обеспечения высокого уровня морально-психологической готовности личного состава к решению задач профессиональной деятельности, надежности, эффективности и результативности их труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LABOR ASPECTS OF PROFESSIONAL ETIQUETTE POLICE OFFICERS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the key provisions of the Rules of professional ethics of internal affairs of the Republic of Belarus in the context of the tasks to improve the system to ensure a high level of moral and psychological readiness of personnel with problem solving professional, reliability, efficiency and effectiveness of their work.

Текст научной работы на тему «Психолого-трудовые аспекты профессионального этикета сотрудников ОВД Республики Беларусь»

ПСИХОЛОГО-ТРУДОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТИКЕТА СОТРУДНИКОВ ОВД РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

Ф.В. Пекарский,

докторант кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России, кандидат философских наук, доцент Научный консультант: начальник кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, полковник полиции В.Л. Цветков Е-mail: [email protected] Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

Аннотация: статья посвящена анализу ключевых положений Правил профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь в контексте задач совершенствования системы обеспечения высокого уровня морально-психологической готовности личного состава к решению задач профессиональной деятельности, надежности, эффективности и результативности их труда.

Ключевые слова: морально-психологическая готовность к решению задач профессиональной деятельности, надежность, профессиональный этикет, психологическая работа.

PSYCHOLOGICAL AND LABOR ASPECTS OF PROFESSIONAL ETIQUETTE POLICE OFFICERS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

F.V. Pekarsky,

doctoral candidate of chair of legal psychology of UNK design and estimate documentation Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, candidate of philosophical sciences, associate professor

Summary: the article analyzes the key provisions of the Rules of professional ethics of internal affairs of the Republic of Belarus in the context of the tasks to improve the system to ensure a high level of moral and psychological readiness of personnel with problem solving professional, reliability, efficiency and effectiveness of their work.

Keywords: moral and psychological readiness for the challenges of professional activity, reliability, professional etiquette, psychological work.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентирована перечнем нормативно-правовых документов, официальных и неофициальных требований, норм, правил, традиций и деловых обыкновений. Каждая из перечисленных форм регламентаций оказывает свое особое влияние на характер общения, поведения и, в целом, деятельности сотрудников. Полное приятие большинства из них высвобождает потенциал сотрудников и способствует личному и профессио-

нальному развитию защитников правопорядка. Неприятие же, непонимание, игнорирование, отторжение, напротив, с высокой степенью вероятности провоцируют начало процесса их профессионального выгорания.

При значительном сходстве подходов к психологическому обеспечению профессиональной деятельности сотрудников ОВД Российской Федерации и Республики Беларусь, имеются и некоторые отличия, обусловленные особенностями сложившей-

ся практики и актуального исторического момента. При этом и российская полиция, и белорусская милиция явно идут по пути модернизации систем обеспечения профессиональной деятельности в параллельных направлениях, поочередно незначительно опережая друг друга в разработке и принятии принципиально новых, но созвучных друг другу, методологических подходов, поступательно совершенствуя научно-методическую базу применяемых моделей психологического и психолого-педагогического обеспечения.

Система психологической работы в органах внутренних дел России увязана с моделью системы воспитательной работы с личным составом, в Республике Беларусь — с моделью системы идеологической работы (в которой воспитательная работа — одно из ведущих направлений). Не вдаваясь в нюансы применяемого понятийно-категориального аппарата, можно сказать, что и в первом, и во втором случае речь идет о системах формирования и поддержания на высоком уровне состояния морально-психологической готовности сотрудников к решению задач профессиональной деятельности, надежности, эффективности и результативности их труда. Совпадают, созвучны, либо не противоречат друг другу в своих принципиальных положениях и фундирующие принципы этих систем.

