Научная статья на тему 'Монопромышленный город Набережные Челны и качество жизни населения (экологический фактор)'

Монопромышленный город Набережные Челны и качество жизни населения (экологический фактор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1501
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Эльмира Шамсельбаяновна

Многие города возникли в результате решения конкретных задач. поставленных государством, и небольшое число предприятий определяют экономику города, его облик. Таковым является город Набережные Челны, который до Октябрьской революции был крупным селом. Статус города Набережные Челны получили в 1931 году. Население составляло около 8 тыс. человек. В 1971 году началось строительство заводов, ориентированных на выпуск автомобилей «КамАЗ». Впервые генеральный план города был принят с началом строительства крупнейшего предприятия КамАЗ, что дало мощный толчок для развития города, и выполняло не только функции организации производства, но и являлось формой организации жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монопромышленный город Набережные Челны и качество жизни населения (экологический фактор)»

Эльмира АХМЕТОВА

монопромьшлЕнный город набережные ЧЕЛНЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР)

Многие города возникли в результате решения конкретных задач. поставленных государством, и небольшое число предприятий определяют экономику города, его облик. Таковым является город Набережные Челны, который до Октябрьской революции был крупным селом. Статус города Набережные Челны получили в 1931 году. Население составляло около 8 тыс. человек1. В 1971 году началось строительство заводов, ориентированных на выпуск автомобилей «КамАЗ».

Впервые генеральный план города был принят с началом строительства крупнейшего предприятия КамАЗ, что дало мощный толчок для развития города, и выполняло не только функции организации производства, но и являлось формой организации жизни людей.

АХМЕТОВА

Эльмира

Шамсельбаяновна — преподаватель Набережночелнин-ского государственного педагогического института, Центр перспективных экономических исследований (АНРТ), Казань

Йля монопромышленных городов характерно наличие крупного градообразующего предприятия, оказывающее влияние на все аспекты жизни города. В положении «О порядке ения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий должников, являющихся градообразующими», утвержденное постановлением правительства РФ от 29 августа 1994 г. № 1001, определяется наличие градообразующего предприятия, на котором должно быть занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. Численность занятого населения Набережных Челнов как монопромышленного города составляла в 2005 году 210 тысяч человек (41%), из которых доля занятых в промышленных отраслях стала более 30%, а занятых на КамАЗе

— 20% при неполной загрузке мощностей заводов. При полной загрузке на заводах должно работать 115 тысяч человек — 55% от занятого населения. Таким образом, только при полной загрузке заводов КамАЗ можно считать градообразующим предприятием Набережных Челнов. Вследствие этого возникает вопрос: можно ли считать город Набережные Челны монопромышленным (моно-профильным)?

По мнению специалистов Экспертного института при правительстве РФ2 город называют монопрофильным, если присутствуют следующие признаки:

1. Наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли. В Набережных Челнах при общем объеме выпуска продукции доля продукции КамАЗа колеблется в пределах 70—79% (рис. 1).

2. Наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме пред-

1 Ишкинеева Ф. Ф. Социально-стратификационные процессы в постмоно-промышленном городе в условиях трансформационного общества (на примере г. Набережные Челны): Автореф. дисс. канд. социол. наук. Казань, 2000

2 Монопрофильные города и градообразующие предприятия. Обзорный доклад. М., Экспертный институт, 2000

приятий, обслуживающих внутренние нужды города. Предприятие ОАО «КамАЗ» состоит из 12 заводов, участвующих в производстве большегрузных автомобилей.

3. Значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий. По состоянию на 1.01.2003 в структуре долгов предприятий в бюджет во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости) доля ОАО «КамАЗ» составляет 35%, что подтверждает важность предприятия как крупного налогоплательщика.

4. Однородный профессиональный состав. По данным социологических исследований1, город имеет крайне однородную профессиональную структуру городского населения по профессиональному составу. В 1991 году в промышленности были заняты 49,5% от общего числа работающих, а в 2004-м — 31%. Практически отсутствуют профессии гуманитарного, философского, естественнонаучного, исторического направления, следствием его является низкий интеллектуальный уровень и потенциал населения.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать о монопромышленном характере г. Набережные Челны.

Нельзя не согласиться с Ф. Ф. Ишкинеевой2 в том, что главной характеристикой присущей монопромышленному городу является глубинное противоречие, возникающее между городом как целостной системой и предприятием, как элементом градообразующей базы, принадлежащем в недавнем прошлом к ведомственной системе. Предприятием не учитывались многие последствия его деятельности, нежелательные для городской среды. Градообразующее предприятие практически является хозяином города и всего городского хозяйства. Производственный характер проектирования городов способствовал формированию такой системы жизнеобеспечения, где на градообразующее предприятие возлагались как производственные,

1 Дырин С. П. Набережные Челны в зеркале общественного сознания его жителей. Набережные Челны, 1993, стр. 17

2 Ишкинеева Ф. Ф. Социально-стратификационные процессы в постмонопромышленном городе в условиях трансформационного общества (на примере г. Набережные Челны). Автореф. дисс. канд.

