ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И РЫНКА В РОССИИ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
DOI: 10.14515/monitoring.2015.4.11 УДК 316.347(470.41-21Набережные челны)
Правильная ссылка на статью:
Гарипов Я. З. Динамика социально-этнической структуры персонала КамАЗа и межнациональные отношения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С.213-226. DOI: 10.14515/monitoring.2015.4.11 For citation:
Garipov Y. Z. Dynamics of social and ethnic structure and inter-ethnic relations: KamAZ case study// Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2015. № 4. P. 213-226. DOI: 10.14515/monitoring.2015.4.11
Я. З. ГАРИПОВ
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА КАМАЗА И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОМ
СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА КамАЗа И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
DYNAMICS OF SOCIAL AND ETHNIC STRUCTURE AND INTER-ETHNIC RELATIONS: KAMAZ CASE STUDY
ГАРИПОВ Ягфар Закирович — кандидат философских наук, старший научный сотрудник, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета,
GARIPOV Yagfar Zakirovich - Ph.D., Senior Research Fellow, Professor, Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Republic Of Tatarstan, Russia. E-mail: [email protected]
Казань, Республика Татарстан, Россия. Email: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу этносоциальных проблем и динамики межэтнических отношений в полиэтническом городе. Приводятся сравнительные данные двух этносоциологических исследований, проведенных в коллективе КамАЗа (Набережные Челны, Татарстан), в 1990 и 2014 гг. Отмечается, что изменений в социально-этнической структуре работников объединения не произошло, однако наблюдается трансформация в
общественном мнении, что во многом обусловлено изменением общей социально-
Abstract. The article provides analysis of the ethno-social problems and dynamics of interethnic relations in a multi-ethnic city. The paper is based on the comparative data of two ethno-sociological studies conducted among the KAMAZ employees (Naberezhnye Chelny, Tatarstan) in 1990 and 2014. The research reveals no changes in the socio-ethnic structure of the workers' team; however, the transformation of public opinion is observed which is largely due to the changes in the overall socio-political situation in the country. Compared to 1990, today we are witnessing a
213
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
политической обстановки в стране. В отличие от 1990 г. сегодня можно говорить о высоком уровне межэтнической толерантности в полиэтническом Татарстане.
Ключевые слова: социальная структура, этнические группы, персонал,
межэтнические отношения,
профессиональный рост, социальные различия, стабильность, толерантность
Благодарность. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие в проведении исследования заместителю генерального директора ОАО «КамАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию А. А. Шилиной, а также начальнику отдела по оценке и развитию персонала С. В.
Шакировой.
Начало 1990-х гг. характеризуется коренной трансформацией социально-политических и экономических основ бывшего советского общества. Распад страны и появление на политической карте множества независимых государств (бывших союзных республик), крайняя политизированность этнического фактора не обошли стороной и автономные республики России. Одной из первых была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан (август 1990 г.). Особо актуальными межнациональные отношения были во втором по величине городе республики — Набережные Челны, их в решающей степени определял полиэтнический коллектив КамАЗа, сформировавшийся за предыдущие 20 лет из представителей практически всех регионов Союза.
В настоящее время ситуация существенно изменилась, в новой демократической России были предприняты значительные усилия по сохранению языкового и культурного многообразия всех ее народов. Межнациональные отношения в нашем регионе уже многие годы отличаются стабильностью, во многом благодаря тому, что стала фактом возможность выбора в республике языка воспитания и обучения, происходит формирование поликультурного, поликонфессионального сообщества. С этой точки зрения актуально выявление локальных сдвигов в социальной структуре этнических групп, удовлетворенности их этнокультурных и языковых потребностей и состояния межнациональных отношений в современных условиях.
В данной статье изложены результаты социологического исследования по проблеме функционирования языка, развития этнической культуры и оптимизации межнациональных отношений среди персонала производственного объединения КамАЗ, проведенного осенью
higher level of inter-ethnic tolerance in multiethnic Tatarstan.
Keywords: social structure, ethnic groups, staff, inter-ethnic relations, professional growth, social differences, stability and tolerance
214
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
1990 г. и повторного обследования, проведенного в мае-июне 2014 г.1. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что КамАЗ не только был, но и во многом остается основным градообразующим предприятием. Ситуация в его трудовых коллективах и в настоящее время определяет обстановку в городе в целом. Следует отметить, что Набережные Челны постоянно включается в список моногородов, получающих специальную социально-экономическую поддержку Федерального центра.