К числу основных сводов официальных предписаний, касающихся непосредственно служебной деятельности сотрудников ОВД Республики Беларусь, относятся Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» и Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 марта 2013 года № 67, утвердивший «Правила профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь». Закон устанавливает наиболее важные требования к поведению и деятельности сотрудников как защитников законности и правопорядка в обществе. Правила же профессиональной этики дополняют и конкретизируют общие положения закона применительно большинства реальных ситуаций исполнения сотрудниками ОВД своих служебных обязанностей, ситуаций внеслужебной деятельности, взаимоотношений с коллегами, гражданами, должностными лицами других государственных органов, организаций.

Как лица, давшие присягу, сотрудники ОВД Республики Беларусь в своей служебной и внеслужебной деятельности должны руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также общепринятыми нормами этики и морали. При этом, если правовые нормы ими, как и рядовыми гражданами, в целом, трактуются единообразно, то в случае морально-нрав-

ственных установлений (в силу их особой природы) допускаются разночтения в интерпретации. Как итог, поведение отдельных сотрудников существенно диссонирует с имиджевыми ожиданиями, предъявляемыми обществом к представителям данной профессии.

В общественном мнении спорадически возникает представление, что некоторые из сотрудников (либо даже большинство!) могут поступать некорректно и нетактично в определенных ситуациях деятельности, осознанно, либо неосознанно выделяться из общих рядов, допускать поступки и действия, несоответствующие позитивному имиджу надежных работников правоохранительной сферы (например, брать взятки, игнорировать просьбы о помощи, халатно, либо узкокорыстно исполнять профессиональные функции).

В ходе исследований (на выборке в 1560 респондентов, статистическая погрешность 2,48%) установлено, что значительная часть сотрудников ОВД Республики Беларусь с высокой степенью регулярности оказывается в ситуациях профессиональной деятельности, которые испытывают на прочность их профессионально-этическую позицию. Реальность такова, что в случае отсутствия постоянного контроля по рассматриваемому вопросу со стороны непосредственных руководителей, актива, психологов и идеологических работников, ряд сотрудников, действительно, рискует стать на путь девиантного поведения, профессионального выгорания и деформации, и, как итог, — правонарушений. Проведенные исследования выявили наличие статистически значимой корреляции (р<0.05) между усилиями руководства и актива ОВД и состоянием морально-психологического климата в коллективах, где примененные меры своевременного реагирования в форме оказания грамотной и адекватной психологической помощи нашли отклик у оступившихся, либо готовых оступиться сотрудников (г=0.618, p<0.05).

Включение в практику официально закрепленных профессионально-этических норм призвано содействовать непосредственному повышению качества выполнения возложенных на органы внутренних дел задач; повышению общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел; выработке у сотрудников потребности соблюдения профессионально-этических норм.

Примеры грамотного и высоконравственного проявления образцов профессионального долга, чести и достоинства сотрудниками органов внутренних дел Республики Беларусь при исполнении служебных обязанностей многообразны. Вновь утвержденные Правила профессиональной этики призваны скомбинировать из них своеобразный эталон, позволяющий всем сотрудникам без исключения

сформировать единообразное понимание этого вопроса; выработать для себя единую, фактически, стандартизированную модель профессиональной деятельности, поведения и общения, единообразный норматив реализации и совершенствования профессионально-важных качеств своей личности. С этой целью Правила профессиональной этики четко очерчивают набор принципов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь, играющих роль основных целевых ориентиров профессионального становления и развития.

Так, в содержании Правил профессиональной этики сотрудников ОВД Республики Беларусь особо подчеркивается, что профессиональная деятельность и поведение сотрудника должны способствовать формированию в обществе авторитетности, уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости органа внутренних дел. Сотрудник должен постоянно помнить, что его деятельность, как лица наделенного государством и народом особыми властными полномочиями, находится под постоянным незримым наблюдением со стороны разнообразных общественных институтов. Что его действия напрямую влияют на образ служителя закона в глазах граждан и организаций. Что уровень проявляемой им компетентности формирует оценку труда всего служебного коллектива.