социол. наук. Казань, 2000

Рис. 1

Доля основных отраслей в общем объеме продукции промышленности (в %)

так и важнейшие функции жизнеобеспечения города.

Практика планирования и управления монопромышленным городом ориентировала отрасли на экономический рост. Экономическим ростом и социальным развитием монопромышленного города обеспечивалась возможность удовлетворения потребностей человека в благоприятной среде проживания, в квалифицированном труде, услугах, жилья.

В структуре потребностей людей в условиях монопромышленного города на современном этапе возрастает роль экологических ценностей. Их удовлетворение связано с особыми свойствами окружающей среды, которые определяют активную жизнедеятельность и развитие человека. Экологические ценности объединяют в себе объективные характеристики свойств окружающей среды и субъективные оценки этих характеристик3.

Удовлетворение экологических потребностей определяется совокупностью действия трех взаимосвязанных факторов, а именно: действием компонентов природной среды, совокупными условиями жизни горожанина, действием компонентов городской среды (имеется в виду искусственно созданная среда). В условиях монопромышленного города компоненты природной среды особенно сильно подвержены изменению со стороны человека, приводящему к загрязнению окружающей среды города отходами промышленного производства, выбросами источников теплоснабжения, выхлопами автомобилей, сбросами

3 Проблема качества жизни крупного города. Р.С. Могилевский. Л., Изд-во ЛГУ, 1987, стр. 79

Таблица 1

Уровень обеспокоенности жителей г. Набережные Челны проблемами городской жизни

г. Набережные Челны

ранг Проблема городской жизни Тревожит серьезно % Тревожит Не тревожит

1 Пьянство и алкоголизм 68,2 25,8 6

2 Качество водопроводной воды 64,7 26,9 8,4

3 Состояние атмосферного воздуха 61,2 29,8 9

4 Состояние воды в р. Кама 61,2 29,8 9

5 Правонарушения в городе 49,2 42,1 0,7

6 Безопасность дорожного движения 46,1 42,6 11,8

7 Уборка мусора, отходов 44,0 37,3 18,7

8 Культура поведения, общения людей 39,1 42,3 18,6

9 Состояние и чистота улиц и тротуаров 32,9 43,5 23,6

10 Уличный шум 29,3 40,2 20,5

11 Работа городского автобуса 20,7 40,8 28,5

сточных вод и т. д. Состав загрязнителей природной среды в разных городах зависит от производственной специализации города, используемого сырья, характера технологических процессов и др. Для города Набережные Челны характерно абсолютное преобладание газообразных и жидких отходов промышленного производства в общей массе вредных веществ. Общий выброс загрязняющих веществ в 2005 г. составил 17,4 тыс. т. Основными компонентами газообразных и жидких выбросов, загрязняющих окружающую среду города, являются оксид азота, оксид углерода.

В 2005 г. нами было проведено исследование, направленное на выяснение проблем, влияющих на жизнь в условиях монопромышленного города1.

По результатам проведенного исследования было выявлено, что в городе Набережные Челны большая часть опро-

1 В исследовании 2005 г. выборочная совокупность составила 450 единиц, что обеспечило репрезентативность и пределы допустимой ошибки. Опрос проводился в г. Набережные Челны, пропорции внутривыборочной совокупности соответствуют социально-демографической структуре данного типа поселения

шенных отметили следующие проблемы: пьянство и алкоголизм, качество водопроводной воды, состояние атмосферного воздуха (табл.1).

Состояние природной среды города является одним из определяющих факторов озабоченности населения на вопрос «Какое место занимает природа в вашей жизни?» жители города показали следующие результаты: 31% респондентов в исследовании ответили: «Очень важное», еще 43,1% — «Важное».

Если для большинства людей природа занимает важное место в жизни, соответственно их должны волновать вопросы охраны природы. Это подтвердили 80,2% опрошенных. Отрицательно ответили лишь 2,3%, не задумывались над этим 18,5% опрошенных. Недостаточная удовлетворенность экологических потребностей находит свое выражение в том, что около половины опрошенных предпочитают удовлетворять свои рекреационные потребности в неурбанизированных территориях (53%), в городе — 7,3%, в культурном центре — всего 16,7%. Надо отметить, что общая осведомленность населения общим состоянием окружаю-

Рис. 3

Источники загрязнения окружающей среды в г. Набережные Челны (по мнению респондентов, %)

Рис. 4

Результаты ответа на вопрос «Уделяют ли внимание органы местного самоуправления решению экологических проблем?»