С учетом специфики объекта (большое число относительно самостоятельных подразделений, заводов и управлений) в исследовании 1990 г. была спроектирована многоступенчатая выборка с квотным отбором респондентов по двум признакам: социальное положение и национальность. Согласно статистическим данным, в объединении трудились порядка 130 тыс. работников. Социальный состав на момент исследования был следующим: рабочих — 75%, ИТР и служащих — 25%; этнический состав: русских — 47,9%, татар — 38,8%, других национальностей — 13,3%. Всего опрошено 1538 человек на 10 заводах и подразделениях КамАЗа. Из них: рабочих — 74,8%, руководителей, специалистов и служащих — 23,2%; русских — 45%, татар — 42,3%, других национальностей — 11,4%. Были также опрошены 104 эксперта, в качестве которых выступили руководители высшего и среднего звена, секретари парткомов, руководители других общественных организаций.
В связи с необходимостью обеспечения сопоставимости данных повторного и первоначального исследований, в 2014 г. была использована модель стратифицированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения на последнем этапе. Учитывая изменения структуры персонала КамАЗа, общая стратификация объекта исследования происходила по социальному составу. Этот признак выбран как контрольный с точки зрения вариации объекта исследования в связи с тем, что и в первоначальном исследовании рассматривалась вариация этнических установок в зависимости от социально-профессионального статуса (см. табл. 1).
Таблица 1 Социальный состав работников и структура выборочной совокупности по социальному статусу (2014 г.)
Социальный состав Всего на КамАЗе, чел. Доля в % Опрошено, чел. Доля в %
Рабочих 1-2-го разряда 1915 4,2 19 3,9
Рабочих 3-4-го разряда 18380 41,4 209 43,0
Рабочих 5-6-го разряда 12476 27,9 126 25,9
Всего рабочих 32 781 73,5 354 72,8
Руководителей 4 030 9 45 9,1
Специалистов 6 888 15,4 75 15,4
Служащих 898 2 12 2,3
Всего работников 44 597 100 486 100
1 Исследование 1990 г. проведено с участием автора статьи под руководством доктора философских наук профессора М. А. Нугаева и при содействии начальника социологической лаборатории КамАЗа Ю. В. Платонова. Повторное исследование 2014 г. выполнено под руководством автора статьи.
215
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
В качестве дополнительного также учитывался состав персонала по гендерному признаку и по возрасту. По данным службы найма и кадрового администрирования, сегодня на КамАЗе работает 51,9% мужчин и 48,1% женщин. Среди опрошенных 49,7% мужчин и 50,3% женщин. Структура выборочной совокупности по возрасту выдерживалась пропорционально возрастным категориям персонала в интервалах до 20 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года, 35-39, 4050 и старше 50 лет. Опрос проведен на 6 заводах КамАЗа: автомобильном, ПРЗ, РИЗ, кузнечном, литейном и на заводе двигателей. Число респондентов по заводам пропорционально общей численности работников соответствующих заводов. Всего опрошено 486 человек.
Основные этнические группы — русские и татары — вместе в 1990 г. составляли 86,7% от общего числа работников, теперь — 85,9%. Следует отметить, что, согласно современному российскому законодательству, в кадровых службах организаций в настоящее время не ведется учет по национальному признаку, поэтому мы не имели возможности получить статистические данные по этническому составу работников КамАЗа на 2014 г. и использовать их при проектировании выборки. В дальнейшем для анализа данных применялись результаты анкетного обследования.
Социально-этническая структура работников КамАЗа представляется одним из важных факторов, определяющих социальную стабильность и межэтнические отношения в городе. К вопросам профессионального роста и служебного продвижения люди, как правило, очень чутки и внимательны. В многонациональных коллективах в конкурентной ситуации любая несправедливость может переноситься на национальную почву. Это видно из результатов опроса 1990 г.: «Статистика соотношения количества рабочих разных рангов, ИТР разных национальностей наводит на сомнение в правильности решения кадровых вопросов на КамАЗе». «Нормализовать соотношение коренного населения и других в руководящих должностях». «На руководящие должности выдвигать только коренное население, людей, которые росли и живут в Татарии, а не тех, кто приезжает набивать карман и уезжает с повышением в Москву» (цитаты из анкет).