Уровень профессионального мастерства сотрудника ОВД изначально закладывается в ходе освоения программ первоначальной профессиональной подготовки, фундируется в процессе получения им профессионального образования в ведомственных учреждениях образования, оттачивается в процессе повышения квалификации и служебной подготовки, через наставничество и обмен опытом с коллегами, идеологическую подготовку и самоподготовку. Уровень профессионального мастерства шлифуется и поддерживается на высоте на протяжении всей профессиональной карьеры сотрудника за счет расширения его профессионального опыта и инновационной активности.

Ошибочно считать, что однократный опыт, неважно, полученный в ходе учебной или самостоятельной работы, продолжает служить надежной и долговременной основой профессионализма и компетентности. Сотрудник должен развивать свою морально-психологическую готовность к новизне, уникальности и неповторимости любой ситуации правоприменения, чуткость и внимательность к обстоятельствам, гражданам, коллегам.

Сотрудник должен быть постоянно собран, сконцентрирован на решаемых задачах, ответственен за принимаемые решения. Он должен стремиться избегать волокиты и чванства, затягивания юридиче-

ских процедур, субъективизма и, одновременно, неправомерного волюнтаризма в своих действиях.

Самостоятельность, высокая организованность, требовательность и принципиальность как профессионально важные качества должны вырабатываться у сотрудников самостоятельно и в ходе индивидуально-воспитательной работы, стимулироваться и поощряться руководством, наставниками, идеологическими работниками, активом общественных формирований ОВД на основе современных психолого-педагогических методик и подходов.

Правилами профессиональной этики сотрудников ОВД Республики Беларусь закрепляется, что каждый сотрудник должен уметь проявлять здоровый конформизм при взаимодействии с общественностью. Он должен иметь обстоятельную идеологическую закалку, уверенность, стойкость и решительность в осуществлении профессиональных функций, умело ориентироваться в складывающейся обстановке, не идти на поводу обстоятельств, внешнего давления и принуждения. В ходе идеологической работы важно сформировать надежный внутренний «стержень» личности каждого сотрудника, содействовать выработке у него убежденности в правильности своих действий, подкрепленных силой закона.

Каждый сотрудник должен знать и понимать специфику деструктивных PR-технологий, которые могут применяться заинтересованными социальными институтами с целью дискредитации правоохранительной и правоприменительной деятельности в целом, дестабилизации обстановки в обществе, провоцирования социальной розни и разлада. В этом смысле, сотрудник обязан регулярно повышать свою компетентность за счет ресурсов информационной и информационно-пропагандиской работы, самоподготовки, повышать свою грамотность в оценке актуальных тенденций развития ведущих общественных процессов, расширять культурный кругозор. Тем более, что, по данным опроса, существенная часть сотрудников ОВД Республики Беларусь (порядка 16%) воспринимает этот момент более, чем серьезно, видя в возможной информационно-технологической некомпетентности реальную ситуационную угрозу качеству и эффективности своего труда.

Серьезнейшим препятствием к осуществлению функций правоохранительных органов как действенного субъекта системы обеспечения национальной безопасности страны являются формализм и бюрократизм, особенно имеющие признаки коррупционизма и местничества, неоправданного корпоративизма. Устоять перед соблазнами, не оступиться на тернистом жизненном пути, дано только по-настоящему сильной личности. Особенно сложно приходится в этой связи молодым сотруд-

никам, впервые сталкивающимся с искушениями, связанными с так называемым «незаметным» отступлением от правды, нарушением служебного долга, установленного порядка делопроизводства и юридических процедур, подлогом или сокрытием полученной информации. Именно здесь и заключается особая роль непосредственного начальника, руководителя подразделения, наставника молодого специалиста.

