Научная статья на тему 'Закономерности влияния локуса контроля на профессиональную ориентацию старшеклассников и студентов'

Закономерности влияния локуса контроля на профессиональную ориентацию старшеклассников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
904
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности влияния локуса контроля на профессиональную ориентацию старшеклассников и студентов»

Закономерности влияния локуса Психологические и педагогические науки

контроля на профессиональную ориентацию старшеклассников и студентов.

Пантелеева Е. В.

Известно, что на профессиональную ориентацию влияет множество факторов. Л.М.Митина указывает важнейшим условием личностного и профессионального выбора достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания. Общая предпосылка работы самосознания состоит в восприятии различий в изменениях самого себя и окружения, вызванных внешними причинами и собственной активностью [2]. Эти различия выражаются в интернальности или экстернальности локуса контроля личности.

Термин «локус контроля» был введен Дж. Ротте-ром для обозначения стратегий, посредством которых люди атрибутируют причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности [1]. Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется «шкала интернальности —экстернальности» Роттера. Экстер-нальность —интернальность является конструктом, который следует рассматривать как нечто неделимое, имеющее на одном конце выраженную «экстерналь-ность», а на другом —«интернальность»; убеждения людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине [3].

Целью данного психологического исследования являлось изучение особенностей влияния локуса контроля на профориентацию у старшеклассников и студентов факультета психологии. Предмет исследования включал в себя изучение локуса контроля в профессиональной ориентации старшеклассников и студентов.

Исследование было проведено в МОУ СОШ №63 г. Тулы, а также на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого у студентов первого курса факультета психологии. Общее количество респондентов —40 человек.

В работе использованы следующие психометрические стандартизированные тесты —опросники: тест — опросник уровня субъективного контроля (УСК), методика «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Результаты тестирования по опроснику УСК характеризуются некоторыми различиями: по шкале общей интернальности у студентов наблюдается стойкое отклонение в сторону высокого уровня субъективного контроля, соответствующее интернальному локусу контроля, тогда как у старшеклассников показатели по этой шкале не превышают нормы. Следовательно, студенты считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Сравнив результаты по шкале неудач и по шкале достижений можно заметить, что у студентов преобладает интернальный локус контроля, тогда как у старшеклассников была выявлена тенденция к приписыванию своих неудач случайности, судьбе, невезению

Рис ]

£ 100% | 90% 80% ¡5 70% £ 60% В 50% ь 40% I 30% @ 20% * 10% 0%

Низкий уровень

Норма

Высокий уровень

«

ш 1 ш ш

11 В .сп

1 1 Стены

3456789 10 □ Старшеклассники □ Ступенты Рисунок 1. Методика «УСК». Интернальность в области неудач

При этом по шкале достижений доминировал интер-нальный локус контроля. Общие тенденции можно увидеть по шкалам: «Интернальность в области межличностных отношений», «Интернальности в области здоровья» —преобладает высокий уровень субъективного контроля. По шкале «Интернальность в области производственных отношений» показатели в норме по обеим группам испытуемых.

С помощью методики «Карта интересов» были выявлены особенности и закономерности профориентации старшеклассников и студентов. Необходимо отметить следующие из них: во-первых, для старшего школьного возраста оказался характерен некоторый относительно равномерный «разброс» интересов к профессиям. В отличие от студентов, которые следовали определенному типу профессий. Во —вторых, различны типы профессий, получившие наибольшее признание: у старшеклассников —это право и техника, а у студентов: журналистика, искусство и медицина. Схожие результаты наблюдались по результатам методики «ДДО»: старшеклассников, в какой —либо степени, привлекают все типы профессий, в то время как студенты наиболее ярко проявили интерес лишь к двум типам профессий: Человек —человек и человек —художественный образ. В этом выборе предпочитаемой профессии можно проследить закономерность. Опираясь на результаты исследования локуса контроля, можно снова заметить, что профессии, выбранные испытуемыми, налагают на субъекта деятельности высокий уровень личной ответственности. Испытуемые ощущают в себе необходимые личностные ресурсы, и это обстоятельство влияет на их профессиональную ориентацию.

Сопоставив результаты, полученные с помощью использованных в исследовании методик, можно констатировать, что те профессии, которые группы испытуемых выбрали наиболее предпочтительными, требуют высокого уровня ответственности от субъекта профессиональной деятельности: это профессии типа «Человек—техника», «Человек —Человек». Помимо этого обстоятельства, для людей с интерналь-ным локусом контроля характерна меньшая степень конфликтности в коллективе, поскольку они более защищены от постороннего воздействия.