На основе материалов данного исследования была разработана и направлена докладная записка в областной комитет партии с рекомендацией обратить внимание на подготовку и воспитание высококвалифицированных кадров из представителей коренной национальности республики. Казалось бы, спустя десятилетие социально-этническая структура работников КамАЗа существенно изменилась. В газетной статье, посвященной юбилею предприятия, его генеральный директор И. Костин особо отметил этот факт: «Если в первые годы работы КамАЗа доля татар среди высококвалифицированных рабочих, ИТР и руководителей была очень мала, то сегодня мы с удовлетворением можем сказать, что каждый второй камазовец на всех ступенях иерархии автозавода, его заводов и структурных подразделений — татарин. И это в основном воспитанники КамАЗа, начавшие свою трудовую биографию здесь на родной земле» [Республика Татарстан, 2001].
Вместе с тем результаты исследования 2014 г. свидетельствуют о том, что радикальных изменений в социально-этнической структуре работников объединения не произошло. Доля
216
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
основных этнических групп — русских и татар — в целом сохраняется (в 1990 г. русских было 47,9% в 2014 г. — 49,0%, татар соответственно 38,8% и 35,4%), так же как и соотношение русских и татар в социальной структуре персонала. По-прежнему имеет место некоторый диспаритет в этнической структуре руководителей и специалистов (доля русских в их составе в 1990 г. составляла 60,2%, татар — 28,3%, других национальностей — 11,5%, сейчас соответственно — 59,7%, 28,6% и 11,8%). Социальная структура основных этнических групп представлена в табл. 2. Доля руководителей и специалистов как среди русских, так и среди татар повысилась примерно на 10%.
Таблица 2 Социальная структура основных этнических групп (в %)
Социальный статус 1990 г. 2014 г.
русские татары русские татары
Рабочие 1-2-го разряда 6,5 4,6 3,8 4,1
Рабочие 3-4-го разряда 34,7 49,8 40,3 48,8
Рабочие 5-6-го разряда 23,6 21,8 24,4 23,3
Служащие 8,4 5,5 1,7 2,9
Руководители и специалисты 20,4 10,4 29,9 19,8
Отмеченная в публикации бывшего генерального директора КамАЗа И. Костина мысль о том, что каждый второй среди руководителей и специалистов объединения — представитель коренной национальности, должна быть воспринята не более как публицистическая метафора. Как и сейчас, в те годы татары не составляли половину коллектива. Максимум, что могло свидетельствовать об их профессионально-статусных достижениях, если бы их доля в руководстве и среди специалистов примерно соответствовала их доле среди всего коллектива. В 1990 г. (когда национальность учитывалась в официальных документах работников) татар в коллективе КамАЗа было 38,8%, по данным обследования 2014 г. их 35,4%. Отметим, что по переписи 1989 г. удельный вес татар в г. Набережные Челны был 40,5%, русских — 48,8%, по переписи 2010 г. аналогичные цифры — 47,4% и 44,9%.
Скорее всего, заметные изменения произошли в общественном мнении. Среди ответов респондентов 2014 г. практически отсутствуют нарекания на неравенство в этнической структуре руководства и ведущих специалистов КамАЗа. В то же время, по их мнению, отмечается аналогичный дисбаланс в руководстве города и республики: «Верхние слои руководства во всех государственных учреждениях города, а также в исполкоме должны быть разнонациональные, а не только татары — почти 100%!!!» «Должны быть равные возможности для людей, не имеющих татарские фамилии, при поступлении на работу и для карьерного роста. Как пример, основная масса чиновников — это люди татарской национальности (мэрия, здравоохранение, различные управления и ведомства)». «[Нужно чтобы] в управлении городом, предприятием было татар и русских 50 на 50, а не преобладание татарских фамилий везде» (цитаты из анкет). Действительно, из 34 «первых руководителей Набережных Челнов, их заместителей и начальников управлений Исполнительного комитета города» в 2007 г. татарские
217
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
фамилии имели 25 (73,5%). [Челнинские известия, 2007] В настоящее время это соотношение — 63,6% (21 татарская фамилия из 33) [Официальный сайт...].
Социальная продвинутость, уровень квалификации во многом определяются уровнем образования Можно говорить о резком повышении образовательного уровня персонала. Среднее специальное и высшее образование в 1990 г. имели 40,6% работников, в 2014 г. — 72,8%. Увеличение их доли в основных этнических группах происходило в целом равномерно — более чем на 26% (табл. 3).
Таблица 3 Структура работников КамАЗа по уровню образования (в % к численности основных этнических групп)
Этническая группа 1990 г. 2014 г.
