Научная статья на тему 'Монторинг личностной компетентности студентов Московского гуманитарного университета'

Монторинг личностной компетентности студентов Московского гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карабанова Ольга Александровна, Молчанов Сергей Владимирович, Даровская Надежда Дмитриевна, Носкова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монторинг личностной компетентности студентов Московского гуманитарного университета»

МОНИТОРИНГ

Монторинг личностной компетентности студентов Московского гуманитарного университета

О. А. Карабанова, С. В. Молчанов,

Н. Д. Даровская, О. Г. Носкова

Под компетенциями понимается круг обязанностей, задач которые должен выполнять специалист, работник в пределах трудового поста в производственной организации. Компетентность — характеристика работника, меры владения им обозначенным кругом обязанностей. Субъект труда может быть в разной мере компетентным вплоть до полной некомпетентности. Будем придерживаться выделения трех видов компетентностей, которые должны быть сформированы у студентов в рамках реализации образовательных вузовских программ:

1) профессиональная компетентность (общеобразовательная, общепрофессиональная и специальная, соответствующая профилю специализации);

2) социальная компетентность (знания, умения, навыки, обеспечивающие адекватную социализацию личности, выработку активной гражданской позиции, полноценную ориентацию в политических и социальных общественных процессах);

3) личностная компетентность (формирование профессиональных ценностных ориентаций, самосознания зрелой личности, морально-нравственного развития личности, профессиональной идентичности, ответственности за свою деятельность, осознанное планирование карьеры, развитие организаторских умений, навыков эффективной саморегуляции, самопознания, самопонимания и самопринятия).

В условиях высокого уровня изменчивости социальной ситуации, возможных профессиональных ролей, типов организаций и вариантов организационной культуры, которые определяют специфику профессиональных требований к субъекту труда, конкурентоспособность специалиста определяется не только имеющимися у него знаниями и умениями выполнять профессиональные задачи, но и тем, в какой мере субъект труда оказывается зрелой личностью, как эта личность справляется с трудными жизненными и профессиональными ситуациями, каковы используемые стратегии совладания с ними, стили совладающего поведения. Речь идет о том, каковы личностные ресурсы человека, требуется ли специальная помощь в самопонимании, и коррекции каких-либо личностных проявлений.

В условиях негосударственного образовательного учреждения особенно важной становится роль психологической службы вуза, одну из функций которой взяла на себя кафедра психологии развития и акмеологии Московского гуманитарного университета. Сотрудники кафедры (совместно с работниками Центра практической психологии) участвовали в подготовке и проведении выборочного психологического обследования первокурсников всех семи факультетов МосГУ. Программа обследования, ориентированная на оценку различных проявлений личностной компетентности студентов в на-

чале обучения (первый семестр) включала обследование студентов по следующим направлениям:

1) характеристика особенностей ценностно-моральной сферы студентов;

2) оценка качеств, установок и личностных акцентуаций студентов;

3) оценка профессиональной осведомленности первокурсников.

Предполагалось, что первое обследование может быть несколько избыточным по используемым показателям и методам с тем, чтобы отобрать для последующей систематической работы показатели и методы, позволяющие получать достаточную информацию для суждения о том, как влияет образовательный процесс на личностное и профессиональное развитие наших студентов. Предполагалось, что в ходе обследования могут быть выявлены негативные стороны, проявления, требующие коррекции, особого контроля, помощи.

Для участия в мониторинге были предоставлены по одной академической группе первокурсников, которых обследовали в течение 4 академических часов.

По первому направлению использованы методики: для выявления предпочитаемых ценностных ориентаций — модифицированная методика М. Рокича; для оценки особенностей морального мышления — решение моральных дилемм (в варианте О. А. Караба-новой); для выявления стадии морального развития — опросник, ориентированный на принцип справедливости Л. Кольберга (1984) и принцип заботы Н. Айзенберга (1986). Данный блок методик потребовал заполнение бланков в течение двух академических часов.

