Научная статья на тему 'Монолог в сети: совместность информационно-коммуникативных технологий в политических инициативах российской власти'

Монолог в сети: совместность информационно-коммуникативных технологий в политических инициативах российской власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
62
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ТЕХНОЛОГИИ / POLITICAL COMMUNICATION / INFORMATION TECHNOLOGY / POLITICS / RUSSIAN POLITICS / LAW / POLITICS AND MEDIA / POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шатин Илья Михайлович

В статье предпринимается попытка описания информационно-коммуникативных инициатив российской власти с позиций совместности, представленной в виде отношений между взаимодействующими субстанциями, такими как общество и власть. Основная задача на основе анализа процесса общественного обсуждения закона «О полиции» на специально созданном портале, через применение коммуникативных моделей определить тип коммуникативных взаимоотношений между властью и обществом, с точки зрения их расположения на плоскости между социативностью и комитативностью. В результате размышлений и анализа материалов автор формулирует выводы о качественных характеристиках инициированного российской властью общественного обсуждения законопроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media-space of political communication between society and power in Russian politics: public discussion of the legislative drafts in the internet

The development of modern mass media and new means of communication, their widespread in Russia, and the attention to the new information technology, which is highly noticed on the governmental level, involves Internet technologies in lawmaking process. It brings communication between civil society and power in legislative process. Two legislation acts "Police law" and "Educational law" has already passed throughout the public discussion in Internet before being presented and submitted to the State Duma. Their texts were presented on the special web portals by the initiative of the President. The article provides analysis of the political communication between Russian society and the political power using the examples public law discussions. The author considers the key issues of this phenomenon and its influence on the dynamics of the Russian politics and political culture.

Текст научной работы на тему «Монолог в сети: совместность информационно-коммуникативных технологий в политических инициативах российской власти»

И.М. Шатин

МОНОЛОГ В СЕТИ: СОВМЕСТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВАХ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ

В статье предпринимается попытка описания информационно-коммуникативных инициатив российской власти с позиций совместности, представленной в виде отношений между взаимодействующими субстанциями, такими как общество и власть. Основная задача - на основе анализа процесса общественного обсуждения закона «О полиции» на специально созданном портале, через применение коммуникативных моделей определить тип коммуникативных взаимоотношений между властью и обществом, с точки зрения их расположения на плоскости между социативностью и комитативностью. В результате размышлений и анализа материалов автор формулирует выводы о качественных характеристиках инициированного российской властью общественного обсуждения законопроектов.

Ключевые слова: власть, общество, коммуникация, Интернет, технологии.

«Исследования социально-политической сферы в XXI в., разделяясь и дифференцируясь на отдельные дисциплины, вплотную подошли к той стадии, когда особое внимание уделяется поиску унифицирующих принципов и законов»1, - заявляет немецкий ученый Г. Хакен. Это стремление заставляет обращаться к принципам совместности как способу изучения сложных и самоорганизующихся социальных субстанций, таких как общество и власть в их коммуникативном взаимодействии.

Как утверждает философ и коммуникативист Ю. Хабермас, «задача современной мысли заключена в том, чтобы вычленить, как бы высветить их [коммуникативные аспекты] в реальной коммуникации людей, помогая современному человеку пестовать механизмы

© Шатин И.М., 2012

согласия, консенсуса, убеждения, без которых не может быть нормального демократического процесса»2. Это обстоятельство обусловливает интерес к изучению новых коммуникативных практик взаимодействия общества и власти.

Совместные субстанции предполагают три основных типа различных отношений: «субъект-субъект»; «субъект-объект»; «объект-объект». В соответствии с определением социативности как «равноправного» отношения между совместными субстанциями ее категория исключает тип отношений «субъект-объект», комитативность включает в себя все три типа. Наше внимание сосредоточено на анализе информационно-коммуникативных технологий, используемых российской властью в формировании медиа-пространства политической коммуникации российской власти и общества с позиций совместности.