в целом по коллективу русские татары в целом по коллективу русские татары
Неполное среднее 6,4 6,7 6,3 2,4 2,0 2,8
Среднее 52,7 47,0 59,8 23,0 17,3 26,6
Среднее специальное 27,6 31,0 22,7 35,7 38,2 31,1
Высшее, неполное высшее 13,0 15,1 10,9 37,1 41,4 37,3
Существенным параметром, определяющим социальные различия работников отдельных этнических групп, выступает стаж работы на данном предприятии. С ним в решающей степени связаны профессиональное, служебное продвижение, решение жилищно-бытовых вопросов, адаптация к коллективу и т.д. Коренных камазовцев, т.е. работников со стажем 15 и более лет, среди татар в 1990 г. было в 3 раза меньше, чем среди русских. Третья часть работников-татар имела стаж работы на КамАЗе до 5 лет. Сегодня эти соотношения практически выровнены (табл. 4).
Таблица 4 Структура респондентов по стажу работы на КамАЗе (в % к численности основных этнических групп)
Стаж работы на КамАЗе 1990 г. 2014 г.
русские татары русские татары
До 5 лет 27,8 34,4 33,3 38,4
6-10 лет 25,5 33,9 16,9 16,9
11-15 лет 23,0 23,0 13,7 10,2
Более 15 лет 23,6 8,4 34,9 32,8
Социальная структура и темпы социального продвижения коренного этноса во многом объясняются сельскими корнями: в 1990 г. три четверти работников татарской национальности окончили сельскую школу, как правило, национальную, только чуть более десятой части их являлись потомственными горожанами. Среди работников-русских всего треть были выходцами из села, около 40% — из средних и крупных городов. Соотношение числа потомственных горожан
218
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
в двух основных этнических группах было 3:1. В настоящее время численность коренных горожан увеличилась как среди русских, так и среди татар, а их соотношение стало 1,7:1.
В свое время коллектив КамАЗа сформировался за счет как местных жителей, так и приехавших из-за пределов Татарстана. Среди работников — русских уроженцев Татарстана было 35%, среди татар — около 77%. В настоящее время эти соотношения у русских и татар значительно выровнялись: уроженцев Татарстана среди русских 73,5% среди татар — 85,5%. И если в 1990 г. половину коллектива КамАЗа составляли выходцы из республики, то сейчас — три четверти персонала родом из Татарстана.
В 1990-е гг. наряду с изменениями в основных сферах общественного сознания выявилась четкая тенденция к росту этнического самосознания, в том числе и в Татарстане. Динамика изменений у различных этнических групп была неодинакова, темпы их различались. Резкий рост этнического самосознания коренной национальности Татарстана оказался во многом неожиданным не только для других этнических групп в республике, но даже для части самих татар. Естественно, реакция на этот процесс была зачастую болезненной. Подъем этнического самосознания у одной части населения многонационального города Набережные Челны при недостаточной гибкости другой ее части порождал чувство неудовлетворенности у обеих сторон. Такое положение оказывало заметное воздействие на уровень межличностных национальных отношений (табл. 5).
Таблица 5 Удовлетворенность различными сторонами работы в зависимости от этнической принадлежности работника (в %)
Удовлетворенность различными сторонами работы 1990 г. 2014 г.
русские татары русские татары
Условия для роста квалификации, служебного продвижения Удовлетворительные 33,9 33,0 58,4 54,1
Не вполне удовлетворительные 26,2 23,3 19,3 18,0
Не удовлетворительные 18,5 19,0 8,0 8,1
Отношения с непосредственным руководством Удовлетворительные 57,9 54,2 67,2 66,9
Не вполне удовлетворительные 22,4 19,2 13,9 15,1
Не удовлетворительные 8,0 10,9 5,0 2,3
Работа в целом Удовлетворительные 43,8 43,9 70,6 65,7
Не вполне удовлетворительные 32,7 26,3 13,9 16,3
Не удовлетворительные 10,7 14,6 4,2 3,5
В ходе исследования для характеристики состояния межнациональных отношений были выделены два уровня: 1) межличностные отношения работников различных этнических групп непосредственно в трудовых коллективах; 2) межнациональные отношения в целом на КамАЗе.
Характеризуя межэтнические отношения непосредственно в своем трудовом коллективе, работники исходят из личностного взаимодействия конкретных людей различных этнических групп, в оценках сказывается личный опыт взаимоотношений, личные проблемы. В 1990 г. 84,8% ответивших оценивали межнациональные отношения в своем трудовом коллективе как
219
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
вполне нормальные и не вызывающие тревоги: 83,9% среди русских и 85,8% среди татар. В исследовании 2014 г. такую оценку межэтническим отношениям дали 92,4% персонала, в том числе 93,3% русских и 93,0% татар.