Предупредить правонарушение легче, чем преодолевать его последствия. Задать правильное направление развитие личности молодого сотрудника выступает сегодня одной из наиболее важных, приоритетных задач, решаемых идеологическими аппаратами ОВД Республики Беларусь. Руководителям органов и подразделений внутренних дел следует продолжать работу по предупреждению коррупционных явлений и с другими категориями сотрудников. Особенно с теми, которые по оценке психологов наиболее близки к группе риска профессионального выгорания вследствие накопленной усталости из-за неумелого планирования индивидуальной занятости, повышенной нагрузки в работе, семейных проблем и т.д. Эта категория сотрудников ОВД Республики Беларусь относительно невелика, процентно незначительно превышая общестатистическую погрешность, но, конечно же, требует к себе особого внимания, так как потенциал подразделения ОВД во многих случаях арифметически складывается из потенциала личности каждого сотрудника.

Служебный коллектив ОВД — это своеобразная «вторая семья» сотрудника, где он должен постоянно находить поддержку и взаимопонимание, интерес и внимание к своей личности, надежное «плечо» товарищей и коллег, уважение и признание своих заслуг и достижений. Именно в непосредственном служебном коллективе и его микроклимате и проходит значительная часть жизни сотрудника. А это значит, что именно в своем служебном коллективе он и должен находить настоящих друзей и товарищей, всегда готовых придти на помощь, поддержать и делом, и советом в любом начинании, в решении любых вопросов. У него должно сохраняться и постоянно подпитываться желание взаимодействовать со своими сослуживцами и руководством, сообща преодолевать трудности и переживать радостные моменты жизни.

Создать подобные условия в служебных коллективах ОВД, поддерживать в них здоровый морально-психологический климат — не менее важная задача сегодняшнего дня. По данным лонгитюдных замеров, актуальную заинтересованность в создании и поддержании подобных условий выказывает не менее 86% личного состава белорусской милиции. Действующие сотрудники ОВД Республики Беларусь имеют достаточно развитый уровень психологического конформизма, взаимной подстройки и сочувствия. Они убеждены, что способны более

или менее адекватно оценивать чувства, эмоции и преобладающие психологические состояния своих коллег, создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в своем коллективе. Среди опрошенных подчеркивают, что, как правило, хорошо понимают, что чувствуют их коллеги и стараются учитывать это в интересах дела часто — 40,7%, очень часто — 19,3%, постоянно (каждый день) — 14% респондентов. Это особо показательно для % сотрудников в возрасте от 26 до 32 лет, наиболее активного поколения защитников правопорядка. При этом «холод» и психологическое безразличие, равнодушие, безучастие, черствость в отношении к коллегам характерны не более чем для 9,2% всех респондентов.

Вступившие в юридическую силу Правила профессиональной этики регламентируют характер отношений сотрудника ОВД Республики Беларусь с гражданами и должностными лицами, а также в служебном коллективе; нормируют дизайнерскую активность сотрудников по оформлению служебных помещений и персонального рабочего места; устанавливают требования к внешнему виду сотрудника в служебной и внеслужебной обстановке, к поведению в рабочее и нерабочее время как в форменном обмундировании, так и гражданской одежде; разграничивают понятия гражданского долга сотрудника и его политических пристрастий; закладывают основы взаимоотношений руководителей со служебными коллективами; устанавливают обязанности и границы ответственности сотрудников за нарушение писаных правил профессиональной этики.

Правила профессиональной этики требуют от сотрудников проявления высокого уровня нравственной и психологической культуры во взаимоотношениях с различными категориями общественности. Крайне нежелательно проявление сотрудниками гомофобии и расизма, религиозной нетерпимости и предвзятости к представителям разнообразных социокультурных меньшинств. Сотрудник ОВД должен демонстрировать своим поведением и отношением к гражданам пример толерантности, готовности к диалогу и сотрудничеству, культуру речи, вежливость, внимательность и такт.