Особо важным в этой связи представляется анализ практики общественного обсуждения законопроектов в Интернете. На основе анализа их потенциала, с точки зрения изменений в моделях политической коммуникации российского общества и власти, мы постараемся ответить на вопрос о том, является ли инициатива общественного обсуждения законопроектов в Интернете сознательной попыткой политической элиты изменить коммуникативные практики отношений с обществом и найти новые содержательные и равноправные формы коммуникативного взаимодействия или это всего лишь новая информационная оболочка для субъектно-объект-ной коммуникации?

По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 77-е место из 138 стран, участвующих в рейтинге информатизации. Лидерами являются Швеция и Сингапур3. Россию нельзя причислить к странам, готовым к активному внедрению современных информационных технологий в область политики. Однако политическая элита придает немалое значение использованию информационных технологий.

Президент Д. Медведев регулярно общается с гражданами посредством видеоблога и «Твиттера». В ходе пресс-конференции в Сколково президент заявил: «Нужно стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни использовались [информационные] технологии, чтобы легко было получить свидетельство о праве собственности, зарегистрировать необходимые документы, договоры, - для того чтобы общение с бюрократическими инстанциями проходило... через компьютер, через айпад»4.

Публичное обсуждение законопроектов в Интернете - не первая инициатива политической элиты в области современных коммуникаций. Однако, учитывая вызванный проектом сравнительно

высокий общественный резонанс, он наиболее интересен с точки зрения анализа типов и схем коммуникативного взаимодействия власти и общества.

В августе 2010 г., на совещании по реформе МВД, президент анонсировал создание специального сайта - zakonoproekt2010.ru, -заявив, что «законопроект, затрагивающий интересы каждого гражданина, выносится на широкое обсуждение впервые»5. Отдельно подчеркивалась важность обсуждения закона в Интернете наряду с традиционной дискуссией6. В заявлении президента указывалось также, что эта практика будет закрепляться и воспроизводиться в дальнейшем7.

9 февраля 2011 г. президент подписал указ «Об общественном обсуждении проектов федеральных законов». Согласно тексту указа проекты федеральных законов, затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития страны, по решению президента могут быть вынесены на общественное обсуждение8.

Ответственность за процесс обсуждения возлагается на государственные органы, разработавшие законопроект. Указ обязывает их «размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение»9.

Контроль за ходом дискуссии и ответственность за обеспечение граждан «возможностью ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроек-ту»10 также ложатся на министерства и ведомства, отвечающие за разработку законопроекта.

«По истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах его обсуждения»11. Этот пункт призван усилить внимание разработчиков к результатам общественного обсуждения. Однако на практике, как видно из общественного обсуждения закона «О полиции», результатом становится, по сути, сведенные после процедуры обсуждения воедино главы и пункты законопроекта и анализ хода дискуссии.

Интересно, что в указе не упоминается о созданной площадке для обсуждения законопроектов (в том числе закона «О полиции»). Это позволяет предположить, что прописанная в указе схема может претерпевать изменения, а его цель - законодательно

закрепить ответственность чиновников за процесс обсуждения законов.

Анализ структуры и материалов сайта «7акопоргоек12010» (сегодня домен «7акопоргоек12011») позволяет рассматривать процесс обсуждения как форму коммуникативного взаимодействия общества и власти.

Предусмотрено, что тексты законопроектов выкладываются в открытый доступ на сайте. Для участия в обсуждении необходимо пройти процедуру регистрации (возможность отказа в регистрации допускается только в том случае, если имя или прозвище содержат нецензурные выражения). Участникам предлагается высказывать «конкретные замечания и предложения к отдельным статьям, частям статей, а также к главам законопроекта и документу в целом»12.

В августе 2010 г. участники получили возможность голосовать за понравившиеся комментарии. Однако правила умалчивают об этой возможности и не дают гарантий, что набравший большинство голосов комментарий будет учтен. Чуть подробнее на их роли в процессе обсуждения мы остановимся ниже.