В целом на КамАЗе отношения как вполне нормальные и не дающие повода для беспокойства оценили в 1990 г. 48,3% опрошенных: среди русских — 43,1%, татар — 54,4%. В повторном исследовании 2014 г. в условиях социально-политической стабильности и интеграции российского общества межэтнические отношения в объединении оценивают как вполне нормальные и не дающие повода для тревоги 89,1% персонала (90,8% русских и 88,9% татар). Если в первом исследовании почти 40% русских и 29,5% татар отмечали внутреннюю межэтническую напряженность, то в повторном такую оценку дали только 1,7% русских и около 3% татар.
Оценки межнациональных отношений в трудовых коллективах в 1990 г. существенно отличались от оценок ситуации в целом на КамАЗе. В первом случае их источником служил личный, в целом положительный опыт взаимоотношений работников. Во втором — на восприятие значительное влияние оказывало общественное мнение, отражавшее крайнюю политизированность этнического фактора в сложный период распада Советского Союза.
Половина экспертов, давших конкретные рекомендации по улучшению
межнациональных отношений на КамАЗе и в городе, отмечали их единство: «Улучшение межнациональных отношений зависит от той обстановки, что сложится в стране в целом. При росте благосостояния людей национальные проблемы останутся, но не будут занимать того места, на котором они сейчас». «КамАЗ — это тот же город» (цитаты из анкет). Такое отождествление сложилось и на уровне обыденного сознания. В обиходе говорили: «еду на КамАЗ», подразумевая «еду в город Набережные Челны», и наоборот. В этом плане ситуация на КамАЗе и в Челнах была уникальной для всей страны.
В настоящее время ситуация существенно изменилась. С одной стороны, межнациональные отношения в регионе уже многие годы отличаются стабильностью, с другой — КамАЗ, оставаясь градообразующим предприятием, уже в течение многих лет не определяет структуру занятости населения в целом. Кроме автогиганта в городе есть множество других предприятий, в том числе федерального значения. В последние годы на предприятиях обсуждаются преимущественно вопросы социально-экономического характера, тогда как вопросы этнического и этнокультурного порядка стали прерогативой муниципалитетов и городской администрации. Поэтому в анкету 2014 г. был добавлен дополнительный вопрос об оценке межнациональной ситуации в городе в целом. Разница в ответах респондентов показывает, что изменившаяся ситуация нашла отражение в общественном сознании: межэтнические отношения в трудовом коллективе и на КамАЗе в целом оцениваются одинаково, тогда как показатели по городу несколько отличаются, хотя также в целом характеризуются положительно. Как вполне нормальную и не вызывающую тревогу оценили межэтническую ситуацию в городе 84,0% русских и 86,1% татар, считают что «внешне спокойно, но напряженность ощущается» 7,1% русских и 2,3% татар.
220
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
Социально-политическая трансформация, экономические реформы, рост самосознания различных этнических групп находили отражение и непосредственно в трудовых коллективах. В такой ситуации любой конфликт на работе, нарушение социальной справедливости могли переноситься на сферу межэтнических взаимоотношений. Так, степень удовлетворенности профессиональным, служебным ростом, отношениями с руководителем на работе могли сказаться и на восприятии межнациональных отношений. Тем не менее говорить о каком-либо заметном нарушении социальной справедливости в трудовых коллективах по национальному признаку не было оснований даже в 1990 г., а в 2014 г. ситуация выглядит еще более благоприятной. В обоих случаях доля неудовлетворенных различными элементами производственной ситуации по отдельным национальным группам практически одинакова.
Важным аспектом по воздействию на межнациональные отношения является этнокультурная ситуация в городе. В советское время в общественном сознании формировалось мнение, что национальная культура является чем-то архаичным, несовременным и даже ущербным. Однако несмотря на это интерес к национальной культуре в значительной мере сохранялся, а в известных условиях даже актуализировался. Доля русских и татар, испытывающих потребность приобщения к культурам своих народов, в 1990 г. была высокой и практически равной — около 70%. Это расценивалось как хорошая основа для взаимопонимания, взаимодействия и развития этнических культур основных групп населения в городе. Как правило, понимающий и заинтересованный в развитии своей этнической культуры человек более расположен к пониманию и принятию этнокультурных проблем другого народа. В исследовании 2014 г. потребность приобщения к своей этнической культуре выразили 55,5% русских и 50,6% татар, отсутствие такой необходимости отметили почти 23% русских и 31,4% татар.