Второй блок методик был направлен на выявление личностных особенностей студентов и был представлен опросником, оценивающим уровень субъективного контроля (УСК) в редакции Бажина Е. Ф., Голынкиной Е. А. и Эткинда А. М. (1984), а также оценку профессиональной осведомленности, которая обеспечивалась разработанной нами анкетой. Анкета содержала вопросы о названии выбранной профессии, возможных ор-

ганизациях и трудовых постах, где работают такого рода специалисты, следовало перечислить типовые задачи профессионала, отметить привлекательные и сложные стороны выбранной профессии, требуемые профессионально-важные качества (ПВК) и степень их представленности у респондента в %, а также главные психологические противопоказания (как индивидуально-личностные качества, препятствующие успеху в деле).

Характеристика выборки: всего в обследовании приняли участие 121 студент, из них 32 юноши (32%) и 82 девушки. В протоколах вместо «Ф. И. О.» указывался код, выбранный студентом и, таким образом, обследованным гарантировалась конфиденциальность в отношении полученных от них сведений.

Главные результаты:

1. Ценностные ориентации

При ранжировании терминальных ценностей (методика Рокича) из 16 мест на первых трех — «справедливость», «честность», «уважение личности другого», на последних местах — 14, 15, 16 соответственно — «уважение собственности другого », «готовность к самопожертвованию», «забота о процветании общества».

При ранжировании инструментальных ценностей приоритетные первые три ранга заняли «независимость», «общительность», «смелость в отстаивании своих интересов», а в аутсайдерах оказались «принципиальность» и «законопослушность». Полученные данные типичны для вчерашних школьников, с их проблемами самоутверждения, недавним возрастным кризисом. Вызывает беспокойство установка на беспринципность и обесценивание «законопослушности», как основы нормального гражданского общества. Возможно, что такие результаты отражают эпоху мирной революции, эпоху перемен с девальвацией ценностей периода «развитого социализма», периода «застоя».

2. Оценка особенностей морального сознания

Использовалась методика «справедливость-забота» (Молчанов С. В., 2003), опрос-

ник, позволяющий выделить в качестве предпочтительных одну из 6-ти стадий периодизации морального развития (по трактовке принципа справедливости Л. Кольберга) или по принципу заботы (о себе и ближайшем окружении — о других людях) — 5 стадий К. Гиллигана и Н. Айзенберга.

Л. Кольберг выделил 3 периода морального развития (включающих 6 стадий):

1) преконвенциальный (1 стадия — «гетерономной морали», 2 стадия «инструментального индивидуализма и равноценного обмена»)

2) конвенциальный (3 стадия «взаимных ожиданий и межличностной конформности») и 4 стадия — «социального закона и порядка».

3) постконвенциальный (5 стадия — социального контракта на основе учета прав личности) и 6 стадия — универсальных этических принципов.

Были установлены различия в оценках студентов разных факультетов. Так в периодизации, основанной на принципе справедливости, с утверждениями 2-ой стадии (принцип «ты мне, я — тебе») в большей степени оказались согласны студенты-психологи, и в меньшей степени — юристы.

Утверждения 4 стадии (конвенциальный уровень), состоящие в том, что принимается «закон и порядок» — оказались более близки студентам факультета международных отношений и минимально приняты студен-тами-психологами.

Утверждения 5 стадии (социального контракта на основе учета прав личности), утверждений, постулирующих существование нравственных универсальных ценностей, которые должны соблюдаться независимо от культуры, времени и обстоятельств — вызвали максимальное согласие студентов-юристов и минимально поддержаны студен-тами-экономистами.

В периодизации морального развития по принципу «заботы» утверждения 1-й стадии (ориентации на себя и свои интересы) оказались максимально близки студентам-лингви-стам и минимально приемлемы для юристов.

2-я стадия (ориентация на интересы других людей и их хорошее мнение о себе) — оказалась максимально приемлема для студентов факультета социальной работы.