Инициатива общественного обсуждения законов на специально созданном портале вызвала значительный интерес при запуске проекта, однако впоследствии он значительно снизился. Для сравнения: обсуждение законопроекта «О полиции» вызвало 20 915 откликов, а законопроекта «Об образовании» - вдвое меньше, 10 912. При этом второй законопроект обсуждался дольше (сроки обсуждения были продлены из-за общественного недовольства результатами дискуссии)13. Итоги публичной дискуссии по законопроекту «Об образовании» так и не были представлены на сайте.

Узнать статистику посещаемости сайта «7акопоргоек12011. га» не представляется возможным, на нем не размещены счетчики посещаемости, а общедоступные сервисы, предоставляющие информацию о посещаемости сайтов, сообщают о невозможности доступа к статистике. Единственным источником данных является аналитический доклад, составленный по результатам обсуждения закона «О полиции». В нем утверждается, что «в обсуждении законопроекта приняли участие не менее 16 тысяч человек, а число выраженных мнений (комментарии и голоса за них) превысило 40 тысяч»14. Авторы доклада в своих выводах отталкиваются от количества голосов, отданных за комментарии. Очевидно, что такой способ оценки посещаемости ресурса вызывает массу вопросов. Невозможно узнать, проводился ли модераторами ресурса учет и последующий анализ социального и экономического статуса респондентов, их образовательного уровня, а также того, сколько времени пользователи проводили на сайте, из каких регионов чаще

фиксировались обращения к сайту. Сообщалось ли президенту о статистике посещений, которая, несомненно, является важным показателем заинтересованности граждан в данной инициативе? Однако об этом ни разу не упоминалось ни в заявлениях президента, ни в итоговом аналитическом докладе.

Примечательно то, кого президент назначил ответственными за процедуру обсуждения закона «О полиции». В их числе были названы «организационный комитет по подготовке проекта закона и экспертный совет МВД по вопросам нормотворчества, а также Администрация президента.»15. Это обстоятельство позволяет предположить, что общественное обсуждение законопроекта «О полиции» имело своей главной целью формирование лояльности граждан, основанной на законодательных изменениях в социально значимой сфере, принятых в популярной форме.

Возможность отслеживать процесс дискуссии имели и представители общественности, как следует из заявления члена Общественной палаты адвоката А. Кучерены: «Поток обращений, который поступает, достаточно велик. Мы вроде нашли форму, спасибо руководству Министерства внутренних дел, они к этому вопросу подключили даже научно-исследовательский институт»16. Однако основной процесс анализа и обработки результатов общественной дискуссии контролировался МВД.

Еще одним обстоятельством, указывающим на субъектно-объ-ектную коммуникативную направленность инициативы, выглядят заданные рамки дискуссии, не предполагающие обсуждения необходимости закона как такового, а также его смысловых проблемных зон. По словам Д. Медведева, дискуссия «должна быть не общей, а абсолютно конкретной, посвященной отдельным разделам, главам, параграфам и соответствующим статьям закона.»17. Это пожелание отражено в упомянутом выше пункте правил обсуждения. Подобный формат налагает существенные ограничения на процесс общественного участия в дискуссии. Большое значение придано самому факту обсуждения, исключая возможность ведения проблемной дискуссии, затрагивающей базовые принципы Закона, широту его юрисдикции, а также его положения в общей иерархии нормативно-правовых документов. Неслучайно важнейшим замечанием экспертов, следивших за ходом реформы МВД, стали упреки в отсутствии концептуальной полноты и завершенности законопроекта18.

«Непрозрачность и закрытость процесса учета поступивших предложений»19 отражается в том, что правилами обсуждения не были описаны и установлены принципы, на основе которых предложения граждан учитывались в окончательном варианте законопроекта.