Всероссийский журнал научных публикаций, июнь 2011

69

Междисциплинарные связи в науке и внутри психологии

Перлова З.С.

Согласно результатам, полученным при обследовании методикой УСК, у старшеклассников преобладает ин-тернальность в области межличностных отношений, следовательно, сфера межличностного общения для этих испытуемых очень важна. Что и проявилось в выборе профессий типа «Человек —Человек» —журналистика, сфера обслуживания, педагогика, медицина.

В целом, по методикам «ДДО» и «Карта интересов» у старшеклассников и студентов особых различий выявлено не было. Но методика УСК помогла выделить определенные различия и закономерности у испытуемых. Данная методика показала, что студенты считают себя ответственными за профессиональный выбор, что и подтвердили методики «ДДО» и «Карта интересов». Выбор профессий старшеклассников более хаотичен, что можно связать с влиянием низкого уровня субъективного контроля, который был выявлен методикой УСК. Студенты полагают, что результат зависит от их деятельности, в том числе и профессиональной. А старшеклассники приписывают свои неудачи случаю.

Таким образом, исследование выявило закономерности влияния локуса контроля на профессиональную ориентацию студентов и старшеклассников и подтвердило положение Л.М. Митиной о важнейшей роли в становлении личностного и профессионального выбора достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания.

Список использованных источников

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика. СПб, 2003.

С. 395-405.

2. Митина Л.М. Теоретико —методологические основы профессионального становления личности в онтогенезе // Психология и школа. 2008. No.3. С. 5-20.

3. Повякель Н. И. Теория социального научения (Дж.Роттер) // Горностай П., Титаренко Т. Психология личности. СПб., 2005. С. 62-66.

Информация об авторе

• Пантелеева Е.В.//студент, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Факультет психологии, г. Тула.

Психология представляет из себя солидное множество, которое можно по-разному делить на подмножества. Можно выделять разделы психологии —по сфере применения научного знания, предмету изучения (когнитивная, клиническая, социальная психология и др.). Можно обращать внимание на ход исторического развития, становление знания, динамику комплексного осмысления проблем психологии, ее предмета. Это деление на школы (психология сознания, бихевиоризм, психоанализ и др)

Наука вообще представляет из себя ту же самую модель. Ее можно расчленять по областям применения —естественные науки, математические аппараты и гуманитарное знание, можно прослеживать эволюцию представлений (философия —мать всех наук, аристотелевское деление мира на физику и метафизику, химия, вырастающая из алхимии и.т.д.).

Таким образом, комплексность и неоднозначность подходов психологии не является ее специфической данностью. Она представляет из себя лишь частный случай науки, случай, которому присущи многие (не все это противоречило бы гештальтистскому подходу) свойства целого.

Центральная научная оппозиция Физика —Философия делят между собой сферы идеального и материального. В то время как физика изучает внешние процессы и законы вселенной, философия пытается подогнать их под определенную концепцию, ответить на вопрос о предназначении и причинах тех или иных событий. В психологии можно по аналогии представить не менее мощную оппозицию: Бихевиоризм —Психоанализ. Тогда как в обоих случаях уделяется предельное внимание к телесному, эмпирическому, осязаемому, психоанализ идет дальше в попытке объяснить, толковать конкретный опыт, подвести под диагноз, концепцию, подобно тому, как философия пытается углубиться, дойти до сути вещи. В обоих случаях у оппозиций есть объединяющее начало —наука вообще или психология в частности.

Та часть оппозиции, которая строится не на чистом опыте, а пытается объяснить онтологию обречена на нападки со стороны скептиков. Вопрос о научности философии возникал у материалистов, эмпириков, рационалистов множество раз. «мы вправе заключить, что все метафизические утверждения бессмысленны» —заключает А. Айер, Т. Ойзерман ставит под сомнение научность философии. Если теперь вспомнить, как психоанализ выдерживает критерии научности К. Поппера, можно уловить смысловое единство между предметом претензий к философии и психоанализу: чрезмерная эфемерность, вольность трактовок, абстрактность, отсутствие возможности однозначных достоверных трактовок.

Пример из чистой физики, согласно представлениям Бора об электроне, невозможно знать одновременно его координату и скорость, потому как из-за постоянного движения и непредвиденных флуктуаций электрон всегда одновременно нахо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.