Сегодня общество стало в большей степени потребительским и менее ориентированным на духовные и культурные ценности. Интересы молодежи различных этнических групп (21% персонала КамАЗа) часто направлены на потребление массовой культуры, они не проявляют особой расположенности к культуре родного этноса (табл. 6).
Таблица 6 Зависимость этнокультурных потребностей от возраста респондентов (2014 г., в %)
Есть ли у Вас потребность приобщаться к своей национальной культуре? Возраст
до 24 лет 25-29 лет 30-34 года 35-39 лет 40-50 лет старше 50 лет
Да 36,3 44,9 45,3 49,2 57,3 65,1
Нет 31,8 23,2 29,7 25,4 29,3 21,7
Трудно сказать 31,6 31,9 25,0 25,4 13,4 13,3
В свое время на качественные аспекты состояния национальной культуры в республике, а тем более в таком молодом городе, как Набережные Челны, должного внимания не обращалось. На то были свои объективные причины. В годы командно-административной экономики возможности развития национальной культуры в республике с автономным статусом были сильно ограничены. Финансовые, материальные ресурсы на развитие культуры
221
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
распределялись в основном из Центра. Руководство народным образованием и культурой в определяющей степени было сосредоточено не в республиканских организациях.
Данные исследования 1990 г. свидетельствуют о неблагоприятной ситуации с развитием национальных культур в городе. Только одна треть русских и четвертая часть татар, испытывающих потребность в национальной культуре, была удовлетворена имеющимися возможностями приобщения к ней. Если такое состояние сложилось с культурой коренной национальности в городе, понятно, что в еще большем забвении оказались культуры других этнических групп. Данные 2014 г. свидетельствуют о существенном повышении удовлетворенности культурных потребностей основных этнических групп, особенно коренной национальности — татар (в 2 и более раза). Это результат многолетних усилий руководства республики, города по повышению функциональной роли родного языка и культуры во всех сферах жизнедеятельности населения.
В новой демократической России, принявшей Закон о языках, появились юридические и фактические возможности для развития национального образования. Если в начале 1990-х гг. в городе практически не было ни одного детского дошкольного учреждения, ни одной общеобразовательной школы, дающей образование и воспитание на татарском языке, то 2012/2013 учебном году 53% детей-татар дошкольного возраста воспитывались в ДОУ на этнически родном языке, 50,5% школьников обучались в школах также на этнически родном языке (татарские гимназии, школы, отдельные классы в русскоязычных школах). [Система учреждений..., 2013: 46, 48].
При этом отмечается более низкая удовлетворенность этнокультурных потребностей русского населения (63,9% по сравнению с 73,3% у татар). Возможно, здесь находит отражение дискутируемый в городе вопрос о востребованности преподавания татарского языка для русскоязычного населения. Определенная часть камазовцев считает, что татарский язык в дошкольных учреждениях и средней школе преподается в слишком больших объемах в ущерб русскому языку: «Прекратить обязательное обучение татарскому языку в средней школе». «Перестать навязывать в садиках, школах изучение татарского языка детям, для которых этот язык не является родным». «Не заставлять детей в школах изучать татарский язык в том объеме, как сейчас (разговорный не помешает, зачем правописание)». «Уравнять фактическое значение языков и культур в республике, уравнять часы обучения в школах, ввести обучение языкам по желанию». «Перестать портить аттестаты наших детей оценками по языку, который не нужен в дальнейшем использовании». «...В школе преподавать русский и татарский языки как государственные и не делать из этого проблему» (цитаты из анкет).
В многонациональном городе, каким является Набережные Челны, важным фактором интенсификации общения, подъема национальных культур выступают национальные культурные центры народов, проживающих в городе. В начале 1990-х гг. таких центров в городе, естественно, не было. Идея об их организации была абсолютно инновационной для того времени, и большинство горожан — работников КамАЗа ее поддержали. Одобрительно отнеслись к такой возможности почти 44% русских работников, более 70% татар, около 58%
222 с
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
чувашей и 41,5% украинцев. В то же время считали, что такие действия «приведут к национальной розни» более 38% русских, 16,6% татар, 15,4% чувашей и почти 44% украинцев.