Обозначенные характеристики процесса общественного обсуждения указывают на то, что новые средства коммуникации, предложенные властью, направлены не на реальное включение общества в качестве равноправного субъекта во взаимодействие в процессе решения важнейших социальных вопросов, а на легитимацию собственных инициатив власти путем ведения декоративной дискуссии.

Несмотря на декларируемую попытку прямого обмена информацией между обществом и политическими элитами, коммуникативная схема общественного обсуждения представляет собой картину классической линейной или циклической моделей коммуникации, описанных Г. Лассуэлом и К. Шенноном и У. Уивером, иначе говоря, «субъектно-объектный» тип связи.

С точки зрения циклической модели, президент, выступающий с инициативой общественного обсуждения законопроектов в Интернете, является коммуникатором, отправляющим сообщение через определенный канал. Граждане - представители различных социальных групп и слоев (выступают в роли реципиента) - декодируют сообщение, в результате чего производится некий эффект, провоцирующий дальнейшую коммуникацию. Важную роль здесь играет «шумовой эффект», рассматриваемый в коммуникативных моделях Шеннона-Уивера.

Источником сообщения здесь также выступают участники общественной дискуссии на сайте, в роли передатчика - модераторы сайта, которые пропускают комментарий на сайте в публичное пространство, каналом коммуникации является портал «Общественное обсуждение законопроектов». Модераторы, образующие первый «шумовой барьер», отсекают те сообщения, которые по какой-то причине не должны стать публичными, контролируя процесс их появления в открытом доступе. Второй «шумовой барьер» - это аналитики, готовящие отчет о результатах обсуждения, представляемый президенту и общественности. В их юрисдикции находятся анализ и выделение ключевых точек общественного внимания, возникших в ходе обсуждения. В конечном итоге контекст дальнейшего обсуждения законопроекта зависит от них.

Примечательно, что под действие обоих «шумовых барьеров» попадают не только участники, которые лишены возможности вести прямой диалог между собой и выражать напрямую свое мнение, поскольку любое сообщение проходит премодерацию и может быть отфильтровано, но также и президент с его инициативой и заинтересованностью в итогах общественного обсуждения. Хотя президент и имеет возможность непосредственно направлять сообщения, предназначенные для общества, получаемая им информация обратного отклика проходит через два барьера.

Это позволяет сделать вывод о том, что в рамках процесса обсуждения законопроекта в Интернете предлагается не диалоговая модель коммуникации, связующая равноправных субъектов коммуникации (соответствующая логике Интернета как интерактивной информационно-коммуникативной технологии), а вещательная модель, где тип связи скорее можно описать как «субъектно-объект-ный».

Общественное обсуждение законопроектов в Интернете как коммуникативная инициатива политической власти представляет собой попытку заполнить коммуникативную пустоту между собой и обществом неким дискурсом, роль которого берет на себя даже не сам законопроект, а факт его обсуждения на сайте. В данном случае перед элитой стоит задача, заключающаяся не в том, чтобы предложить обществу равноправную дискуссию по поводу качества и реальной эффективности готовящегося закона, а в том, чтобы привлечь общественное внимание к собственной инициативе, создав видимость учета общественного мнения.

Учитывая все вышесказанное, в качестве целей данного коммуникативного проекта можно выделить:

- популяризацию инициатив власти в русле проведения необходимых реформ;

- попытку формирования лояльности среди граждан, необходимой для законодательных изменений в значимых социальных областях (структуры охраны правопорядка).

К числу задач данного проекта можно отнести:

- попытку выяснения общественного мнения о проекте и влияния на него;

- создание видимости интереса к законотворческой инициативе власти и учета мнений граждан (т. е. легитимация политических решений).

Иными словами, вынося проект закона «О полиции» на публичное обсуждение, Д. Медведев решал задачи, связанные с подготовкой «почвы» для продвижения законопроектов в важных социальных областях.