3-я стадия (рефлексивная эмпатическая ориентация) — оказалась максимально поддержана юристами и минимально (как это ни странно) студентами психологами и экономистами. (Эти данные могут послужить базой совершенствования воспитательной работы со студентами-психологами).

4 и 5-я стадии (характеризующие высшие уровни морального развития) — оказались максимально созвучны студентам юридического факультета и экономического. Минимальные оценки степени согласия — у сту-дентов-лингвистов.

Таким образом, выявлен достаточно широкий диапазон степени зрелости моральных суждений студентов.

В перспективе представляется важным проследить динамику данных показателей в образовательном процессе в МосГУ.

3. Оценка некоторых личностных характеристик первокурсников

По ряду причин (в их числе — недостаток времени для обследования, нарушение процедурных правил заполнения протоколов, отсутствие необходимых кодовых обозначений, низкая мотивация студентов) удалось получить полноценные данные только по одной из 4-х намеченных методик, а именно по опроснику УСК.

Основные результаты представлены в таблице 1. Сырые баллы были преобразованы в стены (шкала от 1 до 10). Математическое ожидание = 5,5; среднее отклонение = 2. Низкие значения равны и менее 3,5 стенам; высокие — равны и более 7,5 стенам.

По шкале общей интернальности (Ио) у студентов-психологов показатели самые низкие: Х=3,34, то есть интернальность минимальна, преобладает экстернальность. Минимальны также оценки студентов-пси-хологов по частным шкалам в области мотивации достижений (Ид): Х=5,2 и отношения к неудачам (Ин): Х=4,00.

Таблица 1

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ОПРОСНИКУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (В СТЕНАХ)

Факультет N Х* Ио Ид Ин Ис Ип Им Из

Психологии 17 3,34 5,20 4,00 4,80 3,88 5,94 6,23

2** 2,08 2,28 1,97 2,07 1,54 1,60 1,48

Лингвистики и культурологии 20 Х о\ І/С 5 о\ 6, 5,80 6,40 4,70 7,15 6,20

2 1,43 1,10 1,32 1,14 1,22 1,42 1,10

Юридический 7 Х 6,28 7,00 6,00 6,57 4,70 7,29 6,29

2 1,11 1,41 1,15 0,98 1,11 1,60 1,70

Рекламы 24 Х 6,38 7,38 6,12 6,62 5,00 7,46 6,54

2 1,31 1,38 1,12 1,13 1,32 1,21 1,25

Экономики и управления 20 Х ,4 6, 7,15 6,10 6,45 4,65 5 ,3 7, 7,00

2 1,39 0,99 1,37 1,10 1,04 1,14 1,34

Социальной работы и ИС 16 Х 7,19 6 5 7, 7,00 6,94 5,63 7, 5 О 7,00

2 1,22 1,03 1,46 1,12 1,36 1,15 1,59

Международных отношений 15 Х 6,54 7,20 6,00 6,62 5,64 7,40 6,80

2 1,10 1,12 1,32 1,15 1,10 1,12 1,52

Примечание: * Математическое ожидание по шкалам опросника УСК в стенах (Х). ** Среднее отклонение по стандартной шкале (б).

По шкале интернальности в семейных отношениях (Ис) — оценки психологов минимальные (Х=4,8), что означает, что они винят близких в трудных ситуациях в семье, а не себя.

Минимальные оценки интернальности в области учебно-производственной деятельности (Ип): Х=3,88 — тоже у психологов. Это свидетельствует о том, что респонденты мало внимания обращают на собственную активность, ищут виновников неудач — вовне, в том, что им не везет

Значимые отличия у студентов-психоло-гов, по сравнению с другими факультетами и в области интернальности в межличностных отношениях (Им): Х=5,94.Таким образом, именно у студентов-психологов оказались максимально выраженными трудности межличностного общения.