В 1991-1992 гг. появились первые национальные общины, сейчас большинство из них отметили свои 20-летние юбилеи, т.е. прошли проверку временем. В 2000 г. для них было открыто специализированное здание (ЦНК «Родник»), в котором каждая этническая группа имеет отдельное помещение, оформленное в своих национальных традициях. Практическую востребованность такой формы работы подтверждает мнение респондентов: «Продолжить и распространять работу, какую проводят в ДК «Родник». «Выделить здание, в котором могли бы работать все общины. «Родник» не вмещает всех желающих. Комнатки маленькие. Не всем общинам выделено отдельное помещение... Моя народность уже не может претендовать на помещение. Нет свободных комнат. А иногда хочется пообщаться на родном языке...»«Строить и создавать как можно больше культурных центров». «Поддерживать финансово и развивать культуры малых народов и этнических групп». (Из анкет). По данным исследования 2014 г., одобряют деятельность таких этнокультурных центров, отмечают их вклад во взаимопонимание людей более 66% русских, 72% татар, почти 70% чувашей и около 80% украинцев.
В настоящее время в условиях плюрализма мнений и широкой гласности, информированности людей, особую актуальность в поддержании благоприятных межэтнических отношений приобретает культура общения. Для работников многонационального КамАЗа она означает не столько проводимые мероприятия, сколько процесс действительной, нормальной, соответствующей человеку высокой культуры жизнедеятельности. Культура межэтнического общения — это в конечном итоге искусство жить в современном обществе.
Определенное впечатление о культуре взаимоотношений работников КамАЗа — представителей основных этнических групп можно получить из материалов наших исследований (табл. 7). Обращает на себя внимание, что наиболее часто недружественное отношение к себе из-за своей национальности люди встречают в общественных местах, в транспорте, в магазине, на улице. В особенности это было характерно для 1990-х гг., что рассматривалось исследователями как результат постоянного действия стрессовых факторов, вследствие тотального дефицита и бытовой неустроенности, наложенных на отсутствие элементарной культуры общения [Новикова и др., 1989: 4-5].
Таблица 7 Доля встретивших недружелюбное отношение к себе из-за своей национальности за время работы на КамАЗе (в %)
Вариант ответов 1990 г. 2014 г.
русские татары русские татары
При поступлении на работу 4,8 10,9 6,3 7,0
При повышении разряда, служебном продвижении 4,9 12,7 7.1 5,2
В госучреждениях 11,3 12,6 11,3 7,6
В общественных местах (в транспорте, в магазине и т.д.) 28,1 28,1 19,7 14,5
223
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
Особенность многонационального города и КамАЗа в том, что каждый является не только работником КамАЗа, но и представителем вполне конкретной этнической группы. В этих условиях определяющее значение в межнациональном общении имеет не столько этническая культура, сколько культура отдельного конкретного человека. Культура личности — это и терпимое отношение к иноязыковой ситуации, к иным культурным ценностям, и соблюдение правил общения с людьми в общественных местах, и культура речи, и умение грамотно и ясно выражать свои мысли. В межнациональном общении не может быть мелочей. Это очень деликатная сфера, легко ранимая область человеческих взаимоотношений: «Большехороших и добрых взаимоотношений. Главное — межличностные взаимоотношения как на уровне города, так и на КамАЗе. Через ТВ, радио и печать воспитывать у людей всех национальностей уважение и терпимость к представителям других национальностей, стремление понять и помочь». «Воспитывать у людей всех национальностей уважение, терпимость к представителям других национальностей, желание помочь в их решении. Эта работа эффективна, когда именно представители одной национальности сочувствуют, стараются помочь в решении проблем другой национальности. Ответная реакция обязательно будет адекватная. Это достигается через телевидение, печать, радио». (Из анкет, исследование 1990 г.). «Относиться с уважением к лицам иной национальности». «Быть дружелюбными, более терпимыми и уважающими другие культуры, которые добавляют особый колорит и разнообразие в нашей жизни». «Не конфликтовать, не искать недостатки в нациях...» «С юных лет в семье и школьных учреждениях воспитывать в детях уважение и солидарность к представителям других национальностей» (из анкет, исследование 2014 г.).