Схожие принципы поведения распространяются и на служебный коллектив. Юридически недопустимыми объявляются возможные действия сотрудников, способные причинить вред взаимоотношениям в служебном коллективе, включая: обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий; распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера; предвзятое и необъективное отношение к коллегам; заискивание перед начальниками; претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии; обещания, выполнение которых находится

под сомнением; проявления лести, лицемерия, назойливости и лжи; преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.

Установка на позитив, будучи принятой большинством сотрудников, с высокой степенью вероятности будет способствовать сплочению служебных коллективов, утверждению в них благоприятных условий для развития здорового микроклимата, и, одновременно, формированию надежных препятствий проявлению негативных тенденций.

При этом, очевидно, что сотрудники, имеющие большой профессиональный и жизненный опыт, должны служить примером дисциплинированности для молодых сотрудников, передавать им свои знания и накопленные многими поколениями традиции профессионального мастерства. Впрочем, отношения внутри коллектива зависят во многом не столько от желания и интереса самих сотрудников (что, конечно же, очень и очень важно), но в значительной степени от того, насколько те или иные тенденции в них поддерживаются со стороны руководства.

У руководителя есть три возможности обеспечить желаемый результат: во-первых, путь убеждения. Обладая ораторским искусством и личной харизмой, тот или иной руководитель способен сформировать коллективное мнение по данному вопросу, воодушевить подчиненных, найти слова, затрагивающие нужные струны души сослуживцев. Во-вторых, принуждение. Руководитель может использовать весь доступный арсенал карательных средств, прежде всего, дисциплинарного порядка, чтобы стимулировать и мотивировать сотрудников к определенной линии поведения в коллективе. Однако, сразу следует предостеречь, что этот метод наиболее продуктивен лишь на фоне преимущественного применения первого метода, как его альтернатива. В-третьих, личный пример. По данным опросов мнения сотрудников, регулярно проводимых ГУК МДВ, именно личный пример руководителя и является для них наиболее ценным средством нормализации отношений в служебных коллективах, основой для установления взаимно уважительных вертикальных и горизонтальных связей в подразделениях (г=0.513, p<0.05).

Наиболее эффективным средством формирования здорового морально-психологического климата в служебных коллективах следует признать комбинирование методов убеждения, принуждения и личного примера.

Утверждение Правил профессиональной этики, по сути, знаменует собой новый этап в совершенствовании деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь. Комплекс вновь поставленных перед ОВД задач отражает потребность в оптимизации доступных ресурсов до уровня самых высоких мировых стандартов. Органы внутренних дел Республики Беларусь были и остаются действенным инструментом обеспечения национальной безопас-

ности в пределах своей компетенции, однако, эффективность реализации функций ОВД может быть приращена, в том числе, за счет совершенствования морально-психологической основы поведения и деятельности сотрудников.

Правила профессиональной этики не являются чем-то принципиально новым. Они лишь в аккумулированном виде выражают уже сложившиеся нормы профессиональной деятельности, общения и поведения сотрудников органов внутренних дел, распространяемые в служебных коллективах средствами идеологической, и прежде всего, воспитательной работы.

Правила профессиональной этики задают новую планку в оценке профессионально-важных качеств сотрудников ОВД Республики Беларусь, служат действенным ориентиром специалистам по идеологическому сопровождению профессиональной деятельности личного состава.

Последовательное повсеместное внедрение правил профессиональной этики как одного из важнейших критериев оценки позволит существенно повысить надежность профессиональной деятельности сотрудников, качество и результативность их труда; укрепить и усилить обратную связь и взаимодействие с гражданами, общественными институтами и организациями, и, как следствие, повысить социальный эффект усилий органов внутренних дел по решению поставленных задач.

Литература

1. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 263-З.

2. Правила профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь // Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 марта 2013 года № 67.

3. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 347 с.

4. Караваев А.Ф., Левин Г.И. Условия профессионального становления сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, №4(51). — С.44-48.

5. Симзяев А.В. Профессионально-этическая культура сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009, №3(38). — С.12-15.

6. Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. проф. А.М. Столяренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 607 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.