Анализ моделей и практик коммуникации, используемых политической властью с позиций совместности, а также оценка существующих форм взаимодействия между обществом и властью в медиапространстве российской политики позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на внешние попытки демократизации коммуникативных практик и связей, последние сохраняют свой «субъектно-объектный», вещательный характер. Если анализировать действие информации на политическую систему, то, согласно подходу Г. Хакена, «смысл сигналу можно приписать только в том

случае, если мы примем во внимание отклик того, кто принял сигнал»20.

Из проанализированной нами практики общественного обсуждения законопроектов в Интернете видно, что отклики граждан по поводу законопроекта не привели к конструктивному и равноправному диалогу, что позволяет говорить о преобладании линейной коммуникации с сохраняющейся «субъектно-объектной» спецификой.

Примечания

Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным явлениям / Пер. Ю.А. Данилова. М.: Мир, 1991. С. 59. Habermas J. The Theory of Communicative Action / Transl. by Th. McCarthy. Boston: Beacon Press, 1984.

См.: Тарасевич Г. Научная карта: Кто готов к цифровому будущему? // Русский репортер. 2011. № 19 (197). С. 43.

Высокие технологии должны облегчить жизнь россиян, считает Медведев [Электрон. ресурс] // Лента новостей, РИА Новости. URL: http://ria.ru/ technology/20110518/376359423.html (дата обращения: 18.05.2011). Проект закона о работе МВД будет обнародован для обсуждения [Электрон. ресурс] // Президент России. URL: http://президент.рф/news/8587 (дата обращения: 20.06.2011).

Президент России Дмитрий Медведев о проекте Федерального закона «О полиции» [Электрон. ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов, 6 августа 2010. URL: http://zakonoproekt2011.ru/#item/1 (дата обращения: 20.07.2011).

Президент России Дмитрий Медведев о проекте Федерального закона «О полиции» [Электрон. ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. URL: http://zakonoproekt2011.ru/#item/1 (дата обращения: 06.08.2011). Подписан Указ об общественном обсуждении проектов Федеральных законов [Электрон. ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/10288 (дата обращения: 09.02.2011).

Указ об общественном обсуждении проектов федеральных законов [Электрон. ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/10288 (дата обращения: 09.02.2011). Там же.

11 Там же.

12 См.: Некоторые замечания, рекомендации и правила общественного обсуждения проектов федеральных законов [Электрон. ресурс] // Общественное обсуж-

10

дение законопроектов. URL: http://zakonoproekt2011.ru/rules (дата обращения: 09.02.2011).

13 См.: Правительство хочет продлить публичное обсуждение закона об образовании [Электрон. ресурс] // Новости мира образования. URL: http://www. eduhelp.info/page/pravitelstvo-hochet-prodlit-publichnoe-obsuzhdenie-zakona-ob-obrazovanii (дата обращения: 22.06.2011).

14 Аналитический доклад по результатам обсуждения Федерального закона «О полиции» [Электрон. ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. URL: http://zakonoproekt2011.ru/#doc/police/10 (дата обращения: 09.07.2011).

15 Президент России Дмитрий Медведев о проекте Федерального закона «О полиции» [Электрон. ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. URL: http://zakonoproekt2011.ru/#item/1 (дата обращения: 06.08.2011).

16 Слушания по проекту Федерального закона «О полиции» в Общественной палате Российской Федерации [Электрон. ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. URL: http://zakonoproekt2011.ru/#doc/police/ (дата обращения: 8.08.2011).

17 Президент России Дмитрий Медведев о проекте Федерального закона «О полиции» [Электрон. ресурс] // Общественное обсуждение законопроектов. URL: http://zakonoproekt2011.ru/#item/1 (дата обращения: 06.08.2011).

18 См.: Заявление Рабочей группы правозащитных организаций по реформе МВД: закон «О полиции» не отвечает интересам общества [Электрон. ресурс] // Общественный вердикт. URL: http://www.publicverdict.org/topics/police/9026. html (дата обращения: 07.03. 2011).

19 Там же.

20 Хакен. Г. Указ. соч. С. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.