Для сохранения стабильно-благоприятных межэтнических отношений развитие культурной сферы города по-прежнему имеет первостепенное значение, и особое внимание необходимо уделять ее этническим аспектам. Важно формировать обстановку взаимного интереса, уважения к культуре другого народа. На эту тему работники КамАЗа постоянно высказываются в своих предложениях: «Правильное интернациональное воспитание, начиная с детсада, возрождение национальных традиций, выпуск литературы на языках народов, проживающих в городе». «Не разделять население по национальной принадлежности, а всемерно развивать национальные культуры и, основываясь на этом, сближать людей, а не противопоставлять их друг другу» (из анкет, исследование 1990 г.). «Приобщать к культуре друг друга, проводить масштабные национальные праздники». «Отмечать праздники не только русских и татар, но и других народов, хотя бы самые важные». «Чаще в средствах массовой информации знакомить с культурным наследием различных народов нашей страны». «Устраивать в парках и скверах мини-праздники, концерты разных народов, рассказывать об обычаях и традициях». «Проекты культурные, фестивали нужно целенаправленно проводить не только в год культуры». «Проводить молодежные мероприятия с конкурсами, связанными с национальными традициями» (из анкет, исследование 2014 г.).
Вместе с тем следует отметить, что сегодня заметная часть опрошенных выражает удовлетворенность результатами деятельности городской администрации в этом направлении:
224
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
«Все, что нужно уже делается». «Отношение в городе к другим нациям хорошее. Оставить все как есть». «Все хорошо в городе, проблем нет».
***
Сравнительный анализ двух социологических исследований, проведенных на КамАЗе с разницей почти в четверть века показал:
1 Заметных изменений в этническом составе работников объединения не произошло. В 1990 г. (когда национальность учитывалась в официальных документах работников) русских в коллективе КамАЗа было 47,9%, татар — 38,8%, по данным обследования 2014 г. русских — 49%, татар — 35,4%.
2 Социально-этническая структура работников вопреки ожиданиям не претерпела существенных изменений (доля русских в составе руководителей и специалистов в 1990 г. была 60,2%, татар — 28,3%, сейчас соответственно — 59,7% и 28,6%). При этом в конце перестройки существующий дисбаланс в этническом составе руководителей и ИТР (специалистов) представлял собой значимый фактор социальной дестабилизации и роста напряженности в межнациональных отношениях как в объединении, так и в городе. К настоящему времени практически та же ситуация воспринимается гораздо более спокойно. Преобладает мнение, что руководящий состав и специалисты должны формироваться не по этническому признаку, а по уровню квалификации. Вероятно, оказывает свое позитивное влияние и тот факт, что в 1990 г. коренных татарстанских русских было 35%, а сегодня — 73,5%. Сегодня нарекания вызывает факт преобладания татарских фамилий в руководстве города и республики.
3 Решающими обстоятельствами, определяющими социальные различия между представителями основных этнических групп являются образование, стаж работы на данном предприятии, а также условия первичной социализации (город-село). Если в 1990 г. основная масса работников-татар (72,5%) пополнялась из сельских районов Татарстана, то сейчас таких менее половины (46,9%), стаж работы на КамАЗе 15 и более лет имеют 34,9% среди русских и 32,8% среди татар, работников с высшим образованием в обеих этнических группах стало больше на 26%.
4 Межэтнические отношения непосредственно в трудовых коллективах КамАЗа всегда характеризовались как «вполне нормальные» и «не вызывающие тревоги» (84,8% в 1990 г., 92,4% в 2014 г.). Их источником служит личный опыт взаимоотношений работников, который мало зависит от общей социальнополитической ситуации в стране.
5 Оценка межнациональных отношений на КамАЗе в целом и в городе, напротив, подвержена влиянию общественного мнения. Она отражает крайнюю политизированность этнического фактора в период перестройки и высокий уровень межэтничесой толерантности в городе и в регионе в современный период. В 1990 г. 33,8% респондентов отмечали, что «напряженность ощущается», а 3,8% что
225
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015
«состояние очень напряженное», в 2014 г. соответствующие цифры свелись к минимуму — 2,5% и 0,2%.
6 Высокий уровень толерантности в межэтнических отношениях во многом можно объяснить соблюдением принципов социальной справедливости в различных сферах производственной деятельности. Во всех рассмотренных случаях (повышение квалификации служебное продвижение, отношения с руководством, работа в целом) доля выражающих удовлетворенность либо неудовлетворенность практически не зависит от этнической принадлежности.
Литература
1 Гарипов Я.З. Межнациональные отношения в полиэтнических трудовых коллективах (на примере КамАЗа). М.: ЦСПиМ, 2013.
2 Новикова Л.Г., Овсянникова А.А., Ротман Д.Г. Стереотипы исторического самосознания // Социологические исследования. 1989. № 5. С. 4-5.
3 Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru (дата обращения — 15.08.2014).
4 Система учреждений образования и молодежи города Набережные Челны: в цифрах и фактах. Набережные Челны, 2013.
226
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №4 (128)
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015