/ /

6,12 ~

М Г Г/ /

щей среды в городе совпадает с объективной характеристикой1.

Основными источниками загрязнения жители г. Набережные Челны считают автотранспорт и промышленное производство (рис. 3).

Доля автотранспорта с каждым годом увеличивается. По мнению опрошенных, это связано с расширением городского автомобильного парка. Причем это увеличение несет за собой не только экологические, но и негативные социальные последствия: автотранспорт является значительным источником загрязнения. Кроме этого, он создает уличный шум, эстетический и психологический дискомфорт, занимает все больше пространства, в том числе и вне транспортных коммуникаций (во дворах, на пешеходных дорожках, в местах рекреации и т. д.). Свыше половины опрошенных указали на наличие возле дома автостоянки

— 53%, транспортной магистрали — 27%.

Жители города выражают неудовлетворенность работой органов местного самоуправления по охране окружающей среды — 53,8% опрошенных отметили, что органы власти не уделяют достаточного внимания решению экологических проблем (рис. 4).

Подобное мнение населения связано с тем, что с государственными документами об охране окружающей среды, население мало знакомо.

Основными источниками информации для населения являются Центральное телевидение, местное телевидение, радио и пресса. Но несмотря на это, большинс-

меньше, чем достаточно да, уделяется достаточное затрудняюсь ответить

-1 не достаточно ^ не уделяется

1 Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2005 году. Казань, 2006, стр. 350

тво опрошенных настроены оптимистически и верят, что ситуация в дальнейшем изменится: 60,3% считают возможным успешно решать экологические проблемы города.

Одним из аспектов субъективной оценки экологического состояния окружающей среды явилось рассмотрение путей решения экологических проблем. При ответе на вопрос «Какие меры необходимо принять для улучшения природной среды в городе?» большинство опрошенных ответили, что необходимо усиление административной и материальной ответственности (30,5%). Также респонденты отметили, что для улучшения качества природной среды в городе нужно увеличить привлечение материальных и финансовых средств для природоохранной деятельности (27,2%). Каждый четвертый считает нужным улучшение экологического воспитания (25,6%) (рис 5).

Озабочены состоянием окружающей среды в своем городе 73,3%, не вызывает особой озабоченности у 5,2% жителей. Степень обеспокоенности проблемами городской жизни в городе варьирует в зависимости от социальных, демографических и профессиональных характеристик опрашиваемых. Наиболее высокую тревожность проявляют ИТР, служащие и студенты, наиболее низкую — домохозяйки, пенсионеры.

Растут требования к экологическим свойствам городской среды: уровню промышленного и транспортного шума, промышленного и транспортного загрязнения воздушной среды, запахам, озеленению

Если судить по опросу, оценка этих компонентов городской среды в настоящее время невысока. Доля опрошенных, отмечающих тревожный уровень «вредностей» окружающей среды в городе, колеблется от 9,7 до 36,5%.

Наибольшее число респондентов отмечают наличие транспортного шума и раздражающих запахов (выхлопные газы).

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Экологическая ситуация небезразлична для подавляющего большинства жителей. Субъективная оценка экологической ситуации в городе вполне соответствует объективным показателям, она согласуется с данными об источниках, количестве выбросов загрязняющих веществ с реальным состоянием окружающей среды.

Наиболее актуальной проблемой, вызывающей повышенную тревожность у населения, является качество атмосферного воздуха и водопроводной воды.

Несколько ошибочное убеждение участников опроса о пассивности органов власти в решении экологических проблем объясняется тем, что население недостаточно информировано о деятельности местных властей и органов специальной компетенции в области охраны природы.

Для улучшения качества природной среды в городе, по мнению большинства опрошенных, необходимы усиление административной и материальной ответственности, увеличение привлечения финансовых средств для природоох-

Рис. 5

Пути улучшения экологической обстановки в г. Набережные Челны (по мнению респондентов в %)

П усиление адйдинидтрццшной и материальной ответственности

□ повысив» правовую действенность и кошроль за нарушениями природоохранного законодзгельств

□ улучшение экологического воспитания

□ увеличение материальных и финансовых средств

ранной деятельности, а также улучшение экологического воспитания.

Как показывает опрос, уровень экологического сознания и поведения находится в тесной связи с социальнодемографическим статусом и отраслевой принадлежностью человека. Чем выше профессиональный и образовательный уровень респондентов, тем выше уровень потребностей в экологических знаниях, неудовлетворенность экологическими условиями.

Для населения г. Набережные Челны характерен высокий уровень экологической озабоченности, при этом отмечается низкий уровень экологических ценностей. Это связано с низким уровнем экологической культуры населения, также очевидно влияние СМИ, где не освещаются в достаточной степени вопросы, касающиеся гуманного отношения к природе, любви к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.