По шкале интернальности в области здоровья (Из) — психологи и лингвисты дали минимальные оценки (соответственно: Х=6,23 и Х=6,20), что означает, что именно студенты психологи и лингвисты не проявляют активного отношения к своему здоровью, относят все к делу случая или к усилиям врачей.

Показатели вариативности (таблица 2) — самые высокие именно у студентов психологов. V= Х/Х ■ 100%.

Так, если у обследованных студентов всех других факультетов V варьирует от 13,6 до 27%, то в группе психологов V меняется по разным шкалам опросника УСК от 23 до 63%. Это, само по себе, также свидетельствует о неоднородности студенческой группы и широком размахе вариаций ответов у отдельных студентов.

Таблица 2

ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПЕРВОКУРСНИКОВ С ОПРОСНИКОМ УСК (В %)

Факультет ш Щ Ш Ш ш

Психологии 62,3 43,8 49,3 50,7 39,7 26,9 23,8

Лингвистики и культурологии 24,0 15,8 22,8 17,8 25,9 19,9 17,7

Юридический 17,7 20,1 19,2 14,9 23,6 21,9 27,0

Рекламы 20,5 18,7 18,3 17,1 26,4 16,2 19,1

Экономики и управления 21,6 13,8 22,5 17,05 22,4 15,5 19,1

Социальной работы и ИС 16,9 13,6 20,9 16,1 24,2 15,32 2,7

Международных отношений 16,8 15,6 22,0 17,3 19,5 15,1 22,3

Уровень субъективного контроля может меняться под воздействием коррекционнотренинговых процедур. В этой связи данная методика должна обязательно быть включена в программу мониторинга в целях контроля результатов образовательных воздействий на личность студентов.

Если учесть, что психологи в своей профессиональной деятельности «работают личностью», то есть личностные ресурсы являются весьма важной частью профессиональной компетентности, следует признать, что на факультете психологии было бы целесообразно проводить не выборочное обследование одной группы студентов в рамках мониторинга, но систематически обследовать всех студентов первого курса для выявления случаев пограничных состояний, групп риска, студентов, требующих особого индивидуального подхода и специальных коррекционно-воздейственных мер. В этой связи важно использовать методики, позволяющие выявлять лиц с выраженными акцентуациями личности.

4. Профессиональная осведомленность первокурсников Образ выбранной профессии выполняет роль психического регулятора поведения студентов, важен в качестве основы учебнопрофессиональной мотивации, формирова-

ния профессиональной идентичности студента. Субъективное представление о выбранной карьере — основа для выделения инвариантных и специфичных личностных образованиях. Наконец, адекватность, полнота и действенность личного профессионального плана, показатели макро— и микроинформированности личности в профессии, условиях и содержании труда, требованиях профессии к субъекту труда — показатель личностной зрелости, отношения человека к себе, своему будущему.

Анкета дает важную информацию для руководителей факультетов и выпускающих кафедр — информацию о том, как выбирают профессию абитуриенты, с чего начинается профессионализация, что субъективно выступает в роли «образа потребного будущего» для студента. На основе материалов анкеты могут быть разработаны количественные показатели меры осведомленности первокурсников в профессии, которые важно было бы учитывать в воспитательной работе со студентами, в частности в рамках вводного ориентирующего курса «Введение в профессию».

В целом, подводя итоги, можно сказать, что мониторинг личностно компетентности студентов МосГУ, является делом полезным и его необходимо было бы продолжать, об-

следуя первокурсников, формируя, тем са- 2. Молчанов С.В. Моральная ориентация мым, базу данных для последующего лонги- подростков // Психология и школа. М., 2003, тюдного исследования. №1. С. 68-87.

Литература: 3. Eisenberg N. (1986) Altruistic emotion,

1. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд cognition, and behavior. Hiisdale.

А. М. Метод исследования уровня 4. Kohlberg L. (1984) Essays on moral devel-субъективного контроля // Психологический opment. Vol. 2. The psychology of moral devel-журнал, 1984, №3. С. 152-162. opment. San-Francisco.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.